Механизмы обеспечения экономической безопасности в системе бюджетно-налоговых отношений

Курепина Н.Л.1, Зеркаль Е.Е.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Россия, Элиста

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52263882

Аннотация:
В статье рассмотрены механизмы обеспечения бюджетно-налоговой безопасности с позиции анализа направлений налогового администрирования, контрольно-надзорной деятельности и особенностей функционирования субъектов бюджетно-налоговых отношений. Систематизированы современные подходы к определению бюджетно-налоговой безопасности и определены составные элементы экономической безопасности в системе бюджетно-налоговых отношений.

Ключевые слова: экономическая безопасность, бюджетно-налоговая безопасность, механизмы обеспечения, бюджетно-налоговые отношения

JEL-классификация: H21, H22, H61, H56



Введение. В современных сложных и неопределенных геополитических условиях развития экономики страны, одним из определяющих условий ее стабильности становится устойчивое функционирование бюджетно-налоговой системы, уровень и качество механизмов которой являются важными факторами обеспечения экономической безопасности с точки зрения формирования государственного бюджета. Помимо этого, все большее влияние приобретает значение налогового аспекта как составляющего элемента национальной безопасности, ввиду продолжающего процесса становления рыночной экономики, базирующейся на механизмах и инструментах конкурентного рынка. В этой связи, вопросы экономической безопасности с точки зрения бюджетной и налоговой политик, а также анализа существующих механизмов и налогового администрирования [9], контрольно-надзорной деятельности, функционирования субъектов бюджетно-налоговых отношений заслуживают особого внимания в экономической теории и практике.

Также требуется детальное изучение современных направлений таких механизмов обеспечения безопасности, как налоговое администрирование, разработка и достижение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, выявление налоговых рисков и угроз, препятствующих устойчивому развитию бюджетно-налоговых отношений в стране. С учетом вышеизложенного механизмы налогово-бюджетной политики представляют собой важный инструмент, способствующий обеспечению экономической безопасности государства, а их изучение является актуальной и необходимой задачей для развития бюджетно-налоговых отношений в соответствии с национальными интересами страны.

Основная часть. На сегодняшний день экономическая безопасность государства представляет собой совокупность государственных, общественных и предпринимательских институтов, которые способствуют обеспечению полноценной жизнедеятельности государственных сфер [2]. При этом основной функцией системы экономической безопасности страны является создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих ее стабильной жизнедеятельности и развитию, а также направленной на выявление и своевременное реагирование на факторы угроз внутренней и внешней среды.

На экономическую безопасность государства оказывает влияние ряд экзогенных и эндогенных элементов, одним из которых является бюджетно-налоговая безопасность [5]. Следует учитывать, что значимость налогов и национального бюджета страны в рамках системы экономической безопасности определяется их функциональной сущностью, заключающейся в формировании финансового фонда, необходимого для выполнения государством своих функций. В этой связи, бюджетная и налоговая политики представляют собой составную часть общей экономической государственной политики, направленной на экономический рост и развитие.

Отметим, что существующие законодательные и нормативные документы не содержат официально закрепленного определения понятия «бюджетно-налоговой безопасности» или «экономической безопасности бюджетно-налоговых отношений» [1]. Тем не менее, в отечественной науке представлена достаточно большая теоретическая база исследований, посвященная исследуемой проблематике, а также приводятся различные дефиниции «бюджетно-налоговой безопасности». Систематизируем предложенные исследователями определения и рассмотрим их особенности (табл. 1).

Таблица 1. Определения понятия «бюджетно-налоговая безопасность»

