Формирование человеческого капитала в северных регионах: модели, стратегии и перспективы
Савочкин А.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
Формирование человеческого капитала в северных регионах мира является ключевым фактором их устойчивого развития. Экстремальные климатические условия, низкая плотность населения, удаленность от экономических центров и ограниченная инфраструктура создают серьезные вызовы для привлечения и удержания квалифицированных специалистов.
Выделены три основные модели формирования кадрового потенциала: сырьевые северные регионы, где основа экономики – добыча природных ресурсов, диверсифицированные северные регионы, ориентированные на многосекторное развитие и инновации, а также коренные и автономные территории, где политика направлена на сохранение традиционного уклада жизни и интеграцию коренного населения в современные экономические процессы. В статье рассматриваются государственные программы поддержки, образовательные инициативы, налоговые льготы и корпоративные стратегии, применяемые в этих регионах.
На основе сравнительного анализа выявлены сильные и слабые стороны каждой модели, а также предложены перспективные направления их улучшения через заимствование успешных практик. Результаты исследования могут быть полезны для разработки эффективных стратегий по формированию устойчивого человеческого капитала в условиях Севера
Ключевые слова: Человеческий капитал, формирования кадрового потенциала, экономическое развитие, северные регионы, субсидии и льготы, государственная политика
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
Формирование человеческого капитала в северных регионах – ключевой фактор их устойчивого развития, влияющий на экономику, социальную стабильность и демографические процессы. Эти территории обладают уникальными природными ресурсами и стратегическим значением, но сталкиваются с такими вызовами, как отток населения, нехватка квалифицированных кадров, суровый климат и удаленность от крупных центров. Разные страны применяют различные модели формирования человеческого капитала, используя экономические стимулы, образовательные программы, налоговые льготы и инфраструктурные инвестиции. Изучение этих моделей позволяет выявить наиболее эффективные стратегии привлечения и удержания специалистов, а также адаптировать успешные практики для других северных территорий. Актуальность темы также обусловлена необходимостью сбалансированного развития северных территорий, учитывающего интересы как сырьевых отраслей, так и диверсифицированной экономики, а также потребности коренных народов. Исследование этой темы поможет разработать комплексные меры по формированию устойчивого кадрового потенциала для северных регионов в долгосрочной перспективе.
В рамках данного исследования рассматриваются работы российских авторов, изучающих вопросы социально-экономического состояния регионов: Тухтарова, Е. Х. [12, с. 163-177], Н. В. Яковенко, Т. Н. Гоголева, И. Н. Щепина [15, с. 234], в том числе и северных регионов: Попова, Л. А. [7, с. 119-130], Третьяков, А. А. [11, с. 114-116], О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко, Л. Н. Белоножко [14, с. 180], Быков, В. М. [3, с. 106-115], Кириллова, Л. Г. [4, с. 59-64]. Проблемы формирования кадрового потенциала также рассмотрены в научных работах: Бадюк, Ю. И. [1, с. 10-21], Беспарточный, Б. Д. [2, , с. 180-185], Нестеренко, С. А. [5, с. 682-686], Пустынникова, Т. И. [8, с. 234-236], Г. П. Бутко, П. А. Поротников, В. И. Набоков, С. С. Низамов [13, с. 97-104], Спирина, А. С. [33, с. 259-266].
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных северным регионам, отсутствует комплексный сравнительный анализ моделей формирования человеческого капитала в разных странах. Большинство работ фокусируется либо на отдельных регионах, либо на узких аспектах, таких как трудовая миграция или образовательные программы, не охватывая межстрановые различия и потенциал заимствования стратегий. Также недостаточно изучено влияние диверсификации экономики, этнокультурных факторов и государственной поддержки на устойчивость человеческого капитала в северных территориях. Данная статья заполняет этот научный пробел, систематизируя существующие модели и предлагая рекомендации по их адаптации.
Формирование человеческого капитала в северных регионах зависит не только от климатических и экономических условий, но также от используемой модели развития, и взаимное заимствование стратегий между различными типами северных территорий может повысить устойчивость кадрового потенциала и снизить демографические и экономические риски.
Научная новизна статьи заключается в систематизации и сравнительном анализе различных моделей формирования человеческого капитала в северных регионах, охватывая примеры Аляски, Канады, Скандинавских стран и Тюменской области. В отличие от большинства исследований, сосредоточенных на отдельных регионах или аспектах развития, в данной работе предложена классификация северных территорий на три модели (сырьевые, диверсифицированные и коренные/автономные), что позволяет выявить их уникальные механизмы привлечения и удержания кадров.
В данной статье использован комплексный междисциплинарный подход, сочетающий сравнительный анализ, систематизацию данных и метод кейсов северных регионов разных стран.
Целью данной статьи является анализ существующих моделей формирования человеческого капитала в северных регионах, выявление их особенностей, сильных и слабых сторон, а также перспективных направлений развития:
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
· Охарактеризовать специфику северных территорий и факторы, влияющие на формирование человеческого капитала.
· Определить три основные модели формирования кадрового потенциала и выделить их ключевые характеристики.
· Проанализировать государственные меры поддержки, образовательные инициативы, налоговые льготы и корпоративные программы, направленные на развитие человеческого капитала.
· Выявить сильные и слабые стороны каждой модели и оценить их влияние на устойчивое развитие северных территорий.
