Векторы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства региона
Волкова И.А.1, Галынчик Т.А.1, Данилова С.В.1
1 Нижневартовский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 32
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633370
Аннотация:
В России развитие инновационного предпринимательства является важным фактором обеспечения экономической безопасности. Малый и средний бизнес способен создавать новейшие технологии, которые формируют основу стратегического развития региона и страны в целом. Инновационный потенциал бизнеса используется недостаточно, так как компании не обладают необходимым объемом ресурсов. Субъектам малого и среднего предпринимательства необходима адресная поддержка, прежде всего, со стороны государственной власти.
В статье дан анализ факторов эндогенного и экзогенного характера, определяющих инновационную активность бизнеса. Рассмотрены проблемы и перспективы развития северной территории на примере г. Нижневартовска.
При проведении анализа выявлены проблемы и обозначены задачи в рамках решения которых следует осуществлять поддержку инновационной активности в целях улучшения делового климата и поддержания тенденций роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Результаты исследования будут интересны для представителей федерального и регионального уровней власти, деятельность которых связана с инновационными процессами в регионе.
Ключевые слова: инновации; регион; малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка
JEL-классификация: L26, O30, O31
Введение. В настоящее время в России сформирована трехсекторная модель экономики [1]. Компании первого сектора специализируются на сырьевом бизнесе, а именно добыче, переработке, транспортировке углеводородного сырья. Компании несырьевых отраслей, продукция которых ориентирована на внутренний рынок, относят ко второму сектору. Третий сектор включает субъекты малого и среднего бизнеса в сфере услуг и торговли.
Развитию малого и среднего бизнеса уделяется пристальное внимание, т.к. стратегический потенциал современного предпринимательства, способствует экономическому росту в регионе, обеспечению производства необходимых товаров и оказанию услуг высокого качества, созданию дополнительных рабочих мест для населения. Критерием успешности функционирования и обеспечения конкурентоспособности организаций малого и среднего бизнеса является использование инноваций [12]. Стимулирование инновационных процессов и рост инновационного потенциала бизнеса является основой стратегии развития любой территории.
Предприятия малого и среднего инновационного предпринимательства способны создавать новейшие технологии, которые могут сформировать основу стратегического развития, в том числе и крупного бизнеса. Поэтому в России развитие инновационного бизнеса является важным фактором обеспечения экономической безопасности страны [2]. Однако инновационный потенциал малого и среднего предпринимательства используется недостаточно, так как зачастую организации не обладают необходимым объемом ресурсов, а поддержка со стороны государственной власти происходит нерегулярно, достаточно сложно и медленно.
Данные положения обуславливают актуальность и формируют цель исследования. Цель исследования - выявление факторов, стимулирующих активность малого и среднего инновационного предпринимательства и определение векторов региональной поддержки.
В качестве методов исследования использовались: логико-структурный, системный и сравнительный анализ. Материалами для исследования послужили статистические данные с сайта Федеральной службы государственной статистики и сайта администрации ХМАО-Югры и города Нижневартовска.
Основная часть.
Инновационное малое и среднее предпринимательство является одной из перспективных форм, так как данный вид деятельности реагирует на запросы рынка путем быстрого внедрение новейших научно-технических достижений и наилучшим образом использует потенциал региона.
Однако, процесс развития инновационного малого и среднего предпринимательства ограничен рядом факторов [4]. Необходимо отметить, что эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на деятельность субъектов предпринимательства, определяют инновационную активность.
*(составлено авторами на основе [2, 3, 5, 7])
Рисунок 1 - Факторы, стимулирующие инновационную активность малого и среднего предпринимательства
Несмотря на актуальность факторов внешней и внутренней среды, эндогенные факторы имеют преимущественное значение, это может быть связано с неразвитостью и недостаточной насыщенностью рынков товаров и услуг, в тоже время как целью инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является снижение себестоимости и увеличение прибыли, а не рост доли рынка.
Инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства неодинакова в разрезе видов экономической деятельности (рисунок 2). Так рейтинг инновационной активности малых предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности за 2021 год [9] свидетельствует о преимуществе компаний специализирующихся на гостиничном бизнесе и оказании услуг общественного питания (77,1%), осуществляющих деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (72%).
В разрезе федеральных округов активное внедрение инновационных технологий отмечено в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах, уровень активности превышает среднее значение по Российской Федерации (рисунок 3). Уральский федеральный округ по показателям инновационной деятельности ниже средних показателей по стране на 1,3% [9]. Однако в настоящее время имеются перспективы развития в разрезе отдельных регионов, так малый и средний бизнес Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – один из самых быстрорастущих сегментов региональной экономики.
Развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивость экономики города Нижневартовска, т.к. способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, созданию дополнительных рабочих мест для населения города.
По результатам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое проводилось в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р и на основании информации, представленной респондентами - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сделаны соответствующие выводы.
Число малых и средних предприятий в статусе юридического лица, осуществлявших деятельность за пятилетний период уменьшилось на 8%, в большей степени вызовы внешней среды оказали воздействие на число индивидуальных предпринимателей, их количество уменьшилось на 20% [10, 11].
В 2022 году количество малых и средних предприятий в городе Нижневартовске составляло более 3,56 тыс. единиц, среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, оценивается в количестве 38,0 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий по оценке составляет 96,5 млрд. рублей.
В 1 квартале 2023 года по данным Единого реестра Федеральной налоговой службы России количество малых и средних предприятий в городе Нижневартовске составляет более 4,66 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях города - 33,6 тыс. человек. Оборот малых и средних предприятий по оценке составляет 34,8 млрд. рублей [8].
Субъекты малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска имеют конкурентные преимущества в формировании социальной и экологической ответственности в условиях социально-экономической нестабильности, о чем свидетельствуют результаты анализа основных показателей их деятельности (рисунок 5) [6].
В 2022 году наибольший удельный вес в отраслевой структуре города занимают малые и средние предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов (33,2%), наибольшая доля численности работников представлена на малых и средних предприятиях этой же сферы (20,5%), наибольший оборот малых и средних предприятий по оценке у строительных компаний (26%) [8, 6].
Таким образом, можно отметить, что тенденция к развитию малого и среднего предпринимательства свидетельствует о наличии потенциала при условии регулярной государственной поддержки. Внедрение инновационных технологий возможно, если инновационные решения субъекты малого и среднего бизнеса разрабатывают или самостоятельно, или адаптируют с учетом своего опыта и возможностей уже существующие на рынке новые услуги и организационные инновации.
Как правило, малое и среднее инновационное предпринимательство осуществляет связь между фундаментальными исследованиями и массовым производством нового инновационного продукта, доводят научные открытия до отработанной промышленной технологии и в последующем передают результаты крупному бизнесу, который организуют массовое производство [5].
Сегодня развитие малого и среднего инновационного предпринимательства сталкивается с множеством проблем, в рамках которых могут быть выделены следующие группы:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, сложность в получении кредитов из-за невысоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные рынки, недостаточно эффективная маркетинговая политика;
- недостаточность инвестиционной и инновационной активности, отрицательная тенденция в развитии наукоемкого предпринимательства, обусловлено увеличением доли субъектов по сегментам размерности в сторону «обмельчания», не позволяет наращивать инвестиционный потенциал, быть источником высокой добавленной стоимости экономики города;
- слабая конкуренция в предпринимательской среде, о чем свидетельствует низкий уровень количества субъектов МСП на 1000 жителей г. Нижневартовска;
- низкая мотивация молодежи к занятию бизнесом, что обусловлено рядом причин: отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства, слабая информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивация при недостаточно сформированной культуре;
- изменение потребительских привычек, задержки в деятельности контрагентов, снижение доступности сырья, комплектующих, перебои в логистических цепочках, сказываются на устойчивости развития малого и среднего бизнеса.
В настоящее время для малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска созданы условия роста и развития при помощи реализации технологий финансовой, имущественной, административной и информационно-консультационной поддержки, разработанной нормативно-правовой базы [7, 13]. Но для улучшения делового климата, поддержания тенденций роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить осуществлять поддержку инновационной активности с учетом выявленных проблем и в рамках обозначенных задач.
Основными целями государственной политики в области развития инновационного малого и среднего предпринимательства являются:
1) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства и увеличения их количества в целях формирования конкурентной среды;
2) повышение удельного веса оборота малых и средних предприятий в валовом региональном продукте и увеличение доли занятых в инновационном малом и среднем предпринимательстве;
3) увеличение доли уплаченных налогов субъектами малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
Для достижения указанных целей необходимо обоснованное сочетание множественности субъектов, объектов, механизмов поддержки и технологий взаимодействия, которое возможно при решении следующих задач:
1. Оказание финансовой, имущественной поддержки субъектам инновационного малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки:
определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего бизнеса и инфраструктуры поддержки на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития города Нижневартовска;
расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной и муниципальной власти, связанных с регулированием экономики;
осуществление институциональных преобразований системы поддержки инновационного предпринимательства, приоритизация нормативных и законодательных нововведений на расширение доступа к возможностям финансовых институтов и инструментам государственной поддержки;
методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию инновационного малого и среднего предпринимательства.
