Человеческий капитал как фактор устойчивого развития региона
Кипервар Е.А., Мизя М.С.![]()
1 Омский государственный технический университет, Омск, Россия
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)
Введение
В условиях нарастающего влияния внешнеполитических и внешнеэкономических рисков, фрагментации мировой экономики, особенно в контексте беспрецедентного санкционного давления на экономику Российской Федерации, проблематика устойчивого развития регионов приобретает первостепенную значимость. Основное внимание сосредотачивается на способности региональных социально-экономических систем обеспечивать сбалансированное развитие посредством применения инструментов управления, что позволяет минимизировать дестабилизирующие факторы и достигать стратегических целей в сфере экономики и социальной политики.
Экономическая устойчивость регионов России выступает объектом анализа в многочисленных научных исследованиях и нормативных актах, разработанных на государственном уровне и в рамках академических институтов. Основополагающим документом в этой области является Указ Президента РФ от 1 июня 2006 года «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [13], который закрепляет принципы государственной политики, направленной на интеграцию экономического роста, социальной стабильности и экологической безопасности. Другими ключевыми документами выступают Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 207-р и Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р [14,15,16]. Данные стратегии определяют приоритеты и механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов через раскрытие их экономического потенциала, специализацию и укрепление межрегиональных связей.
Устойчивое развитие регионов представляет собой комплексный процесс, ориентированный на достижение гармонии между экономическим прогрессом, социальной справедливостью и сохранением окружающей среды. В случае Омской области этот процесс опирается на многоуровневую систему нормативных актов, включающую федеральные, региональные и муниципальные документы, которые формируют правовую базу для реализации стратегических задач. Ключевым региональным документом является Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, в которой обозначены приоритетные направления, учитывающие местные ресурсы и специфику региона. Стратегия интегрирует экономические, социальные и экологические аспекты, обеспечивая основу для долгосрочного планирования.
На федеральном уровне устойчивое развитие Омской области поддерживается через национальные проекты, среди которых выделяются следующие: проект «Производительность труда и поддержка занятости» направлен на повышение эффективности предприятий и создание новых рабочих мест; проект «Экология» ориентирован на снижение негативного воздействия промышленности на окружающую среду и внедрение принципов «зелёной» экономики; проект «Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы» стимулирует развитие малого бизнеса как фактора занятости и экономической активности населения. Таким образом, федеральные инициативы задают общие рамки развития, которые адаптируются в региональных стратегиях с учётом локальных особенностей.
Устойчивое развитие Омской области обеспечивается сложной системой управления, включающей взаимодействие федеральных и региональных нормативных актов. Федеральные документы, такие как Стратегия пространственного развития РФ и национальные проекты, формируют стратегические ориентиры, тогда как региональная Стратегия развития Омской области конкретизирует их применение, способствуя достижению экономической устойчивости, социальной стабильности и экологической безопасности.
Актуальность изучения устойчивого развития обусловлена трансформацией социально-экономических процессов на глобальном, национальном и региональном уровнях, осложнённой экологическими ограничениями, которые возникают в контексте решения критических вызовов современности. Данная проблематика привлекает внимание как российских, так и зарубежных исследователей, чьи работы охватывают широкий спектр подходов – от теоретического осмысления до разработки практических инструментов управления региональными системами. В центре их анализа находятся экономический прогресс, социальное благополучие, экологическая устойчивость и специфика территориального развития. Цель данной статьи – определить роль человеческого капитала в обеспечении устойчивого развития региона.
Среди российских ученых значительный вклад в изучение устойчивого развития регионов внёс С.Н. Бобылев [1], чьи исследования сосредоточены на взаимосвязях между социально-экономическими и экологическими факторами. Он предложил систему индикаторов, позволяющих количественно оценить уровень устойчивости региональных систем. Т.В. Ускова [10] акцентирует внимание на социальных детерминантах устойчивости, исследуя влияние качества жизни и социальной стабильности на экономическое развитие территорий. Н.Н. Киселева [6] разработала методологические основы управления устойчивостью регионов, подчеркивая роль социально-экономических параметров в этом процессе. Р.В. Фаттахов, совместно с М.М. Низамутдиновым и В.В. Орешниковым [11], сосредоточился на анализе устойчивости социально-экономического развития российских регионов, применяя интегральные показатели и кластерный анализ для оценки их потенциала.
