Экономические и территориальные претензии государств АСЕАН к странам Южно-Тихоокеанского региона в контексте серых схем межрегиональной теневой экономики
Хазанов А.М.1, Воронин С.А.2
1 Институт Востоковедения РАН, Россия, Москва
2 РУДН, Российский университет дружбы народов, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 23 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 1 (Январь-март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49827120
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье отражены специфические тенденции экономических и территориальных претензий стран ЮВА к государствам ЮТР. На основе авторитетных источников определены ключевые конфликты в двух регионах с учетом интересов сторон. Обозначены пути выхода из экономического и политического кризисов каждого территориального или экономического спора. Дан прогноз и обзор перспектив сценариев развития данных требований стран АСЕАН в каждом конкретном векторе международных экономических отношений. Описаны специфические особенности влияния внешних сил в регионе: КНР и США с учетом их интересов в каждом конкретном споре между сопряженными государствами двух регионов.
Ключевые слова: АСЕАН и ЮТР, Южно-Тихоокеанский регион, Юго-Восточная Азия, территориальные претензии, глобальный экономический кризис и территориальные претензии государств, территориальные претензии государств, теневая экономика
JEL-классификация: F60, F62, F 63, F 64, F 65, F66, F 68
Введение
Волны глобального экономического кризиса порождают комплексные явления в системе усиления центробежных тенденций от глобализации к регионализации, а далее к обострению территориальных конфликтов соседних государств с целью обретения баз ресурсов, которые являются осью геополитических интересов любого государства в начале ХХI века [1, 3] (Dinkevich, 2009; Dinkevich, 2010).
Локальные территориальные конфликты таковы: обострения борьбы за ресурсы во всем регионе Большого Востока создают платформу нестабильности геополитического и геостратегического пространства в системе комплексных международных отношений. Подход претензий к соседям по переделу сфер влияния, акваторий, принадлежности провинций и иные недружественные действия все чаще происходят в Южном Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии. Существуют два отдельных сюжета: территориальные споры внутри блока АСЕАН и их претензии к государствам Океании, имеющие всегда экономическую подоплеку. В ряде научных исследований рассматриваются отдельные проблемы экономики стран ЮТР [23, 24, 29–32] (Drobot, 2020; Balashov, Dzhavadov, 2019; Drobot, Rybalko, 2020; Kolmakova, 2021; Kostyuchenko, 2018; Kostyuchenko, 2017).
Тем не менее международным сообществом и экспертами редко уделяется скрупулезное внимание изучению и поиску решений в системе нерешенных конфликтов государств АСЕАН со странами ЮТР [1–22] (Dinkevich, 2009; Drobot, 2021; Dinkevich, 2010; Sharipov, 2021; Zakharev, 2020; Zakharev, 2019; Tikhonova, 2020; Zakharev, 2019; Zakharev, 2021; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2015; Zakharev, 2019; Pale, 2012; Drobot, 2022). Что касается проблем теневой экономики, то среди научных публикаций, вышедших в последнее время, можно отметить работы Бурова В.Ю. [25, 26] (Burov, 2017; Burov, 2021), Дробот Е.В., и Макарова И.Н. [27, 28] (Drobot, Makarov, 2021). Однако проблемам теневизации экономики ЮТР уделяется недостаточное внимание.
Цель исследования – проследить специфику межрегиональных схем теневой экономики Юго-Восточной Азии и Южно-Тихоокеанского региона в контексте изменений геостратегической карты территориальных претензий стран АСЕАН к развивающимся и развитым государствам Океании.
