Об экономических реформах в Саудовской Аравии

Бирюков Е.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Актуальность исследования связана с тем, что ряд характеристик экономик России и Королевства Саудовская Аравия (КСА) (роль нефти, зависимость бюджета от нефтяных цен, госкорпорации) являются схожими. Обе страны заинтересованы в сокращении рисков опоры на нефть и в этой связи в развитии ненефтяных отраслей. Изучение, анализ и учет саудовского опыта представляет научный и практический интерес.

Научный пробел, на частичную ликвидацию которого направлено исследование, заключается в том, что текущие (по состоянию на 2023-2024 гг.) результаты экономических реформ Саудовской Аравии в России не изучаются и не анализируются. В научных материалах и в СМИ широко освещалось принятие программы «Видение 2030» в 2016 г., вероятно, в связи с рядом ее броских аспектов – разрешение женщинам водить автомобиль, частичная приватизация, стоительство в пустыне города-небоскреба Неом, состоящего из двух параллельных зданий длиной 170 км и высотой 500 м. Однако для системного понимания сути и перспектив «Видения 2030» необходимо рассматривать результаты, достигнутые к середине срока реализации программы.

В этой связи целью исследования является изучение достигнутых промежуточных результатов реформ в КСА.

Научная новизна связана с ликвидацией научного пробела и заключается в выявленных промежуточных результатах реформ. Во-первых, при принятии «Видения 2030» декларировалось сокращение социальных расходов. Однако этого не произошло – на фоне внутренней ситуации (борьба за власть) и благодаря высоким ценам на нефть Саудовская Аравия с 2017 г. продолжила нести высокие социальные расходы в бюджете. Во-вторых, выявлено, что фокус финансирования саудовской экономики смещен от бюджета к внебюджетным фондам. В-третьих, в этой связи показана роль Государственного инвестиционного фонда (ГИФ), в том числе расширение его функций от холдинга, который формально контролировал акции саудовских компаний, котировавшихся на фондовой бирже, к механизму государственного инвестирования и управления экономическим развитием. В-четвертых, при анализе диверсификации экономики Саудовской Аравии показано, что она носит характер развития не обрабатывающей промышленности, а сферы услуг; при этом показаны причины, затрудняющие развитие обрабатывающей промышленности, и объясняющие уклон в сторону развития сферы услуг. В-пятых, сделан вывод, что реформы поставили саудовскую экономику на трек диверсификации (при сохранении в настоящее время и в перспективе роли нефти как фундамента развития), то есть привели к переходу (не декларативному, а фактическому) на другую (ненефтяную) траекторию отраслевого развития. В-шестых, было выявлено, что имеется статистически значимое подтверждение предварительных успехов в области диверсификации, а также снижения доли связанных с нефтью показателей в экономике. В-седьмых, выявлено, что суммарный объем инвестирования в саудовскую экономику за десятилетие (2021-2030 гг.) составит колоссальный показатель в 3,7 трлн долл. (14 трлн риалов).

Авторская гипотеза заключалась в том, что реформы при оценке их промежуточных результатов (2023 г., при целеполагании реформ к 2030 г.) не привели к крупным изменениям в структуре экономики КСА. Такая гипотеза основывалась как на огромных объемах нефтедобычи и нефтеэкспорта Саудовской Аравии (следовательно, роли нефти в экономике), так и на предыдущем опыте – задачи диверсификации широко провозглашаются с 1980-х гг., но крупных результатов достигнуто не было. Кроме того, учитывая, что реформы провозглашены в 2016 г., и на их старт требуется время, ожидалось, что прошедшего времени недостаточно для появления крупных результатов реформ. Результаты исследования частично скорректировали первоначальную гипотезу. Доля ненефтяных промышленных отраслей (к ним КСА относит и нефтехимию) увеличилась с 11 до 15% ВВП. Доля сферы услуг увеличилась, но незначительно – с 48 до 49%. Доля нефтяной отрасли снизилась с 39,5 до 33%.

