Оценка влияния основных показателей туристской отрасли северного региона на его социально-экономическое развитие

Есипова С.А.1, Хромцова Л.С.1
1 Югорский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778345

Аннотация:
В сложных социально-экономических и геополитических условиях, сложившихся в настоящее время в нашей стране, туристская отрасль стала одной из наиболее «пострадавших» отраслей. И несмотря на поддержку основных субъектов отрасли (туроператоров, авиакомпаний, потребителей) со стороны государства необходимо изыскивать внутренние механизмы стабилизации ситуации и дальнейшего развития туризма в каждом регионе Российской Федерации. Целью настоящего исследования явилось определение инновационных перспективных и приоритетных туристских направлений и территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее автономный округ, Югра) в долгосрочном периоде на основе оценки результатов развития туристской отрасли и степени их влияния на социально-экономические процессы, происходящие в автономном округе и в его муниципальных образованиях. При проведении данного исследования были использованы эмпирические методы, методы статистического и экономического анализа. По результатам анализа основных показателей туристской отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были выявлены приоритетные и перспективные туристские территории, а также виды туризма, развитие которых планируется в долгосрочном периоде. В качестве научной новизны исследования можно выделить дополнительные инновационные направления туризма на перспективных и приоритетных территория Югры, предлагаемые авторами, а также разработку и запуск инновационных для России туристских проектов / продуктов, ориентированных на новые сегменты туристского рынка, которые позволят максимально эффективно использовать уже имеющиеся у автономного округа ресурсы. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления при разработке стратегий развитий территорий на долгосрочный период.

Ключевые слова: туристская отрасль, северный регион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, туристские территории, социально-экономическое развитие

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является основным нефтедобывающим регионом Российской Федерации, занимающим первое место по объемам добытой нефти среди регионов в нашей стране, обеспечивающим добычу 42% российской и 5% мировой нефти [1, с. 12].

С точки зрения экономического развития северного региона, туризм может стать одной из отраслей первоочередной важности, без учета нефтегазодобывающей отрасли.

В связи с чем становится актуальным оценка влияния показателей туристской отрасли на социально-экономическое развитие региона и возможности занятия данной отраслью лидирующих позиций в структуре валового регионального продукта (далее ВРП) после нефтедобычи.

Развитию туризма в северных регионах России посвящен ряд научных публикаций. Так, Э. Б. Грушенко и Е. А. Лисунова рассматривают актуальные проблемы развития туристской отрасли на Европейском Севере России и на высокоширотных территориях Западной Арктики. В качестве новых туристических направлений, трендов и видов туризма они выделяют экологический туризм в Мурманской области [2, с. 32-39], на территориях Европейского Севера России в приоритете также экологический туризм, этнографический, сельский, промышленный, морской, деловой бизнес-туризм и гастрономический [2, с. 48-49], в Западной Арктике помимо «традиционных видов туризма (экологический, снегоходные туры, круизные прогулки), набирает популярность подземный промышленный туризм с показом угольных шахт» [2, с. 17].

Е.Е. Тотонова в своем исследовании, посвященном изучению региональных особенностей и тенденций развития туризма на Севере России, оценивает Ханты-Мансийский автономный округ – Югру как лидера по объему реализации туристский услуг, а также по состоянию туристской инфраструктуры среди основных административных территорий Севера России [3, с. 50-51]. В рекреационно-туристской зоне «Европейский Север» она выделяет такие направления туризма как познавательный, экологический, спортивный, пеший, охотничий, рыболовный, паломнический, в рекреационно-туристской зоне «Азиатский Север» - экотуризм, пеший, охотничий, рыболовный, спортивный, а также пассивный отдых с лечением [3, с. 50].

В ряде диссертационных исследований также рассматриваются актуальные вопросы развития туризма на северных территориях. Управление ресурсным потенциалом развития туризма северных территорий, в частности в республике Саха (Якутия), исследуется Т. Г. Винокуровой, которая делает акцент на «необходимости изменений современной экономической структуры Севера России посредством развития других видов деятельности (кроме природопользования). Одним из перспективных направлений является туризм, многофункциональность которого позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического развития северных регионов» [4, с. 3-4]. А. Е. Карманова предлагает методику оценки влияния программы развития туристской инфраструктуры Арктической зоны (республика Карелия) на экономические и социальные показатели региона [5, с. 131-142].

Зарубежные ученые К. Рен и Д. Чимирри рассматривают туризм как «один из трех столпов экономики Гренландии, наряду с рыболовством и добычей полезных ископаемых, а также в качестве возможного рычага для будущего экономического развития арктической страны» [6].

Методологические аспекты оценки влияния туристкой отрасли на социально-экономическое развитие регионов освещаются в работах С. Б. Болдыревой [7, с. 656-676]., В. В. Тельных, Ю. Ю. Сусловой [8, с. 435-439]., Г. Х. Араслановой [9, с. 1061-1070] и других.

