Цифровые деньги: экономическая и юридическая природа и перспективы введения в России

Маркелова Э.А.1
1 МГИМО МИД, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 5 (Май 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965185

Аннотация:
В статье исследуется правовая и экономическая природа цифровых денег, а также перспективы их введения в Российской Федерации. Автор проводит анализ экономического и юридического содержания цифровых денег. Исследует предложения Банка России по введению цифрового рубля. Кроме того, автор на основе междисциплинарной методологии приводит возможные последствия появления в финансовом поле цифрового рубля наравне с уже существующими денежными инструментами (наличные и безналичные денежные средства, эмитируемые Банком России). В статье показаны перспективы введения цифрового рубля в России на базе действующего правового регулирования. Статья будет интересна специалистам в области экономики и юриспруденции, занимающимся проблематикой применения института цифровых денег в России, а также исследованием их правовой и экономической природы.

Ключевые слова: цифровые деньги, цифровые деньги центральных банков, цифровой рубль, денежная система Российской Федерации, денежная реформа Центрального Банка Российской Федерации

JEL-классификация: E42, O24, O31, O33



Введение

16 марта 2023 года Государственной Думой Российской Федерации был принят в первом чтении проект федерального закона № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» [12].

Указанным Законопроектом предлагается введение в Российской Федерации цифрового рубля и определяется его место в системе объектов гражданских прав в качестве вида имущественных прав (наравне с безналичными денежными средствами, бездокументарными ценными бумагами, цифровыми правами).

Согласно пояснительной записке к законопроекту создание цифрового рубля приведет к повышению доступности, удобства и безопасности валютной системы Российской Федерации, а также увеличению скорости расчетов между хозяйствующими субъектами при одновременном снижении трансакционных издержек.

При этом в российской юридической и экономической литературе институт цифровых денег, эмитируемых центральными государственными банками, не получил достаточного отражения. Между тем данная тема является актуальной и вызывающей интерес как у предпринимательского (в том числе финансовое) сообщества, так и у рядовых граждан, не имеющих концептуального понимания существа цифровых (то есть не имеющих материальной формы) денег.

О проблематике введения цифрового рубля в Российской Федерации ранее писали Н.В. Городнова [5], В.К. Бурлачков [2], А.В. Бердышев [1], В.В. Грищенко [7], Д.А. Кочергин [11].

Наиболее полное раскрытие института цифровых денег, а также обоснование необходимости их введения в России содержится в аналитических документах Центрального Банка Российской Федерации. Так, в докладе Банка России для общественных консультаций, выпущенном в октябре 2020 года, отмечается, что цифровой рубль – это все тот же официальный российский рубль, эмитентом которого будет выступать Российская Федерация в лице Центрального Банка [8, с. 3]. Предполагается, что цифровой рубль будет эмитирован Банком России в цифровой форме дополнительно к уже существующим в обороте наличным и безналичным деньгам. Граждане и организации будут владеть цифровыми деньгами посредством их учета на отдельных электронных индивидуализированных (персонифицированных) кошельках, управляемых через электронные устройства в режиме как онлайн, так и офлайн (без необходимости подключения к сети «Интернет»).

Методы, использованные при написании настоящей работы, можно подразделить на общенаучные и специальные. К первой группе относятся такие методы научного познания, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия и другие инструменты формальной логики. К специальным методам следует отнести междисциплинарный (экономико-правовой) и формально-юридический методы.

Цель работы – определить проблемы введения цифрового рубля в России, а также оценить предлагаемый подход Банка России по его введению.

Научная новизна работы. С учетом предлагаемых Банком России [9] идей по внедрению цифрового рубля, изучены перспективы его появления в России на основе анализа его правовой и экономической природы. Научный пробел в сфере изучения цифрового рубля заключается в отсутствии междисциплинарного исследования данного вопроса.

Авторская гипотеза состоит в том, что введение в России цифрового рубля приведет к упрощению проведения финансовых трансакций, а также упростит государственный контроль в сфере оборота денежных средств.

1. Экономическая природа цифровых денег

Под деньгами понимается финансовый инструмент, способный исполнять функции меры стоимости, средства обращения и средства сбережения [10, с. 12].

В.О. Грищенко [7, с. 11] и Н.В. Городнова [3, с. 24] отмечают, что деньги, независимо от формы своего существования, обеспечивают товарообмен как на уровне национальной, так и мировой экономик, выступая средством расчетов и платежей.

Общепринятыми ключевыми критериями государственных денег являются:

1) прямая форма выпуска;

2) государственная эмиссия;

3) централизованная система, при которой конечным должником по обязательствам поддержания ликвидности денежных единиц является государство-эмитент.

