Человеческий капитал как фактор устойчивого развития сельской агломерации

Ягодина Н.В., Ремизова А.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Ягодина Н.В., Ремизова А.А. Человеческий капитал как фактор устойчивого развития сельской агломерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122201.



Введение. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью принятия мер пространственного развития территорий в связи с обострением таких вызовов современности как переориентация на иные рынки в связи с ограничениями, введенными со стороны недружественных государств, снижение доступности отдельных технологий, обострение военных угроз, глобальные климатические изменения, кадровый дефицит, структурные изменения в экономике страны. На решение этих задач и направлены действия правительства Российской Федерации.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года [1] предполагает решение таких задач как эффективное перераспределение населения по территориям муниципальных образований, снятие социальной и экономической нагрузки с крупных городских агломераций,

Как отмечают С. А. Измайлова и А. П. Захарова [2, С. 269-278], основной целью развития сельской агломерации является выравнивание уровня жизни в городе и на селе, предоставление возможности сельским жителям пользоваться услугами, которые на сегодняшний день доступны лишь в городе.

По словам Жукова Н.И. [3, С. 14-20], появление сельских агломераций является следствием поступательного развития научно-технического прогресса, когда промышленности становится тесно в рамках крупных городских территорий и она вначале распространяется на ближайшие окрестности, а затем и на сельские пространства.

Н. Д. Аварский, А. В. Алпатов [4, С. 10-18] выделяют критериальные признаки для определения агломераций в сельских территориях, косновным из которых они относят численность населения, наличие выраженного центра или ядра агломерации, инфраструктурную общность муниципалитетов, наличие в агломерации сельскохозяйственных производств, наличие плотной застройки.

По мнению Е.В. Яроцкой и К.А. Чечеткиной [5, С. 264-270], высокий уровень урбанизации территорий свидетельствует о низком уровне жизни на селе, слабом развитии инфраструктуры, и, чем дальше сельские поселения находятся от крупных городов, тем более ярко выражены их проблемы.

На основе представленного А.А. Ремизовой и Н.В. Ягодиной [6] алгоритма планирования развития сельской агломерации на долгосрочный период, а также системы и обобщения аналитической информации по планированию мероприятий, направленных на достижение индикаторов, установленных в программе “Комплексное развитие сельских территорий” и в продолжение исследования системы показателей уровня и качества жизни сельского населения [7 С.12-16, 8, 9 С.85-88] следует отдельно проанализировать влияние человеческого капитала на повышение устойчивого развития сельской агломерации.

Вложения в человеческий капитал на сельских территориях адекватны по качеству современным требованиям к уровню функционирования аграрного сектора экономики страны и тенденциям развития села, они являются важнейшей предпосылкой гармоничного пространственного развития Российской Федерации, способом преодоления диспропорций в развитии городских и сельских поселений, гарантом сохранения сельских сообществ и мест их проживания [10, С. 83-102].

Целью данного исследования является выявление и оценка факторов, оказывающих влияние на прогнозную численность населения, на основе анализа достижимости индикаторов, установленных федеральной программой «Комплексное развитие сельских территорий» и показателей, учитываемых при оценке долгосрочного демографического прогноза сельских агломераций Омской области.

Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщении задач развития сельских агломераций, направленных на улучшение качества среды для жизни населения муниципальных образований с целью эффективного распределения ограниченных ресурсов при разработке мероприятий долгосрочного планирования.

Авторская гипотеза заключается в том, что реализацию востребованной на современном этапе социально-экономического развития страны федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий» необходимо сопровождать обоснованными результатами анализа показателей развития человеческого капитала, что обеспечит разработку эффективных мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельских агломераций.

Методологическая основа исследования. Методология и методы, используемые при проведении исследования, базируются на анализе нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в сфере пространственного развития территорий Российской Федерации, а также эмпирических исследований, посвященных вопросам влияния человеческого капитала на устойчивое развитие сельских территорий.

Результаты исследований и их обсуждение.

На протяжение последних лет к основным факторам оказывающим существенное влияние на социально-экономическое и пространственное развитие нашей страны справедливо относят такие внешние вызовы как пандемия коронавирусной инфекции, беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных государств, высокий градус геополитической напряженности. В ответ на эти вызовы Правительство Российской Федерации активно предпринимает меры по укреплению экономической стабильности государства и поддержанию достойного уровня жизни населения.