Основная часть
Основной причиной претензий стран ЮВА к государствам Океании являются спорные акватории и возможность, не опасаясь реального военного конфликта, получить «призрачные очки» подобно Австралии, которые в краткосрочном периоде повышают рейтинг политиков без опасения за то, что необдуманные действия приведут к осложненным экономическим или горячим конфликтам. В отличие от ситуации Австралии с КНР и странами АСЕАН, государства ЮВА прекрасно знают о плачевном состоянии вооруженных сил большинства армий ЮТР и о специфике менталитета данных государств, которые в лучшем случае отреагируют острой озабоченностью, в худшем – проигнорируют политический хайп, понимая, что на их суверенитет в реальности никто не покушается, а каких-либо политических или экономических дивидендов ответная реакция просто не даст. Несмотря на это, развивающиеся страны Океании, как могут, укрепляют свою оборонную мощь: они сотрудничают по программе МАР с Новой Зеландией, тренируя регулярные части (сколь бы малы в нашем понимании те ни были) и службы правоохранительных органов, стараются закупать или получают по квоте от Австралии топливо, амуницию, некоторые виды вооружений, проводят самостоятельные периодические учения. У государств ЮТР есть еще один важный инструмент влияния на мировую политику – их голоса в ООН, которыми те открыто торгуют, когда какой-либо державе или блоку стран нужно продавить то или иное решение. Пользовалась этим и Россия, дав денег Науру в объеме, которого хватило бы на покупку голосов всех развивающихся стран ЮТР, представленных в ООН в 2008 году во время признания на краткосрочный период государством Океании двух республик – Абхазии и Южной Осетии. Страны ЮТР поставили на поток торговлю своими голосами в ООН, затем происходит смена правительства, и голос снова свободен, в т.ч. для противоположной предыдущей поддержки точки зрения.
Рассмотрим, какие территориальные конфликты стран Юго-Восточной Азии и Южного Тихоокеанского региона осложняют стабильные отношения в регионе с точки зрения роста региональных специфических сегментов теневой экономики.
Пользование проливами Восточного Тимора открыто и теневым образом активно ангажировано Пекином. Глубоководные проливы облюбовал китайский гражданский и военный (в т.ч. подводный в теневом секторе) флот. Третий внешний к АСЕАН и Океании игрок, однако, вовлекший страны ЮВА и ЮТР в активное противостояние по данному вопросу. Конфликт интересов интегрировал в актуальную проблему Индонезию, от которой Восточный Тимор отделился, и Австралию, скрупулезно препятствующую усилению КНР в регионах ЮВА и ЮТР.
Конфликт Филиппин и Палау по спорной акватории. Филиппины для повышения престижа высказывают претензии к акватории Палау. В свою очередь, государство Океании усиливает патрули у де-юре границ, сокращая торговые обороты с данной страной.
Территориальные претензии Индонезии к Палау. Индонезия, болезненно воспринявшая выход из своего состава Тимора-Лешти, пытается восстановить престиж призрачными очками, в т.ч. в форме территориальных претензий к ряду государств Юго-Восточной Азии (Малайзия и Сингапур), Восточной Азии (к КНР в Южно-Китайском море) и к государствам Океании, в т.ч. также к акватории Палау. Несмотря на слабую вероятность вторжения, поведение индонезийских властей стимулирует напряжение правящей элиты в столице Нгеру́лмуд. В 2010 году был продлен договор о свободной ассоциации с США, что охладило Джакарту развивать вектор претензий к архипелагу в ЮТР. При этом происходит серьезное разрастание теневого рынка и борьбы за его ниши в сфере морских пищевых ресурсов, освоения быстрых ресурсов альтернативного сектора редкостей: жемчуг, кораллы, отлов редких видов существ в научных целях и др.
Вопросы границы Ириан-Джая и Папуа – Новой Гвинеи. Индонезия проводит политику трансмиграции, заселяя наименее развитый регион населением с перенаселенного острова Явы. В районе города Соронга были обнаружены месторождения нефти, что для Джакарты является ключевым ресурсом на фоне истощения ресурсов углеводородов в западных провинциях. Ввиду того, что в Папуа – Новой Гвинее полыхала война за независимость другого богатого ресурсами региона – острова Бугенвиль в 1988–1997 гг., ТНК ряда развитых стран расхищали природные ресурсы острова, пользуясь гражданской войной [20] (Zakharev, 2019). Да и после референдума 2019 года КНР благополучно ведет часть теневых операций с Бугенвилем, не разрывая отношение с центральным правительством в Порте-Морсби. Индонезия оценивала возможности предъявления претензий к существующей по настоящее время сухопутной границе по острову Новая Гвинея. Однако ввиду комплекса проблем от племен-каннибалов до особо тяжелых климатических условий данный вектор внешней политики Джакарты не получил развитие. Страна уделила внимание развитию своих провинций в субрегионе. Тем более, что нефть и другие полезные ископаемые были найдены на собственной территории без нужды к очередным территориальным диспутам, переориентировав внимание Индонезии к Южно-Китайскому морю и Сингапуру по аналогичным вопросам, более актуальным с точки зрения обозримых выгод.