Цифровые деньги – это эмитированные государством деньги, объективизированные в форме уникального цифрового кода, имеющие статус законного средства платежа в соответствующем государстве. Таким образом, цифровые деньги подпадают под все указанные критерии, в связи с чем в классификации денежных институтов и их аналогов (ликвидных финансовых активов), проведенной M. Бехом и Р. Гарратом, цифровые деньги центрального государственного банка признаются обычной государственной валютой [18, с. 7].

Как подчеркивают Д.А. Кочергин и А.И. Янгирова, цифровые деньги способны быть мерой стоимости, средством обращения и средством сбережения, а также эмитируются государством, в связи с чем они могут быть признаны обыкновенными (конвенциональными) деньгами [11, с. 3].

Единственным отличием цифровых денег от наличных и безналичных денежных средств является их форма. При этом цифровые деньги могут свободно конвертироваться как в наличные, так и в безналичные деньги (и обратно). Можно сказать, что указанные институты являются разными формами одного явления [4, с. 52].

Государство в лице центрального банка при введении цифровых денег имеет монопольное право на их эмиссию, выступает в качестве кредитора последней инстанции, регулирует его обращение на территории государства [1, с. 172] и в целом исполняет те же функции, что и применительно к иным формам государственных денег [19, с. 25].

Так, в случае наступлении спадов в экономике частные лица могут быть склонны к переходу с более волатильных активов на цифровые деньги центральных банков (аналогично тому, как в настоящее время при кризисах возникает эффект повышения спроса на наличные деньги). При возникновении соответствующих случаев центральные банки будут предоставлять повышенное рефинансирование коммерческим банкам, а также поддерживать финансовую стабильность иными установленными способами [15, с. 17].

2. Юридическая природа цифровых денег

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага [6].

Исходя из данной нормы, наличные деньги относятся к вещам, а безналичные деньги – к имущественным правам.

В связи с этим возникает вопрос о том, к каким видом объектов гражданских прав могут являться цифровые деньги.

Представляется, что цифровые деньги должны быть отнесены к имущественным правам (аналогично безналичным денежным средствам), а не к вещам, поскольку под вещью понимается индивидуально определенный овеществленный объект (обладающий пространственными характеристиками), который может быть объектом физического владения [14, с. 126]. Вместе с тем некоторые правоведы, например К.И. Скловский, относят к вещам те объекты, которые могут быть персонифицированы и собственник которых может оградить их от любых третьих лиц [13, с. 315], в связи с чем теоретически возможно признание цифровых денег объектами вещных прав.

Как уже было отмечено выше, проектом федерального закона № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливается, что цифровой рубль признается имущественным правом, что является верным решением.

Вместе с тем необходимо отметить важный недостаток законопроекта, заключающийся в том, что им не определяется правовой статус цифровых денег, выпущенных иностранными эмитентами.

В связи с этим в целях недопущения появления пробела в законодательстве (в том числе во избежание разной юридической квалификации цифровых денег, выпущенных Российской Федерацией и иностранными государствами) следует установить в статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации положение, согласно которому имущественным правам относится не только лишь цифровой рубль, эмитированный Банком России, а цифровые деньги в целом.

Дополнительно отмечаем, что научной литературе допускается смешение терминов «цифровые деньги» и «цифровая валюта» [1].

Между тем согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей [12].

Таким образом, если цифровые деньги – это полноценные государственные платежные средства, то цифровая валюта – это негосударственный финансовый инструмент, выпуск и обращение которого регулируется в Российской Федерации отдельным законодательством.

3. Возможная модель введения цифровых денег в России

Банком России предлагается следующая модель эмиссии и дальнейшего обращения цифрового рубля [9, с. 10]:

1) Банк России осуществляет эмиссию цифрового рубля;

2) цифровые рубли зачисляются на электронные кошельки финансовых организаций и Федерального казначейства;

3) финансовые организации открывают кошельки конечным клиентам;

4) зачисление цифрового рубля производится посредством списания безналичных денег в пропорции 1:1.

При этом важно учитывать, что одному клиенту открывается только один кошелек в цифровых рублях. Кошельки клиентов в цифровых рублях размещаются на платформе цифрового рубля и не отражаются на балансе финансовых организаций. Благодаря этому клиенты не несут риски банкротства финансовых организаций – в любой момент времени цифровой рубль доступен для совершения операций в любой финансовой организации.

Данная модель является двухуровневой: первый уровень – Банк России (эмитент и регулирующий орган в данной сфере), второй – финансовые организации и Федеральное казначейство (частные компании, осуществляющие учет электронных рублей на кошельках и проведение трансакций).

