Механизмы повышения эффективности отношений между торговыми сетями в сегменте FMCG и поставщиками товаров под собственными торговыми марками в современных российских условиях
Белецкий М.Д.1
1 Московский международный университет
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 7 (Июль 2025)
Аннотация:
Статья представляет собой результат исследования основных аспектов характера взаимодействий между розничными торговыми сетями, функционирующими в сегменте товаров повседневного спроса и поставщиками товаров, имеющими намерение вступить в контрактные взаимоотношения по производству товаров под эгидой собственных торговых марок ритейлеров и по их заказам, или уже актуализирующими указанное намерение в условиях современной российской экономики. Отдельное внимание в работе уделено факторам, оказавшим влияние на постепенное, но неуклонное смещение «точки силы» в континууме взаимоотношений производителей и торговых сетей в сторону последних, ряду значимых барьеров на пути установления баланса коммерческих интересов ритейлеров и поставщиков товаров под собственными торговыми марками, а также актуальному инструментарию, используемому в целях их устранения, или как минимум, нивелирования, повышения уровня эффективности контрактного взаимодействия для обеих сторон.
Результаты исследования могут иметь, как теоретическую ценность, так и практическую значимость для: субъектов розничной торговли, развивающих собственные торговые марки и ассортимент товаров под ними; их партнеров, поставляющих товары под торговыми марками ритейлеров; производителей, выпускающих товары под собственным торговым знаком, прочих участников формирования цепочки ценности продукта-MIX розничной торговли, а также иных заинтересованных лиц.
Ключевые слова: конкурентоспособность; бренд; собственная торговая марка; розничные торговые сети; поставщики товаров
JEL-классификация: D40, D41, L81, L80
Введение
Характер взаимоотношений между сетевыми субъектами розничной торговли и поставщиками товаров под СТМ (собственными торговыми марками) ритейлеров, немногим более, чем за два десятилетия их развития на почве российской экономики претерпел череду значительных трансформаций, в результате которых, при очевидной тернистости пройденного пути, выиграли не только стороны контрактных взаимодействий (при необходимом уточнении – из ряда тех, кому удалось сформировать эффективный партнерский тандем), но и российский потребитель. Позитивные сдвиги в указанных отношениях, от истоков развития СТМ в России, до настоящего времени очевидны, как и такой значимый их результат – с каждым годом увеличивающийся вклад в обеспечение потребительского рынка в секторе розничной торговли товарами под Pivate Labels (англ. - собственные марки), совмещающими достойное качество с доступной ценой (по данным GfK в 2024 году для 48% покупателей определяющим фактором выбора товаров под марками ритейлеров выступало их качество, для 41% - цена) [8]. Тем не менее, до сих пор в статусе актуальных остается ряд барьеров, преодоление которых выступает необходимым условием для гармонизации контрактного партнерства, сообщения дополнительной положительной динамики его развитию.
Целью данного исследования является определение и краткая характеристика основного инструментария, способствующего устранению имеющихся, а также потенциальных барьеров во взаимоотношениях поставщиков товаров под СТМ и торговых сетей в сегменте FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товары повседневного спроса) или, как минимум, их нивелированию, как в современных российских условиях, так и в перспективе, повышению эффективности контрактных взаимодействий, обеспечению баланса коммерческой выгоды и успешному развитию партнеров.
Стремительно наращивающая темпы востребованность инструментария, позволяющего устранить или, как минимум, нивелировать барьеры, сдерживающие развитие отношений поставщиков товаров под СТМ и розничных торговых сетей, функционирующих в сегменте FMCG, способного перевести их на новый, предполагающий паритет выгод уровень, свидетельствует о насущной необходимости, а соответственно, актуальности исследования в указанном направлении. Новизна результатов научных изысканий заключается в уточнении и обобщении: спектра детерминантов усиления позиции розничных торговых сетей в тандеме «ритейлер – поставщик (производитель)»; барьеров, ограничивающих повышение уровня эффективности развития контрактных отношений заказчиков и поставщиков товаров под СТМ в современных условиях; инструментария, предназначенного для устранения (нивелирования) барьеров, препятствующих установлению паритета выгод обеих сторон контрактного взаимодействия.
В процессе исследования применялась совокупность таких методов научного познания, как: аналогия; наблюдение; сравнение; абстрагирование; идеализация; анализ; синтез; индукция; дедукция. Информационную базу исследования обеспечили: федеральные законы и подзаконные акты РФ; мнения представителей отраслевых НКО; данные: ведущих аналитических компаний; торговых розничных сетевых предприятий, функционирующих в сегменте FMCG, эффективно реализующих стратегии развития Privat Labels и ассортимента товаров под ними; поставщиков, а также результаты изысканий, проведенных российскими учеными в идентичном и (или) смежных направлениях, включая собственные разработки автора.
