Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны

Красильникова Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Торгово-экономический журнал *
Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Красильникова Е.А. Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны // Торгово-экономический журнал. – 2015. – Том 2. – № 4. – С. 233–246. – doi: 10.18334/tezh.2.4.590.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26375879
Цитирований: 15 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы экономического развития Российской Федерации; обозначаются особенности современной российской экономики. На основе анализа оборота оптовой и розничной торговли в РФ и Уральском федеральном округе, состава и структуры предприятий Свердловской области по организационно-правовым формам и других показателей оцениваются особенности развития региональных торговых организаций.

Ключевые слова: региональная экономика, товародвижение, валовый региональный продукт, валовый внутренний продукт

JEL-классификация: R10, O11, L81, O12



Анализ индексов физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации за последние 5 года показывает постоянное снижение этого показателя со 104,5% в 2010 г. до 100,6% в 2014г. [1]. В связи с этим можно говорить, минимум, о продолжающейся тенденции существенного торможения темпов роста экономики нашей страны (ситуации стагнации), а по оценкам многих экспертов – и об экономическом кризисе. По мнению специалистов, ученых РАН, низкие темпы экономического роста и связанные с ними сокращение притока инвестиционных ресурсов и торможение динамики роста доходов категорически неприемлемы для современной России. В ближайшие годы стране необходимо решать острые проблемы, связанные с многолетним недофинансированием как производственной, так и социальной инфраструктуры [2].

В современных рыночных условиях проблеме оптимизации процесса движения товаров от производителя к потребителю уделяется особое внимание. Связано это с тем, что по данным различных исследователей затраты на товародвижение колеблются от 15 до 25% суммы продаж [3].

Товародвижение связано с инфраструктурой, необходимой для организации товаропотока, уровень развития которой сегодня делает невозможным оптимизацию затрат на нее. Согласно мнению ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, одним из важных стратегических векторов и факторов экономической динамики для России должно стать ускоренное развитие инфраструктурных отраслей [4]. Это необходимо для нивелирования проблем, связанных с затруднениями нормального перемещения грузопотоков по территории России.

Особенностью современной российской экономики является чрезвычайно высокий уровень технологической неоднородности. Она проявляется в сосуществовании отраслей, опирающихся в своем развитии на ресурсы, которые существенно различаются по своим качественным характеристикам (высококвалифицированные и неквалифицированные кадры, современное и устаревшее оборудование, сырье и материалы, удовлетворяющие специальным требованиям потребителя и «универсального» применения). Низкая доходность инвестиций в одной части экономики – непреодолимый барьер на пути структурно-технологической модернизации соответствующих отраслей в режиме рыночного перелива капиталов. Наоборот, высокая доходность производственной и инвестиционной деятельности другой группы отраслей определяет гипертрофированный рост их доли в структуре экономики, экспортную ориентацию производства (вследствие узости внутреннего рынка), избыток неиспользуемых финансовых ресурсов, который поддерживает отток капитала из страны [5]. В этих условиях структурно-технологическая модернизация экономики не может ограничиваться только установкой на создание новых «прогрессивных» секторов, поскольку это способно усугубить воспроизводственный кризис в других отраслях экономики, который будет прямым следствием растущей качественной неоднородности экономики и, как минимум, значительно снизит общеэкономический эффект проводимой политики. Экономическая политика должна решить задачу новой индустриализации, в ходе которой потребуется устранить технологическое отставание ряда отраслей российской экономики, сформировать режим интенсивного обновления капитала, создать значительное количество новых инновационных направлений роста [6].

Чрезмерная социальная дифференциация, сложившаяся в стране, является отчасти продолжением структурных диспропорций в экономике (Майорова, Никишин, 2014). В частности, на 20% наиболее богатых домохозяйств страны приходится 47% располагаемых ресурсов всех домохозяйств, а у 73% работников российских организаций заработная плата ниже средней заработной платы по экономике [7].

В экспортно-ориентированных секторах, большинство из которых также достигли экспортного паритета по внутренним ценам, ситуация существенно лучше. Одной из причин сохраняющегося высокого уровня дифференциации в уровне доходов являются разрывы в уровнях относительных цен, когда цены на продукцию в одних видах деятельности формируются по принципу соответствия мировым, а в других – находятся на все еще существенно более низком уровне, чем мировые [8].

