Соглашение АСЕАН о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве как основа формирования новой архитектуры глобальной экономики

Джабиев А.П.1
1 Российский университет транспорта, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46553375
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается процесс зарождения новой архитектуры мировой экономики в рамках подписания соглашения странами Юго-Восточной Азии о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве. Дана оценка ключевым направлениям экономического роста, социального и культурного развития данного регионального объединения. В статье дается обобщенная характеристика продвижения и расширения взаимовыгодного сотрудничества стран АСЕАН в торговой, экономической, образовательной и культурной сферах. Автор приходит к выводу, что крупнейшее в мире соглашение о свободной торговле, сформировавшееся в условиях коронавируса, может оказать серьезное сопротивление тем странам, проводящим политику государственного протекционизма в одностороннем порядке и способствующего торговым конфликтам и экономической блокаде. В качестве исследовательской задачи определена попытка оценить возможности сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН. Аргументирован вывод о том, что ЕАЭС и АСЕАН могут установить унифицированные правовые нормы для свободного перемещения товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Обосновывается идея о том, что важнейшим инструментом сближения двух региональных объединений является процесс выстраивания новых форматов взаимодействия по продвижению идеи Большого Евразийского экономического партнерства.

Ключевые слова: региональное экономическое партнерство, глобальная экономика, ЕАЭС, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, зона свободной торговли, интеграционные группировки

JEL-классификация: F01, F02, F15



Введение

Современные мирохозяйственные связи характеризуются ускоренным процессом экономического объединения стран на фоне формирования стабильных и надежных взаимосвязанностей и обособления хозяйственной деятельности между национальными экономиками. Процесс объединения стран – объективная тенденция налаживания таких производственных связей между странами, с которыми продукция одной страны становится неотъемлемой составляющей мирового производственного процесса в условиях развития производительных сил и научно-технического прогресса. В то же время вследствие пандемии коронавируса замедление экономического роста в мире усилилось, особенно в начале 2020 г. Реальность такова, что после коронавируса мир уже никогда не будет прежним [18] (Kissinger, 2020). Масштабный спад экономической активности из-за закрытия многих ведущих экономик отразился на всех странах, нарушив привычный образ жизни и механизмы бизнеса [7] (Ershov, 2020). Особенно опасным будет выбор между двумя сторонами одной и той же фальшивой монеты: неолиберальным и популистским капитализмом [12] (Kolodko, 2020). Но тем не менее быстрыми темпами протекает процесс развития международной торговли, интернационализации производства, капитала, науки и техники. Ключевым звеном в развитии международной торговли становится формирование зон свободной торговли (ЗСТ), получивших повсеместное их расширение в последнее время.

В настоящее время ЗСТ – не только отмена в странах региональных экономических объединений всех видов таможенных платежей, а также запреты и ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором, выступают в качестве экспериментальной лаборатории для установления перспективных нововведений в систему социально-экономической политики международной жизни. Поскольку в системе мировой экономики интеграционные процессы становятся одним из самых мощных явлений, где активное участие принимают региональные экономические объединения, они начинают играть все более значимую роль в решении многих международных проблем и развитии международных отношений в целом. Современные региональные экономические объединения – межгосударственные экономические формирования, которые ставят задачей вносить значительный вклад по интегрированию национальных экономик посредством сближения и трансформации экономических систем во внешнеэкономической сфере, способствуют дальнейшему развитию глобальной экономики. К образованию аналогичных объединений приводят закономерные процессы политического, экономического, исторического характера.

Глобализация мирохозяйственных связей и формирование новых отраслей хозяйственной жизни расширяют количество международных соглашений и инструментов стратегических альянсов между странами. Региональные экономические объединения разрабатывают правовые нормы для упрощения и нормального функционирования составной части всемирного хозяйства – мирового рынка, адаптированного к системе нормативных правовых актов, действующих в странах – участниках региональных объединений.

Вместе с тем эти нормативные правовые акты не должны ослаблять согласованные в рамках ВТО инструменты регулирования международной торговли или препятствовать международной экономической интеграции, а обеспечить соблюдение единых норм и правил международной торговли. Однако современная эпоха порождает специфичные геополитические парадигмы. Особенно это касается обеспечения международной экономической безопасности, где «институт международного энергетического сотрудничества, основанный на диалоге, утратил свою эффективность» [6] (Dynkin, Telegina, Halova, 2021).

Учитывая эти негативные тенденции, одним из самых успешных региональных объединений в развивающемся мире становится Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая является эталоном интеграционных процессов с различными формами организаций и сотрудничества, представляет собой закономерное явление в развитии современного мира.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать и выявить важнейшие предпосылки, факторы и особенности экономического сотрудничества в контексте подписания соглашения стран АСЕАН в условиях динамично меняющегося миропорядка и цифровизации экономики; сформулировать принципы расширения торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между странами – членами ЕАЭС и АСЕАН.

