О применении риск-ориентированного подхода в организации контрольно-надзорной деятельности в области железнодорожного транспорта
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)
Введение
Риск-ориентированный подход (в пер. с англ. risk-based approach) не является новеллой отечественного законодательства. Периодически государство обращается к теме инвентаризации и модернизации системы регулирования. Так было и в связи с обсуждением дебюрократизации в конце 1990-х годов, и в связи с административной реформой начала 2000-х (в том числе в рамках политики дерегулирования и попыток провести реформу регулирования), когда впервые зазвучали идеи риск-ориентированного подхода. Не прекратилось его обсуждение и в рамках регуляторной гильотины и регуляторных песочниц. Современный поступательный этап внедрения риск-ориентированного подхода в организацию контрольно-надзорной деятельности начался в 2024 году [7, С. 86-96].
В современном смысле родоначальником риск-ориентированного подхода принято считать США, где еще в 1993 году с принятием Executive Order № 12866 (Regulatory Planning and Review) была установлена обязанность уполномоченных органов государственной власти учитывать обоснованность, степень и характер рисков (extent reasonable, degree and nature of the risks) при осуществлении контрольных мероприятий. При этом первой европейской страной, воспринявшей и применившей риск-ориентированный подход в этом современном контексте, является Великобритания, которая в 2008 году приняла Закон о государственном контроле и санкциях (The Regulatory Enforcement and Sanctions Act), согласно которому целями деятельности органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, были провозглашены:
- способствование экономическому росту;
- распределение усилий на наиболее рисковые объекты;
- обеспечение разъяснений требований подконтрольным лицам;
- ответственность за эффективность и результативность контроля [6, С. 23-28].
С 2015 года в российском законодательстве впервые было закреплено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), под которым понимается метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности [1].
Как отмечают Булетова Н.Е., Губин А.М., Романенко Н.Ю., само применение риск-ориентированного подхода тесно коррелирует по ожидаемым результатам с трендами цифровизации и других способов и технологий оптимизации экономической деятельности в целях оптимизации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек, повышения результативности деятельности государства [4, С. 5-13].
Вопросы применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) являлись предметами исследований Агамагомедовой С.А. [1, С. 460-470] Булетовой Н.Е., Губина А.М., Романенко Н.Ю. [4, С. 5-13], Ефремовой Т.А. [5, С. 39-44], Писенко К.А., Славинскогой П.В. [6, С. 23-28], Шаститко А.Е., Дозмарова К.В. [7, С. 86-96].
Авторами статьи выявлен пробел в виде отсутствия среди индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля в области железнодорожного транспорта как жизнь и здоровье работника железнодорожной отрасли и пассажира железнодорожного транспорта. Данный вопрос не разрешен на протяжении многих лет, что актуализирует научный поиск подходов к решению данной проблемы.
Целью настоящего исследования является анализ применения риск-ориентированного подхода при проведении проверок в целях устранения причин нарушения безопасности движения железнодорожного транспорта и выработка мероприятий, направленных на повышение эффективности такого вида контроля.
За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие – расплачиваться!
Риск-ориентированный подход является зерном концепции реформирования системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта определяются: критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля, а также виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска [2].
В современной экономической литературе преобладают следующие подходы к определению такой категории, как «риск»: риск как неопределенность; риск как деятельность; риск как отличие от ожиданий; риск как вероятность появления опасностей или потерь (риск как угроза); риск как вероятность неблагоприятных событий [5, С. 39-44].
Приказом Минтранса России от 07.03.2023 № 70 был утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта:
- выявление двух случаев схода железнодорожного подвижного состава (не повлекших крушений или аварий) из-за технической неисправности;
- выявление на железнодорожных путях общего пользования пяти случаев схода железнодорожного подвижного состава (не повлекших крушений или аварий);
- выявление на железнодорожных путях необщего пользования двух случаев схода железнодорожного подвижного состава (не повлекших крушений или аварий) [3].
Данный приказ действовал в период с 22.04.2023 по 05.05.2024 [4].