· Предложить рекомендации по заимствованию успешных практик между различными моделями с целью повышения эффективности формирования человеческого капитала.
Таким образом, данное исследование поможет сформировать целостное представление о стратегиях привлечения и удержания специалистов в северных регионах, а также определить наиболее перспективные направления их развития.
Основная часть
Низкая плотность населения – ключевая особенность северных регионов, таких как Аляска, север Канады, Скандинавия и Тюменская область с автономными округами. Это связано с суровым климатом, полярной ночью, сложными условиями ведения хозяйства и удаленностью от крупных центров [14]. В большинстве этих территорий плотность населения менее 1 человека на км², что затрудняет развитие инфраструктуры и делает социальные услуги менее доступными. Отток молодежи в южные регионы усугубляет кадровый дефицит, вынуждая правительства вводить северные надбавки, налоговые льготы и программы переселения для привлечения специалистов [12], однако это не решает проблему постепенного повышения среднего возраста в регионе [7].
Формирование человеческого капитала в северных регионах – сложный процесс, зависящий от климата, экономики и социальных факторов [11]. Страны используют разные стратегии для привлечения и удержания кадров [15]. Для понимания сходств и отличий в подходах разных стран требуется рассмотреть налоговые льготы, субсидии, образование и социальная инфраструктура на примере Аляски, Канады, Скандинавии и Тюменской области. Анализ позволит выявить общие черты и различия в подходах, а также классифицировать северные регионы по стратегиям развития кадрового потенциала.
Районы Крайнего Севера (РКС) – это территории с экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью населения, суровым климатом, сложной транспортной доступностью и высокой стоимостью жизни. Они характеризуются низкими температурами, сильными ветрами, вечной мерзлотой и полярными ночами, что делает условия жизни и работы особенно сложными.
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (МПКС) – это территории, которые также имеют сложные климатические и географические условия, но в менее экстремальной форме по сравнению с районами Крайнего Севера. Эти регионы также подвержены длительным зимним периодам, низким температурам и удаленности от экономических центров, однако не имеют столь выраженных климатических экстремумов.
Из-за сложных условий проживания и работы, для жителей и специалистов, работающих в этих территориях, предусмотрены различные льготы и компенсации, включая:
· Северные надбавки и районные коэффициенты – увеличение заработной платы за работу в сложных условиях.
· Дополнительный отпуск – удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.
· Ранний выход на пенсию – уменьшенный пенсионный возраст.
· Компенсации за проезд к месту отдыха – работники получают возмещение затрат на транспорт к месту отдыха раз в два года.
· Льготные кредиты на жилье – государственная поддержка для строительства и покупки недвижимости.
Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, являются стратегически важными территориями, требующими специального подхода к формированию человеческого капитала и экономическому развитию. Также в России для молодых специалистов, работающих в Районах Крайнего Севера (РКС) и местностях, приравненных к ним (МПКС), действует особый порядок начисления северного стажа [6]. Этот механизм позволяет быстрее получить право на максимальные северные надбавки к зарплате, что является важным стимулом для привлечения молодых кадров в северные регионы. Северная надбавка к заработной плате начисляется поэтапно, в зависимости от стажа работы в регионе:
В Районах Крайнего Севера (РКС):
· Стандартный порядок: 10% за первые 6 месяцев, затем увеличение на 10% за каждый следующий год работы, до достижения 50%.
· Для молодых специалистов (до 30 лет): 10% за первые 6 месяцев, а затем увеличение на 10% каждые 6 месяцев – таким образом, 50% северной надбавки можно получить уже за 2,5 года, а не за 5 лет.
В местностях, приравненных к РКС (МПКС):
· Стандартный порядок: 10% за первый год, затем увеличение на 10% каждые последующие 2 года, до достижения 30%.
· Для молодых специалистов: 10% за первые 6 месяцев, затем рост на 10% каждые 12 месяцев – это позволяет достичь 30% надбавки за 1,5 года, вместо 3 лет.
С момента приобретения Аляски в 1867 году правительство США стремилось интегрировать эту территорию в экономическую и социальную структуру страны. Например, особое внимание уделяется развитию человеческого капитала, что включает привлечение и удержание квалифицированных специалистов, улучшение качества жизни и создание благоприятных условий для работы и проживания. Одним из ключевых инструментов стимулирования человеческого капитала является Постоянный фонд Аляски (Permanent Fund Dividend), созданный для распределения части доходов от добычи нефти и других природных ресурсов среди жителей штата [28]. Ежегодные выплаты из этого фонда способствуют повышению уровня жизни и служат дополнительным стимулом для проживания и работы на Аляске. На Аляске также отсутствуют штатные налоги на доходы физических лиц и налог с продаж, что делает регион финансово привлекательным для специалистов и предпринимателей.
На Аляске действует программа Education Tax Credit (ETC). Эта программа поощряет бизнесы, делающие пожертвования в образовательные учреждения Аляски. Компании могут получить кредит в размере 50% от суммы пожертвования, который может быть использован для уменьшения различных налогов, включая корпоративный подоходный налог, налог на добычу рыбы и другие [16]. Программа позволяет Аляске поддерживать высокоэффективное партнерство между предприятиями и Университетом Аляски, напрямую принося пользу потребностям рабочей силы Аляски и подпитывая экономику. Также, несмотря на то что Аляска не предоставляет отдельного налогового кредита на исследования и разработки на уровне штата, компании могут претендовать на федеральный налоговый кредит на исследования и разработки [18].