Основной гипотезой работы является то, что АСЕАН имеет реальные предпосылки для реализации политики интеграционного прорыва в социально-экономическом развитии и создании зоны свободной торговли. Страны Юго-Восточной Азии располагают всеми необходимыми возможностями для формирования в будущем новой архитектуры глобальной экономики – многополярной, отвечающей интересам всех ее участников.

Другим важным постулатом и ключевым направлением является выбор и реализация политики активного сотрудничества ЕАЭС с такими региональными объединениями в Евразии, как АСЕАН и ШОС. При тесном сотрудничестве эти интеграционные объединения могут способствовать формированию идеи Большого евразийского экономического партнерства по совместному обсуждению обширного диапазона экономических проблем, являющихся актуальными для укрепления позиций и вероятного влияния Евразийского региона на систему мировой экономики в условиях продолжающегося кризиса глобальной экономики.

Научной новизной исследования является анализ подписания соглашения государствами Юго-Восточной Азии о всеобъемлющем региональном партнерстве в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества стран АСЕАН в социально-экономической, торговой, образовательной и культурной сферах. Исследованы тенденции перспективных направлений сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН, способствующие формированию новой архитектуры мировой экономики. Определены перспективные направления экономического сотрудничества ЕАЭС со странами АСЕАН, проанализирована потенциальная возможность создания зоны свободной торговли ЕАЭС – АСЕАН.

Теоретической и методологической основой представленной работы послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области международных экономических исследований

Методологической базой исследования выступают общенаучные методы познания, предопределяющие изучение экономических и социальных факторов, процессов и закономерностей в постоянном развитии и взаимосвязи.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии как центр мирового экономического развития

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) образована 08.08.1967 г. в Бангкоке (Таиланд), первоначально вошли в нее Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее к ней присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999).

АСЕАН представляет собой авторитетное и динамично развивающееся региональное объединение многопрофильного сотрудничества не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Это «евразийское пространство для ведения диалога и реализации многосторонних экономических проектов» [11] (Kanaev, Korolev, 2020).

Воистину данная региональная организация становится центром мирового экономического развития, благодаря чему возрастает значимость региона, повышается интерес к происходящим интеграционным процессам. По состоянию на конец 2020 г. АСЕАН с численностью населения в 649,07 миллиона человек, совокупным ВВП в 2,99 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,816 триллиона долларов является одной из крупнейших региональных организаций. На фоне пандемии коронавируса в 2020 г. рост экономики составил 2,7%, тогда как в 2019 году он составил 4,6% [1] (Astahov, 2020).

15 стран с совокупным населением более двух миллиардов человек объединяются в крупнейший торговый блок в мире. По информации международной газеты Файнэншл-таймс (Financial Times), главными бенефициарами договора станут Япония и Южная Корея. По оценке Fitch solutions, за 2015–2020 гг. «общая стоимость инфраструктурных проектов в странах ЮВА, осуществляемых при японской поддержке, превышает 350 млрд долл., что заметно больше объемов китайской поддержки» [19] (Heydarian, 2021).

Соглашение становится пионером проведения политики неограниченной внешней торговли, предусматривающей движение товаров без ставок таможенных тарифов, экспортных и импортных субсидий и квот, а также других торговых ограничений.

Формируя зону свободной торговли, члены АСЕАН поставили задачу стимулировать внутри Ассоциации торговлю высокотехнологичной продукцией, расширить и диверсифицировать комплексный процесс обращения товаров и услуг. При динамичном росте взаимной торговли одним из важных приоритетов является повышение конкурентоспособности экономик своих стран, а также способствование политическому сплочению стран, государств – членов объединения, а также подключению к экономическим и научно-техническим связям менее развитых стран Юго-Восточной Азии.

Учитывая важность реализации вышеперечисленных направлений в сфере развития экономики, страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и их торговые партнеры подписали Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), которое образует крупнейшую в мире зону свободной торговли. Принципиально важным и крайне актуальным становится тот факт, что ВРЭП может оказать серьезное влияние на глобальную экономику и глобализацию. ВРЭП объединил близко расположенные страны с мощнейшими экономиками, заложил фундамент для нового мирового порядка, в котором ключевая роль достанется Китаю, ибо Китай «стал лидером создания новых технологий, включая искусственный интеллект (ИИ), нанотехнологии, квантовые вычисления, облачные вычисления и умные города» [20] (Shi-Kupfer, Ohlberg, 2019). ВРЭП будет устанавливать самостоятельно правила для торговли, способствующие привлечению инвестиций и других видов бизнеса в регион. Формирование ВРЭП в разгаре разразившегося коронавируса и глобального экономического кризиса способно противодействовать протекционизму и дальнейшему экономическому спаду.

Поскольку международные организации не смогли противостоять подъему протекционизма, гарантами защиты интересов дальнейшего повышения открытости мировой экономики и осуществления торговли товарами на справедливой конкурентной основе становятся именно региональные объединения, которые могут повлиять на страны, проводящие протекционистскую политику.

