Проблемы государственного регулирования цен на российском рынке автомобильного топлива в контексте социально-экономической безопасности России

Колпакова И.А.1
1 Институт экономики РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Колпакова И.А. Проблемы государственного регулирования цен на российском рынке автомобильного топлива в контексте социально-экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 4. – С. 1301-1320. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119513.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929829

Аннотация:
В статье рассматривается ситуация на российском рынке автомобильного топлива, обострившаяся к концу лета 2023 г. Анализируются причины быстрого роста оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо, а также его воздействие на социально-экономическую безопасность России. Рассматриваются меры правительства РФ, воздействующие на цены на российском рынке автомобильного топлива. Оценивается их своевременность, последовательность и эффективность в отношении снижения угроз социально-экономической безопасности России. Показано, что в отсутствии внятной концепции государственной ценовой политики как части стратегии социально-экономического развития, России в условиях открытой рыночной экономики регулирование цен на высокомонополизированном рынке автомобильного топлива сводится к принятию серии непродуманных и неэффективных решений, приводящих к противоречивым результатам с точки зрения снижения угроз социально-экономической безопасности России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, цены, государственное регулирование цен, государственная ценовая политика, цены на автомобильное топливо

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания Рег. № НИОКТР 121030500096-5; Рег. № ИКРБС «Новые вызовы и угрозы социально-экономической безопасности: меры бюджетно-финансового регулирования».



Введение. Государственное регулирование цен как антикризисная мера, снижающая степень угроз социально-экономической безопасности России, стало особенно активно и широко использоваться в период пандемии Covid-19 и затем в период с начала СВО, когда чрезвычайно усилилось санкционное давление на экономику страны. Меры по регулированию цен, предпринятые органами экономического управления России, внесли свой вклад в снижение влияния ценовых шоков на экономику и уровень жизни населения и способствовали таким образом укреплению социально-политической стабильности в стране. Однако отсутствии внятной концепции государственной ценовой политики как части стратегии социально-экономического развития России в условиях открытой рыночной экономики регулирование цен на высокомонополизированном рынке автомобильного топлива сводится к принятию серии непродуманных и неэффективных решений, приводящих к противоречивым результатам с точки зрения снижения угроз социально-экономической безопасности России.

Целью исследования является критическое рассмотрение причин и последствий нарастания кризисных процессов на внутрироссийском рынке автомобильного топлива в 2023-м году, а также мер государственного регулирования цен на бензин и дизель с точки зрения их своевременности, последовательности и эффективности и разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования цен в России для снижения угроз социально-экономической безопасности России.

Задачи исследования:

– рассмотрение причин и последствий нарастания кризисных процессов на внутрироссийском рынке автомобильного топлива в 2023 году;

– выявление места регулирования цен на российское автомобильное топливо в системе регулирования цен в России;

– анализ влияния налогового маневра в нефтегазовой отрасли и нового механизма сдерживания цен на автомобильное топливо;

– анализ мер и методов по урегулированию кризисной ситуации на российском рынке автомобильного топлива.

Предмет исследования – взаимосвязь государственного регулирования цен на российском рынке автомобильного топлива и обеспечения социально-экономической безопасности России.

Объект исследования – цены на российском рынке автомобильного топлива.

Положения исследования, содержащие научную новизну:

– выявлены причины роста цен на автомобильное топливо в середине 2023 года;

– определены меры, повлиявшие на усиление воздействия внешнего фактора на рост цен автомобильного топлива в России;

– проанализированы меры правительства РФ, принимаемые в течение 2023 года, воздействующие на цены российского автомобильного рынка, и показана их непродуманность в отсутствии стратегического подхода к разработке государственной ценовой политики как части стратегии социально-экономического развития страны.

В ходе исследования используются следующие методы научного исследования: анализ, синтез, сравнительный анализ, статистические методы.

Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации, официальной информацией министерств и ведомств, а также материалами ведущих ученых-экономистов.

Практическая значимость исследования: предложения по совершенствованию государственного регулирования цен в России могут быть использованы в качестве рекомендаций по снижению угроз социально-экономической безопасности России.