Основные авторы, изучающие экономику Саудовской Аравии, следующие. Фундаментальный труд, переведенный на многие языки – работа А.М. Васильева [14]. Работа на стыке истории, экономики, мировой политики издана в 2024 г. сотрудником МГУ А.И. Яковлевым [30], однако, временные рамки исследования ограничены 2001 г. Перу этого же автора принадлежат монографии и статьи по КСА, в том числе глубоко анализирующие реформирование экономики и его предпосылки [31]. Экономику Саудовской Аравии исследовали отечественные авторы И.А.З. Айдрус [1, 2], Г.Л. Гукасян [15, 16], К.П. Дударев [17], Г.Г. Косач [18, 19], Е.С. Мелкумян [21], А.О. Филоник [26], Л.В. Шкваря [27, 28, 29] и др. Не тяряют актуальности накоторые выводы, опубликованные в 1960-1980-е гг. в трудах советских авторов Р.Н. Андреасяна [4] и В.В. Озолинга [22]. Различные аспекты развития КСА рассмотрели следующие зарубежные ученые: Саудовская Аравия – П.Аартс (динамика социального развития) [33], Т.Липпман (перспективы развития) [46], Д. Ранделл (история развития и современные экономические вызовы) [50], Э. Уолд (экономическая и социально-политическая история) [54], У. Фазано и З. Икбал (задачи диверсификации) [39], Б. Хейкель (социально-экономическое развитие) [52], С. Хертог (влияние нефти на развитие, госкомпании) [42].

Статистической базой послужили данные саудовских государственных ведомств (Главное управление статистики, Министерство финансов), данные по запасам, производству и ценам энергоресурсов из сборника «Бритиш Петролеум» (с 2023 г. – Энергетического института) [38], статистика Всемирного банка. Из использованных при написании статьи методов следует выделить индукцию (обобщения), синтез, анализ, сравнительный подход и др. Использовались следующие теории: мальтузианская, кейнсианская, монетаризм, сравнительных преимуществ, ресурсного проклятия.

Основные элементы саудовской модели

Нефть и доходы от нее стали источником, позволившим Королевству Саудовская Аравия с середины XX в. приступить к ускоренному и многостороннему развитию экономики и общества. Фактор нефти оказал всепроникающее преобразующее воздействие на все стороны жизни – хозяйство и уклад, демографию, социальную структуру, внешнюю политику, устойчивость абсолютной монархии и другие сферы [45].

Как указал А.М.Васильев, характеризуя экономику Саудовской Аравии в 1950-1970-е гг., «прямые отчисления нефтяных компаний составляли более 4/5 доходов государства. Учитывая косвенные доходы от их деятельности, можно констатировать, что все доходы государства, а практически и вся экономика страны держалась и держится на добыче и экспорте нефти [14, C. 473]». С 1950-х гг. на религиозный налог закят, который ранее был основным источником пополнения казны, стало приходиться менее 1% доходов государства [14, C. 473].

Важная характеристика саудовской модели, находящаяся на втором месте по значению после нефти – роль государства в экономике [11, C. 36-37]. В Саудовской Аравии действуют 135 государственных компаний [41, C. 7]. В целом в группе аравийских монахий из 100 крупнейших акционерных компаний государству принадлежат доли в 78, в том числе во всех крупнейших компаниях. Такое положение вещей – следствие того, что нефтяные доходы аккумулировались и контролировались монархией, а не частными компаниями. Кроме того, в условиях феодально-племенного общества, характерных для первой половины XX в., в стране не было условий и традиций для буржуазии и формирования частных накоплений. На первом этапе развитие определял иностранный фактор, а важную историко-экономическую роль монархия/государство сыграли в том, что смогли перехватить управление, в том числе поставить под свой контроль нефтяные ресурсы.

Третья важная составляющая черта – масштабные вложения нефтедолларов за рубеж. После увеличения нефтяных цен в 1970-е гг. Саудовская Аравия не могла в полном объеме не только осваивать, но даже и расходовать растущие доходы внутри страны [8, C. 1115]. Экспертные оценки объема капитала, аккумулированного государственными институтами, юридическими и физическими лицами всего региона, разнятся на 60-70%. И. Айдрус приводит данные о размере активов в 2,5 млрд. долл. до кризиса 2008 г. [2, C. 377]. Б. Сецер и Р. Зимба пишут об объеме «намного более 2, но не 4» [53]. Непосредственно у Саудовской Аравии в золото-валютных резервах (ЗВР), находящихся под контролем Саудовского Центрального банка, размещено 423 млрд долл., активы Государственного инвестиционного фонда составляют 925 млрд долл. Значительные средства управляются другими структурами или находятся в собственности богатых саудитов, многие из которых принадлежат к королевской семье.