Страны, встающие на путь расширения протекционистской политики, утрачивают лидерские позиции в сфере создания и расширения альянсов, тогда как в других частях мира продолжается формирование торговых блоков все большего масштаба. Для подтверждения данного постулата хорошей иллюстрацией служит пример США и многих других стран, защищающих свои внутренние рынки путем введения пошлин, квот и инициирования проведения антидемпинговых расследований. Произошедший после прихода к власти Д. Трампа поворот американской торговой политики к протекционизму знаменует собой кардинальную переоценку ее принципов и целей [2] (Afontsev, 2019).

Поэтому ВРЭП – это прямая попытка сохранить и развить глобализм в отдельно взятом регионе.

Предпосылки и причины формирования ВРЭП

Что же послужило поводом создания ВРЭП и в чем его главные причины?

С целью эффективного противостояния новым вызовам глоба­лизации страны, близкие по географическому расположению и уровню социально-экономического развития, интегрируются в реги­ональные торгово-экономические объединения.

Наблюдается динамичный рост региональных объединений, вступивших в иную стадию своего развития, все отчетливее превращаются в защитный механизм от вызовов глобализации и будут играть возрастающую роль, наращивая свои международные позиции. Предполагалось, что глобализация будет способствовать нарастающему сотрудничеству, единению мира. Однако в современных социально-экономических и политических условиях глобализация отвергается, ибо она не служит интересам подавляющего большинства государств.

Региональные интеграционные процессы позволяют противодействовать давлению глобализации и ее вызовам, способны поставить заслон попыткам глобальных лидеров, диктующих правила игры. Интеграционные объединения имеют больше потенциальных возможностей отстаивать свои групповые и национальные интересы в международных экономических организациях и противостоять натиску США и ТНК. Благодаря созданию высокотехнологичной продукции региональные объединения принимают активное участие в международном разделении труда, специализации и кооперации производства товаров и услуг. Рассматривают новейшие тенденции формирования и развития региональных и преференциальных торговых соглашений в системе мирохозяйственных связей.

Глобальная экономика свидетельствует, что мир ступил на путь деглобализации, ибо эра глобализации заканчивается. В экономическом плане глобализация породила социальный разрыв в масштабах всего мира. Мирохозяйственные связи свидетельствуют, что глобализация не просто находится в стагнации, а демонстрирует тенденции глобального экономического кризиса. Открытая система торговли, являющейся ключевым звеном мировой экономики на протяжении десятилетий, стала жертвой финансового краха благодаря китайско-американской торговой войне. Более того, современная жестокая действительность внесла свои кардинальные трансформации – вспышка текущей глобальной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 показала, насколько шаткими, хрупкими и нестабильными были экономические основы глобального капитализма. Именно негативные тенденции воздействия коронавируса на мирохозяйственные связи ощущаются практически во всех странах мира в сфере туризма, девелопмента и общепита.

Кроме того, продолжающийся мировой финансовый кризис привел к резкому росту применения протекционистских мер в системе мирохозяйственных связей. Усиление торгового протекционизма затрагивает все большее число рынков – как развитых, так и развивающихся стран. США намеренно используют в отношении других стран «протекционистскую дубину» и экономический терроризм для развязывания торговых войн. Игнорирование норм ВТО, замешанные на политике экономические санкции, откровенный приоритет собственного права над международными нормами и соглашениями привели международную торговлю в стадию нарушения равновесия.

15 ноября 2020 г. на саммите АСЕАН, состоявшемся под председательством Вьетнама в Ханое, 15 стран Азиатско-Тихоокеанского партнерства подписали уникальное соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), способное оказать позитивное влияние на дальнейшее развитие глобальной экономики.

Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве подписали: Бруней, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам, а также Китай, Австралия, Япония, Южная Корея и Новая Зеландия. На долю этих стран приходится почти треть населения Земли, ВВП и мировой торговли, формирующих крупнейшую зону свободной торговли [16] (Pyatin, 2020). Страны – участники АСЕАН во многом отличаются друг от друга по жизненному уровню, но они целенаправленно и последовательно преодолевают трудности, сопряженные с социально-экономическим развитием. Однако с учетом этих трудностей и вызовов страны АСЕАН предпринимают меры по стабилизации экономики и упрочению своего положения, чтобы занять достойное место в системе мирохозяйственных связей.

