Методические основы оценки эффективности использования аутсорсинга с позиции работодателя
Турсукова И.И.1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Турсукова И.И. Методические основы оценки эффективности использования аутсорсинга с позиции работодателя // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 1193-1204. – doi: 10.18334/lim.10.4.119481.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55946085
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена тем, что высокий уровень затрат на содержание собственных инфраструктур, высокие требования к профессиональной подготовке персонала вынуждают искать альтернативные формы организации труда. Аутсорсинг имеет наибольший потенциал применения и предполагает делегирование непрофильных функций квалифицированным специалистам. Ни технологические возможности поставщиков услуг, ни высокая квалификация их персонала, ни положительные примеры подобных действий с другими предприятиями не могут служить гарантом целесообразности такого решения. Необходимы научно обоснованные рекомендации, позволяющие принимать управленческие решения о делегировании части функций внешним специалистам, либо об их выполнении собственными силами предприятия.
В статье раскрывается методика оценки эффективности аутсорсинга с позиции работодателя, сформированная с учетом возможностей и потенциальных рисков предприятия. Методический подход основан на сбалансированной системе частных показателей, приводимых к интегральному, позволяет учесть экономическую и социальную составляющую эффективности решения, что определяет новизну научного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при принятии управленческого решения о делегировании непрофильных функций внешним специалистам, а также для дальнейшего развития методических основ в сфере рынка труда.
Ключевые слова: работодатель, штатный работник, внешний специалист, затраты, выплаты, заработная плата, оценка эффективности
JEL-классификация: M11, M21, J31, J81
Введение
В настоящее время мировое пространство преобразовалось в единую зону, где беспрепятственно перемещаются товары и услуги, капитал и информация, а также их носители. Значительные преобразования в последние годы претерпела и такая важнейшая подсистема экономики как рынок труда.
Стабильностью рабочих мест на предприятии характеризовалась преобладающая часть современного рынка труда. Однако экономические и технологические тенденции последних лет создают предпосылки для размывания данной формы труда, предполагающей занятость в течение полного рабочего дня, конкретного работодателя и бессрочный трудовой договор. Мобильное рабочее место, гибкий график работы и срочный трудовой договор пришли на смену ключевым понятиям постиндустриального общества. Появились новые формы взаимодействия субъектов рынка труда, среди которых особое внимание на себя обращает аутсорсинг [19].
В развитие направления аутсорсинга существенный вклад внесли труды таких исследователей, как: Барановская Т.П. [2, с.26-32], Карамышев А.Н. [6, с.414-442], Карпова Н.П. [7, с.1025-1028], Леженин А.Ю. [11, с. 92-97], Нагаева И.Х. [12, с. 299-302], Рябчук П.Г. [14, с.180-185] Я.В. Кривой, И.М. Козина, Л.И. Смирных и др. Однако, рассматривая проблему, авторы не акцентируют внимание на то, какой из сторон трудовых отношений (работодателю или работнику) реализация данной методики позволит сделать вывод о целесообразности вхождения в систему заемного труда. В научных трудах не нашли отражения вопросы оценки социальной составляющей эффективности, столь значимой для работника, являющегося уязвимой стороной в трехстороннем механизме аутсорсинга с позиции трудовых и социальных гарантий, не анализируются потенциальные риски.
Высоко оценивая вклад отечественных ученых в развитие теоретических и методических основ аутсорсинга, следует сказать о том, что в исследованиях не уделено должного внимания проблеме комплексной оценки социально-экономической эффективности данной кадровой технологии, позволяющей уделить внимание возможностям и рискам предприятия, а также взвесить альтернативные варианты выполнения функций.
Отсутствие комплексного подхода к оценке и высокая практическая значимость исследуемого вопроса предопределили актуальность исследования.
Целью исследования является научное обоснование и развитие методического обеспечения, позволяющего моделировать ситуацию выбора между выполнением непрофильных функций собственными силами предприятия и передачей их специализированным компаниям.
Научная новизна исследования заключается в формировании теоретико-методического подхода к оценке социально-экономической эффективности гибких форм взаимодействия с позиции работодателя, учитывающего возможности и потенциальные риски кадровой технологии, и рассматриваемого в качестве инструментария при моделировании ситуации выбора формы труда.
Авторская гипотеза заключается в том, что применение в деятельности предприятия представленного авторами методического инструментария позволит руководителю повысить обоснованность принимаемых управленческих решений относительно делегирования непрофильных функций внешним специалистам.
