Основания и принципы совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда с учетом риск-ориентированного подхода

Мажкенов С.А.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75182040

Аннотация:
Актуальность исследования связана с необходимостью совершенствования и повышения эффективности существующей государственной системы контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда в рамках ее перехода от санкционной модели к модели соответствия. Эта потребность также вызвана происшедшими изменениями Х раздела ТК РФ, посвященного вопросам охраны труда и направлена на профилактику деятельности объектов контроля с целью недопущения нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Целью работы является поиск научно-методических оснований, принципов и направлений дальнейшего совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда на основе риск-ориентированного подхода и изменений Трудового кодекса Российской Федерации. Объектом исследования является деятельность работодателей, вступивших в трудовые отношения с работниками, предметом исследования – риски причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Научная новизна исследования состоит в разработке принципов и предложений, направленных на повышение эффективности осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда, которая бы обеспечивала реализацию проактивного подхода по снижению риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, повышение объективности оценки показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям, стимулирование деятельности работодателей по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Результаты исследования могут стать основой для усовершенствования методики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда, которая бы отвечала вызовам времени

Ключевые слова: государственный контроль (надзор), категории риска, объект контроля, охраняемые законом ценности, показатель потенциального вреда, индикатор риска, охрана труда, риск-ориентированный подход, проактивный подход

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение.

Контрольно-надзорная деятельность является одним из важнейших инструментов осуществления государственной политики в различных сферах деятельности и представляет собой вид государственной деятельности, осуществляемый уполномоченным органом исполнительной власти, направленный на обеспечение соблюдения всеми подконтрольными лицами (физическими или юридическими) обязательных для общества и государства норм, правил и требований [1].

Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда является основной задачей Федеральной службы по труду и занятости России (далее – Роструд). Правовые основы осуществления государственного контроля, принципы деятельности, перечень контрольно-надзорных и других мероприятий определены [2].

Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность работодателей, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда (далее – объекты контроля). Предметом государственного контроля являются риски причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

Современный подход к организации государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда находится еще на начальном этапе научных исследований и поэтому имеет ограниченное количество научных публикаций на эту тему. Среди материалов, посвященных вопросам организации и реализации государственной контрольно-надзорной деятельности, можно упомянуть лишь некоторые работы отечественных исследователей [1, 3-7]. Очевидна необходимость дальнейшего глубокого и системного проведения научных исследований в данном направлении.

Целью данной работы стал поиск научно-методических оснований, принципов и направлений дальнейшего совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда на основе риск-ориентированного подхода, которая бы соответствовала современным требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и отвечала бы вызовам времени. Вопросы наличия или доступности необходимых исходных данных для рассматриваемых в материалах исследования новых индикаторов (показателей) не рассматриваются.

1. Анализ существующего подхода осуществления государственной контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда

Существующий подход к организации государственного контроля (надзора) сформировался на основе Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 гг.) [8], которая была разработана в целях комплексного решения проблем в сфере обеспечения соблюдения трудового законодательства и определила основные принципы их решения:

- обеспечение определенности, прозрачности, открытости федерального надзора в сфере труда;

- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;

- внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;

- оптимизация процессов взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями.

В рамках Концепции была разработана и утверждена методика осуществления государственного контроля (надзора) на основе риск-ориентированного подхода [9, 10]. Методика делит все объекты контроля на пять категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям для которых установлена соответствующая частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (проверок):

а) высокий риск (1 раз в 2 года);

б) значительный риск (1 раз в 3 года);

в) средний риск (1 раз в 5 лет);

г) умеренный риск (1 раз в 6 лет);

д) низкий риск (проверки не проводятся).

Отнесение объекта контроля к соответствующей категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) осуществляется на основе расчета показателя тяжести (потенциального риска), который в общем виде описывается выражением:

Р = (ПВ * М) + (КТТ + КТЛ) + КЗ + КАДМ. (1)

Здесь

ПВ - показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований и рассчитывается по формуле ПВ = 4 * C + 2 * T1 + 0,5 * Л, где С - количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли; T1 - количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли; Л - количественная оценка по показателю, касающемуся численности работников, пострадавших в результате легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли [1].