Изначально ВРЭП выдвигался как альтернатива Транстихоокеанскому партнерству, которое продвигали США, и Китаю не предлагали вступить в эту организацию. Однако Китай, который «за последние 15–20 лет превратился в глобального технологического лидера» [17] (Xejfec, 2020) и наиболее быстрорастущую экономику в мире, не позволил себе быть сторонним наблюдателем формирования глобальных международных проектов по экономическому сотрудничеству. В 2013 г. Китай выдвинул инициативу «Один пояс – один путь» (Belt and Road Initiative – BRI), целью которой является «установить более тесные связи между странами Азии, Европы и Африки и на новую историческую высоту поднять взаимовыгодное сотрудничество этих стран в новой форме» [21]. Пекин инспирировал свой собственный проект – ВРЭП, который динамично и эффективно продвигается для достижения намеченных целей. Воспользовавшись подписанием Соглашения о создании зоны свободной торговли, КНР позволит расширить широкомасштабные рыночные преимущества, продвигая открытость глобальной экономики на более высоком уровне, обмениваться достижениями технологиями и дивидендами развития с мировым сообществом. Геополитический аспект заключается в том, что, присоединившись к многостороннему торговому соглашению, Китай становится страной, стремящейся к принципам свободной торговли, где должны эффективно функционировать инструменты спроса и предложения. Более того, «…Китай как ключевой экономический партнер АСЕАН заметно укрепил всестороннее сотрудничество со странами Ассоциации, несмотря на продолжающийся конфликт в Южно-Китайском море…» [14] (Lokshin, 2020). США же на какое-то время отстраняется от Юго-Восточной Азии, выбравшей экономическую свободу, продолжает торговое соперничество с Китаем для захвата рынков.

В Соглашении предусмотрена дифференциация ставок таможенных пошлин по взаимным договоренностям или в одностороннем порядке по подавляющему большинству товарных групп (всего по 92% позиций), но с разнообразными примечаниями и оговорками. В рамках данного соглашения отменяются около 90% тарифов после вступления документа в силу, в частности, в нем не затрагиваются вопросы сельскохозяйственной продукции. Например, в Японии сохраняются высокие ввозные пошлины на некоторые чувствительные аграрные продукты (рис, пшеница, говядина и свинина, молочные продукты и сахар), которые в рамках ТТП отменяются [10].

Соглашение о ВРЭП ориентировано на усиление взаимного хозяйственного и технического сотрудничества, предоставляя специальный набор положений, соответствующих нормам и правилам международной торговли, освобождающим наименее развитые страны от ставок таможенных пошлин. Документ олицетворяет собой атмосферу продуктивного развития инновационной политики и создания конкурентоспособной продукции, отличающихся толерантностью и открытостью как проявлением экономической свободы, соблюдая принцип взаимной выгоды с целью расширения сбыта новых продуктов на мировом рынке и его дальнейшего завоевания. Соглашение сформировало наиважнейшую на планете зону свободной торговли с обязательным открытием рынков высокотехнологичной продукции, услуг и инвестиций.

Подписание ВРЭП как ключевое звено оживления глобальной экономики

По прогнозам специалистов, к 2050 году общий ВВП стран, заключивших Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, может вырасти до $100 трлн. Вступление Соглашения в силу создаст крупнейшую в мире зону свободной торговли с примерно 2,2 млрд потребителями и объемом ВВП в $28 трлн, что составляет более 32% от общего мирового объема ВВП. Реализация положений соглашения, как полагают эксперты, имеет большой потенциал для создания рабочих мест, а также ускорит развитие региональных и глобальных производственно-сбытовых цепочек, что даст мощный импульс развитию экономик стран АСЕАН и государств – партнеров ассоциации [3].

При претворении в жизнь изложенные в Соглашении концептуальные основы и идеи будут способствовать динамичному развитию региональных и глобальных производственно-сбытовых цепочек, что позволит обеспечить равноправное и активное участие в современной системе мирохозяйственных связей. Соблюдая нормы и правила ВТО, Соглашение предусматривает ее основополагающие цели и задачи, среди которых можно выделить минимизацию таможенных пошлин, укрепление цепочек поставок с использованием унифицированных правил определения страны происхождения товаров, систематизирование новых правил электронной торговли.

В условиях динамично меняющейся внешней среды подписание ВРЭП способствует оживлению и поступательному движению глобальной экономики, динамичному развитию мультилатерализма, то есть сотрудничества с ведущими странами при принятии концептуальных решений, являющихся действенной тенденцией развития глобальной экономики и всего прогрессивного человечества. В условиях нынешних вызовов и угроз, стоящих перед мировой политикой и экономикой, выбор АСЕАН политики мультилатерализма становится объективным и закономерным явлением, так как данное региональное объединение в сфере международных экономических отношений пребывает под серьезным давлением США.

Документ демонстрирует всему миру интенсивное сотрудничество на базе совместного расширенного воспроизводства и качественной структурной трансформации в экономике, интегрированной в систему мирохозяйственных связей, содействует созданию оптимальных внешних условий для развития плодотворного и долгосрочного взаимного сотрудничества с региональными экономическими объединениями и международными организациями. Такое тесное сотрудничество становится реальным и созидательным средством достижения взаимовыгодных результатов в сфере развития экономики не только в рамках регионального экономического объединения, но и глобального масштаба.