Обзор литературных источников показал, что несмотря на широкое освещение различных вопросов развития туризма северных регионов, остается практически не изученным влияние показателей туристкой отрасли на экономику такого стратегически важного региона нашей страны как Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Целью настоящего исследования явилось определение инновационных перспективных и приоритетных туристских направлений на территориях автономного округа в долгосрочном периоде на основе оценки результатов развития туристской отрасли и степени их влияния на социально-экономические процессы, происходящие в автономном округе и в муниципальных образованиях.

При проведении данного исследования были использованы эмпирические методы, методы статистического и экономического анализа.

В качестве научной гипотезы авторы выдвинули предположение о том, что степень влияния сферы регионального туризма на социально-экономическое развитие Югры в настоящее время не очень существенна, однако внедрение инновационных видов туризма на отдельных территориях позволят усилить позиции отрасли в структуре ВРП северного региона.

Научная новизна исследования заключается в выявлении инновационных направлений туризма на перспективных и приоритетных территория Югры, а также разработке и запуске инновационных для России туристских проектов / продуктов, ориентированных на новые сегменты туристского рынка, которые позволят максимально эффективно использовать уже имеющиеся у автономного округа ресурсы.

Основная часть

Структура ВРП автономного округа за период 2005-2015 гг. представлена преимущественно сферой «добыча полезных ископаемых» (в среднем около 70%), что обусловлено промышленной спецификой региона. Небольшой удельный вес в структуре ВРП занимают такие отрасли как «строительство» (от 3 до 6 %), «транспорт и связь» (5-7%), «операции с недвижимым имуществом» (5-6%). Причем в последние четыре года (с 2016 года по 2019 год) в структуре ВРП автономного округа наращивается доля добывающих производств, в то время как доли всех остальных отраслей поступательно снижаются либо вообще не имеют никакой динамики [10].

Иными словами, в настоящее время можно говорить о «поддерживающих» функциях туризма и туристской инфраструктуры для базовых процессов, локализованных на территории Югры, о его социальных функциях и рекреации, но не о существенном влиянии туристской индустрии на социально-экономическое развитие автономного округа.

Эта ситуация, в целом, не является типичной ни для Российской Федерации, ни для остальных регионов и округов Уральского федерального округа (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура валового регионального продукта РФ, УрФО и Югры за 2019 год, % [10]

Так, если сравнивать структуру ВРП автономного округа с УрФО и в целом РФ, то в 2019 году виден существенный перевес в пользу нефтедобычи (по Югре – 71%, УрФО – 44% и РФ – 13%). Аналогичное соотношение структур наблюдается и за весь рассматриваемый период (с 2005 по 2020 гг.).

Оборот предприятий туристской отрасли Югры, в целом, показывает поступательный рост (предсказуемый спад наблюдался во время экономического кризиса) за исключением предприятий, видами деятельности которых являются сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство. Как и в большинстве российских регионов, наибольшие темпы и наибольшие объемы показывает индустрия розничной и оптовой торговли (рис. 2).

Рисунок 2 - Динамика оборота предприятий, связанных с туристской индустрией, в Югре, млн. руб. [11, с. 50-51], [12, с. 112-113]

В 2020 году оборот предприятий розничной торговли составил 433,9 млрд. руб., а за период январь-ноябрь 2021 года – 441,5 млрд. руб. [13, с. 17]

Уровень заработной платы на предприятиях, связанных с торговлей, гостиничным и ресторанным бизнесом (рис. 3), остается невысоким (по сравнению с базовым для экономики округа сектором добычи полезных ископаемых). При этом, несмотря на рост оборота и рост количества предприятий, общее количество занятых в соответствующих сферах поступательно снижается до 2009 года (рис. 4), что связано как с преобладанием средних и малых предприятий в отрасли, так и с существенным замедлением экономического роста в Российской Федерации. В период с 2010 по 2019 гг. наблюдается стабильная динамика показателя количества занятых в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания в пределах 24 тыс. чел.

Рисунок 3 - Уровень заработной платы в отдельных отраслях экономики Югры, руб. [11, с. 222-223], [12, с. 75-76]

Рисунок 4 - Количество занятых в отдельных отраслях Югры, связанных с туризмом, тыс. чел. [11, с. 163-173], [12, с. 49-52]

Объемы платных услуг, оказываемых предприятиями туристской индустрии, за период 2010-2020 гг. по данным Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проиллюстрированы на рис. 5.

Рисунок 5 - Объем платных услуг, оказанных предприятиями туристской индустрии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, млн. руб.

[Источник: Данные Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры]

(составлено авторами)

Данные об объеме платных услуг за период 2010-2016 гг., оказываемых санаторно-курортными организациями региона, а также за период 2010-2017 гг., оказываемых специализированными коллективными средствами размещения, Департаментом предоставлены не были, так как эти объекты туристической инфраструктуры не подлежали мониторингу.

В анализируемом периоде наблюдается положительная динамика объемов платных услуг, оказанных турагентствами, туроператорами, гостиницами и другими объектами за исключением показателей 2017 г. и 2020 г.

Так в 2020 году совокупный объем платных услуг объектов окружной туриндустрии снизился по сравнению с 2019 годом на 3090,6 млн. руб. или 51,4%, что было обусловлено введением ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции как в нашей стране, так и за ее пределами. В целом же (если не брать во внимание 2020 год) наблюдался ежегодный рост, и за 10 лет совокупный объем платных услуг вырос более чем в 2 раза, что свидетельствовало об устойчивом развитии основных субъектов туристской индустрии региона.