На данной территории также действует Программа стимулирования разведки (Exploration Incentive Credit Program). Эта программа, управляемая Департаментом природных ресурсов Аляски, предоставляет кредит до 50% от затрат на квалифицированные мероприятия по разведке полезных ископаемых. Квалифицированные расходы включают геохимические и геофизические исследования, бурение и другие виды разведочных работ [17]. Помимо этого, управляемая Корпорацией жилищного финансирования Аляски (Alaska Housing Finance Corporation), программа GOAL предоставляет гранты, федеральные налоговые кредиты и беспроцентные федеральные займы разработчикам и спонсорам проектов, которые строят доступное арендное жилье [22].
Канадское правительство придает особое значение развитию человеческого капитала на северных территориях, рассматривая это как ключевой фактор для обеспечения устойчивого социально-экономического роста и повышения качества жизни в регионе. Например, канадское правительство предоставляет различные субсидии и налоговые льготы для специалистов, работающих в северных регионах, включая Юкон, Северо-Западные территории и Нунавут, которые направлены на стимулирование экономического развития, поддержку научных исследований и улучшение условий жизни в этих удаленных и изолированных сообществах. Данные меры представлены в виде программ:
· Программа научных исследований и экспериментальных разработок (Scientific Research and Experimental Development, SR&ED) [32] – это федеральная программа налоговых стимулов, направленная на поддержку бизнеса, проводящего научные исследования и разработки в Канаде. Компании, включая те, что расположены в северных территориях, могут претендовать на:
o Вычет из налогооблагаемого дохода: уменьшение налогооблагаемой базы на сумму квалифицированных расходов.
o Инвестиционный налоговый кредит (Investment Tax Credit, ITC): получение кредита на инвестиции в размере 15% от всех квалифицированных расходов. Для канадских контролируемых частных корпораций (CCPC) ставка составляет 35% на первые $3 миллиона квалифицированных расходов и 15% на превышающую сумму.
· Программа "Nutrition North Canada" – эта федеральная инициатива направлена на снижение стоимости здоровых продуктов питания в изолированных северных сообществах [23]. Субсидии предоставляются розничным продавцам, поставщикам и зарегистрированным учреждениям, что позволяет снизить розничные цены на основные продукты питания для местных жителей.
· Программа "Canada Small Business Financing Program" – хотя эта программа действует на федеральном уровне, она особенно полезна для предпринимателей в северных регионах. Программа предоставляет гарантии по кредитам для малого бизнеса, облегчая доступ к финансированию для стартапов и расширяющихся предприятий, что способствует созданию рабочих мест и экономическому развитию в северных территориях [19].
Норвежское правительство придает особое значение развитию своих северных территорий, рассматривая их как стратегически важный регион с уникальными возможностями для экономического роста и укрепления человеческого капитала. Общие действия направлены на обеспечить население северных регионов доступом к качественным рабочим местам, современным образовательным и медицинским услугам, а также развитой инфраструктуре, которое направлено на формирование жизнеспособных сообществ, способных привлекать и удерживать квалифицированных специалистов [10].
В целях стимулирования занятости и предотвращения депопуляции северных регионов Норвегия исторически применяла дифференцированные ставки налога на заработную плату. До 2004 года ставки варьировались от 0% в самых северных районах до 14,1% в центральных регионах. Хотя эта система была отменена в 2004 году в соответствии с регуляциями ЕС, обсуждения о необходимости специальных налоговых режимов для северных территорий продолжаются [29].
SkatteFUNN — это национальная программа налоговых льгот, направленная на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в норвежских компаниях. Все норвежские компании и филиалы с проектами в области НИОКР могут претендовать на вычет в размере 19% от понесенных расходов, с лимитом до 25 миллионов норвежских крон ежегодно [21]. Если компания не имеет налогооблагаемого дохода в соответствующем году, она получает денежную компенсацию в следующем году.
Норвежские студенты, включая тех, кто обучается в северных регионах, имеют право на получение займов и грантов от Государственного образовательного кредитного фонда. Эта поддержка предназначена для покрытия расходов на проживание и учебные материалы, способствуя повышению уровня образования и профессиональной подготовки в удаленных территориях [26].
Для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов правительство Швеции предлагает налоговые послабления. Согласно этим правилам, 25% вознаграждения освобождается от налогообложения и социальных отчислений в течение семилетнего периода. Для получения этой льготы сотрудник должен подать заявление в Налоговый совет по вопросам исследовательской деятельности (Forskarskattenämnden) в течение трех месяцев с начала работы в Швеции []. Если льгота предоставлена, она распространяется на все облагаемые налогом выплаты, включая базовую зарплату, годовые бонусы, компенсацию в виде акций и натуральные льготы. Некоторые дополнительные преимущества, такие как оплата школьных расходов, компенсация переезда и расходы на поездки домой дважды в год, также освобождаются от налогообложения и социальных отчислений. Правительство Швеции предоставляет налоговые льготы для компаний, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Эти стимулы включают снижение социальных взносов для сотрудников, занятых в R&D [36].
Также в рамках Общей сельскохозяйственной политики (CAP) Европейского Союза, правительство Швеции предоставляет финансовую поддержку фермерам, работающим в сложных условиях, включая северные регионы [34]. Общий объем выплат составляет 806 миллионов евро и направлен на продвижение устойчивых сельскохозяйственных практик в районах с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, таких как горные и лесные районы.
