Анализ климатических вызовов, существующих в странах АСЕАН, и их влияние на социально-экономическую стабильность региона
Сахвадзе Г.Г.1
1 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
Актуальность тематики статьи определяется значимостью климатических вызовов и экологических проблем стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, и их влиянием на социально-экономическую стабильность региона. Новизна работы заключается в разработке комплекса рекомендаций (двух политико-экономических и одну социо-экономической) по минимизации ущерба от них. Главная задача – не усугублять проблему, вызванную природными катастрофами, дополнительными техногенными факторами, иначе может сработать отрицательный синергетический эффект, что может привести к катастрофическим последствиям. Первая политико-экономическая рекомендация – максимально быстрый переход стран региона к экономике замкнутого цикла. Вторая политико-экономическая рекомендация – разрешение существующего климато-энергетического парадокса в странах региона, т.к. продолжается обильное субсидирование добычи ископаемого топлива. Помимо вышеуказанных двух политико-экономических рекомендаций необходима реализация одной социо-экономической рекомендации, т.к. неблагоприятные последствия экстремальных погодных явлений актуальна для психического здоровья людей, что напрямую влияет на их политическую и экономическую активность. Комплексная практическая реализация разработанных политико-экономической и социо-экономической рекомендаций позволит минимизировать ущерб от климатических и экологических вызовов в странах региона. Статья будет интересна научным и учебным организациям, а также профильным ведомствам, занимающихся проблематикой социально-экономического положения стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, в контексте климатической повестки
Ключевые слова: изменение климата, экономика замкнутого цикла, климато-энергетический парадокс, устойчивое развитие, АСЕАН
JEL-классификация: А13, B15
Введение
Изменение климата представляет собой серьезную глобальную проблему современности [5] (Рогожина, 2022). Заметное повышение средней температуры земной поверхности наблюдались с 1850-1900 гг. по 2011-2020 гг, при этом прогнозы специалистов указывают на то, что к концу 21-го столетия повышение средней температуры может превысить 2°C [1]. Такое стремительное потепление способствует увеличению частоты и интенсивности экстремальных явлений (например, аномальной жары, наводнений, циклонов), что приводит к разрушительным последствиям и серьезным сбоям в природной, социальной, экономической сферах [10] (Cianconi, Betro, Janiri, 2020). Только в бассейне Бенгальского залива образуются около 7% глобальных циклонов, что, по экспертным оценкам, уже привело к финансовым потерям, которые оцениваются почти в 5,2 трлн. долларов США только на территории бассейна Индийского океана в период с 1990 по 2020 год [8] (Assessing…, 2021).
Регион АСЕАН подвержен сильным экстремальным погодным явлениям из-за своего географического расположения. В частности, многие страны региона граничат с обширными береговыми линиями. Помимо этого, страны региона имеют существенные проблемы с экономической инфраструктурой и системами здравоохранения [2]. По данным Центра исследований эпидемиологии стихийных бедствий (The Centre for Research on the Epidemiology of Disasters – CRED), Азия как континент сталкивается с самой высокой частотой стихийных бедствий (44,4%), что приводит к наибольшему количеству жертв от стихийных бедствий (69,5%) и наибольшему экономическому ущербу (64,4% от общемировых затрат, связанных со стихийными бедствиями) [7] (Air…, 2022).
На данном этапе, главной задачей является предотвращение усугубления проблемы, вызванную природными катастрофами, дополнительными техногенными катастрофами, иначе может сработать отрицательный синергетический эффект, что может привести к катастрофическим последствиям [2] (Вода, 2018).
Чтобы минимизировать ущерб от климатических и экологических вызовов в странах АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), разработаны 2 политико-экономические и 1 социо-экономическая рекомендации.
Одной из двух основных политико-экономических рекомендацией по минимизации ущерба от экстремальных климатических вызовов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, является скорейший переход от линейной экономики к экономике замкнутого цикла.
Экономика замкнутого цикла (ЭЗЦ) — это парадигма устойчивого развития, которая способствует более эффективному использованию природных и человеческих ресурсов, сокращению отходов, минимизирует негативные воздействия на окружающую среду, при этом параллельно способствует экономическому росту [1] (Витязева, 2023). Популярность этой парадигмы носит глобальный характер, поскольку негативные последствия линейных моделей потребления ресурсов становятся все более очевидными для всех. В этом направлении страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) проявляют все более растущий интерес к концепции ЭЗЦ [3].