Действия правительства, отраженные в Стратегии пространственного развития [1] и направленные на обеспечение национальной безопасности, устойчивого и сбалансированного пространственного развития страны, основываются на сокращении межрегиональных различий в качестве и уровне жизни населения. Особенно остро вопрос качества и уровня жизни стоит для сельского населения страны.

Согласно базовой концепции Стратегии пространственного развития РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 года [1] создание и развитие опорных населенных пунктов позволит обеспечить достижение национальных целей по эффективному расселению производительных сил страны за счет эффективного использования ограниченных ресурсов.

Классификация опорных населенных пунктов, представленная на рис. 1, предусматривает их градацию в соответствие с возложенными на них задачами.

Рисунок 1. Классификация опорных населенных пунктов [источник: 1]

Как видно из представленной классификации, первостепенной задачей развития любого опорного пункта (вне зависимости от его вида) является обеспечение улучшения качества жизни, которое будет способствовать сохранению и росту численности проживающего на территории населения.

На территории Омской области Распоряжением Правительства [11] утверждён 31 опорный населенный пункт (районные центры муниципальных образований). Именно эти опорные населенные пункты призваны стать центрами компетенций. В них будут реализовываться мероприятия, направленные на рост качества жизни населения и развитие социальной инфраструктуры. При этом определение опорных населенных пунктов и сельских агломераций не приводит к изменению территориального деления и не меняет их статус (рис. 2) [12 C.183-194].

с. Одесское
р.п. Павлоградка
р.п. Русская Поляна
р.п. Нововаршавка
р.п. Черлак
р.п. Оконешниково
р.п. Кормиловка
г. Калачинск
с. Нижняя Омка
р.п. Марьяновка
р.п. Таврическое
р.п. Шербакуль
р.п. Полтавка
г. Исилькуль
р.п. Москаленки
р.п. Любинский
г. Называевск
р.п. Саргатское
Азово
р.п. Горьковское
с. Седельниково
с. Знаменское
р.п. Крутинка
г. Тюкалинск
р.п. Муромцево
р.п. Большеречье
с. Колосовка
г. Тара
р.п. Тевриз
с. Усть-Ишим
с. Большие Уки
Picture background

Рисунок 2 – Перечень и территориальное расположение опорных населенных пунктов Омской области [источник: 11]

В эпицентре глобальной мировой стратегии социально-экономического развития на протяжении десятилетий лежит вопрос развития человеческого капитала. Эффективные инвестиции в человеческие ресурсы является одним из важнейших вопросов, решение которого способствует искоренению крайней бедности, росту общего благосостояния населения страны, повышению уровня и качества трудовых ресурсов.

Под человеческим капиталом обычно понимают качество жизни, включающее в себя знания, навыки, среду обитания, здоровье и инструментарий интеллектуальности труда, в которые общество вкладывает определенные финансовые ресурсы и которые в течение всей жизни человека обеспечивают ему возможность реализовать свой личный потенциал в общественном производстве. Особенно остро вопрос человеческого капитала в нашей стране стоит в контексте существенных различий уровня жизни городского и сельского населения.

Человеческий капитал нельзя посчитать в едином эквиваленте, из-за существующих значительных различий в уровне и качестве жизни сельского и городского населения. Согласно проекта “Порядок разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций” [13]рекомендованные к реализации мероприятия подлежат согласованию с различными министерствами и ведомствами на предмет их целесообразности и обоснованности с учетом развития демографической ситуации в опорных населенных пунктах. При проведении комплексной оценки социально-экономического развития сельской агломерации Министерство сельского хозяйства РФ анализирует представленные к реализации мероприятия с учетом прогнозной численности сельского населения, уровня экономического развития и нормативов градостроительного проектирования.

Сегодня оценка эффективности человеческого капитала производится в осном на основании индекса человеческого развития (ИЧР), сводного агрегированного показателя (с максимумом 1,0), значение которого напрямую зависит от трех факторов:

1) фактор долголетия и здоровья, измеряющийся через предполагаемую продолжительность жизни при рождении;

2) способность к обучению, оцениваемая через призму средней длительности учебного процесса;

3) фактор уровня жизни, измеряемый через валовой национальный доход, приходящийся на душу населения.

