Экспорт фармакологической продукции в Юго-Восточной Азии в условиях глобального экономического кризиса

Захарьев Я.О.1
1 МГИМО МИД РФ

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2017)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32337790
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье отражена специфика рынка экспорта ядов странами Юго-Восточной Азии в начале ХХ1 века. Дан подробный географический анализ региона дислокации объектов производителей, отражена специфика ведения хозяйственной деятельности технологиями фермерских хозяйств и методом заёмного труда модели рассеянной мануфактуры с учетом нормативных правовых актов каждого государства блока АСЕАН. Выявлены ключевые проблемы для производителей в условиях глобального экономического кризиса. Показаны ключевые традиционные партнеры-импортеры и линейки продукции, которые они приобретают у производителей. Отражены интересы Российской Федерации, как импортера, в условиях перспектив диверсификации линеек отечественной фармакологической продукции. Дан положительный прогноз на перспективу развития экспорта линеек рынка ядов производителей Юго-Восточной Азии в последующие периоды волн всемирного экономического кризиса в 2010-2020-х гг.

Ключевые слова: фармакологическая продукция Юго-Восточной Азии, линейка противоядий в Юго-Восточной Азии, альтернативные экспортные линейки Юго-Восточной Азии в условиях всемирного кризиса



Введение

Всемирный экономический кризис создал особую конъюнктуру международных торговых отношений, когда стандартные линейки товаров, чтобы быть востребованными, должны быть изменены по линейке более широкого вида предложений. Несмотря на проводимый комплекс мер по основным статьям экспорта, каждая страна Юго-Восточной Азии ощущает дефицит спроса на основные линейки своих товаров ввиду глобальных процессов снижения заинтересованности основных партнеров-импортеров. Все чаще в современных источниках зарубежными авторами отмечается важность развития альтернативных экспортных мощностей и товаров с целью преодоления последствий глобального экономического кризиса как в регионах в целом, так и в конкретных странах.

Юго-Восточная Азия богата разнообразными природными ресурсами [2, 3]. В сфере экспорта товаров медицины тропический регион изобилует различными растениями и представителями фауны [1, р. 6–12], органы и жидкости которых задействованы в качестве сырья по широкой линейке фармакологических средств. Рынок ядов относительно не пострадал в условиях глобального кризиса ввиду того, что его специфичность не является статьей импорта, которой можно пренебречь ввиду медицинского конвейерного непрерывного производства, в отличие от пострадавшего рынка товаров категории роскоши и строительных материалов класса VIP.

Добыча сырья ядов производится [1] преимущественно промышленным путем на специализированных объектах – змеиных фермах – Таиланда, Индонезии, Вьетнама и Малайзии, где помимо змеиных ядов получают и другую линейку растительного и животного происхождения, как полного, так и частичного цикла переработки. Однако существуют и формы рассеянной мануфактуры, когда частные лица-змееловы в условиях диких лесов ловят на время и на постоянной основе (для пополнения змеиных ферм) змей и иных ядовитых существ, получают яд и сдают его в пункты приема в крупных городах. Чем выше статус города в каждой конкретной стране или субрегионе, тем больше денег могут выручить ловцы за работу. Например, ловцы Лаоса, живущие в приграничных районах с Таиландом и Вьетнамом, могут получить, в зависимости от ценности сырья, больше денег в соседней стране, чем если поедут в столицу своего собственного государства. Точно так же поступают ловцы-камбоджийцы и бирманцы, с различиями в странах-партнерах региона Южной Азии (бирманцы) и Юго-Восточной Азии (камбоджийцы).

Однако ввиду процессов индустриализации ряд районов тропических лесов был вырублен, что заставляет ловцов идти дальше в глубинные районы джунглей, подвергая свою жизнь дополнительным опасностям. Речь идет о зонах «Золотого треугольника», дельте и южных районах полноводной реки Меконг, приграничной с КНР территорией штата Качин (Мьянма), приграничной территорией с Бангладеш (Мьянма) в условиях серии локальных конфликтов народов Мьянмы и Бангладеш в Мьянме. Также можно выделить особую зону вдоль границы Таиланда и Лаоса.

