Государственная финансовая поддержка предпринимательства в Арктике: анализ практики и перспективы развития
Никулкина И.В.1,2, Евсеев В.А.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Никулкина И.В., Евсеев В.А. Государственная финансовая поддержка предпринимательства в Арктике: анализ практики и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 9. – С. 4979-5002. – doi: 10.18334/epp.14.9.121725.
Аннотация:
Статья посвящена анализу практики применения инструментов государственной финансовой поддержки предпринимательства в Арктике на примере арктических районов Якутии, а также в выявлении особенностей и барьеров их реализации. Сделан вывод о необходимости выработки новых подходов к развитию механизмов поддержки с учетом национальных интересов и специфики приоритетных арктических территорий Северо-Востока Арктической зоны России с позиции комплексно-системного подхода. Авторы полагают, что в условиях новой экономической реальности требуется «переформатирование», «донастройка» действующих инструментов поддержки с целью обеспечения устойчивости экономических систем стратегически значимых регионов, в частности, посредством применение специальных мер налоговой политики – налоговых катализаторов: стимулов для инвестиций, инноваций и развития человеческого потенциала; территориальных стимулов для опорных населенных пунктов российской Арктики и «северного завоза»; тонкой «донастройки» преференциальных режимов для АЗ РФ, ТОСЭР, СПИК и др.
Ключевые слова: государственная поддержка, предпринимательство, преференциальные режимы, бизнес, Арктическая зона Российской Федерации, Арктика, Республика Саха (Якутия), налоговые льготы, таможенные инструменты, опорные населенные пункты
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
Значительные изменения, связанные с геополитикой и национальной безопасностью, накладывают отпечаток и на происходящие процессы в российской Арктике. В реалиях современного мира финансовая поддержка государства играет определяющую роль в развитии экономики малоосвоенных, труднодоступных арктических территорий.
В последние четыре года в российской Арктике проводится государственная политика, которую можно охарактеризовать как проактивную, стимулирующую, нацеленную на решение вновь возникающих задач в меняющихся условиях «новой нормальности».
В Арктической зоне Российской Федерации (далее – АЗ РФ) в рамках реализации Стратегии [1] (начиная с 2020 г.) выстраивается отлаженная система государственной поддержки предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций [1-4] (Борщевский, 2024; Годовой отчет, 2023; Монография Никулкина и др., 2024; Каргинова-Губинова др., 2023).
Российская практика и проведенное исследование [2] подтверждают, что освоение и развитие АЗ РФ в условиях новой экономической реальности возможно только при определяющей роли государства. В условиях нарастающих шоков без комплексной, системной государственной поддержки и стимулирования большинство арктических территорий малоперспективны для успешного развития бизнеса, реализации «прорывных» инфраструктурных проектов, закрепление населения. В рамках настоящего исследования предпринимательство и традиционная деятельность в Арктике рассматривается как ключевой фактор экономического развития арктического макрорегиона в целях обеспечения устойчивости экономики страны.
В настоящее время северо-восточная часть арктического макрорегиона значительно отстает в социально-экономическом развитии как от регионов-лидеров Арктической зоны РФ, так и от регионов центральной России. И это несмотря на богатство природных ресурсов и благоприятные возможности их экспорта, а также созданные меры господдержки. Причины отставания и наличие существенных диспропорций этих регионов кроются в нерешённости системных проблем развития и освоения Северо-Востока России [5] (Никулкина, 2018).
Низкая предпринимательская активность и инвестиционная, экономическая непривлекательность северо-восточной части Арктики обусловлена целым рядом специфических особенностей и системных проблем, в частности: «ограниченность транспортной доступности, низкая плотность населения, фрагментарность инфраструктуры (неразвитость транспортной, энергетической, производственной и социальной инфраструктуры), сезонность, многозвенность «северного завоза» и отсутствие эффективной логистики; деградация социальных инфраструктур и сферы соцобеспечения и, как следствие, низкий уровень и качество жизни населения, его депопуляция [5] (Никулкина, 2018). Финансовая неустойчивость малого бизнеса (его низкая активность, эффективность деятельности) обусловлена в том числе очень медленной оборачиваемостью запасов и отсутствием собственных оборотных средств, а также высокими издержками для предпринимателей как работодателей: повышенные «северные» социальные расходы на работников, т.е. повышенная оплата труда (районный коэффициент, процентная надбавка), оплата проезда в отпуск и др. Упадок и низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности КМНС (особенно охотничьей и рыболовной), основные причины которой – это высокие издержки производства из-за ограниченной транспортной доступности, удаленности рынков сбыта, малые объемы производства продукции, отсутствие современных технологий и оборудования по переработке сырья и биоресурсов, отсутствие специалистов [2, 5, 6] (Никулкина, 2018; Никулкина и др., 2024; Пилясов, Замятина, 20216).