Основная часть. Государственное регулирование цен как антикризисная мера, снижающая степень угроз социально-экономической безопасности России, стало особенно активно и широко использоваться в период пандемии Covid-19 и затем с начала СВО, когда чрезвычайно усилилось санкционное давление на экономику страны. Как показал анализ, и во время пандемии и в начальный период санкционной войны, меры по регулированию цен, предпринятые органами экономического управления России, внесли свой вклад в снижение влияния ценовых шоков на экономику и уровень жизни населения, способствуя таким образом укреплению социально-политической стабильности в стране [9; 22]. Одним из показателей действенности предпринятых мер и достаточной эффективности используемых методов стало снижение темпов инфляции в экономике, о чем свидетельствует факт, что в середине 2023 года индекс потребительских цен был одним из самых низких в мире и составлял 3,5% в годовом выражении [13].

Однако, экономические процессы второй половины 2023 года вновь обострили внимание к регулированию цен российским государством. К концу августа 2023 года ситуация на рынке автомобильного топлива, которая до тех пор не вызывала опасений, вышла из-под контроля. Данные таблицы 1 показывают, что с января 2023 года по середину сентября оптовые цены на автомобильный бензин выросли в 2 с лишним раза. При этом, в оптовом сегменте автомобильного бензина наблюдался резкий скачок цен в феврале 2023 года на 28,7% (период начала действия с 5 февраля 2023 года санкций по потолку цен на нефтепродукты, установленного странами Запада). Далее ежемесячный рост оптовых цен на бензин был стабильно высоким, когда каждый месяц рост колебался в диапазоне 5,5-9,6%, за исключением августа. В оптовом сегмент дизельного топлива в начале года наблюдались те же тенденции, когда в феврале рост цен составил 11,4%. Затем рост оптовых цен замедлился, но с июля начался особенно быстрый рост – от 12,3 до 14,3%% в месяц. В результате этого «ралли» оптовых цен дизельного топлива выросли к середине сентября в 1,75 раз по сравнению с январём 2023 года.

В розничном сегмент ситуация с ценами была намного спокойнее. Цены на автомобильный бензин вплоть до апреля 2023 г. практически не росли. Но с июня рост цен набрал темп и ежемесячно равномерно увеличивался на 1,5-2,2%. К середине сентября это увеличение уже превысило темп инфляции на 4,68%.

Розничные цены на дизельное топливо в первые месяцы 2023 года даже снижались. Снижение этих цен за январь-май 2023 года составило 1,4%. Но с июня начался их рост, сначала медленный и равномерный – на 0,3% в июне и на 0,8% в июле, а в августе-сентябре уже более быстрый – на 4,1% в августе и на 4,5% в сентябре (табл. 1). В итоге уже к сентябрю рост цен на дизельное топливо тоже обогнал темп инфляции, но на меньшую величину – на 4,18% [3].

Таблица 1. Динамика цен на автомобильное топливо в России по месяцам 2023 г.


Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
(19 сент)
Δ сент. к янв. в %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Автомобильный бензин АИ-92
Оптовые цены (руб./т)

33402

42979

46027

48550

53105

57726

63262

63431

68372

204,7
Δ месяц к месяцу в %
100,0
128,7
107,1
105,5
109,4
108,7
109,6
100,3
107,8
х
Розничные цены (руб./л)

47,18

47,14

47,17

47,21

47,65

48,37

49,44

50,55

51,41

109,0
Δ месяц к месяцу в %
100,0
99,9
100,1
100,1
100,9
101,5
102,2
102,2
101,7
х

Дизельное топливо (летнее)
Оптовые цены (руб./т)

42681

47527

48227

50175

50829

51181

57473

65714

75036

175,8
Δ месяц к месяцу в %
100,0
111,4
101,5
104,0
101,3
100,7
112,3
114,3
114,2
х
Розничные цены (руб./л)

58,94

58,54

58,30

58,17

58,17

58,33

58,80

61,19

63,96

108,5
Δ месяц к месяцу в %
100,0
99,3
99,6
99,8
100,0
100,3
100,8
104,1
104,5
х
Источник: [7; 18; 19].

