Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России

Богомолова И.П.1, Хорев А.И.1, Королев М.И.2, Василенко И.Н.1, Шайкин Д.В.1
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия, Воронеж
2 Объединение «Глобал-Безопасность», Россия, Воронеж

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Василенко И.Н., Шайкин Д.В. Исследование особенностей формирования теневой экономики, как фактора риска и угрозы экономической безопасности России // Теневая экономика. – 2023. – Том 7. – № 2. – С. 145-160. – doi: 10.18334/tek.7.2.117599.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059201
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В настоящее время Россия вынуждена развиваться в условиях беспрецедентного экономического и военно-политического противостояния с более чем 50 станами мира (США, страны ЕС, Япония, Канада, Австралия и др.), основные из которых входят в Организацию Североатлантического договора (НАТО). В сложившихся условиях России необходимо выполнить максимальный уровень активизации всего имеющегося потенциала. Особое значение приобретают экономические резервы и инструменты. Одним из ключевых сдерживающих факторов данной стратегической установки национального уровня является наличие значительной доли в ВВП, так называемой теневой экономики (~35 %). С целью разрешения данного вопроса в работе был исследован вопрос сущности и содержания категории «теневой экономики»; приведены количественные показатели уровня и масштабов теневого сектора экономики в РФ и зарубежных странах; сформулированы наиболее актуальные причины и обстоятельства, способствующие формированию теневого сектора экономики для отечественной практики; выделены базовые уровни теневого сектора экономики; изучены общие тенденции изменения доли теневой экономики второго уровня в ВВП России; выполнен комплексный анализ структуры теневого рынка в РФ; дана оценка эффективности работы государственных контрольно-надзорных органов по минимизации доли теневого сектора экономики; определены стратегические направления минимизации доли теневого сектора экономики в России.

Ключевые слова: теневая экономика; экономическая безопасность; проблемы, причины, формы и виды теневой экономики; последствия, перспективы, механизмы и инструменты минимизации теневого сектора экономики

JEL-классификация: J28, O17

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. В настоящее время Россия столкнулась со множеством проблем внешнего и внутреннего уровня. Многие страны активизировали весь свой потенциал (политический, экономические, военный, информационный, инновационный) для противодействия суверенной политике нашего государства, направленной на защиту своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами. На текущий момент против РФ действует более 10,5 тыс. различных санкционных ограничений, а также работает военно-экономический потенциал порядка 50 развитых стран мира во главе с США, странами ЕС, Японией и Канадой. В данной ситуации особое значение имеет уровень надежности и эффективности функционирования всех составляющих единого государственного механизма. Ключевую роль играет, конечно, экономика. В контексте последнего стоит отметить, что на сегодняшний день в перечень наиболее актуальных проблем России входит именно проблема теневой экономики. Цель исследования – выявить особенности формирования и развития теневого сектора экономики в России в контексте выработки наиболее актуальных и действенных решений по ее ликвидации и предупреждению. В ходе исследования был решен следующий спектр задач: проработать вопрос относительно сущности и содержания категории «теневая экономика»; привести количественные показатели уровня и масштабов теневого сектора экономики в РФ и зарубежных странах; сформулировать наиболее актуальные причины и обстоятельства, способствующие формированию теневого сектора экономики для отечественной практики; выделить базовые уровни теневого сектора экономики; дать оценку общей тенденции изменения доли теневой экономики второго уровня в ВВП России; выполнить комплексный анализ структуры теневого рынка в РФ; дать оценку эффективности работы государственных контрольно-надзорных органов по минимизации доли теневого сектора экономики; определить стратегические направления минимизации доли теневого сектора экономики в России.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования были использованы теоретические и методические наработки, а также прикладные результаты ученых, занимающихся исследованием форм, видов, причин и проблем формирования теневого сектора экономики, а также разработкой механизмов и инструментов минимизации последнего (учебники, учебные пособия, монографии, публикации в периодических изданиях (электронных и печатных)). Кроме того, были использованы официальные данные Росстата, ФНС, информационно-аналитических агентств и государственных ведомств. В работе нашли применение следующие научные методы: сравнение; экспертная оценка; метаанализ; статистический анализ; синтез; индукция; дедукция; обобщение; конкретизация; абстрагирование; ретроспективный анализ.

