Оптимизация процесса ценообразования в туристической отрасли (на примере курортов Северного Кавказа)

Туменова С.А.1
1 Институт информатики и проблем регионального управления - филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения \"Федеральный научный центр \"Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук\"

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях беспрецедентного роста деструктивных процессов в современной экономике проведение сбалансированной политики ценообразования является одной из наиболее важных задач обеспечения конкурентоспособности субъектов туристической отрасли. Цель работы состоит в обосновании методических положений оптимизации процесса ценообразования в туристической отрасли и разработке предложений по повышению его эффективности на предприятиях, формирующих туристское предложение на примере курортов Северного Кавказа. В работе на основе синтеза концептуальных положений системного, комплексного и кросс-функционального подходов, были применены методы научного обобщения, формализации и систематизации. В результате проведенного PEST-анализа с привлечением группы экспертов было установлено, что превалирующее влияние на формирование конечных цен на услуги курортов Северного Кавказа оказывает группа технологических факторов и высокая рекреационная привлекательность природных ресурсов, позволяющая рассчитывать на получение дополнительных факторных доходов. Вместе с тем указано, что уровень использования рекреационного потенциала курортов остается низким, что является, в том числе, результатом консервативного подхода к процессу ценообразования. В статье предложена система мер по комплексному использованию потенциала конкурентного, маркетингового, ценностного и рентного методов ценообразования, в числе которых применение технологий поддерживающего и стимулирующего типов маркетинга, методов стратегического конкурентного бенчмаркинга. Результаты исследования могут быть использованы при решении задач приведения цен на предлагаемые услуги в соответствие с их качеством, обеспечения их доступности широким слоям населения, а также повышения эффективности использования рекреационных возможностей курортных территорий.

Ключевые слова: туриндустрия, факторы ценообразования, оптимизация процесса ценообразования, комплексный подход, методы ценовой политики, курорты Северного Кавказа, система мер, устойчивое развитие

Финансирование:
Статья подготовлена по материалам исследований по теме НИР КБНЦ РАН (№ регистрации темы 122041200050-5).

JEL-классификация: Z30, Z32, G13, R48, E64

Источники:

1. Хайек Ф.А. Глава 2. Карл Менгер (1840-1921). / В книге: Судьбы либерализма в XX веке. - М.: ИРИСЭН, 2009. – 79-118 c.
2. Kim S.-H., Holland S., Han H.-S. A Structural Model for Examining how Destination Image, Perceived Value, and Service Quality Affect Destination Loyalty: a Case Study of Orlando // International Journal of Tourism Research. – 2013. – № 4. – p. 313-328. – doi: 10.1002/jtr.1877.
3. Калоева З.Ю., Кучиева И.Х., Аликова М.М. Маркетинговое ценообразование в туризме // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2020. – № 4. – c. 177-184. – doi: 10.29025/1994-7720-2020-4-177-184.
4. Masiero L. Nicolau J. Price sensitivity to tourism activities: looking for determinant factors // Tourism Economics. – 2013. – № 4. – doi: 10.5367/te.2012.0143.
5. Turrion-Pratts J., Duro J.A. Tourist seasonality and the role of markets // Journal of Destination Marketing and Management. – 2018. – № 6(2). – p. 23-31. – doi: 10.1016/j.jdmm.2016.11.004.
6. Туменова С.А. Прогнозирование динамики турпотока региона на основе адаптивной тренд-сезонной модели // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2016. – № 4(72). – c. 112-117.
7. Войнова Я.А. Проблемы ценообразования в санаторно-курортном комплексе (на примере санаториев г. Сочи) // Российское предпринимательство. – 2014. – № 24(270). – c. 182-193.
8. Ridderstaat J., Croes R. A framework for classifying causal factors of tourism demand seasonality: An interseason and intraseason approach // Journal of Hospitality & Tourism Research. – 2020. – № 5. – p. 733-760. – doi: 10.1177/1096348020912452.
9. Reinhold S., Laesser Ch., Baritelli P. Gallen Consensus on destination management // Journal of Destination Marketing and Management. – 2015. – № 4(2). – p. 137-142. – doi: 10.1016/j.jdmm.2015.03.006.
10. Ячменева В.М., Фокина Н.А. Методика совершенствования ценообразования на предприятии туристической сферы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2018. – № 3(44). – c. 176-183.
11. Туменова С.А. Курортно-туристический комплекс региона: стратегии, приоритеты, механизмы. / Монография. - Нальчик: ИИПРУ КБНЦ РАН, 2009. – 175 c.
12. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 21.05.2023).
13. Стратегия развития санаторно-курортного комплекса РФ. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. № 2581-р. Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72013422/ (дата обращения: 21.05.2023).
14. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню Туризма - 2023. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2023.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
15. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 1089-р. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45339/ (дата обращения: 18.06.2023).
16. Туменова С.А., Туменов М.В. Рекреационно-туристические зоны. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2007. – 136 c.
17. Жерукова А.Б., Туменова С.А. Бенчмаркинг: теория и практика применения. / Монография. - Нальчик: Полиграфсервис и Т (Котляровы М. и В.), 2012. – 139 c.
18. Ghosh P., Mukherjee S. Understanding tourist behaviour towards destination selection based on social media information: an evaluation using unsupervised clustering algorithms // Journal of Hospitality and Tourism Insights. – 2023. – № 2. – p. 754-778. – doi: 10.1108/jhti-11-2021-0317.

Страница обновлена: 19.12.2024 в 09:52:53