2.Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности:
формирование предпринимательской экосистемы с выделением единого центра управления организаций инфраструктурной поддержки;
создание единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития инновационного малого и среднего предпринимательства, интеграция информационного потока в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в единую цифровую платформу;
поддержка инновационных проектов цифровизации системы информационно-консультационного обеспечения и мониторинга предпринимательской деятельности.
3. Создание условий для повышения уровня знаний субъектов предпринимательской деятельности по ведению бизнеса:
поддержка инициатив бизнеса по участию в формировании человеческого капитала и в развитии социальной сферы через стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малых и средних предприятий на основе переподготовки и повышении квалификации занятых в предпринимательстве, в структурах дополнительного профессионального образования;
учебно-методическая и научно-методическая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, организация проведения образовательных мероприятий.
4. Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по инновационным направлениям:
организация новых и развитие существующих предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения;
повышение качества жизни населения в части развития необходимых бытовых услуг, а также услуг в сфере спорта, культуры и отдыха;
создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области народных промыслов и ремесел; обеспечение условий для сбора, переработки дикоросов и экспорта данной продукции, развитие сувенирных производств;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающих нишу развития въездного и внутреннего туризма.
5. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития инновационного малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах:
поддержка предпринимательских инициатив в векторе «зеленой» экономики и в направлении переработки промышленных и бытовых отходов, стимулирование организации малого экологического производства на создание техники и технологий для предотвращения вреда окружающей среде от производственной деятельности, на получение тепла и энергии на основе возобновляемых источников;
стимулирование предпринимательской деятельности в части производства замещающей продукции в условиях импортозамещения, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, внедряющих инновационные технологии повышения эффективности организации производственного процесса в условиях экономической нестабильности;
формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего реализации проектов малого и среднего предпринимательства в сфере альтернативных источников энергии, топлива, в сфере электроэнергетики, энергосбережения и энергоаудита;
наращивание компетенций в сфере бизнеса, науки, образования, технологий и инноваций, стимулирование инновационно-активных субъектов малого и среднего предпринимательства в социально значимых видах деятельности;
развитие рынка электронной коммерции, стимулирование создания собственных конкурентоспособных торговых площадок, развитие потребительского рынка.
Вывод. Реализация обозначенных стратегических направлений и решение поставленных задач будет способствовать формированию предпосылок для роста деловой активности инновационного малого и среднего предпринимательства, обеспечению оптимальной структуры экономики и, соответственно, устойчивости экономической системы, росту доходов и повышению уровня качества жизни населения.
Следует отметить, что существующая система поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства должна отличаться комплексностью и планомерностью проводимых мероприятий.
Таким образом, формирование благоприятной предпринимательской среды для реализации инновационных инициатив малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности, рост социального потенциала населения обеспечит экономическую и социальную стабильность в регионе.
Источники:
2. Борисов С.А., Соменкова Н.С. Повышение инновационного потенциала малого предпринимательства как инструмент экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1665-1678. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.114990.
3. Буланова Е.В., Соменкова Н.С., Ягунова Н.А. Формирование стратегии развития малого инновационного предприятия промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 449-466. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С., Бахмутская В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
5. Козырев А.В. Концепция адаптивной системы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2755-2774. – doi: 10.18334/epp.11.12.114049.
6. Мониторинг Югра. Доклад главы администрации о достигнутых значениях показателей деятельности ОМСУ. Monitoring.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://monitoring.admhmao.ru/sections/omsu/administrative-head-report/ (дата обращения: 12.09.2023).
7. Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 521-532. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.
8. Информация о малых и средних предприятиях города Нижневартовска. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: https://www.n-vartovsk.ru/inf/predprinimatelstvo/support_msp/inf_support_msp/ (дата обращения: 05.09.2023).
9. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 248 c.
10. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2015 (итоги). Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2015 (дата обращения: 24.09.2023).
11. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2020 год (итоги). Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2020 (дата обращения: 24.09.2023).
12. Чистякова О.В. Инновационные направления развития предпринимательства в Байкальском регионе. / Монография. - Иркутск: Байкальский государственный университет, 2012. – 206 c.
13. Шпилева А.А. Процессы цифровизации в компаниях малого и среднего бизнеса в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 299-312. – doi: 10.18334/epp.11.2.111637.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 09:36:35