Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства
Волкова И.А.1
, Галынчик Т.А.1![]()
1 Нижневартовский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 37 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350709
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Субъекты малого и среднего предпринимательства определяют социально-экономический уровень развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и, в частности, города Нижневартовска. В статье дан анализ основных экономических показателей деятельности малых и средних предприятий, выявлена отрицательная динамика, вызванная влиянием внешних факторов, обозначена проблема снижения численности субъектов малого и среднего предпринимательства и как следствие, снижение численности рабочих мест. Изучение факторов, влияющих на рост и развитие субъектов малого и среднего бизнеса, позволило соотнести эффективность процесса развития предпринимательства и направления их влияния. Авторами определено, что предпринятые меры государственной поддержки, инвестиции в части открытия новых бизнесов, дистанционный формат работы способствовали восстановлению предпринимательского потенциала и обеспечили рост основных экономических показателей, в свою очередь, рост и развитие малых и средних предприятий является стратегическим направлением, определяющим устойчивое развитие северной территории. Результаты исследования будут интересны для представителей федерального и регионального уровней власти, деятельность которых определяет уровень и условия развития предпринимательства, руководителям и специалистам малых и средних предприятий.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономический потенциал, регион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
JEL-классификация: L26, M21, R12, R13
Введение. Малое и среднее предпринимательство является необходимым элементом любой развитой экономической системы, удельная доля субъектов малого и среднего предпринимательства составляет до 90% от всех компаний в мире, обеспечивая 70% рабочих мест и создавая 50% мирового ВВП [12, с. 3]. Средние предприятия обеспечивают рыночную конкуренцию, так как субъекты среднего предпринимательства вынуждены конкурировать и с крупным капиталом, и внутри своей группы. Малые предприятия обеспечивают дополнительный спрос на потребительские товары, образуют дополнительные доходы у населения.
Развитие малых и средних предприятий, в первую очередь, определяется региональными факторами и условиями, что обусловливает необходимость систематического наблюдения, непрерывного учета, оценки и контроля развития малого и среднего предпринимательства в пространстве региона [1, 3].
Малые предприятия в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития региона, средние предприятия способствуют социальной, политической и экономической стабильности в стране [7]. Однако по стране прослеживается резкий дисбаланс в уровне деловой активности малого бизнеса в зависимости от региона [4].
Для населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра развитие малого и среднего предпринимательства имеет особое значение, так как северный регион нуждается в формировании конкурентной среды, повышении уровня и качества жизни населения, создании новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Малое и среднее предпринимательство способно оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
Однако геополитические вызовы и эпидемиологическая ситуация, проявляющиеся в последнее время оказывают отрицательное влияние на рост и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня Россия находится в условиях воздействия санкций, беспрецедентных по своему масштабу. Санкционное воздействие отразилось на большинстве хозяйствующих субъектов, в том числе на субъектах малого и среднего предпринимательства [6]. Эпидемиологическая ситуация и антиковидные ограничения оказали негативное влияние в большей степени на малое и среднее предпринимательство, по сравнению с крупным бизнесом [2, 14, 15, 18]. Сложившаяся ситуация требует детального анализа и глубокой проработки, что и определило актуальность темы исследования.
Целью исследования стало определение и обоснование динамики роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска.
Для достижения поставленной цели в рамках статьи были решены следующие задачи: анализ основных экономических показателей роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска за последние пять лет и по результатам сплошного статистического наблюдения; определение направлений развития малых и средних предприятий с учетом установленной тенденции.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили аналитические отчеты и публикации Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, информация официального сайта органов местного самоуправления города Нижневартовска, доклады главы администрации о достигнутых значениях показателей деятельности органов местного самоуправления и другие материалы.
В работе были использованы аналитические методы системного и процессного анализа, контент-анализа научной литературы, структурно-логического анализа, графической обработки информации.
Основная часть. В 2015 и 2020 году в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р было проведено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве респондентов выступили представители субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели.