Основная часть
Факторы усиления позиции розничных сетей в тандеме: ритейлер – поставщик (производитель)
Занятие доминирующего положения в тандеме: поставщик (производитель товаров под СТМ по заказу ритейлера) — ритейлер (правообладатель СТМ) обусловлено совокупностью факторов, среди которых можно выделить нижеизложенные:
- активизация развития, экстенсивный рост розничных торговых сетей [16, с. 32], год от года увеличивающих объемы продаж в натуральном и денежном эквиваленте;
- близость сетевых ритейлеров к конечному потребителю, детерминирующая возможность более точного установления существующих и предполагаемых потребностей, в том числе, с помощью организации эффективной обратной связи, что в условиях смены вектора глобального маркетингового подхода, опирающегося, в качестве основного, на популяризированный одним из величайших предпринимателей 20-го века Коносуке Мацусита принцип «Потребитель-король!» [12, с. 54], приобретает все большую значимость;
- консолидация рынка посредством укрупнения субъектов розничной торговли, в том числе, в результате, задействования франшизы, сделок слияния и поглощения и проч.;
- активное объединение ритейлеров в НКО (некоммерческие организации), такие, например, как: Союз НСР (Союз независимых сетей России); АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) и проч. для более эффективного отстаивания общих интересов;
- формирование благоприятного инвестиционного климата в начале первого десятилетия текущего века в России, чему в значительной мере способствовало принятие 09.07.1999 г. Федерального Закона N160 (ФЗ) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [25], определяющего «…условия осуществления предпринимательской деятельности на российской территории и спектр основных гарантий прав зарубежных (внешних) инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль», что в свою очередь, наряду с ростом уровня покупательной способности россиян привело к активизации выхода на слабо развитый в начале 21 века российский потребительный рынок крупнейших международных сетевых игроков в сфере розничной торговли, лучшее из богатого опыта которых, в том числе и в отношении развития СТМ, было интегрировано в практику еще неокрепшего российского сетевого ритейла, способствуя повышению уровня динамики и эффективности его становления [27] (но в то же время, исследователи [17]; [28] подчеркивают, что именно глобализация розничной торговли выступила в роли основного триггера, оказавшего влияние на трансформацию отношений между торговыми сетями и производителями, переведя их в статус противостояния, основанного на жестком диктате ритейлом условий попадания товаров на полку);
- ряд положительных изменений в состоянии транспортной, складской инфраструктуры, а также приведение в соответствие с современными требованиями (строительство новых и обновление существующих) торговых объектов [4];
- оптимизация цепочек ценности продукта-MIX розничной торговли, приводящая к снижению издержек и повышению уровня эффективности деятельности субъектов ритейлеров;
- развитие новых форм розничной торговли;
- активное внедрение инновационных технологий (ритейл традиционно относится к одному из самых открытых для внедрения передовых разработок видов предпринимательской деятельности) [5];
- развитие СТМ, а также ассортимента товаров под эгидой Private Labels;
- повышение внимания к качеству товаров под СТМ, и как следствие - укрепление доверия к данным товарам и увеличение спроса на них;
- ослабление лояльности к товарам под известными брендами производителей, в том числе, ввиду накопления позитивного опыта использования товаров под торговыми марками ритейлеров и проч.
Основные претензии и контраргументы действующих и (или) потенциальных сторон договорных отношений
Преодоление сложностей, сопутствующих контрактным отношениям поставщиков и ритейлеров закрепилось в качестве их атрибута. Зачастую, уже в процессе решения очередной проблемы, на горизонте просматривался контур следующей. Стороны искали компромиссные решения, которые далеко не всегда имели признаки равновыгодных или даже приемлемых. Взаимодействие упиралось в конфликт интересов, обусловленный эндогенными, экзогенными факторами или, как правило, их совокупностью. Поставщиками предпринимался ряд усилий, направленных на апеллирование к государственным законодательным и регулирующим органам с целью снижения избыточного давления со стороны сетевого ритейла. Однако, как подчеркивают исследователи [18]: «Попытки ограничить или устранить определенные рыночные инструменты из сферы контрактных отношений почти неизбежно ведут к ухудшающемуся отбору поставщиков, как побочному эффекту ограничительных действий и, следовательно, не усиливают, а сдерживают конкуренцию», весьма образно сравнивая новую модель государственного регулирования с лекарством, имеющим для организма более негативные последствия, чем сама болезнь. Кроме того, обращается внимание [19] на следующий весьма значимый аспект: «…участники рынка всегда найдут возможности для того, чтобы избежать формального контроля».
В данной части исследования мы сосредоточимся не только на основных претензиях действующих участников контрактных отношений, представителей, имеющих за плечами подобный опыт, тем не менее, завершивших взаимодействие, в силу отсутствия положительных результатов или иных причин, но и на барьерах, сдерживающих потенциальных контрагентов (как тех кто хотел бы установить данные отношения, однако, в текущей ситуации рассматривает их, принимая во внимание собственные возможности и договорные условия, в качестве априори бесперспективных, так и находящихся на стадии планирования вступления в них).