Таким образом, высокие затраты предпринимателей в условиях северо-восточной «арктической» реальности (а это высокие транспортные издержки в стоимости завозимой продукции (до 80%), топливная составляющая в себестоимости производимой электроэнергии (доходит до 60%), удаленность от основных рынков, «северные» социальные расходы для работодателей) делают высокорисковым, инвестиционно непривлекательным и, соответственно, неконкурентоспособным бизнес в Арктике.
Ключ к разрешению проблем развития Арктической зоны России, в т. ч. её северо-восточной части – создание эффективного механизма господдержки, «разумная» мотивация бизнеса и населения (не порождающая иждивенческие позиции), формирование приемлемых базовых условий «выживания» в Арктике. Катализатором могут выступить налоговые, таможенные и административные инструменты (и только в комплексе, на системной основе с учетом специфики при действенном, «правильном» управлении).
Цель данного исследования – анализ практики применения инструментов государственной финансовой поддержки предпринимательства в Арктике на примере Арктической зоны Республики Саха (Якутия), в выявлении барьеров и особенностей их реализации, а также выработки новых подходов к развитию механизмов поддержки с учетом специфики приоритетных арктических территорий Северо-Востока с позиции комплексно-системного подхода и национальных целей развития.
В статье получены следующие основные результаты, обладающие научной новизной: 1) на основе проведенного анализа выявлены особенности и барьеры применения мер государственной финансовой поддержки для резидентов АЗ РФ на примере арктического региона – Республики Саха (Якутия), а также 2) разработаны рекомендации по развитию/ «донастройки» многоканальной системы господдержки с целью повышения устойчивости посредством формирования целостного комплекса взаимосвязанных, синхронизированных инструментов налоговой политики с учетом специфики северо-восточной АЗ РФ.
В настоящее время теме особых экономических зон и государственной поддержки, в том числе и Арктической зоны, посвящены многочисленные работы ученых, которые дают различную оценку действующим мерам. Одни авторы отмечают положительные стороны реализации преференций в некоторых регионах [7-9] (Шихвердиев и др. 2023; Никифоров, Никифорова 2023; Корева и др. 2022), в том числе снижение затрат на реализацию инвестиционных проектов [10] (Гальцева и др. 2022), повышение объемов привлекаемых инвестиций [11] (Яковенко, Архипов 2024). При этом другими авторами выделяются и проблемы в применении мер поддержки [12,13] (Ткачева 2018; Домнина 2023). Некоторые ученые высказывают мнение, что действующие преференциальные режимы в нынешнем их виде малоэффективны как для экономики регионов, так и для предпринимателей [1, 14] (Борщевский 2024; Рахмеева, Чеснокова 2023).
Выводы авторов в рамках исследования по развитию предпринимательства в АЗ РФ сопоставимы и подтверждаются научными работами целого ряда исследователей. Так в научных публикациях ученых отмечается, что предпринимательство является ключевым фактором в обеспечении экономической безопасности регионов Арктической зоны [15] (Барыкин и др. 2023) и имеет важную социальную роль в жизни местного населения [16,17] (Тутыгин, 2020; Жура, Маркин, 2020). Однако темпы роста малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Арктике существенно отстают от остальной части страны [18] (Чапаргина, Емельянова 2022). Реализуемые меры поддержки не имеют проработанной концепции (представляя собой только механизмы ее исполнения) [19] (Волков и др. 2022). Также отмечается, что преференции эффективны в первую очередь для более развитых регионов Арктики с большей численностью населения и квалифицированной рабочей силы [4] (Каргинова-Губинова и др. 2023).
Проведенный анализ документов стратегического планирования и практики применения преференциальных режимов в АЗ РФ позволяют заключить, что в России для бизнеса создана многоканальная система государственной поддержки в Арктике, включающая финансовые (налоговые, таможенные, бюджетные, финансово-кредитные) и административные (организационно-управленческие, контрольные) механизмы [2] (Монография Никулкина и др., 2024).
В настоящее время одним из основных элементов данной системы являются преференциальные режимы для субъектов предпринимательства в Арктической зоне России (рис.1). В целях повышения инвестиционной привлекательности и активизации предпринимательской деятельности в АЗ РФ с 2020 г. реализуются на системной основе беспрецедентные меры поддержки – создана крупнейшая особая экономическая зона в мире.
Рисунок 1. Преференциальные режимы для бизнеса в АЗ РФ
Источник: составлено авторами по НПА.
На территории 10 субъектов Федерации действует особый правовый режим ведения хозяйственной деятельности в Арктике в рамках которого предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и преференции отдельным субъектам предпринимательства.
Правовые основы применения льгот и преференций для бизнеса и привлечения инвестиций представлены в таблице 1-2. В целях стимулирования развития АЗ РФ действует целая совокупность нормативно-правовых актов (далее – НПА), определяющих разные стороны ее дальнейшего развития, на основании и/или в связке с которыми применяются меры по развитию предпринимательской и инвестиционной деятельности. Условно эти НПА можно разделить на несколько блоков, что представлено в таблице 1.