Результаты и их обсуждение. В настоящее время существует много комплексных исследований по установлению сущности и содержательной части категории «теневая экономика».

В частности, Перу Эрнандо де Сото в своих исследованиях пришел к выводу, что теневую сферу экономики можно интерпретировать как вид экономической деятельности, которая не имеет официального учета и контроля со стороны профильных государственных структур и может не соответствовать в полной мере или в целом основным нормативно-правовым актам и всей законодательной базе [14] (Latov).

Г.А. Агарков отмечает, что теневая экономика – это сложный, многоаспектный и многоуровневый процесс, а также объект одновременно. Последняя выражается в виде различных форм, условий, методов, принципов, механизмов и инструментов незаконной или частично незаконной деятельности, реализуемой на различных уровнях управления (микро-, мезо-, макро-) [4] (Agarkov, 2018).

Анализ множества авторских определений категории «теневая экономика» позволил сделать вывод, что все авторы сходятся в одном мнении – это определенный вид незаконной или скрытой коммерческой деятельности.

На наш взгляд, данную категорию необходимо рассматривать намного шире. В нашем представлении теневой сектор экономики – это не только скрытая или незаконная предпринимательская деятельность, но и различные нарушения должностных полномочий государственных служащих и топ-менеджеров крупных государственных корпораций. В общем, можно отметить, что это любая незаконная, скрытая или неформальная деятельность, которая прямо и/или косвенно противоречит нормативно-правовым и/или законодательным актам Российской Федерации.

В качестве основных примеров реализации на практике теневой экономики в нашей стране стоит отметить: непостановку на налоговый и/или статистический учет субъекта хозяйствования; уклонение от уплаты налогов; передачу недостоверных данных (объемы и масштаб производства; уровень налогооблагаемой прибыли; численность персонала; размер заработной платы сотрудников; количество производственных или арендуемых площадей; количество недвижимости и автомобилей, находящихся в собственности лиц, занимающих государственную должность, и т.д.) в государственные контрольно-надзорные органы; коррупцию; взяточничество. Кроме того, сюда же стоит отнести незаконную деятельность, которая подходит под особо тяжкие статьи Уголовного кодекса, в частности, это ст. 228 (наркотики) и ст. 222 (оружие).

Таким образом, теневой сектор экономики является очень серьезной проблемой (угрозой) не только для экономической, но и национальной безопасности нашего государства. Подчеркнем, что проблема теневой экономики присутствует в той или иной степени в каждой стране мира. Значимость проблемы определяется масштабами. Так, в конце 2021 г. в рейтинговом международном журнале ISSN были опубликованы результаты исследования присутствия теневой экономики в 36 государствах мира. Данное исследование было проведено авторитетным ученым в соответствующей области научных изысканий – Ф. Шнайдером. Результаты масштабных исследований показали, что теневой сектор экономики в развитых странах составляет порядка 10–30% ВВП, в государствах с переходной экономикой – 40–55%. Также было установлено, что среди европейских стран самый высокий рост теневого сектора экономики был отмечен в Хорватии (с 26,43% до 29,56% от ВВП за годовой период) и Болгарии (с 30,12% до 32,93% от уровня ВВП). Наиболее низкие значения данного показателя были зафиксированы в Финляндии (с 10,59% до 11,36%) и Дании (с 8,92% до 9,84%) [1] (Dr. Friedrich Schneider, 2021).

Следует отметить, что теневая экономика формируется в аспекте и под воздействием целого ряда причин и обстоятельств. Наиболее актуальные из последних для отечественной практики приведены на рисунке 1.