Два способа добычи – полный цикл производства и рассеянный – хотя и являются конкурентными, но не вступают в мощную конфронтацию. Несмотря на фермерский характер добычи [6–8], змеиные фермы-объекты не могут содержать более определенного количества змей ввиду того, что предприятие – зона повышенной опасности и предел получения объема яда с «тепличных» обитателей имеет свои конкретные лимитированные объемы, как биологические, так и регламентируемые законодательствами стран-резидентов данного производства Юго-Восточной Азии (система квот и количества особей). Из этой линейки сырья существуют также особые заказы на сырье от редких змей, которые, ввиду их эндемичности, обитают в диких лесах, а их массовая селекция промышленным способом при нынешних технологиях пока невозможна. Таким образом, два способа – промышленный и частичный (рассеянный) аутсорсинг частных лиц – составляют 90 % рынка экспорта данного сырья и готовой продукции в узком сегменте. Десять процентов приходится на чистый импорт из других регионов мира. Из Австралии реже приобретается узкая линейка, благодаря программам помощи из Новой Зеландии. Определенную непостоянную долю для состоятельных клиентов можно видеть в ассортименте препаратов из Западной Европы, США и Индии.

Если говорить о географии промышленных объектов, то, как правило, они находятся в крупных городах с мерами повышенной безопасности для данного объекта. В настоящее время есть как частные, так и государственные фермы, для которых, как правило, едины стандарты содержания по технической документации внутренних инструкций и законодательному массиву, однако в каждой из стран Юго-Восточной Азии есть незначительные различия ввиду форс-мажорных обстоятельств: сейсмическая активность, ураганы, эпидемии, наводнения и т.д.

Спрос на продукцию различных форм переработки разнообразен: от нулевой (чистый продукт без добавок) до минимально дозированной и обогащенной комплексными с веществами и агентами следов других субстанций (часто на комплексном производстве маркируется информацией о наличии следов веществ, которые могут попадать в продукт). Объясняется это тем, что продукция идет в различные медицинские препараты: сыворотки-противоядия, иммуномодулирующие средства – в видах традиционной медицины каждого государства блока АСЕАН, как вещества косметологической медицины, сложные композитные лекарства узкого профиля действия – для иных фармакологических и биологических исследований.

Цены на этом рынке ресурсов достаточно стабильны ввиду определенного количества конкурирующих производителей, которые не могут образовывать монополистические заговоры, что повлечет реальный отзыв лицензий и серии уголовных наказаний в ряде стран в зависимости от объема нарушений по законодательному массиву каждого государства Юго-Восточной Азии [2, 3]. Это позволяет экспортерам [1] как внутреннего, так и внешнего рынка потребления не беспокоиться о будущих возможных ростах цен на сырье и готовую продукцию [4, 5] (Warrel, 2010), что создает конъюнктуру стабильной статьи экспортных товаров для стран-производителей блока АСЕАН [6].

Ключевыми импортерами данной продукции выступают государственные и частные медицинские учреждения стран Юго-Восточной Азии, преимущественный сегмент – яды и сыворотки-противоядия; транснациональные фармакологические компании с линейкой импорта сырья и готовых препаратов для производства комплексной продукции по своим профилям; международные и государственные противочумные институты и вирусологические лаборатории других стран вне блока АСЕАН; институты экспериментальной медицины; частные исследовательские лаборатории, государственные и частные террариумы, в т.ч. зоопароков и национальных парков, преимущественная статья импорта которых: сыворотки для выработки антител в профилактический период (период вне укуса) и сыворотки-противоядия в острый период (непосредственно после укуса) [5] (Warrel, 2010).

Помимо вышеизложенного сегмента ядов животного происхождения рынок Юго-Восточной Азии предлагает и широкую линейку ядов на основе растительных компонентов. Так называемые государственные и частные плантации (часто для упрощения называемые «сады специй»), многие крупные плантации (площадью около от 0,5 до 5 га) имеют и линейку предложений растительных ядов, производство которых, в отличие от змеиного, требует менее жестких стандартов безопасности, хотя и лимитировано в объемах законодательством каждой страны блока АСЕАН [1].

Российская Федерация часто выступает импортером ограниченной линейки сывороток-противоядий для научно-исследовательских институтов и лабораторий. В период СССР в Центральной Азии было создано несколько крупных змеиных ферм с линейкой ядов и противоядий локальных представителей видов. После развала СССР данные объекты на территориях пяти республик пришли в ненадлежащее состояние, хотя и продолжают функционировать по старым стандартам безопасности и технологиями производства. Для РФ увеличение объема поставок сырья способствовало бы более интенсивному развитию продукции отечественных медицинских средств-иммуномодуляторов и комплексных, уже не завися от дорогих европейских, американских, бельгийских и канадских аналогов. Закупочные цены сырья в Юго-Восточной Азии достаточно устойчивы, что не повлияет существенно на рост затрат компаний-импортеров в РФ в обозримом будущем по 2020 год.