Хуже всего было то, что резкое повышение оптовых и розничных цен сопровождалось дефицитом на рынке дизельного топлива, о чем громко заявляли прежде всего аграрии. Возникла угроза для продовольственной безопасности, так как в конце лета и начало осени идут уборочные работы в сельском хозяйстве страны, что в разы увеличивает потребность в этом виде топлива. Нарушение процессов в аграрном секторе связано к тому же с проблемой обеспечения промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также создает риски сокращения доходов бюджета от экспорта сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, снижения возможностей государственной поддержки социально-экономического развития страны. Рост цен на автомобильный бензин помимо подорожания транспортных услуг, являющихся важной статьёй издержек практически любого бизнеса, всегда отрицательно влияет на доходы предпринимателей, а также остро ощущается населением страны, владеющим автомобильным транспортом.

Таким образом, снижаются возможности инвестирования в экономику и уровень жизни широких слоев населения. Все это делает актуальным анализ факторов роста цен на автомобильное топливо и возможностей государственного регулирования этих цен с точки зрения обеспечения социально-экономической безопасности России.

Место регулирования цен на российское автомобильное топливо в системе регулирования цен в России. Либерализация цен в России, проводившаяся с 1992 года, привела к установлению свободы ценообразования в экономике России. Как известно из экономической теории, включающей достижения концепций неоклассического синтеза, монетаризма, институционального направления, полной свободы в установлении цен в рыночных экономиках не бывает. Так или иначе, в том или ином объеме, по тем или иным направлениям экономической деятельности или видам продукции цены в государствах с рыночной экономикой регулируются специальным законодательством, исполнение которого контролируется уполномоченными государственными институтами. В России стремление к освобождению цен от регулирования было связано со стремлением либеральных политических деятелей, находившихся с начала 1990-х годов у власти, избавиться от казавшегося им обременительного наследия социалистической экономической системы – планового ценообразования, препятствовавшего переходу к рынку. В результате непродуманной ценовой политики в условиях распада Советского Союза, России пришлось пройти через период разрушительного воздействия гиперинфляции, когда рост цен за 1990-е годы по многим продуктам превысил сотни тысяч раз. Можно понять почему именно в середине 1990-х годов начинается разработка концепции и стратегии экономической безопасности в России [3], которая затем в 2000-х годах продолжила развиваться, и была расширена в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года» [4]. Несмотря на стремление экономического руководства избежать риски гиперинфляции социально-экономического развития, проблемам государственного регулирования цен, как фактора, снижающего степень угроз экономической безопасности, внимание практически не уделялось.

Тем не менее, в России была создана институциональная система государственного регулирования цен в рыночной экономике, которая в основных чертах повторяла модели, функционирующие в развитых странах с рыночной экономикой. В Конституции Российской Федерации установлено право государства разрабатывать основы ценовой политики (Ст. 71, п. «ж») [1]. Нормативная база государственного регулирования цен включает большое количество законов, подзаконных актов и других нормативных материалов [11, с. 71]. Многие правила установления цен и механизмы воздействия на цены содержатся и в Налоговом кодексе РФ (часть вторая). В России государственное регулирование цен осуществляется по двум основным направлениям, которые имеют свою специфику, свою законодательную базу, свои рычаги управления.

Первое направление затрагивает регулирование цен на товары, обращающиеся на рынке в условиях свободной конкуренции – это регулирование цен на социально значимые продукты – продукты питания, входящие в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ [22]. Кроме того регулируются цены на лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (список ЖНЛВП).

Второе направление затрагивает цены (тарифы) инфраструктурных компаний, которые осуществляют свою деятельность в условиях естественной монополии – транспортировка и распределение природного газа населению и промышленным потребителям: услуги ЖКХ по водо- и теплоснабжению; снабжение и распределение электроэнергии населению и промышленным потребителям; тарифы железнодорожного транспорта и т.п. [15]. По этому направлению в Федеральном бюджете ежегодно устанавливается показатель индексации цен (тарифов), который ориентируется на ИПЦ, но в зависимости от состояния в том числе показателей социально-экономической безопасности он может превышать этот уровень или быть ниже его и несколько различается по регионам [22, с. 236-237].