Значения показателей потенциального вреда (ПВ) охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований для соответствующих видов экономической деятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Значения показателей потенциального вреда

охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р)

для основных видов экономической деятельности

Источник: [10]

Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности
Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)
1.
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A)
0,49
2.
Добыча полезных ископаемых (B)
1,49
3.
Обрабатывающие производства (C)
0,96
4.
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D)
0,99
5.
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E)
0,97
6.
Строительство (F)
0,87
7.
Транспортировка и хранение (H)
0,85
8.
Деятельность в области информации и связи (J)
0,58
9.
Образование (P)
0,44
10.
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q)
0,57
11.
Прочие виды экономической деятельности
0,2

М - показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Значение показателя масштаба (М), в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у работодателя, определяется равным:

а) 0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

б) 0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

в) 1,0 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

г) 1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек.

Ктт - показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, устанавливается равным 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай.

Ктл - показатель наличия легких несчастных случаев, признанных случаями, связанными с производством, за год, предшествующий текущему году, устанавливается равным 0,1 за каждый легкий несчастный случай.

Индивидуальные коэффициенты (КТТ, КТЛ) рассчитываются на основании:

а) данных ведомственной отчетности о результатах контрольно-надзорной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему году;

б) сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему году.

При отсутствии сведений о наличии тяжелых или легких несчастных случаев в статистической и ведомственной отчетности значения индивидуальных коэффициентов (КТТ, КТЛ) равняются нулю.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного случаем, связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих текущему году, присваивается высокая категория риска.

Кз - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год устанавливается равным 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен нулю.

Кадм - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему году, устанавливается равным 0,1.

Объекты контроля относят к соответствующей категории риска на основании полученных значений показателей потенциального вреда (Р) в соответствие с таблицей 2.

Таблица 2. Отнесение объектов контроля к категориям риска

на основе значений показателей потенциального вреда (P)

Источник: [10]


Категория риска
Значения показателей потенциального вреда (Р)
1
Высокий риск
≥ 1,0
2
Значительный риск
0,75 — 0,99
3
Средний риск
0,50 — 0,74
4
Умеренный риск
0,25 — 0,49
5
Низкий риск
≤ 0,24

При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году), факта не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году - Кз) и факта вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях (Кадм), вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска. Решение о снижении категории риска принимается согласно порядку, определенному в [11].

Идея введения набора различных показателей или индикаторов риска нарушения обязательных требований для осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, направлена на:

- формирование системного подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства;

- использование объективных показателей для оценки деятельности объектов контроля за соблюдением трудового законодательства;

- рациональное распределение ресурсов Роструда для осуществления государственного контроля (надзора) объектов контроля за соблюдением требований трудового законодательства.

Однако существующий подход к организации государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства имеет ряд слабых мест и ограничений, а именно:

1. Основы существующей методики были заложены более 10 лет назад (до 2015 г.) и поэтому индикаторы риска нарушений носят запаздывающий (реактивный) характер, которые не обеспечивают реализацию закрепленного в статье 209.1 Трудового кодекса Российской Федерации [12] ключевого принципа обеспечения безопасности труда, направленного на предупреждение и профилактику опасностей. Проактивный принцип обеспечения безопасности труда гласит, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

2. Слабо отражена деятельность объектов контроля, направленная на добросовестное выполнение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан.

3. Наличие показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий (М), в том виде, как он представлен в методике, смещает фокус контроля (проведение проверок) на предприятия с бόльшей численностью персонала. Очевидно, что введение показателя масштаба распространения должно отражать негативный эффект от нарушения требований трудового законодательства: чем больше численность предприятия, тем выше эффект влияния. Однако на деле применение показателя масштаба для показателей травматизма не совсем корректно. Здесь, скорее, наблюдается обратный эффект: крупные предприятия имеют необходимые ресурсы и возможности для создания специализированных служб охраны труда для обеспечения безопасности работающих, в то время как предприятия с небольшой численностью, как правило, лишены таких возможностей и ресурсов.