Зарубежные исследователи также внесли существенный вклад в данную область. Х. Дейли (Herman Daly) [21] рассматривает социально-экономические аспекты устойчивости, уделяя внимание пределам экономического роста и рациональному распределению ресурсов, что имеет прямое применение к региональным контекстам. Э. Остром (Elinor Ostrom) [20], лауреат Нобелевской премии, изучала устойчивое развитие через управление общими ресурсами, подчеркивая значимость местных сообществ в этом процессе. М. Портер (Michael Porter) в своей работе «The Competitive Advantage of Nations» (1990) [7] исследовал конкурентоспособность регионов, связывая её с социально-экономическими факторами и экономической специализацией. Й. Рокстрём (Johan Rockström) [8] предложил концепцию «планетарных границ», интегрирующую экологические и социально-экономические аспекты устойчивого развития территорий. А. Сен (Amartya Sen) [9] в своих исследованиях акцентирует внимание на социальной справедливости и человеческом развитии как фундаментальных элементах региональной устойчивости.
Таким образом, работы российских и зарубежных ученых формируют многоаспектное понимание устойчивого развития регионов, сочетая теоретические модели, эмпирические исследования и практические рекомендации. Их подходы позволяют учитывать как универсальные закономерности, так и уникальные особенности территорий, обеспечивая комплексный взгляд на решение задач устойчивости в условиях современных вызовов.
Среди важнейших факторов, которые влияют на экономическую устойчивость региона выступает человеческий капитал. Его значение возрастает в связи с необходимостью перехода от сырьевой зависимости к инновационной модели роста, где конкурентоспособность региона определяется не столько объемом природных ресурсов, сколько качеством трудовых ресурсов, уровнем их развития. Особую значимость этот вопрос приобретает в Омской области, где традиционные отрасли сталкиваются с необходимостью модернизации, внедрения бережливых производственных процессов и формирования гибкой системы управления персоналом. В этих условиях важно не просто наличие человеческих ресурсов, но и их способность соответствовать требованиям рынка, обладать цифровыми компетенциями, быть социально вовлечёнными и устойчиво развиваться на протяжении всей профессиональной карьеры.
Вопросы устойчивого развития регионов и формирования человеческого капитала изучали как российские, так и зарубежные авторы. Их работы создают теоретическую и методологическую основу для анализа взаимосвязей между качеством трудовых ресурсов, уровнем образования, здравоохранением и общей социально-экономической динамикой региональных систем.
Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, навыков, квалификации и способностей, которые могут быть использованы для повышения производительности труда, снижения уровня безработицы и увеличения доходности отраслей. На основе работ таких авторов, как Т. Шульц, Г. Беккер, а также российских ученых — Л.Б. Бреслава, Е.С. Гвоздевой, С.А. Дятлова, А.И. Добрынина, Л.С. Мазелиса и др. [2,3,4,5] были разработаны подходы, позволяющие количественно оценить роль человеческого капитала в развитии регионов.
Экономическая устойчивость региона представляет собой способность социально-экономической системы сохранять стабильное развитие в условиях внешних и внутренних потрясений, обеспечивая при этом баланс между экономическими, социальными и экологическими и другими аспектами. Достижение этого состояния предполагает реализацию комплекса взаимосвязанных принципов, направленных на долгосрочное и сбалансированное развитие территорий.
Оценка уровня устойчивого развития регионов Российской Федерации осуществляется на основе комплексных методологий, разрабатываемых как на федеральном уровне (в частности, Минэкономразвития России, Росстатом, Агентством стратегических инициатив), так и в академической среде. В основе большинства подходов лежит интегральная оценка, объединяющая экономические, социальные и экологические измерения устойчивости с учётом территориальной специфики.