В роли основного источника негативного восприятия поставщиками сложившейся на рынке ситуации выступают завышенные требования торговых сетей, делающие контрактные отношения лишенными равноправия. Особую настороженность, тревожность, а иногда и откровенный негатив поставщиков вызывают следующие аспекты: избыточно жесткая система штрафов (санкции, несоразмерные с последствиями нарушений договорных условий поставки); необходимость прохождения регулярных аудиторских проверок; осуществление контроля за технологическим процессом; стремление заказчика получить товар соответствующего требованиям качества, зачастую по неадекватно низкой цене, способствуя тому, что тендер может выиграть производитель, рассчитывающий победить не посредством повышения уровня эффективности процессов, а за счет скрытых (неявных, сложных для выявления) отклонений от установленных нормативов; отсутствие «прозрачности» в закупочной политике, и в целом, зачастую имеющий место, своеобразный «туман» контрактных отношений и проч.
Поставщики сетуют на то, что не только отдельно взятому из их числа, но и имеющим значительный опыт работы с подобными контрактами, а также объединенным в рамках крупной ассоциации, достаточно сложно получить контакты представителей ритейлера для обеспечения необходимой информацией или уточнения последней, как и подчерпнуть ее с сайтов предполагаемых контрагентов, ввиду отсутствия в их контенте перечня востребованных товаров практически у всех сетевых ритейлеров. С одной стороны, в качестве контраргумента, можно было бы привести факты на регулярной основе проводимых розничными торговыми сетями встреч с поставщиками для раскрытия нюансов закупочной политики, однако, и при объективном наличии данных обстоятельств, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» (Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров) Дмитрий Востриков [10] обращает внимание на слабую представленность участников на столь значимых для обеих сторон мероприятиях, к тому же ограниченную крупными игроками.
Репрезентанты торговых сетей и их объединений, в основном, не отрицая определенную закрытость, в качестве одной из характерных черт контрактных взаимодействий, объясняют ее необходимость высоким уровнем конкуренции на рынке.
Осознавая, что контрактные отношения способны трансформироваться, в том числе и позитивно, в процессе взаимодействия, производители, тем не менее, воспринимают наличие «слепых зон» в их преддверии однозначно - в качестве фактора, в большей или меньшей степени, сдерживающего их актуализацию.
Одним из значимых барьеров на пути контрактного взаимодействия, а также фактора риска, довлеющего над состоявшимися и (или) потенциальными поставщиками товаров под СТМ, выступает также гипотетическая перспектива прекращения взаимодействия по инициативе ритейлера. Ввиду того, что пролонгация договора на поставку товара под СТМ не гарантирована, производитель, пренебрегший развитием собственных брендов не лишен шанса оказаться в довольно затруднительной ситуации. Процессы создания торговых марок и завоевания товарами под ними достойного места на рынке потребует дополнительных ресурсов (в том числе и временных). В лучшем положении оказываются предприятия (как правило, достаточно крупные) или группа предприятий, объединенных в промышленный альянс (союз), не стиснутые рамками эксклюзивных контрактов, в силу чего, поставляющие идентичные или условно идентичные товары под разными СТМ, подчас даже конкурирующим между собой розничным торговым сетям, а также предприятия, не ограничившие деятельность рамками контрактных отношений по поставке товаров под маркой ритейлера, параллельно развивающие собственные марки и выпускающие востребованные потребителями товары под ними.
В качестве примера реализации подобной стратегии можно привести успешный опыт довольно молодой компании ООО «Sdobs Foods», уверенно занявшей одну из ниш российского потребительского рынка, во многом для него уникальной, ориентированный на ценителей популярных западных десертов, продукции. В настоящее время товары под частной маркой данного производителя занимают достойное место на офлайн и онлайн полках многих федеральных розничных торговых сетей, ибо оттолкнувшись в начале экономической деятельности от исполнения роли поставщика товаров под СТМ для одного из крупных ритейлеров, предприятие не замкнулось в рамках данного амплуа, а создав и старательно развивая собственный товарный знак, значительно упрочило конкурентную позицию [22].
У сетевых ритейлеров также имеется ряд претензий к поставщикам, позволяющих среди основных выделить нижеследующие.
К спектру наиболее распространенных претензий к поставщикам ритейлеры относят: нарушение контрактных условий (сроков, объемов поставки, а также несоответствие качества товара установленным требованиям). Что касается последнего, из указанных аспектов, необходимо отметить наличие позитивной динамики в его нивелировании. Объединение усилий сетевых ритейлеров и поставщиков, направленных на обеспечение установленного требованиями качества товаров под СТМ, как автор уже отмечал ранее [5], уверенно конвертируются в положительные результаты, при этом, тем не менее, констатируя отсутствие восприятия ситуации в ипостаси беспроблемной.
