Стили управления в современной спортивной организации
Коваленко М.Г.1
1 Кубанский Государственный Университет физической культуры, спорта и туризма, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2020)
Цитировать:
Коваленко М.Г. Стили управления в современной спортивной организации // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 9. – С. 2015-2030. – doi: 10.18334/ce.14.9.110808.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44263599
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье рассматриваются теоретические вопросы и основные понятия стилей управления и возможность их практического применения в различных комбинациях для эффективного функционирования спортивных организациях в зависимости от их видов деятельности и поставленных целей. Рассмотрение данного вопроса и проведение исследования в настоящее время особенно важным становится для отрасли физическая культура и спорт, когда спорт становится неотъемлемой частью жизни населения, а спортивные организации различных организационно-правовых форм должны стремиться не только к получению прибыли, но и к предоставлению качественных конкурентоспособных услуг и эффективному функционированию организации в условиях конкурентной рыночной среды. И в этих условиях хозяйствования стиль управления спортивной организации имеет немаловажное значение. С давних времен ведется множество научных исследований взаимосвязи эффективного управления организацией, ее стабильности на отраслевом рынке, выстроенной организационной структурой управления, профессиональными трудовыми ресурсами и выбранным стилем управления. Изучение теоретических основ и практические наблюдения привели к выводу об отсутствии одного рекомендованного для всех организаций стиля управления. Исследования данного вопроса буде более продуктивным при определении эффективности деятельности организации наравне с определением морально-психологического климата в коллективе. Приведенные в данной статье результаты исследований на примере двух спортивных организаций г. Краснодара различный по формам собственности позволит определить модель каждого стиля, выявить их достоинства и недостатки и определить приоритеты для современной спортивной организации. При проведении данного исследования использовались теоретические источники отечественных и зарубежных авторов и результаты практического анализа спортивных организаций
Ключевые слова: физическая культура и спорт, стиль управления, руководители спортивных организаций, управления персоналом, методы управления, физкультурно-спортивные организации
JEL-классификация: L83, M54, Z29
Введение
В настоящее время спорт все активнее проникает в жизнь людей, становится ее неотъемлемой частью, а отрасль «Физическая культура и спорт» динамично развивается. В современных рыночных условиях хозяйствования на руководителей спортивных организаций возлагается ответственность не только за принятие стандартных управленческих решений и качество предоставляемых услуг, но и за разработанные методы управления персоналом, при которых деятельность трудового коллектива будет направлена на эффективное функционирование организации [5] (Glukhenkaya, Sats, Glukhenkiy, 2013).
И в этой ситуации наиболее актуальным становится вопрос о выборе руководителем стиля управления трудовым коллективом организации.
Изучение стиля управления в последнее десятилетие является важным направлением в процессе самой оптимизации деятельности человека и в цельном изучении личности. Осознание возможного многообразия факторов и методов управления, четкое и при этом гибкое видение проблем делают управленца более свободным, а его организационную деятельность более успешной.
Целесообразность разработки темы можно объяснить тем, что на сегодняшний день в Российской Федерации и в Краснодарском крае утверждено и разработано множество целевых программ и планов, способствующих развитию сферы физической культуры и спорта. С целью реализации данной стратегии функционирующие на отраслевом рынке спортивные организации различной организационно-правовой формы должны выбирать такие методы управления, которые приведут не только к получению прибыли, но и помогут занять устойчивые конкурентные позиции [24].
Научная новизна данного исследования состоит в необходимости применения инновационных методов управления в спортивных организациях, имеющих свои особенности по организационно-правовым формам, целям и видам деятельности. Стиль руководства выражается приемами и методами, которыми руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу при выполнении возложенных на него обязанностей. Выбранный стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную деятельность организации и умения создавать в коллективе рабочую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и трудового поведения [27] (Sheklton, 2003).
Целями и задачами нашего исследования стало рассмотрение теоретических основ и классических стилей управления для их практического применения в деятельности спортивных организаций и выявления наиболее оптимального стиля руководства для эффективного функционирования спортивной организации.
Теоретическую и практическую значимость проведенного исследования можно объяснить тем, что в современном мире для успешной деятельности спортивной организации из-за большой конкуренции необходимо стремиться выбирать наиболее эффективные виды управления персоналом, которые могут одновременно стимулировать работников и повышать результативность их труда. Поэтому изучение стилей руководства и их анализ в спортивной организации важны для создания полной картины функционирования успешного менеджмента спортивной организации.
Искусство руководства организацией заключается в умении согласовывать личные цели работников, их потребности и интересы с целями и интересами организации. Руководитель постоянно находится в системе отношений с руководимым им коллективом, вышестоящим руководством и смежными руководителями [21] (Lugovaya, Ermolenko, 2013).