Весьма примечательным является тот факт, что Соглашение было подписано при активной поддержке Китая без участия США, и оно подтвердило факт возрастания влияния Китая и минимизации степени доминирования США в регионе. США ничего не могут противопоставить данной китайской стратегии, ибо противопоставляется традиционному американскому протекционизму и монополярности декларация мультилатерализма и свободной торговли. Благодаря сплоченности стран – участников ВРЭП они в дальнейшем будут устанавливать самостоятельно свои торговые нормы и правила. Влияние же таких мировых торговых сверхдержав, как США и ЕС, на международную торговлю, оказавшихся за пределами ВРЭП, может резко снизиться. США и ЕС фактически оказались сторонними наблюдателями за развитием мирохозяйственных связей. Страны – участники ВРЭП способны создать конкуренцию и нанести серьезный «геополитический удар» другому ранее заключенному Соглашению о создании Транстихоокеанского партнерства. Данное соглашение было подписано в феврале 2016 года при непосредственной поддержке президентом того времени США Бараком Обамой, но по инициативе Дональда Трампа США вышли из этого соглашения, считая аналогичное партнерство экономически нецелесообразным для страны. Однако не исключено, что нынешний президент США Джо Байден может восстановить торгово-экономические отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вернув страну в Транстихоокеанское партнерство.

Исходя из вышеобозначенных тенденций, становится очевидным, что образование ВРЭП в перспективе будет способствовать резкому снижению конкурентоспособности на мировом рынке транснациональных корпораций и американских компаний, не попадающих под действие Соглашения.

Сделка по заключению данного пакта могла быть масштабнее, если бы Индия в 2019 году не вышла из переговорного процесса из-за требований свести к минимуму ставки таможенных пошлин при импорте сельскохозяйственной продукции, а также серьезных опасений масштабного ввоза дешевых китайских товаров. Считая себя ущемленной, Индия не проявляет интерес к ВРЭП, поскольку страна самостоятельно развивает свои национальные проекты. Хорошей иллюстрацией такому посылу может служить достижение соглашения, заключенного 1 июня 2019 года между Россией, Индией и Ираном об организации Международного транспортного коридора «Север – Юг», так как Индия поддерживает арктические проекты России. Индия занимает лидирующие позиции на международной арене, ее авторитет достиг таких высот, что она превратилась в мировую державу, способную предопределить фундаментальные проблемы, к числу которых можно отнести освоение Арктики. Это обусловлено тем, что динамичное развитие страны ведет к возрастанию потребностей в углеводородах, вследствие чего исследование Арктики для Индии является наиважнейшим проектом для упрочения своего экономического и политического влияния в регионе. Однако Индия пока не располагает необходимыми ресурсами для реализации таких масштабных проектов, но страна целенаправленно стремится освоить Арктику, надеясь на помощь своих партнеров.

Китай перешел от слов к делу, инициировал подписание ВРЭП, которое будет иметь серьезнейшие последствия для всего мироустройства. ЗСТ АСЕАН – Китай уже принесла ощутимые выгоды для бизнеса. В 2018 г. объем двусторонней торговли Китая со странами АСЕАН достиг рекордного уровня 483,7 млрд долл. Это больше, чем с ЕС (288,2 млрд долл.), США (263 млрд долл.) и Японией (231 млрд долл.). На АСЕАН пришлось 10,7% внешней торговли Китая. Оттуда пришло 20% импорта АСЕАН, а туда ушло 14,1% экспорта. Дефицит АСЕАН составил 85,8 млрд долл. [4].

Нельзя не отметить тот факт, что Китай форсировал подписание ВРЭП, которое, возможно, будет иметь в перспективе крайне серьезные последствия для всей международной торгово-политической системы. Одним из таких последствий является прекращение деятельности ВТО как одной из ключевых структур глобализации и мирового капитализма. Сегодня Китай является главным оппонентом США в рамках ВТО. Вместо архаичной глобальной организации, в которой вожди ее думают и решают проблемы только транснациональных корпораций, а не наименее развитых стран, Китай создал собственную региональную, в рамках которой в своих интересах сможет управлять третью мирового ВВП.

Более того, деятельность ВТО последних лет показывает, что данная международная организация не справляется с задачей формирования новых норм и правил международной торговли в новых условиях развития глобальной экономики. В нормативных документах ВТО наблюдается явное отсутствие многосторонних торговых правил, затрагивающих вопросы торговли в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости, инвестирования и валютной политики. Стало быть, с учетом сегодняшних реалий современный набор правил международной торговли, судя по всему, должен быть усовершенствован и способствовать всем государствам не только в совершении экспортно-импортных операций при продаже товаров и услуг, но и в производстве этих товаров.

Кроме того, ВТО не справляется с теми вызовами и угрозами, стоящими сегодня перед мировой экономикой. Сущность этих угроз и вызовов состоит в том, что развитые страны недостаточно открывают свои рынки развивающимся и наименее развитым странам, явно демонстрируя подрыв доверия к развитию свободной торговли.

Соглашение ВРЭП сумело доказать, что настало время внести кардинальные изменения в формировании глобальной экономики, ибо сегодняшняя ее модель явно не соответствует современным требованиям функционирования и эффективного развития мирохозяйственных связей. Для проведения такой политики созданы все необходимые предпосылки и причины с целью замены устаревшей модели на новую модель мирохозяйственных связей концептуальной архитектуры, в которой ключевую роль будут играть региональные объединения. Именно при новом конструировании мировой экономики интеграционные объединения смогут найти взаимоприемлемые позитивные решения по развитию глобальной экономики намного быстрее и эффективнее, чем это сделают отдельные государства.