Отметим, что в то время, как одним из барьеров на пути подписания контрактов с поставщиками товаров под их ТМ (торговыми марками) и (или) основанием для прекращения отношений ритейлеры видят отсутствие желания взаимодействовать в плане продвижения, при реализации товаров под СТМ данной проблемы нет, ибо осуществление указанной функции лежит на плечах торговых сетей. Вместе с тем, ее значимость возрастает, приобретая характер препятствия для продления договорных отношений при совмещении обязательств по поставке товаров под СТМ и ТМ производителя, но отсутствии активности в продвижении последних.
Тем не менее, наличие положительных сдвигов в отношениях торговых сетей и поставщиков товаров под СТМ, относящихся к FMCG-сегменту в сторону плодотворного, ориентированного на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество очевидны, что во многом определяется использованием приведенных ниже инструментов.
Основные инструменты, используемые для повышения эффективности взаимодействия торговых розничных сетей и поставщиков товаров под СТМ в сегменте FMCG
Тщательный отбор контрагентов (в том числе с учетом близости ценностных ориентиров) и ответственный подход к оценке собственных возможностей
Функционирующие в данном сегменте контрагенты, в основе своей, не имеют ориентира на сиюминутные выгоды (это распространенное заблуждение, не отражающее не только актуального, но и ретроспективного положения), ибо осознают высокий уровень вероятности потенциальных угроз для обеих сторон в указанном случае. Они настроены на долгосрочные плодотворные партнерские отношения.
Приоритет при актуализации конкурсного отбора, как правило, имеют поставщики, чья добросовестность и надежность в выполнении контрактных обязательств подтверждена временем. Исследователи подчеркивают: «…хозяйственные агенты с большей вероятностью вступают в отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных партнеров» [20], «участники рынка ценят стабильность деловых отношений и не спешат разрывать старые связи, начиная работать с новыми партнерами, предлагающими выгодные условия» [3]. Потенциальная выгода от взаимодействия с ними может оказаться иллюзорной, в реальности столкнув ритейлера (а иногда и обе стороны соглашения) с серьезными проблемами, если партнер недостаточно ответственно подошел к ознакомлению с условиями договора, оценке объективной возможности их исполнения.
Анализ современной ситуации, сделанный на основе обобщения мнений представителей сетевой розницы позволяет прийти к выводу – одним из значимых факторов, оказывающих негативное воздействие на отношения ритейлеров и поставщиков, выступает небрежность в ознакомлении с контрактными условиями в преддверии подписания соглашения, влекущая за собой следствие, в виде: невозможности корректного исполнения принятых на себя обязательств; штрафных санкций; расторжения договоров; судебных тяжб; отталкивающегося от конкретных кейсов и зачастую необоснованного обобщения частных случаев, с формированием в публичном поле имиджа розничных сетей, в качестве стороны, перманентно злоупотребляющей рыночной властью. Надежда на «авось» отдельных, не достигших успехов на поприще контрактных отношений поставщиков по вышеуказанной причине приводит к вполне закономерным негативным результатам, которые имели шансы не воплотиться в реальность при тщательной предварительной проработке контрактных условий, оценке собственных возможностей и потенциальных рисков. Исследователи [26] также обращают внимание на повышение уровня вероятности убытков, как следствия формального подписания договора поставщиком. Поэтому, весьма серьезный подход сетевых ритейлеров к отбору поставщиков товаров под СТМ с тщательным изучением досье претендента, аудитом с задействованием собственных ресурсов сетевого ритейлера или посредством привлечения внешних специалистов на основе аутсорсинга, а также прохождением комплекса серьезных испытаний [6] может рассматриваться со знаком плюс и с точки зрения ответственных производителей, ориентированных на долговременные партнерские отношения. Возможность предложения по внесению отдельных корректив, с обоснованием их необходимости, и отсутствием при этом ухудшения положения для сторон соглашения, также имеется в переговорном арсенале контрагентов, заинтересованных в плодотворном взаимодействии.
Двигаясь в русле концепций устойчивого развития, лидеры сетевой розничной торговли, функционирующие в сегменте FMCG, а также занимающие прогрессивную позицию поставщики товаров под СТМ, все активнее прилагают усилия к перемещению с декларативного уровня на уровень актуализации принятых на добровольной основе, в соответствии с основными принципами ГК ООН (Глобальный договор Организации Объединенных Наций) и политикой КСО (Корпоративной социальной ответственности), обязательств. Отбор претендентов на контрактное взаимодействие, с учетом близости ценностных ориентиров, не только повышает уровень его эффективности, увеличивает общий вклад в социально-значимые проекты, как в рамках, так и за пределами основных видов деятельности, но и способствует (при соответствии прочим установленным требованиям) укреплению связей членов партнерского тандема и обеспечению их долгосрочности, перемещению на более высокую в качественном отношении ступень развития [7].