Как отмечается Банком России, цифровой рубль может стать одной из форм официальной валюты Российской Федерации, выпускаемой Банком России. Иными словами, цифровые рубли будут являться цифровыми деньгами российского центрального банка. При этом если наличные деньги выпускаются в виде банкнот, каждая из которых имеет уникальный номер, а безналичные деньги существуют в виде записей на счетах в коммерческих банках, то цифровой рубль будет иметь форму уникального цифрового кода, который будет храниться на специальном электронном кошельке [9, 15].

Важным положительным отличием цифровых рублей от безналичных денег является механизм их учета и обращения.

Применительно к расчетам посредством безналичных денег при совершении операции у лица-плательщика сокращается расчетный счет, а у кредитной организации (и банковского сектора в целом) одновременно с этим уменьшаются резервы в пропорциональном объеме [18, с. 11]. Цифровые же деньги не требуют совершения таких действий, передача цифрового рубля от одного пользователя к другому будет происходить в виде перемещения цифрового кода с одного электронного кошелька на другой.

Это значительно сократит издержки по переводу денежных средств, устранит риски банкротства финансовых организаций, в которых учитываются денежные средства, а также упростит контроль государства за соблюдением валютного законодательства и управлением бюджетными средствами (поскольку цифровые деньги будут оставлять «цифровой след», по которому будет возможно проследить всю историю совершенных операций).

При этом отметим, что цифровой рубль будет иметь положительные черты наличных и безналичных денежных средств, заключающихся в том числе в их относительной стабильности и обеспеченности государством.

Заключение

По результатам рассмотрения института цифровых денег мы установили его юридическую природу (цифровые деньги – вид имущественных прав) и экономическую природу (цифровые деньги – универсальное средство обмена, являющееся одной из форм обычных государственных денег наравне с наличными и безналичными денежными средствами).

Относительно потенциала введения в Российской Федерации цифрового рубля следует отметить, что его допущение к гражданскому обороту окажет положительное влияние:

1) на рыночные отношения частных субъектов, поскольку упростит оборот государственных денежных средств. Следствием этого будет понижение трансакционнык издержек частных лиц при обмене товарами, работами, услугами, а также уплате государственных платежей.

2) на конкуренцию в сфере финансового рынка (Возможность доступа клиентов к своим кошелькам через любую финансовую организацию будет способствовать усилению конкуренции между высокотехнологичными сервисами на финансовом рынке) [8, с. 4].

3) на возможности государственного контроля за расходованием бюджетных средств, снижение издержек на управление бюджетными платежами, упрощение трансграничных платежей [8, с. 4].


Источники:

1. Бердышев А. В. Экономическая природа современных денег // Финансы и банковское дело. – 2019. – № 5. – c. 167-174.
2. Бурлачков В. К. Специфика современных денег и модификация концепции денежного мультипликатора // Вестник Института экономики РАН. – 2015. – № 5. – c. 131-138.
3. Городнова Н.В. Анализ специфики и перспектив применения цифровой валюты центральных банков // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.13.3.117168.
4. Городнова Н.В. Внедрение системы виртуальной валюты: анализ и разграничение смежных понятий «криптовалюта» и «цифровая валюта» // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117081..
5. Городнова Н.В. Цифровой рубль: анализ перспектив и последствий // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 671-684.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
7. Грищенко В.В. Денежный мультипликатор в современных финансовых системах // Деньги и кредит. – 2017. – № 9. – c. 11-21.
8. Доклад Банка России для общественных консультаций о введении цифрового рубля, октябрь 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paper_201013 (дата обращения: 07.04.2023).
9. Доклад Центрального Банка Российской Федерации «Концепция цифрового рубля», апрель 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021 (дата обращения: 07.04.2023).
10. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Б. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М., 1996.
11. Кочергин Д.А., Ягринова А.И. Цифровые валюты как новая форма денег центральных банков // Эко. – 2019. – № 10. – c. 148-171.
12. Проект федерального закона № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении). [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270852-8 (дата обращения: 07.04.2023).
13. Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. / учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2023.
14. Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. - М.: Статут, 2017.
15. Унижаев Н.В. Анализ преимуществ финансового контроля с использованием цифрового рубля // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 13-19.
16. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2020, № 31, ст. 5018.
17. Auer R., Böhme R. The technology of retail central bank digital currency // BIS Quarterly Review of International banking and financial market developments. – 2020. – p. 10-19.
18. Bech M., Garrat R. Central bank cryptocurrencies // BIS Quarterly review. – 2017. – p. 45-91.
19. Denmark National Bank Central bank digital currency in Denmark // Denmark National Bank Report. – 2017. – № 28.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 20:02:01