Автор
Определение
Е.В. Слесаренко, О.Б. Шевелева
Бюджетно-налоговая безопасность заключается в обеспечении единства межсистемных связей деятельности федеральных и региональных государственных органов для поддержания стабильности экономического развития посредством совокупности правовых, организационных, политических и прочих государственных мер [18].
Д.Ю. Коробков
Бюджетно-налоговая безопасность представляет собой такое состояние федерального бюджета страны, которое характеризуется устойчивостью, сбалансированностью и обеспеченностью соответствия его доходов и расходов, а также возможность бюджета реализовывать государственные нужды в части использования финансовых ресурсов и высокий уровень собираемости налогов и неналоговых поступлений [8].
Т.Ю. Ткачева
Бюджетно-налоговая безопасность представляет собой такую государственную систему, при которой обеспечивается должный уровень защищенности бюджетных и налоговых элементов от внутренних и внешних угроз, формируется бюджетный фонд денежных средств, впоследствии направляемый на осуществление государственных мероприятий в рамках проводимой государственной политики, и обеспечивается реализация соответствующего бюджетно-налогового контроля их формирования и расходования [19].
А.И. Пономарев, Е.В. Павленко
Бюджетно-налоговая безопасность заключается в обеспечении стабильного функционирования экономики страны посредством перераспределения бюджетных финансовых ресурсов с целью поддержания фискальной устойчивости бюджетно-налоговых отношений [17].
Н.М. Бобошко
Бюджетно-налоговая безопасность – это устойчивое и сбалансированное состояние государственного и регионального бюджетов, соответствие доходных и расходных статей, обеспечение финансовыми ресурсами государственных нужд посредством использования налоговых и неналоговых поступлений и контроль их собираемости, при условии ограниченности налоговой нагрузки разумными факторами [1].
Источник: составлено автором по приведенным источникам.

Анализируя приведенные дефиниции, следует отметить, что многие ученые трактуют бюджетно-налоговую безопасность с позиции совмещения функциональных направлений таких экономических категорий, как «бюджетная политика», включающей планирование [20], надзор и исполнение бюджетного процесса, и «налоговая политика», включающей контроль соблюдения налоговых поступлений. Так, Т.Ю. Ткачева рассматривает экономическую безопасность бюджетно-налоговых отношений с позиции защиты от различного рода угроз. Согласно подходу А.И. Пономарева, Д.Ю. Коробкова и Н.М. Бобошко содержание категории «бюджетно-налоговая безопасность» трактуется именно с позиции формирования государственного бюджета посредством налоговых и неналоговых поступлений, а также мониторинга и контроля их собираемости и расходования [15].

Более функциональный подход предлагают Е.В. Слесаренко и О.Б. Шевелева, делая акцент не на влиянии внешних угроз, а на эффективности деятельности государственных органов, выполнения их функциональных обязанностей и уровня защищенности их интересов. В своем исследовании авторы отмечают, что понятие «бюджетно-налоговая безопасность» сочетает в себе характерные черты политической и экономической сфер, и рассматривается с точки зрения совокупности действующих в стране организационно-правовых государственных мероприятий. В свою очередь, в качестве критерия анализа экономической безопасности бюджетно-налоговой системы страны могут выступать такие параметры, как уровень развития ее бюджетно-налоговой системы и эффективность ее функционирования в рамках реализации государственной политики [13].

Проведенный анализ работ отечественных авторов позволяет сделать вывод о том, что в российской экономической науке под бюджетно-налоговой безопасностью принято понимать, во-первых, состояние финансовой системы страны, при котором обеспечивается защищенность от рисков, представляющих угрозы для его эффективного функционирования. Во-вторых, отождествляется с финансовой безопасностью [11] страны в целом и связана с реализацией государственных функций по формированию и расходованию финансовых фондов. На наш взгляд, совмещение двух подходов является наиболее функциональным на сегодняшний день, поскольку ввиду комплексности содержания данной категории ее следует рассматривать именно как многоаспектную систему.

В этой связи оптимальным является использование в настоящей статье следующего определения: бюджетно-налоговая безопасность – это одно из ключевых направлений обеспечения финансовой безопасности государства, которое создает организационные и правовые основы для бесперебойной жизнедеятельности хозяйствующих элементов экономической системы, а также предупреждает и минимизирует степень отрицательного воздействия внешних и внутренних финансовых и экономических угроз [10]. Исходя из вышеприведенного определения, ключевыми элементами экономической безопасности в системе бюджетно-налоговых отношений являются следующие (рис. 1):

Рисунок 1. Элементы экономической безопасности в системе

бюджетно-налоговых отношений

Источник: составлено автором.

