Современное состояние и тенденции развития взаимной торговли России и стран – партнеров в Северной Африке

Кудрова Н.А.1, Кузминых Ю.В.1
1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628445

Аннотация:
Актуальность исследования определяется тем, что на фоне жестких ограничений, наложенных странами Западной Европы, которые длительное время были основными партнерами России по многим направлениям, у страны обострилась потребность в поиске новых рынков сбыта и надежных партнеров среди стран Азии, Африки и Латинской Америки. Одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития российского внешнеторгового сотрудничества может стать Африка, в частности страны-партнеры в Северной Африке. Среди стран, относящихся к данному региону, уже есть перспективные партнеры, такие как Египет или Алжир. Однако в предыдущие годы и в научной, и в бизнес среде данный регион недооценивали. В статье рассмотрена перспективы и проблемы таможенного сотрудничества со странами–партнерами Северной Африки, методология формирования статистических данных для анализа внешней торговли Российской Федерации. Определены основные тенденции развития экономического сотрудничества России и основных стран-партнеров в Северной Африке, выявлены проблемы и представлены перспективы данного сотрудничества.

Ключевые слова: взаимная торговля, методология формирования статистических данных, таможенное сотрудничество, страны-партнеры, экономическое сотрудничество, внешняя торговля

JEL-классификация: F13, F14, F15



Введение.

В начале третьего десятилетия мировая экономика перешла в активную фазу трансформации. Этому предшествовало множество событий, среди которых развитие новых индустриальных стран, усиление политической значимости России, множественные глобальные и локальные кризисы и т.п. В 2022 г. произошел мощный импульс, который запустил процесс окончательного разделения однополярного мира. Экономические санкции, введенные в отношении России в 2022 г., навсегда изменили положение сил в мировой экономике. Сложившиеся в 2022 г. геополитические и геоэкономические вызовы обосновывают актуальность представленной работы.

Проблемные вопросы рассмотрения тенденций развития российского внешнеторгового сотрудничества со странами Северной Африки, ранее исследовались в работах российских и зарубежных ученых, а также в докладах и отчетах международных и отечественных организаций. Основные материалы ученых, которые использовались в исследовании являются работы С.Н. Волкова [8], К.А. Ткаченко [8], Р.А.Х. Ассем [9], Е.В. Дробот {10–19] и др. Источниками данных стали доклады Всемирного банка, Росконгресса, а также статистические базы по внешней торговле Центра международной торговли и Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ).

Целью данной работы является исследование современного состояния и определение тенденций развития взаимной торговли России и основных стран-партнеров в Северной Африке, а также разработка рекомендаций по развитию внешней торговли России с основными странами-партнерами в Северной Африке.

Задачи исследования:

1. Выявить перспективы и проблемы таможенного сотрудничества со странами–партнерами Северной Африки, рассмотреть методологию формирования статистических данных для анализа внешней торговли Российской Федерации.

2. Рассмотреть основные тенденции развития экономического сотрудничества России и основных стран-партнеров в Северной Африке.

3. Выявить проблемы и рассмотреть перспективы сотрудничества России с основными странами-партнерами в Северной Африке.

Для достижения цели исследования и выполнения указанных задач применялись статистические методы обработки информации, а также общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, систематизации и обобщения. Исследование базируется на анализе результатов научных исследований отечественных и зарубежных специалистов в области взаимной торговли, а также на обработке и анализе статистических данных взаимной торговли России и стран Северной Африки.

Научная новизна исследования заключается в обосновании комплекса теоретических и практических положений по определению сущности методологии формирования статистических данных для анализа внешней торговли Российской Федерации в контексте новейших современных требований и проведении комплексного анализа взаимной торговли России со странами Северной Африки, выявлении проблем в области торгового взаимодействия России со странами Северной Африки и оценки влияния взаимной торговли на развитие российской экономики;

практическая значимость для науки: проведенное исследование является примером для проведения анализа и оценки торгового сотрудничества стран мира; методы, примененные в исследовании, могут быть воспроизведены в других исследованиях с учетом предложенной логики повествования.