Таблица 1. Основные нормативно-правовые акты по развитию Арктической зоны Российской Федерации
Основные направления развития АЗ РФ Определение границы и опорных населенных пунктов АЗ РФ |
Меры поддержки для предпринимательской и инвестиционной деятельности в АЗ РФ |
·
Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 «О
Стратегии развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной
безопасности на период до 2035 года»
· Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года» · Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 № 996-р «Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 г. и Стратегии развития АЗ РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.» · Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях АЗРФ" · Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 220 · Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2023 N 3377-р «Об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) АЗ РФ» |
·
Федеральный закон №193-ФЗ от 13.07.2020 г.
· Федеральный закон N 194-ФЗ от 13.07.2020 г. · Федеральный закон N 195-ФЗ от 13.07.2020. · Федеральный закон N 411-ФЗ от 04.08.2023 · Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2186 · |
Северный морской
путь
|
Поддержка коренных
малочисленных народов севера
|
·
Федеральный закон от 28.07.2012 N 132-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного
регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского
пути"
· Федеральный закон №525-ФЗ от 27 декабря 2018 года |
·
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных
народов РФ" от 30.04.1999 N 82-ФЗ
· Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". · Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" от 07.05.2001 N 49-ФЗ |
Для получения статуса резидента и права на льготы, предпринимателям необходимо соответствовать ряду требований, определяемых Федеральным законом 193-ФЗ: резиденты АЗ РФ должны вести свою деятельность на территории Арктической зоны, инвестировать от 1 миллиона рублей на новый вид деятельности, как минимум 25% из которых должны быть из собственных средств, также не должно быть крупных задолженностей.
Помимо льгот для предпринимательства предоставляются также и другие преференции (финансового и административного характера) для развития территорий и закрепления населения (например, льготное кредитование, ипотека на строительство и приобретение жилья; применяются северные надбавки к заработной плате, оплата проезда к месту отпуска и др.).
Таблица 2. Основные НПА, регулирующие применение мер поддержки на примере Арктической зоны Республики Саха (Якутия)
Федеральные
|
Региональные
|
Федеральный закон от
18.03.2020 N 65-ФЗ
Введены льготы на добычу полезных ископаемых |
Постановление
Правительства РС(Я) от 29.05.2013 N 174
Финансовая помощь предпринимателям, организующим общественные работы |
Федеральный
закон №193-ФЗ от 13.07.2020 г.
Введен статус резидента АЗ РФ, обозначены характеры преференций и порядок их получения |
Закон
РС(Я) от 10.10.2020 г. 2263-З N 437-VI
Введены налоговые льготы по региональной части налогов для арктических предпринимателей. |
Федеральный
закон N 194-ФЗ от 13.07.2020 г.
Введение административных преференций в различные законы РФ |
Постановление Правительства РС(Я)
от 29.09.2021 № 399
Предоставление гранта социальным и/или молодым предпринимателям |
Федеральный
закон N 195-ФЗ от 13.07.2020
Введение налоговых льгот для резидентов АЗРФ |
Приказ
Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я) от 25.05.2022 №
138
Предоставление гранта хлебопекарням |
Постановление
Правительства РФ от 21.12.2020 N 2186
Введение льготного кредитования |
Постановление
Правительства РС(Я) от 23.05.2019 N 113
Постановление Правительства РС(Я) от 25.11.2020 N 360 Постановление Правительства РС(Я) от 28.07.2021 N 267 Приказ Министерства сельского хозяйства РС(Я) от 01.03.2023 № 144 Предоставление субсидий сельскохозяйственным предприятиям разной направленности. |
Распоряжение
Правительства РФ от 15.04.2021 N 978-р
Определены меры поддержки традиционных хозяйств КМНС | |
Федеральный
закон N 411-ФЗ от 04.08.2023
Введение мер поддержки северного завоза. |
Кроме того, применяются налоговые льготы на добычу определенных видов углеводородного сырья в месторождениях на континентальном шельфе и за Северным полярным кругом. На региональном уровне также применяется целый спектр налогово-бюджетных стимулов – например, в Республике Саха (Якутия) (далее – РС(Я)) установлена нулевая ставка по ряду региональных и местных налогов; выделяются субсидии КМНС, занимающихся оленеводством. Расширяется перечень административных преференций, что представлено на рисунке 2. Так применение таких преференций позволяет получить земельные участки, находящихся в государственной собственности через управляющую компанию [2], без торгов (на проведение которых, как правило, требуется около 2-4 месяцев) (рис. 2). Также резидентам оказывается помощь в поисках финансирования и маркетинга.
