Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства

Волкова И.А.1, Галынчик Т.А.1
1 Нижневартовский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350709
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Субъекты малого и среднего предпринимательства определяют социально-экономический уровень развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и, в частности, города Нижневартовска. В статье дан анализ основных экономических показателей деятельности малых и средних предприятий, выявлена отрицательная динамика, вызванная влиянием внешних факторов, обозначена проблема снижения численности субъектов малого и среднего предпринимательства и как следствие, снижение численности рабочих мест. Изучение факторов, влияющих на рост и развитие субъектов малого и среднего бизнеса, позволило соотнести эффективность процесса развития предпринимательства и направления их влияния. Авторами определено, что предпринятые меры государственной поддержки, инвестиции в части открытия новых бизнесов, дистанционный формат работы способствовали восстановлению предпринимательского потенциала и обеспечили рост основных экономических показателей, в свою очередь, рост и развитие малых и средних предприятий является стратегическим направлением, определяющим устойчивое развитие северной территории. Результаты исследования будут интересны для представителей федерального и регионального уровней власти, деятельность которых определяет уровень и условия развития предпринимательства, руководителям и специалистам малых и средних предприятий.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономический потенциал, регион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

JEL-классификация: L26, M21, R12, R13



Введение. Малое и среднее предпринимательство является необходимым элементом любой развитой экономической системы, удельная доля субъектов малого и среднего предпринимательства составляет до 90% от всех компаний в мире, обеспечивая 70% рабочих мест и создавая 50% мирового ВВП [12, с. 3]. Средние предприятия обеспечивают рыночную конкуренцию, так как субъекты среднего предпринимательства вынуждены конкурировать и с крупным капиталом, и внутри своей группы. Малые предприятия обеспечивают дополнительный спрос на потребительские товары, образуют дополнительные доходы у населения.

Развитие малых и средних предприятий, в первую очередь, определяется региональными факторами и условиями, что обусловливает необходимость систематического наблюдения, непрерывного учета, оценки и контроля развития малого и среднего предпринимательства в пространстве региона [1, 3].

Малые предприятия в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития региона, средние предприятия способствуют социальной, политической и экономической стабильности в стране [7]. Однако по стране прослеживается резкий дисбаланс в уровне деловой активности малого бизнеса в зависимости от региона [4].

Для населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра развитие малого и среднего предпринимательства имеет особое значение, так как северный регион нуждается в формировании конкурентной среды, повышении уровня и качества жизни населения, создании новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Малое и среднее предпринимательство способно оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.

Однако геополитические вызовы и эпидемиологическая ситуация, проявляющиеся в последнее время оказывают отрицательное влияние на рост и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня Россия находится в условиях воздействия санкций, беспрецедентных по своему масштабу. Санкционное воздействие отразилось на большинстве хозяйствующих субъектов, в том числе на субъектах малого и среднего предпринимательства [6]. Эпидемиологическая ситуация и антиковидные ограничения оказали негативное влияние в большей степени на малое и среднее предпринимательство, по сравнению с крупным бизнесом [2, 14, 15, 18]. Сложившаяся ситуация требует детального анализа и глубокой проработки, что и определило актуальность темы исследования.

Целью исследования стало определение и обоснование динамики роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска.

Для достижения поставленной цели в рамках статьи были решены следующие задачи: анализ основных экономических показателей роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска за последние пять лет и по результатам сплошного статистического наблюдения; определение направлений развития малых и средних предприятий с учетом установленной тенденции.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили аналитические отчеты и публикации Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, информация официального сайта органов местного самоуправления города Нижневартовска, доклады главы администрации о достигнутых значениях показателей деятельности органов местного самоуправления и другие материалы.

В работе были использованы аналитические методы системного и процессного анализа, контент-анализа научной литературы, структурно-логического анализа, графической обработки информации.

Основная часть. В 2015 и 2020 году в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р было проведено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве респондентов выступили представители субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели.

По данным наблюдения за пятилетний период число малых и средних предприятий в статусе юридического лица уменьшилось на 8%, а число индивидуальных предпринимателей – на 20% (рисунок 1) [16, 17].

Отрицательная тенденция изменения численности субъектов малого и среднего предпринимательства в статусе юридических лиц отмечена у средних предприятий (-14,1%), более устойчивыми оказались микропредприятия (-5,5%).

Негативная ситуация с банкротством субъектов малого и среднего предпринимательства имеет проявление в 2019-2020 году, так как распространение коронавирусной инфекции повлияло на снижение индекса деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства, рост безработицы, отсутствие или ограничение финансирования со стороны инвесторов и другие факторы [5].

Рисунок 1 – Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. [16, 17]

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения г. Нижневартовска за период с 2018 по 2021 год уменьшилось на 5,6% (474,5 ед. в 2018 году и 449,2 ед. в 2021 году) [8]. Снижение показателя в 2021 году относительно 2020 года на 1,1% (454,4 ед. в 2020 году) обусловлено ростом численности населения на 0,6% и сокращением количества субъектов предпринимательства на 0,6%.