Имеющиеся туристские ресурсы региона, сложившаяся инфраструктура, агломерационное зонирование, спрос на туристические услуги как внутреннего, так и въездного характера, а также возможности муниципальных образований региона были учтены при разработке (и регулярной актуализации) Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее Концепция) [14]. Так в соответствии с данной Концепцией были определены приоритетные и перспективные туристские территории автономного округа, основные характеристики которых представлены на рис. 6, 7. Авторами предлагаются дополнительные не включенные в Концепцию инновационные направления приоритетных и перспективных видов туризма на отдельных территориях (рис. 6).

Развитие приоритетных территорий Югры запланировано на период 2023-2026 гг., усиление фокуса на перспективных территориях - в 2027-2030 гг.

Рисунок 6 - Развитие видов туризма на приоритетных и перспективных территориях автономного округа (составлено авторами)

Рисунок 7 - Драйверы развития приоритетных и перспективных территорий автономного округа (составлено авторами)

Выводы

Подводя итог отметим, что в настоящее время ситуация в туристской индустрии округа, в целом, является типичной для многих российских регионов, ориентированных на добывающую отрасль и/или промышленное производство: туризм играет второстепенную роль, выполняя скорее поддерживающие функции по отношению к базовым отраслям (как отрасль, обеспечивающая приемлемый уровень качества пребывания на территории для «деловых» туристов) и социальные функции (в части обеспечения качества жизни населения), однако не является отраслью, сколько-нибудь серьезно влияющей на социально-экономическое развитие региона.

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в 2020 году отмечен спад основных показателей в сфере туризма региона [14]. В связи с вынужденными мерами по ограничению передвижения за пределы Российской Федерации особую актуальность приобретает развитие внутреннего туризма.

С учетом нестабильной экономической и геополитической ситуации, замедления темпов роста доходов населения и общих тенденций на рынке туризма, ключевой задачей для автономного округа является разработка и запуск инновационных для России туристских проектов / продуктов, ориентированных на новые сегменты туристского рынка, которые позволят максимально эффективно использовать уже имеющиеся у округа ресурсы. В качестве приоритетных направлений развития туризма на территории округа предлагается зафиксировать следующие: этно- и экотуризм, археологический, гастрономический. Также предлагаются к развитию такие инновационные для округа виды туризма как медицинский и промышленный.

Иными словами, развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре должно осуществляться в логике «умной специализации», позволяющей сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. Базовым механизмом для развития туризма в округе может служить механизм зонирования территории, который обозначен в качестве основного механизма развития туризма на федеральном уровне; позволяет обеспечить комплексность реализуемых проектов; обеспечивает эффект синергии для территорий локализации.

Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на совершенствование таких сфер сервисной экономической деятельности как услуги коллективных средств размещения, конгрессно-выставочных центров, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной продукции, общественного питания, а также выступит катализатором социально-экономического подъема муниципальных образований автономного округа [14].


Источники:

1. Интервью Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Комаровой Натальи Владимировны журналу «Горная промышленность» // Горная промышленность. – 2020. – № 3. – c. 10-13.
2. Грушенко Э.Б., Лисунова Е.А. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики. - Апатиты: Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2021. – 110 c.
3. Тотонова Е.Е. Региональные особенности и тенденции развития туризма на Севере России // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 31. – c. 48-54.
4. Винокурова Т.Г. Ресурсный потенциал развития туризма северных территорий. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности. - Иркутск, 2010. – 21 c.
5. Карманова А.Е. Развитие туристско-рекреационного потенциала Арктического региона. / диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2021. – 155 c.
6. Ren C., Chimirri D. Arctic Tourism – More than an Industry?. The Arctic Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thearcticinstitute.org/arctic-tourism-industry (дата обращения: 18.05.2022).
7. Болдырева С.Б. Методологические основы оценки влияния туризма на социально-экономическое развитие региона // Финансы и кредит. – 2019. – № 3(783). – c. 656-676. – doi: 10.24891/fc.25.3.656.
8. Тельных В.В., Суслова Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона с позиций инвестиционной и туристкой привлекательности // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-2. – c. 435-439.
9. Арсланова Г.Х. Роль индустрии туризма в экономике региона // Российское предпринимательство. – 2016. – № 8. – c. 1061-1070. – doi: 10.18334/rp.17.8.35121.
10. Структура валового регионального продукта. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43890 (дата обращения: 03.05.2022).
11. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Ч I. (I) (1990-2016). / Статистический ежегодник в 2-х частях. Ханты. - Т.: Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, 2020. – 374 c.
12. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в 2-х частях. Ч II. (2017-2019). / Статистический ежегодник. - Т.: Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, 2020. – 278 c.
13. Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в январе-ноябре 2021 года. / Краткий стат. доклад/ Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. - Т., 2022. – 45 c.
14. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012 № 195-п «О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Depprom.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://depprom.admhmao.ru/dokumenty/rf/774870 (дата обращения: 05.05.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:40