Методы регулирования цен государством делятся на прямые и косвенные. Прямые – это методы, непосредственно ограничивающие размер цены за счет регламентации либо ее общего уровня, либо составных частей. Косвенные – это методы, влияющие на уровень и динамику цен опосредованно: через воздействие на финансово-экономические факторы и условия хозяйственной деятельности. Среди таких косвенных методов основное место занимают налоговые методы – установление того или иного уровня или количества налогов влияет на общий уровень цены [10, с. 278-279].

Аналогичным образом действуют и таможенно-тарифные методы, так как размер пошлины также учитывается в цене. Меняя размер и количество налогов и пошлин можно достигать поставленных целей по регулированию цен и, соответственно, достигать целей в социально-экономическом развитии. Именно эти методы стали основными в регулировании государством цен на российском рынке автомобильного топлива.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли и новый механизм сдерживания цен на автомобильное топливо. Необходимо отметить высокую значимость уровня и динамики цен на автомобильное топливо для положения дел в экономике, а также в социальной сфере. Это определяется следующими обстоятельствами: во-первых, цены на автомобильное топливо являются существенным элементом издержек производства и обращения практически всех товаров, производимых в стране и, следовательно, оказывают существенное воздействие на воспроизводственные процессы в экономике, на инфляционные процессы; во-вторых, уровень цен на автомобильное топливо определяет размер расходов населения на личный транспорт и в определённой степени влияет на уровень жизни населения.

Цены на автомобильное топливо не входят в разряд прямо и непосредственно регулируемых государственными органами. Однако, отмеченная выше высокая значимость для социально-экономического развития этих цен не позволяет руководству страны оставлять без внимания их динамику. Формально оставаясь нерегулируемыми, эти цены часто в новейшей российской истории служили предметом особых неформальных договоренностей между правительством и российскими нефтяными магнатами об их временном сдерживании или снижении. В первом десятилетии ХХI века подобное случалось неоднократно и, скорее всего, соответствующие компании получали определённую компенсацию за послушание. Вместе с тем случалось, что в виде воздействия на топливные цены эффективно срабатывал метод «президентского недовольства». Так, например, в конце 2008 года во время мирового экономического кризиса, вызвавшего обвальное падение мировых цен на нефть, цены на бензин на российском рынке не только не снизились, а продолжали расти и только возмущение этим фактом Д.Н. Медведева, в бытность президентом Российской Федерации заставило переломить эту тенденцию. Все это является косвенным свидетельством высокого уровня монополизации российского рынка автомобильного топлива в начальный период становления рыночной экономики в России. На демонополизацию этого рынка и были направлены определенные усилия в последующий период. Большие надежды возлагались при этом на развитие биржевой торговли нефтепродуктами.

Однако являясь важным элементом ценовой сферы страны, и таким образом частью бюджетно-финансовой системы государства, цены на нефтепродукты представляют собой как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы в государстве, так и ту экономическую категорию, которая испытывает на себе все последствия тех или иных решений в области экономической политики.

Так, например, с начала 2000-х годов осуществлялась политика сближения мировых и внутрироссийских цен на энергоресурсы, которая привела к подорожанию российского автомобильного топлива. Первое повышение внутренних цен на нефть с целью доведения их до уровня мировых и выполнения рекомендаций Е. Гайдара было осуществлено в 2002 году после ведения налога на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ). Величину этого налога тесно привязали к уровню мировых цен на нефть, и быстрый рост цен на неё, особенно в первое десятилетие начавшегося века, тут же стал транслироваться на внутренние цены. По расчетам М.М. Соколова, цены в России на бензин выросли за первое десятилетие ХХ века в три раза, а цены на дизель почти в шесть раз, причем ускорение их роста пришлось на период после 2002 года [20, с. 48].