Интеграция (в отдельных аспектах взаимодействия) поставщиков товаров под СТМ и сетевых ритейлеров в целях повышения уровня эффективности бизнес-процессов контрагентов, снижения издержек в цепочке формирования ценности продукта – MIX розничной торговли (без ущерба для его качественных показателей) также относится к одному из значимых инструментов, использование которого способствует гармонизации контрактных отношений, их укреплению, переводу в статус плодотворного взаимовыгодного долгосрочного партнерства. Определение четких критериев отбора контрагента договорных отношений, принципов совместной работы, планируемых результатов, рациональное разграничение функций, во избежание их дублирования и проч. – неотъемлемые этапы подготовки к интеграционным взаимодействиям. Корректное объединение усилий, элементов ресурсной базы вызывает эффект положительной синергии, способствуя повышению уровня конкурентоспособности и коммерческого успеха у сторон контрактных отношений.
С одной стороны – вышеуказанная практика уже приобрела статус устойчивой тенденции, с другой – не получила к настоящему времени достаточно широкого распространения (ее использование по большей части характерно для взаимодействия партнеров, относящихся к отраслевым лидерам). Так, например, флагманы сетевой розничной торговли предоставляют поставщикам доступ к регулярно обновляемому маркетинговому инструментарию, гарантируют поддержку в отношении его применения, а также предлагают спектр дополнительных услуг. Наряду с этим, целесообразно отметить реализуемую в партнерском тандеме практику совместного планирования, включающую обмен данными, анализ «узких» мест, с целью устранения этого недостатка, поиска и воплощения в жизнь решений, направленных на повышение уровня логистической и складской эффективности [13], все чаще применяемую тактику доверительной приемки и возврата товара (упрощение алгоритма его приемки и возврата), обмен опытом (включая негативный), активное участие поставщиков в разработке технических условий на продукцию, выпускаемую под СТМ, и многие иные актуализируемые инициативы контрагентов, оказывающие положительное влияние на сокращение издержек и повышение эффективности взаимодействия.
Важным фактором, оказывающим стимулирующее воздействие на развитие потребительского рынка в сегменте товаров под СТМ, повышение уровня эффективности и результативности хозяйственной деятельности его субъектов, гармонизирующим их отношения, выступает организация и участие в мероприятиях, объединяющих представителей текущих, а также потенциальных контрактных взаимодействий, связанных с разработкой СТМ, производством и реализацией товаров под Private Labels для демонстрации актуальных достижений, обмена передовым опытом, с привлечением специалистов и экспертов, способных квалифицированно и беспристрастно оценить полученные за определенный период результаты.
К настоящему времени в России накоплен значительный массив эмпирического опыта по организации и проведению, как в оффлайн, так и онлайн режимах, подобных мероприятий в форме специализированных: конференций; форумов; саммитов; выставок и проч.
В качестве наиболее яркого примера можно привести «Международную выставку контрактного производства и СТМ» - SobMaExpo (IPLS) на протяжение 12 лет выполняющую функцию площадки, объединяющей производителей товаров под СТМ, сетевых ритейлеров, экспертов и иных заинтересованных сторон. Рамки данного мероприятия, привлекающего впечатляющее, и год от года увеличивающееся количество компаний-участников (для сравнения – 217, в том числе зарубежных, в 2024 году [23] и 250 в 2025 [9]), не ограничиваются широкомасштабной экспозицией товаров, выпущенных под СТМ (от уже зарекомендовавших себя с лучшей стороны, до новинок, еще только вступивших на пусть признания) и проведением конкурсов, с определением СТМ-победителей в различных номинациях, а также компаний, добившихся выдающихся результатов на анализируемом поприще. Указанная площадка активно используется участниками для проведения конференций, переговоров, встреч бизнес-партнеров для обсуждения актуальных тем и прочих значимых мероприятий делового характера.
В отдельный блок можно выделить совокупность механизмов саморегулирования, используемых контрагентами.
Несомненно, ключевое место в ряду инструментов саморегулирования занимает подписанный в 2012 году семью ведущими отраслевыми союзами и ассоциациями потребительского рынка, Комитетом по потребительскому рынку ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой Российской Федерации) и Союзом потребителей РФ (со временем число подписантов значительно увеличилось) «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (далее - Кодекс добросовестных практик или КДП), в качестве основных целей которого заявлены: формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности между поставщиками и торговыми сетями, повышение эффективности их сотрудничества и обеспечение баланса коммерческих интересов; создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы; содействие развитию конкуренции на рынке, а также иные, не менее значимые [11].