Согласно статистическим данным, в 2023 году в деятельности железнодорожного транспорта было допущено 17 транспортных происшествий: 10 крушений на железнодорожных путях общего пользования; 3 крушения – на путях необщего пользования; 2 аварии на путях общего пользования; 2 – на пути необщего пользования, в результате которых погибли 3 работника железнодорожного транспорта, 1 работнику причинен тяжкий вред здоровью, повреждено 164 единицы подвижного состава, в том числе 88 единиц за пределами целесообразности ремонта и 76 единиц в пределах целесообразности ремонта.
Основными причинами возникновения нарушений безопасности движения на путях общего пользования явились:
1) нарушения технологии производства маневровой работы (45%), из них по вине работников станции (68%) и по вине работников локомотивных бригад (32%);
2) нарушения правил ремонта или технологии изготовления подвижного состава и его составных частей (22%), из них 57% нарушений технологии по ремонту тележек грузовых вагонов, 26% нарушений технологии по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар грузовых вагонов, 1% нарушений технологии по ремонту и техническому обслуживанию тормозного оборудования грузовых вагонов, 4% нарушения технологии изготовления составных частей железнодорожного подвижного состава; 4% нарушений технологии по ремонту и обслуживанию тормозного оборудования локомотивов, 8% нарушений технологии по ремонту колесных пар тягового подвижного состава;
3) нарушения в текущем содержании пути (21%), из них 11% по неудовлетворительному содержанию стрелочных переводов и 89% по неудовлетворительному содержанию железнодорожного пути и его элементов;
4) нарушения технологии производства поездной работы (5%) [5].
Больше всего крушений произошло в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. В Центральном федеральном округе произошло 4 крушения на путях общего пользования (01.05.2023, 02.05.2023, 10.06.2023, 11.11.2023) по причине вмешательства посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта. В Дальневосточном федеральном округе произошло 3 крушения (18.01.2023, 06.03.2023, 20.05.2023) по результатам которых 9 должностных лиц Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») [6] были привлечены к административной ответственности по ст. 11.1 ч. 6 КоАП РФ [7]) [8] и по факту возникновения случая нарушения безопасности движения Приморским следственным отделом на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте было возбуждено уголовное дело [9], в результате которого дежурная по железнодорожной станции была признана судом виновной в столкновении поездов [10].
Отметим, что в период с 2022 по 2024 годы был введен мораторий на проверки: внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводились исключительно по определенным основаниям: при непосредственной угрозе/фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе/фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; при непосредственной угрозе/фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований [11].
В 2024 году специалисты Ространснадзора провели 1143 контрольно-надзорных мероприятия, что на 12% больше, чем годом ранее [12].
За период с 2022 по 2024 годы объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации увеличился почти в три раза – с 6,2 млрд рублей до 18,7 млрд рублей. В 2023 году впервые объем полученных доходов превысил объем финансирования на 1,6 млрд рублей, или 20% [13]. В то же время, объем бюджетных ассигнований в 2024–2026 годы на реализацию ведомственного проекта «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта Российской Федерации» составляет 1,2 млрд руб. [14].
С 30.12.2023 вступили в силу изменения [15], направленные на принятие мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц: нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц. Они включают присвоение репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение обязательных требований, предоставление права публично размещать информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных целях, снижение категории риска объекта контроля до низкой, исключающее проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Меры стимулирования добросовестности применяются к контролируемым лицам, принявшим декларацию о соблюдении обязательных требований и соответствующим критерию (критериям) добросовестности. Для принятия декларации о соблюдении обязательных требований хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на железнодорожном транспорте, необходимо пройти процедуру самообследования [16]. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований, срок действия которой составляет три года с даты регистрации декларации контролирующим органом.