практическая значимость для таможенной деятельности: по итогам анализа таможенного сотрудничества России со странами Северной Африки было выявлено, что данное сотрудничество практически отсутствует, с большинством стран не налажены контакты в таможенной сфере. Рекомендуется обратить внимание на перспективы торгового сотрудничества России со странами Северной Африки и усилить таможенное сотрудничество для стимулирования взаимной торговли, а также выработать единые подходы к формированию статистических данных для анализа внешней торговли.

Перспективы и проблемы таможенного сотрудничества со странами–партнерами Северной Африки, рассмотреть методологии формирования статистических данных для анализа внешней торговли Российской Федерации.

Статистика внешней торговли услугами по способам поставки формируется в соответствии:

– с Системой Национальных Счетов;

– Руководством по платежному балансу и международной инвестиционной позиции;

– Генеральным соглашением по торговле услугами ВТО.

В целях обеспечения достоверности данных статистики взаимной торговли товарами уполномоченными органами проводятся двусторонние встречи экспертов по сопоставлению данных статистики взаимной торговли товарами для выявления причин возможных расхождений и их минимизации. Целью методология анализа внешней торговли стран, является применение общих методологических принципов по вопросам сбора, обработки и формирования системы статистических показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность. Основной задачей является обеспечение полноты, достоверности и объективности данных по статистике внешней торговли товарами. [1]

Методологической основой формирования статистики для анализа внешней торговли Российской Федерации товарами является методология платежного баланса (6-ое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6)) [3], а также методология ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» (используемая только в части, которая соответствует методологии платежного баланса) [4]. Для обработки и формирования системы статистических показателей необходимо рассмотреть источники информации, используемые для анализа внешней торговли. Основным источником информации для ведения статистики взаимной торговли товарами являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле товарами в соответствии с законодательством государств-членов (статистические документы). Уполномоченные органы в целях формирования статистики взаимной торговли товарами могут использовать иные источники информации. При этом Законодательством государств-членов могут быть установлены статистические пороги учета товаров. Участники внешнеэкономической деятельности могут не отражать сведения о товаре в представляемых в уполномоченные органы статистических документах в случае, если значения стоимости (количества либо другой характеристики) ввезенного (вывезенного) товара ниже таких порогов. Учет товаров в статистике взаимной торговли товарами осуществляется преимущественно на основании общей системы торговли, предполагающей учет всех перемещаемых между государствами-членами товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государств-членов в результате их ввоза на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена либо уменьшают запасы материальных ресурсов государств-членов в результате их вывоза с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. [1]

Методологию определяет система классификации товаров во внешнеторговой деятельности, в которой учитывается характер и требования таможенной статистики, исходными данными для формирования является статистика международной торговли товарами. Детализация товаров в международной торговле товарами содержится в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Гармонизированная система) или в построенных на её основе классификациях. Основополагающим механизмом взаимодействия служит «Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров». [6 Классификация товаров на базе использования этих номенклатур основывается на характере товара. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в системе таможенно-тарифного регулирования осуществляет многие важные задачи для развития таможенного тарифа и обеспечения целей данной системы в целом: обеспечение рационализации товарной структуры ввоза товаров, ведение таможенных статистических данных, позволяет систематизировать все разнообразие производимых товаров и определить ставки начисляемых пошлин. [2]

