Гарантии прав предпринимателей в свете узбекской модели развития
Мухитдинова Ф.А.1, Бакаева Ф.А.2
1 Ташкентский государственный юридический университет, Узбекистан, Ташкент
2 Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, Узбекистан, Ташкент
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Январь-Март 2017)
Цитировать:
Мухитдинова Ф.А., Бакаева Ф.А. Гарантии прав предпринимателей в свете узбекской модели развития // Экономика Центральной Азии. – 2017. – Том 1. – № 1. – С. 45-54. – doi: 10.18334/asia.1.1.37951.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29912930
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье на основе исследования инновационной конкурентоспособности Республики Узбекистан изучены итоги модернизации экономики, осуществленной в отношении предпринимательства а также правовая защита прав предпринимателей в свете узбекской модели развития. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие экономической безопасности страны.
Ключевые слова: рыночная экономика, экономика, реформа, предпринимательства, правовая защита, закон, указы, узбекская модель
JEL-классификация: L26, K12, K31
Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Экономика современного общества предоставляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека. Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже- в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя общественное устройство, «ойкос» – дом. Хозяйство и «номос» – закон.
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уиллиям Петти (1623‑1687 гг.) Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «разное о деньгах». Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XYIII в. были Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов «природа» и «власть») [3] (Vidyapin, 1999). Выдающийся Английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении Адама Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век [4] (Bulatov, 2005).
Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, А. Наваи и др. В воззрениях Фараби и Ибн Сина центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870‑950) материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) – один из выдающихся мыслителей средневековья, известен прежде всего своими трудами в области медицины, однако его интересовали и экономические вопросы. Заслуга Абу Рейхан Бируни (973-1048) в развитии экономической мысли в Центральной Азии, заключается в том, что он впервые исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребностей в обмене продуктами труда. Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Тимура и Тимуридов, что связано во многом с именем Алишера Наваи (1441-1501) – великого узбекского поэта и мыслителя, ученого энциклопедиста и государственного деятеля [5] (Alibekova, Turaev, 2008). По его мнению, источником обогащения государства являются налоги, поэтому он высказывался за установление справедливой налоговой системы. Узбекистан и другие пост социалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Стержневой линией государственного обустройства Республики Узбекистан является твердое и целенаправленное следование собственным путем, учитывающим тернистый путь становления, и вместе с этим специфические особенности республики и менталитета народа. Эти принципиальные положения, как два источника, органически соединяясь воедино, создают то мощное течение, которое с каждым днем, набирая силу и опыт должно быть направлено на обновление и прогресс нашего общества и государства. Изначальным моментом всего процесса реформирования является выбор стратегии курса реформ.
В книге «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» Президентом определена конечная цель социально-экономических преобразований [6] (Karimov, 1992). «Конечной целью является построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой социальной ориентированной рыночной экономикой, открытой внешней политикой». Модель экономических отношений, к которой предстоит переходить от административно-командной экономики Президент сформулировал так: «нашей принципиальной позицией является – не отвергая полезного, почерпнутого из мирового опыта и собственной практики, выбор собственного пути социально-экономического развития. Избранный для Узбекистана собственный путь нацелен на формирование социально ориентированной рыночной экономики, в наибольшей мере отвечающим интересам, условиям и особенностям республики».
Социально-ориентированная рыночная экономика отличается не только от централизованно-плановой экономики, но и рыночной. Это означает, что социально ориентированная экономика является в полной мере и рыночной, и социальной, преследуя цель увязать эффективность экономического развития с социальными гарантиями и социальной справедливостью, то есть смешанной экономики. Суть смешанной экономики заключается в существовании и взаимодействии двух различных принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частный и общегосударственный интерес, свободный рынок, конкуренция и социально-экономическая деятельность государства. Именно это сочетание образует ту фундаментальную связку, которую можно считать современной экономикой. Президент Республики Узбекистан определил конкретные стратегические цели в области реформирования экономики в рамках общей стратегии:
1. Поэтапное реформирование социально ориентированной рыночной экономики.
2. Создание многоукладной экономики.
3. Предоставление широких экономических свобод предприятиям и гражданам, отказ от прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность, искоренение командно-административных методов управления экономикой, широкое использование экономических рычагов и стимулов.