Основная часть
Проблема оценки эффективности является одной из ключевых в различных сферах деятельности, в этой связи данному вопросу в научной литературе уделяется большое внимание. Однако чаще всего социальная составляющая данной категории остается в тени и эффективность рассматривают только с экономической точки зрения, как отношение полученной прибыли к понесенным затратам.
Принципиальная взаимосвязь экономического и социального аспектов эффективности использования новых кадровых технологий вполне объяснима. Социальную эффективность в форме стимулов для сотрудников можно обеспечить, когда предприятие генерирует прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы, и его существование является надежным. В свою очередь, экономической эффективности становится возможным достичь лишь в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение предприятия свою рабочую силу. На что они готовы только при наличии определенного уровня социальной эффективности [5].
В этой связи при формировании методического инструментария внимание будет сконцентрировано на двух составляющих эффективности: экономической и социальной. И если под экономическими результатами мы подразумеваем широкий спектр показателей (прибыль, рентабельность, производительность труда), то социальным результатом будет являться качество жизни сотрудников, а также степень их удовлетворенности условиями труда.
Основополагающими принципами при формировании методического инструментария и обосновании показателей, на наш взгляд, должны являться следующие:
– комплексность оценки, то есть возможность учесть все возможные социально-экономические результаты деятельности предприятия;
– наглядность и простота расчетов;
– сбалансированность по спектру анализируемых результатов [15].
Делегирование непрофильных функций на предприятии может быть признано эффективным, если его деятельность позволяет генерировать прибыль, носит инновационный характер и если при этом обеспечиваются достойные условия труда [1].
Важным в системе выбранных показателей является равное количество величин, отражающих экономическую и социальную эффективность кадровой технологии. В случае нарушения гармонизации показателей сбалансировать экономическую и социальную составляющие эффективности позволят весовые коэффициенты.
Формированию методического инструментария оценки предшествовал анализ научных публикаций в области аутсорсинга, таких авторов, как: Козина И.М. [4, с. 4-9], [5, с. 26-35], Смирных Я.В. [16, с. 9-30], [17, с. 4-32]. И.М. Козиной, Л.И. Смирных и Я.В. Кривого. Систематизация подходов позволила сформулировать возможности и потенциальные риски руководителя в случае делегирования непрофильных функций внешним специалистам (рисунок 1).
Рисунок 1 – Возможности и риски предприятия при делегировании непрофильных функций аутсорсинговой компании
Источник: составлено автором. Источник: [4], [5], [16], [17].
Соотнесение возможностей и рисков с конкретными показателями, позволило сформировать методический инструментарий оценки социальной и экономической составляющих эффективности аутсорсинга на предприятии.
Рассмотрим экономическую составляющую эффективности.
Затраты на персонал в издержках производства необходимо рассматривать применительно к внешнему специалисту, привлекаемому на условиях договора аутсорсинга, и штатному работнику предприятия при условии выполнения сотрудниками одинаковых функций. Наиболее низкий уровень затрат на содержание сотрудника, его развитие и их наименьший удельный вес в издержках производства будут предпочтительными для руководителя предприятия [10].
Специалисты, предоставляемые аутсорсинговыми компаниями, нередко оказываются исключенными из различных систем коллективного вознаграждения и социальных выплат [16], имеют низкие накопления специфического человеческого капитала [17]. Соответственно, руководствуясь желанием оптимизировать социальные выплаты предприятия в расчете на одного работника, неблагоприятным для работодателя будет тенденция к увеличению данного показателя во времени.
Суммарные платежи предприятия в бюджет в расчете на 1 рубль выручки. Затраты на привлекаемых специалистов, осуществляющих трудовую деятельность на предприятии, переходят в статью издержек на приобретение услуг (или операционные расходы), что уменьшает размер налогооблагаемой прибыли. В результате предприятие производит объёмы продукции с помощью меньшего количества штатных сотрудников, что улучшает его показатели прибыльности и ликвидности [16].
Несомненным преимуществом аутсорсинга является возможность замены временно отсутствующего сотрудника внешним специалистом.
Рисунок 2 – Индикаторы эффективности аутсорсинга на предприятии
Источник: составлено автором. Источник: [4], [5], [16], [17].
Объем выручки, полученной в результате ликвидации простоев в работе предприятия, может быть рассчитан как произведение среднедневной заработной платы временно отсутствующего работника на количество дней предполагаемого простоя.
Напряженная социально-психологическая атмосфера в трудовом коллективе может негативно сказываться на качестве и производительности труда. По этой причине работодателю следует избегать чрезмерной дифференциации в оплате труда штатного сотрудника и внешнего специалиста.
Опережающие темпы роста производительности труда и среднегодовой заработной платы будут благоприятными для руководителя и будут свидетельствовать об экономии фонда заработной платы, снижении себестоимости.