Проблемы, перспективы и возможности сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН

Исследуя тенденции и проблемы развития интеграционных процессов региональных объединений, следует рассмотреть роль и место ЕАЭС, у которого созданы все необходимые предпосылки и причины сотрудничества с ВРЭП с геоэкономической и геополитической точек зрения. Учитывая географию внешней торговли ЕАЭС, представляется возможным в перспективе стать потенциальным и надежным участником новой архитектуры глобальной экономики. В условиях усугубления торговых войн в мире роль Большой Евразии, представлящей собой «уникальный синтез исторических культурных и социально-политических взглядов и концепций, которые могут стать основой для дальнейшего развития интеграционных процессов» [3, с. 62] (Valovaya, 2020), только повышается.

По данным ООН, за последние пять лет объем инвестиций из ЕАЭС в АСЕАН составил 5,4 млрд долларов. В свою очередь, АСЕАН вложила в абсолютно новые объекты на территории ЕАЭС 9,3 млрд долларов [8].

Имея устоявшиеся значительные деловые двусторонние отношения со многими странами АСЕАН, государствам – членам ЕАЭС предстоит дать импульс и делать более глубоким процесс продвижения интеграционной политики путем активного и оживленного торгово-экономического сотрудничества. Причем хозяйственные связи стран АСЕАН открывают благоприятные возможности и объективные перспективы для налаживания торгово-экономических связей компаний государств – членов ЕАЭС. К примеру, совместное предприятие по выпуску техники марки МТЗ в Камбодже стало первым на территории Юго-Восточной Азии заводом по сборке белорусских тракторов. Функционирует и белорусско-вьетнамское СП по производству молочных продуктов.

Региональные объединения ЕАЭС и АСЕАН, цели и задачи которых заключаются в создании и расширении на своих территориях одинаковых по форме и содержанию правил экономической жизни, могут установить унифицированные правовые нормы для свободного перемещения товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Политика интеграционных процессов между ЕАЭС и АСЕАН существенно возрастет путем расширения преференциального режима по осуществлению масштабных внешнеэкономических связей.

Перспективы экономического взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН обусловлены тем, что у ЕАЭС налаживаются взаимоприемлемые партнерские отношения с отдельными государствами – членами АСЕАН. Для подтверждения данного посыла хорошей иллюстрацией служит то, что Россия как государство – член ЕАЭС заключила торговые соглашения, например с Вьетнамом, Сингапуром.

Выражая желание заложить основу для активизации сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН, необходимо развивать следующие приоритетные направления:

а) таможенное регулирование и упрощение процедур торговли;

б) санитарные и фитосанитарные меры;

в) техническое регулирование;

г) электронная торговля;

д) торговля услугами и инвестиции;

е) развитие предпринимательства, в первую очередь для микро-, малых и средних предприятий.

На различных форумах и конференциях представители государств – членов ЕАЭС и АСЕАН обмениваются актуальной информацией о функционировании и перспективах экономического сотрудничества. Широко обсуждаются практика разработки торговых соглашений, возможности внедрения системы единого окна в целях упрощения процедур торговли двух объединений [22].

В целях дальнейшей совместной деятельности разработана программа сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии на 2020–2025 годы. ЕАЭС – АСЕАН должны быть нацелены на эффективную реализацию программы сотрудничества и формирование отдельного диалогового механизма. Например, 29.09.2020 г. Евразийская экономическая комиссия и Секретариат АСЕАН провели круглый стол «ЕАЭС и АСЕАН: адаптационные механизмы стран для поддержания интеграционного развития в условиях кризиса». Мероприятие состоялось в рамках семинара «Меры России и стран АСЕАН по противодействию COVID-19 и восстановлению экономик» [8].

Провозглашая актуальность развития тесного экономического сотрудничества для интеграции в мирохозяйственные связи, а также исходя из большого арсенала двусторонних соглашений, экономическое сотрудничество ЕАЭС и АСЕАН должно осуществляться в духе взаимопонимания, желания активизировать сотрудничество в различных сферах для расширения хозяйственных связей. Для реализации ранее заключенных соглашений 14 ноября 2018 года в Сингапуре был подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН. Меморандум формирует основу для формирования международной площадки по интенсивному обсуждению актуальных проблем взаимовыгодного сотрудничества в рамках Евразийского континента. Основной целью Меморандума является содействие экономическому сотрудничеству для расширения торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между государствами – членами ЕАЭС и АСЕАН.

Основываясь на принципах взаимоуважения, прозрачности, взаимовыгодного сотрудничества, первостепенное значение имеет выполнение целей и задач, изложенных в Меморандуме. Поставленные цели и задачи могут быть реализованы путем проведения конференций, симпозиумов, форумов, семинаров, круглых столов с участием представителей органов государственной власти и бизнес-сообществ региональных объединений. В рамках выполнения мероприятий Меморандума особое значение приобретает процесс обмена идеями и технологиями согласно действующим процедурам и регламентам административных органов государств – членов ЕАЭС и АСЕАН. Поэтому необходимо уделить особое внимание двум ведущим международным структурам региона – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ЕАЭС, которые «играют ведущую роль в современных интеграционных процессах» [13] (Kurylev, Malyshev, Hotivrishvili, Shablovskiy, 2021).

