Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики

Щепакин М.Б.1, Пахиев Р.А.2
1 Кубанский государственный технологический университет», Россия
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Россия, Краснодар

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Щепакин М.Б., Пахиев Р.А. Человеческий капитал в имплементации инновационного вектора развития как ключевой фактор обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 4731-4752. – doi: 10.18334/epp.13.11.119561.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576863
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Необходимость поддержания высоких темпов экономического роста в России при переходе страны к инновационному развитию экономики под влиянием мобилизационного фактора требует интенсивного наращивания качества и масштаба человеческого капитала. Однако рост инновационного развития идет медленными темпами из-за неразрешенности ряда противоречий в развитии инновационной политики. Указаны причины торможения инновационных преобразований на мобилизационном этапе развития национальной социально-экономической системы в широком спектре нерешенных проблем. Аргументиру-ется, что в приоритетном порядке должна быть обеспечена трансформация системообра-зующих сфер национальной экономики и ее региональных образований, ориентируясь на особенности их структурно-отраслевой дифференциации, на уровень ресурсообеспеченности предпринимательской деятельности, на состояние и качество трудового ресурса в его личностно-идентификационном измерении, а также на уровень развитости рекламно-маркетингового обеспечения в продвижении продуктов и товаров различного назначения. Обосновывается возрастающее влияние качества и потенциала человеческого капитала на ослабление дисфункциональности в маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и власти к процессам инновационного моделирования и конструирования производственно-технологических изменений в рамках их интеллектуализации во всем многообразии используемых для этого инструментов разного характера и вовлекаемых для этого участников рынка, сопряженных в своей деятельности с системообразующими отраслями экономики.

Ключевые слова: человеческий капитал, региональная экономика, мобилизационный фактор, системообразующие сферы экономики, личностно-идентификационный профиль, маркетингово-поведенческая адаптация, мотивационный вектор, манипулирование общест-венным сознанием, инновационный коллектор, социальный доминатор, конкурентоустойчивость бизнеса

JEL-классификация: E24, J24, O15, M21, M31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Рыночное развитие России переживает мобилизационный этап преобразований, который предполагает осуществление инновационных изменений в функционировании и развитии различных сфер экономики, настраиваемых на укрепление их конкурентных позиций в противостоянии субъектам во внешнем рыночном пространстве. Для поддержания высоких темпов экономического роста национального хозяйства при его переходе к инновационному характеру развития экономики внимание государства, правительства и общества концентрируется на поиске рациональных решений по интенсивному развитию человеческого капитала и созданию эффективной социальной инфраструктуры, способных создать благоприятные условия для обретения страной экономического и технологического суверенитета [1]. В приоритетном плане должны рассматриваться системообразующие сферы национальной экономики в разрезе региональных образований, имеющих свою специфику, воплощающих те или иные особенности структурно-отраслевой дифференциации, отражающих определенный уровень ресурсообеспеченности предпринимательской деятельности [2], отличающихся состоянием трудовых ресурсов (по параметрам личностно-идентификационных характеристик), имеющих тот или иной уровень развитости рекламно-маркетингового обеспечения в продвижении продуктов и товаров различного назначения и т.п. Технологическое обновление критически значимых отраслей и сопряженных с ними сфер деятельности необходимо для масштабирования бизнеса и решения задач в реализации приоритетов развития регионов и обретения страной экономического суверенитета, в том числе и с разработкой и вовлечением инструментов искусственного интеллекта в инновационные проекты в балансе с интересами общества в наращивании человеческого капитала в условиях цифровой экономики [3].

Президент В. Путин обозначил первостепенные задачи по развитию страны и регионов в условиях санкционного давления Запада и его агрессивного масштабного манипулирования общественным и личным сознанием российских социумов, ориентированным на тиражирование лжи, обмана, дискредитации российского общества и навязывание отрицательных смыслов в оценке действий людей и восприятии происходящего во всем многообразии реализуемых изменений. Он отметил в качестве прямой задачи «повышение качества жизни людей, улучшение социально-экономического положения регионов, а также создание надежной базы для дальнейшего движения вперед» [4]. Человек труда с его мотивационно-поведенческими установками оказывается в фокусе важнейших инновационных трансформаций в региональных экономиках, сдерживаемых причинами разного характера, которые оказывают влияние на повышение инерционности экономик территориальных образований, кроющихся, прежде всего, во внутренних проблемах.