Источник: составлено авторами по НПА
Рисунок 2. Административные преференции для резидентов АЗ РФ
Стоит отметить, что основными механизмами стимулирования предпринимательства в АЗ РФ являются финансовые стимулы, включающие бюджетные и налоговые меры. К бюджетным инструментам относятся субсидии, гранты, кредиты по сниженным ставкам и другие виды поддержки. Так на основании постановления Правительства РФ № 2186 от 21.12.2020 г. резиденты АЗ РФ могут претендовать на льготное кредитование по ставке ниже рыночной на полуторный процент ключевой ставки Центрального банка. [3] Недополученный доход возмещается банкам в виде субсидий из федерального бюджета. Однако данная льгота распространяется только на определенные виды деятельности (лесозаготовка, рыболовство, добыча полезных ископаемых) и предоставляется только при условии общей стоимости инвестиций от 10 млн. до 2,5 млрд. рублей, 30% из которых должны быть собственными. Также предприниматели могут получить субсидию для развития инфраструктуры на основании постановления Правительства РФ № 2129 от 16.12.2020 г. при условии вложения более 300 млн. руб. [4] Помимо этого, согласно Федеральному закону от 04.08.2023 №411-ФЗ «О северном завозе», будет осуществляться государственная поддержка перевозки товаров первой категории в районы Крайнего севера, что должно облегчить логистику, снизить затраты и повлиять на снижение цен [5].
Региональные органы государственной власти также оказывают поддержку предпринимательству. Например, в РС(Я) гранты и субсидии выдаются преимущественно в сфере сельского хозяйства и действуют на территории всего региона, однако их получают на основании бальной оценки претендентов и по многим из них, предприниматели, ведущие деятельность в Арктической зоне, получают дополнительные баллы и имеют преимущество в конкурсе. Так, например, согласно постановлению Правительства РС(Я) N267 от 28.07.2021 по гранту на развитие семейной фермы арктическим фермерам дается 2 балла. [6] Причем для данного вида поддержки субъекту предпринимательства не обязательно получать статус резидента АЗ РФ.
На основе анализа, проведенных обобщений и систематизации НПА, открытых аналитических данных в сфере развития АЗ РФ, в таблицах 3-4 представлена классификация и краткая характеристика основных «арктических» преференциальных режимов на примере АЗ РФ и пилотного региона – Арктической зоны РС(Я) (далее АЗ РС(Я)). Эти инструменты в виде различных льгот, упрощений и послаблений направлены на создание конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса в Арктике. Проведенный анализ показал, что в настоящее время в Арктике реализуются более 800 проектов с господдержкой, общий объем инвестиций по проектам – более 1,8 трлн. руб., в результате их реализации будет создано почти 40 тысяч рабочих мест [7] (табл. 3).
Таблица 3. Краткая характеристика и некоторые особенности применения префрежимов в АЗ РФ
Показатели |
АЗ РФ |
ТОСЭР
|
СПВ | |
«Столица
Арктики»
|
«Чукотка»
| |||
Границы
действия преференций
|
10
арктических регионов
|
Мурманская
область
|
Чукотский
автономный округ
|
Городской
округ Певек
|
Количество
резидентов/ соглашений, ед.*
|
707
|
8 |
65
|
13
|
Рабочие
места (план), ед. *
|
26
565
|
4
693
|
10 043
|
604
|
Общая
сумма заявленных инвестиций
(по соглашениям), млрд. руб.* |
848
|
266,7 |
697,9
|
14,1
|
Минимальный
объем инвестиций
|
От
1 млн. рублей
|
От
500 тыс. рублей
|
От
500 тыс. рублей
| |
Ключевые
отрасли
|
Сфера
услуг и торговли, гостиничный бизнес, строительство, транспорт и логистика,
горнодобывающая промышленность, туризм, аренда недвижимости, рыбная отрасль
|
Строительство,
транспорт и логистика, туризм
|
Горная
промышленность, пищевая промышленность, сфера услуг и торговли
|
Горнорудная
промышленность, транспорт и логистика, цветные и драгметаллы, пищевая
промышленность, с/х
|
Одними из таких востребованных инструментов являются различные налоговые, таможенные льготы и упрощения в рамках функционирования особой экономической зоны в Арктике. При этом следует отметить, что льготные ставки в Якутии одни из самых низких среди арктических субъектов Федерации (табл.4).
Меры государственной поддержки, реализуемые в АЗ РФ, демонстрируют позитивную динамику развития.
Анализ основных результатов применения мер государственной поддержки для резидентов Арктической зоны России за 2020-2023 гг. представлен на рисунке 3.
Таблица 4. Применение преференциального режима на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия)
Уровень льгот
|
Льготы для резидентов АЗ РС(Я)
|
Прочие льготы в АЗРС(Я)
| |
Федеральные
|
Налог на прибыль организаций
|
0% на 10 лет (не распространяется на
добычу твердых полезных ископаемых)
|
-
|
НДПИ
|
Налоговый вычет до 50% (только для
новых месторождений)
|
Сниженные ставки на добычу в
месторождениях за северным полярным кругом и континентальном шельфе
| |
Страховые взносы
|
Субсидирование 75% страховых взносов
на 10 лет (не распространяется в сферу добычи полезных ископаемых)
|
-
| |
НДС
|
0% на услуги морских перевозок.
|
0% на транспортировку углеводородного
сырья с континентального шельфа
| |
Региональные
|
Налог на имущество организаций
|
0% на 5 лет
|
0% для организаций применяющих УСН
|
Налог на прибыль организаций
|
0% в течение 5 лет,
10% на последующие 5 лет |
-
| |
УСН
|
2% - доходы
5% - доходы минус расходы |
2% - доходы (за исключением деятельности
по продаже алкоголя и обрабатывающих производств (1% по республике).