Правительство Финляндии предоставляет ряд субсидий и налоговых льгот, направленных на привлечение и поддержку специалистов, особенно в северных регионах, которые способствуют развитию человеческого капитала и стимулируют экономический рост в удаленных и малонаселенных территориях. С 2023 года Финляндия внедрила налоговый стимул, позволяющий компаниям получить дополнительный вычет в размере 50% от затрат на заработную плату и приобретенные услуги, связанные с НИОКР. Сумма вычета варьируется от 5,000 до 500,000 евро [24]. Также в период с 2021 по 2025 годы компании, участвующие в совместных НИОКР проектах с университетами и исследовательскими институтами, могут воспользоваться вычетом в размере 150% от соответствующих расходов [25].
Для привлечения специалистов в сферу кино- и телепроизводства, включая проекты в северных регионах, Финляндия предлагает возврат наличными до 25% от производственных расходов, понесенных на территории страны [31]. Эта инициатива направлена на повышение международного интереса к Финляндии как месту для съемок и способствует развитию местной аудиовизуальной индустрии.
В некоторых северных регионах Канады, Норвегии и Швеции действуют программы, аналогичные российским северным надбавкам и региональным коэффициентам, направленные на привлечение и удержание работников. Рассмотренные ранее страны предлагают различные формы материального стимулирования.
Канада предоставляет северные налоговые вычеты и субсидии для жителей Юкона, Северо-Западных территорий и Нунавута:
· Жилищный вычет – до $11,000 CAD в год.
· Вычет на поездки – скидка на авиабилеты.
· Isolation Pay – доплаты в горнодобывающей и нефтегазовой отраслях.
Аляска выплачивает жителям Permanent Fund Dividend (PFD) ($800–$1,500 USD в год) из нефтяных доходов. Федеральные работники получают дополнительные надбавки за работу в сложных климатических условиях.
Норвегия предлагает налоговые послабления и субсидии в северных регионах:
· Гранты и субсидии на жилье и транспорт.
· Финансовая поддержка на покрытие затрат на проживание.
Швеция субсидирует сельское хозяйство и региональное развитие:
· Поддержка фермеров в северных районах.
· Финансирование муниципалитетов для компенсации зарплат и транспортных расходов.
Финская система социальной поддержки и налогообложения ориентирована на обеспечение равных условий для всех граждан, независимо от их места проживания. Однако, существуют определенные компенсации и льготы для работников в специфических отраслях или ситуациях, которые могут быть особенно актуальны для северных регионов. Например, в строительной отрасли предусмотрены компенсации транспортных расходов и суточные выплаты при командировках. Кроме того, местные органы власти могут внедрять региональные инициативы по поддержке занятости и улучшению условий труда, адаптированные к потребностям конкретных территорий [20].
Система высшего образования играет ключевую роль в подготовке специалистов для устойчивого развития северных регионов [13]. Она не только дает знания и навыки, но и способствует инновациям, диверсификации экономики и созданию новых рабочих мест [33]. Образовательные программы повышают социальную мобильность, способствуют интеграции коренных народов и делают регионы более привлекательными для молодежи, снижая отток населения [3]. Инвестиции в образование укрепляют кадровый потенциал и поддерживают долгосрочное развитие северных территорий.
Система высшего образования на Аляске представлена сетью университетов и колледжей, объединенных в Университет Аляски (University of Alaska System). Эта система включает три основных кампуса [35]:
· Университет Аляски в Анкоридже (UAA): предлагает более 145 программ обучения для бакалавров и магистров.
· Университет Аляски в Фэрбенксе (UAF): основан в 1917 году и является ведущим исследовательским центром штата, в структуру которого входят различные исследовательские подразделения, такие как Геофизический институт.
· Университет Аляски в Джуно (UAS) предлагает программы бакалавриата и магистратуры в областях морской биологии, экологических наук, образования и других специальностях.
Также на Аляске действуют специализированные учреждения, такие как Колледж Илисарвик в Барроу, который является единственным колледжем, управляемым советом племён, и предлагает программы, ориентированные на потребности местного населения.
Система высшего образования в северных регионах Канады охватывает три территории: Юкон, Северо-Западные территории и Нунавут. Каждая из них имеет свои уникальные образовательные учреждения и программы, адаптированные к потребностям местного населения и особенностям региона:
· Юконский университет (Yukon University) в Уайтхорсе – единственный университет в северных территориях Канады, получивший этот статус в 2020 году. Он предлагает бакалаврские, дипломные и сертификатные программы, а также профессиональное обучение, имея 13 кампусов для удаленных сообществ [30].
· Колледж Аврора (Aurora College), с главным кампусом в Форт-Смите и филиалами в Инувике и Йеллоунайфе, специализируется на подготовке кадров в здравоохранении, образовании и технических специальностях, учитывая культурные особенности региона.
· Арктический колледж Нунавута (Nunavut Arctic College) имеет кампусы по всей территории и предлагает бакалаврские программы и сертификатные курсы. Учебные программы адаптированы под культурные потребности коренных народов, включая обучение на родных языках и традиционные ремесла.