4. При отсутствии фактов несчастных случаев и надлежащем исполнении других требований трудового законодательства категория риска предприятий с численностью выше 500 человек фактически остается равной категории риска отрасли, что оказывает демотивирующее влияние на добросовестность осуществления работодателем своей деятельности. Свидетельством тому являются приведенные в таблице 3 данные о фактических значениях показателей потенциального вреда (Р) одного из транспортных предприятий с численностью около 700 человек. Несмотря на отсутствие несчастных случаев в период с 2020 по 2023 году показатель потенциального вреда (P) равен отраслевому (0,85), что указывает на значительную категорию риска. Все расчеты в данном исследовании проводились на основе данных автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений Роструда (АСУ КНД) [13].

Таблица 3. Оценка показателей потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) различными методами

Источник: составлено автором

Метод
Годы
Показатели
2020
2021
2022
2023
Существующий
ПВ
0,85
0,85
0,85
0,85
М
1,0
1,0
1,0
1,0
Т=(ПВ*М)
0,85
0,85
0,85
0,85
С
0
0
0
0
Т1
0
0
0
0
Л
0
0
0
0
Ктт
0,0
0,0
0,0
0,0
Ктл
0,0
0,0
0,0
0,0
Кз
0,0
0,0
0,1
0,1
Кадм
0,0
0,0
0,1
0,1
Р
0,85
0,85
0,95
0,95
Категория риска (по таблице 2)
Значит.
Значит.
Значит.
Значит.
Предложение 1 (Ксокр=0)
С
0
0
0
0
Т1
0
0
0
0
Л
0
0
0
0
Кз
0,0
0,0
0,1
0,1
Кадм
0,0
0,0
0,1
0,1
Ипр
0,0
0,0
0,0
0,0
Иотр [2]
0,62
0,62
0,62
0,62
Р*
0,0
0,0
0,1
0,1
Категория риска
(по таблицам 2 и 5)
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий

Наоборот, для предприятий с численностью до 200 человек, значение показателя масштаба (М=0,5) автоматически снижает уровень травматизма вдвое, что соответственно снижет категорию риска вплоть до низкой. Такие предприятия подлежат государственному контролю (надзору) только после возникновения несчастных случаев со смертельным исходом. При этом следует отметить, что потенциал получения смертельных травм на предприятиях попавших в низкую категорию риска достаточно высок: среднегодовое количество тяжелых несчастных случаев на этих предприятиях превышает аналогичное значение для предприятий с высокой категорией риска (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение тяжелых несчастных случаев по

категориям риска (среднее за год, период 2019-2023 гг.)

Источник: информационно-аналитические данные Роструда [13]

2. Предложения по совершенствованию государственной контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда.

Предложение 1. Для преодоления слабых мест и ограничений, указанных выше, предлагается оценивать значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) по следующей усовершенствованной методике:

Р = (Ипр / Иотр) + Км + КЗ + КАДМ + Ксокр. (2)

Опишем все слагаемые, входящие в формулу (2):

Здесь Ипр – частота травматизма на предприятии, нормированная на 1000 человек, которая рассчитывается по формуле:

Ипр = [(4 * Cпр + 2 * T пр + 0,5 * Л пр) * 1000] / Nпр, (3)

а Иотр – это частота травматизма в отрасли (виду экономической деятельности), нормированная на 1000 человек:

Иотр = [(4 * Cотр + 2 * T отр + 0,5 * Л отр) * 1000] / Nотр. (4)

Здесь С, Т и Л – количество пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным, тяжелым и легким исходом, Nпр – общая численность сотрудников предприятия, а Nотр – общее количество работающих в отрасли.

Значения отношения Ипротр колеблются от 0 до 1 и выше и означают следующее:

- если отношение больше 1, то уровень травматизма на предприятии выше среднего по отрасли;

- если отношение равно 1, то уровень травматизма на предприятии равен среднему по отрасли;

- если отношение меньше 1, то уровень травматизма ниже среднеотраслевого значения.

