Цифровые инновации в контрольных органах власти

Жигун Л.А.1,2
1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015157

Аннотация:
Цифровая трансформация процессов, функций и деятельности контрольно-надзорных органов требуют научного обобщения ее результатов на теоретическом и методологическом уровнях. Актуальность представленного исследования цифровых инноваций контроля в системе органов власти заключается в повышении эффективности, прозрачности контрольных механизмов через применение информационно-коммуникационных технологий, содействие улучшению отслеживания соблюдения законодательных норм и правил, обеспечения оперативного реагирования на угрозы нарушений и повышению ответственности служб и должностных лиц, занимающихся контролем. На основе риск-ориентированного подхода предложена модель взаимосвязи трех индикаторов: риска (R), их категорий (K) и количества контролируемых объектов (N). Представлен цикл информатизации как взаимодействие встречных процессов: внутреннего и внешнего. Выполнен логический анализ различий между понятиями «цифровая информатизация» и «цифровизация». Сделаны предложения по применению результатов исследования.

Ключевые слова: инновации, цифровизация, информатизация, кон-трольно-надзорная деятельность, категоризация объектов контроля, риск-ориентированный подход

JEL-классификация: O31, O32, O33, H11



Введение

Актуальность статьи определяется тем, что явление цифровой трансформации органов власти застало органы контрольной (надзорной) деятельности (КНД) на марше проведения в ней коренной реформы по переходу к риск-ориентированной модели управления. Сложившаяся ситуация обострила внимание исследователей к изучению разных аспектов явления цифровизации. К их числу относится изучение влияние цифровизации на механизмы принятия решений в органах власти, например, Стенькиным Д. С., Чучадеевым Д. А. (2023) [1]; улучшение качества и эффективности КНД, упрощение административных процедур, обеспечение прозрачности и открытости деятельности контрольно-надзорных органов власти (КНО), в числе их исследователей Недзелюк Т. Г. и Франц О. Ю. (2023) [2]; количественному анализу цифровизации таких контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ), как контрольная закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка посвящено исследование Ольховиковой С. В., Куконова Э. С., Вахрушевой М. Ю. (2023) [3], на оценку влияния цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти направлено исследование Кабытов П. П. со Стародубовой О. Е. (2020) [4].

Вместе с тем в текущих исследованиях образовался определенный научный пробел в части теоретического объяснения модели механизма по взаимосвязи применения индикаторов риска и количеством категорированных объектов в реестре объектов контроля. Наряду с ними в результатах опубликованных исследований не нашел освещения вопрос о цикле информатизации внутренней среды КНО как взаимодействия встречных процессов: внутреннего и внешнего. К первому автор относит цифровые инноваций (прямые связи). Ко второй отнесены информационные сервисы КНД, мобильные приложения ТОР, ВИС как с прямой, так и с обратной связями в цикле информатизации КНД.

Цель статьи – восполнить научный пробел в теоретическом объяснении взаимосвязи индикаторов риска с количеством категорированных объектов в реестре объектов контроля. Научная новизна заключается в выявлении математико-статистические зависимости между вероятностью возникновения угроз (риска) объектам контроля, индикаторами риска и количеством категорированных объектов в реестре. Авторская гипотеза сводится к тому, что процесс информатизации является цикличным. Он обусловлен двумя встречными процессами:

1) во внутренней среде цифровыми инновациями технологий, оборудования, инструментов, компетенций инспекторов; 2) воздействия из внешней среды средствами ГИС через информационные сервисы КНД, мобильные приложения ТОР, ВИС. Методология исследования сфокусирована на применении методов абстрактного, логического, процессного и системного анализа, математико-статистическом и визуально-графическом моделировании, эпистомологическом построении восхождения от абстрактного к конкретному и обратно, обзоре научных, правовых и отчетных источников.

Обсуждение

Современная организация контрольно-надзорной деятельности (КНД) органами власти претерпела коренную трансформацию. В результате неё на смену сплошного контроля, не учитывавшего рисковых зон, когда любой объект контроля должен быть проверен 1 раз в 3 года [5], пришла инновация в форме риск-ориентированного подхода по индикаторам риска [6]. При этом на долю риск-ориентированного подхода уже в 2022 году приходилось 29,76% от общего числа проверок контрольно-надзорных органов (КНО) [7, с.68].