Чрезмерная пространственная дифференциация экономики проявляется в большой разнице доходов населения наиболее и наименее развитых регионов, которая составляет 60 раз по показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и 150 раз по объему инвестиций [9]. Современное финансовое состояние субъектов федерации, и в еще большей степени муниципалитетов (в лице органов местного самоуправления), практически исключает даже проработку серьезных проектов развития, если эти проекты не предусматривают внешней поддержки деньгами со стороны федерального правительства или, в очень редких случаях, крупного бизнеса. Пространственные разрывы не позволяют использовать потенциал имеющейся российской территории. Ликвидация межрегиональных различий требует анализа региональных связей, поэтапного выстраивания стратегии развития отдельных территорий. Эта задача не может быть решена без использования комплексной экономической политики, позволяющей связать цели развития отдельных регионов с задачами, стоящими перед всей страной [10].

Анализируя экспортно-импортные направления товародвижения (таблица 1), необходимо отметить, что если в 1999–2005 гг. основным источником роста российской экономики был экспорт, который обеспечивал около 50% прироста ВВП, то в 2006–2008 гг. вклад экспорта в прирост ВВП в этот период снизился до 17%. Тем не менее в эти три года (несмотря на то, что они включают предкризисный 2008 г.) темпы прироста ВВП возросли по сравнению с предшествующим семилетием и достигли (в среднем) 7,3% в год. В 2006–2007 гг. рост инвестиций практически приблизился к 20% в год, потребление в эти годы возрастало темпом 12–14% [11].

Отличия в розничной торговле столицы и регионов весьма заметны. Однако наиболее развитые региональные сети энергично догоняют московских коллег (Тюник, Никишин, 2015). И особенно показателен в этом отношении Екатеринбург (центр Зауралья). В Свердловской области динамика торговли опережает среднероссийские показатели. Оборот розничной торговли за 2014 год – 646 млрд рублей, темп роста оборота – 110%, что на 5,6 % выше, чем в среднем по России.

Таблица 1

Оценка потенциала экономического роста в России до 2030 г. [12]

Оценка потенциала экономического роста в России, %
2013–2015
2016–2020
2021–2025
2026–2030
Валовой внутренний продукт
6,1
7,0
4,6
4,1
в том числе:
расходы на конечное потребление
6,0
5,2
4,4
4,0
- домашних хозяйств
7,0
6,2
5,1
4,5
- государственного управления
3,4
2,0
1,5
1,5
- некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
1,8
1,0
0,5
0,5
Валовое накопление
13,9
11,2
4,6
3,2
в том числе:
основного капитала
11,6
11,6
4,6
3,1
Экспорт
2,1
3,3
4,1
4,6
Импорт
9,7
5,9
3,4
2,5

За последние 10 лет оборот оптовой торговли РФ увеличился более чем в 7,5 раз, оборот Уральского федерального округа – в 8,7 раз, а Свердловской области – в 9,4 раза. Таким образом, до кризиса оборот оптовой торговли Свердловской области рос более высокими темпами, и, как следствие, его доля как в товарообороте страны, так и в товарообороте федерального округа росла. Однако в кризисный и посткризисный периоды Свердловская область сдала свои позиции.

Таблица 2

Оборот оптовой торговли в РФ и Уральском федеральном округе, млн руб.

Наименование
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Российская Федерация
4256807,7
15625962,9
31136362,4
28258755,1
31976222,1
Уральский Федеральный округ
322793,6
1678435,5
2 677 938,1
2399555,4
2830599,6
Курганская область
7106,8
21899,4
42092,3
40198,6
49115,5
Свердловская область
143709,8
619842,2
1413229,9
1211679,7
1354160,4
Тюменская область
63862,0
786310,3
738728,1
709878,7
904532,2
Ханты-Мансийский автономный округ
39747,8
112149,6
186513,3
171893,9
235773,4
Ямало-Ненецкий автономный округ
5545,8
66631,9
134867,0
143882,5
170732,0
Челябинская область
108115,0
250383,6
483887,8
437798,4
522791,4
Доля Уральского федерального округа в товарообороте РФ, %
7,58
10,74
8,60
8,49
8,85
Доля Свердловской области в товарообороте РФ, %
3,38
3,97
4,54
4,29
4,23
Доля Свердловской области в товарообороте Уральского федерального округа, %
44,52
36,93
52,77
50,50
47,84

Темп прироста оборота оптовой торговли в Свердловской области составляет:

- в 2013 г. по отношению к 2012 г.:

-14,3% = (1211679 / 1413229,9 - 1) ∗ 100

- в 2014 г. по отношению к 2013 г.:

+11,8 = (1354160,4 / 1211679,7 - 1) ∗ 100

В последние годы в Свердловской области темп роста оборота оптовой торговли отстает от роста розничной торговли. С одной стороны, это положительный фактор, так как снижается звенность товародвижения, что теоретически должно сказаться на ценах (их снижении). Чем меньше посредников, тем ниже должна быть цена. Однако индекс цен в Свердловской области преимущественно превышает значение этого показателя в целом по России.

