Социально-экономическая контекстуализация в региональной системе оценки качества общего образования: из опыта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Грошева Т.А.1, Петров А.А.1, Коротков М.Г.1, Самарин В.А.1, Санникова Н.И.1
1 Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42555594
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье с учетом сопоставительного анализа региональных походов к идентификации и анализу результативности деятельности школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, обоснована специфика оценочных процедур Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В ходе анализа становления региональной системы комплексной оценки социально-экономических контекстов деятельности школ с 2012 по 2019 годы выявлены базовые принципы оценки – открытость (преимущественное использование открытых данных), относительность (нормирование показателей от фактически достигнутых минимальных и максимальных значений по совокупности участников оценки), целеполагание (включение в состав оценки показателей, принимаемых общественно-профессиональным сообществом Югры в качестве значимых). Обоснованы преимущества использования в качестве показателя результативности деятельности школы интегрального показателя – индекса образовательных результатов. Сформулированы предложения по развитию региональных исследований по констектуализации применительно к оценке качества образования, в т.ч. с учетом специфики северных территорий.

Ключевые слова: школа, оценка качества образования, образовательные результаты, контекстные данные, неблагоприятные социальные условия, социально-экономическая депривация, человеческий капитал

JEL-классификация: I21, I26, J24

Источники:

Доклад о мировом развитии 2019 «Изменение характера труда». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. doi:10.1596/978-1-4648-1328-3. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30435/211328RU.pdf?sequence=34&isAllowed=y ( дата обращения: 23.11.2019 ).
2. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. – 2014. – № 4. – С. 58-95. – doi: 10.17323/1814-9545-2014-4-58-95 .
Выравнивание шансов детей на качественное образование. / сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 208 с.
Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в школах с разным уровнем социального благополучия. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. – 44 с.
5. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Данельченко Т.А., Ильясова О.А. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность в неблагоприятных социальных условиях // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 3. – С. 22-28. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_29430302_36774728.pdf .
6. Горбунова Т.С. О поддержке школ, работающих в сложных социальных условиях, в системе образования Омской области // Образовательная панорама. – 2015. – № 2(4). – С. 19-22. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_24345116_97096536.pdf.
7. Созонтова О.В. Региональная модель методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Региональное образование: современные тенденции. – 2018. – № 1(34). – С. 12-16. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_32620106_12677590.PDF.
8. Сергеев А.А., Шиндряев С.О. Исследование школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2018. – № 1(18). – С. 35-40. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_32486163_67532327.pdf.
9. Золотарева А.В. Профессиональное развитие кадров региональной системы образования на основе комплекса оценочных процедур // Образовательная панорама. – 2017. – № 1(7). – С. 6-14. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_30103205_30325753.pdf .
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования» (с изм. и доп.). Depobr-molod.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/upload/iblock/abd/Postanovlenie-Pravitelstva-KHMAO-_-YUgry-ot-05.10.2018-N-338_p.rtf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2015 № 1511 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 августа 2015 года «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Iro86.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/index/1511.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2016 № 1709 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, работающих в сложных социальных условиях». Iro86.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/SSU/1709.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2016 № 1111 «Об утверждении критериев и показателей, определяющих общеобразовательные организации, находящиеся в сложных социальных условиях». Iro86.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/SSU/1111.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Методика комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Depobr-molod.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/upload/iblock/8ac/Metodika-NOR-i-VOR-16.09.19.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по повышению объективности оценки образовательных результатов от 16.03.2018 № 05-71. Федеральный институт оценки качества образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Информационные%20письма/рекомендации%20по%20объективности%20оценочных%20процедур.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
16. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – С. 1025-1036. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_41263364_74542977.pdf.

Страница обновлена: 01.09.2025 в 06:10:50

 

 

Socio-economic contextualization of the regional system of quality evaluation of general education: the experience of the Khanty-Mansi Autonomous district – Yugra

Grosheva T.A., Petrov A.A., Korotkov M.G., Samarin V.A., Sannikova N.I.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Abstract:
In the article, with the comparative analysis of the regional approach to the identification and analysis of the performance of schools operating in adverse social conditions, we substantiate the specificity of evaluation procedures Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra. The analysis of the formation of a regional system of integrated assessment of socio-economic contexts of the school from 2012 to 2019 revealed the basic principles of the evaluation – openness (predominant use of open data), relativity (the valuation indicators from the achieved minimum and maximum values for the totality of the assessment), goal setting (the inclusion of assessment indicators, take socio-professional community of Ugra as relevant). The advantages of using as performance indicator the activities of the school of integral index – the index of educational outcomes. Formulated proposals for the development of regional research on contextualization the assessment of the quality of education, including the specifics of the Northern territories.

Keywords: school, education quality evaluation, educational outcomes, contextual data, social factors, socio-economic deprivation, human capital

JEL-classification: I21, I26, J24