Значения отношения Ипротр выше 3 или 4 подчеркивают высокие уровни травматизма, которые многократно превышают средний уровень травматизма по отрасли. Такие высокие значения отношения Ипротр преимущественно связаны как со значительным числом легких или тяжелых несчастных случаев, так и с малой численностью персонала. Важно заметить, что для новых предприятий значение Ипр следует приравнивать отраслевому значению Иотр (по крайней мере, в первый год), тогда отношение Ипротр будет равным 1.

Нормирование уровня травматизма на определенную численность работающих позволяет устранить зависимость определения категории риска от численности персонала (зависимость от показателя М), выявлять организации с высоким уровнем травматизма в любых отраслях экономической деятельности, расчетным путем снижать и повышать категорию риска.

В тоже время, определенная логика введения показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий (М) имеется: очевидно, что воздействие таких последствий более значимо для предприятий с большой численностью. Поэтому, для учета масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда целесообразно ввести показатель Км, определяемый следующим образом:

Км = 0,05 при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

Км = 0,1 при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

Км = 0,2 при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

Км = 0,3 при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек;

Такой подход позволяет учитывать масштаб распространения потенциальных негативных последствий, в случае их наличия, за счет повышения значений показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р). При отсутствии вреда охраняемых законом ценностей в сфере труда значение показателя Км практически не оказывает влияния на категорию риска.

Процедура определения показателей Кз (индивидуальный коэффициент задолженности по заработной плате) и Кадм (индивидуальный коэффициент наличия фактов назначенных административных наказаний) оставлена без изменений. Напомним, что показатель Кз принимает значения равное 0 или 0,3, а показатель КАДМ значения 0 или 0,1.

В своих отчетах Роструд приводит сведения о ежегодном количестве выявленных и расследованных сокрытых несчастных случаев на производстве, включая данные о количестве несчастных случаев со смертельным исходом (таблица 4).

Таблица 4. Количество сокрытых несчастных случаев

за последние пять лет

Источник: по данным Роструда [14-18]

Год
Количество сокрытых несчастных случаев
В том числе со смертельным исходом
2023
1316
266
2022
625
153
2021
279
82
2020
589
220
2019
590
208

Очевидно, что любые факты сокрытия несчастных случаев представляют серьезную угрозу для общества, поскольку отсутствие сведений о происшедших несчастных случаях и причинах их возникновения делает уязвимыми других работающих. Такая ситуация является неприемлемой и подлежит обязательному искоренению.

Для решения этой проблемы вводится специальный показатель (индикатор) сокрытия информации – Ксокр, значение которого устанавливается, например, равным 5, при установлении факта сокрытия несчастного случая [3] работодателем (при отсутствии таких фактов показатель равен 0). При условии отсутствия повторных фактов сокрытия информации данный показатель в течение пяти лет ежегодно снижается на одну единицу. Данный показатель позволяет усилить контроль за недобросовестными работодателями и может принимать значения от 5 до 0.

Очевидно, что ранжирование показателей потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) по категориям риска целесообразно нормировать относительно среднеотраслевых уровней по соответствующим показателям (индикаторам). В таблице 5 приведено такое ранжирование относительно уровня травматизма для предложения, описываемого формулой (2).

Таблица 5. Ранжирование показателей потенциального риска

причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р)

по категориям риска

Источник: составлено автором


Категория риска
Значения показателей потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р)
1
Чрезвычайно высокий риск
3,5 и более
2
Высокий риск
2,5 – 3,49
3
Значительный риск
от 1,5 до 2,4
4
Средний риск
от 0,8 до 1,49
5
Умеренный риск
от 0,35 до 0,79
6
Низкий риск
0,34 и менее

Сравнение результатов существующей методики и предлагаемого подхода (2) представлено в таблице 3 и демонстрирует бόльшую объективность предложения 1. Введение дополнительной «чрезвычайно высокой» категории риска (таблица 5) согласуется с [19] и вызвано необходимостью усиления контроля за деятельностью недобросовестных объектов контроля, склонных к сокрытию информации и/или имеющих крайне высокие значения показателей охраняемых законом ценностей в сфере труда. Контроль таких объектов должен осуществлять не реже одного раза в год.