Относительно России стоит подчеркнуть, что согласно расчетам Международного валютного фонда, доля теневой экономики в нашей стране на текущий момент составляет порядка 35–39% от ВВП, в денежном выражении это примерно 136 трлн руб. Отдельные эксперты отмечают, что если принять во внимание неуплаченные налоги, то данный показатель может возрасти еще на общую сумму в 15 трлн руб. [1, 15] (Dr. Friedrich Schneider, 2021; Mineeva, Sayfulina, Latypov, 2022).

В качестве основных причин ухода хозяйствующих субъектов в теневой сектор можно отметить две: стремление сэкономить денежные средства для обеспечения стабильного функционирования; сформировать дополнительный капитал для обеспечения диверсификации производства, увеличения масштабов предпринимательской деятельности с целью достижения устойчивого роста и конкурентного развития в соответствующем рыночном сегменте. Если говорить о государственных структурах, то здесь в 99% случаях – это желание обеспечить себе дополнительный заработок, тем самым повысить свой материальный уровень и социальный статус [7].

Рисунок 1. Наиболее актуальные причины и обстоятельства, способствующие формированию сектора теневой экономики для отечественной практики

Источник: составлено авторами на основе [5, 9, 15] (Agarkov, 2018; Ibragimova, Shakhbanova, Kurbanova, 2022; Mineeva, Sayfulina, Latypov, 2022).

Как показывает практика, проблемы, связанные с теневым сектором экономики, носят системный и перманентный характер. Масштаб данных проблем имеет национальный уровень. Таким образом, эффективное решение данной глобальной проблемы возможно только при качественном взаимодействии государства и общества.

Современные реалии управления, контроля и надзора за экономическими процессами выделяют три основных уровня теневой экономики, проиллюстрированные на рисунке 2.

Рисунок 2. Базовые уровни теневого сектора экономики

Источник: составлено авторами на основе [6, 8, 9, 15] (Bogomolova, Khorev, Korolev, Shaykin, Vasilenko, 2022; Ibragimova, Shakhbanova, Kurbanova, 2022; Mineeva, Sayfulina, Latypov, 2022).

Практика показывает, что относительно небольшие масштабы и уровень прироста теневого сектора экономики наблюдаются в странах, где действуют относительно низкие налоговые ставки и весьма лояльное налогообложение, но в то же время очень серьезные наказания за уклонение и неуплату налогов, сборов, пошлин. Также осуществляется очень тщательный контроль всей учредительной, организационно-управленческой и финансово-экономической документации. Подчеркнем, что серьезным драйвером роста теневой экономики является социально-экономическая и политическая нестабильность в стране. Кроме того, высокий уровень налогов и сборов, бюрократии и коррупции также активизирует уход предпринимательских структур в тень [8, 10–13, 22] (Iokhin, 2018; Korolev, Khorev, Bogomolova, Shaykin, Vasilenko, 2022; Kuznetsova, 2018; Kupreshchenko, 2017; Khorev, Sokolinskaya, 2021).

Ретроспективный анализ показал, что тенденции теневой экономики начались в мировой практике уже давно, но в настоящее время последние особо актуальны из-за своих масштабов и системности. В России теневая экономика возникла еще в период 1950–1960-х годов [21] (Khanchuk, 2019). Если смотреть на преобладающие тенденции текущего момента, то стоит отметить, что сегодня масштаб и уровень теневой экономики РФ снижается. Отметим, что с 2017 г. прекратился рост теневой экономики второго уровня в нашей стране, ее доля в ВВП страны составила порядка 20,5% [18] (Sinyavskiy, Avdiyskiy, Dadalko, 2017). Общая тенденция изменения доли теневой экономики второго уровня в ВВП РФ приведена на рисунке 3.

Рисунок 3. Общая тенденция изменения доли теневой экономики второго уровня в ВВП России

Источник: составлено авторами на основе [16, 17].