Другим примером является осуществление налогового маневра в нефтегазовой отрасли с 2015 года. Он представляет собой поэтапное сокращение вывозных таможенных пошлин, взимаемых с поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж и переноса их тяжести на НДПИ с таким расчетом, чтобы не было потерь для федерального бюджета. Оценивая подобные изменения, российские экономисты отмечают пагубное воздействие этой меры, вызывающей рост внутренних цен на нефтепродукты, на потребителей нефтепродуктов – бизнес и население страны. Эта мера к тому же усилила зависимость внутрироссийских цен на углеводороды от мировых цен. Так, по оценке М.М. Соколова, «если в 2014 г. внутренняя цена нефти для производителей составляла 42% от мировой цены, то в 2018 г. приросла на 22% до 66%. Вместе с ростом цен нефти для производителей стали быстро расти и цены на топливо для потребителей. В 2018 г. в России при средней зарплате в 5,4 раза меньшей, по сравнению с США, средняя цена бензина на бензоколонках уже составила 96% от аналогичной цены в этой стране» [20, с. 61].

Высокая степень открытости российской экономики, усиленная осуществлением налогового маневра, привела к тому, что экспорт нефтепродуктов стал более выгоден, чем поставки на внутренний рынок. Это поставило под угрозу снабжение внутреннего рынка нефтепродуктами в период роста мировых цен, а, следовательно, и стабильность цен на нефтепродукты внутри страны. Подобная кризисная ситуация возникла в мае 2018 года в период резкого повышения мировых цен на нефтепродукты. Рассматривались различные варианты защиты внутрироссийского рынка нефтепродуктов вплоть до запрета экспорта. Однако, придерживаясь рыночного подхода, от этого варианта отказались, но началась разработка механизмов, позволяющих защитить внутренний рынок автомобильного топлива от колебаний конъюнктуры мировых цен, не нарушающий свободу рынка.

Таким механизмом стал механизм топливного демпфера, представляющий собой расчет коэффициента возврата (надбавки) части акциза на нефтепродукты, вступивший в действие с 1 января 2019 года. До апреля 2023 года демпферный коэффициент определялся по разнице между экспортной стоимостью топлива и условным значением средней оптовой цены его реализации на внутреннем рынке (обозначена законодательно в Налоговом кодексе РФ, часть вторая, ст. 200, п. 27). Если эта разница была положительная, а экспорт становился выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство платило нефтяным компаниям, если разница была отрицательная – нефтяники платили в бюджет. За всю историю действия топливного демпфера лишь в 2020-м году после феноменального снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты в период пандемии коронавируса нефтяные компании перечислили деньги в бюджет.

Если оценивать значение применения топливного демпфера с точки зрения влияния на уровень и динамику цен на рынке автомобильного топлива, то надо признать, что оно позволило удерживать рост розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в России в пределах инфляции во все трудные периоды с наибольшими угрозами для социально-экономической безопасности, а именно, в период пандемии коронавируса и в первый год усиления санкционного давления (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнительная динамика потребительских цен и цен на автомобильное топливо в России ( в % к 2021 г.)

Источник: [19].

Доказательством подобного заключения является то, что повышение розничных цен на автомобильное топливо началось в основном с лета 2023 года, когда обсуждалось изменение демпферного механизма, а затем в июле было принят закон, предусматривающий сокращение в два раза выплат из бюджета по демпферу с 1 сентября 2023 года по конец 2026 года [2].

Как уже отмечалось, к началу сентября 2023 года возникла кризисная ситуация на рынке автомобильного топлива России, связанная с быстрым ростом оптовых и розничных цен, о чем свидетельствует анализ данных таблицы 1, а также анализ тенденций роста розничных цен на рисунке 4. Отягощающее условие социально-экономического развитие страны сопряжено с угрозой возникновения перебоев со снабжением аграриев дизельным топливом. Для урегулирования кризисных явлений необходимо было ответить на вопросы: какова роль в этом изменения механизма регулирования внутренних цен на бензин и дизель, и что следует предпринять для исправления ситуации в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Анализ мер и методов по урегулированию кризисной ситуации на российском рынке автомобильного топлива. Санкции против нефтяного сектора Российской Федерации привели к тому, что появилась необходимость в корректировке демпферного механизма. Первой причиной стало то, что возникли проблемы в определении внешнеторговой цены российской нефти и нефтепродуктов из-за того, что на внешних рынках они стали торговаться с дисконтом от эталонных сортов, служивших ранее ориентиром в расчетах сумм демпфера. Другой причиной стало негативное влияние санкций на бюджет Российской Федерации и, соответственно, на возможности для выплаты компенсаций нефтяным компаниям.