Таможенное сотрудничество между Россией и странами Северной Африки. Обусловлено это было нацеленностью Российской Федерации на торговое взаимодействие с Европой и странами СНГ, включая создание договорно-правовой базы. Углубление сотрудничества произошло в 2015 г., что стало одной из реакций российской стороны на западные санкции, была достигнута договоренность о согласовании межправительственного соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере. Благодаря этому соглашению появляется возможность создать базу для реализации проектов, направленных как на упрощение таможенных процедур, так и на повышение эффективности контроля перемещения товаров между странами. [25] Для организации таких проектов российская сторона предложила рассмотреть возможность взаимодействия в области обмена предварительной информацией о товарах, перемещаемых между Россией и Марокко (проект «Зеленый коридор»). [27] Также подписаны: Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Администрацией таможен и налогов (Королевство Марокко) об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Королевством Марокко, Меморандум между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Управлением валютного контроля (Королевство Марокко) об обмене статистическими данными по взаимной торговле, а также определены первые участники внешнеэкономической деятельности, которые соответствовали условиям проекта (один марокканский и пять российских) и проведена работа по поводу сотрудничества в рамках единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕАЭС). [13] [25] [26]

Согласно данным официального сайта Федеральной таможенной службы, среди стран Африки наиболее тесное сотрудничество налажено именно с Марокко. С 2019 г. стороны приступили к практическому запуску проекта «Зеленый коридор». [27] В высокой степени готовности находятся межведомственные протоколы о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости и взаимного административного содействия в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС. Данные совместные инициативы реализуются и с другими странами Северной Африки, одной из таких стран является Тунис. Активное развитие таможенного сотрудничество с Тунисом началось в 2015 г, в рамках данного сотрудничества были обсуждены вопросы упрощения таможенных процедур в отношении тунисских товаров, достигнута договоренность включить Тунис в проект «Зеленый коридор» [27], а также подготовить межправительственное соглашение, направленное на углубление сотрудничества в таможенной сфере в рамках которого стало подписание Протокола между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Генеральным управлением таможни Тунисской Республики об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Российской Федерацией и Тунисской Республикой. [29] Значимость обмена информацией обусловлена необходимостью достижения следующих целей:

1. Ускорение совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенными органами обоих государств.

2. Сокращение количества документов, необходимых для совершения таможенных операций и таможенных процедур.

3. Минимизация применения форм и методов таможенного контроля товаров на основе анализа информации о товарах с применением системы управления рисками.

В проекте «Зеленый коридор» другие североафриканские страны не участвуют. [27] Однако, например, с Египтом активизация таможенного сотрудничества началась еще в конце 2014 г., обсужден вопрос согласования проектов межправительственного соглашения в таможенной сфере, разъяснены принципы формирования ставки таможенной пошлины, применяемой в отношении египетских товаров, оформляемых в рамках Единой системы тарифных преференций Таможенного союза. Россия и Египет парафировали проекты ряда документов, касающихся таможенного сотрудничества, среди которых [29] [30]:

1. Соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах и борьбе с таможенными правонарушениями.

2. Протокол об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Египтом.

3. Протокол об обмене данными о таможенной стоимости товаров.

4. Протокол об обмене информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

Кроме того, страны достигли договоренности по подготовке кадров в области информационных технологий и кинологии.

В октябре 2021 г. в рамках Международного таможенного форума. В ходе переговоров стороны обсудили вопросы взаимного признания статуса уполномоченных экономических операторов, обмена статистическими данными взаимной торговли, а также развития сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности и в области электронной торговли. По итогам встречи была достигнута договоренность о подписании Плана совместной правоохранительной деятельности на период 2022–2024 гг. [30] [31]

Согласно официальным данным Федеральной таможенной службы, таможенное сотрудничество с Ливией, Алжиром и Суданом на 2022 г. не осуществляется, с этими странами не заключено узконаправленных торговых отношений, отсутствует также целенаправленное таможенное взаимодействие с обозначенными североафриканскими странами и у ЕАЭС. [18]

Таким образом, таможенное сотрудничество между Россией и странами Северной Африки находится на начальном этапе развития. Несмотря на наличие ряда подписанных документов с Египтом, Марокко и Тунисом, таможенное сотрудничество представляется недостаточным для увеличения взаимной торговли. Подтверждают эти намерения и множественные встречи между странами.