Вторая основная политико-экономическая рекомендация по пути минимизации ущерба от экстремальных погодных явлений – это разрешение существующего климатического и энергетического парадокса АСЕАН. Юго-Восточная Азия сильно страдает от изменения климата, но усилия государств-членов АСЕАН по смягчению последствий несоизмеримы с угрозой, с которой они сталкиваются3. Страны АСЕАН также не спешат внедрять электромобили и присоединяться к Международному агентству по возобновляемым источникам энергии (International Renewable Energy Agency – IRENA), продолжая при этом сжигать свои леса, направлять субсидии на ископаемое топливо и инвестировать в новые угольные электростанции.
Еще одним побочным эффектом проявления экстремальных погодных явлений в странах АСЕАН является тот факт, что они вызывают глубокие психосоциальные последствия у людей, увеличивая распространенность психических заболеваний [9] (Cenat, Mclntee, Blais-Rochette, 2020). Этот феномен мало изучен и требует дельнейших систематических исследований.
В настоящей работе произведен анализ влияния экстремальных погодных явлений в странах АСЕАН на социально-экономическую и политическую стабильность в регионе. В качестве рекомендации по борьбе с последствиями экстремальных погодных явлений предложены 2 политико-экономические рекомендации (ПЭР) и одна социо-экономическая рекомендация (СЭР). В качестве ПЭР выступают максимально быстрый переход стран АСЕАН к экономике замкнутого цикла (ПЭР-1) и скорейшее разрешение климато-энергетического парадокса, наблюдающегося в регионе (ПЭР-2). Отдельно следует отметить, что кроме прямо нанесенного ущерба, экстремальные погодные явления оказывают глубокое психосоциальное воздействие на людей, усиливается распространенность психических заболеваний, что напрямую влияет на их экономическую и политическую активность. Поэтому разработана и социо-экономическая рекомендация (СЭР). Предполагается, что комплексная практическая реализация разработанных политико-экономической и социо-экономической компонент позволит минимизировать ущерб от климатических и экологических вызовов в странах АСЕАН.
Анализ климатических вызовов, существующих в странах АСЕАН
Для региона АСЕАН характерны свои уникальные уязвимые места, такие как высокая плотность населения, социально-экономические проблемы и подверженность частым и суровым климатическим явлениям. Ситуация сложная, и необходимо проведение комплексного анализа, который поможет политикам, практикам и исследователям разобраться в сложной взаимосвязи между изменением климата, экстремальными погодными явлениями и психическим здоровьем в странах АСЕАН [4]. Кроме того, выявленные факторы риска и возможные меры вмешательства могут быть полезны для других регионов мира, сталкивающихся с подобными проблемами. Это открывает новые горизонты для более широкого обсуждения вопросов адаптации к изменению климата и обеспечения устойчивого развития.
Экстремальные погодные явления в странах АСЕАН происходят часто, что напрямую влияет на социально-экономическую и политическую стабильность в регионе [17] (Pihkala, 2020). К экстремальным погодным условиям, часто встречающим в регионе, относятся: глобальное потепление, стихийные бедствия, сильная жара, наводнения, размывание берегов рек, повышение уровня моря, повышенная соленость, ураганы, тайфуны, циклоны, штормы, засуха и т.д. Исследования показали, что имеется тесная связь между экстремальными погодными явлениями и проблемами психического здоровья, включая Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессию, тревогу, суицидальное поведение, эмоциональные симптомы, нарушение сна и повышенный уровень стресса [9] (Cenat, Mclntee, Blais-Rochette, 2020).
Переход стран АСЕАН к экономике замкнутого цикла – основной способ минимизации ущерба от климатических вызовов
С климатическими вызовами напрямую бороться очень сложно. Они обусловлены изменениями, происходящими в земной атмосфере, а также процессами, происходящими в далеких от объекта исследования частях Земли, таких как, например океаны и ледники [20] (Shen, 2023). Существуют внешние факторы, формирующие климат, это — изменения солнечной радиации и орбиты Земли; изменение размеров и взаимного расположения материков и океанов; изменение светимости солнца; изменения параметров орбиты Земли; изменение прозрачности атмосферы и ее состава в результате изменений вулканической активности Земли; изменение концентрации парниковых газов в атмосфере; изменение отражательной способности поверхности Земли (альбедо); изменение количества тепла, имеющегося в глубинах океана и многое другое [1] (Витязева, 2023).