Критериями добросовестности являются:
– отсутствие в течение двух лет до даты проведения оценки по причине действия (бездействия) владельца объекта контроля транспортных происшествий (крушений и аварий), допущенных на железнодорожном транспорте;
– отсутствие в течение года до даты проведения оценки фактов несвоевременного и недостоверного представления контролируемым лицом в контролирующий орган обязательной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта;
– предоставление контролируемым лицом доступа контролирующему органу к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии;
– наличие договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований;
– наличие внедрённых сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности.
При соответствии объекта контроля одному или нескольким критериям добросовестности такой объект контроля подлежит отнесению к категории низкого риска [17].
Агамагомедова С.А. отмечает проблему отсутствия доктринального обоснования категории «добросовестность» в публично-правовых отношениях вообще и применительно к государственному контролю и надзору в частности, в связи с чем требуется дополнительное теоретико-правовое обоснование в целях использования критерия добросовестности при осуществлении государственного контроля и надзора [1, С. 460-470].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 № 372 установлено, что до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков [18].
В 2024 году проверки по индикаторам риска составили 86% от всех проведенных внеплановых проверок, и в ходе 100% проверок были выявлены нарушения законодательства в области железнодорожного транспорта [19].
К примеру, в октябре 2024 года в отношении контролируемого лица – Октябрьской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» завершилась плановая выездная проверка Ространснадзора, по результатам которой было выявлено 268 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта и выдано предписание об устранении выявленных нарушений [20]. Новый приказ Минтранса от 08.04.2024 № 113 утвердил перечень индикаторов риска в области железнодорожного транспорта, состоящий из 19 позиций. К существующим ранее критериям были добавлены события при перевозке (транспортировке) опасных грузов, связанных с просыпанием, проливом или парением, повреждением тягового железнодорожного подвижного состава, отцепки вагона от пассажирского поезда (дальнего следования или пригородного) в пути следования и высадку пассажиров, выявление на железнодорожных путях общего пользования двух случаев нарушения целостности конструкций сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, вызвавших полный перерыв движения поездов по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более, выявление двух случаев излома рельса [21].
В 2024 году в деятельности железнодорожного транспорта было допущено 16 транспортных происшествий: 13 крушений на путях общего пользования (годом ранее было зафиксировано 10 крушений); 2 аварии на пути общего пользования; 1 – на пути необщего пользования, в результате которых погиб 1 работник железнодорожного транспорта, 1 работнику железнодорожного транспорта причинен тяжкий вред здоровью. Также погибло 5 пассажиров и 4 пассажирам причинен тяжкий вред здоровью (в 2023 году такой категории пострадавших не выявлялось).
Также зафиксирован рост повреждения подвижного состава: 212 единиц, в том числе: 141 единица за пределами целесообразности ремонта; 71 единица в пределах целесообразности ремонта, при этом, годом ранее было повреждено 164 единицы подвижного состава.
Основными причинами возникновения нарушений безопасности движения на путях общего пользования явились:
1) нарушения технологии производства маневровой работы (36%), из них по вине работников станции (57%) и по вине работников локомотивных бригад (43%);
2) нарушения правил ремонта или технологии изготовления подвижного состава и его составных частей (25%), из них 83% нарушений правил ремонта вагоноремонтным предприятием, 17% нарушений правил ремонта локомотиворемонтным предприятием;
3) нарушения в текущем содержании пути (25%), из них 29% по неудовлетворительному содержанию стрелочных переводов и 71% по неудовлетворительному содержанию железнодорожного пути и его элементов;
4) нарушения технологии производства поездной работы (5%);
5) нарушения технологии производства погрузки – выгрузки груза (3%);
6) дорожно-транспортные происшествия (2,1%);
7) внешний фактор (2%);
8) нарушения при текущем содержании средств сигнализации, централизации и блокировки (1,1%) [22].
С 09.11.2024 был расширен перечень индикаторов риска на 2 позиции, в связи с чем, внеплановая проверка Ространснадзора также может проводиться в случае, если на одном и том же железнодорожном переезде произойдут два столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством [23].