Четвертая характеристика связана с социальной сферой. Были оформлены черты негласного неписаного социального контракта между правящими элитами и подданными-гражданами. [28, C. 5]. Его корни уходят в традиции и уклад, существовавшие в пустыне на протяжении многих веков. Правящие круги должны заботиться о подданных, а те сохраняют лояльность властям. Эта забота включает в себя как монетарные, так и немонетарные льготы [25, C. 43]. К первым относятся выплаты за рождение детей, оплата образования за рубежом, предоставление «подъемных» на постройку жилья. Ко вторым – рабочие места в государственном секторе, субсидированные тарифы и др. Однако у подобной социальной модели есть объективные пределы [35]. Саудовская Аравия несет огромные расходы на раздутые госучреждения и бюджетную сферу – в размере 50% бюджета, по состоянию на 2023 г. [7, C. 150]. Происходит постоянный рост населения. В результате доля «нефтяного пирога» (соответственно, зарплат, социальных платежей), которую монархии могут выделять на душу населения, постоянно сокращается. Имеет место классическая ситуация мальтузианского креста [49] – графика на котором производство ресурса (у Т. Мальтуса – продовольствия, в случае Саудовской Аравии – нефти) увеличивается линейно, а численность населения – в геометрической прогрессии, в результате чего обеспеченности ресурсом перестает хватать населению.

Тревожный сигнал о несбалансированности модели Королевства появился во время затяжного периода низких цен на нефть на мировом рынке в 1986–1999 гг. Цены на нефть снизились с 34 долларов за баррель в 1981 г. до 14 – в 1986 [38, C. 16]. В 1980–1990-е гг. Саудовская Аравия регулярно сводила свой бюджет с дефицитом, а государственный внутренний и внешний долг Саудовской Аравии превысил 100% ВВП [40]. В то время страна столкнулась с практически полным истощением ЗВР, заморозкой проектов, ростом безработицы, появлением бедности, ухудшением криминогенной обстановки [47]. Стало очевидным, что огромные запасы нефти не гарантируют экономического процветания. В настоящее время фактор небесконечности нефти оказывает влияние на все основные элементы модели. У. Фасано и З. Икбал указали, что Саудовская Аравия сталкивается с такими проблемами, как 1) высокая безработица среди местного населения в условиях неспособности госсектора осуществить дальнейшую абсорбацию рабочей силы, поступающей на рынок труда, 2) низкий уровень квалификации местной рабочей силы, 3) сохранение зависимости экономики от нефти [39]. Это говорит о необходимости диверсификации экономики.

Период высоких нефтяных цен в 1999-2014 гг. предоставил Саудовской Аравии возможность сначала урегулировать макроэкономические проблемы (сокращение госдолга) и затем приступить к инвестированию в экономическое развитие [44] – уровень капитальных затрат в бюджете рос вплоть до 2014 г. Затем в 2014 г. после длительного периода высоких мировых нефтяных цен началось снижение. Это отразилось на доходах и бюджете Саудовской Аравии. Изменение ситуации на мировом нефтяном рынке стало катализатором всесторонней и глубокой реформы в Саудовской Аравии. В социально-экономическую модель стали вноситься вынужденные корректировки (сокращение социальных программ, переориентация с вложений капитала за рубеж к внутренним инвестициям, увеличение занятости граждан и давление на миграцию и др.).

В бюджете со всей остротой экономические проблемы проявились в 2015 г., когда бюджетный дефицит составил 103 млрд долл. или 15,9% ВВП [1]. Это повлекло за собой сокращение ЗВР на 116 млрд долл. или на 16%, до 616,4 млрд долл. – при такой тенденции резервы закончились бы за 5-6 лет. Кроме того, КСА было вынуждено прибегнуть и к заимствованиям [2].