По данным наблюдения за пятилетний период число малых и средних предприятий в статусе юридического лица уменьшилось на 8%, а число индивидуальных предпринимателей – на 20% (рисунок 1) [16, 17].
Отрицательная тенденция изменения численности субъектов малого и среднего предпринимательства в статусе юридических лиц отмечена у средних предприятий (-14,1%), более устойчивыми оказались микропредприятия (-5,5%).
Негативная ситуация с банкротством субъектов малого и среднего предпринимательства имеет проявление в 2019-2020 году, так как распространение коронавирусной инфекции повлияло на снижение индекса деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства, рост безработицы, отсутствие или ограничение финансирования со стороны инвесторов и другие факторы [5].
Рисунок 1 – Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. [16, 17]
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения г. Нижневартовска за период с 2018 по 2021 год уменьшилось на 5,6% (474,5 ед. в 2018 году и 449,2 ед. в 2021 году) [8]. Снижение показателя в 2021 году относительно 2020 года на 1,1% (454,4 ед. в 2020 году) обусловлено ростом численности населения на 0,6% и сокращением количества субъектов предпринимательства на 0,6%.
По результатам крупномасштабного исследования (весна 2021 год) в рамках проекта «Социология Малого Бизнеса», реализуемого Институтом Фонда «Общественное мнение», эпидемическая ситуация повлияла в большей степени на малые и средние предприятия в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений (56%), в сфере туризма (55%), в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса (от примерно 40% до более чем половины таких предприятий против 26% в среднем по выборке). В меньшей степени внешние вызовы имели влияние на предприятия в сельском, лесном и рыболовном хозяйстве, в сфере информационных технологий, связи и интернета, в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств составила всего лишь от 13 до 18%. Не испытали негативного влияния предприятия сферы строительства, ЖКХ, промышленности, транспорта и складского хозяйства [19].
Отрицательную динамику подтверждают исследования [18], которые свидетельствуют, что наиболее пострадавшими в силу специфики деятельности оказались предприятия таких сфер деятельности, как: туризм и гостеприимство; полиграфические услуги; бьюти-сфера; сфера общественного питания; производство люксовой одежды и т.д.
На 01 октября 2022 года количество малых и средних предприятий в городе Нижневартовске составляет более 3,56 тыс. единиц, среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях города оценивается в количестве 38,0 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий по оценке составляет 96,5 млрд. рублей [11].
В связи с отмеченной тенденцией снижения численности субъектов малого и среднего предпринимательства за пятилетний период, произошло снижение численности рабочих мест (на 8,2%). Анализируя структуру распределения численности работников по типам предприятий, можно отметить, что численность работников средних предприятий составила в 2020 году 22,6% от общей численности занятых в малом и среднем предпринимательстве, на малых предприятиях работало – 77,4% из них микропредприятия включали – 38%. Более 50% составляют работники предприятий транспортировки и хранения (18,3%), торговли и ремонта (17,1%) и строительства (15,8%) (рисунок 2).
В целом по ХМАО-Югре за анализируемый период средняя численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) снизилась на 12,4%, численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности возросла на 39,3% [11].
Средняя численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по видам экономической деятельности за 2020 год в большей степени так же представлена субъектами торговли и ремонта (37,7%), транспортировки и хранения (20,3%). Средняя численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности составляет 13 025 человек, из них индивидуальными предпринимателями являются 6 117 человек, 1 007 индивидуальных предпринимателей, привлекающих наемных работников, что составляет 16,3% от общей численности [16].
Однако в 2021 году доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций возросла на 0,3 п.п. и составила 36,4% в 2021 году (в 2020 году – 36,1%), что обусловлено снижением численности работников крупных и средних предприятий на 2,8% по отношению к 2020 году [8].
Это говорит о существующих возможностях восстановления предпринимательского потенциала, малым и средним предприятиям адаптироваться позволил переход на дистанционный режим работы, принятые меры государственной поддержки секторальной направленности, инвестиции в части новых стартапов, отличающихся быстрой окупаемостью и другие факторы.
