Опыт оценки влияния накопления человеческого капитала на экономический рост в регионах Европы
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (15), Март 2008
Цитировать:
Корицкий А.В. Опыт оценки влияния накопления человеческого капитала на экономический рост в регионах Европы // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 3. – С. 55-60.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9935718
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
(Окончание. Начало в «кэ» № 2/2008) Помимо влияния, вызываемого собственными НИОКР, на экономический рост, вторым важным источником технического прогресса для отстающих регионов, является заимствование (технологический перехват) достижений у технологических лидеров. Экономическое обоснование данного явления заключается в том, что большее технологическое отставание, при прочих равных условиях, ассоциируются с большими возможностями для заимствования технологий и, следовательно, с более высокими темпами роста.
Ключевые слова: человеческий капитал, НИОКР, технология, технологический перехват, технологическое лидерство
Окончание. Начало в «кэ» № 2/2008
Помимо влияния, вызываемого собственными НИОКР, на экономический рост, вторым важным источником технического прогресса для отстающих регионов, является заимствование (технологический перехват) достижений у технологических лидеров. Экономическое обоснование данного явления заключается в том, что большее технологическое отставание, при прочих равных условиях, ассоциируются с большими возможностями для заимствования технологий и, следовательно, с более высокими темпами роста А.
Поскольку уровень технологических достижений (А) не наблюдается непосредственно Г. Бадингер и Г. Тондл используют уровень производительности труда (Y*) как переменную, характеризующую данный уровень [1]. Процесс перехвата технологий поэтому может быть специфицирован следующим образом:
, (5а)
где Y* max, t – уровень производительности труда технологического лидера, параметр η1 характеризует скорость преодоления отставания от лидера.
Как показали Р. Нельсон и Е. Фелпс, для заимствования, приспособления и применения новых технологий, требуется человеческий капитал [2]. Они доказывали, что параметр перехвата (η1) является не снижающейся функцией человеческого капитала. И. Бенхабиб и М. Шпигель использовали эту идею и специфицировали процесс перехвата следующим образом [3]:
(5b).
Данное уравнение показывает, что при постоянном человеческом капитале регионы с низкой начальной производительностью труда имеют более высокие темпы роста. И, соответственно, при данном уровне отставания от технологического лидера регионы с более высоким уровнем человеческого капитала имеют более высокие темпы ликвидации технологического отставания, т.е. более быстрый рост А.
Как отмечают Д. Бен-Давид и А. Кимхи, Р. Гриффит, Ст. Реддинг и И. Ван Реенен [4] международная торговля также считается важным фактором конвергенции разных стран и регионов,.
Г. Бадингер и Г. Тондл следующим образом модифицируют предыдущее уравнение, заменяя человеческий капитал (Н) показателем внешней торговли:
(5с)
Торговля в данной модели может быть представлена либо долей импорта (m), либо долей экспорта (x) в ВВП. Высокая доля импорта позволяет больше заимствовать технологий из-за границы, т.е. способствовать перехвату технологий у более передовых, в технологическом плане, стран. С другой стороны, высокая доля экспорта в валовом внутреннем продукте связана с эффектом конкуренции на внешних рынках, которая стимулирует активное заимствование технологий у мировых лидеров.
Наконец, активное развитие собственных НИОКР в странах и регионах может рассматриваться как важная предпосылка сокращения технологического отставания. Как показали Д. Куар, Р. Гриффит и другие, в экономике под влиянием собственных НИОКР возникают специфические знания, которые способствуют более легкой адаптации новых технологий, заимствованных за рубежом [5].
Данное логическое обоснование Г. Бадингер и Г. Тондл формализуют следующим образом:
(5d)
Результаты тестирования модели Бадингера-Тондл.
Г. Бадингер и Г. Тондл провели тестирование модели G на основе статистических данных по 128 регионам Европы за период 1993-2000 гг. Выбор определялся, главным образом, доступностью данных. При этом были исключены Австрия и Греция, а также специфические по своим характеристикам регионы, такие как Ирландия, Французские заморские департаменты и т.п. Авторы применили показатели в расчете на душу населения (табл. 1) [6].
Таблица 1
Определения и источники переменных.
Переменные
|
Определения
|
Единицы
|
ΔlnYi
|
Средний темп роста валовой добавленной стоимости на душу
|
% на душу
|
Δlnki
|
Средний темп роста физического капитала на душу
|
% на душу
|
hi
|
Средняя норма достижений - высшее образование (третичное)
|
%
|
h-mi
|
Средняя норма достижений – среднее образование (вторичное)
|
%
|
Hi
|
Среднее число человек с высшим образованием (третичное)
|
1000 человек
|
H-mi
|
Среднее число человек со средним образованием (вторичное)
|
1000 человек
|
Patt
|
Среднее число применений патентов на занятость
|
число на 1000 чел.
|
xi (m1)
|
Экспорт (импорт) квота в процентах от валовой добавленной стоимости
|
%
|
GAPi
|
В 1993 (начальный уровень) |
-
|
Авторы выражают надежду, что структурный анализ регрессий может давать достаточно реалистичные результаты, поскольку в них используются данные довольно высокого уровня агрегирования, как, например, для регионов ЕС. В короткой модели с накапливаемыми факторами (табл. 2, колонка 1) статистически значимые оценки показывают, что рост доходов на душу населения положительно связан с накоплением как физического, так и человеческого капитала.