Следовательно, снижение звенности не способствует снижению цен, а, возможно, и наоборот. При значительном сокращении числа оптовых предприятий (посредников) ослабевает конкуренция на рынке; остающиеся игроки, ощущая отсутствие ценового давления, постепенно повышают торговые надбавки. Таким образом, для сохранения устойчивости потребительского рынка, для повышения его конкурентности необходимо способствовать увеличению числа предприятий оптовой торговли (Тимирьянова, Красильникова, Каримова, и др., 2013; С. 84).

Тем не менее положительным является то, что темп прироста оборота и розничной, и оптовой торговли в Свердловской области выше, чем в общем по РФ. Не зря среди субъектов РФ потребительский рынок Свердловской области занимает 4 место по объему оборота оптовой и розничной торговли и 1 место в УрФО. Но, как уже сказано выше, оптовая торговля на Урале сильно отстает от розницы. Это объясняется тем, что оптовой торговле в Свердловской области мешают развиваться дороги и склады: те и другие находятся в удручающем состоянии. Сильными сторонами Свердловской области являются возрастающая инвестиционная привлекательность, рост доходов населения, развитость промышленности, а также наличие группы крупных оптовых компаний, которые уже сейчас выходят на федеральный рынок. Слабости региона – плохое качество дорог, недостаточно профессиональная работа таможни, отсутствие складов категории «А» и «В+», отсутствие квалифицированного логистического персонала и административные барьеры. Последние не позволяют бизнесменам-оптовикам оперативно решать вопросы приобретения земель под строительство складов. Именно взаимодействие с администрациями является одной из главных проблем отрасли.

Для улучшения состояния оптовой торговли поддержку должны получить крупные оптовые компании: необходимо создать механизм налоговых преференций для тех, кто готов инвестировать в строительство складских площадей и развитие логистики. Кроме того, следует сократить время оформления документов на выкуп земли, возродить оптовые ярмарки и, наконец, объяснить Уральской таможне, что она не контролирующий, а исполнительный орган.

Если рассматривать ситуацию в общем, по РФ, то число организаций, осуществляющих оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, составляет 605000 единиц, число хозяйствующих субъектов розничной торговли – 253377 единиц. Это значит, что предприятий оптовой торговли по РФ в 2,4 раза больше, чем предприятий розничной торговли (Тимирьянова, Красильникова, Каримова, и др., 2013; С. 85). Тогда как по Свердловской области оптовых предприятий в 5 раз больше, чем розничных.

Оборот организаций, занимающихся торговым видом деятельности, в 2010 году составил 535 622 329 тыс. рублей, из них оборот торговли автотранспортными средствами равен 13 802 533 тыс. рублей. Это составляет 2,6% от общего оборота. Большую часть оборота также занимает оптовая торговля – 445 054 084 тыс. рублей, или 83,1%. Розничная торговля занимает 14,3%, это 76 765 712 тыс. рублей.

Екатеринбург уникален сравнительно низкой долей в товарообороте вещевых и продуктовых рынков. Оборот продовольственной торговли, проходящей через рынки, составляет в Екатеринбурге менее 20%.

Крупнейшие продуктовые сети города не уступают по размерам многим московским сетям. Так, в сети «Купец» насчитывается около 30 магазинов, в сети супермаркетов «Кировский» – 40.

Если рассматривать торговые предприятия Свердловской области по форме собственности (таблица 3), то большая часть предприятий – в частной собственности, а именно 79 639 единиц из 81 047, то есть 98,3%. В государственной собственности находится 54 торговые организации, из них 36 – в федеральной собственности, 18 – в собственности субъектов РФ. 435 предприятий имеют иностранную собственность, а 279 – совместно российскую и иностранную собственность.

По организационно-правовым формам по состоянию на 1 января 2011 г. 79 904 предприятия торговли являются хозяйственными товариществами и обществами. Из них 2481 – акционерные общества, 77418 – общества с ограниченной ответственностью, 4 – общества с дополнительной ответственностью и только одно полное товарищество, 141 предприятие является унитарным.