Предложение 1 способствует повышению эффективности государственного контроля (надзора) и более рациональному использованию ресурсов Роструда для надлежащей защиты трудовых прав граждан. Это предложение может быть реализовано на основе имеющихся данных Роструда [13] без привлечения дополнительных средств.

Предложение 2. Подход, изложенный в предложении 1, является открытым и предполагает возможность введения дополнительных индикаторов для дальнейшего повышения эффективности государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства по другим нормам трудового права, например, в областях управления профессиональными рисками, текучести персонала, привлечения иностранной рабочей силы, добросовестности деятельности работодателя и т.д.

Так, например, для оценки эффективности деятельности объектов контроля в области управления профессиональными рисками целесообразно ввести следующие показатели Криск и Кзм.

Показатель Криск отражает активность работодателя в части проведения работы по оценке профессиональных рисков на рабочих местах предприятия и рассчитывается следующим образом:

Криск = 1 – (Rопр/Rвсего), (5)

где Rопрколичество рабочих мест предприятия, на которых была проведена оценка профессиональных рисков, а Rвсего – общее количество рабочих мест на предприятии. Значения данного показателя находятся в диапазоне от 0 до 1,0.

Показатель КЗМ – это показатель, отражающий долю нереализованных защитных мер по всем рабочим местам, который определяется как:

Кзм = 1 – (Zзм/Zвсего), (6)

где Zзм – суммарное количество реализованных защитных мер по всем рабочим местам на предприятии, а Zвсего – общее количество защитных мер по результатам проведенной оценки профессиональных рисков по всем рабочим местам. Значения данного показателя находятся в диапазоне от 0 до 1,0.

Введение показателей Криск и Кзм направлено на реализацию проактивного принципа обеспечения безопасности труда и рассчитывается за определенный период времени, например за год.

Показатель текучести персонала (Ктек) целесообразно рассчитывать по следующей формуле:

Ктек = Fпр/Fотр, (7)

где Fпр показатель текучести на предприятии, который рассчитывается как отношение всех уволенных работников за год к среднесписочной численности персонала предприятия за год, Fотр аналогичный показатель текучести по отрасли.

Для оценки индикатора использования иностранной рабочей силы (Кирс) предлагается проведение расчета по следующей формуле:

Кирс = Iпр/Iотр, (8)

где Iпр показатель использования иностранной рабочей силы на предприятии, который рассчитывается как отношение среднесписочной численности всех иностранных работников за год к среднесписочной численности персонала предприятия за год, Iотр аналогичный показатель использования иностранной рабочей силы в отрасли.

Нормирование показателей текучести и использования иностранной рабочей силы предприятий по отраслям их деятельности обеспечивает сравнение однотипных видов деятельности, что позволяет избежать ошибок, связанных с осреднением: так, например, очевидно, что показатели текучести персонала или использования иностранной рабочей силы гораздо выше в строительной отрасли, в сельском хозяйстве, геологоразведке и т.п., чем в банковском секторе, образовании и т.д. При этом, целесообразно ввести весовые коэффициенты по результатам расчетов Ктек и КИРС [4]. Например, если отношение Fпр/Fотр > 1,1, то Ктек= 0,2; если в диапазоне от 0,8 до 1,1, то Ктек= 0,0; если Fпр/Fотр < 0,8, то Ктек= -0,2. Для КИРС может быть применен аналогичный подход или, при наличии долгосрочных планов по привлечению иностранной рабочей силы, могут быть введены весовые коэффициенты, регулирующие потребность привлечения трудовых ресурсов в конкретные отрасли экономики на определенный период времени.

Для оценки активности деятельности работодателя в части соблюдения им трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предлагается введение показателя добросовестности работодателя (Кдобр), который учитывает следующие сведения [5]:

Кдобр = Б * (Д1 + Д2 + Д3 + Д4 + Д5) + Д6. (9)

Здесь:

Д1 – наличие на предприятии профсоюза, зарегистрированного в Минюсте России, участие в котором принимают не менее 50 % работников (0 или 0,02);

Д2 – наличие заключенного коллективного договора, зарегистрированного в установленном порядке в региональных органах власти (0 или 0,02);

Д3 – отсутствие отказа от присоединения к отраслевому (межотраслевому) соглашению, заключенных на федеральном уровне социального партнерства и зарегистрированных в установленном порядке (0 или 0,02);

Д4 – участие работодателя в общероссийском объединении работодателей (0 или 0,02);

Д5 – наличие записей на профилактический визит инспектора контрольного органа (0 или 0,02);

Д6 – прохождение работодателями по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований самообследования на сайте Онлайнинспекция.рф и направление в территориальный орган Роструда ответа о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований (0 или 0,02).