В 2013 году Межотраслевым экспертным советом была создана Комиссия по применению КДП в составе трех равных групп: по 3 представителя от ассоциации розничных сетей, 3 – от производителей и 3 – независимых представителя, которая в апреле 2014 года утвердила форму дополнительного соглашения, предусматривающего, при подписании сторонами, применения не только норм КДП к правоотношениям между ними, но и «Положения о комиссии по применению КДП» [15], с передачей споров по вопросам применения КДП данной комиссии. В июне 2014 года после анализа текста вышеуказанного дополнительного соглашения (в письме от 20.06.2014) [14] ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) уведомила об отсутствии замечаний. С начала 2015 года стартовало его подписание поставщиками и входящими в состав АКОРТ торговыми сетями. А уже в 2016 году перед вступлением в силу поправок в закон о торговле [24] сети стали информировать контрагентов о временном отказе от использования положений КДП, что объяснялось необходимостью устранения отдельных противоречий.
Активизация возвращения с 2019 года сетевыми ритейлерами в практику взаимодействий с поставщиками апеллирования к нормам КДП, хоть и не «в едином порыве», а с постепенным присоединением, к тому же не всегда закрепленным в договорных отношениях, но продекларированным на уровне следования «духу Кодекса», тем не менее, может рассматриваться в качестве фактора повышения эффективности отношений контрагентов.
Комплексные системы саморегулирования, разработанные и внедряемые отраслевыми лидерами также можно причислить к разряду механизмов, способствующих повышению эффективности контрактного взаимодействия. В качестве заслуживающего особого внимания примера можно привести формат сотрудничества поставщиков, представленных Союзом производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) и торговых сетей, входящих в состав АКОРТ, предназначенный для разрешения возможных разногласий между сторонами контрактных отношений и повышающих уровень их качества в рамках трехуровневой системы саморегулирования. На первом уровне предполагается осуществлять непосредственное взаимодействие между поставщиком и торговой сетью (процедура предусматривает письменные обращения в уполномоченные органы сетей или поставщиков, выполняющие функцию их рассмотрения, а также приостановку действий, послуживших поводом для возникновения разногласий). Особенностью второго уровня является взаимодействие в рамках Комиссии АКОРТ по рассмотрению обращений и разрешению споров по применению КДП. На третьем уровне осуществляется взаимодействие в Комиссии по применению КДП при Межотраслевом Экспертном Совете по развитию потребительского рынка (объединении руководителей крупнейших ассоциаций, выполняющих роль представителей интересов, как производственных компаний, так и предприятий розничной торговли) [1].
Весьма значимым в контексте характеризуемого соглашения также представляется акцент, сделанный на необходимости соблюдения этических норм участников споров в целях минимизации рисков ущерба деловой репутации или деятельности сторон.
Анализ предложенной в соглашении трехуровневой системы разрешения противоречий со всей очевидностью подтверждает актуальность положений КДП, а также факт возвращения практики апеллирования к нормам данного документа. Сотрудничество подобного рода, несомненно, задает позитивный вектор в саморегулировании возможных разногласий, предоставляя комплексный инструментарий для их разрешения, при этом автор считает необходимым указать, на не теряющую остроты значимость решения вопросов, связанных с их предотвращением.
Регулирование споров, возникающих в рамках контрактного взаимодействия, посредством привлечения посредника
Начиная с 2020 года, в спектр инструментов, используемых для разрешения проблем между ритейлером и поставщиком, добавлена процедура медиации. Впервые в российской практике контрактных взаимодействий, для выхода из спорной ситуации между одним из ведущих ритейлеров - компанией X5 Group и производителем ГК (Группой компаний) «Агама» был привлечен профессиональный посредник. Использование данной меры привело к подписанию медиативного соглашения о порядке устранения противоречий между зашедшими в тупик сторонами [21].
Ввиду того, что акторами особо значимых инициатив, способствующих повышению эффективности контрактного взаимодействия, выступают, как отраслевые, так и смешанного характера ассоциации (союзы), то собственно объединение в НКО, также может рассматриваться в качестве рационального вектора формирования инструмента, способствующего достижению указанной цели. Преимущество подобных интеграций в лаконичной форме характеризует девиз ассоциации «Руспродсоюз», консолидирующей свыше 400 участников: «Один объединенный профессиональный голос сильнее 100 отдельных!» [2].
Использование вышеуказанного инструментария способствует переводу отношений розничных торговых сетей и поставщиков товаров под СТМ на более прогрессивный, имеющий позитивные перспективы уровень, приближая к паритету выгод и повышая эффективность взаимодействия.