Рисунок 2. Доходы и расходы Федерального бюджета

в январе-апреле 2018-2023 гг. (трлн. руб.)

Источник: [17].

Так, с одной стороны, расходы бюджета с введением санкций существенно выросли, а доходы значительно сократились (рис. 2). Вместе с тем, с другой стороны, кардинально сократились именно нефтегазовые доходы бюджета [21] (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика доходов России от экспорта

нефти и нефтепродуктов, млрд. долл. США

Источник: [8].

Выплаты по топливному демпферу стали серьёзно отягощать федеральный бюджет. Особенно резко они выросли к августу 2023 года, составив почти треть поступлений нефтегазовых доходов, и без того сокращённых (рис. 4).

Рисунок 4. Доля выплат по демпфирующему коэффициенту в нефтегазовых доходах бюджета по годам, в 2023 году по месяцам (%)

Источник: Рассчитано автором по данным Минфина России [17].

В дискуссии о перспективах использования демпферного механизма, как видим, победила точка зрения Минфина России, высказывавшегося о том, что нефтеперерабатывающие компании неэффективно используют компенсационные выплаты, повышают свою маржинальность, а в развитие, полученные средства не инвестируют. Это на наш взгляд справедливые упреки, на самом деле нефтепереработка высокого уровня в стране практически не развивалась. Более того, в условиях санкций было бы довольно сложно согласиться с тем, что львиная доля сократившихся нефтегазовых доходов досталась бы только нефтегазовым компаниям. Но, принимая решение о сокращении выплат по топливному демпферу, правительство не учло многие риски, которые в условиях частично мобилизационной экономики создали реальную угрозу топливного кризиса.

Во-первых, как было показано, в условиях открытой экономики только топливный демпфер препятствовал довольно эффективно экспорту нефтепродуктов за рубеж. Конечно, санкции западных стран в отношении нефтепродуктов из России затруднили этот экспорт в некоторые страны, однако возникли новые направления экспорта или «теневые» возможности эффективно обойти препятствия. Причем это касалось именно российского дизеля, который пользуется спросом на мировом рынке. И в связи с перспективами утратить выплаты по демпферу, нефтяные компании увеличили объёмы экспорта, что не только повысило цены на внутреннем рынке, но и создало предпосылки для возникновения дефицита.

Во-вторых, необходимость перевозки грузов в связи с СВО, а также переориентация логистических маршрутов создали большую нагрузку на транспортные артерии, что также могло служить, и отчасти служило причинами перебоев в поставках автомобильного топлива, а, следовательно, влияло на цены предложения на автозаправочных станциях (далее АЗС).

И, в-третьих, плановые ремонты, на которые встали сразу семь крупных НПЗ, также утяжелили ситуацию с предложением автомобильного топлива на российском рынке.

Для остановки роста и сокращения уровня, прежде всего оптовых и розничных цен на дизель, которые за период с июня по сентябрь 2023 года выросли почти на 50%, а также с целью ликвидации его дефицита, после периода колебаний и сомнений, в результате дискуссии с определенным опозданием всё же 21 сентября 2023 года было принято решение по временному запрету экспорта автомобильного топлива (за рядом исключений) [5]. Мера противоречивая – запрет экспорта или его ограничение снижает доходы бюджета – однако, в то же время, для достижения поставленных целей достаточно эффективная. Так, индексы цен на автомобильное топливо на Санкт-Петербургской товарной бирже во второй половине сентября умеренно снижавшиеся после резкого взлёта в период конца августа начала сентября, резко рухнули после опубликования 21 сентября 2023 года постановления правительства о запрете его экспорта (рис. 5) [18].