Как упоминалось выше, главной задачей климатической повестки на данный момент является минимизация техногенного фактора, оказывающего воздействие на климат. Важно предотвратить отрицательный синергетический эффект и катастрофические последствия. Техногенная катастрофа – это бедствие, которое намеренно, либо случайно (например, в случае халатности) вызвано человеческой деятельностью и может повлечь серьезные угрозы здоровью и благополучию большого числа людей. Обычно эти события приводят к крупному экономическому ущербу, человеческим жертвам и чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения [11] (Climate…, 2018).
Поэтому одной из основных рекомендаций по минимизации ущерба от экстремальных климатических вызовов в странах АСЕАН является не усугублять и так сложную проблему дополнительными техногенными вызовами [5]. Как отмечалось выше, напрямую бороться с этим очень сложно и следует искать косвенные методы решения. Для достижения этой цели оптимальным и доступным подходом является реализация первой политико-экономической рекомендации (ПЭР-1) – перехода от линейной экономики к экономике замкнутого цикла.
Охарактеризуем текущее состояние каждой страны АСЕАН по пути продвижения к целям ЭЗЦ для (см. таблицу 1). Оценки «Высокое», «Среднее» и «Низкое» ставились по следующим критериям [6]:
1) Приверженность страны к ЭЗЦ оценивается количеством и качеством разработанных нормативных документов для перехода к ЭЗЦ. Высокая оценка ставиться в случае, если подобные документы полностью или почти полностью разработаны и приняты;
2) Поддержка государством целей ЭЗЦ оценивается количеством заинтересованных сторон (и их разнообразием), участвующих в подготовке и реализации политики ЭЗЦ. Также учитывается фактор наличия тематических онлайн-ресурсов (например, веб-сайтов и хабов);
3) Реальное продвижение к концепции ЭЗЦ оценивается после проведения углубленного анализа достигнутого прогресса на пути ЭЗЦ каждой страны и региона (АСЕАН) в целом;
4) Доходы страны. Данные берутся из открытых данных Всемирного банка (на август 2023 г.).
Таблица 1
Данные по климатическим вызовам и степеням продвижения к внедрению концепции ЭЗЦ в десяти странах АСЕАН
Страна АСЕАН
|
Климатические и экологические вызовы страны |
Доход страны
|
Продвижение страны к ЭЗЦ
|
Общая характеристика страны по готовности к переходу к
концепции ЭЗЦ
| ||
Приверженность страны к переходу к ЭЗЦ
|
Поддержка государством целей ЭЗЦ
|
Реальное продвижение к концепции ЭЗЦ
| ||||
Бруней
|
Загрязнение окружающей среды,
аномальная жара, пожары
|
Высокий
|
Низкая
|
Средняя
|
Низкое
|
Признается зависимость от
топлива, и берутся обязательства по сокращению выбросов парниковых газов
|
Вьетнам
|
Загрязнение окружающей среды,
утилизация твердых отходов
|
Ниже среднего
|
Высокая
|
Высокая
|
Высокое
|
Гарантировано участие всех
заинтересованных сторон в амбициозном национальном Плане по переходу к ЭЗЦ
|
Индонезия
|
Загрязнение окружающей среды,
пожары, обезлесение, наводнения, циклоны, засуха
|
Ниже среднего
|
Средняя
|
Средняя
|
Среднее
|
Текущая политика по переходу к
ЭЗЦ достаточно хорошо разработана, идет разработка будущей Программы;
отмечается необходимость перехода от концепции 5 Rs [7]
к концепции 10 Rs [8].
|
Камбоджа
|
Загрязнение окружающей среды, обезлесение
|
Ниже среднего
|
Средняя
|
Низкая
|
Среднее
|
Имеется хорошо разработанная
Стратегия и План действий к переходу к ЭЗЦ до 2034 года (потенциально может
дать положительные результаты)
|
Лаос
|
Обезлесение, пожары, засуха |
Ниже среднего
|
Средняя
|
Низкая
|
Низкое
|
Разработанная Стратегия по
переходу к ЭЗЦ охватывает несколько ключевых секторов экономики
|
Малайзия
|
Загрязнение окружающей среды, пожары, обезлесение,
наводнения, засухи, повышение уровня моря
|
Выше среднего
|
Средняя
|
Средняя
|
Среднее
|
Имеется Дорожная карта по переходу к ЭЗЦ и План по
сокращению производства пластмасс на 2021-2030 годы
|
Мьянма
|
Загрязнение окружающей среды,
наводнения, штормы, засуха
|
Ниже среднего
|
Низкая
|
Средняя
|
Низкое
|
Национальная стратегия по
развитию возобновляемых источников энергии по всей стране считается весьма
позитивной, поскольку это важная основа ЭЗЦ
|
Сингапур
|
Загрязнение воздуха, нехватка
воды, низкая утилизация отходов
|
Высокий
|
Высокая
|
Высокая
|
Высокое
|
Существенное развитие ЭЗЦ
посредством безотходного производства и внедрения принципов 10 Rs.