Китайский фактор в Южном Тихоокеанском регионе подразделяется на хуацяо-граждан стран Океании, хуацяо Юго-Восточной Азии, которые ведут бизнес в соседнем регионе, и китайские компании КНР, активно теснящие первых двух из занимаемых ниш. Позиция Австралии, подогреваемая Вашингтоном, вполне однозначна: общий тренд на ослабление влияния КНР в ЮТР во всех формах, помимо этого реванш странам АСЕАН за заслуженные Канберрой санкции после недружественной в адрес блока государства ЮВА политики экс-премьера Эббота [6, 12, 15] (Zakharev, 2021; Zakharev, 2017).
Другим регионом, вызывающим повышенное раздражение Австралии, являются острова Кука, где Новая Зеландия ведет серии совместных проектов с КНР и хуацяо Юго-Восточной Азии, которые теряют позиции в пользу материкового Китая [6–20] (Zakharev, 2020; Zakharev, 2019; Tikhonova, 2020; Zakharev, 2019; Zakharev, 2021; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2015; Zakharev, 2019). Поскольку архипелаг находится в ассоциации с Веллингтоном, у правительства в Канберре нет каких-либо прав вмешиваться в данный предмет ведения, однако постепенное падение роли Австралийского союза с переходом в статус ведомого игрока под эгидой политики США идет весьма болезненно для вчерашнего абсолютного лидера в Южном Тихоокеанском регионе, которого успешно теснят как союзники в лице Лондона и Вашингтона, так и иные игроки – Новая Зеландия своей «мягкой силой» и Китайская Народная Республика [18] (Zakharev, 2015). Одна из существенных проблем теневого сектора – племена с каннибализмом по обе стороны границ, чьи собственные территориальные претензии друг к другу развиваются в форме никем не контролируемых локальных конфликтов. При этом через данный весьма удаленный от изобилия развитых технологий регион мира проходят теневые операции транзита местных редкостей: торговля редкими представителями флоры и фауны (в т.ч. сверхядовитыми змеями-тайпанами, которых сложно вывозить из Австралии, но легко – из ПНГ и Индонезии), минералами. Было несколько провальных попыток КНР наладить добычу полезных ископаемых. В настоящее время китайские фирмы стараются вести деятельность вблизи городов и под мощной охраной, ибо предыдущих бизнесменов в землях каннибалов в полном составе так и не нашли.
Серые зоны финансового сектора государств ЮТР не всегда вступают в конфликт с экономиками стран АСЕАН. Так, увод средств в офшоры или легализация теневых денег спокойно проходят по этапам через Фиджи, Соломоновы острова, потом оседают в Сингапуре, и наоборот, из финансового центра ЮВА потоки переходят в ЮТР и далее по иным регионам мира через международные трансакции. Претензии к банкам развивающихся стран ЮТР имеют более Австралия и США, чем страны АСЕАН, с точки зрения бенефиций от коридора легализации денежных средств либо увода их в офшоры. При этом никаких серьезных санкций никто против ЮТР не вводит.