Рисунок 2 – Структура средней численности занятых по субъектам малого и среднего предпринимательства (%), 2020 год [17]
Возможности малых и средних предприятий региона и города Нижневартовска представляют весомую часть экономического потенциала, имеют конкурентные преимущества в формировании социальной и экологической ответственности в условиях социально-экономической нестабильности. Анализ основных экономических показателей позволяет выявить проблемы и тенденции роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) у юридических лиц г. Нижневартовска по видам экономической деятельности выросла на 2,6%. В 2020 году наибольшую долю в общей выручке составляют предприятия оптовой и розничной торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (36,4%), а также предприятия, специализирующиеся на транспортировке и хранении (16%) и строительные компании (13,1%) (рисунок 3).
Рисунок 3 – Выручка от реализации (товаров, услуг) по видам экономической деятельности (%), 2020 год [17]
Индивидуальные предприниматели показали значительный рост выручки (на 83,6%) за анализируемый период, наибольшую долю составляют предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (47,3%), предприятия транспортировки и хранения (13,2%) [16].
В целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре оборот субъектов среднего предпринимательства до 2019 года снижался (2017 год – 84,4 млрд. руб., 2019 год – 74,4 млрд. руб.), к 2021 году наблюдается рост оборота на 31,2% (2012 год – 97,6 млрд. руб.). Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) снизился на 5,8% в 2021 году по отношению к 2019 году [11].
За анализируемый период оплата труда в расчете на одно замещенное рабочее место (в среднем за месяц) у субъектов малого и среднего предпринимательства выросла на 31,7% (по всем типам предприятий), у микропредприятий, несмотря на самый низкий уровень оплаты труда (20176 руб. – 2015 год, 29985 руб. – 2020 год) (рисунок 4) отмечен самый высокий рост (на 48,6%). Наиболее высокий уровень оплаты труда наблюдается у субъектов среднего предпринимательства (42 425 руб. – 2015 год, 56 936 руб. – 2020 год).
Рисунок 4 – Динамика оплаты труда в расчете на одно замещенное рабочее место (в среднем за месяц) у субъектов малого и среднего предпринимательства (руб.) [16, 17]
Как было отмечено выше, возможность адаптироваться к внешним угрозам у субъектов малого и среднего предпринимательства появилась благодаря государственной поддержке. Так, на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса на территории города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» оказана финансовая поддержка 122 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 642 млн рублей [10].
В 2020 и 2021 году выплачены субсидии 11 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 143,4 млн рублей и 131,5 млн рублей соответственно.
Благодаря финансовой поддержке 2020 году по сравнению с 2018 годом достигнуты следующие целевые показатели: объем производства рыбной продукции увеличился с 2065 до 2 216,6 т; овощной продукции – с 323,3 до 363 т; объем производства мяса скота и птицы (в живом весе) уменьшился с 2 745,4 до 1160,4 т.
В целях поддержки предпринимательской инициативы в период 2018-2021 годы осуществлялась реализация муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», реализован региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящий в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», региональный проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию». В дополнение к принятым на федеральном и региональном уровнях мерам поддержки, в городе были расширены меры муниципальной имущественной, налоговой поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание отведено поддержке субъектов в сфере социального предпринимательства; осуществляющих социально значимые виды деятельности, инновационного и молодежного предпринимательства; осуществляющих деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
Выводы. Следует отметить, что проявляющиеся в последнее время геополитические и эпидемиологические вызовы нанесли значительный урон субъектам малого и среднего предпринимательства, что отражает отрицательная динамика анализируемых социально-экономических показателей. Однако, предпринятые меры государственной поддержки, используемые возможности в части внедрения технологий цифровой экономики, предпринимательская инициатива позволили адаптироваться малому и среднему предпринимательству к сложившимся условиям и остановить надвигающийся кризис.
Таким образом, поскольку рост и развитие малых и средних предприятий является стратегически важной задачей, определяющей устойчивое развитие территории, необходимо продолжить исследования в части выявления направлений использования научно-технических возможностей, запроса потребительского рынка на обеспечение населения необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, условий создания дополнительных рабочих мест для населения города и других актуальных направлений, способствующих экономическому росту и развитию предпринимательства региона.