|
Таиланд
|
Загрязнение воздуха и воды, обезлесение |
Выше среднего
|
Средняя
|
Средняя
|
Среднее
|
Разработанная «20-летняя
национальная стратегия» (2017-2036 гг.) направлена к переходу к ЭЗЦ и устойчивому развитию, а также внедрению низкоуглеродных
технологий
|
Филиппины
|
Загрязнение окружающей среды, парниковые газы,
экстремальная жара, засуха
|
Ниже среднего
|
Средняя
|
Средняя
|
Среднее
|
Закон об экономике замкнутого цикла
2020 года направлен на решение различных
экологических проблем страны и достижение ряда целей устойчивого развития
(ЦУР)
|
Источник: составлено автором по данным: ASEAN (Association of Southeast Asian Nations), 2022. ASEAN Policy Brief. December 2022b. [Электронный ресурс]. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2022/12/ASEAN-Policy-Brief-5_Dec2022.pdf (дата обращения: 03.03.2025)
Страны АСЕАН хорошо понимают основные принципы ЭЗЦ, и осознают важность перехода от линейной экономик к ЭЗЦ. Однако, наличие весьма разнообразных социально-экономических, климатических и экологических проблем делают нерешенной задачей выработку единой позиции по достижению целей ЭЗЦ для всего региона. Тем не менее, после анализа основных тенденции, протекающих в этих странах, можно проследить общую закономерность – регион старается продвигаться к ЭЗЦ, но «средняя скорость» продвижения невелика.
Необходимость разрешения климато-энергетического парадокса в странах АСЕАН
На сегодняшний день в регионе возникла парадоксальная ситуация между энергетической политикой, проводимой странами АСЕАН и их климатическими амбициями [22] (Taghizadeh-Hesary, 2020). Поэтому была разработана 2-я политико-экономическая рекомендация (ПЭР-2) по разрешению этого парадокса.
Данный парадокс особенно ярко проявляется в шести ключевых секторах, в которых особенно заметно противоречие между климатической уязвимостью АСЕАН и их усилиями по декарбонизации [12] (Erdiwansyah, Mamat, Sani, 2019): 1) слабое освоение возобновляемых источников энергии (ВИЭ); 2) неэффектная борьба с выбросами в транспортном секторе; 3) чрезмерное развитие угольной энергетики; 4) огромные субсидии на ископаемое топливо; 5) нерациональное лесопользование; 6) слабая роль стран АСЕАН в глобальном сотрудничестве в области чистой энергетики.
В 2018 году субсидии на ископаемое топливо в странах АСЕАН составили более 35 миллиардов долларов США [9]. Это резко контрастирует с инвестициями АСЕАН в возобновляемую энергетику в том году, составившими немногим более 7 миллиардов долларов США [21] (Shi, Yao, 2020). Хотя субсидии на ископаемое топливо официально предназначены для поддержки граждан с низкими доходами, они, как правило, приносят большую пользу людям с более высокими доходами (которые имеют более высокое потребление энергии) и промышленным потребителям [6] (Усапхеа, 2024). Например, в Индонезии субсидии на ископаемое топливо в 2015 году составляли 11% от ВВП. В итоге правительство решило отменить субсидии на бензин в 2016 году, сэкономив госбюджету Индонезии 8 миллиардов долларов США [18] (Shani, 2019). Из рисунка 1 видно, что Индонезия является основным поставщиком субсидий на ископаемое топливо в странах АСЕАН. Совокупные региональные субсидии в период с 2010 по 2018 год составили более 322 миллиардов долларов США.
Рисунок 1. Субсидии, выделяемые правительствами на потребление ископаемого топлива в пяти государствах АСЕАН за период 2010–2018 гг.
Источник: ACE. ASEAN energy database - statistics. ASEAN energy database system 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://aeds.aseanenergy.org/statistics/ (дата обращения: 10.10.2024)
Следует признать, что сегодняшние изменение климата в мире во многом является виной не АСЕАН, а промышленно развитых стран Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Однако из-за своего географического положения будущее процветание и безопасность Юго-Восточной Азии зависят от успеха смягчения последствий изменения климата. Поэтому парадоксально, что государства Юго-Восточной Азии не принимают активного участия в глобальных усилиях по смягчению последствий. Занятие ими более сильной экологической позиции может обеспечить лучшую базу для требований климатической справедливости [12] (Erdiwansyah, Mamat, Sani, 2019).