В обозримом будущем возможен повтор сюжета с появившимися намывными островами, как в Южно-Китайском море делает КНР, а в Малаккском проливе Сингапур, которые позволят государству, их создавшему, продвинуть и перекроить границы уже по другим основаниям.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что территориальные претензии стран Юго-Восточной Азии к государствам Южного Тихоокеанского региона имеют комплексную структуру и охватывают крупный ареал приграничных акваторий и сухопутных границ (рис. 1) [18, 21] (Zakharev, 2015; Pale, 2012). Несмотря на отсутствие горячих конфликтов в данном векторе, подобная риторика побуждает державы соседних регионов не развивать новые векторы стабильных экономических отношений, в которых так нуждаются экономики ввиду волн глобального экономического кризиса, а идти в фарватере традиционных схем союзов и стабильной торговли со старыми партнерами. Государства Океании во многом продолжают ориентироваться на США, Австралию и Новую Зеландию, несмотря на ряд успешных проектов стран Юго-Восточной Азии на их внутреннем рынке. Стратегия двигаться в традиционном фарватере по многим направлениям лишает государства Полинезии, Меланезии и Микронезии стабильного притока денежных средств [21, 22] (Pale, 2012; Drobot, 2022). Возрастающая роль КНР в регионах блока АСЕАН и стран ЮТР также влияет на парадигму смены геостратегической конъюнктуры, которая определит отношения двух регионов в 2020–2040-х гг. ХХI века [6–20] (Zakharev, 2020; Zakharev, 2019; Tikhonova, 2020; Zakharev, 2019; Zakharev, 2021; Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Zakharev, 2015; Zakharev, 2019).
Рисунок 1. Территориальные претензии стран ЮВА к государствам ЮТР
Источник: составлено авторами по главам труда: Пале С.Е. Постколониальные конфликты в странах Океании. М. 2012.
Источники:
2. Дробот Е.В. Сравнительный анализ национальной конкурентоспособности независимых государств Южно-Тихоокеанского региона. / В книге: Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. Коллективная монография. - М.: ОнтоПринт, 2021. – 46-77 c.
3. Динкевич А.И. Новая экономика: методология и модели. / Монография. - М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2010. – 375 c.
4. Шарипов У.З. Реальность и проблемы политических и экономических связей в Индо-Тихоокеанском регионе. / В книге: Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. Коллективная монография. - М.: ОнтоПринт, 2021. – 121-142 c.
5. Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. / Том 1. - М.: Онто-Принт, 2019. – 158 c.
6. Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. / Коллективная монография. - М.: ОнтоПринт, 2021. – 150 c.
7. Захарьев Я.О. Успешное настоящее и будущее Сингапура вопреки прогнозам // Нестабильность геостратегического пространства на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке: актуальные проблемы. – 2020. – c. 313-319.
8. Захарьев Я.О. Сингапур после Ли Куан Ю: гавань стабильности вопреки ожиданиям экспертов и новые успешные шаги в будущее // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2509-2518. – doi: 10.18334/eo.9.4.41234.
9. Тихонова К.И. Особенности развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона на примере Сингапура // Nauka.me. – 2020. – № 4. – c. 3. – doi: 10.18254/S241328880013301-5.
10. Захарьев Я.О. Мягкая сила Новой Зеландии в 2010-2020 гг. / В сборнике: Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура Том 1. - М.: ОнтоПринт, 2019. – 148-156 c.
11. Захарьев Я.О. Влияние мультикультурализма на систему управления и делового общения бизнеса хуацяо Юго-Восточной Азии и Океании в начале ХХ1 века // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – № 4-2. – c. 18-21. – doi: 10.37882/2223-2982.2021.04-2.10.
12. Захарьев Я.О. Почему Австралия превращается в развитого ведомого игрока глобального и регионального пространства // Экономические отношения. – 2021. – № 3. – c. 557-564. – doi: 10.18334/eo.11.3.113403.
13. Захарьев Я.О. Пандемия вируса COVID-19 в Южно-Тихоокеанском регионе в 2020-2021 гг. / В книге: Австралия и Океания: история, культура, политика, экономика. Коллективная монография. - М.: ОнтоПринт, 2021. – 143-149 c.
14. Захарьев Я.О. Развитие инфраструктуры полуострова Индокитай и вопросы безопасности в начале ХХ1 века. / В сборнике: Нестабильность геостратегического пространства в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока: актуальные проблемы. Ежегодник 2019. - Москва: Институт востоковедения РАН, 2019. – 211-218 c.
15. Захарьев Я.О. Австралия и Канада: тактики ведущего и ведомого в условиях глобального экономического кризиса // Экономические отношения. – 2017. – № 2. – c. 177-182. – doi: 10.18334/eo.7.2.37981.