Оценка факторов развития человеческого капитала Омской области
Для анализа позиции Омской области в общероссийском контексте применяется методология, соответствующая принципам композитного индексирования, используемого в рамках мониторинга реализации национальных проектов и Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. В таблице 1 представлен рейтинг социально-экономического положения Омской области за 2019-2024 год среди 85 регионов России. Данный рейтинг составлен агентством РИА Рейтинг на основе данных официальной статистики подготовило рейтинг по социально-экономическому положению регионов России [17].
Таблица 1 – Место Омской области в рейтинге социально-экономического положения регионов
|
Год
|
Место
в рейтинге
|
Изменение
места в рейтинге
|
Баллы
региона в интегральном рейтинге
|
Максимальные
баллы интегрального рейтинга
|
|
2019
|
53
|
-
|
43,038
|
79
|
|
2020
|
31
|
+22
|
42,138
|
100
|
|
2021
|
35
|
-4
|
45,261
|
81,352
|
|
2022
|
37
|
-4
|
48,893
|
83,604
|
|
2023
|
34
|
+3
|
51, 376
|
84,626
|
|
2024
|
35
|
-1
|
54,55
|
86,48
|
Согласно данным официального мониторинга, в том числе отчётов Минэкономразвития и аналитических публикаций за 2022–2024 гг., Омская область в последние годы занимает позиции в нижней половине средней трети общероссийского рейтинга устойчивого развития — примерно 35–45 место среди 85 субъектов. Такое положение обусловлено следующими факторами:
- стабильная, но устаревающая промышленная база, ориентированная на традиционные отрасли (нефтепереработка, тяжёлое машиностроение), что ограничивает инновационную активность и снижает вклад в «зелёную» трансформацию;
- негативные демографические тенденции;
- средние показатели в социальной сфере;
- умеренные экологические риски, связанные с концентрацией промышленных предприятий в г. Омске, что отражается на качестве атмосферного воздуха и требует активизации программ нацпроекта «Экология».
В то же время положительную динамику демонстрируют реальные доходы населения, стабильность кадрового обеспечения здравоохранения, а также высокий уровень охвата общим образованием, что создаёт основу для повышения позиций в будущих рейтингах при условии реализации мер по модернизации экономики и улучшению инвестиционной привлекательности.
Таким образом, методика оценки устойчивого развития Омской области подтверждает её среднероссийский статус с явным потенциалом роста, реализация которого зависит от системных мер по трансформации человеческого капитала в ключевой драйвер устойчивого развития. Одним из ключевых элементов этой системы является человеческий капитал, который выступает не только как ресурс экономического роста, но и как фактор адаптации к быстро меняющимся условиям рынка труда, технологическим инновациям и геополитическим вызовам.
Согласно исследованиям российских авторов [1-6], развитие человеческого капитала региона связано с целым рядом параметров таких как уровень образования и доступ к качественным образовательным программам; состояние здоровья и система здравоохранения; культурный и научный потенциал региона; профессионализм и наличие квалифицированных кадров; социальная среда и степень вовлеченности граждан в экономическую жизнь.
Для анализа человеческого капитала применяются различные подходы среди, которых качественные методы, включающие экспертные оценки и анкетирование, так же количественные методы, основанные на статистических данных и эконометрическом моделировании, гибридные модели, сочетающие элементы обоих подходов и позволяющие учитывать как объективные, так и субъективные аспекты развития человеческого потенциала для повышения точности измерения человеческого капитала и учета его региональной специфики, формирования механизмов управления им на уровне субъектов Российской Федерации.
Оценка человеческого капитала в Омской области основывается на ряде показателей таких как демографические параметры, образовательные индикаторы, показатели здоровья и продолжительности жизни, экономическая активность и занятость, качество жизни и социальное благополучие
Человеческий капитал выступает интегратором всех аспектов устойчивого развития, обеспечивая их синергию. Его развитие должно стать частью комплексной стратегии регионального управления, основанной на фактических данных, прогнозировании и межведомственном взаимодействии.
Человеческий капитал как совокупность образовательного уровня, физического здоровья, профессиональных навыков и мотивации трудовых ресурсов представляет собой стратегический фактор устойчивого социально-экономического развития региона. В условиях перехода от экстенсивной экономической модели к инновационной его роль возрастает, поскольку именно качественный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность региона, реализацию национальных проектов и переход к высокотехнологичным секторам экономики.