Для разрешения существующего климато-энергетического парадокса, наблюдающегося почти во всех странах АСЕАН на сегодняшний день, была разработана 2-я политико-экономическая рекомендация (ПЭР-2). ПЭР-2 состоит из нижеприведенных 6-ти направлений деятельности, комплексная реализация которых могла бы помочь в разрешении климато-энергетического парадокса, что позволит АСЕАН проводить более эффективную энергетическую политику в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
1. При планировании энергетической политики региона следует минимизировать негативное воздействие на климат имеющихся доступных энергетических ресурсов в краткосрочной перспективе. Например, теоретически и на чисто техническом уровне применяемая сегодня в экономически развитых странах технология «получения и хранения углерода» (carbon capture and storage – CCS) может быть успешно использована для уменьшения выбросов угольных электростанций и в странах АСЕАН [15] (Negative…, 2018). Однако эти страны не находятся в авангарде среди стран по использованию CCS. В настоящее время на большинстве угольных электростанциях АСЕАН не используются существующие передовые технологии сжигания угля.
2. Необходимо сосредоточится на скачкообразном развитии инфраструктуры возобновляемых источников энергии. В регионах с хорошо развитой энергетической инфраструктурой, таких как ЕС или Япония, энергетический переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) потребовал дорогостоящих и сложных адаптационных мер, кроме того, они несут большие потери и невозвратные издержки. У АСЕАН есть шанс избежать попадания в эту ловушку, если с самого начала будет развивать такие системы производства электроэнергии, где львиную долю будет составлять ВИЭ. Заметных успехов может достичь Таиланд, если их планы по переходу к 2030 году на солнечную энергетику реализуется полностью [1] (Витязева, 2023).
3. Ускорение региональной энергетической взаимосвязанности и подготовка дорожных карт для содействия будущей торговле электроэнергией. АСЕАН добилась значительного прогресса на субрегиональном уровне в изучении потенциала торговли электроэнергией [14] (Li, Chang, 2019). Недавно проведенные исследования экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) показали разнообразие стратегических вариантов, которые доступны для АСЕАН. Она может свободно торговать электроэнергией как внутри региона, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на высокие первоначальные капитальные вложения, это снижает долгосрочные затраты на электроэнергию для АСЕАН, что станет важным шагом на пути к большей региональной интеграции, что само по себе является главной целью АСЕАН.
4. Поэтапный отказ от субсидий на ископаемое топливо и продвижение местных микросетей Солнечной энергии и других автономных решений. Солнечная энергия становится самым дешевым источником электроэнергии во всем мире [13] (Islam, Hoda, Saidur, 2019). Ее станции могут быть построены значительно быстрее, чем угольные электростанции, которые обильно субсидируются в странах АСЕАН. Это обосновывается тем, расширение добычи угля и его субсидирование необходимы для увеличения темпов электрификации и снижения финансового бремени для семей с низкими доходами.
5. Необходимость признания энергетического перехода как возможности для быстрого развития бизнеса. Как показал опыт таких разных цивилизационных стран, как, например, Китай и Дания, энергетический переход представляет собой большую возможность для развития бизнеса, увеличения экспорта и создания рабочих мест. Многие страны даже ведут себя слишком агрессивно, чтобы воспользоваться этими возможностями. Если остальные страны хотят получить свой шанс в этой гонке, им необходимо действовать быстро и решительно. Например, Малайзия успешно стала крупным производителем солнечных панелей на мировом рынке [24] (The drivers…, 2021), но, как это ни парадоксально, ей еще только предстоит в полной мере извлечь из этого выгоду для внутреннего производства электроэнергии. Сингапур мог бы успешно использовать свою роль финансового центра региона для продвижения инвестиций в чистую энергетику во всем АСЕАН, но ему тоже предстоит извлечь из этого максимальную выгоду [3] (Канаев, Федоренко, 2024).
6. Усиление потенциала климатически ориентированной энергетической траектории стран АСЕАН через активное участие в IRENA, ЭСКАТО ООН и другие международные организации. Снижение стоимости ВЭИ делает для государств-членов АСЕАН все более вероятным переход на климатически ориентированную энергетическую траекторию в случае, если национальные правительства воспользуются этой возможностью. Имеющиеся у АСЕАН возможности при координирующей роли России и Китая могли бы помочь в решении этой проблемы [4] (Локшин, 2017).