После ухода из России большого количества международных компаний возникли опасения, что у бизнеса и власти больше не будет мотивации стремиться к реализации ESG-принципов. Генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг» Козлов В. отметил, что в условиях необходимости наращивания инновационных изменений в отраслевых сферах экономики каждый из регионов страны ищет точки роста, позволяющие им увеличивать экономические показатели темпами, опережающими средние по России [5]. А когда речь идет об устойчивом развитии территорий, всегда подразумевается открытость и диверсифицируемость экономики, но с ориентацией на возможности имеющегося человеческого ресурса [6], на его способность позитивно влиять на процессы маркетингово-ресурсной адаптации бизнеса [7] как отклик на новые вызовы в многовекторном поле интересов (производственно-технологических, интеллектуально-когнитивных, маркетингово-продуктовых, коммуникационно-поведенческих, мотивационно-идеологических, духовно-нравственных) субъектов предпринимательства и власти, но уже на региональном уровне. Именно на этом уровне необходимо решать проблемы конкурентоустойчивости различных звеньев отраслевых комплексов [8] в контексте реализации приоритетов развития страны, но с учетом эмболизации ресурсных потоков [37] и стремления бизнеса к его масштабированию [9] для получения все больших доходов.

.

Комментарий.

ESG (авт. – environmental, social, governance) отражает принципы ведения хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления и с учетом его благоприятного влияния на окружающую среду и общество. Следование им ориентирует бизнес на улучшение экологии, на повышение ответственного отношения к сотрудникам и клиентам, на «прозрачную» работу компании, недопущению теневой деятельности [40] и на активное участие в благотворительных социальных инициативах. Концепция ESG воплощает правила и подходы к ведению бизнеса, которые ориентируют его на создание благоприятных условий для устойчивого развития.

Экспертами отмечается в наиболее общем понимании реального состояния рыночных отношений и текущей ментальности топ-менеджеров и собственников капиталов влияние отдельных факторов, препятствующих развитию инновационного бизнеса. В частности, выражающиеся в следующем действии: а) недостаток собственных денежных средств и высокая стоимость нововведений отмечают 46,6% и 47,5 %, соответственно; б) неразвитость институциональной среды и неблагоприятная рыночная конъюнктура ведет к снижению деловой активности бизнеса: 19,4 % ощущают высокое конкурентное давление, а 13,4 % отмечают слабый спрос на нововведения; в) дефицит квалифицированных специалистов, готовых к реализации инновационных проектов, отмечают 23,7 % предприятий; в) значимость финансовых барьеров для предприятий высоко- и среднетехнологичных отраслей высокого уровня (электроника, фармацевтика, производство медицинского оборудования, производство химических продуктов, разработка новых технологий в критически значимых сферах деятельности и др.) отмечают более 60% предприятий; г) проблему неопределенности выгоды от использования интеллектуальной собственности отмечают 30,4% предприятий [10]; д) манипулятивно-симуляционное давление на общественное и индивидуальное сознание из различных источников информации, ведущее к торможению инновационных процессов на предприятиях различных сфер деятельности в результате непринятия рациональных решений менеджерами разных уровней по обстоятельствам разного характера (в том числе по мотивационным и субъективным основаниям), отмечают более 49 % предприятий.

Следует признать, что российский бизнес в силу его внутренней «колеблемости» из-за проблем разного характера (в отношении стратегии развития, инфраструктурной несбалансированности, в части неопределенности квалификационного уровня персонала, недостаточности информационного обеспечения инновационного развития, рутинности в поведенческом аспекте индивидов и технологическом плане, в связи с маркетингово-коммуникационной миопатией при разработке решений разной направленности и т.п.) мотивирован на быструю прибыль с наименьшими издержками. В то же время высокие технологии – сфера, во-первых, рискованная для капитальных вложений, а во-вторых – чаще всего предусматривающая длительные сроки окупаемости инвестиций [11]. Поэтому достаточность как собственных, так и привлеченных средств для реализации длительных, дорогостоящих и высокорисковых инновационных проектов становится необходимым условием для дальнейшего развития региональных экономик. Однако, нельзя не считаться с тем, что реальное маркетинговое поведение определенной части отечественных бизнес-структур опровергает опасение роста застоявшейся инерционности в формировании тренда на инновационный «всплеск»: в новых российских реалиях спрос на инструменты, позволяющие добиваться стабильности в развитии и роста в экономике постепенно растет.