Вместе с тем, Россия заинтересована в увеличении взаимной торговли со странами Северной Африки, для чего требуется усиление взаимодействия в таможенной сфере.

Основные направления и тенденции развития экономического сотрудничества и международной торговли России и основных стран-партнеров в Северной Африке.

Россия рассматривает сотрудничество со странами Африки среди основных приоритетов внешней политики. В современных условиях высокую заинтересованность в сотрудничестве со странами Африканского континента выражают западноевропейские страны, США и КНР, Индия, Турция, государства Персидского залива, Япония, Республика Корея, Израиль и Бразилия.

Особую заинтересованность во внешнеэкономическом сотрудничестве страны Африканского континента выражают в сотрудничестве с Российской Федерацией.

Взаимная торговля является одной из ключевых форм международных экономических отношений России со странами Северной Африки. Рассмотрение вопросов внешнеторговой деятельности со странами Африки актуально на современном этапе в связи с тем, что на страны Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР приходится более 70 % всего торгового оборота с африканскими странами, учитывая Судан и Нигерию, то внешнеторговый оборот составляет около 85 %.

Начало геополитической борьбы России и Запада предопределило динамику взаимной торговли в последующий период, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Так, под влиянием санкций в 2014 г. сократился объем взаимной торговли со странами-партнерами Северной Африки на 4,48 %. Однако с 2015 г., когда Россия начала налаживать сотрудничество со странами этого региона, объем взаимной торговли стал стремительно увеличиваться. Это подтверждают данные товарооборота рис. 1.

Рисунок 1. - Товарооборот России со странами Северной Африки, 2001–2021 гг., млн долл.

Figure 1. - Trade turnover of Russia with the countries of North Africa, 2001-2021, million dollars.

Источник: составлено автором [18].

За 2015–2018 гг. товарооборот вырос в два раза. Несмотря на то, что товарооборот со странами Северной Африки за 2001–2021 гг. увеличился, данный регион занимает лишь малую долю во внешней торговле России.

Товарная структура внешней торговли России со странами Северной Африки претерпела некоторые изменения за 2001–2021 гг. существенно изменилась, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Структура товарного экспорта России в страны Северной Африки, 2001 и 2021 гг.

Table 1

Structure of Russia's commodity exports to North Africa, 2001 and 2021

НАЗВАНИЕ
2001
НАЗВАНИЕ
2021
Черные металлы
26,32%
Злаки
24,23%
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные
14,86%
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные
9,55%
Древесина и изделия из нее; древесный уголь
10,56%
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура
7,23%
Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона
4,91%
Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления
6,12%
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
4,72%
Медь и изделия из нее
4,47%
Злаки
4,61%
Древесина и изделия из нее; древесный уголь
4,21%
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура
3,65%
Черные металлы
3,64%
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава
3,07%
Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов
2,90%
Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент
2,16%
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные
2,39%
Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления
1,62%
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава
2,30%
Другие
23,52%
Другие
32,96%
Источник: составлено автором [17] [21]

За 2001–2021 гг. происходили множественные изменения, в начале рассматриваемого периода половина российского экспорта в страны Северной Африки приходилась на черные металлы, минеральное топливо и древесину. Однако, уже в 2002 г. одной из ключевых товарных групп на экспорт стали злаки. Их удельный вес за рассматриваемый период колебался от 4,61 % в 2001 г. до 39,79 % в 2007 г. В среднем же 20,02 % экспорта России в Северную Африку в XXI в. – это злаки.

Таблица 2

Структура товарного импорта в Россию из стран Северной Африки, 2001 и 2021 гг.