По результатам крупномасштабного исследования (весна 2021 год) в рамках проекта «Социология Малого Бизнеса», реализуемого Институтом Фонда «Общественное мнение», эпидемическая ситуация повлияла в большей степени на малые и средние предприятия в сфере культуры, спорта, организации досуга и развлечений (56%), в сфере туризма (55%), в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса (от примерно 40% до более чем половины таких предприятий против 26% в среднем по выборке). В меньшей степени внешние вызовы имели влияние на предприятия в сельском, лесном и рыболовном хозяйстве, в сфере информационных технологий, связи и интернета, в сфере торговли и ремонта автотранспортных средств составила всего лишь от 13 до 18%. Не испытали негативного влияния предприятия сферы строительства, ЖКХ, промышленности, транспорта и складского хозяйства [19].

Отрицательную динамику подтверждают исследования [18], которые свидетельствуют, что наиболее пострадавшими в силу специфики деятельности оказались предприятия таких сфер деятельности, как: туризм и гостеприимство; полиграфические услуги; бьюти-сфера; сфера общественного питания; производство люксовой одежды и т.д.

На 01 октября 2022 года количество малых и средних предприятий в городе Нижневартовске составляет более 3,56 тыс. единиц, среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях города оценивается в количестве 38,0 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий по оценке составляет 96,5 млрд. рублей [11].

В связи с отмеченной тенденцией снижения численности субъектов малого и среднего предпринимательства за пятилетний период, произошло снижение численности рабочих мест (на 8,2%). Анализируя структуру распределения численности работников по типам предприятий, можно отметить, что численность работников средних предприятий составила в 2020 году 22,6% от общей численности занятых в малом и среднем предпринимательстве, на малых предприятиях работало – 77,4% из них микропредприятия включали – 38%. Более 50% составляют работники предприятий транспортировки и хранения (18,3%), торговли и ремонта (17,1%) и строительства (15,8%) (рисунок 2).

В целом по ХМАО-Югре за анализируемый период средняя численность работников малых предприятий (включая микропредприятия) снизилась на 12,4%, численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности возросла на 39,3% [11].

Средняя численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности по видам экономической деятельности за 2020 год в большей степени так же представлена субъектами торговли и ремонта (37,7%), транспортировки и хранения (20,3%). Средняя численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности составляет 13 025 человек, из них индивидуальными предпринимателями являются 6 117 человек, 1 007 индивидуальных предпринимателей, привлекающих наемных работников, что составляет 16,3% от общей численности [16].

Однако в 2021 году доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций возросла на 0,3 п.п. и составила 36,4% в 2021 году (в 2020 году – 36,1%), что обусловлено снижением численности работников крупных и средних предприятий на 2,8% по отношению к 2020 году [8].

Это говорит о существующих возможностях восстановления предпринимательского потенциала, малым и средним предприятиям адаптироваться позволил переход на дистанционный режим работы, принятые меры государственной поддержки секторальной направленности, инвестиции в части новых стартапов, отличающихся быстрой окупаемостью и другие факторы.

Рисунок 2 – Структура средней численности занятых по субъектам малого и среднего предпринимательства (%), 2020 год [17]

Возможности малых и средних предприятий региона и города Нижневартовска представляют весомую часть экономического потенциала, имеют конкурентные преимущества в формировании социальной и экологической ответственности в условиях социально-экономической нестабильности. Анализ основных экономических показателей позволяет выявить проблемы и тенденции роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) у юридических лиц г. Нижневартовска по видам экономической деятельности выросла на 2,6%. В 2020 году наибольшую долю в общей выручке составляют предприятия оптовой и розничной торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (36,4%), а также предприятия, специализирующиеся на транспортировке и хранении (16%) и строительные компании (13,1%) (рисунок 3).

Рисунок 3 – Выручка от реализации (товаров, услуг) по видам экономической деятельности (%), 2020 год [17]

Индивидуальные предприниматели показали значительный рост выручки (на 83,6%) за анализируемый период, наибольшую долю составляют предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (47,3%), предприятия транспортировки и хранения (13,2%) [16].

В целом по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре оборот субъектов среднего предпринимательства до 2019 года снижался (2017 год – 84,4 млрд. руб., 2019 год – 74,4 млрд. руб.), к 2021 году наблюдается рост оборота на 31,2% (2012 год – 97,6 млрд. руб.). Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) снизился на 5,8% в 2021 году по отношению к 2019 году [11].

За анализируемый период оплата труда в расчете на одно замещенное рабочее место (в среднем за месяц) у субъектов малого и среднего предпринимательства выросла на 31,7% (по всем типам предприятий), у микропредприятий, несмотря на самый низкий уровень оплаты труда (20176 руб. – 2015 год, 29985 руб. – 2020 год) (рисунок 4) отмечен самый высокий рост (на 48,6%). Наиболее высокий уровень оплаты труда наблюдается у субъектов среднего предпринимательства (42 425 руб. – 2015 год, 56 936 руб. – 2020 год).