Индекс человеческого развития россиянина оценивается на уровне 0,7, при средней предполагаемой продолжительности жизни при рождении 73,5 года и при средней длительности обучения 14,7 лет, что позволяет отнести Российскую Федерацию ко 2 категории из четырех в рейтинге государств (категория с высоким уровнем ИЧР). По оценкам Программы развития ООН (ПРООН) в Докладе о человеческом развитии 2023–2024 гг. [14], Россия относится к числу стран с очень высоким уровнем развития человеческого капитала, занимая 56-ю строку в общем рейтинге стран.

В 2023 г. продолжительность жизни в России впервые достигла почти 73,5 года, об этом сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время своего ежегодного отчета в Госдуме [15].

По словам председателя правительства М.В. Мишустина, такие высокие показатели не были зафиксированы ни в истории Советского Союза, ни в истории современной России. Он также подчеркнул важность роста продолжительности именно активной и здоровой жизни. Как было отмечено, что для этого необходимо обеспечить как городское, так и сельское население страны качественной и доступной медициной.

Удельный вес численности сельского населения в РФ с 2019 г. не меняется и составляет 25,0% от общей численности постоянно проживающего населения. Если рассматривать данный показатель в разрезе федеральных округов, то можно заметить, что наибольший удельный вес сельских жителей в общей численности населения приходится на Южный и Северо-Кавказский федеральные округи (49 и 37% соответственно) (рис. 3).

Рисунок 3 - Распределение численности постоянного населения, проживающего в сельской местности и городских округах, по федеральным округам РФ (на 01.01.2024 г.), чел. [источник: 17, 18]

В Сибирском федеральном округе доля сельского населения соответствует установленным критериям федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий», идентичны значению, сложившемуся по стране, и составляет около 25%. Согласно данным Росстата [16] в Омской области по состоянию на 1 января 2024 года, проживает 1,818 млн человек, из них почти 1,342 млн человек - областном центре, в городах и поселках городского типа и лишь 476 тысяч человек - в сельской местности. В Омской области данный показатель составляет чуть больше 26%, однако, следует отметить выраженную тенденция к постепенному ежегодному его снижению с 26,63% в 2021 г. к 26,16% в 2024 г. (рис. 4)

Рисунок 4 - Оценка численности постоянного населения Омской области на 01.01.2024, чел. [источник: 17,18]

Распределение населения Омской области в разрезе муниципальных образований (сельских агломераций) представлен на рис.5.

Рисунок 5 - Состав населения в муниципальных образованиях Омской области на 01.01.2024, чел. [источник: 19, 20]

Такой уровень урбанизации населения негативно сказывается на развитии инфраструктуры региона, значительно снижает темпы его социально-экономического развития.

Существенные различия наблюдаются и в других социально значимых аспектах жизни городского и сельского населения России вцелом и Омской области, в частности. Так, средний уровень продолжительности жизни населения Омской области, по данным Росстата составляет 71,83 года, для городского населения 72,99 лет, а для сельского 68,48 лет при аналогичных средних показателях по стране 73,41 года, для городского населения 73,85 лет и 72,11 года - для сельского [21, 22].

Для устранения диспропорций в развития городской и сельской территории в рамках стратегического планирования муниципальными образованиями осуществляется разработка планов долгосрочного развития сельских агломераций, в которых проводится оценка демографической ситуации, уровня социально-экономического развития территории. Прогнозные значения индикаторов, характеризующих развитие человеческого капитала, определяются одним из способов: экстраполяции данных с учетом среднего абсолютного прироста и показателей регрессии, характеризующих естественный и механический прирост численности [23].

При разработке долгосрочных планов учитываются основные проблемы и диспропорции в развитии территории, которые требуют первостепенного решения. Результаты проведенного анализа также являются источником информации для определения перспективных направлений развития территории. Так как участие в программе «Комплексное развитие сельских территорий» [24] носит заявительный характер, то проектный принцип работы исполнительных органов субъектов РФ является одним из эффективных механизмов привлечения финансирования на развитие сельской территории, отмечает Задворнева Е.П. [12].

Мероприятия, которые разрабатываются в долгосрочных планах развития сельских агломераций, направлены на улучшение качества среды для жизни сельского населения, посредством реализации инвестиционных проектов, призванных созданию новых рабочих мест и привлечению населения в сельскую местность, развития объектов социальной инфраструктуры, строительства жилья. При планировании мероприятий необходимо учитывать социально-экономический эффект, который будет получен в ходе их реализации.