Значение Б = 2 при условии, что все Д1>0, Д2>0, Д3>0, Д4>0 и Д5>0, иначе Б=1. Кдобр принимает максимальное значение равное 0,22, а минимальное 0. Очевидно, что количество составляющих, участвующих в расчете показателя добросовестности и их содержание может меняться. При этом необходимо обратить внимание, что показатель добросовестности работодателя полежит вычитанию из показателя Р.

С учетом вышесказанного можно представить следующую развернутую методику оценки значения показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (предложение 2):

Р = (Ипр / Иотр) + Км + КЗ + КАДМ + Ксокр + Криск + Кзм + Ктек + Кирс – Кдобр. (10)

Данная формула охватывает основные направления деятельности объектов контроля в части соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: травматизм, масштаб влияния последствий, своевременность выплаты заработной платы, наличие фактов нарушений, достоверность предоставляемой информации, управление рисками, текучесть персонала, использование иностранной рабочей силы, добросовестность работодателя.

Выражение (10) может принимать следующие экстремальные значения:

- максимальное значение Р = (Ипр / Иотр) + 8,0протр + 0,2 + 0,3 + 0,1 + 5 + 1 + 1 + 0,2 + 0,2 – 0);

- минимальное значение Р = (Ипр / Иотр) – 0,57 протр + 0,05 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 – 0,2 – 0,2 – 0,22).

Очевидно, что параметры всех слагаемых, входящих в выражение (10), должны быть согласованы (гармонизированы) друг с другом, что должно найти отражение в значениях показателей потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) для соответствующих категорий риска (таблица 5).

При этом следует учесть, что применение новых индикаторов, представленных в предложении 2, требует сбора соответствующих данных для их анализа и оценки, что является серьезной и самостоятельной задачей, которая требует своего решения.

Заключение.

Основные результаты и научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

1. Сформулированы базовые принципы разработки методики оценки значений показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р), которые состоят в следующем:

- Проактивность – методика должна быть ориентирована на недопущение нарушений, а не на их реагирование;

- Существенность – методика должна включать значимые индикаторы для достижения поставленных целей;

- Объективность – применяемые в методике индикаторы должны отражать основные свойства или характеристики исследуемого параметра и быть независимыми от характеристик других индикаторов или параметров;

- Адаптивность – методика должна предусматривать возможность настройки основных параметров, применяемых для расчета показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда для достижения поставленных целей;

- Открытость – процедура оценки показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда должна позволять возможность внесения изменений в процедуру без значительного изменения самой методики.

2. Разработано два предложения по совершенствованию методики оценки значений показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда:

- Предложение 1 обеспечивает повышение объективности оценки показателей потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда на основе уже имеющихся статистических данных и по этой причине не требует каких-либо дополнительных средств для его внедрения;

- Предложение 2 представляет более развернутый и усовершенствованный вариант предложения 1, направленный на реализацию проактивного подхода по снижению риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда, стимуляцию работодателей по добросовестному соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это предложение требует наличие дополнительных статистических данных для реализации методики и соответствующих средств для ее внедрения.

3. Оба предложения предоставляют возможность настройки (подбора) значений ключевых параметров методики для достижения поставленных целей.

4. Применение правила нормирования статистических показателей предприятия к соответствующим статистическим показателям отрасли позволяет более объективно оценивать соответствующий индикатор риска независимо от вида экономической деятельности и численности предприятия.

