Комплексное тестирование иностранных граждан в современной миграционной политике России

Трунян Г.Р.1, Трунян Э.Р.1
1 АНО ДО «Мир без границ», Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Миграция и социально-экономическое развитие *
Том 1, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29846987

Аннотация:
В статье анализируется сложившаяся на протяжении последних десяти лет система тестирования иностранных граждан, а также поднимаются актуальные проблемы в сфере миграционного права. Большое внимание уделяется вопросу проверки знаний именно трудовых мигрантов и их способности адаптироваться в российское сообщество. Раскрывается механизм проверки знаний мигранта с помощью комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российское Федерации, а также система тестирований, форме и порядке выдачи сертификатов государственного образца. В работе подчеркивается значение комплексного экзамена и его роль в регулировании миграционных процессов России.

Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика, тестирование

JEL-классификация: J61, R23, F22

Тезисы (Highlights):

  • ► основу миграционных потоков Российской Федерации составляют граждане из бывших советских республик
  • ► спад миграционных потоков в регионах обосновывали неэффективной работой локальных тестовых центров, что не соответствует действительности, так как причиной данного спада является экономический кризис
  • ► тестовые задания были разработаны некорректно, СМИ непрерывно указывали на завышенные требования к знаниям мигранта и на сложность тестов, которые, по их мнению, не в состоянии сдать даже гражданин Российской Федерации
  • ► до 2015 года концепция миграционной политики Российской Федерации строилась на контрольно-надзорных функциях Федеральной миграционной службы и ее территориальных подразделениях, а в связи с внесением одной единственной статьи 15.1, миграционно-правовое регулирование начало опираться еще и на негосударственные институты
  • ► необходимо создать такую систему взаимоотношений между мигрантами и государством, при которой негосударственные организации играли бы посредническую роль между ними, обеспечивали при этом мигрантам правовую защиту, трудоустройство и цивилизованные формы отношений с работодателями
  • ► руководство стран бывших советских республик на данный момент всерьез обеспокоено тем, что часть населения не могут трудоустроиться на территории России, а это в свою очередь, приведет к экономическому кризису этих стран и усложненной социальной ситуации в связи с увеличением безработицы

Источники:

1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 24.04.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 29 июля. – № 30. – Ст. 3032.
2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 03 июня. – № 22. – Ст. 2031.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2014 № 1154 «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2014 № 34002) // Российская газета. – 2014. – 15 октября. – № 235.
4. Агаева Д.Р., Самик М.В., Ускова Е.Д. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Экономические отношения. – 2014. – № 2. – С. 32-35.
5. Воробьева О.Д., Топилин А.В. Современная миграционная политика России: иллюзии и реальность // Социологические исследования. – 2016. – № 7. – С. 134-140.
6. Гребенюк А.А. Трудовая иммиграция в Россию в контексте национальной безопасности // Национальная безопасность / Nota bene. – 2016. – № 2. –
С. 259–265.
7. Дмитриев А.В. Миграция и противостояние цивилизации // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. – 2009. – № 3. – С. 97-110.
8. Дудко С.А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – С. 39-46.
9. Козьменко В.М. Комплексный экзамен для иностранных граждан по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ как важный фактор их социокультурной адаптации // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2014. – № 3. – С. 138-145.
10. Крепской Э.П. Модель миграционной политики как основа управления миграционными процессами // Вестник челябинского государственного университета. – 2012. – № 33. – С. 33-38.
11. Кытина В.В. Русский и иностранные языки и методика их преподавания // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – № 1. – С. 21-27.
12. Мехралиев Х.И. Образование и кадровая политика в Азербайджанской Республике в условиях экономики знаний // Экономика труда. – 2014. – Том 1. – № 1. –
С. 69-80. – doi: 10.18334/et.1.1.15
13. Мокосеева М.А. Проблемы конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2015. – 79 c.
14. Рязанцев С.В. О языковой интеграции мигрантов как новом ориентире миграционной политики России // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С. 25-29.
15. Савзиханова С.Э. Формирование спроса на рынке образовательных услуг с учетом демографической ситуации, миграционной политики и несбалансированности рынка труда // Креативная экономика. – 2011. – № 10. – С. 61-67.
16. Сарксян В.Б. Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи // Российское предпринимательство. – 2012. – № 17. – С. 44-50.
17. [Электронный ресурс] // Fms.gov.ru. – Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/130975/

Страница обновлена: 08.09.2025 в 19:45:08

 

 

Comprehensive testing of foreign citizens in the contemporary migration policy of Russia

Trunyan G.R., Trunyan E.R.

Journal paper

*
Volume 1, Number 2 (April-June 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article analyzes the system of testing foreign citizens that has developed over the past ten years, and also raises urgent problems in the field of migration law. Much attention is paid to the issue of testing the knowledge of migrant workers and their ability to adapt to the Russian community. The mechanism for testing the knowledge of a migrant with the help of a comprehensive exam on the Russian language, the history of Russia and the basics of the legislation of the Russian Federation, as well as the testing system, the form and procedure for issuing state-recognized certificates is disclosed. The importance of the complex examination and its role in regulating the migration processes in Russia is underlined in the work.

Keywords: migration policy, labor migration, testing

JEL-classification: J61, R23, F22

Highlights:

  • ► основу миграционных потоков Российской Федерации составляют граждане из бывших советских республик
  • ► спад миграционных потоков в регионах обосновывали неэффективной работой локальных тестовых центров, что не соответствует действительности, так как причиной данного спада является экономический кризис
  • ► тестовые задания были разработаны некорректно, СМИ непрерывно указывали на завышенные требования к знаниям мигранта и на сложность тестов, которые, по их мнению, не в состоянии сдать даже гражданин Российской Федерации
  • ► до 2015 года концепция миграционной политики Российской Федерации строилась на контрольно-надзорных функциях Федеральной миграционной службы и ее территориальных подразделениях, а в связи с внесением одной единственной статьи 15.1, миграционно-правовое регулирование начало опираться еще и на негосударственные институты
  • ► необходимо создать такую систему взаимоотношений между мигрантами и государством, при которой негосударственные организации играли бы посредническую роль между ними, обеспечивали при этом мигрантам правовую защиту, трудоустройство и цивилизованные формы отношений с работодателями
  • ► руководство стран бывших советских республик на данный момент всерьез обеспокоено тем, что часть населения не могут трудоустроиться на территории России, а это в свою очередь, приведет к экономическому кризису этих стран и усложненной социальной ситуации в связи с увеличением безработицы