5% - доходы минус расходы | |
Транспортный налог
|
-
|
0% для жителей арктических районов
| |
Местные
|
Земельный налог
|
0,3% (на примере Булунского района)
|
0% для физ. лиц жителей арктических
районов
|
Налог на имущество физ. лиц
|
-
|
0% для жителей арктических районов
|
Лидерами среди арктических регионов по ключевым показателям применения преференциального режима АЗ РФ являются Мурманская и Архангельская области. Так, например, в ТОП-3 по количеству резидентов и введенным в эксплуатацию инвестиционным проектам в АЗ РФ входят Архангельская и Мурманская области, Ямало-Ненецкий АО. Лидерство по объему фактических инвестиций, вложенных инвесторами в АЗ РФ, оказалось у Мурманской области (39,3 млрд. руб.), Чукотского АО (32,4 млрд. руб.) и Архангельской области (22,8 млрд. руб.).
Источник: составлено автором по данным ФОИВ и АО «КРДВ».
Рисунок 3. – Динамика основных показателей – количества резидентов АЗ РФ (ед.) и инвестпроектов, введенных в эксплуатацию (ед.), объема запланированных и фактически вложенных инвестиций (млрд. руб.) за 2020-2023 гг.
Замыкают рейтинг арктических регионов с наиболее низкими показателями Республика Коми и Республика Саха (Якутия). [8]
Реализация префрежима в Арктической зоне РС(Я) имеет свои особенности. В настоящее время в АЗ Р(Я) получили статус резидента и имеют право на льготы всего 16 представителей бизнеса: заявленная плановая сумма инвестиций – 5,5 млрд. руб.; предполагается создание 658 рабочих мест; преимущественная часть проектов направлена на развитие энергетики и горнорудной промышленности (доля которых в общем объеме инвестиций превышает 90%) (рис.4). В сравнении с другими регионами по количеству резидентов Арктической зоны РФ, республика значительно отстает, занимая предпоследнее место.
Источник: составлено авторами по данным ФОИВ и АО «КРДВ».
Рисунок 4. Количество резидентов АЗ РФ в разрезе регионов,
март 2024 г., ед.
Лидерами в данном рейтинге являются Мурманская и Архангельская области, а также Ямало-Ненецкий АО, расположенные в западной части Арктической зоны. В данных регионах преимущественная часть проектов связана с отраслью объектами туризма, транспорта и культуры. Малое количество проектов на территории Якутии свидетельствует о сравнительно низком спросе на доступные предпринимателям преференции (несмотря на более выгодные условия по некоторым льготам по сравнению с другими регионами). Подобная же ситуация наблюдается во всех регионах восточной части Арктической зоны РФ, исключения составляют «добывающие» проекты Чукотского АО (далее ЧАО) с высокими фактическими показателями по объему вложенных инвестиций и созданным рабочим местам (несмотря на то, что зарегистрировано всего 23 резидента и введено 4 проекта).
Невысокая результативность Дальневосточных регионов АЗ РФ (за исключением «добывающих» проектов Чукотки) позволили сделать вывод об имеющихся «узких» местах и особенностях реализации мер господдержки. Для северо-восточной части Арктики (РС(Я) и ЧАО) созданные условия в рамках действующих мер поддержки не востребованы в полной мере и недостаточны для активизации предпринимательской и трудовой деятельности, притока инвестиций, улучшения качества жизни населения.
Важно отметить, что реализуемые меры поддержки для субъектов предпринимательства в первую очередь направлены на увеличение их количества и могут быть эффективны при создании новых видов деятельности, в районах, где они ранее отсутствовали, т.е. при освоении незанятых ниш, и (или) при освоении новых месторождений. Однако отсутствуют стимулы для «давно работающих» субъектов предпринимательства, которые также испытывают серьезные трудности, обусловленные спецификой региона, и которым остро необходима поддержка (тем более в условиях грядущей налоговой реформы).
Таким образом, современная система государственной финансовой поддержки для развития Арктики – это действенная совокупность механизмов, инструментов для большинства арктических регионов. Заметно выделяются в этом большинстве Северо-Запад АЗ РФ. Для этих регионов принятые меры весьма и значимы востребованы, ощутимо улучшают конкурентоспособность «арктического» предпринимательства. Однако для Северо-восточной Арктики современные стимулы в рамках особой экономической зоны недостаточны и не востребованы в полной мере.