Статистические данные свидетельствуют, что в 2020 г. по сравнению с предыдущим периодом количество преступлений в экономической сфере снизилось более чем на 16%, уменьшились число и масштаб преступлений по ст. 222 УК РФ (на 27,6%), количество коррупционных дел (на 15,1%), преступлений в сфере оборонно-промышленного комплекса (на 0,26%). Подчеркнем, что самый низкий показатель был отмечен именно в сфере ОПК. Кроме того, уровень теневой экономики находится в относительной стабильности в следующих сферах управления: ЖКХ, нейтрализация и утилизация отходов, военная безопасность. В целом можно отметить, что в России масштабы теневой экономики постепенно снижаются, и в первую очередь благодаря социально-экономической и политической стабильности, а также эффективной деятельности государственных контрольно-надзорных органов (ФНС, ЦБ, Таможенная служба, МВД, Росфинмониторинг, Следственный комитет) [9, 20] (Ibragimova, Shakhbanova, Kurbanova, 2022; Fedotov, Komarova, 2019).

Важным элементом формирования и обеспечения роста теневого сектора является коррупция, в то же время последняя является следствием теневой экономики. Таким образом, имеется замкнутый проблемный контур. На наш взгляд, в первую очередь необходимо системно и жестко решать проблемы, связанные с коррупцией и ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей государственными служащими. В контексте последнего отметим, что в 2021 г. в нашей стране количество преступлений коррупционной направленности составило 24,5 тыс. шт., что на 16,5% больше, чем в 2020 г., и является рекордным показателем за последние 9 лет. Большая доля всех коррупционных преступлений – это взяточничество. Подчеркнем, что данный вид преступлений увеличился более чем на 27% по сравнению с 2020 г. Общий финансовый ущерб от коррупционных преступлений за 2021 г. составил порядка 39,4 млрд руб. (+ 7 млрд руб. к 2020 г.). Также на текущий момент в России растет число преступлений в сфере регистрации фиктивных компаний с целью обналичивания и вывода незаконных финансовых средств за рубеж [2, 3, 6] (Abdulkadyrov, 2021; Avdiyskiy, Dadalko, 2020; Bogomolova, Khorev, Korolev, Shaykin, Vasilenko, 2022).

Если рассматривать теневой сектор по видам деятельности, то наибольшие масштабы наблюдаются в сфере недвижимости (70%) и сельском хозяйстве (1,4%). На момент 2021 г. порядка 30% всех трудовых ресурсов были заняты в теневом секторе [7]. Общая структура теневого рынка труда в РФ приведена на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура теневого рынка труда в РФ на момент 2021 г.

Источник: составлено авторами на основе [9, 19] (Ibragimova, Shakhbanova, Kurbanova, 2022; Sulakshin, 2019).

Как видно, основная доля работников теневого сектора – это наемные работники (57%), далее идут самозанятые (41%) и работодатели (2%) [9] (Ibragimova, Shakhbanova, Kurbanova, 2022).

Очень часто рост масштабов теневого сектора связывают с рыночными преобразованиями, что, на наш взгляд, является совершенно не логичным суждением. Среди основных причин перехода работников в теневую сферу стоит отметить: недостаток рабочих мест, которые были бы официально зарегистрированы; нежелание платить налоговые вычеты и отчисления по причине и так низкого заработка; экономический кризис; высокий уровень инфляции; безработица; снижение уровня доходов; несбалансированность денежно-кредитной политики. Активное развитие конкурентной среды также способствует росту теневой экономики, так как субъекты предпринимательства стремятся снизить издержки, используя законные и незаконные способы.

Отметим важную особенность теневой экономики, которая может иметь не только отрицательные, но положительные последствия. В частности, уходя от налогов, предпринимательские структуры получают дополнительный экономический стимул для развития, также повышается уровень реального заработка работников, что создает дополнительный потребительский спрос и активизирует рынок. Кроме того, движение финансовых средств между теневой и легальной экономиками сглаживает рыночные конъюнктурные колебания [11, 15] (Korolev, Khorev, Bogomolova, Shaykin, Vasilenko, 2022; Mineeva, Sayfulina, Latypov, 2022).