Рисунок 5. Динамика цен на автомобильное топливо в России

в 2023 году (руб./т)

Источник: рассчитано автором по данным СПбМТСБ на конец месяца (кроме сентября) [7; 18].

Что касается федерального бюджета, то его доходы были защищены тем, что одновременно было принято решение об изменении с 1 октября 2023 года до конца 2024 года порядка взимания ряда экспортных пошлин, размер которых был поставлен в зависимость от курса рубля (на чёрные и цветные металлы, уголь, удобрения) [6]. По оценке экспертов, новые пошлины, которые в зависимости от курса доллара составят 4-7% от таможенной стоимости товара, также должны принести в российский бюджет до 755 млрд. рублей за весь период действия (три месяца 2023 года и полный 2024-й) и, как следствие, помочь справиться с его дефицитом [14].

Однако почти сразу возникли новые проблемы. Прежде всего выяснилось, что розничные цены на бензин и дизель на АЗС не последовали за оптовыми и не стали снижаться, а, наоборот несколько выросли. Кроме того, дефицит дизеля сменился его избытком и переполнением резервуаров для его хранения.

Недостаточно проработанные меры пришлось срочно совершенствовать. Характерна при этом позиция президента Российской Федерации, который изложил основы подхода к регулированию цен на топливо, но и не только. Он высказал её на совещании в правительстве 27 сентября 2023 года. «Меры приняты, а цены растут. Цена-то растет в рознице», – заявил В.В. Путин, который привел данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. «В сентябре стоимость литра бензина Аи-92 выросла на 8 рублей. 21-го числа мы ввели запрет на экспорт бензина и дизель. Вроде как наблюдается снижение на бирже. А за вчерашний день в рознице литр бензина Аи-92 – 51,6 рубля. До 21-го числа был 49,7». При этом, Путин В.В. признал, что нефтяные компании для российского бюджета – «это курица, которая приносит золотые яйца». Он призвал правительство относиться к ним бережно, но все-таки реагировать на происходящие события. Президент обратил внимание, что у других отраслей можно перенять практику стабилизации цен. «По удобрениям, допустим: поставили на внутренний рынок, а потом зарабатывайте на внешнем», – отметил глава государства. По его словам, есть и другие варианты решения, главное – реагировать заранее [12].

В итоге, уже через две недели – с 6 октября 2023 – запрет экспорта частично был отменен, демпфер вернулся в прежнем объёме с 1 октября 2023 года [16]. Только после этого постепенно розничные цены на АЗС также начали реально снижаться, хотя и не в таком темпе как оптовые цены. Были скорректированы требования к нефтяникам по продаже дизеля и бензина 5-го класса на биржевых торгах. Доля продажи бензина увеличена с 13 до 15%, дизеля – с 9,5 до 12,5%. Для предотвращения возможного серого экспорта после снятия действующих ограничений на вывоз топлива за пределы страны введена заградительная пошлина на нефтепродукты. Она составит 50 тыс. рублей за тонну для поставщиков нефтепродуктов, которые не производят их сами, а закупают на рынке для перепродажи. Таким образом, правительство пресекает попытки перекупщиков приобретать топливо заранее для последующего экспорта после снятия действующих ограничений. Это также не даёт им вывозить классовое топливо под видом других продуктов [16].

Заключение

Всё происшедшее на рынке автомобильного топлива вновь остро ставит важный вопрос, обсуждавшийся ещё в период пандемии коронавируса и ставший в тот время предметом деятельности особой межведомственной группы под руководством А.Р. Белоусова: как эффективно снизить шоковое влияние мировых цен на внутрироссийские цены при сохранении в России открытой рыночной экономики. Ситуация на рынке автомобильного топлива показывает, что эти механизмы есть, но в условиях монополизма на отраслевых рынках, как в случае рынка автомобильного топлива, они очень дорого обходятся стране в целом и часто ограничиваются не столько экономическим, сколько социальным эффектом, что страна все меньше может себе позволить в условиях частично мобилизационной экономики. Важно, что комплекс корректирующих мер, принятый 5 октября 2023 года, включил увеличение объёма предложения бензина и дизеля на биржевом рынке. Следовательно, в правительстве России осознают основное препятствие к формированию прозрачных правил ценообразования на рынке автомобильного топлива – монополизм производителей. Однако, насколько эффективно удастся реализовать разработанные меры в условиях сильного влияния «лобби» нефтяных компаний на правительственные решения, что показывает возвращение демпфера в полном объёме, и насколько эффективны будут сами предпринятые меры, покажет время.