Таким образом, прогресс по 6-ти обозначенным направлениям в рамках ПЭР-2 мог бы успешно разрешить существующий климато-энергетический парадокс.
Социо-экономические последствия, вызванные экстремальными погодными явлениями в странах АСЕАН
Экстремальные погодные явления (например, тропические циклоны, аномальная жара и др.), вероятно, усилятся в будущем в регионе Южной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время имеются малое количество исследований по проблеме влияния изменения климата на психическое здоровье людей [19] (Sharpe, Davison, 2022). Однако в этих исследованиях слабо изучен такой крайне уязвимый регион, как страны АСЕАН. Примечательно, что в проводимых исследованиях не удавалось выявлять факторы риска, связанные с последствиями для психического здоровья в этом регионе [16] (Philip, 2023). Поэтому, для комплексного решения проблемы, помимо вышеприведённых двух политико-экономических рекомендаций (ПЭР-1 и ПЭР-2), необходима реализация еще одной дополнительной социо-экономической рекомендации (СЭР). СЭР предполагает необходимость проведения дальнейших системных исследований по установлению однозначной взаимосвязи между экстремальными климатическими явлениями и психическим здоровьем людей, что напрямую влияет на их экономическую и политическую активность.
На наш взгляд, комплексная практическая реализация разработанных политико-экономической и социо-экономической компонент позволит минимизировать ущерб от климатических и экологических вызовов АСЕАН. Реализация СЭР потребует проведения совместных междисциплинарных исследований медиками, экологами, экономистами, географами, демографами.
Особое внимание следует уделять именно этому географическому региону, так как в АСЕАН высокая плотность населения, существуют серьезные социально-экономические проблемы и, кроме того, регион подвергается частым и суровым климатическим испытаниям. Эти результаты будут важным ресурсом для политиков, практиков и исследователей, стремящихся разобраться в сложной взаимосвязи между изменением климата, экстремальными погодными явлениями и психическим здоровьем в странах АСЕАН. Помимо региональной направленности, выявленные факторы риска и меры вмешательства могут также иметь значение и для других регионов мира, сталкивающихся с аналогичными проблемами. Это будет способствовать обсуждению в более широком кругу ученых таких вопросов, как возможности адаптации региона к изменению климата и обеспечение устойчивости психического здоровья людей.
Физические травмы, потеря близких, например, членов семьи или родственников, потеря домашних животных и предполагаемые угрозы жизни во время стихийных бедствий являются основными факторами риска возникновения проблем с психическим здоровьем [9] (Cenat, Mclntee, Blais-Rochette, 2020). У лиц, непосредственно пострадавших в результате стихийного бедствия, например, ставших свидетелями травм или потерявших членов семьи, родственников или близких, повышается вероятность развития проблем с психическим здоровьем. Кроме того, потеря близких или домашних животных нарушает спокойствие, тем самым усиливая стресс и риск психических расстройств [19] (Sharpe, Davison, 2022).
Таким образом, имеются все признаки того, что экстремальные погодные условия потенциально могут существенно повлиять на психическое здоровье людей, особенно в регионе АСЕАН. Поэтому необходимы дальнейшие системные исследования по установлению однозначной взаимосвязи между экстремальными климатическими явлениями и психическим здоровьем. Психическое здоровье людей напрямую влияет на их экономическую и политическую активность. Поэтому крайне важно установление количественных и качественных зависимостей между экстремальными погодными условиями и психическим здоровьем.
Заключение
В настоящей работе представлено краткое изложение наиболее заметных климатических вызовов и экологических проблем в странах АСЕАН и региона в целом. Для минимизации ущерба от них разработаны 2 политико-экономические (ПЭР-1 и ПЭР-2) и 1 социо-экономическая (СЭР) рекомендации.
ПЭР-1 предполагает скорейший переход региона от линейной экономики к ЭЗЦ. Даже несмотря на то, что большая часть стран все еще находится на этапе разработки или рассмотрения и утверждения принципов ЭЗЦ, уже имеются положительные результаты на этом направлении. АСЕАН, как организация, усиленно продвигает уникальную инфраструктуру и платформу для облегчения стандартизации ЭЗЦ. В целом, можно сказать, что регион АСЕАН постепенно внедряет концепцию ЭЗЦ, отдельными странами предпринимаются значительные шаги по выходу на устойчивую траекторию развития. Эти страны разработали Стратегии и Планы действий по повышению эффективности использования ресурсов, снижению воздействия на окружающую среду и содействию ответственному потреблению и производству. Кроме того, другие, неэкономические переменные ЭЗЦ, включая политическую волю, общественную осведомленность и международное воздействие, могут сыграть важную роль в стимулировании стран внедрить концепцию ЭЗЦ.