Наличие позитивных моментов в теневой экономике не устраняет отрицательных последствий. Главное, снижение налогов приводит к неполноценности бюджетов, что отрицательно сказывается на уровне реализации всей социально-экономической политики страны. Все это способствует активизации коррупции, взяточничества, криминала, производству некачественных товаров (услуг), нерациональности (несправедливости) распределения доходов и утечке капитала за границу [19] (Sulakshin, 2019).

Таким образом, важной задачей государства является борьба с теневой экономикой. Для этого нужно ее легализовать (первого и второго уровней), а третьего уровня – ликвидировать. В первом случае важно соблюдать баланс, то есть создавать такие условия, чтобы предпринимателям невыгодно было нарушать закон и уходить в тень. В данном контексте отметим, что в настоящее время Правительством РФ проводится довольно серьезная и масштабная работа по формированию эффективной модели реализации и легализации бизнеса, в частности, особые решения были приняты по амнистии бизнеса при условии выхода последнего из тени, сохранению щадящего режима налогообложения, сокращению проверок бизнеса со стороны надзорных и контрольных органов, созданию и внедрению прозрачной, удобной и понятной системы сбора налогов и платежей на основе передовых достижений в области цифровизации и автоматизации налоговых начислений и проведению денежных транзакций. Тем не менее сегодня имеются сложные схемы ухода от налогов, а также масштабные коррупционные дела. В контексте последнего хотелось бы отметить выявление крупнейших теневых площадок с собственным шоурумом, которые подключали рестораны и кафе к схеме с подменными кассами и терминалами для карт. Через цепочки банков деньги переводились в автосалоны и турфирмы для покупки наличных. Тем самым обеспечивалась сложная схема ухода от налогов. Раскрытие таких сложных и масштабных схем мошенничества свидетельствует о высокой эффективности работы контрольных и надзорных органов (ЦБ, ФНС, Финансовая разведка, МВД, Следственный комитет РФ) и существенных изменениях в борьбе с теневой экономикой в национальном масштабе (качественных и количественных).

Также еще раз подчеркнем, что государственные органы РФ проводят мероприятия по устранению нелегальных форм бизнеса, в частности, сегодня идет принятие законопроекта о реестре производителей пива. Все это направлено на усиление контроля за деятельностью последних с целью борьбы с некачественной продукцией, а также улучшения надзора за объемами производства пива для повышения налоговых сборов. Безусловно, это сопровождается сопротивлением со стороны предпринимателей, но посыл на наведение порядка в данной сфере был сделан четкий [16].

Исследование позволило выделить наиболее актуальные и действенные на текущий момент направления борьбы с теневой экономикой в России, основные из последних, которые носят стратегический уровень, приведены на рисунке 5.

Рисунок 5. Стратегические направления минимизации теневого сектора экономики в Российской Федерации

Источник: составлено авторами на основе [3, 8, 9, 15] (Avdiyskiy, Dadalko, 2020; Ibragimova, Shakhbanova, Kurbanova, 2022; Mineeva, Sayfulina, Latypov, 2022).

В заключение хотелось бы отметить, что полностью ликвидировать теневой сектор экономики в реальных условиях просто невозможно, но возможно значительно снизить его масштабы, а также уровень негативного воздействия на экономику и общество в целом. В развитых странах масштаб теневой экономики не такой большой, как в развивающихся странах, и все это в конечном итоге отражается на эффективности социально-экономической политики, а также уровне жизни и благосостояния общества.

Заключение

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что на текущий момент существует множество определений категории «теневая экономика». Несмотря на применение различных подходов, последние можно считать тождественными друг другу, отличающимися различным уровнем охвата оценки структурных составляющих данного понятия. Анализ авторских определений категории «теневая экономика» позволил сделать вывод, что все авторы сходятся в одном мнении – это вид незаконной и/или скрытой коммерческой деятельности.