4. Осуществление глубоких структурных преобразований экономики, производство конкурентоспособной продукции, интегрирование в мировую экономическую систему.
5. Формирование нового экономического мышления у людей, изменение из мировоззрения, предоставление возможности каждому человеку самостоятельно определять сферу и формы приложения труда [7] (Karimov, 1994).
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, такие, как:
· изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
· установление монопольно высоких или монопольно низких цен;
· навязывание контрагенту условий, не относящихся к предмету договора, включая необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав;
· включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
· согласие заключить договор лишь при условии приобретения или продажи контрагентом других товаров либо воздержания контрагента от приобретения товаров у других хозяйствующих субъектов или продажи товаров другим хозяйствующим субъектам;
· необоснованный отказ от заключения договора при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара [8] (Karimov, 1995).
Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально-ориентированной рыночной экономики, мы исходили из того неоспоримого факта, что рыночная экономика – это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость.
Республика Узбекистан активно включилась в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических организациях, таких как Организация объединенных наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация и в других ведущих финансово-экономических организациях. Говоря об интеграции, мы исходим из того, что существуют различные механизмы и формы сопряжения интересов и типы интеграции. Это обусловлено различными стартовыми условиями стран, стремящихся к партнерству и сотрудничеству. Интегрироваться в мировое сообщество можно при условии соответствия современным понятиям демократического государства с экономически развитой рыночной системой.
В соответствии со статьей 29 Закона Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности» Республика Узбекистан может заключать с иностранными государствами международные договоры о свободной торговле, направленные на отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, и количественных ограничений на экспорт и импорт товаров, устранение других препятствий для свободного движения товаров. Основными причинами повышения рейтинга нашей страны стали принятые нормативно-правовые акты, улучшающие или либерализирующие многие процедуры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и взаимодействием с государственными органами и структурами [9].
Например, начиная с 1 сентября 2014 г., субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность осуществлять ввод данных по внешнеторговым контрактам в электронной форме через Единый портал государственных услуг с использованием электронно-цифровой подписи, позволяющий перевод введенных данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО).
Данная услуга была введена во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» от 7 апреля 2014 г. № УП-4609, а также постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» от 21 июля 2014 г. № 199. Также, совершенствование таможенных процедур стало важным пунктом в программе реформ, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности. В частности, Узбекистан сократил количество документов, запрашиваемых таможенными органами, а также упростил процесс их подачи и получения. Так, во исполнение пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года № УП-4455, Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан с 1 января 2013 года предоставлена в качестве интерактивной услуги через сеть Интернет процедура «Электронного декларирования товаров», которая позволяет минимизировать человеческий фактор при таможенном оформлении товаров, а также значительно сократить время таможенного оформления. Также, в соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2012 года № 370 с 1 января 2013 года субъектам предпринимательства предоставлено право по своему выбору осуществлять процедуру таможенного оформления товаров в электронной форме.
Принятие Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции от 06.05.2014 г. N ЗРУ-370 стало одним из пунктов, благоприятно сказавшимся на положение инвесторов в республике. Так, новая редакция данного закона устанавливает более высокие требования к раскрытию информации о сделках с аффилированными лицами, совершаемых заинтересованными директорами обществ, а также предъявляет требования к включению информации о подобных сделках в соответствующие годовые отчёты акционерных обществ. Кроме того, любому акционеру было предоставлено право запрашивать и получать все документы, связанные с вышеуказанными сделками. Принятие данных норм позволило дополнительно усилить защиту миноритарных акционеров, что в свою очередь нашло свое отражение в рейтинге.
Упрощены и упорядочены процессы регистрации, добровольного закрытия и прекращения бизнеса, а также выдачи лицензий и разрешений, дающих право заниматься отдельными видами деятельности. Ощутимо снижены размеры многих штрафов, многие полностью отменены.
Поэтому в Узбекистане динамично развиваются все секторы национальной экономики, продолжаются широкомасштабные структурные преобразования и укрепляются рыночные механизмы, наращиваются экспортный потенциал и привлечение иностранных инвестиций. Все это ярко проявляется в темпах роста ВВП, которые на протяжении последних одиннадцати лет сохраняются на уровне более 8 процентов ежегодно.