Новое время диктует новый эмоциональный фон в сознании не только рядового человека, но и активно участвующего субъекта в происходящих изменениях в профессиональной и социально-экономической жизни (диктуемых вызовами регулирующих звеньев власти, требованиями руководителей бизнеса, продуцентами социальных инициатив и т.п.). «Рождается» абстракциональная импрессионная составляющая в восприятиях людей, сопровождаемая иммерсивностью (от англ. immerse — погружать) рекламно-маркетинговых воздействий в отношении инновационных преобразований разного характера. Это происходит в результате предпринимаемых выгодоприобретателями усилий по трансляции информационных сигналов определенного качества и направленности в адрес различных целевых аудиторий. Она может быть позитивной, если она настраивается на «подталкивание» бизнеса к разнообразию проектно-ориентированных компонент во вновь создаваемых цепочках создания стоимостей в большей части отраслевых сфер территориальных образований, или же декларативной, заявляющей о значимости системообразующих отраслей и игнорирующих влияние сопряженных с ними сфер деятельности. Последние должны трансформироваться под задачи укрепления жизнеспособности системы и рост социально-экономического благополучия рядовых граждан.

Следует признать, что мы плохо знаем наших противников и недооцениваем способность нашего народа отвечать на непростые вызовы внешнего недоброжелательного геополитического и геоэкономического окружения повышением деловой и творческо-созидательной активности человекоцентричного ресурса (в бизнесе, во власти, в обществе) в интересах защиты национальных ценностей и суверенного курса развития России. Имеет место и сохраняет свою значимость определенная дисфункциональность в маркетингово-поведенческой адаптации бизнеса и власти, возникающая в условиях необходимости инновационного конструирования производственно-технологических преобразований силами реального (по своему мотивационному вектору, интересам, состоянию, морально-ценностной ориентации и т.п.) трудового ресурса. Именно того ресурса, который и определяет качество и потенциал человеческого капитала на нынешнем этапе мобилизационных изменений. Дисфункциональность проявляется во многих аспектах деятельности субъектов предпринимательства. Чаще всего она ведет к нарушению координационных связей, к неэффективному выполнению обозначаемых свыше задач, к дисбалансу в выстраиваемых коммуникационных полях и к ошибкам при принятии решений по инновационным изменениям в разных составляющих деятельности бизнеса. Результатом дисфункциональности может быть сбой в ориентации бизнеса на трансформацию стратегии развития и реструктуризацию его организационного построения в формате инновационного профилирования в программах развития регионов, а также потеря или снижение достигнутого субъектами хозяйствования их имидж-репутационного уровня.

Необходимо обеспечить достижение баланса между имеющимися ресурсами и возможностями власти, бизнеса и общества для осуществления преобразований разного характера, масштаба и направленности [12] на базе имеющегося и накапливаемого человеческого капитала посредством вовлечения социального доминатора (изменяющего свои реперные характеристики) [38] для наращивания необходимого экономического роста, укрепления социального благополучия граждан и последовательной реализации обоснованных установок на разностороннее развитие личности.

Главные причины торможения в сфере инновационных преобразований в национальной экономике и в ее региональных образованиях сводятся к следующим: а) к имеющемуся дефициту инвестиционных ресурсов со стороны отечественного бизнеса [13]; б) к хаотичности маркетингового и иного поведения субъектов; в) к слабой концентрации усилий различных участников рынка (в том числе акторов) и структур власти разного иерархического уровня в поддержке разработок и при внедрении высокотехнологичных решений (и за счет создания рациональных зон цифровизации в различных составляющих жизни общества – в науке, в образовании, в госуправлении, в экономике отраслей и в сфере разумного использования искусственного интеллекта в производственно-технологических циклах); г) к существенной деформации всей системы профессиональной подготовки кадров на разных уровнях ее формирования, выразившейся в потере имевшихся ранее конкурентных преимуществ в результате бездумного следования интересам Запада и его сателлитам; д) к небрежности и явному «провалу» в выстраивании коммуникационных полей субъектами бизнеса в создаваемых партнерствах и бизнес-сообществах без учета должного внимания к интересам рядового работника – носителя ценностей и мотивов на инновационно-творческое и креативно-созидательное самовыражение; е) к недостижению консенсуса и желаемой инновационно-инвестиционной резонируемости [31] между взаимодействующими субъектами рынка в условиях ограниченности вовлечения ресурсов государства и частных собственников для реализации крупномасштабного импортозамещения в регионах на базе современных технологий [14]; ж) к снижению предпринимательской активности бизнеса по причинам эгоистически-ценностной деформации социумов в ходе манипуляционно-симуляционного давления прокси-агентов западного мира и его нежелания «втягиваться» в капиталоемкие проекты и программы своими собственными средствами; и) к турбулентности в мотивационно-поведенческой проницаемости бизнеса и рядового человека к спускаемым свыше инициативам и бизнес-начинаниям, не затрагивающим его интересы и не гарантирующим со стороны бенефициаров инновационных преобразований появление у него новых социально-экономических возможностей; к) к неразрешенности целого ряда противоречий и разногласий внутри разноуровневых стратификационных сообществ в разрезе региональных образований; л) к инструментарно-методическому несовершенству управления развитием территорий в условиях действия мобилизационного фактора в режиме ускоренного инновационного обеспечения опережающего импортозамещения посредством активизации инновационной способности и инициативы человекоцентричного трудового ресурса.