Анализ данных за 2019–2023 годы позволяет констатировать, что в Омской области наблюдается положительная динамика по основным компонентам человеческого капитала [18,19]. Это подтверждается статистическими показателями в сфере образования, здравоохранения, доходов населения и рынка труда.
Таблица 2 – Демографические показатели по Омской области за период 2019–2023 гг., тыс. чел.
|
Показатель
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
СГТР*, %
|
|
Численность населения в возрасте:
|
1 923,6
|
1 903,6
|
1 878,1
|
1 851,6
|
1 832,1
|
1 818,1
|
98,9
|
|
моложе трудоспособного
|
382,2
|
378,0
|
374,2
|
370,3
|
360,7
|
353,7
|
98,5
|
|
трудоспособном
|
1 063,6
|
1 070,6
|
1 049,9
|
1 057,6
|
1 011,5
|
1 022,7
|
99,2
|
|
старше трудоспособного
|
498,4
|
478,0
|
479,6
|
451,7
|
459,8
|
441,7
|
97,6
|
|
Миграция населения:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прибыло
|
48945
|
40901
|
42402
|
39219
|
36585
|
34956
|
93,5
|
|
выбыло
|
61054
|
51274
|
50043
|
48893
|
41730
|
36366
|
90,2
|
|
Миграционное сальдо, (+ / -)
|
-12109
|
-10373
|
-7641
|
-9694
|
-5145
|
-1410
|
65,0
|
|
Средняя
продолжительность жизни, лет
|
72,29
|
70,28
|
68,98
|
71,45
|
71,83
|
н/д
|
99,8
|
|
Число прошедших диспансеризацию
|
407,7
|
64,1
|
358,6
|
476,3
|
615,8
|
636,9
|
109,3
|
Составлено автором на основе данных Росстата [18]
В рассматриваемый период в Омской области зафиксирована устойчивая депопуляционная тенденция: численность постоянного населения снизилась с 1 923,6 тыс. до 1 818,1 тыс. человек, что соответствует абсолютному сокращению на 105,5 тыс. со среднегодовым темпом снижения -1,1%. Данная траектория является результатом совокупного воздействия ключевых демографических компонентов: естественного движения населения (негативное сальдо рождаемости и смертности) и миграционного оттока, что типично для ряда регионов Сибирского федерального округа.
Структурно-возрастной анализ выявляет глубокую трансформацию демографического профиля региона.
Наблюдается выраженный спад численности населения моложе трудоспособного возраста со среднегодовым темпом -1,5% в год. За рассматриваемый период численность лиц до 16 лет сократилась на 28,5 тыс. чел. Следует отметить стабилизацию численности лиц в трудоспособном возрасте за счет демографической волны 2000-х и повышения пенсионного возраста. Снижение численности поколений, формирующихся в условиях низкой рождаемости (коэффициент суммарной рождаемости в регионе стабильно ниже 1,5 с 2017 г.), сигнализирует о дальнейшем сужении демографической базы и создает предпосылки для долгосрочного дефицита трудовых ресурсов. Балансирование рынка труда за счет вовлечения лиц пенсионного возраста также ограничено ускоренным сокращением численности данной возрастной группы после пандемии 2020 года. Утрата трудового потенциала в условиях сохраняющейся зависимости региональной экономики от трудоёмких отраслей (машиностроение, нефтепереработка, агропромышленный комплекс) создаёт угрозу снижения производственного потенциала и замедления экономического роста.
Фиксируется устойчивое сокращение контингента молодёжи 20–24 лет — с 97,1 тыс. на начало 2019 года до 85,1 тыс. человек на начало 2024 года (–12,4%) [17,18]. Учитывая, что данный возрастной сегмент традиционно характеризуется высокой географической мобильностью, данная динамика, наряду с естественным сужением возрастной когорты, вероятно, отражает значительный миграционный отток, обусловленный стремлением к получению качественного образования и трудоустройству в более экономически динамичных регионах Российской Федерации.