На федеральном уровне в 2022 году было проведено 436 (77,9 %) проверок по индикаторам риска из 10 видов контроля, на региональном — 88 (15,7 %) и на муниципальном уровне — 36 (6,4 %)». Из них 74,2% приходится всего на три вида: 51,4% на «Пожарный надзор», 19,3% на «Земельный надзор» и 7,1% на «Региональный жилищный надзор» [7, с.24-25].

Применение индикаторов риска дает возможность КНО определять количество проверок в зависимости от присвоенных им в реестре категории. Так, на рисунке 1 приведены найденные автором математико-статистические зависимости между вероятностью возникновения угроз (риска) объектам контроля, индикаторами риска и количеством категорированных объектов в реестре.

Рисунок 1. Зависимость между вероятностью риска объектам контроля, индикаторами риска и количеством категорированных объектов в реестре

Источник: Составлено автором по [7, с.57; 8].

Приведенный на рисунке 1 механизм взаимосвязи индикаторов риска (R), их категорий (K) и количества контролируемых объектов (N) представляет инструмент как анализа, так и проекта, любого из трех индикаторов по двум заданным. Согласно третьей теореме подобия [9, с.120], количество объектов легко масштабируется под конкретные условия деятельности КНО: N ×10^n ед., где n – размерность масштаба, раз. Полученная модель взаимосвязи трех индикаторов, позволяет КНО оценивать вероятность риска R причинения охраняемым законом ценностям вреда, проектировать количество проверок контролируемых объектов N на плановый период в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 17.08.2016 N 806 [8].

При построении модели зависимости между вероятностью риска объектам контроля, индикаторами риска и количеством категорированных объектов в реестре теоретически определено, что организации, отнесенные к 6-й категории риска, подлежат проверке 1 раз в 18 лет. Для объяснение этого феномена необходимы лонгитюдные наблюдения.

В анализе риск-ориентированного подхода исходим из того, что понятие «подход» означает принятие какого-либо признака объекта (в рассматриваемом случае «риск» причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) в качестве указания границы истинности применяемого логического строя, практических действий контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) и оценочных суждений, например, инспекторов КНО.

Изжившая себя прежняя концепция фокуса на последующем контроле (упреждающе-карательном: «Вы нарушаете, мы наказываем»), оказалась вытесненной инновацией из 7-ми видов профилактических мероприятий и предотвращениями нарушений, профилактическими визитами и предостережениями (1432,7 тыс. в 2022 году). В 2022 году «Профилактические визиты превысили число проверок в 1,6 раза: контролирующие органы провели 560,2 тысяч профилактических визитов, что почти в 14 раз превышает показатели 2021 года. Запущен механизм оценки профилактических визитов через Единый портал государственных услуг» [7, с.7, 32, 36].

Произошел отказ от традиционного принципа запрета на общение с объектами контроля в пользу инновационного встраивания контроля в цифровые информационные системы, отступление от изжившей оценки эффективности контрольной деятельности по количеству выявленных нарушений в пользу инновационного консультирования и поддержки объектов контроля в рамках профилактических визитов (1993 тыс. в 2022 году) и механизма досудебного обжалования (9071 ед. 84,4% к 2021 году) [7, с.41], смена устоявшегося приоритета выездных проверок с проведением ревизий на месте в пользу инновационной оценки эффективности контроля по количеству предотвращенных угроз нарушения обязательных требований, инновация реестр-видового подхода: если вида контроля нет в реестре, контроль не проводится.

Раскрытие содержания, т.е. динамики темы обусловлено понятиями «цифровизация» и «информатизация». Отличие между ними состоит в том, что «цифровизация» охватывает все аспекты деятельности контрольно-надзорных органов (КНО), включая процессы, процедуры, системы хранения и передачи информации, а также взаимодействие с гражданами и бизнесом. Информатизация, в свою очередь, касается только использования информационных технологий для улучшения работы и повышения эффективности процессов.

Информатизация фокусируется на технико-технологических вопросах производственного процесса, ресурсосбережении и продуктивности производственной системы осуществления КНД. Между тем, технико-технологический компонент производственного процесса КНД, как и объекты контроля неотделимы от трудового процесса со служебной деятельностью (СД), уровня квалификации и компетенций госслужащих со специалистами КНО. Именно трудовой процесс с СД обеспечивают функционирование технико-технологического компонента КНО и поддержание процессов воздействия на объекты контроля. В результате цифровых инноваций технико-технологического компонента возникает потребность в повышении квалификации либо переобучении персонала, осуществляющего поддержание цифровых производственных процессов.