Рассмотрим содержание показателей, которыми представлена в исследовании социальная составляющая эффективности делегирования функций внешним специалистам.
Установить взаимосвязь и оценить влияние удельного веса внешних специалистов в общей численности персонала на производительность труда возможно при помощи факторной модели, в которой численность персонала представлена двумя составляющими: численность штатного персонала и численность привлеченного персонала. Численность привлеченных сотрудников представим общей численностью персонала, умноженной на удельный вес внешних специалистов в общей численности работающих. Используя метод цепных подстановок, становится возможным определить влияние каждого фактора на величину производительности труда [9].
Отношение количества штатных работников предприятия, выбывших за анализируемый период по собственному желанию, к среднесписочной численности персонала за этот же период позволяет рассчитать коэффициент текучести кадров [13]. Факторная модель, в которой общая численность персонала представлена двумя составляющими: численность штатного персонала и численность привлеченного на условиях аутсорсинга, позволит работодателю выявить фактор, оказывающий наибольшее влияние на текучесть кадров на предприятии.
Чрезмерная дифференциация в оплате труда, неравные условия и интенсивность труда могут способствовать возникновению социальной напряженности среди работников предприятия [5]. Оценить качество трудовой жизни сотрудников и психологическую атмосферу в трудовом коллективе позволит анкета, вопросы которой систематизированы авторами исследования в разделы: трудовой коллектив, оплата труда, рабочее место, руководство, служебная карьера, социальные блага и гарантии.
Уровень квалификации специалиста непосредственно влияет на качество выполнения трудовых функций сотрудником и является интегральным показателем, объединяющим в себе профессиональный опыт, личностные качества и другие профессиональные характеристики [8]. С целью проведения экспертной оценки разработан экспертный лист, параметры которого структурированы по показателям, характеризующим каждую из профессиональных компетенций (таблица 1). Документом, регламентирующим процедуру оценки, а также соответствие специалиста квалификации, послужит профессиональный стандарт.
Таблица 1 – Форма экспертного листа оценки уровня квалификации специалиста (фрагмент)
1. Наименование предприятия
| ||||||
2. Вид деятельности
| ||||||
3. ФИО аттестуемого
| ||||||
4. Профессия
| ||||||
5. Наименование выполняемой работы
| ||||||
6. ФИО эксперта / должность
| ||||||
№
|
Наименование
единицы профессионального стандарта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Пример. Компетентность
специалиста в области управления производственно-хозяйственной деятельностью
подразделения
| |||||
1.1
|
Создает и поддерживает эффективную систему контроля
деятельности подразделения
|
|
|
|
|
|
1.2
|
Координирует деятельность с другими подразделениями
|
|
|
|
|
|
1.3
|
Управляет производственно-техническим обеспечением,
процессами снабжения, хранения и перемещения запасов в подразделении
|
|
|
|
|
|
1.4
|
Разрабатывает предложения по оптимизации производственно-хозяйственной
деятельности
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
Источник: составлено автором.
Для комплексной оценки уровня качества выпускаемой продукции авторами предлагается ввести индекс качества, вычисляемый на основе главного параметра, характеризующего продукт (производительность, долговечность изделия и т.д.) (формула 1).
(1)
где Ni – количество изделий i-го вида или объём i-й продукции (работ, услуг) в текущем периоде;
Ki – относительный показатель качества i-го вида продукции (работ, услуг), характеризующий изменение качества в отчетном периоде по сравнению с базисным;
Цi – оптовая цена продукции (работ, услуг) i-го вида, руб. [18].
Следует отметить, что при вычислении индексов качества, соответствующих базисному и отчётному периодам, берут фактические уровни качества в долях для каждого периода, а цена для обоих периодов принимается одинаковой.
Систематизируем показатели на: временные, подлежащие оценке до и после внедрения аутсорсинга на предприятии, и категориальные, подлежащие оценке, как для штатного работника, так и для привлекаемого специалиста.
Индивидуальные индексы каждого показателя эффективности аутсорсинга считаем возможным определить при помощи индексного метода статистики (формула 2).
, (2)
где Р1 и Р0 – соответственно сравниваемые состояния величин.
Следует отметить, что в исследовании как динамика роста показателя, так и динамика его снижения может интерпретироваться результативной. В этой связи, индексы показателей, снижающихся во времени, будут представлять собой обратные величины .