Система высшего образования в северных регионах Норвегии играет ключевую роль в развитии Арктики и подготовке специалистов для работы в условиях Севера. Основу этой системы составляют университеты, расположенные в городах Тромсё и Будё, которые тесно сотрудничают с местными научными и практическими организациями. Арктический университет Норвегии (UiT) в Тромсё является крупнейшим исследовательским учреждением в регионе, специализирующимся на арктических науках, медицине, биологии, рыболовстве и других дисциплинах, связанных с северными широтами. Университет активно привлекает международных студентов и исследователей, предлагая программы на английском языке. Северный университет (Nord Universitet) в Будё предлагает широкий спектр программ, включая бизнес, управление, биологию, аквакультуру, социальные науки и педагогическое образование. Университет известен своими исследованиями в области устойчивого развития и инклюзивного образования.
Система высшего образования в северных регионах Швеции представлена несколькими университетами и высшими учебными заведениями, которые играют ключевую роль в образовательном и научном развитии региона, предлагая широкий спектр программ, способствующих подготовке специалистов для работы в условиях Севера.
Университет Умео – один из ведущих исследовательских центров Швеции, предлагающий программы в медицине, науке, технологиях и гуманитарных науках, с акцентом на биомедицину и экологию. Технический университет Лулео специализируется на инженерных и технических науках, включая горное дело, IT, металлургию и архитектуру, ориентируясь на инновации в арктических условиях. Миттшведский университет, расположенный в Эстерсунде и Сундсвалле, предлагает программы по социальным наукам, технологиям и медиа, уделяя внимание экологии и устойчивому развитию.
Система высшего образования в северной Финляндии включает университеты и прикладные вузы, ориентированные на подготовку специалистов с учетом арктических условий. Лапландский университет (Рованиеми) специализируется на арктических исследованиях, праве, дизайне и социальных науках. Оулуский университет, один из крупнейших в стране, предлагает программы в области технологий, медицины, бизнеса и активно изучает климатические вызовы Севера. Оулуский университет прикладных наук готовит специалистов в сферах технологий, здравоохранения и природных ресурсов, сочетая теорию и практику. Университет Восточной Финляндии (Йоэнсуу, Куопио) фокусируется на экологии, образовании и устойчивом развитии.
Формирование человеческого капитала в северных регионах мира является сложным и многогранным процессом, зависящим от природно-климатических условий, экономической структуры, социальной политики и историко-культурных особенностей [2]. Несмотря на схожие вызовы – низкую плотность населения, суровый климат, удаленность от крупных экономических центров – различные северные регионы развивают свои системы человеческого капитала по-разному. И, исходя из проведенного анализа, можно выделить три основных модели формирования человеческого капитала северных регионов:
· Сырьевые северные регионы – регионы, экономика которых ориентирована на добычу природных ресурсов, а развитие человеческого капитала во многом определяется корпоративными программами и государственными льготами.
· Диверсифицированные северные регионы – регионы, где экономическая база выходит за рамки сырьевой индустрии и включает развитые сектора науки, образования, туризма и устойчивого развития [5].
· Коренные и автономные территории – регионы, где значительную часть населения составляют коренные народы, и политика формирования человеческого капитала направлена на сохранение традиционного уклада жизни, поддержку местных сообществ и интеграцию в современные экономические процессы.
Сырьевые северные регионы представляют собой территории, где основа экономики строится на добыче и переработке природных ресурсов, таких как нефть, газ, полезные ископаемые, древесина и рыболовство. Эти регионы отличаются высокой зависимостью от мировых цен на сырье и характерной экономической структурой, ориентированной на экспорт ресурсов. К таким регионам можно отнести Аляску (США), Север Канады (Юкон, Северо-Западные территории, Нунавут), нефтегазовые районы Норвегии, а также российскую Тюменскую область с ХМАО и ЯНАО [1]. Во многом их развитие определяется деятельностью крупных корпораций, работающих в ресурсодобывающих отраслях, а также государственными программами, направленными на поддержание стабильности и улучшение условий жизни местного населения. В таблице 1 представлены основные особенности сырьевых северных регионов:
Таблица 1
Особенности сырьевых северных регионов
Особенность
|
Описание
|
Экономическая зависимость от
добывающей промышленности
|
Большая часть ВВП этих территорий
связана с нефтегазовым сектором, горнодобывающей промышленностью или
лесозаготовкой
|
Вахтовый метод работы
|
Высокая мобильность рабочей силы, при
которой значительная часть специалистов приезжает в регион на временной
основе, что снижает долгосрочную устойчивость человеческого капитала
|
Государственные льготы и корпоративные
стимулы
|
Налоговые вычеты, субсидии, северные
надбавки, а также прямые выплаты (например, Permanent Fund Dividend на
Аляске), направленные на удержание специалистов
|
Высокие затраты на жизнь и транспорт
|
Удаленность от крупных экономических
центров требует значительных вложений в инфраструктуру, а также приводит к
повышенной стоимости товаров и услуг
|
Социальные вызовы
|
Низкая плотность населения, суровые
климатические условия, ограниченный доступ к качественному образованию и
здравоохранению, а также проблемы, связанные с адаптацией коренного населения
к современным экономическим реалиям.