Обращаясь к классикам менеджмента, принято выделять две основные классификации стиля управления: личный (индивидуальный) и общий (применимый для каждой отдельной организации). Личный, или индивидуальный стиль управления, прежде всего, применяется руководителем организации. В него включены личные черты управления кадрами и именно такие методы, благодаря которым в организации появляется эффективный трудовой коллектив. Индивидуальное управление может привести к недовольству в коллективе и нарушить всю внутреннюю организационную культуру. Личным, «своим» стилем, как правило, владеют опытные руководители, которые довольно хорошо разбираются в своем деле и заслуживают высокого уважения от своих подчиненных и коллег по работе [6] (Goulman, 2015).
Общий стиль управления характерен для большинства организаций, и он позволяет уверенно держаться на рынке, как правило, без каких-либо рисков. Но также стоит отметить, что отсутствие инновационных форм управления для организации уменьшает шансы иметь свой, индивидуальный имидж.
К субъективным факторам, которые определяют стиль управления, следует относить: личные формы требования и установки, благодаря которым осуществляется власть в организации, уникальный характер, интеллектуальный склад ума и темперамент руководителя, который явно сказывается на индивидуализации действий компании на рынке труда, способность, навыки и умение подчинять большое количество людей под свои характерные взгляды и проявлять воздействие на возникающие спорные ситуации и внутренние конфликты, личные, неповторимые качества руководителя, которые будут определять свой почерк управления в компании. От этого будет складываться не только успешная деятельность внутри организации, производительность предоставляемых услуг, но и отличное командное взаимодействие [13] (Drogobytskiy, 2011).
Выявленные в практическом исследовании объективные факторы подразумевают принципы общей направленности: общая для организации специфика работы, направленная на все аспекты деятельности, так называемые управленческие законы или правила и принципы, которых должен придерживаться каждый работник организации, функциональное предназначение для каждого сотрудника, необходимые условия труда, а именно обеспечение сотрудника материальными и нематериальными ресурсами, оригинальная организация труда, режим работы, организационная среда внутри компании, разнообразные методы и способы управления, разработанные руководством организации [12] (Drago, 1982).
Рассмотрев сущность и факторы, влияющие на формирование стиля управления, можно сказать, что стиль управления составляет своего рода систему определенных приемов, методов и форм руководства, благодаря которым руководитель осуществляет свою управленческую деятельность, а именно: руководит персоналом, осуществляет основную миссию организации, выполняет все стратегические цели и задачи.
Основу классификации стилей управления, используемых в дальнейших исследованиях, дал ученый-психолог из Германии Курт Левин и в ходе своих экспериментов выделил три основных стиля управления.
Авторитарный стиль управления, который характеризуется чрезмерной властью руководителя над своими подчиненными. В центре управления находится решающий фактор – единоличия, запрет на многие вещи (отказ от свободных норм и решений), а также подчинение и строгое выполнение правил организации. Это все необходимо для поддержания общего уровня дисциплины в коллективе. Как правило, у персонала в таком случае нет возможности проявить инициативу [24].
Особенности данного стиля управления можно охарактеризовать следующим образом: в основу авторитарного стиля входят четкие приказы вышестоящего управляющего, выговоры, преобладают ясные, понятные рассуждения, резкие незатянутые беседы с коллегами по работе, иногда внутри компании можно услышать неприветливый тон и токсичность в общении. Как правило, в таком стиле управления интересы главных целей и задач организации находятся выше интересов и увлечений самих людей. В данном случае в организации не проводятся, а то и вовсе отсутствуют общественные мероприятия, свободные часы на рабочем времени и выезды профсоюза на активный отдых, существует большая вероятность того, что персонал будет применять частые ошибочные действия в своей профессиональной деятельности, не уточнив и не поговорив с ближайшими коллегами по работе. При таком стиле руководства проявляется отсутствие творческой инициативы, свободы действия, нехватка и недобор новых, инновационных идей для созидания и поддержания рабочего процесса на должном, требуемом уровне, а также пассивные действия работников, которые будут приводить к застою в трудовом процессе [3] (Viner, 2001).
Авторитарный стиль применяется чаще всего в организациях, где главной задачей является строгое выполнение плана, несмотря ни на что. Такое управление характерно для организаций, находящихся в центре риска, будь то банкротство или резкий спад производительности труда, который может привести организацию к кризисной ситуации.
Либеральный стиль управления характерен тем, что у руководителя отсутствует какая-либо ответственность за принятие важных организационных решений и регулирование спорных рабочих моментов. Руководство не желает связываться с определенными рисками и отказывается брать инициативу на себя. За управленческие решения в организации отвечают сотрудники. Они самостоятельно рассматривают все спорные вопросы и делятся придуманными вариантами с руководством.
При практическом исследовании выявлены некоторые особенности данного стиля управления организацией: руководство всячески пытается уйти от стратегически важных решений, предпринимая политику «удержания на плаву», проявляется незначительный контроль за работой персонала, в некоторых моментах даже можно наблюдать халатное, безразличное отношение к работе. Либеральный стиль управления, на наш взгляд, подходит в основном организациям среднего класса, которые привыкли держаться на выбранном уровне, стараться не воплощать инновационные идеи в деятельности организации.