Согласно данным рисунка, в основе бюджетно-налоговой безопасности лежит необходимость создания основ стабильного и эффективного проведения в стране финансовой государственной стратегии развития, направленной на предупреждение и сокращение негативных последствий влияния внутренних и внешних угроз финансовой сферы. В этой связи, в качестве основных элементов обеспечения бюджетно-налоговой безопасности является целесообразным выделить два ключевых направления: бюджетную и налоговую безопасность. Исходя из данного разделения, в настоящей статье все механизмы обеспечения бюджетно-налоговой безопасности будут рассмотрены с точки зрения бюджетных и налоговых инструментов.

Отметим, что в наиболее общем смысле механизмы обеспечения экономической безопасности в сфере бюджетно-налоговых отношений представляют собой совокупность организационно-экономических и правовых мер, целью которых является предотвращение экономических угроз финансовой системы страны [12]. Следует учитывать, что эффективность их реализации во многом определяется качеством организации системы контроля за их исполнением.

Как правило, механизм обеспечения бюджетной безопасности предполагает формирование и проведение ориентированной на государственные экономические интересы бюджетной политики и включает реализацию следующих мероприятий:

– повышение эффективности и качества налоговых поступлений, которые являются основным источником государственного бюджета;

– выполнение уполномоченными государственными органами функции по достижению должного уровня сбора налоговых бюджетных доходов;

– разработка и расширение существующих неналоговых инструментов, способствующих повышению доходов государственного бюджета;

– эффективное перераспределение бюджетных средств в рамках исполнения общегосударственных стратегических задач;

– рациональный характер расходных статей бюджета на непроизводительные сферы экономики;

– создание условий для целевого финансирования государственных нужд в соответствии с государственными программами;

– организацию и проведение надзора и контроля исполнения государственных бюджетных средств, реализуемых в рамках деятельности Федерального казначейства и Счетной палаты РФ;

– стремление к сокращению и более оптимальному распределению объемов бюджетных дотаций и субсидий, которые предоставляются организациям в рамках реализации мер государственной поддержки по стимулированию экономической активности;

– поддержание нормативного уровня дефицита государственного бюджета (до 10% ВВП);

– разработка и реализаций такой бюджетной политики, которая направлена на постепенную минимизацию объемов государственного долга и дефицита бюджета.

Следует отметить, что для того, чтобы механизм бюджетной безопасности мог эффективно функционировать, в стране должны быть созданы ресурсные основы бюджетной системы, которые позволяют накапливать и распределять соответствующие объемы денежных средств на обеспечение финансовой безопасности государства, а также выполнять международные валютно-инвестиционные обязательства [6]. При этом, в качестве важнейшего параметра, характеризующего степень бюджетной безопасности страны и ее объемную достаточность, можно выделить соотношение необходимого размера дефицита (профицита) государственного бюджета и ВВП страны [14]. Рассмотрим динамику соотношения дефицита (профицита) федерального бюджета страны к ВВП (рис. 2):

Рисунок 2. Динамика государственного бюджета за период с 2019 по 2021 годы

Источник: составлено автором по данным Российского статистичекого комитета

В 2020 году федеральный бюджет характеризуется дефицитом в суммарном выражении 4 102,4 млрд. рублей, что составляет -3,8% к ВВП. При этом, в 2021 году наблюдается профицит государственного бюджета в количественном выражении 524,4 млрд. рублей, что на 1,4 трлн. рублей меньше положительного сальдо исполнения бюджета в 2019 году и на 4,6 трлн. рублей выше объема бюджетного дефицита за 2020 год. Также следует отметить, что значение показателя профицита бюджета к ВВП в 2021 году составило 0,4% ВВП.

В свою очередь, механизм налоговой безопасности представляет собой основной компонент комплексной системы финансовой безопасности государства, который становится все более значимым в процессе реформирования бюджетных отношений по принципу бюджетного федерализма [16]. Он заключается в налоговом администрировании, которое представляет собой мониторинг и контроль налоговых доходов и расходов. Механизм налогового администрирования призван обеспечивать реализацию стратегических целей государственной налоговой политики, и предполагает:

– формирование в стране налоговой системы, способствующей повышению конкурентоспособности отечественных компаний;

– наличие законодательно установленных процедур и правил исполнения налоговых обязательств;

– разработку и использование экономического инструментария и стимулов соблюдения налогового процесса;

– поддержание в стране оптимального уровня налогового бремени [7].