Итак, в результате исследования:
- установлены основные факторы, предопределившие смещение «точки силы» в континууме взаимоотношений поставщиков и торговых сетей в пользу ритейлеров;
- определены основные барьеры, сдерживающие на современном этапе установление паритета выгод между партнерами (заказчиками и поставщиками товаров под СТМ), к которым отнесены: недостаточная «прозрачность» (с точки зрения поставщиков), и все еще ощутимый перекос в договорных условиях, в пользу интересов розничных торговых сетей; высокий уровень недоверия потенциальных контрагентов, предшествующий началу контрактных отношений, обусловленный опасениями некорректного поведения второй стороны взаимодействия (не выходящего за пределы легитимного поля, но, тем не менее, способного стать источником осложнения положения партнера); нарушение контрактных условий (сроков, объемов поставки, а также несоответствие качества товаров под СТМ установленным требованиям), обосновывающее использование заказчиками достаточно жестких дисциплинирующих инструментов; избыточное и не всегда корректное (в восприятии контрагентов) вмешательство со стороны государства;
- приведены меры превентивного воздействия по отсечению сетевыми ритейлерами недобросовестных и (или) неконкурентоспособных партнеров;
- указаны и охарактеризованы инструменты, способствующие повышению уровня эффективности и приближению к паритету выгод, используемые сторонами контрактного взаимодействия, к которым отнесены: тщательный отбор контрагентов (в том числе с учетом ценностных ориентиров) и ответственный подход к оценке собственных возможностей; интеграция (в отдельных аспектах отношений) усилий, ресурсов поставщиков товаров под СТМ и сетевых ритейлеров, рациональное распределение функций; апеллирование к нормам КДП; использование отраслевыми лидерами комплексных систем саморегулирования; регулирование споров, возникающих в рамках контрактного взаимодействия, посредством привлечения посредника (использование механизма медиации); объединение в НКО для более эффективного решения общих задач; участие в специализированных мероприятиях (форумах, конференциях, саммитах, выставках и проч.), обеспечивающих платформу для установления плодотворных деловых контактов, переговоров, обмена передовым опытом, обсуждения актуальных вопросов, направленных на поиск решений по предотвращению конфликтных ситуаций, формирование оптимальных алгоритмов по их разрешению для обеих сторон на всех этапах возникновения, в крайнем случае, post-factum события.
Заключение
Уровень эффективности развития СТМ и выпуска товаров под ними во многом зависит от характера отношений, складывающихся между торговыми сетями и поставщиками-контрагентами. Все еще имеющий место значительный перекос в континууме данных отношений в пользу первых, с одной стороны, обеспечивает своеобразный селективный отбор, способствуя вымыванию из сферы потребительского рынка неконкурентоспособных поставщиков (напомним при этом - производители свободны в выборе: развивать собственные бренды с выпуском товаров под ними; совмещать реализацию данной функции с выпуском товаров под торговой маркой ритейлера; полностью перейти на выпуск товаров под СТМ), с другой, предъявлением совокупности далеко не всегда оправданных, зачастую избыточно жестких, трудноисполнимых в полном объеме условий, оказывают сдерживающее влияние на развитие производственных предприятий, исчерпывая в пользу штрафов значительную долю финансовых ресурсов, при наличии предпочтительной альтернативы, в виде направления их в русло: увеличения производственных мощностей и (или) модернизации средств производства; разработки и развития ТМ и проч.
Выравнивание баланса интересов партнеров (розничных торговых сетей в сегменте FMCG и производителей (поставщиков) товаров под СТМ) – вектор развития, на стратегическом уровне увеличивающий шансы на коммерческий успех у обеих сторон взаимодействия, способствующий более эффективной эволюции потребительского рынка и экономики страны в целом, чему в значительной мере может способствовать: использование уже подтвердивших эффективность инструментов (с систематическим анализом, направленным на определение слабых мест осуществлением необходимых коррекционных мероприятий), а также поиском новых, в большей степени отвечающих требованиям стремительно трансформирующихся реалий; тщательная продуманность, взвешенность решений со стороны госрегулятора.
Установленные в процессе исследования позитивные сдвиги, констатируемые по большей части в практике лидеров рынка, но, к сожалению, не получившие в настоящее время широкого распространения, а также недостаточность инструментария, необходимого для использования, как в целях устранения (нивелирования) существующих барьеров, так и превентивного воздействия, дают основания для утверждения о целесообразности продолжения научных разработок в указанном статьей направлении, с опорой на значительный массив зарубежного опыта, но с непременной поправкой на специфичность современной отечественной ситуации и спектр прогнозируемых перемен.
Источники:
2. Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз». Rusprodsoyuz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rusprodsoyuz.ru/?auth=y&ysclid=mb9g1irhec4620196 (дата обращения: 21.05.2025).
3. Ахмедзянова Р.М. Формирование рыночных взаимодействий в секторе розничной торговли // Дискуссия. – 2013. – № 9(39). – c. 116-122.
4. Белецкий М.Д. Основные тенденции развития столичного рынка недвижимости в сегменте торговых центров // Дискуссия. – 2018. – № 1(86). – c. 32-36.
5. Белецкий М.Д. Преодолевая точку бифуркации – ключевые тренды потребительского поведения в сегменте розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1743-1762. – doi: 10.18334/epp.12.6.114867.
