Оптимизация процесса ценообразования в туристической отрасли (на примере курортов Северного Кавказа)
Туменова С.А.1![]()
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения \"Федеральный научный центр \"Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук\"
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80314097
Аннотация:
В условиях беспрецедентного роста деструктивных процессов в современной экономике проведение сбалансированной политики ценообразования является одной из наиболее важных задач обеспечения конкурентоспособности субъектов туристической отрасли. Цель работы состоит в обосновании методических положений оптимизации процесса ценообразования в туристической отрасли и разработке предложений по повышению его эффективности на предприятиях, формирующих туристское предложение на примере курортов Северного Кавказа. В работе на основе синтеза концептуальных положений системного, комплексного и кросс-функционального подходов, были применены методы научного обобщения, формализации и систематизации. В результате проведенного PEST-анализа с привлечением группы экспертов было установлено, что превалирующее влияние на формирование конечных цен на услуги курортов Северного Кавказа оказывает группа технологических факторов и высокая рекреационная привлекательность природных ресурсов, позволяющая рассчитывать на получение дополнительных факторных доходов. Вместе с тем указано, что уровень использования рекреационного потенциала курортов остается низким, что является, в том числе, результатом консервативного подхода к процессу ценообразования. В статье предложена система мер по комплексному использованию потенциала конкурентного, маркетингового, ценностного и рентного методов ценообразования, в числе которых применение технологий поддерживающего и стимулирующего типов маркетинга, методов стратегического конкурентного бенчмаркинга. Результаты исследования могут быть использованы при решении задач приведения цен на предлагаемые услуги в соответствие с их качеством, обеспечения их доступности широким слоям населения, а также повышения эффективности использования рекреационных возможностей курортных территорий.
Ключевые слова: туриндустрия, факторы ценообразования, оптимизация процесса ценообразования, комплексный подход, методы ценовой политики, курорты Северного Кавказа, система мер, устойчивое развитие
Финансирование:
Статья подготовлена по материалам исследований по теме НИР КБНЦ РАН (№ регистрации темы 122041200050-5).
JEL-классификация: Z30, Z32, G13, R48, E64
Источники:
2. Kim S.-H., Holland S., Han H.-S. A Structural Model for Examining how Destination Image, Perceived Value, and Service Quality Affect Destination Loyalty: a Case Study of Orlando // International Journal of Tourism Research. – 2013. – № 4. – p. 313-328. – doi: 10.1002/jtr.1877.
3. Калоева З.Ю., Кучиева И.Х., Аликова М.М. Маркетинговое ценообразование в туризме // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2020. – № 4. – c. 177-184. – doi: 10.29025/1994-7720-2020-4-177-184.
4. Masiero L. Nicolau J. Price sensitivity to tourism activities: looking for determinant factors // Tourism Economics. – 2013. – № 4. – doi: 10.5367/te.2012.0143.
5. Turrion-Pratts J., Duro J.A. Tourist seasonality and the role of markets // Journal of Destination Marketing and Management. – 2018. – № 6(2). – p. 23-31. – doi: 10.1016/j.jdmm.2016.11.004.
6. Туменова С.А. Прогнозирование динамики турпотока региона на основе адаптивной тренд-сезонной модели // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – № 4(72). – c. 112-117.
7. Войнова Я.А. Проблемы ценообразования в санаторно-курортном комплексе (на примере санаториев г. Сочи) // Российское предпринимательство. – 2014. – № 24(270). – c. 182-193.
8. Ridderstaat J., Croes R. A framework for classifying causal factors of tourism demand seasonality: An interseason and intraseason approach // Journal of Hospitality & Tourism Research. – 2020. – № 5. – p. 733-760. – doi: 10.1177/1096348020912452.
9. Reinhold S., Laesser Ch., Baritelli P. Gallen Consensus on destination management // Journal of Destination Marketing and Management. – 2015. – № 4(2). – p. 137-142. – doi: 10.1016/j.jdmm.2015.03.006.
10. Ячменева В.М., Фокина Н.А. Методика совершенствования ценообразования на предприятии туристической сферы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2018. – № 3(44). – c. 176-183.
11. Туменова С.А. Курортно-туристический комплекс региона: стратегии, приоритеты, механизмы. / Монография. - Нальчик: ИИПРУ КБНЦ РАН, 2009. – 175 c.
12. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 21.05.2023).
13. Стратегия развития санаторно-курортного комплекса РФ. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. № 2581-р. Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72013422/ (дата обращения: 21.05.2023).
14. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню Туризма - 2023. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2023.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
15. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 1089-р. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45339/ (дата обращения: 18.06.2023).
16. Туменова С.А., Туменов М.В. Рекреационно-туристические зоны. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. – 136 c.
17. Жерукова А.Б., Туменова С.А. Бенчмаркинг: теория и практика применения. / Монография. - Нальчик: Полиграфсервис и Т (Котляровы М. и В.), 2012. – 139 c.
18. Ghosh P., Mukherjee S. Understanding tourist behaviour towards destination selection based on social media information: an evaluation using unsupervised clustering algorithms // Journal of Hospitality and Tourism Insights. – 2023. – № 2. – p. 754-778. – doi: 10.1108/jhti-11-2021-0317.
Страница обновлена: 17.06.2025 в 12:06:43
Download PDF | Downloads: 19
Optimization of the pricing process in the tourism industry (on the example of resorts in the North Caucasus)
Tumenova S.A.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 12 (december 2024)
Abstract:
Against the background of the unprecedented growth of destructive processes in the modern economy, the implementation of a balanced pricing policy is one of the most important tasks for ensuring the competitiveness of the subjects of the tourism industry. The research purpose was to substantiate the methodological provisions for the optimization of the pricing process in the tourism industry and to develop proposals for improving its effectiveness in the companies creating the tourist offer on the example of resorts in the North Caucasus.
The methods of scientific generalization, formalization and systematization were applied. Thr research is based on the synthesis of conceptual provisions of systemic, complex and cross-functional approaches. As a result of the PEST analysis conducted with the participation of a group of experts, it was found that the dominant influence on the formation of final prices for the services of resorts in the North Caucasus is exerted by a group of technological factors and the high recreational attractiveness of natural resources, which allows to count on additional factor income.
At the same time, it is shown that the level of the recreational potential of resorts remains low, which is, among other things, the result of a conservative approach to the pricing process. The article proposes a system of measures for the integrated use of the potential of competitive, marketing, value and rental pricing methods, including the application of technologies of supportive and stimulating types of marketing, methods of strategic competitive benchmarking. The results of the study can be used to solve the problems of adjusting the prices of the offered services to their quality, ensuring their accessibility to a wide range of the population, as well as improving the efficiency of the use of recreational opportunities in resort areas.
The article was prepared based on research materials on the topic of research work of the KBSC RAS (topic registration number 122041200050-5).
Keywords: tourism industry, pricing factor, pricing process optimization, integrated approach, pricing policy method, North Caucasus resort, system of measures, sustainable development
Funding:
Статья подготовлена по материалам исследований по теме НИР КБНЦ РАН (№ регистрации темы 122041200050-5).
JEL-classification: Z30, Z32, G13, R48, E64