Хаотизация внутренних процессов в региональных экономиках в результате отстраненности тех, кто наделен ресурсами, возможностями и властью оказывает дестабилизирующее влияние на формирование позитивных трендов в инновационных преобразованиях. Преодолевая внутренние проблемы в социально-экономическом развитии территориальных образований и укрепляя ценностный стержень личностного развития работника, можно выстраивать такие отношения между властью, бизнесом и трудовым ресурсом, которые будут способствовать накоплению потенциала конкурентоустойчивости в бизнес-структурах разных отраслевых сегментов экономики посредством имплемантации рациональных ресусообеспеченных инновационных проектов.

Целью исследования является обоснование влияния человеческого капитала как на характер и темпы инновационных изменений в критически значимых сферах жизнедеятельности общества, так и на общее состояние ментального профиля личности работника.

Человеческий капитал в обеспечения роста конкурентоустойчивости региональной экономики в условиях задаваемого инновационного вектора развития

Интеллектуализация человеческого ресурса как необходимое условие для обеспечения инновационного прорыва в новое системное качество развития региональных экономик видоизменяет взгляд на инструментарий управления преобразованиями в новых геополитических и геоэкономических условиях. Хаотизация внутренних процессов в системе управления развитием в контексте установления перспектив и ограничений [15] на разных уровнях властной иерархии в результате отстраненности и «ждунской» пассивности отдельных представителей бюрократического аппарата, наделенного полномочиями и возможностями влиять на позитивные тренды протекающих процессов преобразований, негативно сказывается на обеспечивающих инновационные изменения составляющих. А именно: а) на использовании широкого спектра знаний, накопленного отечественной наукой и советской школой образования; б) на воплощении инновационной способности трудового ресурса в освоении приоритетов развития страны; в) на вовлечении накопленного опыта и умений в производственно-технологическом моделировании; г) на когнитивной адаптивности человекоцентричного ресурса к новым вызовам и токсичным условиям функционирования; д) на генерировании идей в области формирования продуктово-технологических портфелей в различных отраслевых сферах экономики; е) на мотивационно-поведенческом самовыражении и самореализации индивидов в их профессиональных зонах деятельности. Фон деловой активности структур малого и среднего бизнеса «шероховат» свой размытостью в их стремлении стать активными звеньями инновационных трансформаций в силу информационной турбулентности при возросшем манипуляционном воздействии прокси-агентов рыночного поля из разных источников их происхождения и нечеткости (размытости) картины происходяшего.

Инновационная экономика является продуктом имплементации генеративной экономики и экономики знаний в русле изменяющегося состояния ментальности рядового человека и его личностно-идентификационного профиля.

Комментарий: генеративная экономика отражает «живую экономику», предназначенную для создания условий в обществе в интересах процветания жизни и превращения ее в экономику «со встроенной тенденцией быть социально справедливой и экологически устойчивой» [41].

Обозначенные выше экономики в своем взаимодействии комплементарны в процессах наращивания человеческого капитала и фокусируют креативно-созидательные способности личностей с их разномасштабными личностно-идентификационными профилями на построение рациональных коммуникаций в ходе создания единого мотивационного поля на рациональное использование ресурсного потенциала региональных экономик, составляющих их субъектов (физических и юридических лиц) и внешних к локальным территориальным образованиям партнеров, как в ходе реинжиниринга бизнес-процессов, так и в ходе разработки моделей управления созданием ценностей и управления конкурентоустойчивостью бизнеса в условиях мобилизационного режима его функционирования и развития. Маркетинговая мультипликация становится продуктом интерференции мотивационных ожиданий субъектов, поведенческих реакций участников отношений в процессе синхронизации их действий [16] при построении маркетингово-коммуникационных сетей [17] и при выборе эффективных организационно-экономических и маркетинговых инструментов [18]. Она создает условия для достижения мультипликативного синергетического эффекта [19] в реализуемых инновационных изменениях (и в области технологий, и создаваемых новых продуктах, и в сфере разработки производственно-технических решений, и в структурно-модернизационных проектах и т.п.).