Для укрепления социально-экономической безопасности России необходимо повысить эффективность контроля за ценами на российском рынке для своевременного выявления проблем и превентивного реагирования на возникающие угрозы нарушения их стабильности. В этой работе важно руководствоваться четко сформулированными принципами государственного регулирования цен вплоть до разработки государственной ценовой политики как части стратегического плана социально-экономического развития страны. При сохранении рыночного характера экономики и свободного ценообразования ценовая политика государства должна быть нацелена на формировании такой структуры цен в экономике, когда цены на факторы производства и промежуточную продукцию будут меньше зависеть от конъюнктуры цен мирового рынка, н находиться на том уровне, который не будет препятствовать сбалансированному развитию экономики России и её социальной сферы.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 71. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/7faf10d5db4889ccd421abd45b63fd2b43a3dea7/?ysclid=lnw12vd1eb9121885 (дата обращения: 17.10.2023).
2. Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307310002 (дата обращения: 17.10.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» (утратил силу)
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/?ysclid=lnw1f80r9c14614497 (дата обращения: 17.10.23).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1537 О введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/23ps1537/ (дата обращения: 23.09.2023).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/xvETAZEiRAjIRmO5DsH3S2ZbwIwBA0Ts.pdf (дата обращения: 22.09.23).
7. Биржевой рынок нефтепродуктов СПбМТСБ. Материалы к заседанию Биржевого комитета ФАС России о ситуации на рынках нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://spimex.com/upload/iblock/b31/01v483d0r7a1xlq48w2xs93ek1avemr6.pdf (дата обращения: 22.09.23).
8. Доходы России от экспорта нефти сократились почти вдвое. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/14/07/2023/64afe1eb9a79474d73cdaa20 (дата обращения: 18.10.2023).
9. Колпакова И. А. Роль и методы достижения ценовой стабильности в стране в условиях экономической войны Запада против России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 417-432. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114808.
10. Лев М. Ю. Ценообразование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: Юнити-Дана, 2013. – 720 c.
11. Лев М. Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. - Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2023. – 86 c.
12. Митягин К. Путин: после запрета на экспорт топлива розничные цены на бензин и дизель выросли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fontanka.ru/2023/09/27/72751193/ (дата обращения: 17.10.23).
13. Мишустин назвал инфляцию в России одной из самых низких в мире. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64ad6aca9a79474d032f5a39 (дата обращения: 17.10.2023).
14. Новые экспортные пошлины. Опять полумера. [Электронный ресурс]. URL: https://e-vid.ru/ekonomika/021023/novye-eksportnye-poshliny-opyat-polumera (дата обращения: 23.09.23).
15. Караваева И. В., Быковская Ю. В., Казанцев С. В. [и др.] Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676.
16. Правительство утвердило дополнительные меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/49711/ (дата обращения: 17.10.23).
17. Сайт Минфина РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/oil?id_57=122094-svedeniya_o_formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2023_godu (дата обращения: 23.09.23).
18. Сайт СПбМТСБ. [Электронный ресурс]. URL: https://spimex.com (дата обращения: 23.09.23).
19. Сайт Федеральной службы по статистике Российской Федерации. Оперативная информация. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50798 (дата обращения: 22.09.23).
20. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. / С. В. Казанцев, И. А. Колпакова, М. Ю. Лев, М. М. Соколов. - Москва: Первое экономическое издательство, 2021. – 224 c.
21. Караваева И. В., Казанцев С. В., Лев М. Ю. [и др.] Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
22. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография / Под общ. Ред. А.Е. Городецкого, И.В. Караваевой, М.Ю. Льва. - М.: ИЭ РАН, 2021. – 325 c.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 16:11:26