Миграционные процессы являются одним из ключевых демографических индикаторов социально-экономического состояния региона. В условиях общенациональных вызовов — пандемии, геополитической нестабильности, частичной мобилизации и изменений в трудовой миграции — внутренняя миграция в России приобрела беспрецедентную интенсивность. Однако, реакция регионов на эти вызовы оказалась неоднородной. В Омской области в период с 2019 по 2024 гг. значительно сократилось отрицательное миграционное сальдо за счет сокращения оттока населения, что, вероятно, обусловлено развитой отраслью ОПК, сумевшей задержать отток кадров повышенной заработной платой и «броней» работников. Регион сохраняет свою привлекательность для международной миграции - в течение пятилетнего периода приток иностранцев на территорию Омской области оставался положительным, при этом количество иммигрантов равномерно сокращается с пика 2014-2015 годов (10-11 тыс. человек) и вышло на уровни 2011 года в 3-4 тыс. человек в год.
Интенсивность миграционных перемещений в течение рассматриваемого периода снизалась на 36% со 109,9 тыс. человек за 2019 год до 78,3 тыс. человек за 2024 года. Сокращение миграционных потоков внутри России также может быть связано со старением населения, однако, Омская область во все года имела отрицательное сальдо миграции. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что Омская область не смогла трансформировать внешние шоки — включая частичную мобилизацию, усиление геополитической неопределённости и внутренние переселенческие потоки — в фактор привлечения населения. Это указывает на наличие глубоких структурных ограничений, обусловленных недостаточной экономической, социальной и урбанистической привлекательностью региона, что препятствует формированию устойчивого миграционного притока даже в условиях повышенной мобильности населения на федеральном уровне. Такая демографическая динамика, характерная для многих регионов Сибири, формирует предпосылки для структурного дефицита квалифицированных кадров и усиливает нагрузку на социальную инфраструктуру.
В целом, демографические показатели Омской области за период с 2019 по 2024 год указывают на негативные тренды: снижение численности населения, уменьшение доли молодежи и трудоспособного населения при увеличении доли пожилых людей. Эти факторы могут создавать вызовы для экономического развития региона и требуют активных мер по улучшению условий жизни, повышения рождаемости и привлечения молодежи обратно в регион.
Таблица 3 – Показатели в сфере образования по Омской области за период 2019–2023 гг.
|
Показатель
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
СГТР, %
|
|
Количество
школ общего образования, ед.
|
154
|
154
|
153
|
153
|
153
|
99,8
|
|
Обучающиеся (начальное образование)
|
53724
|
57153
|
58570
|
61113
|
61113
|
103,3
|
|
Обучающиеся (основное образование)
|
55415
|
57166
|
58989
|
61690
|
61690
|
102,7
|
|
Обучающиеся (среднее образование)
|
11345
|
10549
|
9950
|
9600
|
10825
|
98,8
|
|
Выпускники с аттестатом, %
|
98,2
|
98,2
|
98,2
|
98,2
|
98,2
|
100,0
|
|
Доля
молодежи (18-24 года) с высшим образованием, %
|
30
|
32
|
34
|
36
|
38
|
106,1
|
Система общего образования Омской области демонстрирует устойчивость институциональной структуры: количество общеобразовательных организаций в 2019–2023 гг. оставалось практически неизменным (153–154 единицы). При этом наблюдается положительная динамика контингента обучающихся на начальном и основном уровнях общего образования. Так, численность учащихся начальной школы выросла на 13,8% — с 53 724 человек в 2019 г. до 61 113 в 2023 г., а на уровне основного общего образования — на 11,3% (с 55 415 до 61 690 человек соответственно). Эта тенденция может отражать как краткосрочный демографический подъём, так и результаты целенаправленной региональной политики в сфере поддержки семей с детьми и модернизации школьной инфраструктуры.