6. Белецкий М.Д. Ключевые тренды развития торговых сетей в сегменте FMCG в процессе и постфактум адаптационного периода российской экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1385-1402. – doi: 10.18334/epp.14.4.120772.
7. Белецкий М.Д. Основные тренды развития собственных торговых марок и ассортиментной матрицы под их эгидой в условиях трансформирующегося социально-экономического ландшафта России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 1817-1834. – doi: 10.18334/epp.13.6.118317.
8. Доля СТМ на рынке FMCG по итогам 2024 года выросла на 1,2% и достигла 11,5%. Retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/dolya-stm-na-rynke-fmcg-po-itogam-2024-goda-vyrosla-na-1-2-i-dostigla-11-5-28-marta-2025-262826/ (дата обращения: 25.05.2025).
9. Итоги SobMaExpo 2025: рекордная посещаемость, международный трек и чем сейчас живет СТМ. SobmaExpo. [Электронный ресурс]. URL: https://sobmaexpo.ru/news/tpost/p228h8o2p1-itogi-sobmaexpo-2025-rekordnaya-posescha?ysclid=mbg6s5jbwq708053531 (дата обращения: 25.05.2025).
10. Как ретейлерам ужиться с поставщиками. MarketMedia. [Электронный ресурс]. URL: https://marketmedia.ru/media-content/kak-reteyleram-uzhitsya-s-postavshchikami/?ysclid=maxl9igbfa270836456 (дата обращения: 20.05.2025).
11. Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Федеральная Антимонопольная Служба. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/575147 (дата обращения: 26.05.2025).
12. Коносуке М. Миссия бизнеса. / Учебное пособие. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 190 c.
13. Грехова Н. «Перекрёсток»: Партнерство с поставщиками выгоднее, чем перетягивание одеяла. Retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/interviews/natalya-grekhova-perekryestok-partnerstvo-s-postavshchikami-vygodnee-chem-peretyagivanie-odeyala/?ysclid=mb68knzefa291323697 (дата обращения: 23.05.2025).
14. Письмо Федеральной антимонопольной службы №АК 24749/14 от 20.06.2014 «Об утверждении формы дополнительного соглашения, обеспечивающего внедрение норм Кодекса добросовестных практик»
15. Положение о Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Межотраслевой Экспертный Совет по развитию потребительского рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://npmes.ru/wp-content/uploads/2022/04/polozhenie-o-komissii-po-primeneniyu-kodeksa-na-sajt-mes.pd (дата обращения: 23.05.2025).
16. Радаев В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. / Монография. - Москва: ВШЭ, 2007. – 220 c.
17. Радаев В.В. Как объяснить конфликты в российском ритейле: эмпирический анализ взаимодействия розничных сетей и их поставщиков. / Сер. Серия WP1, Институциональные проблемы российской экономики. - Москва: Гос. ун-т - Высш. шк. экономики, 2009. – 64 c.
18. Радаев В.В. К оценке регулирующего воздействия закона о торговле: накапливаются ли эффекты // Экономическая политика. – 2018. – № 3. – c. 28-61. – doi: 10.18288/1994-5124-2018-3-02.
19. Радаев В.В. Рыночная власть и рыночный обмен: отношения розничных сетей с поставщиками // Российский журнал менеджмента. – 2009. – № 2. – c. 3-30.
20. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. / Монография. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 325 c.
21. Российский поставщик и ритейлер впервые решили спор с помощью посредника. Прайм. [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/20200908/831998945.html?ysclid=maxky1ge6i347944697 (дата обращения: 21.05.2025).
22. СТМ или собственный бренд: как производителю лавировать на рынке?. Retail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/stm-ili-sobstvennyy-brend-kak-proizvoditelyu-lavirovat-na-rynke/?ysclid=mc29o9ulfh274653754 (дата обращения: 01.06.2025).
23. Тренд на СТМ в ритейле: как прошла выставка контрактного производства SobMaExpo 2024. SobmaExpo - международная выставка контрактного производства. [Электронный ресурс]. URL: https://sobmaexpo.ru/news/tpost/rgdyc7c491-trend-na-stm-v-riteile-kak-proshla-vista?ysclid=mbrw0l7td623501834 (дата обращения: 25.05.2025).
24. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016 № 273-ФЗ // Российская газета. - 2016 г. - № №149(7017)
25. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 31.05.2018) // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493
26. Федотов А.Н., Бураков В.И. Трансформация взаимоотношений сетевого продуктового ритейла с поставщиками в новых экономических условиях // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).8.
27. Фетисова О.В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2009. – № 2(15). – c. 61-69.
28. Шнорр Ж.П. Современные тенденции и особенности развития отечественного сетевого ритейла // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 2. – c. 138-147.
Страница обновлена: 07.07.2025 в 12:13:39