На актуальность решения проблемы дефицита компетенций у инспекторов КНО указывают данные «оценочного модуля ГИС ТОР КНД по их комплексному тестированию на знание основных норм законодательства в сфере государственного и муниципального контроля. В частности, по этому модулю в 2022 году только 85% из 607 инспекторов 82 субъектов РФ успешно прошли тестирование. Уровень правильных ответов у тестируемых в среднем составил лишь 71%. При этом средний уровень знания по «Проведению контрольных мероприятий» составил - 68 %, а по вопросам «Цифровизации» - 66 % [7, с.67]. В целом как минимум у 2,4 тыс. инспекторов органов власти России уровень компетенций в 2022 году был ниже порогового.

Произошедшие преобразования в затронутых цифровой информатизацией компонентах производственных процессов КНО влекут за собой необходимость проведения организационно-управленческих изменений – цифровой информатизации (рисунке 2).

Согласно рисунку 2, цикл информатизации предстает как взаимодействие встречных процессов: внутреннего и внешнего. Внутренний процесс происходит посредством цифровых инноваций во внутренней среде КНО: в объекты, технические средства и поддержание технологического процесса благодаря действиям инспекторов КНО в соответствии с полученными ими адекватными цифровыми компетенциями. В свою очередь элементы внутренней среды взаимодействуют с внешним информационным контуром информационных сервисов КНД, мобильных приложений ТОР, ВИС и контролируемыми лицами только в электронном виде. Нарастание масштаба и интенсивности взаимодействия встречных процессов приводит к структурным и организационно-управленческим изменениям в КНО, завершающих цикл информатизации. После этого наступает новый цикл информатизации, переводящий деятельность КНО на более высокий уровень информатизации.

Рисунок 2. Механизм информатизации КНО

Источник: составлено автором

Под влиянием цифровой информатизации органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность (КНД) расширяют свои полномочия, создавая и обеспечивая, например, процессное функционирование «различных государственных информационных ресурсов, в том числе государственных информационных систем, реестров» [4, с. 116], включая цифровые сервисы ЕРП, ЕРКНМ, ЕРВК (ervk.gov.ru), ВИС КНО, ГИС ТОР КНД, ИС ПСД интегрированные с ГИС ТОР КНД [10]. Например, в 2022 году более 16 тыс. инспекторов КНО работали в ГИС ТОР КНД, в нем велись 17 реестров разрешений, ими пользовались более 5 тыс. (примерно 21%) органов власти [7, с.58]. С учетом сказанного, сущность понятия «цифровизация» на прагматическом уровне может быть интерпретирована как «процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов» [11, с. 53-54].

Приведенные аспекты цифровой информатизации контрольно-надзорной деятельности с прагматической позиции призваны автоматизировать рабочие процессы, повысив скорость оценки реальности угроз объектам контроля, подготовки и принятия решений КНО, а также сократить количество ошибок госслужащими под влиянием человеческого фактора. При этом цифровизация проводится «секторально», т.е. по отдельным функциональным направлениям: сущностным характеристикам объекта контроля, воздействие на которые приводит к достижению целевых результатов КНО.

По своей сути, явление цифровизации представляет собой вид инноваций в форме цифровых технологий (рисунок 2). Определяющими среди них признаны: искусственный интеллект; большие данные; интернет вещей. Как установлено нами ранее, в качестве причины потребности в цифровых инновациях служит возникновение дефицита (особенно исчерпание) традиционно потребляемого ресурса либо его моральная устарелость [9, с.51].

Применительно к КНО, потребность в цифровизации вызвана дефицитом традиционных ресурсов и функций, перечисленных в Распоряжении Правительства «О стратегических направлениях в области цифровой трансформации государственного управления» [12, разд.III]: а) «недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений; б) несвязанность контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь; в) избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках КНД.

К источникам этого дефицита также относятся «инерционность и низкая цифровая грамотность» инспекторов [11, с. 60].

Заключение

Таким образом, выполненный анализ промежуточных результатов информатизации контроля в органах власти показывает, что риск-ориентированный подход стремительно вытесняет традиционный сплошной контроль.