Доверие становится мерилом поведенческих действий бизнеса, власти и личностей (идентифицируемым по набору присущих им свойств) [20, 21], аккумулируемых в направлении выработки рациональных программно-целевых и иных решений по обновлению функционально-отраслевых и маркетингово-коммуникационных сфер деятельности субъектов предпринимательства в ходе разрешения противоречий разного характера (очевидных и скрытых от глаз рядового обывателя). Эти противоречия должны рассматриваться в поле коммуникационных обменов, формируемых в том числе и на базе подталкиваемой к воплощению интеллектуализации инновационных изменений под решение задач роста бизнеса, обретения им репутационного имиджа и укрепления его рыночных конкурентных позиций в различных сферах экономики. Именно в тех, которые определяют уровень конкурентоустойчивости бизнеса и региональных экономик в новых условиях рыночного состояния на фоне турбулентного манипуляционно-информационного «брожения» [22, 23] в «пестром» симуляционном оформлении сигналов с разной смысловой нагрузкой (геополитической, экономической, конъюнктурно-ангажированной, мотивационно-коммуникационной, эмоционально-поведенческой и т.п.).

Производственно-технологическое совершенствование в системообразующих сферах экономики «побуждается», а никак иначе, вдруг всплывающими проблемами, связанными с удовлетворением потребителей и их запросов с разнообразными параметрами на отличающиеся по разным номенклатурным группам объемы товаров, а также с удовлетворением потребностей субъектов предпринимательской сферы в материалах, сырье, комплектующих и в иных товарных составляющих. И здесь возрастает значимость сфер торговли, общественного питания, а также различных видов деятельности обслуживающего и ремонтно-восстановительного характера, которые создают новые возможности для роста промышленно-производственных сегментов в региональных экономиках, а также влияют на состояние национальной экономики в целом. Они формируют «заявку» изнутри самой системы на тот или иной вид продукции и товаров, требуя для этого повышения качества человеческого ресурса [24] и зоны ответственности «экономики, основанной на знаниях» [25]. В частности, это подтверждают следующие цифры: рост уровня образования, занятого в экономике регионов населения, на 1% может способствовать росту объема продукции малых предприятий на одного работающего от 8% до 12 % [20], а также может содействовать повышению объема оборота малых предприятий от 10% до 33% в условиях интеллектуализации предпринимательского труда.

Приоритетностью наделяются именно те факторы, которые определяют и составляют массив нематериальных активов (и объектов интеллектуальной собственности в производственно-технологическом звене цепочек создаваемых стоимостей, в частности), а также формируют в нужном обществу и государству векторе интеллектуально-созидательный потенциал людей, выступающих носителями прагматично-конструктивной инновационной способности нового человекоцентричного ресурса, как-то «вырастающего» пока без должного контроля со стороны власти в изменившихся условиях деглобализируемой экономики [26].

Инновационный капитал как продукт интеллектуализации личностей тесно связан с представлениями о человеческом капитале [27] как об источнике наполнения корзины инновационного аккумулятора, из которого пополняется потребность сфер материального производства в новациях разного уровня, характера и масштаба. Инновационный коллектор становится инструментом раздачи новаций по направлениям инновационных преобразований с учетом ресурсного покрытия создаваемых производственно-технологических, логистических, маркетингово-коммуникационных и иных циклов, но в рамках требований социального доминатора [38], параметры которого задаются государством посредством принимаемых решений властью, вызовами общества и требованиями социумов (в меньшей мере способных влиять на социоориентированное содержание принимаемых программ изменений).

Человеческий капитал в изменяющемся мире нарастающей поляризации интересов разноуровневых социумов выступает сложной социально-экономической категорией, в фокусе толкования которой находится потенциал человека как личности [28, 36], наделенной таким набором свойств и качеств, который позволяет реализовывать на том или ином уровне ее профессиональные знания и умения, а также воплощать внутренний потенциал гуманистического и ценностного характера в нужных обществу продуктах труда. Именно человеческий капитал выступает ключевой составляющей в процессах интеллектуализации всего комплекса инновационных преобразований [29] в разрезе отраслевых сегментов экономик на уровне территориальных образований. Следует признать, что российское общество на этапе мобилизационной адаптации к новой геополитической реальности вынуждено учитывать действие фактора ассиметричности в разработке и продвижении новаций разной направленности (экономических, товарно-продуктовых, производственно-технологических), предъявляющего новые требования к подготовке высокопрофессиональных кадров для импортозамещаемых отраслей и подотраслей, которые должны быть созданы в результате ухода западных компаний с российского рынка. Устойчивость усилий государства и общества по достижению равновесия в процессах модернизационных и реструктуризационных преобразований различных секторов экономики предполагает достижение определенности в выстраиваемых коммуникационных полях рыночных акторов. Они должны быть ориентированы на активизацию своих деловых и иных связей с участниками отечественного товаропроизводящего звена региональных экономик. И реализовываться это должно при построении новых логистических, корпоративных, ресурсообеспечивающих и производственно-технических цепочек, поскольку биссектриса меняющегося маркетингового поведения [30] рыночных агентов сохраняет свой консерватизм (закостенелость), видимую определенность и релевантность в силу разноообразия интересов и возможностей бизнеса удерживаться на плаву даже в условиях обострения конкуренции для достижения желаемых благ при всем многообразии манипуляционно-симуляционных воздействий (в том числе в рекламно-маркетинговой сфере) из различных источников их происхождения.