Фактором такого успеха стала экономическая политика Президента Республики Узбекистан, направленная на всемерную поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление им большей свободы, устранение бюрократических барьеров на пути развития частной собственности и частного предпринимательства. Например, для этого были предприняты последовательные меры по ограничению вмешательства государственных структур в деятельность частного сектора, коренным образом пересмотрена система санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам, обеспечен широкий доступ частных предпринимателей к рынкам ресурсов и сбыта. Путем последовательного совершенствования нормативно-правовой базы создана эффективная система льгот и преференций, финансовой поддержки предпринимательства, послужившая мощным стимулом к его дальнейшему развитию. В соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране были укреплены гарантии прав и защита частной собственности. Только за последние годы принято более 15 законов, в числе которых – «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О семейном бизнесе», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции и другие [10].
Законодательное закрепление также получил принцип приоритета прав субъектов предпринимательства, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности в законе толкуются в пользу собственников.
Иными словами, новый этап структурных реформ заключается в том, что правительство и бизнес должны стать партнерами и оказывать друг другу поддержку, совместно решать проблемы, вызванные внешними факторами, тесно взаимодействовать в осуществлении структурных преобразований и повышении конкурентоспособности экономики страны.
В данном контексте особую значимость имеет Указ Президента Узбекистана «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года, направленный на создание еще более благоприятных экономических и правовых условий и стимулов для кардинального повышения роли частной собственности в экономике, ликвидации имеющихся преград и ограничений для организации предпринимательской деятельности, последовательного роста доли частного сектора. Все эти меры нашли свое отражение в Законе Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» [11]. В соответствии с ним были внесены изменения и дополнения в более чем 40 нормативно-правовых актов, затрагивающих практически все аспекты деятельности субъектов предпринимательства.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев 5 октября подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».
В документе говорится, что обеспечение "широких свобод" малого и частного предпринимательства является важным и устойчивым направлением государственной политики и первоочередной задачей государственных органов. Данным указом отменены все виды встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства. Вместе с тем, лица, впервые совершившие правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, освобождаются от административной и уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.
Также в 2017 году принят закон о противодействии коррупции, который, как отмечается в указе, направлен "на дальнейшее укрепление доверия граждан и предпринимателей к государственным органам, повышение инвестиционной привлекательности республики, а также предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений". В Узбекистане подвели итоги социально-экономической деятельности за 9 месяцев текущего года. Так, рост ВВП составил порядка 7,8 %, примерно так же вырос объем промышленного производства, а профицит бюджета оценивается в 0,1 %.
Все большее место в экономике страны занимает средний и малый бизнес, развитию которого придается большое значение на самом высоком уровне. Sputnik Узбекистан решил проанализировать, насколько реально вырос этот сектор экономики и как чувствуют себя в республике иностранные компании и частные предприниматели. За четверть века Узбекистану удалось перестроить национальную экономику: появилась новая отрасль промышленности – автомобилестроение, развивается текстильная промышленность – Республика стала экспортировать не только хлопок, но и текстиль. Развивается и частное предпринимательство: сегодня в Узбекистане работает более 215 тысяч предприятий малого бизнеса, на долю которых приходится от 27,8 % до 98,4 % объема в различных отраслях народного хозяйства.
Исходя из этого внесенные в законодательство изменения и дополнения стали важным шагом в этом направлении.
Источники:
Фишер С., Дорнбуш Р., Шиалензи Р. Экономика. - М., «Дело», 1997.
Видяпин В.И. Экономическая теория. / Учебник., 1999.
Булатов А.С. Экономика. / Учебник. 8-е издание, перераб. и допол. - М.: Экономист, 2005.
Алибекова C.Л., Тураев Б.Х. Экономическая теория. / Учебное пособие., 2008.
Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. - Т.: Узбекистон, 1992. – 70 с.
Каримов И.А. Наш путь независимой государственности и прогресса. , 1994.
Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. , 1995.
Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года № УП-4455
Указ Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева “"о дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата"” от 5 октября 2016 года
Закон Республики Узбекистан 27 декабря 1996 г. N 355-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:40:40