Потребность в инновации цифровых технологий в процессах КНД обусловлена возмещением дефицита таких традиционных ресурсов как время реагирования на угрозы и риски объектам контроля, недостаток компетенций инспекторов. Вместе с тем причины цифровой инновации КНО заключаются не только в дефиците времени на выполнение КНД и проведение КНМ, но и в недостатке их открытости.

Разработанная модель взаимосвязи трех индикаторов риск-ориентированного подхода, позволяет КНО оценивать вероятность риска R причинения охраняемым законом ценностям вреда, проектировать количество проверок контролируемых объектов N на плановый период, легко корректируется под масштаб деятельности в конкретных зонах ответственности органов контроля.

Принятая категоризация рисков вероятности риска объектам контроля является чрезмерно обобщенной, что приведет к возникновению рисков второго рода. Считаем необходимым проведение исследований по обоснованию ее более глубокой дифференциации категорий риска по направлениям: 1) технологических рисков (в производстве, транспортировке и хранении); 2) рисков эксплуатации промышленных и социальных объектов, промышленного оборудования, недр, общественно организованного потребления благ; 3) рисков по тяжести труда, уровню квалификации работников; 4) экономических и финансовых рисков.

Для исследования обоснованного интервала проведения проверок объектов, отнесенных к 6-й категории риска, необходима организация лонгитюдных наблюдений.


Источники:

1. Стенькин Д. С., Чучадеев Д. А. Внедрение цифровых технологий в деятельность органов исполнительной власти (на примере контрольных и надзорных органов) // Российское право: образование, практика, наука. – 2023. – № 4. – c. 64-75. – doi: 10.34076/2410_2709_2023_4_64.
2. Недзелюк Т. Г., Франц О. Ю. Цифровизация контрольной (надзорной) деятельности органов государственной власти. / Цифровые технологии и право : сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции В 6 т., Казань, 22 сентября 2023 года. - Казань: Издательство Познание, 2023. – 246-249 c.
3. Ольховикова С.В., Куконов Э.С.У., Вахрушева М.Ю. Цифровизация контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. / Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : Материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Екатеринбург, 17–18 апреля 2023 года. Том 1. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. – 203-207 c.
4. Кабытов П. П., Стародубова О. Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 2020. – № 11. – c. 113-126. – doi: 10.12737/jrl.2020.136.
5. Жигун Л. А. Применение количественных методов для обоснования выборочного таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. – 2011. – № 1. – c. 22-30.
6. Концепция совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года. УТВ. распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 г. № 3745-р
7. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год. / Минэкономразвития России. - М.: Фонд «Центр стратегических разработок» и АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», 2023. – 150 c.
8. О применении риск-ориентированного подхода при организации от-дельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 28.09.2022)
9. Жигун Л. А. Теория организации и организационная деятельность. / Монография тезауруса / Л. А. Жигун. – 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Издательский Дом Инфра-М, 2017. – 240 c.
10. Об утверждении Единых функционально-технических требований по автоматизации видов регионального государственного контроля (надзора) в целях внедрения риск-ориентированного подхода. Приказ Мин цифры России от 26.01.2021 N 29 (ред. от 17.02.2023)
11. Стенькин Д. С. Реформа контрольной (надзорной) деятельности в Российской Федерации: опыт цифровизации // Legal Bulletin. – 2024. – № 1. – c. 52-66.
12. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления. Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 2998-р

Страница обновлена: 11.06.2025 в 17:32:51

 

 

Digital innovation in regulatory authorities

Zhigun L.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 6 (June 2024)

Citation:

Abstract:
Digital transformation of processes, functions and activities of control and supervisory authorities requires scientific generalization of its results at the theoretical and methodological level. The relevance of the presented study of digital innovation of control in the system of the authority is to increase the effectiveness and transparency of control mechanisms through the application of information and communication technology, to promote better monitoring of compliance with legal norms and rules, to ensure prompt response to threats of violations, and to increase the responsibility of services and officials involved in control. Based on the risk-oriented approach, a model of the relationship of three indicators (risk, its categories and the number of controlled objects) is proposed. As the interaction of two different processes (internal and external ones), the informatization cycle is presented. A logical analysis of the differences between the concepts of digital informatization and digitalization is made. Suggestions for the application of the research results are made.

Keywords: innovation, digitalization, informatization, control and supervisory activity, control object categorization, risk-oriented approach

JEL-classification: O31, O32, O33, H11