Власти были вынуждены сокращать субсидии населению и вводить налоги [40, C. 7]. В 2016 г. впервые за многие годы расходы бюджета оказались по итогам года меньше, чем было запланировано (830 млрд риалов против 840 млрд риалов (221 и 224 млрд долл.)). Второй крупной мерой стало введение с января 2018 г. НДС в размере 5%, затем увеличение его до 15 % (с июля 2020 г.). Кроме того, были введены акцизы на прохладительные напитки, сигареты и др. Введение данных налогов означало существенное изменение налогово-бюджетной политики Саудовской Аравии [32]). Налог на доход физических лиц был отменен в 1975 г. [34], отсутствует налог на имущество (в 2016 г. был введен налог в 2,5% на неиспользуемые городские земли) [3]. Иностранные компании выплачивают налог на прибыль корпораций в размере 20%, саудовские компании освобождены от его уплаты (и выплачивают закят в размере 2,5%).

Программа реформ «Видение 2030»

В 2016 г. Саудовская Аравия анонсировала программу всесторонних реформ «Видение-2030». Они охватывают социальную, религиозную, отраслевую, инвестиционную и бюджетную сферы. Суть заключается в изменении траектории развития с нефтяной на постнефтяную. О некоторых предварительных достижениях в перестройке экономики в сторону от нефти свидетельствуют данные табл. 1. По всем ключевым показателям роль нефти в саудовской экономике сокращается (при этом источником финансирования ненефтяного роста служит нефть). В бюджетной политике поставлена стратегическую цель, чтобы кроме добавления поступлений в бюджет от налогов добавилось и другое крупное направление – поступления от инвестиций, сделанных на фондовом рынке и через другие механизмы. Инструментом для реализации этого направления выступает Государственный инвестиционный фонд (ГИФ), о котором рассказывается ниже. Это позволит сократить зависимость от нефтяных доходов.

Таблица 1.

Изменение оотношения между нефтяным и другими секторами в Саудовской Аравии, 2005–2007 и 2023 гг.

Соотношения
2005–2007
2023
Нефтяной ВВП /
Суммарный ВВП
50%
37%
Нефтяной экспорт /
ВВП
49,5%
23,3%
Нефтяной экспорт /
Экспорт товаров и услуг
83,3%
66,3%
Нефтяные доходы /
Суммарные доходы
88,5%
62,3%
Источник: расчеты автора по данным МВФ.

Программа «Видение 2030» подробно описана как в научных статьях, так и СМИ. В связи с чем целесообразно остановиться, во-первых, на ее менее освещенных аспектах, а во-вторых, на ряде промежуточных результатов (см. табл. 2). Запланировано, что уровень жизни саудитов повысится на 60%, уровень безработицы снизится с 11,6 до 7 млн человек, будет создано 6 млн новых рабочих мест [4]. В рамках реализации программы тектонические изменения наблюдаются на рынке труда, в результате чего сокращается безработица. Только за 2023 г. был создан 1 млн рабочих мест, в основном, в частном секторе, что полностью лежит в русле программы «Видение 2030». В результате безработица упала ниже многолетних средних значений и приблизилась к целевому показателю на 2030 г. Вместе с тем сохраняется положение, при котором из граждан Саудовской Аравии трудоспособного возраста работает только половина (50,4% для населения в целом, мужчины – 79,9% [5], женщины – 35%). [32] Важные задачи ставятся в развитии банковского сектора. На протяжении долгого времени банки предпочитали работать только с крупными компаниями [9, C. 8], доля малого и среднего бизнеса составляла 2%. В 2011 г. только 46% населения имели счета в банках, к 2021 г. эта доля увеличилась до 74% [32, C. 28].

Таблица 2.

Некоторые целевые показатели программы «Видение 2030» (состояние на 2016 и 2023 гг., цель на 2030 г.)

Показатель
Базовый уровень (2016 г.)
Достигнутый уровень (2023 г.)
Целевой показатель (2030 г.)
Активы под управлением Государственного инвестиционного фонда
400 млрд долл.
766 млрд долл. [6]
(925 млрд долл.
в 2024 г.)
2 трлн долл.
Ненефтяные доходы бюджета
186 млрд риалов
458 млрд риалов
1 трлн риалов
Доля граждан, имеющих в собственности жилье
47%
67-68% [7]
70%
Туристы
(человеко-ночей в год)
63,1 млн
109,3 млн
100 млн
Доля кредитов малым и средним предприятиям в суммарных кредитах банков
2%
8,4%
20%
Доля работающих женщин
22,8%
35,2%
30%
Безработица
11,6%
7,8%
7%
Источник: МВФ