|
Формирование человеческого капитала в этих регионах строится вокруг стратегий привлечения и удержания квалифицированных кадров через экономические стимулы, развитие социальной инфраструктуры и улучшение транспортной доступности. Однако без диверсификации экономики эти территории остаются уязвимыми к колебаниям цен на сырье, что напрямую влияет на устойчивость человеческого капитала [8]. Диверсифицированные северные регионы – это территории, экономика которых не ограничивается исключительно добывающим сектором, а включает развитые сферы услуг, туризм, альтернативную энергетику, научные исследования и высокотехнологичные производства [4]. Данные регионы демонстрируют более устойчивую модель формирования человеческого капитала за счет разнообразия экономических возможностей, активной государственной политики и высокого уровня жизни. К таким регионам можно отнести северные районы Норвегии (Финнмарк, Нордланд, Тромс), северные районы Швеции (Норрланд), Финскую Лапландию, а также некоторые территории Аляски, где активно развиваются наука, экотуризм и возобновляемая энергетика. В таблице 2 представлены особенности диверсифицированных северных регионов.
Таблица 2
Особенности диверсифицированных северных регионов
Особенность
|
Описание
|
Многосекторная экономика
|
Наряду с добычей ресурсов в экономике
значительную роль играют туризм, возобновляемая энергетика
(гидроэлектростанции, ветряные фермы), рыбопереработка, IT-сектор и научные
исследования
|
Развитая социальная инфраструктура
|
Высокий уровень здравоохранения,
доступ к качественному образованию, привлекательные условия жизни, что
способствует удержанию и развитию человеческого капитала
|
Государственные и муниципальные
стимулы
|
Инвестиции в инновации, налоговые
льготы для предпринимателей, программы поддержки малых и средних предприятий,
а также активное участие ЕС в развитии инфраструктуры (для стран-членов)
|
Акцент на устойчивое развитие
|
Строгие экологические нормы,
использование возобновляемых источников энергии, сохранение природного и
культурного наследия
|
Сильная образовательная и
исследовательская база
|
Наличие университетов,
исследовательских институтов и программ по развитию Арктики, что привлекает
молодых специалистов и ученых
|
Формирование человеческого капитала в таких регионах происходит через диверсификацию возможностей занятости, активную государственную поддержку и инвестиции в инновации. Эти регионы демонстрируют устойчивый демографический и экономический рост, так как способны привлекать квалифицированных специалистов не только за счет высоких зарплат, но и благодаря качеству жизни и широким карьерным возможностям.
Коренные и автономные северных территории – это северные регионы, где значительную часть населения составляют коренные народы, ведущие традиционный образ жизни или адаптированные к современным экономическим реалиям через специальные государственные программы. Эти территории, как правило, обладают особым статусом и управляются с учетом автономных прав, а их экономика сочетает традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, охота, ремесла) с интеграцией в более широкую рыночную систему. К таким регионам можно отнести Нунавут и территории с высокой долей коренного населения в Канаде, автономные саамские территории в Скандинавии (Саамский парламент в Норвегии, Швеции и Финляндии), районы Крайнего Севера России с высокой долей малочисленных народов (ЯНАО, Чукотка, Таймыр), а также некоторые территории Аляски, имеющие особые права самоуправления. В таблице 3 представлены особенности коренных и автономных территорий.
Таблица 3
Особенности коренных и автономных северных территорий
Особенность
|
Описание
|
Автономное управление и особые права
коренного населения
|
Наличие советов и парламентов коренных
народов, которые участвуют в управлении территориями
|
Сочетание традиционной и рыночной
экономики
|
Сочетание традиционных промыслов с
добывающий экономикой
|
Государственная поддержка и субсидии
|
Программы социальной защиты,
направленные на поддержку коренного населения (финансирование образования,
здравоохранения, жилищных субсидий, налоговых льгот)
|
Проблемы социальной адаптации
|
Высокий уровень безработицы,
алкоголизма, депопуляции и утрата традиционного уклада жизни
|
Экологический и этнокультурный туризм
|
Вовлечение в туристическую индустрию
коренных народов
|
Основные механизмы развития человеческого капитала включают государственную поддержку, образовательные программы для коренного населения, развитие традиционной экономики и интеграцию в современные отрасли. Однако эти территории остаются социально и экономически уязвимыми, что требует дальнейшего развития инфраструктуры, систем образования и механизмов самоуправления.
Таким образом, формирование человеческого капитала в северных регионах зависит от множества факторов: экономической специализации, уровня инфраструктурного развития, государственных программ и социальных условий. Анализ трех моделей – сырьевых северных регионов, диверсифицированных северных регионов и коренных, и автономных территорий – позволяет выявить их ключевые сильные и слабые стороны в вопросе устойчивого формирования человеческого капитала. В таблице 4 представлены сильные и слабые стороны рассмотренных северных территорий.
Таблица 4
Сильные и слабые стороны северных регионов
Модель
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Сырьевые северные регионы
|
Высокие заработные платы
Развитая корпоративная поддержка; Государственные льготы и северные надбавки; Инфраструктурное развитие; Программы профессионального обучения. |
Вахтовый метод и высокая миграция;
Отсутствие диверсификации экономики; Социальная изоляция и низкое качество жизни; Экологические риски; Сложности с адаптацией молодежи. |
Диверсифицированные северные регионы
|
Многосекторная экономика;
Развитая социальная инфраструктура; Привлекательность для молодежи и специалистов; Устойчивое развитие; Поддержка малого и среднего бизнеса. |
Высокая стоимость жизни;
Ограниченные демографические ресурсы; Зависимость от государственного финансирования; Миграция молодежи |
Коренные и автономные территории
|
Поддержка культурной идентичности;
Государственные льготы и субсидии; Специальные образовательные программы; Автономное управление; Развитие экологического и этнокультурного туризма. |
Высокий уровень безработицы;
Социальные проблемы; Ограниченные экономические возможности; Слабая транспортная доступность; Миграция молодежи. |
Таким образом, каждая из трех моделей северных регионов имеет свои сильные и слабые стороны в вопросе формирования человеческого капитала:
· Сырьевые регионы предлагают высокие зарплаты и льготы, но страдают от вахтовой миграции и узкой специализации экономики.