ПЭР-2 предполагает скорейшее разрешение существующего климато-энергетического парадокса стран АСЕАН. На сегодняшний день усилия АСЕАН по смягчению последствий изменения климата не соизмеримы с многогранными угрозами, которые изменение климата представляет для региона. Продолжающийся упор на ископаемое топливо и его субсидирование является контрпродуктивным, поскольку оно не только вредно для климата, но и представляет опасность для здоровья населения, является дорогостоящим в краткосрочной перспективе и несет в себе долгосрочный риск потери активов. В рамках ПЭР-2 определены 6 направлений деятельности, продвижение по которым должно помочь в разрешении климато-энергетического парадокса.
СЭР предполагает всестороннее изучение неблагоприятных последствий экстремальных погодных явлений для психического здоровья людей в АСЕАН. Экстремальные погодные явления могут способствовать возникновению целого ряда серьезных проблем с психическим здоровьем, включая возникновение ПТСР, депрессию, склонности к самоубийству, а также таких неприятных состояний, как нарушение сна, трудности с регулированием эмоций, стресс и тревожность. Есть все признаки того, что экстремальные погодные условия потенциально могут существенно повлиять на психическое здоровье людей, особенно в этом в этом регионе. Необходимо проведение дальнейших системных исследований по установлению однозначной взаимосвязи между экстремальными климатическими явлениями и психическим здоровьем людей, что напрямую влияет на их экономическую и политическую активность.
Комплексная практическая реализация разработанных политико-экономической и социо-экономической рекомендаций позволит минимизировать ущерб от климатических и экологических вызовов в странах АСЕАН.
[1] IPCC, 2023. AR6 Synthesis Report: Climate Change 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipcc.ch/report/ar6/syr/ (дата обращения: 03.03.2025)
[2] ASEAN (Association of Southeast Asian Nations), 2023b. About ASEAN. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia.com/terms/a/asean.asp (дата обращения: 03.03.2025)
[3] ASEAN (The Association of Southeast Asian Nations), 2021. Framework for Circular Economy for the ASEAN Economic Community. ASEAN. [Электронный ресурс]. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2021/10/Framework-for-Circular-Economy-for-the-AEC_Final.pdf. (дата обращения: 03.03.2025)
[4] Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nti.org/education-center/treaties-and-regimes/association-southeast-asian-nations-asean/ (дата обращения: 03.03.2025)
[5] UNDP (United Nations Development Plan), 2022. Circular Economy (CE) Strategy and Action Plan. [Электронный ресурс]. URL:https://www.undp.org/cambodia/publications/circu lar-economy-ce-strategy-and-action-plan (дата обращения: 03.03.2025)
[6] ASEAN (Association of Southeast Asian Nations), 2022. ASEAN Policy Brief. December 2022b. [Электронный ресурс]. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2022/12/ASEAN-Policy-Brief-5_Dec2022.pdf (дата обращения: 03.03.2025)
[7] Reduce, Reuse, Recycle, Refurbish, Renew
[8] Refuse, Rethink, Reduce, Reuse, Repair, Refurbish, Remanufacture, Repurpose, Recycle, Recover
[9] ACE. ASEAN energy database - statistics. ASEAN energy database system 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://aeds.aseanenergy.org/statistics/ (дата обращения: 10.10.2024)
Источники:
2. Вода К.Р. Азиатские мозговые центры: положение в мире и влияние на внешнюю политику // Сравнительная политика. – 2018. – № 3. – c. 5-13. – doi: 10.18611/2221-3279-2018-9-3-5-13.
3. Канаев Е.А., Федоренко Д.О. Строительство транс-асеановского газопровода: промежуточные итоги // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2024. – № 63. – c. 55-72. – doi: 10.31696/2072-8271-2024-2-2-63-055-072.
4. Локшин Г.М. Российско-вьетнамские отношения и фактор Китая // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2017. – № 36. – c. 146-159.
5. Рогожина Н.Г. Климатическая политика стран юго-восточной Азии // Азия и Африка сегодня. – 2022. – № 11. – c. 58-65. – doi: 10.31857/S032150750022932-7.