Расширяя ценностно-личностный подход к оценке человеческого капитала и базируясь на экономическом фундаменте представления о человечеcком поведении [27], возможным становится рассмотрение человеческого капитала в контексте управления им в векторе повышения конкурентоустойчивости бизнеса на маркетингово-коммуникационной платформе с расширяющимся виртуальным инструментарием (в том числе с использованием нейросетей, с разработкой объектов искусственного интеллекта) в векторе рационального воплощения «подвижного» в его сущностном исполнении маркетингово-поведенческого и маркетингово-ресурсного адаптеров [31, 32]. Человеческий капитал при таком подходе обретает свойства источника экономического роста [22], но с нарастающей обратной связью и ориентированностью на интересы рядового человека, а не только бенефициаров инновационных изменений.

В экономике насаждается вольно или невольно двусмыслие, которое предполагает умолчание о нравственности и ценностях, когда речь идет о деньгах, о доходах и об интересах бенефициаров всех инновационных и иных изменений. Именно тех субъектов рыночных отношений в иерархически выстроенной конструкции российского рынка, которые являются держателями крупных капиталов, обладателями основных ресурсов общества, представителями финансовой прокси-элиты.

Совершить скачок в технологическом развитии национальной экономики и ее региональных образований становится возможным, если внимание государства и общества сконцентрировать на повышении значимости человеческого капитала при построении моделей развития и на разработке программ инновационных преобразований в ходе имплементации мер по повышению конкурентоустойчивости региональных экономик и их субъектов. В условиях текущего маркетингово-адаптационного процесса бизнеса и власти к агрессивным вызовам противостоящего Запада сохраняют свое негативное влияние сдерживающие экономический рост и повышение конкурентоустойчивости бизнеса факторы. Они должны рассматриваться через призму недопущения процессов, деформирующих личностно-идентификационный профиль человека. К таким факторам можно отнести следующие:

а) несбалансированность мотивационной проницаемости человекоцентричного ресурса на управляющие воздействия от разных уровней регулирования и управления и коммуникационной достаточности на осуществление инновационных изменений с обратной связью на интересы рядовых социумов;

б) разрушение советской системы образования (получившей свои высочайшие оценки в дореформенный период развития страны) в иерархическом его измерении в угоду западным стандартам, предполагающим жесткое искоренение способности человека мыслить, анализировать и высказывать свое мнение. Здесь уместно вспомнить высказывание Иммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить» [33], а также мнение Президента России В. Путина в его оценке факторов, обеспечивающих социально-экономический рост: «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития» [34];

в) размывание морально-ценностных ориентиров в общественном и индивидуальном сознании и деформация поведенческих реакций рядовых граждан в результате манипулятивно-симуляционных воздействий противников России и бесконтрольности масштабного распространения в обществе иноагентами и прокси-субъектами лживой и фальсифицированной информации во всех сферах общественной жизни общества;

г) отставание достаточно обоснованных и разветвленных по направлениям технологического суверенитета государственно-регулирующих воздействий и законодательных процессов на инновационные преобразования в региональных экономиках и их поддержку;

д) инерционная «сдержанность» в личностно-субъективизированном аспекте высокоуровневых звеньев управления разного подчинения в создании благоприятных условий для прагматично-рационального сотрудничества и сетевизации взаимодействий разработчиков инноваций, проектировщиков, различных функционально-отраслевых бизнес-структур малого и среднего бизнеса, рыночных агентов обслуживающих и обеспечивающих секторов (аналитического, рекламно-маркетингового, материально-сырьевого, научно-образовательного и др.); имеет место отстраненность субъектов системообразующих звеньев региональных экономик в интеграции их усилий на создание новых производств и промышленных комплексов в рамках разных образований (в том числе кластерных и иных);

е) повышение вероятности потерь и рост рисков у инвесторов, возникающих при вложении денежных средств в создание новых производств (в том числе с элементами искусственного интеллекта), в разработку технологий, а также в создание новых товаров и услуг [35].