Table 2

Structure of commodity imports to Russia from North African countries, 2001 and 2021

НАЗВАНИЕ
2001
НАЗВАНИЕ
2021
Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь
50,78%
Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь
40,42%
Разные пищевые продукты
9,07%
Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды
14,16%
Руды, шлак и зола
8,27%
Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания
13,72%
Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды
5,62%
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура
5,94%
Злаки
4,21%
Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания
4,32%
Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения
3,83%
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
4,09%
Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных
2,97%
Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали
3,03%
Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из бумажной пряжи
2,66%
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
1,72%
Мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы
0,71%
Пластмассы и изделия из них
1,47%
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
0,49%
Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент
0,92%
Другие
11,38%
Другие
10,21%
Источник: составлено автором [17] [21]

Что касается импорта в Россию, из Северной Африки то за 2001–2021 гг. существенных изменений в товарной структуре не произошло, что отражают данные, представленные в табл. 2. Основу импорта составляют фрукты и орехи, средний удельный вес которых в 2001–2021 гг. составил 48,8 %. Остальные значимые товарные группы тоже являются продукцией сельскохозяйственного сектора. Из существенных изменений за рассматриваемый период можно выделить наращивание импорта текстильной продукции, удельный вес которых резко вырос после мирового финансового кризиса в 2009 г. В остальном же даже удельный вес товарных групп, не входящих в топ-10, находится примерно на том же уровне.

Однако необходимо отметить, что не только взаимная торговля является приоритетными направлениями сотрудничества стран Африканского континента с Российской Федерацией. [18] В современных условиях не менее важными направлениями являются:

– развитие цифровых технологий, сфера - IT и безопасности информационных технологий;

– развитие в странах Африки российских информационных технологий аналогов госуслуг, программы по сбору налогов, облачных технологий и др.;

– сотрудничество в реализации проектов в сфере сельского хозяйства;

– расширение поставок удобрений в страны Африканского континента;

– расширение неэнергетического сотрудничества, в т.ч. в атомной сфере;

– расширение сотрудничества в области реализации исследовательских проектов;

– расширение сотрудничества в области реализации медицинских и образовательных проектов;

– расширение сотрудничества в области реализации радиационных проектов.

Проблемы и рассмотреть перспективы торгового сотрудничества России с основными странами-партнерами в Северной Африке.

Торговые отношения России и стран Северной Африки имеют три слабых зоны: логистика, финансы и цифровизация. Для решения финансовых вопросов предложено прийти к соглашению по использованию единой платежной системы, например, «МИР» или UnionPay. [12] Однако, для решения проблемы недостаточного доступа североафриканского населения и бизнеса к сети Интернет, что также ограничивает возможности торгового взаимодействия. В этой части сотрудничества предложено передать опыт реализации программы по устранению цифрового неравенства в России. Проблема логистики не может быть решена в краткосрочной перспективе. [20] Однако, ориентируясь на долгосрочное сотрудничество, России и стран Северной Африки необходимо совместно реализовывать транспортно-логистические проекты, включая модернизацию и увеличение пропускной способности морских портов, а также организацию строительства железной дороги через страны Ближнего Востока.

В работе представлен краткосрочный прогноз товарооборота до конца 2023г. Для построения краткосрочного прогноза был использован показатель среднегодового темпа прироста (compound annual growth rate (CAGR)), рассчитанный на основе ретроспективных данных за 2001–2021 гг. Результаты расчетов на 2022–2023 гг. представлены на рис. 2.

Рисунок 2. - Прогнозирование товарооборота России и стран Северной Африки на основе показателя CAGR на 2022–2023 гг.

Figure 2. - Forecasting the trade turnover of Russia and North African countries based on the CAGR indicator for 2022-2023.

Источник: составлено автором [7] [23]

С учетом абсолютной непредсказуемости развития мировой экономики представляется практически невозможным объективно экстраполировать имеющиеся данные по взаимной торговли России и стран Северной Африки, особенно на долгосрочную перспективу. Темпы прироста товарооборота России и стран Северной Африки превышают показатель прироста всего российского товарооборота со странами мира, CAGR по которому на основе данных за 2001–2021 гг. составляет 8,5 %, при этом средняя величина CAGR по странам Северной Африки составляет 12,23 %. [23]