· Диверсифицированные регионы обеспечивают устойчивость и качество жизни, но сталкиваются с высокими расходами и ограниченными демографическими ресурсами.
· Коренные и автономные территории имеют культурную и социальную поддержку, но страдают от ограниченной экономики и социальной нестабильности.
Стоит также отметить, что успешное формирование человеческого капитала в северных регионах требует баланса между экономическим ростом, социальной устойчивостью и сохранением уникальных особенностей этих территорий [9]. Но при этом, можно также определить, что каждая модель северных регионов использует свой набор уникальных стратегий, направленных на привлечение и удержание специалистов:
· Сырьевые северный регионы делают ставку на высокие зарплаты, в том числе и за счет вахты;
· Диверсифицированные регионы больше ориентированы на образование, инновации и качество жизни;
· Коренные и автономные территории фокусируются на поддержке традиционной экономики, автономии и социальных льготах.
Все три модели северных территорий используют уникальные механизмы формирования человеческого капитала, однако ни одна из моделей не является идеальной, и заимствование успешных стратегий от других моделей может укрепить систему формирования кадров, улучшить условия жизни и повысить устойчивость северных территорий:
· Сырьевые регионы смогут диверсифицировать экономику, улучшить образовательные и инновационные программы, снизить зависимость от сырьевых цен.
· Диверсифицированные регионы смогут использовать экономические стимулы, улучшить инфраструктуру и поддержать этнокультурный туризм.
· Коренные и автономные территории получат доступ к современному образованию, технологиям и инвестициям, сохраняя при этом культурную идентичность.
Гибридная модель, включающая лучшие практики каждой из моделей, позволит северным регионам формировать более устойчивый человеческий капитал и создавать комфортные условия для жизни и работы специалистов.
Заключение
Формирование человеческого капитала в северных регионах – сложный и многогранный процесс, который определяется сочетанием природно-климатических, экономических, социальных и политических факторов. Несмотря на схожие вызовы, такие как суровый климат, низкая плотность населения, удаленность от крупных экономических центров и высокая стоимость жизни, разные страны применяют уникальные стратегии для привлечения, удержания и развития кадрового потенциала.
В рамках исследования были выделены три основные модели формирования человеческого капитала:
1. Сырьевые северные регионы, где экономика основана на добыче природных ресурсов, а привлечение специалистов осуществляется за счет высоких заработных плат, северных надбавок и корпоративных социальных программ.
2. Диверсифицированные северные регионы, ориентированные на устойчивое развитие, инновации, науку, туризм и экологически чистую энергетику, что делает их более привлекательными для молодежи и высококвалифицированных специалистов.
3. Коренные и автономные территории, где наряду с традиционными промыслами активно развиваются социальные и образовательные инициативы, направленные на поддержку коренного населения и интеграцию его в современную экономику.
Анализ показал, что каждая модель имеет сильные и слабые стороны. Сырьевые регионы предлагают высокие доходы, но зависят от вахтового метода и узкой специализации. Диверсифицированные регионы обеспечивают комфортные условия жизни, но сталкиваются с демографическими вызовами и высокой стоимостью проживания. Коренные и автономные территории сохраняют традиционный уклад, но ограничены в экономических возможностях и доступе к образованию.
Для эффективного формирования человеческого капитала северные регионы могут использовать лучшие практики друг друга: сырьевые регионы — развивать образование и новые отрасли, диверсифицированные — применять финансовые стимулы, а коренные территории — адаптировать технологии, сохраняя культуру. Гибридный подход, включающий инвестиции в образование, инфраструктуру и социальную поддержку, поможет создать устойчивые условия для жизни и работы в этих стратегически важных регионах.
Источники:
2. Беспарточный Б.Д., Спицына А.О., Птицина О.В. Региональные аспекты управления кадровым потенциалом в условиях кризиса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2024. – № 6. – c. 180-185.
3. Быков В.М., Головизнина О.А. Особенности формирования кадрового потенциала Арктической зоны Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2022. – № 1. – c. 106-115. – doi: 10.34130/2070-4992-2022-2-1-106.
4. Кириллова Л. Г., Сафина Р. С. Пути развития кадрового потенциала работников реального сектора экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 11. – c. 59-64. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.11.06.006.
5. Нестеренко С.А., Бочарова Н.А., Дурнева Л.А. Эффективное управление персоналом как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 2. – c. 682-686.
6. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнегосевера и приравненных к ним местностях. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786/ (дата обращения: 02.02.2025).
7. Попова Л. А., Зорина Е. Н. Вызовы постарения населения северных регионов России // Устойчивый Север: общество, экономика, экология, политика: Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в рамках программы V Северного Форума по устойчивому развитию, Якутск, 25–27 сентября 2024 года. – Якутск: Издательский дом СВФУ. Якутск, 2024. – c. 119-130.