Выводы о необходимости сбалансированной «донастройки» инструментов господдержки в Арктике, увязанной со стратегическими целями развития России, подтверждаются не только результативностью действующего префрежима, но и текущим положением арктических регионов.
Для понимания текущего состояния, происходящих социально-экономических процессов в АЗ РС(Я), и влияния действующей системы господдержки для Арктики кратко проведен анализ по некоторым основным показателям развития арктических районов Якутии.
Текущее состояние «арктического» предпринимательства в Якутии характеризуется низкой активностью (не учитываются крупные добывающие компании). Проведенный анализ показал, что за последние пять лет в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) наблюдается спад количества субъектов предпринимательства по сравнению с 2019 г. в виду различных негативных социально-экономических факторов, в том числе ограничений, введенных в период пандемии (и несмотря на положительную динамику роста, показатели так и не вернулись к уровню 2019 г.), что представлено на (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика количества ИП и юридических лиц (коммерческих организаций) в арктических районах РС(Я), ед. [9]
Удельный вес прибыльных предприятий в Арктике по сравнению с остальной частью страны ниже почти на 10%, в виду значительных «арктических затрат».
Рисунок 6. Сравнительная динамика удельного веса прибыльных организаций в РФ и Арктической зоне РФ, % [10]
Также анализ показал, что рентабельность активов организаций в большинстве арктических районов Якутии значительно ниже по сравнению со средними показателями по республике (за исключением Верхнеколымского, Нижнеколымского, Усть-Янского и Эвено-Бытантайского районов) (рис. 7).
Рисунок 7. Рентабельность активов организаций в арктических районах Республики Саха (Якутия) в 2022 году. [11]
В целом показатели, характеризующие состояние предпринимательства в Арктической зоне, отстают от средних показателей по стране, что обусловлено более сложными специфическими условиями региона и, как следствие, меньшими возможностями для их развития.
В целом удельный вес арктических районов Якутии в общем объеме инвестиций в основной капитал в Арктической зоне незначителен (составляет менее 1%). При этом с 2022 г. наблюдаются тенденции к увеличению (табл. 5).
Таблица 5. Динамика инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в АЗ РФ и АЗ РС(Я), 2020-2023 гг. [12]
Показатели
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Всего по АЗ РФ,
млн. руб.
|
1 522 999
|
1 915 521
|
2 329 537
|
2 552 779
|
Всего по АЗ РС(Я),
млн. руб.
|
4 922
|
5 412
|
12 314
|
19 526
|
Доля АЗ РС(Я), %
|
0,32
|
0,28
|
0,53
|
0,76
|
Исследование показало, что с 2020 г. (с момента введения мер господдержки) часть показателей социально-экономического развития арктических районов РС(Я) существенно улучшились. При этом необходимо подчеркнуть, что в большинстве своем не меры господдержки явились драйверами развития. Положительные социально-экономические тенденции в Якутии свидетельствует об интенсификации промышленного освоения Арктики. Реализация государственной программы по развитию АЗ РФ и АЗ РС(Я) повлияла/ поспособствовала запуску, расширению «добычных» проектов-драйверов (связанных с добычей природных ресурсов).
За период с 2019 по 2023 гг. практически во всех районах республики наблюдается рост инвестиций в основной капитал (рис.8). Наибольший рост имеется в Булунском, Верхнеколымском и Верхоянском районах.
Рисунок 8. Динамика инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в арктических районах Якутии, 2019-2023 гг. [13]
Удельный вес Верхоянского района в общем приросте инвестиций составил более 40%, что во многом связано с освоением ПАО «Селигдар» крупного месторождения золота «Кючус», у компании было достигнуто соглашение с Минвостокразвития по разработке преференциального режима для реализации проектов Кучюсского кластера. Также с 2023 г. в районе начались горные работы в серебряном месторождении «Прогноз» компанией Полиметалл. В Булунском районе реализуются «военные» проекты (инфраструктурные, а в Верхнеколымском АО «Зырянский угольный разрез» увеличивает объемы добычи угля. Упомянутые организации не являются резидентами Арктической зоны.
Рисунок 9. Динамика уровня официально зарегистрированной безработицы в арктических районах Якутии, 2019-2023 гг. [14]
В большинстве районов уровень безработицы снижается даже в сравнении с допандемийным 2019 годом. Исключение составляют лишь Анабарский и Булунский районы. Однако при рассмотрении показателей общей безработицы выходит несколько иная картина. Во многих районах численность безработных все еще растет.
Часть показателей социально-экономического развития арктических районов в исследуемый период существенно не меняется или наоборот имеет негативную тенденцию. Так за период с 2019 по 2023 гг. в преимущественной части районов показатель объема отгруженных товаров собственного производства имеет тенденцию к снижению (рис.10). Наибольший спад наблюдается в Булунском районе. Данный факт можно объяснить отголосками ограничений в период пандемии, однако количество районов с положительной динамикой показателя ежегодно увеличивается [15].