Механизм налогового администрирования осуществляется посредством реализации следующих основных задач:

– повышение эффективности налогового администрирования при формировании фонда финансовых ресурсов, которые аккумулируются в государственном бюджете;

– сокращение случаев уклонения от налогов физическими и юридическими лицами, а также хозяйствующими субъектами теневой экономики;

– создание стимулирующих эффектов налоговой политики;

– содействие согласования интересов государства и бизнеса;

– реализация инструментами налогового администрирования социальных функций, в числе которых получение налоговых льгот, социальных вычетов, налоговой дифференциации и прочих;

– разработка решений по устранению существующих недостатков налогового законодательства, механизма функционирования налоговых систем и т. д.;

– обеспечение эффективной реализации следующих финансовых ключевых функций: планирование, контроль и учет, анализ и мониторинг, регулирование и распределение.

Наибольшее значение в системе налогового администрирования отводится налоговому контролю, благодаря которому осуществляется реализация фискальной политики государства [7]. Отметим, что налоговый контроль направлен на обеспечение процесса устойчивого поступления доходов в государственный бюджет [3], которые представлены налоговыми платежами, а также препятствовать уклонению от их уплаты и создавать субъектам налогового администрирования необходимых условий для эффективного функционирования налоговой системы. Главная задача налогового контроля с позиции государственных налоговых органов заключается в следующих функциональных задачах:

– осуществление мониторинга и надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами налогового законодательства;

– осуществление контроля за правильностью, полнотой, своевременностью исчисления и внесения в бюджет налоговых платежей [8].

Анализируя рассмотренные механизмы экономической безопасности в сфере бюджетно-налоговых отношений, следует отметить, что они направлены на реализацию государственных функций в рамках повышения деловой активности хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, является одной из ключевых задач фискальной, стимулирующей и регулирующей функций финансовой политики страны. Исходя из этого, обобщим систему государственных мероприятий по обеспечению налогово-бюджетной безопасности (табл. 2).

Таблица 2. Мероприятия по обеспечению бюджетно-налоговой безопасности

Направление
Описание
Финансовые
Контроль и надзор выполнения финансовых обязательств
Эффективное перераспределение бюджетных ресурсов
Поддержание нормативного уровня дефицита бюджета
Мониторинг финансовых рисков и угроз
Организационные
Законодательные нормы и гарантии функционирования финансовой системы
Обеспечение прозрачности финансовой системы
Разработка и внедрение системы индикаторов экономической безопасности в системе бюджетно-налоговых отношений
Организация налогового администрирования
Обеспечение государственных гарантий финансовой системы
Источник: составлено автором.

Отметим, что основными государственными мероприятиями в рамках рассмотренных механизмов по обеспечению экономической безопасности бюджетно-налоговой системы являются две группы мер – финансовые и организационные. В свою очередь, обеспечение в стране бюджетно-налоговой безопасности заключается не только в достижении фискальных и денежно-кредитных стратегических целей, но и в решении задач стабильного экономического развития посредством оптимизации налоговой и бюджетной политик.

Заключение

На сегодняшний день исследование проблематики бюджетно-налоговой безопасности предполагает изучение специфических аспектов деятельности налоговых и финансовых государственных органов. В наиболее общем смысле повышение эффективности функционирования механизмов бюджетной и налоговой безопасности заключается в создании стабильных условий социально-экономического развития, и предотвращения негативному воздействию внутренних и внешних угроз [4].

Следует учитывать, что основу бюджетно-налоговой безопасности страны составляет необходимость создания основ стабильного и эффективного проведения финансовой государственной стратегии развития, направленной на предупреждение и сокращение негативных последствий влияния внутренних и внешних угроз финансовой сферы. В этой связи, основными механизмами обеспечения бюджетно-налоговой безопасности являются два ключевых элемента: механизмы бюджетной и механизмы налоговой безопасности. При этом, эффективность их реализации во многом определяется факторами эффективности организации контроля их исполнения.