16. Захарьев Я.О. Папуа-Новая Гвинея: проблемы экономической интеграции в начале ХХ1 века // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 279-286. – doi: 10.18334/eo.7.3.37982.
17. Захарьев Я.О., Скрипниченко А.В., Александрин О.И. Геополитическая геостратегия АТР: Новая Зеландия в 2010-2020-х гг // Казачество. – 2016. – № 22(9). – c. 27-35.
18. Захарьев Я.О. Несостоявшееся чудо транзитного региона для бизнеса китайской общины Индонезии и Филиппин в 2000-2014 гг // Научное обозрение. – 2015. – № 19. – c. 213-216.
19. Захарьев Я.О. Бугенвиль: тлеющий региональный конфликт и объект геостратегических экономических интересов участников «Большой игры» // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1549-1562. – doi: 10.18334/eo.9.3.40873.
20. Захарьев Я.О. Бугенвиль. Референдум-2019: перспективы и старые вопросы экономических отношений // Двенадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения: Материалы. В двух томах. Иркутск, 2019. – c. 171-176.
21. Пале С.Е. Постколониальные конфликты в странах Океании. / Монография. - М.: ИВ РАН, 2012. – 70-110 c.
22. Drobot E.V. Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic // Economic security. – 2022. – № 1. – p. 271-302. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114272.
23. Drobot E.V. Comparative analysis of the international competitiveness of the region (on the example of independent states of the South Pacific region) // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – p. 279-306. – doi: 10.18334/eo.10.2.104254.
24. Балашов В.В., Джавадов Т.Э. Новая Зеландия в Южно-Тихоокеанском регионе: решение актуальных проблем // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 33-40. – doi: 10.18334/eo.9.1.39655.
25. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72. – url: https://1economic.ru/lib/37712.
26. Буров В.Ю. Трансформация теневых практик экономической деятельности в условиях пандемии // Теневая экономика. – 2021. – № 2. – c. 79-94. – doi: 10.18334/tek.5.2.112325.
27. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Сценарии развития и стратегии управления теневой экономикой // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 183-198. – doi: 10.18334/tek.5.3.112237.
28. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – c. 53-77. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
29. Дробот Е.В., Рыбалко М.Л. Место Новой Зеландии в складывающейся архитектуре международных отношений в Южно-Тихоокеанском регионе к концу 2010-х гг // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 27-34. – doi: 10.18334/eo.10.1.41340.
30. Колмакова А.В. Влияние глобальной пандемии на экономическое развитие теневого сектора экономики государств Южно-Тихоокеанского региона // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 275-284. – doi: 10.18334/tek.5.4.113808.
31. Костюченко И.Г. Некоторые вопросы экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона // Экономические отношения. – 2018. – № 1. – c. 81-94. – doi: 10.18334/eo.8.1.38763.
32. Костюченко И.Г. Азиатско-Тихоокеанский регион: вопросы экономической интеграции в начале ХХI века // Экономические отношения. – 2017. – № 2. – c. 183-190. – doi: 10.18334/eo.7.2.37990.
Страница обновлена: 21.09.2025 в 14:21:46
Download PDF | Downloads: 23 | Citations: 3
Economic and territorial claims of the ASEAN states to the South Pacific in the context of gray schemes of the interregional shadow economy
Khazanov A.M., Voronin S.A.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 1 (January-March 2022)
Abstract:
The specific trends of the Southeast Asian countries' economic and territorial claims to the South Asian states are reflected. On the basis of authoritative sources, key conflicts in the two regions have been identified . The ways out of the economic and political crises of each territorial or economic dispute are outlined. A forecast and overview of scenario outlooks for these ASEAN requirements in each specific vector of international economic relations is given. The specific features of the external forces' influence in the region are described. The interests of the PRC and the USA were taking into account in each specific dispute between the associated states of the two regions.
Keywords: ASEAN, Asia-Pacific region, South Pacific region, South-East Asia, territorial claims, global economic crisis and territorial claims of states, states' territorial claims, shadow economy
JEL-classification: F60, F62, F 63, F 64, F 65, F66, F 68