В соответствии с указом Президента РФ [25] качество среды в опорных населенных пунктах к 2030 г. должно улучшиться на 30%, а к 2036 г. - на 60%. С целью выполнения поручений Президента РФ Министерством экономического развития подготовлен проект Стратегии пространственного развития страны [1], а Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ проект Методики расчета показателя, характеризующего рост качества среды для жизни в сельских населенных пунктах и эффективность реализации мероприятий, направленных на улучшение качества жизни на селе за счет развития объектов социальной инфраструктуры [26].

«Стратегия пространственного развития РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г.» призвана сократить различия в качестве жизни на различных территориях нашей страны. Приразработки долгосрочных планов и мероприятий по их достижению потребности территорий должны учитываться через документы территориального планирования за счет учета отраслевых приоритетов (рис.6).

Рисунок 6 - Основные задачи развития опорных населенных пунктов, направленные на улучшение качества среды для жизни, и порядок оценки их выполнения [источник: 1, 26]

Анализ текущей демографической ситуации и оценки уровня социально-экономического развития сельских агломераций региона необходимо проводить с учетом задач, обозначенных в программах стратегического планирования РФ. Проведенный анализ, учитывающий поставленные задачи, позволит наиболее эффективно распределить ограниченные ресурсы, направленные на решение наиболее актуальных для региона проблем и обосновать целесообразность разработанных мероприятий, направленных на устойчивое развитие опорного населенного пункта.

В соответствии с программой РФ «Комплексное развитие сельских территорий» [27] к 2031 г. соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств должно соответствовать 70%. В 2023 году плановое значение данного показателя составлял 64,4%, с ожидаемым ростом до 65,2% в в 2024 г. Показатель выполняется как в целом по стране, так и в большинстве субъектов РФ (рис. 7), исключение составляет только Центральный федеральный округ с удельным весом 56,5%.

Рисунок 7 - Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов домохозяйств, расположенных в городской и сельской местностях по федеральным округам РФ за 2020-2023 гг. [источник: 28]

За анализируемый период отмечена тенденция незначительного роста соотношения между располагаемыми ресурсами у домохозяйств, расположенных в городской и сельских местностях, на уровне от 67,4% в 2020 г. до 68,6% в 2023 г.

Динамика относительных изменений располагаемых ресурсов домохозяйств Омской области за 2020-2023 гг. представлена на рис. 1.

Таблица 1

Динамика относительных изменений располагаемых ресурсов домохозяйств Омской области за 2020-2023 гг. [источник: 28]

Показатель
Темп роста (снижения) 2021 г. к 2020 г.
Темп роста (снижения) 2022 г. к 2021 г.
Темп роста (снижения) 2023 г. к 2022 г.
в городской местности
в сельской местности
в городской местности
в сельской местности
в городской местности
в сельской местности
Российская Федерация
8,9
8,4
10,2
1,1
11,8
14,4
Центральный федеральный округ
15,7
9,0
13,4
1,1
9,4
12,0
Северо-западный федеральный округ
0,4
3,4
12,8
1,1
4,6
8,4
Южный федеральный округ
3,6
4,3
14,1
1,2
25,0
7,5
Северо-Кавказский федеральный округ
-0,9
13,5
5,0
1,1
9,2
17,4
Приволжский федеральный округ
4,9
11,0
5,5
1,1
11,3
15,2
Уральский федеральный округ
10,2
12,2
9,3
1,0
7,3
23,3
Сибирский федеральный округ
10,0
7,8
9,9
1,1
17,0
24,4
Дальневосточный федеральный округ
10,5
4,0
0,9
1,1
25,3
13,8

В 2022 г. в целом по стране отмечается рост располагаемых ресурсов домохозяйств на 10,3%. При этом темп роста объемов располагаемых ресурсов в городских домохозяйствах значительно превышает сельские (рост ресурсов сельских домохозяйств составил 1,1% по сравнению к 10,1% росту доходов городских домохозяйств). В 2023 г. сохраняется тенденция роста располагаемых ресурсов. Данная тенденция отмечается и в Омской области (рис. 8).

Рисунок 8 - Темпы роста объемов располагаемых ресурсов домохозяйств в Омской области [источник: 28].

Темп роста располагаемыми ресурсами в 2022 г. составил 10,4%, при этом доходы сельских жителей увеличились только на 1,3%. В 2023 г. отмечается рост доходов жителей сельских поселений уже на 14,4% против 18,3% доходов городских жителей. Представленная динамика подтверждает необходимость разработки и реализации мероприятий, направленных на сокращение диспропорций располагаемых доходов городского и сельского населения Омской области.