Реформы в обеспечении инвестиций

Важнейшую роль для функционирования программы «Видение 2030» и обеспечения достижения ее целей призваны сыграть инвестиции. В рамках реформы и в качестве одного из ее нововведений происходит перераспределение нефтяных активов (акций Сауди Арамко) и нефтяных средств (поступлений в виде нефтедолларов) в ненефтяные сектора через процесс инвестирования. Как показано на рис. 1, согласно планам правительства саудовский бюджет в 2021-2030 гг. не будет крупнейшим источником капитальных (инвестиционных) затрат (поскольку он носит социальный (50% расходов) и оборонный (20% расходов) [7, C. 150]) характер и не может быть дополнительно раздут). Максимальный размер средств планируется инвестировать за счет принятой в 2021 г. программы Шарик [ар. – партнер], в рамках которой власти обязали десятки саудовских компаний, акции которых обращаются на бирже (большинство – это компании с госучастием) сократить дивиденды акционерам и инвестировать 5 трлн риалов (1,33 трнл долл.) в качестве капитальных затрат в экономику. План по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) предусматривает выход к 2030 г. на ежегодное привлечение около 100 млрд долл., однако, в 2021-2023 гг. приток ПИИ составлял от 12,3 до 28,1 млрд долл. в год [55, C. 158] – хотя и увеличившись по сравнению с предыдущими десятилетиями, но не достигает целевого показателя, установленного саудитами. В этой связи КСА вынуждена опираться, прежде всего, на внутренние источники инвестиций.

Рисунок 1.

Источники и размер капитальных затрат, 2021-2030 гг., трлн риалов.

Источник: Национальная инвстиционная стратегия Саудовской Аравии.

Примечание. 1 доллар США = 3,7572 саудовских риала. ПИИ – прямые иностранные инвестиции, МСП – малые и средние предприятия, Шарик [ар. – партнер] – инвестиции саудовских компаний во внутреннюю экономику (см. в тексте выше).

Ключевой структурой, обеспечивающей внутренние источники инвестиций, стал Государственный инвестиционный фонд (ГИФ). Власти приняли решение наполнять данный фонд за счет передачи в его собственность дополнительного капитала. Саудовский центральный банк (до 2020 г. – САМА) передал в фонд ЗВР в размере около 300 млрд долл. Saudi Aramco в течение 2022–2024 гг. передала в фонд акции стоимостью 320 млрд долл. [14, С. 63]. В результате стоимость активов под управлением ГИФ составляет, на 2024 г., 925 млрд долл., фонд входит в число ведущих суверенных инвестиционных фондов мира (см. табл. 3).

Таблица 3.

Крупнейшие суверенные инвестициионные фонды мира, 2024 г.

Название фонда
Страна
Активы
(трлн долл.)
Norway Government Pension Fund Global
Норвегия
1,80
China Investment Corporation
Китай
1,33
SAFE Investment Company
Гонконг (Китай)
1,09
Аbu Dhabi Investment Company
ОАЭ
1,06
Kuwait Investment Authority
Кувейт
0,98
Public Investment Fund
Саудовская Аравия
0,93
Источник: SWF Institute.

Активы фонда можно разделить на несколько направлений, включающих местные и международные инвестиции в различные сектора и классы активов: 1) традиционная для ГИФ роль холдинга, 2) инвестиции в саудовскую промышленность, 3) недвижимость и инфраструктура, 4) имиджевые мега-проекты (город Неом), 5) зарубежные стратегические инвестиции в технологичные компании [12, С. 189], 6) зарубежные портфельные инвестиции. В целом, роль ГИФ в саудовской экономике является весьма необычной для большинства стран мира: ГИФ выступает параллельно с бюджетом, как актор капитальных затрат (при этом получая из бюджета транши); фонд получает трансферы акций и активов от других компаний. То есть контролируя нефтедолларовые активы, вкладывая их в ненефтяные сектора, власти рассматривают эти инвестиции в качестве собственных активов, над которыми они сохраняют контроль. Некоторые аналогии в такой зонтичной структуре просматриваются с тем, как управляется Дубай, который многие называют Dubai Inc. [51, C. 2]; а переложение саудовским фондом нефтяных средств в ненефтяные портфельные инвестиции имеет схожеть с норвежским суверенным инвестиционным фондом Global. [6, С. 120]. Имеется также сходство с венчурным капиталом.