Функционирование бюджетно-налоговых отношений подчинено реализуемым стратегическим государственным целям, направленных на экономический рост несмотря нестабильность геополитической ситуации и экономические санкции. В этой связи обеспечение экономической безопасности в сфере бюджетно-налоговых отношений становится возможным только при условии проведения последовательной политики и слаженной работы всех структур государственного управления.


Источники:

1. Бобошко Н.М. Налогово-бюджетная безопасность в системе экономической безопасности страны // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 2(19). – c. 74-78.
2. Бугаева Т.Н. Бюджетно-финансовая безопасность как основа устойчивого развития региона // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 2(47). – c. 41-48.
3. Гошко В.А. Роль налогового контроля в системе экономической безопасности России // Место и роль россии в мировом хозяйстве: XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (посвящается 90-летию ФГБОУ ВО «ВГУИТ» в 2020 г.). Воронеж, 2020. – c. 47-50.
4. Илышева Н.Н., Каранина Е.В., Кызьюров М.С. Диагностика угроз финансово-бюджетной безопасности региона // Экономика региона. – 2021. – № 4. – c. 1361-1375. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-4-22.
5. Исмаилова Н.К. Обеспечение бюджетно-налоговой безопасности-залог безопасности национальной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 1. – c. 50-53.
6. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения V Международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» «Новые вызовы и угрозы экономике и социуму России» // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 853-887. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112368.
7. Каранина Е.В. Диагностика индикаторов финансовой безопасности региона // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 5-2(53). – c. 127-133.
8. Коробков Д.Ю. Налогово-бюджетная безопасность в Российской Федерации // Формирование финансово-экономических условий инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Самара, 2020. – c. 26-29.
9. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
10. Лев М.Ю. Цены, налоги как финансовые показатели экономического кризиса // Вестник Академии. – 2016. – № 1. – c. 28-35.
11. Лещенко Ю.Г. Финансовая безопасность Российской Федерации в условиях финансовой глобализации // Экономическая безопасность. – 2018. – № 3. – c. 237-248. – doi: 10.18334/ecsec.1.3.100546.
12. Минаков А.В. Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 4. – c. 248-252. – doi: 10.24411/2073-0454-2019-10233.
13. Михеева М.В. Особенности бюджетной безопасности российской федерации на современном этапе // Современная наука. – 2021. – № 5. – c. 66-69. – doi: 10.53039/2079-4401.2021.7.5.014.
14. Науменкова Н.В., Шевченко А.В., Филатова Е.Ю. Налоговая безопасность региона как фактор обеспечения финансовой устойчивости // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности: Сборник материалов II Международной научной конференции. Костанай, 2020. – c. 142-145.
15. Новоселов К.В. Обеспечение экономической безопасности в сфере бюджетно-налоговых отношений: мониторинг рисков формирования налоговой базы прибыли организаций // Инновационное развитие экономики. – 2020. – № 6(60). – c. 319-330.
16. Пинская М.Р., Тихонова А.В. Налогово-бюджетная политика Российской Федерации: ответы на главные вопросы // Международный бухгалтерский учет. – 2020. – № 1(463). – c. 45-65. – doi: 10.24891/ia.23.1.45.
17. Пономарев А.И., Павленко Е.В. Анализ угроз экономической безопасности в налогово-бюджетной сфере в российской федерации // Аллея науки. – 2020. – № 5(44). – c. 87-91.
18. Слесаренко Е.В., Шевелева О.Б. К вопросу о понятии и критериях оценки уровня безопасности налогово-бюджетной сферы региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2019. – № 6(79). – c. 258-267. – doi: 10.21295/2223-5639-2019-6-258-267.
19. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова С.Н. Управление бюджетными рисками на региональном уровне с использованием экономико-математических методов оценки // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – c. 981-985.
20. Городецкий А.Е., Караваева И.В. и др. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021. – 325 c.

Страница обновлена: 29.11.2024 в 20:10:20