Одним из показателей развития инфраструктуры в муниципальных образованиях является удельный вес жилищного фонда, который обеспечен всеми видами благоустройства. Согласно федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий», значение данного показателя должно составлять не менее 41%. В 2023 г. по стране данный показатель выполняется и составляет 44,26%. Если рассматривать данный показатель в разрезе федеральных округов, то он соответствует установленным критериям только в Центральном, Южном, Северо-Кавказском и Приволжском округах (53,1%, 54,6%, 55,3% и 47,9% соответственно) (рис. 9.)

Рисунок - 9. Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства по РФ (в разрезе федеральных округов) в 2023 г. [источник: 29]

Ситуация с выполнением данного показателя наиболее сложно обстоит в Дальневосточном и Сибирском федеральным округам (19 и 22% соответственно). Омская область, входящая в состав Сибирского федерального округа, также не достигла установленного критерия, значение которого находится в пределах 25%. Следовательно, при разработке программ долгосрочного планирования необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах, за счет увеличения объемов строительства нового жилья или совершенствования инфраструктуры имеющегося жилищного фонда.

Уровень социально-экономического развития опорного населенного пункта, наличие в ней инфраструктуры, обеспечивающей социальные потребности сельских жителей, как и наличие жилья, которое обеспечено всеми видами благоустройства, высокая обеспеченность ресурсами на территории опорного пункта, могут привлекать жителей и молодых специалистов в сельскую местность. Однако, недостаток одного из данных факторов может привести к противоположному эффекту - оттоку местного населения из сельской местности в областной центр или другие регионы РФ.

По данным федеральной службы государственной статистики в 2023 г. отмечается убыль населения в РФ более, чем на 296,5 тыс. чел., такая же тенденция отмечается в Сибирском федеральном округе, в котором убыль населения составила более 78,6 тыс. чел. Данные изменения происходят как за счет естественной убыли населения (по России в целом на 500264 чел., по Сибирскому федеральному округу - 68955 чел.), так и миграционного оттока (прирост по стране составил 203629 чел., а по Сибирскому федеральному округу наблюдается миграционный отток 9704 чел.).

В Омской области сохраняется тенденция, отмеченная в Сибирском федеральном округе, в которой общий отток населения составил 13971 чел, из которых на естественную убыль приходится 8826 чел. и миграционный отток 5145 чел.

По данным ЕМИСС [30] прогноз миграционного оттока из Омской области к 2035 г. составляет 7 тыс. чел., что превышает значение данного показателя по Сибирскому федеральному округу (0,6 тыс. чел.). В то же время по Российской Федерации в целом планируется миграционный прирост в объеме 215,9 тыс. чел.

Миграционные оттоки, как и естественная убыль населения, оказывают влияние на предположительную численность, в соответствии с которым ожидается снижение численности населения как в целом по стране, так и в Омской области. Ожидается снижение численности населения в РФ с 146 079,7 тыс. чел. в 2024 г. по РФ до 142 815,3 тыс. чел. к 2031 г., по региону данный показатель составляет 131,3 тыс. чел. (1814,6 тыс. чел в 2024 г., и 1683,3 тыс. чел. в 2031 г.) [31].

Заключение. На поступательное развитие сельских агломераций существенное влияние оказывает развитие человеческого капитала, на который влияет множество различных факторов, одним из которых, является демографическая ситуация в регионе. При разработке программ социально-экономического развития сельской агломерации, одним из базовых индикаторов перспективности территории является прогнозная численность, которую необходимо рассматривать во взаимосвязи с миграционными процессами и естественным приростом (убылью) населения.

При разработке программы долгосрочного развития опорного населенного пункта необходимо применять комплексный подход, учитывающий уровень развития социальной инфраструктуры, наличие достаточного количества ресурсов, обеспеченность населения качественным жильем, транспортное сообщение между населенными пунктами во взаимосвязи с демографическим прогнозом на данной территории, что позволит повысить привлекательность территории для жизни в сельской местности.

Сбалансированность данных факторов при разработке планируемых мероприятий, направленных на улучшение качества жизни на селе позволит разработать обоснованные рекомендации развития территории и будет способствовать устойчивому росту сельской агломерации.


Страница обновлена: 27.11.2024 в 10:40:01