Диверсификация промышленности

В 1980-е гг. уровень индустриализации Саудовской Аравии оставался низок. Доля обрабатывающей промышленности, включая предприятия нефтехимии, составляла 3-5% ВВП [3, С. 40]. В 2019 г. был дан старт Национальной программе промышленного развития и логистики [8]. Она направлена на развитие четырех сфер – обрабатывающей промышленности, добывающей ненефтегазовой промышленности, энергетики и логистики. Задачами являются развитие современного производственного сектора, увеличение ненефтяного экспорта, снижение импорта, рост вклада целевых секторов в ВВП, создание рабочих мест, улучшение торгового баланса страны, локализация, привлечение иностранных инвестиций.

Важное внимание власти придают активизации Саудовского фонда промышленного развития (создан в 1970-е гг.), деятельность которого направлена на поддержку промышленных инвестиций частного сектора. Фонд предоставляет займы на строительство или модернизацию заводов в размере 50-75% от стоимости проекта. В Саудовской Аравии на протяжении всей ее новейшей истории создаются так называемые экономические города (строительство производственной и жилищной инфраструктуры в различных районах страны), управлением и надзором в этой сфере занимается Саудовской агентство промышленной собственности (более известно, как Мудун [ар. – города]), отвечающее в настоящее время за 36 экономических городов. Агентство предоставляет стимулы для коммерческого инвестирования, включая привлекательные цены на промышленные земли, субсидируемые правительством возможности финансирования, экспортные гарантии, некоторые льготы в сфере импорта.

Маштабную программу диверсификации реализует Сауди Арамко. Базовым для нее остается нефтедобывающее направление, но в деятельность компании добавляются добыча газа, нефтехимия и экологическая составляющая. Другие промышленные отрасли, которые получают развитие в процессе диверсификации саудовской экономики, это добывающий ненефтегазовый сектор (в основном – добыча металлов), военно-промышленный комплекс (с целью сокращения доли импорта в закупках вооружений) и производство электромобилей [7, C. 153].

Развитие промышленности Саудовской Аравии затрудняется, во-первых, отсутствием стартовых условий; во-вторых, низкими квалификацией и трудовой культурой рабочей силы и недостаточным уровнем высшего технического образования; в-третьих, неспособностью конкурировать по цене со странами Восточной Азии; в-четвертых, отсутствием национальной научной и технической школ; в-пятых, низкой емкостью внутреннего рынка. В то же время говорить об отсутствии достижений стран ССАГПЗ в диверсификации их национальных экономик несправедливо. Их рецепт – развитие сферы услуг.

В целом, результаты в сфере структурной перейки относительные – доля ненефтяных производственных отраслей выросла с 11 до 15%, сферы услуг с 48 до 49% (см. табл. 4).

Таблица 4.

Разбивка ВВП Саудовской Аравии по секторам, в процентах.


2014
2023
Добыча полезных ископаемых
39,5
33
Обрабатывающая промышленность
10,9
15
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство
1,9
3,0
Услуги
47,8
49
в т.ч.
строительство

6
электро-, газо- и водоснабжение

2
недвижимость

8
социально-бытовые услуги

5
финансы, страхование и деловые услуги

8
транспорт и коммуникации

7
торговля, ресторанный и гостиничный бизнес

13
Источник: General Authority for Statistics in Saudi Arabia.

Развитие сферы услуг

Важнейшее значение при диверсификации экономики Саудовской Аравии придается развитию сферы услуг [24, С. 398]. В рамках программы «Видение 2030» запланировано развитие туризма, транспорта (включая авиаперевозки, метро, инфраструктуру, логистику), недвижимости, индустрии развлечений и спорта, финансовых услуг, цифровой инфраструктуры, здравоохранения. Важность сферы услуг в саудовской ситуации, характеризующейся задачей снижения безработицы, заключается в том, что именно эта сфера массово создает рабочие места [5, С. 126], тогда как добывающая промышленность предъявляет низкий спрос на труд – например, в России в добывающих отраслях трудятся только 2,3% занятых [23, C. 650]. Саудовская Аравия сводит внешний баланс услуг со значительным дефицитом, так как на протяжении длительного времени внимания сфере услуг не уделялось. Политика диверсификации приводит к первым успехам, фиксируемым с 2022 и 2023 гг., когда экспорт услуг начал быстро расти, увеличившись до рекордного показателя в 52 млрд долл. (см. табл. 5).