Данное изменение было обусловлено тем, что в 2024 году произошло 2 дорожно-транспортных происшествия на железнодорожных переездах с участием пассажирских поездов и автомобилей КАМАЗ, в результате которых тяжело травмировано 3 пассажира, водитель автомобиля скончался в больнице, повреждено имущество ОАО «РЖД», задержаны пассажирские, пригородные и грузовые поезда (26.01.2024 в Уральском федеральном округе и 29.07.2024 в Южном федеральном округе) [24]. (Полагаем, что в целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах необходимо полное перекрытие железнодорожного переезда во время проследования поезда, а также оборудование шумовых полос и искусственных неровностей при подъезде к железнодорожному переезду [2, С. 4325-4338]).
По состоянию на 28.02.2025 произошло 1 крушение в Сибирском федеральном округе, в результате которого повреждено 23 единицы подвижного состава, в том числе 20 единиц за пределами целесообразности ремонта; 3 единицы в пределах целесообразности ремонта [25].
В то же время, в 2024 году ключевыми показателями деятельности Ространснадзора в области железнодорожного транспорта и их целевыми значениями являлись:
- количество пассажиров, погибших в результате транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (человек на 100 млн. перевезенных пассажиров) – 2,5;
- количество пассажиров, получивших тяжкие телесные повреждения в результате транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (человек на 100 млн. перевезенных пассажиров) – 9.
Ключевые показатели деятельности в 2024 году были достигнуты Ространснадзором, поскольку погибшие 5 пассажиров равнялись показателю 0,39 человек на 100 млн. (исходя из перевезенных 1 293 271 100 пассажиров), а 4 пассажира, получившие тяжкие телесные повреждения, соответствовали показателю 0,31 [26].
С 28.12.2024 были внесены изменения в правовую норму, регулирующую учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, согласно которой была установлена следующая периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
- для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, – не менее одного, но не более двух плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год;
- для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, – одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год [27].
В числе приоритетных направлений деятельности Ространснадзора на 2025 год – усиление профилактики нарушений, развитие аналитических и прогнозных систем, совершенствование взаимодействия с транспортными компаниями и общественными организациями, а также повышение прозрачности и эффективности надзорной деятельности [28].
Таким образом, наличие фактов транспортных происшествий и ограничений в ряде случаев их немедленного устранения, влечет необходимость анализа действенности установленных индикаторов риска в области железнодорожного транспорта, реагирования контролируемых лиц и эффективности контрольно-надзорных мероприятий. Проблематика первого направления предлагается к решению авторами путем уточнения индикаторов риска нарушения обязательных требований. В свою очередь второе и третье направления, выступая как взаимозависимые явления, являются наиболее дискуссионными и трудноразрешимыми по ряду факторов и влекут продолжение научных дискуссий и исследований.
Заключение
В соответствии с разделом III «Развитие индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля» Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года [29], полагаем, что требуется усовершенствовать индикаторы риска нарушения обязательных требований, охватывающих наиболее массовые виды нарушений обязательных требований, и добавить в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 08.04.2024 № 113 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта» такие риски, как:
1) выявление одного и более случаев травмирования или смерти работников предприятий железнодорожного транспорта и пассажиров железнодорожного транспорта на объектах железнодорожной инфраструктуры за пять предшествующих лет, исходя из того, что сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей является главной национальной целью развития нашей страны [30] и перед государством стоит задача достичь целевого показателя «Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни» [31];
2) выявление одного и более случаев непроизводственного травмирования граждан на инфраструктуре железных дорог за пять предшествующих лет, исходя из того, что в 2023 году на инфраструктуре железных дорог было травмировано 1 600 человек, а в 2024 году данный показатель увеличился еще на 3%, а приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности закреплен на законодательном уровне как основной принцип обеспечения безопасности [3, С. 437-450];
3) также предлагаем в качестве ключевых показателей деятельности Ространснадзора в области железнодорожного транспорта установить нулевое значение производственного и непроизводственного травматизма граждан на объектах железнодорожной инфраструктуры и нулевое травмирование пассажиров железнодорожного транспорта, и установить ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов за эффективность и результативность контроля.