Экстраполяция данных по взаимной торговле с учетом текущих геополитических рисков не может считаться однозначно достоверной. Поскольку, торговые отношения России и стран Северной Африки переживали разные этапы. Например, мировой финансовый кризис затронул обе стороны. Арабская весна, начавшаяся в 2011 г., коснулась только стран Северной Африки, что впоследствии сказалось на их потребности в импорте из России. В 2014 г. произошла обратная ситуация, когда уже Россия была ограничена в своих внешнеторговых действиях из-за введенных санкций, поэтому вынуждена была сокращать поставки в страны Северной Африки. Наконец, мощный удар по взаимной торговле нанесла пандемия COVID-19. Таким образом, за последние два десятилетия страны сталкивались с множеством значимых кризисных событий и представленные ретроспективные данные это наглядно отражают. Данные скачки также учитываются при расчете CAGR. Поэтому можно выдвинуть предположение, что прогнозируемые значения на 2022–2023 гг. могут быть близки к фактическим, а расширение товарооборота со странами-партнерами Северной Африки перспективным направлением.

Основные перспективы развития торговых отношений России со странами Северной Африки и континента в целом кроются в возможности наращивания экспорта в регион. Для России имеет особое значение потенциал Северной Африки как рынка сбыта российской продукции. Россия активно экспортирует в регион зерновые, жиры и масла растительного происхождения, автомобильный транспорт, оптические аппараты, печатную продукцию. Все эти товарные группы относятся к несырьевому неэнергетическому экспорту, развитие которого входит в число основных приоритетов развития российской экономики [1]. Россия также заинтересована продавать в Африку группы товаров и услуг, производство которых относится к приоритетным направлениям развития экономики.

Россия также заинтересована продавать в Африку группы товаров и услуг, таких как энергоносители, зерно и продукты питания, оружие, программное обеспечение, лекарства и оборудование; образовательные, медицинские, охранные и другие услуги. Северная Африка как направление сбыта играет важную роль для широкой номенклатуры товаров российского производства.

События, происходящие в 2022 г., показали, что страны Северной Африки, несмотря на давление со стороны западных государств, остается лояльной к России на международной арене. Это подтверждается многочисленными голосованиями в ООН: по многим вопросам позиции России и большинства стран Африки, в том числе Северной Африки, концептуально совпадают. Судан первым признал присоединение Крыма в 2014 г., а Алжир все сильнее отдаляется от европейских партнеров. Сохраняют нейтралитет такие важные игроки на мировой арене, как Египет и Марокко, которые не спешат обвинять Россию в украинском конфликте. Все это создает перспективы для дальнейшего укрепления взаимоотношений, в том числе в торговой сфере.

Важным является и сотрудничество в цифровой сфере. Отсутствие в странах Северной Африки достаточного технологического и инфраструктурного задела может стать возможностью для России экспортировать свои информационные и цифровые продукты. Наиболее перспективным потребителем таких продуктов может стать сектор малого и среднего предпринимательства, на который в отдельных странах Северной Африки приходится до 50 % ВВП. [8]

Таким образом, торговые отношения России и стран Северной Африки имеют множество оснований для дальнейшего развития. Более того, с учетом экономического развития стран Северной Африки, а также потребностью России в ускоренном порядке искать новые рынки сбыта можно выдвинуть предположение, что страны будут активно сближаться в ближайшие годы. Для России страны Северной Африки воспринимаются в большей степени как рынки сбыта. Однако через торговлю может быть налажено и сотрудничество в других сферах, таких как атомная энергетика, транспортная инфраструктура, образование, здравоохранение и т.д.

Выводы.