На наш взгляд, данную категорию необходимо рассматривать намного шире. В нашем представлении теневой сектор экономики – это не только скрытая или незаконная предпринимательская деятельность, но и различные нарушения должностных полномочий государственных служащих и топ-менеджеров крупных государственных корпораций. В общем, можно отметить, что это любая незаконная, скрытая или неформальная деятельность, которая прямо и/или косвенно противоречит нормативно-правовым и/или законодательным актам Российской Федерации.

В качестве основных примеров реализации на практике теневой экономики в нашей стране стоит отметить: непостановку на налоговый и/или статистический учет субъекта хозяйствования; уклонение от уплаты налогов; передачу недостоверных данных (объемы и масштаб производства; уровень налогооблагаемой прибыли; численность персонала; размер заработной платы сотрудников; количество производственных или арендуемых площадей; количество недвижимости и автомобилей, находящихся в собственности лиц, занимающих государственную должность и т.д.) в государственные контрольно-надзорные органы; коррупцию; взяточничество. Кроме того, сюда же следует отнести незаконную деятельность, которая подходит под особо тяжкие статьи Уголовного кодекса, в частности, это ст. 228 (наркотики) и ст. 222 (оружие). Относительно России стоит отметить, что согласно расчетам Международного валютного фонда, доля теневой экономики в нашей стране на текущий момент составляет порядка 35–39% от ВВП, в денежном выражении это примерно 136 трлн руб. Отдельные эксперты отмечают, что если принять во внимание неуплаченные налоги, то данный показатель может возрасти еще на 15 трлн руб.

Практика показывает, что относительно небольшие масштабы и уровень прироста теневого сектора экономики наблюдается в странах, где действуют относительно низкие налоговые ставки и весьма лояльная система налогообложения, но в то же время очень серьезные наказания за уклонение и неуплату налогов, сборов и пошлин. Также осуществляется очень тщательный контроль всей учредительной, организационно-управленческой и финансово-экономической документации. Подчеркнем, что серьезным драйвером роста теневой экономики является социально-экономическая и политическая нестабильность в стране. Кроме того, высокий уровень налогов и сборов, бюрократии и коррупции активизируют уход предпринимательских структур в тень. Если рассматривать теневой сектор по видам деятельности, то наибольшие масштабы наблюдаются в сфере недвижимости (70%) и сельском хозяйстве (1,4%). Основная доля работников теневого сектора – это наемные работники (57%), далее идут самозанятые (41%) и работодатели (2%).

Очень часто рост масштабов теневого сектора экономики связывают с рыночными преобразованиями, что, на наш взгляд, является совершенно не логичным суждением. Среди основных причин перехода работников в теневую сферу стоит отметить: недостаток рабочих мест, которые были бы официально зарегистрированы; нежелание платить налоговые вычеты и отчисления по причине и так низкого заработка; экономический кризис; высокий уровень инфляции; безработицу; снижение уровня доходов; несбалансированность денежно-кредитной политики. Высокая конкуренция также способствует росту теневой экономики, так как субъекты предпринимательства стремятся снизить издержки, используя законные и незаконные способы.

В настоящее время Правительством РФ проводится довольно серьезная и масштабная работа по формированию эффективной модели реализации и легализации бизнеса, в частности, особые решения были приняты по амнистии бизнеса при условии выхода последнего из тени, сохранению гибкого режима налогообложения, сокращению проверок бизнеса со стороны надзорных и контрольных органов, созданию и внедрению прозрачной, удобной и понятной системы сбора налогов и платежей на основе передовых достижений в области цифровизации и автоматизации налоговых начислений и проведения денежных транзакций.

На наш взгляд, наиболее актуальными и действенными решениями в борьбе с теневой экономикой в России могут стать:

– активизация мер борьбы с коррупцией, ужесточение наказания за взяточничество и ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами;

– проведение тщательных проверок на предмет нарушения положений Налогового, Административного и Уголовного кодексов РФ;

– проведение гибкой налоговой политики, снижение отдельных налогов, предоставление налоговых льгот и вычетов;

– усиление контроля и надзора за финансовыми потоками и транзакциями;

– проведение профилактических работ по предупреждению коррупции и мошенничества;

– формирование системных предпосылок для развития законного предпринимательства, когда платить налоги будет выгоднее, чем от них уходить.