Ключевыми проблемами развития рынка экспорта [7, 8] данных линеек являются проблемы и изменения в законодательствах стран АСЕАН с постоянным повышением стандартов безопасности и хранения продукции на объектах. Помимо защитных средств и мер содержания змей, изменяются стандарты хранения полученных веществ в форме новых холодильных установок, более оборудованных складских помещений, развивается и рынок страхования форс-мажоров, которые часто внедряются государственными стандартами каждой страны и конкретного региона как основание для выдачи и продления лицензий для данного вида коммерческой и государственной деятельности. Эти изменения приводят к тому, что производители [5] (Warrel, 2010), не имея возможности серьезно повышать цены на продукцию, идут на удешевление затрат путем вышеуказанной рассеянной мануфактуры, диверсификации цен линейки в зависимости от сроков годности, делают композитное сырье, объединяя яд нескольких видов в один вид, предлагают смешанные яды, делают «чистые» линейки ядов от одной змеи и «чистые» порционные линейки от вида или конкретной эндемичной особи уже для клиентов класса VIP. Несмотря на данные проблемы, отрасль успешно переживает волны кризиса и считается прибыльной в условиях фактора убытка ряда ключевых направлений экспорта, она полностью витальна и окупаема по вложенным затратам даже в условиях локальных вооруженных конфликтов. Доли иностранного капитала в этом бизнесе пропорциональны и различны по объему в рамках законодательства каждой страны Юго-Восточной Азии. Наиболее эффективно в правовом поле защищены тайские и вьетнамские соинвесторы, чья доля равняется или выше 51 % от коммерческого предприятия.

Наиболее выгодная страна для иностранного капитала «на полях» данного вектора – Камбоджа, чьи законы проще в вопросах лицензирования, а стандарты безопасности на объектах этой страны значительно ниже, что приводит к дополнительным угрозам жизни иностранных инвесторов, инспекций, аудиторов и иных лиц, осуществляющих контроль деятельности предприятий данного вида.

Заключение

В условиях глобального экономического кризиса инвесторы все чаще рассматривают альтернативные рынки как тихие гавани в условиях нестабильности традиционных направлений. Узкие специализированные предложения все чаще находят спрос транснациональных капиталов, заинтересованных в новых нишах, которые могут получить после развития подобных деловых направлений. Рынок ядов Юго-Восточной Азии является одним из таких векторов. Его витальность и перспективы роста в сложившейся конъюнктуре экспорта редкого сырья не вызывает вопросов. Главная проблема его развития [8] – построение стабильных отношений с новыми импортерами на длительные сроки и сохранение устойчивых связей с традиционными партнерами. Ученые ряда корпораций в обозримом будущем, благодаря существующим партнерским отношениям также готовят серии эффективных фармакологических решений в виде линеек препаратов оперативного действия [9]. Суммарные инвестиции правительств стран и фармакологических холдингов ТНК, а также доходы от продаж готовой продукции рынка региона, даже без учета будущих линеек товаров, уже исчисляются сотнями миллионов долларов США с реальными перспективами роста до нескольких миллиардов долларов только в этом сегменте к 2019–2025 гг.


Источники:

Convention in international trade in endangered species of wild fauna and flora. Fifteen meeting of the conference of the Parties. Doha(Qatar)13-25.03.2010. Pp.1-35
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от укусов змей погибает как минимум 100 тысяч человек каждый год. WHO Media centre. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs337/en/ ( дата обращения: 01.02.2015 ).
География зон распространения ядовитых змей Юго-Восточной Азии. Thailand snakes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thailandsnakes.com/southeast-asia-venomous-snakes/ ( дата обращения: 06.02.2017 ).
Daily Mail. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-3888416/Blue-coral-snake-south-east-Asia-powerful-venom-cure-pain-people.html ( дата обращения: 03.11.2016 ).
5. David A.Warrel Guideline for the management of snake-bites // World Health Organization. – 2010. – С. 77-93.
Самая большая змеиная ферма Социалистической Республики Вьетнам. Copyright of VIETNAMNET Bridge. [Электронный ресурс]. URL: http://english.vietnamnet.vn/fms/travel/151871/a-visit-to-southeast-asia-s-biggest-snake-farm-in-vietnam.html ( дата обращения: 06.03.2016 ).
Dawn Serrain Snake oil redux. Tourists are only encouraging a dubious Vietnamese tradition. Media Kit. [Электронный ресурс]. URL: http://www.naturalhistorymag.com/perspectives/102171/snake-oil-redux ( дата обращения: 07.05.2017 ).
Линейка средств медицинской косметологии. [Электронный ресурс]. URL: https://supplementpolice.com/auralux-snake-venom/ ( дата обращения: 05.02.2017 ).
Ян_Ян_Лю_Син Ученые разрабатывают антидот от ядов в виде быстрого назального спрея. Tech.ifeng. [Электронный ресурс]. URL: http://tech.ifeng.com/discovery/front/detail_2017_05/30/36585367_0.shtml ( дата обращения: 30.05.2017 ).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:37