Таблица 5.

Экспорт и импорт услуг Саудовской Аравии, 2012-2023, млрд долл.


2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Экспорт
11,0
11,8
12,5
14,5
17,3
18,1
20,5
24,2
9,0
10,3
31,9
51,9
Импорт
73,4
76,7
100,5
88,0
70,3
78,6
84,0
78,7
56,3
73,3
82,8
96,2
Источник: Intracen.

В рамках развития сферы услуг Саудовская Аравия реализует крупные проекты в сфере недвижимости, нацеливаясь на то, чтобы увеличить популярность страны, как туристического направления. Наиболее известным является создание футуристического города Неом, в который предполагалось вложить 500 млрд долл. [10, С. 39]. Однако в 2024 г. саудовские власти приняли решение о более прагматичном использовании данных средств с целью создания инфраструктуры к предстоящим крупным спортивным мероприятиям, таким, как чемпионат мира по футболу 2034 г., выставка Экспо 2030. Другие проекты показаны в табл. 6.

Таблица 6.

Мега-проекты Саудовской Аравии в сфере недвижимости.

Проект
Описание
Бюджет (млрд долл.)
Стоимость заключенных договоров (декабрь 2023 г., млрд долл.)
Срок окончания
Рошн
Жилой район
90
3,1
2030
Неом
Город высоких технологий
500 (в 2024 г. заявлено о понижении)
24
2030
Мурабба
Жилой район с 400-метровым небоскребом-кубом
50
3,6
2030 [9]
Дирийя
Город начала династии Ааль Сауд
50
2,9
2027
Аль-Ула
Древние жилища в скалах
20
н.д.
2035 [10]
Ред Си Глобал
Туризм на море
16
8,3
2030-2035
Асир
Древние достопримечательности
13
н.д.
2030
Киддийя
Сфера развлечений, спорта и культуры
8
3,7
2030
Источники: MEED Saudi Gigaprojects Report, agbi.com, Saudi Gazette.

Уделяется внимание развитию сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [15, С. 76]. Он способен придать ускорение процессам экономического развития за счет повышения эффективности управления компаниями и улучшения коммуникаций в коммерческой и частной сферах [22, C. 41]. Важное значение в этом процессе придается тому, чтобы сфера ИКТ интегрировалась в рамках регионального объединения аравийских монархий – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива [21, С. 119], поскольку региональная интеграция способна увеличить рынок продаж и повысить мобильность кадров [13, C. 92; 44, C. 321].

Заключение

Зависимость саудовской экономики от нефти сохраняется и будет сохраняться (что демонстрируют, например, доля нефти в доходах бюджета (62%). Вместе с тем прослеживается постепенный рост ненефтяных показателей, в том числе связанных со структурной перестройкой экономики. В бюджете добавились дополнительные источники доходов. Происходит развитие сферы услуг, что отражается в том числе в кратном росте их экспорта. Реализуется масштабная инвестиционная программа. Таким образом, реформирование саудовской экономики заметно на практике, подтверждается статистикой, в связи с чем можно утверждать о формировании тренда к развитию ненефтяной части саудовской экономики.

При этом исследование не только позволило прийти к некоторым результатам, но и, будучи ограниченным по объему, выявило ряд проблем и задач, для решения которых требуются дальнейшие исследования.

Во-первых, остается неясным, насколько реформы перестройки действительно преобразовывают экономику так, чтобы ее развитие могло поддерживаться вне зависимости от ситуации на мировом нефтяном рынке. За восемь лет с начала реформ (2016-2023 гг.) трижды наблюдалось падение ВВП, а в среднем в год ВВП рос на 1,85%.