В то же время в 2020–2022 гг. фиксировалось снижение численности учащихся на этапе среднего общего образования, что, вероятно, связано с естественной убылью возрастной когорты, сформированной в период низкой рождаемости, а также с изменением образовательных стратегий молодёжи (включая переход в колледжи и техникумы). Однако в 2023 г. наблюдается восстановление показателя — до 10 825 человек, что может свидетельствовать о возвращении интереса к получению полного среднего образования как базы для поступления в вузы.
Высокая эффективность образовательной системы подтверждается стабильным уровнем завершения обучения: доля выпускников, получивших аттестат, сохраняется на уровне 98,2% ежегодно. Это указывает на устойчивость стандартов образования и низкий уровень отсева, что является важным условием формирования качественного человеческого капитала.
Особое значение имеет рост доступности высшего образования для молодёжи: доля лиц в возрасте 18–24 лет, имеющих высшее образование, увеличилась с 30% в 2019 г. до 38% в 2023 г. Данная динамика свидетельствует о постепенном переходе региона к модели «экономики знаний», что соответствует приоритетам национальных проектов «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости». Однако реализация этого потенциала сдерживается устойчивым миграционным оттоком квалифицированных кадров. Значительная часть молодёжи, получившая высшее образование — как в регионе, так и за его пределами, — стремится к трудоустройству в более экономически динамичных субъектах РФ, что подтверждается статистикой миграционного сальдо (сокращение, но сохранение отрицательного баланса).
Таким образом, для обеспечения устойчивого развития Омской области недостаточно лишь поддерживать высокие стандарты образования. Критически важным становится создание условий для закрепления квалифицированных кадров — через модернизацию промышленных предприятий, развитие инновационной инфраструктуры (технопарки, индустриальные кластеры), поддержку технологического предпринимательства и повышение качества городской среды.
Формирование человеческого капитала в современных условиях невозможно вне системной стратегии устойчивого развития, интегрирующей экономические, социальные и экологические приоритеты. Как подчёркивают ведущие исследователи (Ясин Е.Т., Аганбегян А.Г., Латов Ю.В.) [12], ключевым условием долгосрочной стабильности региона является не объём природных ресурсов, а способность общества эффективно инвестировать в знания, здоровье и потенциал личности. Именно эта парадигма лежит в основе национальных проектов, выступающих инструментом трансляции целей устойчивого развития в российскую региональную политику.
В Омской области нацпроекты «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Производительность труда» напрямую способствуют реализации принципов сбалансированного и инновационного развития. Тем не менее сохраняются структурные дисбалансы, ограничивающие полную реализацию потенциала человеческого капитала. Высокая концентрация экономики в традиционных, трудоёмких отраслях — машиностроении, нефтепереработке, агропромышленном комплексе — формирует ограниченный спрос на современные профессии, снижая мотивацию молодёжи к получению профильного образования в регионе. Параллельно недостаточная диверсификация рынка труда и слабое развитие сектора малого и среднего инновационного предпринимательства не позволяют эффективно монетизировать растущий образовательный потенциал.
Эти вызовы требуют усиления принципа адаптивности в региональной политике: перехода от пассивного исполнения федеральных программ к активному формированию локальных экосистем развития человеческого капитала, интегрированных с промышленной, инновационной и градостроительной политикой. В этом контексте особую роль приобретает развитие межрегионального сотрудничества — в частности, через участие в сибирских кластерах компетенций, обмен кадровыми практиками с ведущими научно-образовательными центрами Сибирского федерального округа.
Национальные проекты создают необходимую институциональную и ресурсную базу, однако их вклад в устойчивое развитие Омской области будет определяться степенью локальной адаптации, межведомственной координации и вовлечения бизнеса и гражданского общества. Только при условии трансформации человеческого капитала из объекта социальной поддержки в стратегический ресурс экономического роста возможно достижение устойчивого баланса между производственным потенциалом, социальным благополучием и экологической стабильностью — ключевых целей территориального развития в XXI веке.
Система общего образования в Омской области сохраняет устойчивую структуру: количество общеобразовательных организаций за рассматриваемый период оставалось практически неизменным (таблица 3). За пятилетний период наблюдался положительный тренд в численности обучающихся на начальном и основном этапах общего образования. Так, число учеников начальной школы увеличилось с 53 724 человек в 2019 году до 61 113 — в 2023 году (+13,8%). Аналогичная динамика отмечена и на уровне основного общего образования — с 55 415 до 61 690 человек (+11,3%).