Таблица 3

Структура торговых предприятий Свердловской области по организационно-правовым формам по состоянию на 01.01.2014

Организационно- правовая форма
Количество, единиц.
Удельный вес, %
Всего предприятий торговли
81047
100
из них унитарные предприятия
141
0,2
Хозяйственные товарищества и общества
79904
0,0
в том числе:
- полные товарищества

1

0,0
- акционерные общества
3483
4,3
- товарищества с ограниченной ответственностью
77418
95,5
- общества с дополнительной ответственностью
4
0,0

Торговля всегда была индикатором развития экономики, а ее уровень, объем товарооборота – характеристикой платежеспособности населения, уровня жизни людей.

Но есть ряд существенных недоработок, и основной проблемой для Свердловской области была и остается концентрированность основного товарооборота в центре и в крупных городах региона. Если в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Заречном, Каменске-Уральском оборот розничной торговли на душу населения в первом квартале 2011 года составлял от 86 тыс. рублей (Екатеринбург) до 24 тыс. руб. (Каменск-Уральский), то в Камышлове, Ачите, Староуткинске – 4–6 тыс. рублей. Причина не только в разрыве в доходах населения, но и в качестве торгового обслуживания, ассортименте товаров, количестве торговых площадей (Тимирьянова, Красильникова, Каримова, и др., 2013; С. 85).

Особенно остро эта проблема стоит для сельских территорий. В среднем на каждую тысячу сельчан приходится 260 кв. м. торговых площадей (разрыв с Екатеринбургом в 2,5 раза), а качество торговых заведений просто несопоставимо.

Например, 137 352 предприятия находится в Екатеринбурге (из общего количества предприятий 186 094). Это составляет 73,8%. А также в таких крупных городах Свердловской области, как Нижний Тагил (7504), Первоуральск (3860), Каменск-Уральский (2842) и Верхняя Пышма (2476).

Эти проблемы, в свою очередь, являются следствием более мелких проблем, таких как ограниченный доступ к финансированию; неустойчивость рынка; жесткая конкуренция. Наряду с этими, основными препятствиями являются такие сдерживающие факторы, как несоразмерный уровень риска и доходности; административные барьеры; чрезмерное налогообложение, несовершенство законодательной базы и коррупция. Оптовой торговле в Свердловской области мешают развиваться дороги и склады, которые находятся в удручающем состоянии.

С учетом всех описанных выше прогнозируемых оценок можно сделать следующие выводы. По прогнозам ученых РАН, объем импорта к 2030 году с учетом проведения «Новой экономической политики» сократится в 4 раза. Величина экспорта вырастет более чем в 2 раза. Данные оценки, по нашему мнению, весьма оптимистичны. Цифры необходимо рассматривать в разрезе статей как импорта, так и экспорта. Следует учитывать открытость российских рынков для стран – участников ВТО, членом которой Россия стала в августе 2012 г. Следует также брать в расчет и продовольственное эмбарго, явившееся результатом экономических санкций (Журкина, Уханова, Никишин, 2015), введенных в августе 2014 года на год и в июне 2015 года продленных еще на такой же период. В разрезе описанных проблем и тенденций развития экономики РФ необходимо выстраивать оптимальные каналы товародвижения с учетом минимизации затрат и повышения рентабельности.

[1] Сайт Федеральной службы государственной статистики.

[2] Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.

[3] Система профильного тестирования – Маркетинг: Блок 7. Распределение товаров и товародвижение // Энциклопедия маркетинга.

[4] Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.

[5] Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.


Источники:

Журкина, Л.С., Уханова, Ю.А., Никишин, А.Ф. (2015). Влияние политики импортозамещения на торговлю Российской Федерации. Инновационная наука, 1(5), 103–105.
Майорова, Е.А., Никишин, А.Ф. (2014). Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций. Научные труды SWorld, 26(4), 23–24.
Тимирьянова, В.М., Красильникова, Е.А., Каримова, А.И., и др. (2013). Моделирование процесса товародвижения и оценка его эффективности в регионе. Уфа: Принт.
Тимирьянова, В.М., Красильникова, Е.А., Рузанкин, С.О., и др. (2014). Оценка эффективности товародвижения в экономике регионов. Экономика и управление: научно-практический журнал, 1, 65–70.
Тюник, О.Р., Никишин, А.Ф. (2015). Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В книге Проблемы социально экономического развития регионов (С. 35–37). Уфа: Аэтерна.
Новая экономическая политика: Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (2013). Москва.
Сайт РБК.
Сайт Федеральной службы государственной статистики.
Система профильного тестирования – Маркетинг: Блок 7. Распределение товаров и товародвижение // Энциклопедия маркетинга.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:34:50