Подводя итоги выше изложенного, можно выделить следующие основные тенденции в развитии торгово-экономических отношений со странами-партнерами в Северной Африке:

1. Рекомендуется обратить внимание на перспективы торгового сотрудничества России со странами Северной Африки и усилить таможенное сотрудничество для стимулирования взаимной торговли. Таможенное сотрудничество между Россией и странами Северной Африки находится на начальном этапе развития, несмотря на наличие ряда подписанных документов с Египтом, Марокко и Тунисом. В целях обеспечения достоверности данных статистики взаимной торговли необходимо уполномоченными органами регулярно проводить двусторонние встречи экспертов по сопоставлению данных статистики взаимной торговли товарами для выявления причин возможных расхождений и их минимизации. Также не маловажным является применение общих методологических принципов по вопросам сбора, обработки и формирования системы статистических показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность. Для формирования общей статистики взаимной торговли необходимо формирование методологии анализа взаимной торговли на основе единых принципов статистического учета.

2. Российско-африканские отношения начали стремительно развиваться в 2014 г., на фоне введения экономических и политических санкций. Несмотря на активное сотрудничество в таких областях, как энергетика, образование, военно-техническое сотрудничество, основу взаимных отношений составляет торговое сотрудничество. Однако через торговлю может быть налажено и сотрудничество в других сферах, таких как атомная энергетика, транспорт, образование, здравоохранение и т.д. Взаимная торговля между Россией и странами Северной Африки имеет нарастающий характер. За 2001–2021 гг. товарооборот вырос почти в 11 раз. Импорт из Северной Африки достаточно ограничен, что сужает возможности для развития торговых отношений.

3. Основными перспективными направлениями со странами-партнерами в Северной Африке являются развитие цифровых технологий и информационных технологий, аналогов госуслуг, и др., реализация проектов в сфере сельского хозяйства, расширение поставок удобрений в страны Африканского континента, неэнергетическое сотрудничество, в том числе в атомной сфере, сотрудничество в области реализации исследовательских проектов в радиационных, медицинских и образовательных областях.

4. Основные барьеры, препятствующие развитию взаимной торговли России и Северной Африки, касаются вопросов логистики, финансов и цифровизации.

Для формирования новых расширенных внешнеэкономических отношений с африканскими странами необходима разработка: Концепции российской политики в Африке, Торгово-инвестиционной стратегии России в Африке с указанием стран-партнеров и показателей, и конкретизации задач и других документов. Также в рамках расширения сотрудничества со странами Африки необходимо открытие торговых представительств и увеличение количества межправительственных комиссий.

России и странам Северной Африки необходимо пройти еще долгий путь по преодолению барьеров на пути развития взаимной торговли. Однако уже сейчас есть все предпосылки, что эти барьеры будут преодолены, а страны Северной Африки станут надежными партнерами России на долгие годы.


Источники:

1. Программа развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021 - 2025 годы (утв. Банком России)
2. Методология ведения статистики взаимной торговли товарами государств и методология ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза 317.41 Кб, 08.11.2022
3. 6-ое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции МВФ (РПБ6)), 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/bop/2007/bopman6r.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
4. Международная статистическая методология. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13391 (дата обращения: 20.06.2023).
5. Международная Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (с изменениями на 24 июня 1986. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/703277/ (дата обращения: 20.06.2023).
6. Африка: перспективы развития и рекомендации для политики России: доклад по итогам ситуационного анализа. - М.: Международные отношения, 2021. – 142 c.
7. РАДС. 15 лет: итоги и перспективы. - Москва, 2020. – 84 c.
8. Волков С.Н., Ткаченко К.А. Северная Африка: экономическое развитие и процессы модернизации // Азия и Африка сегодня. – 2018. – № 12. – c. 37–41.
9. Раков И.Д. Энергетический переход и его особенности в Южно-Африканской Республике // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 823-836.
10. Дробот Е.В. Восходящая роль региональных производственно-сбытовых цепочек в условиях функционирования Африканской континентальной зоны свободной торговли в постпандемический период // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 867-898.
11. Дробот Е.В. Перспективы экономического сотрудничества интеграционных объединений (на примере Африканской континентальной зоны свободной торговли и Евразийского экономического союза) // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2125-2146.
12. Дробот Е.В. Перспективы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1283-1300.
13. Дробот Е.В. Перспективы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 1. – c. 65-88.
14. Дробот Е.В. Факторы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 741-754.
15. Дробот Е.В. Африканская континентальная зона свободной торговли как новый этап экономической интеграции на африканском континенте // Экономические отношения. – 2021. – № 3. – c. 465-482.
16. Дробот Е.В. Новые приоритеты национальной безопасности стран Африки в условиях нарушения глобальных цепочек создания стоимости // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 285-308.
17. Дробот Е.В. Интеграция Африки в систему международной торговли сельскохозяйственной продукцией // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 2051-2078.
18. Дробот Е.В. Проблемы и перспективы реализации концепции корпоративной социальной ответственности в Африке // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 827-854.
19. Дробот Е.В., Макаров И.Н. и др. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 351-378.
20. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120.
21. Шарова А.Ю. Электроэнергетические рынки Африки: современное состояние и проблемы развития // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1157-1174.
22. Assem R.A.H. Egypt within the Framework of the Global Financial Crisis: Impact, Response and Way Forward // International Journal of Euro-Mediterranean Studies. – 2009. – № 2. – p. 7–25.
23. Balassa B.A. Trade liberalization and revealed comparative advantage // Manch. Sch. Econ. Soc. Stud. – 1965. – № 2(33). – p. 92–123.
24. Платежная система «Мир» может заработать в Египте в ближайшие дни (08.10.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/finance/20221008/838402280.html (дата обращения: 20.06.2023).
25. Развитие российско-марокканского сотрудничества в области таможенного дела (20.06.2011). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/16142 (дата обращения: 20.06.2023).
26. Развитие таможенного сотрудничества России и Египта (03.03.2015). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/17994 (дата обращения: 20.06.2023).
27. Саммит «Россия – Африка». [Электронный ресурс]. URL: https://summitafrica.ru/ (дата обращения: 20.06.2023).
28. Справочные и аналитические материалы. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 20.06.2023).
29. Статистика внешнего сектора. Цб рф. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 20.06.2023).
30. Сотрудничество со странами дальнего зарубежья. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo/sotrudnichestvo-so-stranami-dal-nego-zarubezh-ya (дата обращения: 20.06.2023).
31. Internet World Stats. [Электронный ресурс]. URL: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 20.06.2023).
32. Logistics Performance Index. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://lpi.worldbank.org/ (дата обращения: 31.07.2023).
33. Trade Map. International Trade Centre. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 20.06.2023).
34. Unemployment, total (% of total labor force). The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.ZS?view=chart (дата обращения: 20.06.2023).
35. World Economic Situation and Prospects 2022. The United Nations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-2022/ (дата обращения: 20.06.2023).
36. HS Nomenclature 2012 Edition. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/topics/nomenclature/instrument-and-tools/hs_nomenclature_previous_editions/hs_nomenclature_table_2012.aspx (дата обращения: 20.06.2023).
37. Развитие российско-марокканского сотрудничества в области таможенного дела (20.06.2011). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/16142 (дата обращения: 20.06.2023).
38. Россия и Марокко активизируют сотрудничество в таможенной сфере (22.04.2015). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/18097 (дата обращения: 20.06.2023).
39. Вопросы реализации проекта «Зеленый коридор» обсудили с делегацией Марокко (06.08.2019). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnye-novosti/document/197309 (дата обращения: 20.06.2023).
40. Россия и Тунис развивают сотрудничество в таможенной сфере (07.07.2015). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/18253 (дата обращения: 20.06.2023).
41. Россия и Египет укрепляют таможенное сотрудничество (20.10.2014). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/17803 (дата обращения: 20.06.2023).
42. Развитие таможенного сотрудничества России и Египта (03.03.2015). ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/17994 (дата обращения: 20.06.2023).
43. ЕАЭС и Египет продолжат переговоры о зоне свободной торговли в октябре. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/15728597 (дата обращения: 20.06.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:30