Источники:

1. Dr. Friedrich Schneider Development of Shadow Economy of 36 OECD Countries over 2003-2021: Due to the Corona Pandemic a Strong Increase in 2020 and a Modest Decline in 2021. African Journal of Political Science ISSN. [Электронный ресурс]. URL: https://www.internationalscholarsjournals.com/articles/development-of-the-shadow-economy-of-36-oecd-countries-over2003--2021-due-to-the-corona-pandemic-a-strong-increase-in-20.pdf.
2. Абдулкадыров А.С. Семь лет спустя: ретроспективный анализ влияния санкций на сектора национальной экономики России // Индустриальная экономика. – 2021. – № 2. – c. 29-33. – doi: 10.47576/2712-7559_2021_2_1_29.
3. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. / Монография. - М.: Огни, 2020. – 168 c.
4. Агарков Г.А. Минимизация негативного воздействия теневой экономики на социально-экономическое развитие региона. / Автореф. д-ра экон. наук. - Екатеринбург, 2018. – 48 c.
5. Агарков Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие. / Монография. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2018. – 257 c.
6. Богомолова И.П., Хорев А.И., Королев М.И., Шайкин Д.В., Василенко И.Н. Исследование зарубежного опыта организации стратегического планирования, анализа и управления экономической безопасностью на национальном уровне // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1205-1224. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116471.
7. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. - М.: Научный эксперт, 2019. – 112 c.
8. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. / Т. 2. - М.: РГГУ, 2020. – 300 c.
9. Ибрагимова Э.Н., Шахбанова А.А., Курбанова У.И. Проблема теневой экономики в России и последствия ее развития // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 6-2. – c. 132-137. – doi: 10.47576/2712-7516_2022_6_2_132.
10. Иохин В.Я. Экономическая теория. / Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. – 280 c.
11. Королев М.И., Хорев А.И., Богомолова И.П., Шайкин Д.В., Василенко И.Н. Научно-методические и организационные аспекты формирования механизма экономической безопасности хозяйствующих структур на различных уровнях управления // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 6(143). – c. 1231-1244. – doi: 10.34925/EIP.2022.143.6.229.
12. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность. / Учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2018. – 294 c.
13. Купрещенко Н.П. Теневая экономика. / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2017. – 199 c.
14. Латов Ю.В. Неформальная экономика: тайны трех миров. Рецензия на работу Эрнандо де Сото «Иной путь». Экономическая теория преступлений и наказаний. [Электронный ресурс]. URL: http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-01.shtml/ (дата обращения: 26.02.2023).
15. Минеева В.М., Сайфулина З.А., Латыпов А.Ф. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России // Проблемы науки. – 2022. – № 3(71). – c. 47-52.
16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 28.02.2023).
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.02.2023).
18. Синявский Н.Г., Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность. / Учебное пособие, 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 538 c.
19. Сулакшин С.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект). - М.: Научный эксперт, 2019. – 20 c.
20. Федотов В.А., Комарова О.В. Экономика. / Учебник. - Москва: Инфра-М, 2019. – 366 c.
21. Ханчук Н.Н. Теневая экономическая деятельность как историческая категория // Теневая экономика. – 2019. – № 3. – c. 191-202. – doi: 10.18334/tek.3.3.40937.
22. Хорев А.И., Соколинская Ю.М. Оценка уровня экономической безопасности предприятия // Перспективы и проблемы инновационного развития социально-экономических систем: Материалы VII Национальной научно-практической конференции научных сотрудников, специалистов, преподавателей, аспирантов. Воронеж, 2021. – c. 87-92.

Страница обновлена: 15.04.2024 в 14:00:33