6. Усапхеа Ю. Сотрудничество королевства Камбоджа и АСЕАН в области инвестиций // Международные отношения. – 2024. – № 3. – c. 28-43. – doi: 10.7256/2454-0641.2024.3.71253.
7. Jabbar S., Qadar L., Ghafoor S., Rasheed L. Air Quality, Pollution and Sustainability Trends in South Asia: A Population-Based Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – № 12. – p. 7534. – doi: 10.3390/ijerph19127534.
8. Rehman S., Sahana M., Kumar P., Ahmed R. Assessing hazards induced vulnerability in coastal districts of India using site-specific indicators: an integrated approach // GeoJournal. – 2021. – № 86. – p. 2245-2266. – doi: 10.1007/sl0708-020-10187-3.
9. Cenat J., Mclntee, S., Blais-Rochette C. Symptoms of posttraumatic stress disorder, depression, anxiety and other mental health problems following the 2010 earthquake in Haiti: a systematic review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. – 2020. – doi: 10.1016/j.jad.2020.04.046.
10. Cianconi P., Betro S., Janiri L. The impact of climate change on mental health: a systematic descriptive review // Frontiers in Psychiatry. – 2020. – № 11. – p. 490206. – doi: 10.3389/fpsyt.2020.00074.
11. Fulton L., Mejia A., Arioli M., Contreras K. Climate change mitigation pathways for South-East Asia: CO2 emissions reduction policies for the energy and transport sectors // Sustainability. – 2018. – № 9. – doi: 10.3390/su9071160.
12. Erdiwansyah R., Mamat S., Sani К. Renewable energy in Southeast Asia: policies and recommendations // Science of the Total Environment. – 2019. – № 670. – p. 1095-1102. – doi: 10.1016/jscitotenv.2019.03.273.
13. Islam I., Hoda N., Saidur R. Current energy mix and techno economic analysis of concentrating solar power (CSP) technologies in Malaysia // Renewable Energy. – 2019. – № 140. – p. 789-806. – doi: 10.1016/J.renene.2019.03.107.
14. Li I., Chang Y. Road transport electrification and energy security in the association of Southeast Asian nations: quantitative analysis and policy implications // Energy Policy. – 2019. – № 129. – p. 805-815. – doi: 10.1016/j.enpol.2019.02.048.
15. Haszeldine R., Flude S., Johnson G., Scott V. Negative emissions technologies and carbon capture and storage to achieve the Paris agreement commitmerits // Philosophica Transactions of the Royal Society. – 2018. – № 376. – p. 20160447. – doi: 10.1098/rsta.2016.0447.
16. Philip N.A. Impact of flooding on mental health and resilience of adolescents in Kerala, India // International Journal of Disaster Risk Reduction. – 2023. – № 96. – doi: 10.1016/j.ijdrr.2023.103926.
17. Pihkala P. Anxiety and the ecological crisis: an analysis of eco-anxiety and climate anxiety // Sustainability. – 2020. – № 12. – doi: 10.3390/SU12197836.
18. Shani N. Can Indonesia relocate its capital without derailing its Paris Agreement targets // ASEAN Cent. Energy. – 2019. – doi: 10.13140/RG.2.2.36488.03842.
19. Sharpe I., Davison C.M. A scoping review of climate change, climate-related disasters, and mental disorders among children in low- and middle-income countries // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – № 5. – p. 2896. – doi: 10.3390/ijerphl9052896.
20. Shen C. The impact of infrastructure development on China–ASEAN trade-evidence from ASEAN // Sustainability. – 2023. – № 4. – p. 3277. – doi: 10.3390/su15043277.
21. Shi X., Yao L. Economic integration in Southeast Asia: the case of the ASEAN power grid // Journal of Economic Integration. – 2020. – № 35. – p. 152-171. – doi: 10.11130/jei.2020.35.1.152.
22. Taghizadeh-Hesary F. The Impacts of air pollution on health and economy in Southeast Asia // Energies. – 2020. – № 13. – p. 1812. – doi: 10.3390/enl3071812.
23. Overland I., Sagbakken H., Chan H., Merdekavati M. The ASEAN climate and energy paradox // Energy and Climate Change. – 2021. – № 2. – p. 100019. – doi: 10.1016/j.egycc.2020.100019.
24. The drivers of industry 4.0 in a circular economy: The palm oil industry in Malaysia / Abdul-Hamid A., Ali M., Osman L., Tseng M. // Journal of Cleaner Production. – 2021. – № 324. – 129216. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.129216
Страница обновлена: 09.04.2025 в 21:16:57