[1] См. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4372.
[2] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 991 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5379.
[3] См. Приказ Минтранса России от 07.03.2023 № 70 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта» (зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2023 № 72961).
[4] Данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 08.04.2024 № 113 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта» (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2024 № 77995), утвердившим новый перечень.
[5] Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации в 2023 году. Сайт Ространснадзора. 31.12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%90%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202023%20%D0%B3.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[6] См. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 4. Ст. 251; Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 9. Ст. 805; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 39. Ст. 3766.
[7] Согласно ч. 6 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
[8] Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации в 2023 году. Сайт Ространснадзора. 31.12.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%90%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202023%20%D0%B3.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[9] В Приморском крае следователи устанавливают обстоятельства происшествия, произошедшего на Дальневосточной железной дороге. Сайт Следственного комитета России. 06.03.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://zapsib-sut.sledcom.ru/news/item/1771581 (дата обращения: 12.04.2025).
[10] В Находке осуждена дежурная по железнодорожной станции, допустившая по неосторожности столкновение электровоза и тепловоза. Сайт Дальневосточной транспортной прокуратуры. 22.03.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://zapsib-sut.sledcom.ru/news/item/1771581 (дата обращения: 12.04.2025).
[11] См. п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1715.
[12] Ространснадзор перечислил в казну страны свыше 18 млрд рублей в 2024 году. Сайт АО «Издательский дом «Гудок». 25.03.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://gudok.ru/news/?ID=1700635 (дата обращения: 12.04.2025).
[13] Ространснадзор подвел итоги работы и определил приоритеты на 2025 год. Сайт Минтранса России. 25.03.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11775 (дата обращения: 12.04.2025).
[14] Ведомственный проект «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта Российской Федерации». Сайт Ространснадзора. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/deyatelnost/132 (дата обращения: 12.04.2025).
[15] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2244 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 991» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 52. Ст. 9672.
[16] В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» самообследование является профилактическим мероприятием, проводится добровольно, позволяет своевременно выявлять факты несоблюдения обязательных требований и принимать необходимые меры по приведению осуществляемой хозяйственной деятельности в соответствие с требованиями законодательства.
[17] Госжелдорнадзор снижает категорию риска добросовестным организациям. Сайт АО «Издательский дом «Гудок». 12.09.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://gudok.ru/zdr/176/?ID=1679285 (дата обращения: 12.04.2025).
[18] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 12. Ст. 2025.
[19] Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации в 2024 году. Сайт Ространснадзора. 28.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/documents/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%90%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202024.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[20] Плановая проверка Октябрьской дирекции тяги. Сайт Ространснадзора. 17.10.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/news/13533 (дата обращения: 12.04.2025).
[21] См. Приказ Минтранса России от 08.04.2024 № 113 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта» (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2024 № 77995).
[22] Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации в 2024 году. Сайт Ространснадзора. 28.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/documents/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%90%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202024.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[23] См. Приказ Минтранса России от 27.09.2024 № 338 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 апреля 2024 г. № 113» (зарегистрирован в Минюсте России 28.10.2024 № 79936).
[24] Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации в 2024 году. Сайт Ространснадзора. 28.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/documents/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%90%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202024.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[25] Нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации за январь-февраль 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/documents/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%90%D0%BD%D1%88%D0%BB%D0%B0%D0%B3%20%D0%AF%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%202025.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[26] Доклад федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта Федеральная служба по надзору в сфере транспорта за 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/storage/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%BE%20%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20(%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B5)%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%202024%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 12.04.2025).
[27] См. п. 9 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 53 (Часть I). Ст. 8550.
[28] Ространснадзор подвел итоги работы и определил приоритеты на 2025 год. Сайт Минтранса России. 25.03.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11775 (дата обращения: 12.04.2025).
[29] См. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 3745-р «Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 1 (Часть IV). Ст. 285.
[30] См. пп. А п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 20. Ст. 2584.
[31] См. национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». Сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/917/about/ (дата обращения: 13.04.2025).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 10:36:41