Источники:
2. Зимовец, А.В., Ханина А.В. Один год борьбы с коронавирусной пандемией COVID-19: анализ результатов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1035-1046. – doi: 10.18334/epp.11.5.112114.
3. Ильина С.А., Доржиева В.В. Проблемы качества оценки показателей субъектов малого и среднего предпринимательства и измерения их вклада в достижение целей формирования новой модели развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 9. – c. 2415-2430. – doi: 10.18334/epp.10.9.110814.
4. Козырев А.В. Концепция адаптивной системы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2755-2774. – doi: 10.18334/epp.11.12.114049.
5. Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. – 2021. – № 2. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10128.
6. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1.
7. Крапчина Л.Н., Пронина Ю.Ю., Малашина Е.А., Циняева А.А. Развитие отечественного малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений обеспечения продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – № 4. – c. 219-230. – doi: 10.18334/ppib.6.4.41547.
8. Доклад главы администрации о достигнутых значениях показателей деятельности ОМСУ. Мониторинг Югра. [Электронный ресурс]. URL: http://monitoring.admhmao.ru/ sections/omsu/administrative-head-report/ (дата обращения: 10.12.2022).
9. Информация о малых и средних предприятиях города Нижневартовска. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: https://www.n-vartovsk.ru/inf/predprinimatelstvo/support_msp/inf_support_msp/ (дата обращения: 17.12.2022).
10. Отчеты главы города. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: https://www.n-vartovsk.ru/authorities/town_glava/otchety_gg/ 253665.html (дата обращения: 06.12.2022).
11. Институциональные преобразования в экономике. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics (дата обращения: 16.01.2023).
12. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. - 2020. - 40 с
13. Постановление Правительство Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Министерство транспорта Российской Федерации. Mintrans.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/1/10639?type=1 (дата обращения: 19.01.2023).
14. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях коронакризиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1693-1708. – doi: 10.18334/epp.12.6.114850.
15. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 285-289. – doi: 10.18334/epp.11.2.111588.
16. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2015 (итоги). Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2015 (дата обращения: 26.12.2022).
17. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2020 (итоги). Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2020 (дата обращения: 26.12.2022).
18. Ханина А.В., Зимовец А.В. Последствия пандемии COVID-19 для субъектов малого и среднего предпринимательства: прогнозный сценарий эффективности мер поддержки // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 511-526. – doi: 10.18334/epp.12.2.114192.
19. Чепуренко А.Ю. Как малый бизнес перенес нашествие коронавируса. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/10/19/kak-perenes-malyj-biznes-nashestvie-koronavirusa.html (дата обращения: 19.01.2023).
Страница обновлена: 26.05.2025 в 21:57:25
Download PDF | Downloads: 37 | Citations: 4
The economic potential of the region: problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses
Volkova I.A., Galynchik T.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 2 (February 2023)
Abstract:
Small and medium-sized businesses determine the level of socio-economic development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra and, in particular the city of Nizhnevartovsk. The analysis of the main economic indicators of small and medium-sized businesses was carried out. The negative dynamics caused by the influence of external factors was revealed. The problem of reducing the number of small and medium-sized businesses and, as a consequence, a reduction in job numbers was identified. The study of factors affecting the growth and development of small and medium-sized businesses allowed to correlate the effectiveness of the process of entrepreneurship development and the direction of factors' influence. The measures taken by the state support, investments in the opening of new businesses and the remote format of work contributed to the restoration of entrepreneurial potential and ensured the growth of the main economic indicators. In turn, the growth and development of small and medium-sized businesses is a strategic direction that determines the sustainable development of the northern territory. The results of the study will be of interest to representatives of the federal and regional levels of government, whose activities determine the level and conditions of entrepreneurship development, managers and specialists of small and medium-sized businesses.
Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, economic potential, region, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra
JEL-classification: L26, M21, R12, R13