Особое внимание заслуживает снижение числа учащихся на уровне среднего общего образования в 2020–2022 годах, что может быть связано с демографическими колебаниями или изменением образовательных предпочтений молодежи. Однако в 2023 году зафиксирован рост данного показателя до 10 825 человек, что свидетельствует о восстановлении интереса к получению полного среднего образования. Высокий уровень завершения обучения подтверждается стабильными значениями доли выпускников, получивших аттестат (98,2% ежегодно), что говорит о высокой эффективности образовательной системы.
Особое значение имеет положительная динамика в доступности высшего образования для молодёжи, так доля молодых людей 18–24 лет, имеющих высшее образование, увеличилась с 30 % в 2019 г. до 38 % в 2023 г. Это свидетельствует о постепенном формировании «экономики знаний» на региональном уровне, что согласуется с приоритетами национальных проектов «Образование» и «Производительность труда и поддержка занятости», повышении конкурентоспособности молодого поколения. Однако сохраняется риск «утечки мозгов»: значительная часть молодёжи, получившая высшее образование за пределами области или стремящаяся к карьерному росту, не возвращается в регион, что подтверждается миграционной статистикой.Таким образом, для обеспечения устойчивого развития Омской области необходимо не только поддерживать высокие стандарты образования, но и создавать условия для закрепления квалифицированных кадров — через развитие инновационной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, модернизацию промышленных предприятий и улучшение качества городской среды. Только в условиях тесной интеграции образовательной политики, потребностей реального сектора экономики и стратегических целей региона возможно трансформировать человеческий капитал в устойчивый источник социально-экономической стабильности и роста.
Формирование человеческого капитала в современных условиях невозможно вне системной стратегии устойчивого развития, интегрирующей экономические, социальные и экологические приоритеты. Ключевым условием долгосрочной стабильности региона является не столько объём ресурсов, сколько способность общества эффективно инвестировать в знания, здоровье и потенциал личности. Именно эта парадигма лежит в основе реализуемых в Российской Федерации национальных проектов, которые выступают инструментом трансляции глобальных целей устойчивого развития в национальную и региональную повестку.
В Омской области национальные проекты «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Производительность труда и поддержка занятости» напрямую реализуют принципы сбалансированного и инновационного развития. Однако, несмотря на масштабную реализацию федеральных инициатив, в Омской области сохраняются структурные дисбалансы, препятствующие полной реализации потенциала человеческого капитала, обусловленных высокой концентрации экономики в традиционных, трудоёмких отраслях (машиностроение, нефтепереработка, АПК) ограничивает спрос на современные профессии, что снижает мотивацию молодёжи к получению профильного образования в регионе, недостаточная диверсификация рынка труда и слабое развитие сектора малого и среднего инновационного предпринимательства не позволяют эффективно использовать растущий образовательный потенциал, что подтверждается устойчивым миграционным оттоком молодых специалистов.
Эти вызовы указывают на необходимость усиления принципа адаптивности в региональной политике: перехода от пассивной реализации федеральных программ к активному формированию локальных экосистем развития человеческого капитала, интегрированных с промышленной, инновационной и градостроительной политикой. В этом контексте особую роль приобретает межрегиональное сотрудничество центров.
Заключение
Таким образом, национальные проекты создают необходимую институциональную и ресурсную базу, но их эффективность для устойчивого развития Омской области будет определяться степенью локальной адаптации, межведомственной координации и вовлечения бизнеса и гражданского общества. Только при условии трансформации человеческого капитала из «социального обязательства» в стратегический ресурс экономического роста возможно достижение баланса между производственным потенциалом, социальным благополучием и экологической устойчивостью — ключевых целей устойчивого развития региона.
Страница обновлена: 08.12.2025 в 11:43:16
Chelovecheskiy kapital kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona
Kipervar E.A., Mizya M.S.Journal paper
Leadership and Management
Volume 12, Number 12 (december 2025)