Рисунок 10. Динамика объема отгруженных товаров собственного производства арктических районов РС (Я), 2019-2023 гг. [16]
Вместе с тем в большей части районов по сравнению с предпандемийным 2019 г. сократились объемы перевозимых грузов (рис.11).
Рисунок 11. Динамика грузоперевозок в арктические районы РС(Я),
2019-2020 и 2023 гг. [17]
В большинстве районов АЗ РС(Я) численность населения продолжает сокращаться, что в первую очередь связано с оттоком населения, данный факт в будущем может негативно отразиться на развитии предпринимательства (рис.12)
Рисунок 12. Динамика численности населения в арктических районах РС(Я), 2019-2023 гг. [18]
Существенных результатов, которые отразятся на показателях социально-экономического развития арктических районов республики стоит ожидать в будущем, поскольку преимущественная часть проектов резидентов АЗ РФ направлена на добычу полезных ископаемых и еще не полностью реализована. Для МСП действующие стимулы для резидентов АЗ РФ не оказывают существенного воздействия. Значительная часть крупных проектов реализуется «нерезидентами» Арктической зоны (имеющих, по сути, «индивидуальные» льготы).
Заключение
Российская практика применения особых экономических режимов подтверждает, что точечные меры налогового и таможенного регулирования без взаимосвязанной финансовой политики государства не дают ожидаемого эффекта. В Арктической зоне РФ реализуется широкий спектр мер по поддержке предпринимательской деятельности. Создана многоканальная система государственной поддержки для предпринимательства на федеральном и региональном уровне. Однако на данном этапе реализации Стратегии данные меры не дали существенных результатов, префрежим АЗ РФ недостаточно востребован на Северо-Востоке.
В настоящее время существует объективная необходимость в формировании целостной системы взаимоувязанных, синхронизированных мер поддержки для предпринимательства в Арктике, встроенной в систему стратегического планирования, с учетом современных трендов и «обновлённых» приоритетов. В частности, смещение фокуса в государственной политике к задачам содействия развития опорных населенных пунктов российской Арктики и стимулирования развития человеческого капитала, что также требует выработки новых подходов к реализации Стратегии с позиции укрепления устойчивости арктических систем посредством «правильно настроенных» механизмов поддержки. В этой связи предлагаются следующие практические рекомендации по развитию механизмов государственной поддержки посредством формирования целостного комплекса взаимосвязанных инструментов налоговой политики: системных налоговых катализаторов (стимулирование инвестиций, инноваций и развитие человеческого потенциала) и территориальных стимулов – создание системы господдержки геостратегических территорий для опорных населенных пунктов российской Арктики и «северного завоза»; развитие технологических, отраслевых налоговых стимулов; тонкая «донастройка» преференциальных режимов для АЗ РФ, ТОСЭР, СПИК и др.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Президента РФ Kremlin.ru. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 .
[2] УК - АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2186 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным резидентам Арктической зоны Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов на территории АЗ РФ (Дата обращения 08.06.2024).
[4] Постановления правительства РФ от 16.12.2020 г. №2129 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическому лицу на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации» (Дата обращения08.06.2024).
[5] Федеральный закон от 04.08.2023 №411-ФЗ «О северном завозе» (08.06.2024).
[6] Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2021 № 267 "Об утверждении порядка предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы"
[7] Составлено по данным АО «КРДВ» https://erdc.ru/about/reports/?ysclid=lxd4j4n5oh638273236
[8] Составлено по данным АО «КРДВ»https://erdc.ru/about/reports/?ysclid=lxd4j4n5oh638273236
[9]URL:https://14.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/РАСПРЕДЕЛЕНИЕ%20ИНДИВИДУАЛЬНЫХ%20ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ%20по%20МО%202023.pdf (Дата обращения 03.06.2024)
URL: https://spark-interfax.ru/statistics/region/98000000000 (Дата обращения 03.06.2024)
[10] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pok_26_Calendar1_2024.xlsx (Дата обращения 03.06.2024)
[11] Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия): стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики в Республике Саха (Якутия). Якутск. 2022. С. 462.
[12] Cоставлена авторами на основе данных с сайта Федеральной службы государственной статистики.
[13] Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от15 сентября 2020 г. №284 О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2021-2024 гг. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от15 сентября 2021 г. №334 О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022-2024 гг. Постановление Правительства РС (Я) от12 сентября 2022 г. №571 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2023-2025 гг.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) оn 27 июля 2023 г. №394 О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2024-2026 гг.
[14] Постановление Правительства РС (Я) от 15.09.2020 г. №284 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2021-2024 гг. Постановление Правительства РС (Я) от 15.09.2021 г. №334 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2022-2024 гг. Постановление Правительства РС (Я) от12 сентября 2022 г. №571 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2023-2025 гг. Постановление Правительства РС (Я) от 27 июля 2023 г. №394 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2024-2026 гг.
[15] Также в 5 районах показатель имеет положительную динамику, в Усть-Янском районе показатель вырос более чем на 104%, в районе реализуется крупный проект резидента Арктической зоны АО «Янолово» по освоению месторождения олова Тирехтях.