5. Введение показателей:

- Км позволяет более корректно учитывать масштаб распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям;

- Ксокр обеспечивает своевременность, полноту и достоверность предоставления сведений за счет введения жестких санкций к объектам контроля, склонных к сокрытию информации;

- Криск и Кзм позволяет реализовать проактивный подход к обеспечению безопасности труда;

- Ктек и Кирс направлено на снижение текучести персонала и сокращения численности использования иностранной рабочей силы объектами контроля с учетом специфики экономической деятельности;

- Кдобр стимулирует деятельность объектов контроля (работодателей) по добросовестному исполнению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (дополнительно к показателям КЗ и КАДМ).

6. Введение дополнительной «чрезвычайно высокой» категории риска (таблица 5) обеспечивает усиление контроля за деятельностью недобросовестных объектов контроля, склонных к сокрытию информации и/или имеющих крайне высокие значения показателей охраняемых законом ценностей в сфере труда. Контроль таких объектов должен осуществлять не реже одного раза в год.

Результаты исследования могут стать практической основой для усовершенствования методики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере труда, отвечающей современным вызовам, и способствуют достижению конечных результатов, определенных Концепцией [8], а именно:

- повышению эффективности соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанному на взаимном сотрудничестве работников, работодателей (их организаций) и федеральной инспекции труда;

- повышению эффективности федерального надзора в сфере труда за счет внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора.

[1] Показатель ПВ фактически представляет собой условный показатель травматизма, приведенный к условной тяжести травмы, равной удвоенной тяжести легкой травмы или половинной тяжести тяжелой травмы или четвертой части травмы со смертельным исходом и его абсолютные значения сложно интерпретировать.

[2] Осредненные данные за 4 года по соответствующему виду экономической деятельности.

[3] Под сокрытием несчастного случая в данном исследовании понимается утаивание (непредоставление работодателем в установленном порядке информации о несчастном случае) или уничтожение следов, а также иных обстоятельств, которые могут служить доказательствами факта наступления несчастного случая.

[4] В принципе, можно использовать и абсолютные значения Ктек и КИРС, но это нужно делать аккуратно (например, с понижающими коэффициентами), а также с заменой операций сложения на операции умножения при использовании результатов расчета этих коэффициентов.

[5] Составлено на основании справки Роструда по мерам стимулирования добросовестности.


Источники:

1. Минченко О.С. Контрольно-надзорные функции и государственные услуги: взаимосвязь понятий // Государственное управление. Электронный вестник. – 2013. – № 37. – c. 45-53.
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 05.11.2024).
3. Украинский О.В. Реформа контрольно-надзорной деятельности в сфере труда: автоматизация – задачи и решения // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. – 2017. – № 10. – c. 32-36.
4. Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения // Сибирское юридическое обозрение. – 2021. – № 4. – c. 460–470.
5. Щербак А.П. Реформа контрольно-надзорной деятельности как инструмент совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере труда на современном этапе // Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 4 (68). – c. 368-372.
6. Кучаков Р.К. Проверки в России: длящиеся проверки или непрерывный государственный надзор // Экономическая политика. – 2022. – № 3. – c. 98–123.
7. Савина А.Д., Антоненко Н.С. Анализ результатов внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности в сфере труда // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2024. – № 2. – c. 57–182.
8. Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180968/ (дата обращения: 17.02.2022).
9. Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875 "Об утверждении Положения о фед... | Система ГАРАНТ (дата обращения: 05.11.2024)
10. Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_391463/ (дата обращения: 05.11.2024).
11. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2 «Об изменении категории риска организации на более низкую категорию». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71565726 (дата обращения: 05.11.2024).
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 05.11.2024).
13. Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?ID=647907 (дата обращения: 05.11.2024).
14. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/312/rostrud_2019.pdf (дата обращения: 05.11.2024).
15. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2020 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/68a/rostrud2020_na-sayt-_1_.pdf (дата обращения: 05.11.2024).
16. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/b00/rostrud_2021.pdf (дата обращения: 05.11.2024).
17. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/f82/rostrud_2022.pdf (дата обращения: 05.11.2024).
18. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/c0a/otchet-rostrud-2023_web.pdf (дата обращения: 05.11.2024).

Страница обновлена: 12.12.2024 в 17:08:38