Во-вторых, имеются достаточно неожиданные данные, что доля сферы услуг в ВВП выросла только на 1 процентный пункт за десять лет и остается ниже 50% (что нехарактерно для мировой практики, хотя и вызвано объяснимой и логичной причиной – перекосом в сторону нефтяного сектора). Такой минимальный прирост можно объяснить только тем, что инвестиции (в авиаперевозки, туризм, недвижимость и др.) еще не начали давать отдачу. Маловероятно, что инвестиции не имеют эффекта. Это направление требует дальнейшей проработки.

Одним из барьеров на пути развития является квалификация национальных кадров. Они характеризуются высокими запросами по зарплате при низкой квалификации и отсутствии привычки к восьмичасовому рабочему дню. Вопросом является то, насколько у государства получается/получится решить эту проблему.

В-четвертых, недоисследованной является саудовская промышленность. Ранее она, за пределами нефтехимии, была малоразвита, но в условиях реализации программы «Видение 2030» ростки развития отраслей появляются.

В-пятых, представляет интерес более подробный анализ направлений инвестирования средств ГИФ.

В-шестых, представляет интерес вопрос об иностранных инвестициях в Саудовскую Аравию. Ранее ежегодный обзор, хотя и не полный, делала ЮНКТАД, но в последние годы в ее сборниках приводится только региональная статистика. Представляет интерес вопрос об отраслях инвестирования, доступе саудовской стороны к технологиям, влиянию инвестиций на развитие экономики и диверсификацию.

Подытоживая, предмет исследования (реформы, а при детализации – определение направлений и анализ промежуточных результатов реформ к 2023 г.) раскрыт, поставленная цель выполнена. При этом в ходе работы были выявлены направления, которые не могли быть рассмотрены в силу ограниченного объема исследования, и требуют дополнительного изучения в будущем.

[1] The full details you need to know on Saudi budget 2017 // Alarabiya News. 22 December 2016. URL : https://english.alarabiya.net/business/economy/2016/12/22/The-full-details-you-need-to-know-on-Saudi-budget-2017 (accessed: 30-11-2024).

[2] Саудовская Аравия заняла $4 млрд из-за падения цен на нефть // Рамблер. 13 июля 2015. URL: https://finance.rambler.ru/economics/30754538/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата доступа: 29-12-2024).

Saudi Arabia takes out $10bn in bank loans // Financial Times. 19 April 2016. URL: https://www.ft.com/content/c30118c8-0630-11e6-a70d-4e39ac32c284 (accessed: 03-12-2024).

[3] Налоговая система Саудовской Аравии: отчетность и оптимизация налогообложения компаний и физлиц (VAT и налог на прибыль). URL : https://gsl.org/ru/taxes/saudi-arabia/ (дата доступа: 30-11-2024).

[4] Швед В. Видение-2030 − судьбоносная стратегическая программа обновления Саудовской Аравии // arabmir.net. 11 мая 2016. URL: http://arabmir.net/node/4240 (дата доступа: 29-11-2024).

[5] Saudi Arabia - Labor Participation Rate, Male (% Of Male Population Ages 15+) // Trading Economics. URL : https://tradingeconomics.com/saudi-arabia/labor-participation-rate-male-percent-of-male-population-ages-15-plus--wb-data.html (accessed: 29-12-2024).

[6] Kwok K. Saudi fund’s prudence pivot is only half complete // Reuters. URL: https://www.reuters.com/breakingviews/saudi-funds-prudence-pivot-is-only-half-complete-2024-08-20/ (accessed: 20 August 2024).

[7] Garcia A. // Economy Middle East. URL: https://economymiddleeast.com/news/saudi-arabia-economy-homeownership-trends-you-should-know/ (accessed 25-11-2024).

[8] Saudi Arabia Launches the National Industrial Development and Logistics Program. 29 January 2019. // URL : https://saudiembassy.net/news/saudi-arabia-launches-national-industrial-development-and-logistics-program (accessed 29-11-2024).

[9] Hammond A. New Murabba CEO promises Riyadh district’s core by 2030 // AGBI. 3 October 2024. URL:

https://www.agbi.com/giga-projects/2024/10/new-murabba-ceo-mukaab-december-2030-riyadh/ (accessed: 29-11-2024).

[10] Saudi Arabia to generate $20bn investments for Al-Ula // Saudi Gazette. 20 March 2019. URL : https://saudigazette.com.sa/article/561630 (accessed: 29-11-2024)


Страница обновлена: 25.12.2024 в 12:05:07