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что пятнадцать государств Юго-Восточной Азии, подписавших документ о всестороннем региональном экономическом партнерстве, стали участниками широкомасштабного торгового соглашения о свободной торговле. Соглашение о ВРЭП – формирование новой модели мироустройства, предполагающей наличие экономических, научно-образовательных и культурных центров силы, не выходя за рамки международного торгового права и не распространяя свое влияние друг на друга путем недобросовестной конкуренции. Это будет новая модель мироустройства или новый центр силы для принятия решений вопросов глобальной экономики.

Формирование такого партнерства, обладающего внушительной мощью, становится еще более эпохальным и оригинальным скачком в контексте создания Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств. В то же время здесь речь не идет о концепции конкурентной политики региональных объединений. В данном случае было бы целесообразным развивать экономическое сотрудничество между региональными объединениями ЕАЭС и АСЕАН, способствующее диверсификации выбора товаров, перепрофилированию рынков сбыта, освоению перспективных видов производств, в конечном итоге – обеспечению сбалансированного развития торговли государств – членов ЕАЭС и АСЕАН. Наличие качественного формата взаимодействия ЕАЭС с АСЕАН может содействовать привлечению государств – членов обоих региональных объединений к конструктивному диалогу, заключению двусторонних соглашений, расширению торгово-экономических связей и росту объема товарооборота.

Весьма перспективным является экономическое сотрудничество ЕАЭС не только с АСЕАН, но и региональным объединением ШОС, участниками которого являются ряд государств – членов ЕАЭС. Такое взаимодействие могло бы стать в перспективе основой для формирования Трансъевразийского континентального партнерства, официальной международной площадкой и ведущим координатором для обсуждения важнейших экономических вопросов глобальной экономики. Проведение такой совместной экономической политики, а также успешная ее реализация способствуют формированию новой архитектуры глобальной многополярной экономики, отвечающей интересам не только ее участников, но и всего прогрессивного человечества.

ЕАЭС и АСЕАН продлили программу сотрудничества до 2025 г., основной задачей которой должно стать выстраивание принципиально новых форматов взаимодействия. Одним из таких форматов является развитие концепции Большого евразийского экономического партнерства, важнейшим компонентом и органическим элементом которого являются перспективные проекты ЕАЭС, сопряженные с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Поскольку США продолжают вести недобросовестную конкуренцию с Китаем, в США и Европе усиливается негативное информационное давление в отношении главной составляющей китайской новой наступательной внешней политики – инициативы «Один пояс, один путь» [23].

Решая задачи обеспечения экономического развития в условиях новых глобальных вызовов и угроз, следует широко применять возможности расширения взаимодействия с ключевыми региональными экономическими объединениями и крупнейшими национальными экономиками Евразии.

ЕАЭС и АСЕАН заявили о необходимости расширять торгово-экономическое сотрудничество. В рамках нового формата взаимодействия торгово-экономическое сотрудничество позволит повысить товарооборот между ЕАЭС и АСЕАН. Сделать это возможно в рамках идеи Большого евразийского экономического партнерства, «призванного гармонизировать различные региональные экономические форматы на основе принципов транспарентности и взаимной выгоды» [15] (Petrovskiy, 2020). Весьма выгодным и перспективным является сотрудничество в цифровой экономике, сфере высоких технологий, а также совместные проекты в сельском хозяйстве.

Принимая во внимание схожесть национальных интересов, максимально и конструктивно сложив усилия для достижения поставленных целей, существенную роль играет расширение торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между странами – членами ЕАЭС и АСЕАН, которые могут добиться весьма значительных результатов.

Существенное значение имеет расширение и укрепление институциональной взаимосвязанности для налаживания переговорных процессов по линии институтов сотрудничества двух региональных объединений. Для этого необходимо выстроить двусторонний диалог по дальнейшему сотрудничеству с целью продвижения инновационного и инвестиционного взаимодействия, наполнения его совместными проектами в сфере разработки высокотехнологичной продукции. Необходимо активизировать политический диалог для установления межпарламентских и гуманитарных контактов, способствующих тесному взаимодействию по достижению взаимовыгодных торгово-экономических, культурных, научно-образовательных и социальных целей.

Важнейшим компонентом интенсивного сотрудничества является качественный на регулярной основе информационный обмен между двумя крупными региональными объединениями с акцентом на экспертных консультациях. Здесь речь идет об обмене опытом по проблемам ускорения и упрощения совершения таможенных процедур при перемещении товаров через таможенные границы, технического регулирования, развития цифровой экономики, санитарных и фитосанитарных мер и других аспектов взаимодействия.