Таблица 2
Результаты для моделей с накоплением факторов и собственными усилиями в НИОКР.
Зависимая переменная ΔlnY
| ||||||
константа Δln k Δln h Δln h-m H |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
09674
(5,94)*** 0,2301 (4,74*** 0,1063 (4,48*** |
1,5684
(11,58*** 0,1213 (2,41** -0,0280 (-0,70 |
1,0199
(5,98*** 0,2366 (4,83*** 0,1069 (4,53*** -0,0006 (-1,62 |
0,4860
(1,98** 0,1948 (4,08*** 0,1077 (4,66*** |
1,1182
(6,39*** 0,2477 (5,39*** 0,1144 (5,07*** |
0,5137
(1,47) 0,1973 (3,95*** 0,1083 (4,70*** | |
h
ln Pat Δln PART |
0,3468 (4,26*** |
0,5109 (6,19*** |
0,3377 (4,18*** |
0,0397
(2,63*** 0,3521 (4,22*** |
0,1149 (2,29** 0,3826 (4,60*** |
0,0383
(1,91* 0,0081 (0,13 0,3545 (4,10*** |
R2ady
F-test AIC No of obs. |
0,498
43,010*** 2,036 128 |
0,422
31,870*** 2,177 128 |
0,501
32,831*** 2,038 128 |
0,545
39,091*** 1,944 128 |
0,521
35,495*** 1,997 128 |
0,542
31,023*** 1,960 128 |
Данные оценки дают результаты, аналогичные полученным недавно на межстрановом уровне А. Бассанини, С. Скарпеттой и П. Хеммингом, а также А. де ла Фуэнте и Р. Доменехом [7].
Как отмечают авторы, экономический рост в регионах ЕС является чувствительным только к приобретению высшего уровня образования, изменения в среднем уровне образования статистически незначимы (колонка 2).
Величины коэффициентов регрессии в колонке 1 являются статистически значимыми, показывая эластичность выпуска по физическому капиталу на уровне 0,20, а по человеческому капиталу – 0,10. Следует отметить, что рост доли занятых приводит к более высокому темпу роста – эластичность выпуска около 0,34.
Затем авторы расширяют оцениваемую модель, включая в нее инновационную активность (колонка 3-6). При спецификации усилий числом лиц с высшим или средним образованием, занятых в НИОКР, положительного влияния на рост не обнаруживается (колонка 3). Если же используется уровень образовательных достижений населения, то обнаруживается статистически значимая положительная взаимосвязь (колонка 4). То есть регионы с более высоким уровнем образования населения являются претендентами на более высокие темпы роста.
В колонке 6 добавлены инновации, измеренные числом примененных патентов, причем коэффициент регрессии незначителен. Авторы отмечают, что если показатель высшего уровня образовательных достижений не включен в уравнение регрессии, а включено только применение патентов, то коэффициент регрессии последнего получается положительным и значимым [8].
Они нашли, что два этих показателя сильно коррелированы, что и объясняет данный эффект, т.е. оба показателя не могут быть одновременно включены в оценку. Авторы сделали вывод, что уровень инноваций в регионах ЕС оказывает значимое положительное влияние на экономический рост. Поэтому значительные усилия стран и регионов ЕС по повышению образовательного уровня, очевидно, способствуют экономическому росту.
По их мнению, высокая активность в региональных НИОКР не является предпосылкой, способствующей передаче технологий. Авторы считают, что нашли новые факты, подтверждающие международную передачу технологий посредством разных каналов, которые дополняют существующие свидетельства о международном переливе технологий, который либо является географически ограниченным (как у Р. Пачи и Ф. Пильяру), либо возникающим только между равноразвитыми регионами (как у П.Б. Маурсета) [9].
В целом, следует сказать, что базовые параметры модели Г. Бадингера и Г. Тондл, такие как рост физического и человеческого капитала, а также изменения доли трудового участия населения, дают устойчивые значения коэффициентов регрессии. Коэффициент у физического капитала оказался более высоким в инновационной спецификации с патентами и показывает эластичность выпуска около 0,20. Полный набор переменных модели становится вполне удовлетворительным в спецификации с технологическим перехватом и обеспечивает достижение R2 более, чем 0,50.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:02:09