[16] База данных муниципальных образований URL: https://rosstat.gov.ru/dbscripts/munst/munst98/DBInet.cgi
[17] Постановление Правительства РС (Я) от 15.09.2020 г. №284 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2021-2024 гг. Постановление Правительства РС (Я) от 15.09.2021 г. №334 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2022-2024 гг. Постановление Правительства РС (Я) от12 сентября 2022 г. №571 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2023-2025 гг. Постановление Правительства РС (Я) от 27 июля 2023 г. №394 О прогнозе социально-экономического развития РС (Я) на 2024-2026 гг.
[18] База данных муниципальных образований URL: https://rosstat.gov.ru/dbscripts/munst/munst98/DBInet.cgi
Источники:
2. Никулкина И.В.. Гордячкова О. В. Резильентность социально-экономических систем арктических поселений. / монография. - Москва: Первое экономическое издательство, 2024. – 222 c.
3. Годовой отчет о деятельности Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/upload/iblock/d49/zsf1lyv9qs1yhnpurws19dn3a3k4t3bo/ (дата обращения: 15.06.2024).
4. Каргинова-Губинова В. В., Васильева А. В., Морошкина М. В., Поташева О. В. Привлечение инвестиций в Арктике: в каких регионах арктические резиденты наиболее значимы, эффективны и устойчивы? // Арктика: экология и экономика. – 2023. – № 3. – c. 394-404. – doi: 10.25283/2223-4594-2023-3-394-404.
5. Никулкина И. В. Методология развития бюджетно-налоговых и таможенных механизмов реализации государственной финансовой политики в Арктической зоне Российской Федерации. / дис. … д-ра экон. наук: 08.00.10 / Никулкина Инга Владимировна; [Место защиты: Фин. ун-т при Правительстве РФ]. - М., 2018. – 398 c.
6. Пилясов А.Н., Замятина Н.Ю. Арктическое предпринимательство: условия и возможности развития // Арктика: экология и экономика. – 2016. – № 4(24). – c. 4–15.
7. Государственное управление поддержкой малого и среднего предпринимательства в экосистемах Севера и Арктики: проблемы и перспективы// Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Шихвердиев А. П., Пономаренко Е. А., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Государственное управление поддержкой малого и среднего предпринимательства в экосистемах Севера и Арктики: проблемы и перспективы // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2023. Т. 3. № 2. С. 232–242 Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
8. Никифоров А.А. Никифорова В.Д. Модернизация инструментов управления реализацией программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ // Экономика и экологический менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 24-33. – doi: 10.17586/2310-1172-2023-16-3-24-33.
9. Корева О.В., Тихий В.И., Тяпкина А.П. Исследование особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов // Дискуссия. – 2022. – № 113. – c. 52-65.
10. Гальцева Н.В., Фавстрицкая О.С., Шарыпова О.А. Обоснование включения муниципальных образований Магаданской области в Арктическую зону РФ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2022. – № 1. – c. 128–147. – doi: 10.15838/esc.2022.1.79.7.
11. Яковенко Д.А., Архипов С.Н. Развитие Арктической зоны – задача комплексная: опыт Республики Саха (Якутия) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-2. – c. 301-306. – doi: 10.17513/vaael.3321.
12. Ткачева Т. Ю. Современные подходы к оценке качества налоговых льгот с использованием в рамках бюджетного процесса // Бюллетень науки и практики. – 2018. – № 12. – c. 376-385.
13. Домнина И. Н. Включенность преференциальных зон в систему стратегирования пространственного развития: проблемы и ограничения // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2023. – № 4. – c. 25-44. – doi: 10.52180/2073-6487_2023_4_25_44.
14. Рахмеева И. И., Чеснюкова Л. К. Особые экономические зоны: эконометрическая оценка эффектов и перспективы развития // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». – 2023. – № 1. – c. 5–24. – doi: 10.17072/1994-9960- 2023-1-5-24.
15. Барыкин С.Е., Гаджиев М.М., Назаров П.В., Заборовская О.В. Развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности региона на примере Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 6(59). – c. 75-83.
16. Small Business in the Arctic Tutygin A.G., Chizhova L.A., Regeta A.I. (2020) Small Business in the Arctic: Background for Changing the Management Paradigm In Arktika i Sever [Arctic and North]. No. 39. Pp. 37–51. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.39.371
17. Жура С. Е., Маркин В. В. Особенности развития предпринимательства в российской Арктике // Социально-политические исследования. – 2020. – № 3 (8). – c. 97–109. – doi: 10.20323/2658-428X-2020-3-8-97-109.
18. Чапаргина А.Н., Емельянова Е.Е. Малое и среднее предпринимательство как фактор развития инвестиционной деятельности в регионах Арктики РФ // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – № 6. – c. 204-225. – doi: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-204-225.
Страница обновлена: 30.09.2024 в 21:49:14