Качественно новый характер приобретает процесс выстраивания новых форматов взаимодействия по продвижению идеи Большого евразийского экономического партнерства, способного стать началом становления нового, более осмысленного и соответствующего истине мироустройства, заложившего основы для суверенного равенства, уважения ко всем культурам, религиям и цивилизациям. В этой связи предстоит принимать безотлагательные меры по обеспечению и проведению масштабного международного экспертного взаимодействия с целью отработки конкретных взаимовыгодных компонентов будущей дорожной карты этого грандиозного континентального проекта.

Таким образом, в целях укрепления позиций в системе глобальной экономики необходимо расширить прогрессивное развитие и продвижение курса на укрепление единого рынка, добиться подписания аналогичных соглашений о ЗСТ с заинтересованными странами. Аналогичные договоренности будут активно способствовать формированию справедливой торгово-экономической системы, определению походов к укреплению позиций ЕАЭС в глобальной экономике, возрастанию и диверсификации рынков сбыта национальных экономик.


Источники:

1. Астахов Д. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. М.: РИА новости. - 2020.- 12 ноября. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/05.04.2021/asean-1584084419.html (дата обращения: 05.04.2021).
2. Афонцев С. Новые тенденции в развитии мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 5. – c. 36-46.
3. АСЕАН и партнеры подписали соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/10005211 (дата обращения: 07.04.2021).
4. ASEAN Statistical Yearbook 2019. Figure 7.1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aseanstats.org/publication/asyb-2019/ (дата обращения: 20.03.2021).
5. Валовая М.Д. Евразийство как основа современной евразийской интеграции // Международная торговля и торговая политика. – 2020. – № 1. – c. 62-72.
6. Дынкин А., Телегина Е., Халова Г. Перспективы и вызовы международного экономического и энергетического сотрудничества после пандемии COVID-19 // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – № 3. – c. 5-10. – doi: 10.20542/0131-2227-2021-65-3-5-10.
7. Ершов М.В. Мир в 2020 году: новые проблемы обнажают системные изменения в экономике // Вопросы экономики. – 2020. – № 12. – c. 5-23. – doi: 10.32609/0042-8736-2020-12-5-23.
8. Евразийский банк развития. Евразийская экономическая интеграция. - М.: ЦИИ ЕАБР, 2019.
9. Евразийская экономическая комиссия: официальный сайт, Москва, 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/01-10-2020-6.aspx (дата обращения: 07.04.2021).
10. The Economist (Великобритания): значение Всестороннего регионального экономического партнерства, крупнейшего в мире торгового соглашения. ИноСМИ.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/politic/20201117/248550664.html (дата обращения: 25.03.2021).
11. Канаев Е., Королев А. ЕАЭС И АСЕАН: результаты и перспективы сотрудничества // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 1. – c. 64-72.
12. Колодко Г.В. Последствия. Экономика и политика в постпандемическом мире // Вопросы экономики. – 2020. – № 5. – c. 25-44. – doi: 10.32609/0042-8736-2020-5-25-44.
13. Курылев К., Малышев Д., Хотивришвили А., Шабловский В. ШОС и ЕАЭС в контексте Евразийской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – № 2. – c. 81-88. – doi: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-81-88.
14. Локшин Г. Сотрудничество АСЕАН–Китай: ключ к миру в ЮВА // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 6. – c. 142-150.
15. Петровский В. Сопряжение евразийской интеграции и инициативы «Пояс и путь» в контексте Большого евразийского партнерства // Экономист: ежемесячный научно-практический журнал. – 2020. – № 3. – c. 71-75.
16. Пятин А. Страны Азии договорились о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/413821-strany-azii-dogovorilis-o-sozdanii-krupneyshey-v-mire-zony (дата обращения: 07.03.2021).
17. Хейфец Б.А. Технологическое возвышение Китая: новые вызовы для России // Вопросы экономики. – 2020. – № 6. – c. 104-120. – doi: 10.32609/0042-8736-2020-6-104-120.
18. Kissinger H. A. The coronavirus pandemic will forever alter the world order // World Street Journal, April 3. – 2020.
19. Heydarian R. Japan Offers Southeast Asia Way out of US-China Rivalry. [Электронный ресурс]. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/ Japan-offers-Southeast-Asia-way-out-of-US-China-rivalry (дата обращения: 10.01.2021).
20. Shi-Kupfer K., Ohlberg M. China’s digital rise: Challenges for Europe // MERICS Papers on China, Mercator Institute for China Studies. – 2019. – № 7.
21. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. [Электронный ресурс]. URL: http://en.ndrc. gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html (дата обращения: 09.04.2021).
22. EAEU and ASEAN deepen trade, economic and investment cooperation. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/en/nae/news/Pages/14-11-2018-1.aspx (дата обращения: 06.04.2021).
23. Harbored Ambitions: How China’s Port Investments are Strategically Reshaping the Indo-Pacific. [Электронный ресурс]. URL: https://c4ads. org/reports (дата обращения: 03.04.2021).

Страница обновлена: 02.12.2024 в 22:45:56