Считаем некорректным утверждать о равной степени значимости каждого из показателей эффективности. В этой связи введем удельные веса, определяющие степень важности показателя в рамках предлагаемой методики оценки. С целью проведения парных сравнений используем шкалу относительной важности Т.Саати, согласно которой важность можно классифицировать следующим образом:
– «1» – равная важность;
– «3» – слабое превосходство;
– «5» – сильное превосходство;
– «7» – очень сильное превосходство;
– «9» – абсолютное превосходство;
– «2, 4, 6, 8» – промежуточные случаи» [3].
Дальнейший алгоритм приведения индивидуальных индексов к обобщающему показателю эффективности будет соответствовать классическому методу анализа иерархий.
Выводы
В практике экономически развитых стран аутсорсинг получил широкое и успешное применение. В России данная кадровая технология имеет не такую практическую значимость по причине слабой методологической базы для принятии решений о его использовании. Именно поэтому вопросы разработки теоретического и прикладного обеспечения реализации аутсорсинга российскими промышленными предприятиями и, в частности, возможности снижения стоимости производства продукции и повышения эффективности на основе организационных решений являются наиболее актуальными в настоящее время.
Приведенная модель оценки эффективности внедрения аутсорсинга на промышленном предприятии создает возможность повышения обоснованности и своевременности принятия управленческих решений, а также имеет практическую значимость для широкого спектра функций, подлежащих делегированию внешним специалистам.
Источники:
2. Барановская Т.П., Вострокрутов А.Е. Алгоритм выбора бизнес-процесса для его передачи на аутсорсинг в агропромышленных компаниях // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2022. – № 99. – c. 26-32. – doi: 10.21515/1999-1703-99-26-32.
3. Гудков Б.Н., Гуськов Ю.В. Обоснование приоритетного выбора инвестиционных проектов на основе метода анализа иерархий // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. – 2022. – № 2(32). – c. 55-65. – doi: 10.25688/2312-6647.2022.32.2.06.
4. Козина И.М. Заемный труд: социальные аспекты // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – c. 3-12.
5. Козина И.М., Серёжкина Е.В. Оценка психосоциальных рисков и качество трудовой жизни российских профессионалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 3. – c. 21-40. – doi: 10.14515/monitoring.2021.3.1891.
6. Лаптев М.В. Анализ проблематики аутсорсинга и аутстаффинга персонала // Интернаука. – 2023. – № 4-4(274). – c. 53-54. – doi: 10.32743/26870142.2023.4.274.352210.
7. Леженин А.Ю., Ерошин С.Е. Корпоративный аутсорсинг как инструмент стимулирования инноваций в бизнес-процессах // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 8. – c. 92-97.
8. Карамышев А.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов промышленного предприятия на основе сравнения действительных затрат // Экономика и управление. – 2023. – № 4. – c. 414-442. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-4-414-422.
9. Карпова Н.П., Евтодиева Т.Е. Логистический аутсорсинг как форма взаимодействия в цепях поставок // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 3(140). – c. 1025-1028. – doi: 10.34925/EIP.2022.140.03.193.
10. Колесникова В.Б., Нагибина Н.А. Комплексная оценка индивидуальных результатов труда персонала предприятия // Цифровая и отраслевая экономика. – 2021. – № 3(24). – c. 13-21.
11. Коновалова Г.И. Методология управления производительностью труда на промышленном предприятии // Организатор производства. – 2021. – № 1. – c. 21-29. – doi: 10.36622/VSTU.2021.62.97.002.
12. Нагаева И.Х. Методики оценки эффективности применения аутсорсинга // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. – № 9. – c. 299-302.
13. Правкина Ю.Р. Управление текучестью кадров: основные причины, технологии и методы профилактики // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2022. – № 1(43). – c. 58-71.
14. Рябчук П.Г., Федосеев А.В., Мурыгина Л.С., Тюнин А.И. Оценка и управление конкурентоспособностью промышленного предприятия с использованием механизма аутсорсинга // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 9-2. – c. 180-185. – doi: 10.17513/vaael.1857.
15. Сивакс А.Н., Горбунова О.А., Веселова Ю.В. Стратегическое обоснование аутсорсинга // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – c. 1390-1393. – doi: 10.34925/EIP.2022.138.1.277.
16. Смирных Л.И. Нестандартные трудовые договоры: влияние на занятость и заработную плату // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2011. – № 2. – c. 164-173.
17. Смирных Л.И. Заемный труд в России: быть или не быть?. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012. – 46 c.
18. Седяева Е.В. Качество продукции как основа конкурентоспособности предприятия // Инновационные научные исследования в современном мире:: Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Том Часть 1. Уфа, 2023. – c. 265-268.
19. Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда // Экономическая социология. – 2005. – № 3. – c. 11-24.
Страница обновлена: 23.07.2024 в 13:30:12