За любыми действиями преобразовательного характера во всем диапазоне решаемых задач развития социально-экономической системы и ее региональных звеньев надо видеть человека [39] с его надеждами, интересами, возможностями к самореалиазации, верой в справедливость и в социальный гуманизм со стороны инициаторов инновационных процессов.

Следует признать, что человекоцентричный ресурс своей способностью противостоять манипулятивно-симуляционному давлению внешних и внутренних неблагоприятных сил, а также возможностью реализовывать свою инновационную способность в создании новаций лидирующего характера может ослаблять влияние обозначенных сдерживающих факторов и способствовать созданию условий для ускорения темпов инновационных изменений в региональных территориальных образованиях, и прежде всего в критически значимых сферах жизнедеятельности общества. И эти процессы должны сопровождаться изменением состояния ментального и духовно-нравственного профиля личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Мейнстримом в процессах управления человеческим капиталом на разных иерархических уровнях хозяйственно-территориальных образований должно стать превалирование внимания государства, общества и власти к свойствам личностей, формирующихся в конкретных условиях изменяющихся вызовов рынка под влиянием мобилизационных обстоятельств разного характера и масштаба, которые наполняют «корзину» инновационных возможностей социально-экономической системы и ее региональных образований теми разработками и решениями в разных сегментах их турбулентно-«вихревого» отраслевого профиля, которые способны обеспечить накопление технологического и экономического суверенитета страны.

2. Гуманизация личностно-идентификационного профиля работника в направлении развития социальности, укрепления этико-нравственной компоненты экономического роста и эмпатии в четко обозначаемом векторе действия социального доминатора способна существенно повысить доверие индивидов к власти, государству и бизнесу и создать благоприятные условия для осуществления инновационных изменений в критически значимых секторах экономики в разрезе территориальных образований. Не имея доверия к экономической политике региональной власти, бизнес может утрачивать мотивацию к развитию своих предпринимательских инициатив и склонен воздерживаться от вложения инвестиционных ресурсов в капиталоемкие проекты с длительными сроками окупаемости.

3. Изменение свойств личностно-идентификационного профиля личности в векторе укрепления ее ценностно-духовного стержня (в части справедливости, равенства, социальной ответственности, духовно-нравственной детерминируемости) является тем источником, из которого можно черпать силы, энергию и возможности для укрепления конкурентоустойчивости бизнеса в регионах в условиях действия инновационного фактора.

4. Человеческий капитал в процессах имплементации инновационных преобразований разной направленности (производственно-технологических, организационно-управленческих, маркетингово-поведенческих, мотивационно-коммуникационных, логистических) в векторе устойчивого развития национального хозяйства обретает свойства ключевого фактора обеспечения конкурентоустойчивости региональной экономики.


Источники:

1. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. КонсультантПлюс. 24 декабря 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398015/ (дата обращения: 14.10 2023).
2. Щепакин М.Б. Предпринимательство как системообразующий фактор переходной экономики. / дисс. … докт. экон наук. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2002. – 380 c.
3. Зуева А.И. Баланс интересов искусственного интеллекта и человеческого капитала в цифровой экономике: вызовы и угрозы для устойчивого развития бизнеса и экономики // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – № 1. – c. 71-86. – doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111734.
4. Путин назвал главные задачи по развитию регионов. Москва 24. – 2022 (10 октября). [Электронный ресурс]. URL: https://www.m24.ru/videos/vlast/10102022/509740 (дата обращения: 05.10.2023).
5. Лукашов М. Для устойчивого развития Югу не хватает инвестиций и технологий. Эксперт ЮГ. – 2023 (10 октября). [Электронный ресурс]. URL: https://expertsouth.ru/news/dlya-ustoychivogo-razvitiya-yugu-ne-khvataet-investitsiy-i-tekhnologiy/ (дата обращения: 17.10.2023).
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать челове-ческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
7. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О. Управление развитием бизнеса в региональной экономике в условиях активизации мобилизационного фактора // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 11. – c. 2933-2956. – doi: 10.18334/epp.12.11.116510.
8. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628. – doi: 10.18334/epp.13.3.117301.
9. Щепакин М.Б., Маштаков А.И., Облогин М.В. Управление изменениями при дивер-сификационном масштабировании бизнеса в региональной экономике // Sciences of Europe. – 2017. – № 11-3(11). – c. 111-122.
10. Власова В., Фридлянова С. Что мешает российскому бизнесу развивать инновации?. Высшая школа экономики. Институт статистических исследований экономики знаний. – 2022 (28 июля). [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/707347228.html (дата обращения: 17.10.2023).
11. Слабый приток средств в инновации – проблема мотивации бизнеса. Контрольно-счетная палата города Омска. – 2021 (1 августа). [Электронный ресурс]. URL: https://gos.redsign.ru/about/info/news/ekonomika/slabyy-pritok-sredstv-v-innovatsii-problema-motivatsii-biznesa/ (дата обращения: 17.10.2023).
12. Инструменты и механизмы антикризисного управления субъектами бизнеса в условиях нестабильной экономики. / монография / М.Б. Щепакин, В.А. Губин, Э.Ф. Хандамова; Под ред. проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 236 c.
13. Губин В.А., Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Ресурсный дефлектор как драйвер эко-номического роста в производственной сфере пищевой промышленности // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 2-3. – c. 108-116. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.2-3.26.
14. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Графов А.В., Евсин М.Ю., Пивоварова О.В. Трансформация институциональных основ и механизмов экономической политики как фактор импортозамещения в России в условиях санкционного давления и внешнеэкономических угроз // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 651-670. – doi: 10.18334/eo.12.4.116909.
15. Перспективы и ограничения устойчивого социохозяйственного развития России: экономические и правовые аспекты. / монография / Г.Б. Клейнер [и др.]. - М.: Научно-исследовательский институт истории, экономики и права; ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2016. – 366 c.
16. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 12-2(77-2). – c. 743-758.
17. Щепакин М.Б., Авдеева Р.А., Латынин Е.С. Развитие маркетинговой сети хозяйствующим субъектом в нестабильной экономике // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 10-1(75-1). – c. 473-480.
18. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эффек-тивности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства. / М.Б. Щепакин [и др.]; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. – 342 c.
19. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Синергетический подход к коммуникациям при моделировании сценариев устойчивого развития социально-экономических систем. / В кн.: Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации / Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева. - М.: Современная экономика и право, 2011. – 336-359 c.
20. Корицкий А.В., Алетдинова А.А. Человеческий капитал и малый бизнес России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10. – c. 4-10.
21. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю., Крылова А.Д. Человеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72. – doi: 10.18334/eo.9.3.40845.
22. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Личность как мишень в манипуляционных действиях бизнеса в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/lim.9.2.114581.
23. Шипова А.В. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе. / автореф. … канд. фил. наук. - Ставрополь: СКГТУ, 2007. – 25 c.
24. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Человекоцентричный ресурс ‒ драйвер инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 381-404. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.
25. Филатов С.А., Сухорукова Н.Г. Экономика, основанная на знаниях: динамический аспект исследования // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 6А. – c. 13-21.
26. Ермоленко Ал. А., Ермоленко Ан. А. Человеческий капитал // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2010. – № 1. – c. 11-20.
27. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. / First Edition. - N.Y.: Columbia University Press, 1964.
28. Кобзистая Ю.Г. Человеческий капитал: понятие и особенности // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 2. – c. 118-122.
29. Михайлов А.М., Пронина Е.Ю. Экономическая природа интеллектуального капитала и его взаимосвязь с человеческим капиталом // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. – № 5. – c. 85-89.
30. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
31. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
32. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Маркетингово-ресурсный адаптер организационно-экономического механизма управления безопасным функционированием и развитием корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. – № 78. – c. 805-820.
33. Кант И. Учить не мыслям, а мыслить. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/80/091/47120.php (дата обращения: 11.10.2023).
34. Путин В. Успешное будущее человека зависит от качественного образования и раз-ностороннего развития. Пресс-служба Минпросвещения. – 2022 (15 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/6323/vladimir-putin-uspeshnoe-buduschee-cheloveka-zavisit-ot-kachestvennogo-obrazovaniya-i-raznostoronnego-razvitiya/ (дата обращения: 11.10.2023).
35. Кудинов А.А. Проблемы сдерживания развития инноваций в IT-сфере // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1803-1814. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110692.
36. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Активизация трудового потенциала как условие устойчивого и безопасного развития региона // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы (Региональная экономика. Юг России). – 2010. – № 11. – c. 204−214.
37. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
38. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 101-120. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120.
39. Путин В. В. Человеческий капитал – главное богатство России. ВолгаНьюс.рф. 1 декабря 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://volga.news/article/426230.html (дата обращения: 03.10.2023).
40. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Мигаль В.В. Теневой след в экономическом развитии субъектов различных социально-экономических систем // Теневая экономика. – 2023. – № 4. – doi: 10.18334/tek.7.4.118847.
41. Марджори Келли The Democracy Collaborative, 01.12.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f99c285e-652a55ec-d5f720c9-74722d776562/https/democracycollaborative.org/marjorie-kelly (дата обращения: 16.10.2023).

Страница обновлена: 30.01.2024 в 18:00:38