Рисунок 4 – Динамика оплаты труда в расчете на одно замещенное рабочее место (в среднем за месяц) у субъектов малого и среднего предпринимательства (руб.) [16, 17]

Как было отмечено выше, возможность адаптироваться к внешним угрозам у субъектов малого и среднего предпринимательства появилась благодаря государственной поддержке. Так, на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие агропромышленного комплекса на территории города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» оказана финансовая поддержка 122 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 642 млн рублей [10].

В 2020 и 2021 году выплачены субсидии 11 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 143,4 млн рублей и 131,5 млн рублей соответственно.

Благодаря финансовой поддержке 2020 году по сравнению с 2018 годом достигнуты следующие целевые показатели: объем производства рыбной продукции увеличился с 2065 до 2 216,6 т; овощной продукции – с 323,3 до 363 т; объем производства мяса скота и птицы (в живом весе) уменьшился с 2 745,4 до 1160,4 т.

В целях поддержки предпринимательской инициативы в период 2018-2021 годы осуществлялась реализация муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», реализован региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящий в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», региональный проект «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию». В дополнение к принятым на федеральном и региональном уровнях мерам поддержки, в городе были расширены меры муниципальной имущественной, налоговой поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание отведено поддержке субъектов в сфере социального предпринимательства; осуществляющих социально значимые виды деятельности, инновационного и молодежного предпринимательства; осуществляющих деятельность в отраслях, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.

Выводы. Следует отметить, что проявляющиеся в последнее время геополитические и эпидемиологические вызовы нанесли значительный урон субъектам малого и среднего предпринимательства, что отражает отрицательная динамика анализируемых социально-экономических показателей. Однако, предпринятые меры государственной поддержки, используемые возможности в части внедрения технологий цифровой экономики, предпринимательская инициатива позволили адаптироваться малому и среднему предпринимательству к сложившимся условиям и остановить надвигающийся кризис.

Таким образом, поскольку рост и развитие малых и средних предприятий является стратегически важной задачей, определяющей устойчивое развитие территории, необходимо продолжить исследования в части выявления направлений использования научно-технических возможностей, запроса потребительского рынка на обеспечение населения необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, условий создания дополнительных рабочих мест для населения города и других актуальных направлений, способствующих экономическому росту и развитию предпринимательства региона.


Источники:

1. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868. – doi: 10.18334/epp.12.7.115120.
2. Зимовец, А.В., Ханина А.В. Один год борьбы с коронавирусной пандемией COVID-19: анализ результатов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1035-1046. – doi: 10.18334/epp.11.5.112114.
3. Ильина С.А., Доржиева В.В. Проблемы качества оценки показателей субъектов малого и среднего предпринимательства и измерения их вклада в достижение целей формирования новой модели развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 9. – c. 2415-2430. – doi: 10.18334/epp.10.9.110814.
4. Козырев А.В. Концепция адаптивной системы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2755-2774. – doi: 10.18334/epp.11.12.114049.
5. Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. – 2021. – № 2. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10128.
6. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1.
7. Крапчина Л.Н., Пронина Ю.Ю., Малашина Е.А., Циняева А.А. Развитие отечественного малого и среднего бизнеса как одно из стратегических направлений обеспечения продовольственной безопасности страны // Продовольственная политика и безопасность. – 2019. – № 4. – c. 219-230. – doi: 10.18334/ppib.6.4.41547.
8. Доклад главы администрации о достигнутых значениях показателей деятельности ОМСУ. Мониторинг Югра. [Электронный ресурс]. URL: http://monitoring.admhmao.ru/ sections/omsu/administrative-head-report/ (дата обращения: 10.12.2022).
9. Информация о малых и средних предприятиях города Нижневартовска. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: https://www.n-vartovsk.ru/inf/predprinimatelstvo/support_msp/inf_support_msp/ (дата обращения: 17.12.2022).
10. Отчеты главы города. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: https://www.n-vartovsk.ru/authorities/town_glava/otchety_gg/ 253665.html (дата обращения: 06.12.2022).
11. Институциональные преобразования в экономике. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics (дата обращения: 16.01.2023).
12. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. - 2020. - 40 с
13. Постановление Правительство Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Министерство транспорта Российской Федерации. Mintrans.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/1/10639?type=1 (дата обращения: 19.01.2023).
14. Санников Д.В. Анализ современного состояния мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России в условиях коронакризиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1693-1708. – doi: 10.18334/epp.12.6.114850.
15. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 285-289. – doi: 10.18334/epp.11.2.111588.
16. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2015 (итоги). Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2015 (дата обращения: 26.12.2022).
17. Сплошное наблюдение малого и среднего предпринимательства за 2020 (итоги). Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/obsled_ms2020 (дата обращения: 26.12.2022).
18. Ханина А.В., Зимовец А.В. Последствия пандемии COVID-19 для субъектов малого и среднего предпринимательства: прогнозный сценарий эффективности мер поддержки // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 511-526. – doi: 10.18334/epp.12.2.114192.
19. Чепуренко А.Ю. Как малый бизнес перенес нашествие коронавируса. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/10/19/kak-perenes-malyj-biznes-nashestvie-koronavirusa.html (дата обращения: 19.01.2023).

Страница обновлена: 01.12.2024 в 16:12:53