8. Пустынникова Т. И. Особенности формирования кадрового потенциала предприятий Арктической зоны Российской Федерации // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 11. – c. 234-236.
9. Савочкин А.В. Преодоление дефицита рабочей силы при формировании человеческого капитала // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 1. – c. 53-68. – doi: 10.18334/lim.11.1.120506.
10. Стратегия правительства Норвегии в северных регионах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/strategiru.pdf (дата обращения: 02.02.2025).
11. Третьяков А. А., Демьянов В. А. Прогнозирование экономического роста северных регионов Российской Федерации // Приоритеты социально-экономического развития России в условиях цифровизации экономики: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону : Манускрипт. Ростов-на-Дону, 2024. – c. 114-116.
12. Тухтарова Е. Х. Влияние трудовой миграции на человеческий капитал и ВРП регионов России // Народонаселение. – 2022. – № 4. – c. 163-177. – doi: 10.19181/population.2022.25.4.14.
13. Бутко Г.П., Поротников П.А., Набоков В.И., Низамов С.С. .Формирование конкурентного кадрового потенциала системой высшего образования // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2024. – № 2. – c. 97-104. – doi: 10.33983/2075-1826-2024-2-97-104.
14. Барбаков О. М., Белоножко М. Л., Белоножко Л. Н. Человеческий капитал арктических регионов: системные проблемы и технологии их решения. - Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2020. – 180 c.
15. Яковенко Н. В., Гоголева Т. Н., Щепина И. Н. Человеческий капитал как драйвер развития цифровой экономики региона: теоретические и инструментальные основы исследования. - Воронеж : Цифровая полиграфия, 2020. – 234 c.
16. Alaska Education Tax Credit. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alaska.edu/foundation/give/etc.php (дата обращения: 02.02.2025).
17. Alaska Tax Incentives for Your Businesses. [Электронный ресурс]. URL: https://gusto.com/resources/states/alaska/ak-tax-incentives (дата обращения: 02.02.2025).
18. Are R&D Tax Credits Available in Alaska?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kbkg.com/research-tax-credit/alaska-rd-tax-credit (дата обращения: 02.02.2025).
19. Canada Small Business Financing Program. [Электронный ресурс]. URL: https://ised-isde.canada.ca/site/canada-small-business-financing-program/en (дата обращения: 05.02.2025).
20. Construction workers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.constructionworkers.eu/ru/fi/proverte-zarabotnuyu-platu-i-usloviya-raboty/finlyandiya (дата обращения: 03.02.2025).
21. Corporate – Tax credits and incentives. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/norway/corporate/tax-credits-and-incentives (дата обращения: 02.02.2025).
22. Development Grants. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ahfc.us/pros/homelessness/development-grants (дата обращения: 03.01.2025).
23. Eligible communities. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nutritionnorthcanada.gc.ca/eng/1415540731169/1415540791407 (дата обращения: 04.02.2025).
24. Enhance your company’s performance with R&D Incentives. [Электронный ресурс]. URL: https://leyton.com/se/rd-incentives-in-finland (дата обращения: 03.02.2025).
25. Finland grants companies unprecedented tax incentives to boost research and development efforts. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessfinland.com/press-release/2021/finland-grants-companies (дата обращения: 01.02.2025).
26. Higher education funding. [Электронный ресурс]. URL: https://eurydice.eacea.ec.europa.eu/national-education-systems/norway/higher-education-funding (дата обращения: 02.02.2025).
27. Individual - Other tax credits and incentives. [Электронный ресурс]. URL: https://taxsummaries.pwc.com/sweden/individual/other-tax-credits-and-incentives (дата обращения: 02.02.2025).
28. Permanent Fund Dividend. [Электронный ресурс]. URL: https://pfd.alaska.gov/Division-Info/About-Us (дата обращения: 12.02.2025).
29. Place-based tax incentives stimulate employment in remote regions. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucl.ac.uk/news/2020/feb/place-based-tax-incentives-stimulate-employment-remote-regions (дата обращения: 03.02.2025).
30. Postsecondary education in the Northwest Territories. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cicic.ca/1188/postsecondary_education_in_the_northwest_territories.canada (дата обращения: 02.02.2025).
31. Production incentive for the audiovisual industry. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessfinland.fi/en/for-finnish-customers/services/funding/cash-rebate (дата обращения: 03.02.2025).
32. Scientific Research and Experimental Development (SR&ED) tax incentives. [Электронный ресурс]. URL: https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/scientific-research-experimental-development (дата обращения: 03.02.2025).
33. Spirina A. S. Labor resources as a human capital component (results of sociological research in the border Region of Russia) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2022. – № 11. – p. 259-266.
34. Sweden’s Cap Strategic Plan. [Электронный ресурс]. URL: https://agriculture.ec.europa.eu/system/files/2024-01/csp-at-a-glance-sweden_en.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
35. University of Alaska Southeast. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unipage.net/ru/34011/university_of_alaska_southeast (дата обращения: 03.02.2025).
36. Why Sweden\'s proposed R&D tax changes mark a positive step forward. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/en_se/insights/tax/why-sweden-s-proposed-r-d-tax-changes-mark-a-positive-step-forward (дата обращения: 07.02.2025).
Страница обновлена: 20.03.2025 в 12:42:55