При использовании демократического стиля управления нами выявлено, что данный стиль управления – это стиль, где все решения принимаются коллегиально. Руководитель совместно с персоналом ищет ответы на сложные трудовые вопросы и способы реализации особо сложных задач, проводя сплоченные беседы, дискуссии и семинары в поисках новых идей. Как правило, руководителю здесь присущи такие качества, как доброжелательность, вежливость, внутреннее спокойствие, психологическое равновесие. В своей работе он требователен, но справедлив. Этот вид управления построен на взаимопонимании и доверии как от лица коллектива к администрации, так и наоборот.
Также стоит отметить, что сотрудники вправе предлагать какие-то новые идеи, рассматривать инновационные проекты для дальнейшей реализации, каждый может свободно выражать свое мнение, не опасаясь каких-либо угроз со стороны руководства. И основными особенностями данного стиля можно считать: возможность персонала свободно, доступно и ясно излагать свои мнения, вносить предложения по интересующим их вопросам, и руководитель обязательно примет в действие все задуманные процессы. При этом стиле управления наблюдается уважительное отношение к персоналу с последующим девизом: «Мы все – команда». Работник является деталью одного единого механизма. Данный стиль управления успешно применяется в странах Азии, а именно: Японии, Корее, Китае [17] (Kalashnikova, Layfurov, 2012).
Как правило, руководителю трудно выбрать свой стиль управления и подстроить рабочую систему так, чтобы она удовлетворяла большинство членов коллектива. Стиля, который бы применялся и нравился всем участникам трудового процесса, просто не существует. Он совершенствуется постепенно, раз за разом, руководитель определяет совокупность всех приемов, способов и методов, благодаря которым найдется тот самый эффективный и более правильный для многих работников стиль управления [2] (Ashcheulov, Tyutyunnikov, Chernikova, 2018).
Для того чтобы прийти к самому рациональному стилю управления, необходимо выбрать наиболее эффективный метод контроля над определенной рабочей ситуацией с применением трех правил:
1. Непосредственно отношения руководителя с персоналом.
В данном случае необходимо наладить и стараться поддерживать на постоянном уровне доверительные и уважительные отношения с персоналом различных организационных подразделений, иметь положительный отзыв от коллег, учитывать все их просьбы и предложения сотрудников. И самое главное – быть справедливым по отношению ко всем.
2. Системность и структурность работы. Это важная составляющая любой организационной структуры организации, и в связи с этим системность может измеряться следующими составляющими:
- понятность и ясность цели, а также поставленных перед организацией задач. Цель должна быть предельно ясной и правильно формулируемой для персонала;
- возможности, основные средства и методы, благодаря которым задачи и цели компании будут достигаться с положительным итоговым значением;
- обоснование выбранного решения для реализации намеченного. То есть персонал и само руководство должны пояснить и утвердить, почему именно выбранный вариант достоин реализации, а также следует выявить общую приближенность полученного к тому, что изначально ожидалось при постановке задач;
- принятое решение должно быть специфичным. То есть должны находиться в запасе дополнительные альтернативные решения данного вопроса. Решения должны быть практически одинаковыми по смысловому значению и по реализации подходить к ранее предложенному варианту [8] (Grishin, 2012).
Также необходимо иметь в виду тот факт, что более системная, структурная работа ведет персонал к четкому пониманию и осознанию предстоящих действий, таким образом, руководитель будет получать больший контроль над положением дел внутри организации.
Модель стиля управления, где решающим фактором являются непосредственно отношения руководителя с коллективом, их поддержание и укрепление, больше характерна для организаций с демократическим стилем управления, когда у директора отсутствуют диктаторские, авторитарные способы решения возникающих проблем. В таких условиях резкое изменение руководства в организационную сторону может привести к конфликтам с персоналом. Ориентация на человеческие взаимоотношения может, наоборот, достаточно повысить организационную культуру и эффективность ее применения [22] (Neff, Sitrin, 2013).
Другую модель, основа которой – зависимость стиля от конкретной ситуации, описывали Т. Митчелл и Р. Хаус. Данная модель ориентирована на то, что подчиненные будут наиболее эффективно выполнять свою работу, зная, что они получат какую-либо определенную прибыль. Руководителю организации необходимо предоставить четкие мотивации персоналу. По мнению исследователей В. Врума и Ф. Йеттона, если отталкиваться и брать за основу конкретные рабочие ситуации, характеристики и их причины возникновения проблем, а также личные особенности сотрудников в коллективе, следует различать пять основных особенностей в стилях управления:
- руководитель непосредственно сам принимает многие управленческие решения, не зависящие от мнения коллектива;
- руководитель самостоятельно принимает управленческие решения, но при этом он уведомляет подчиненных о предполагаемом решении, далее выслушивает их предложения и мнения и принимает окончательное решение;
- руководитель также излагает суть проблемы коллективу, далее, как правило, обобщает все предложенные варианты и мнения коллег, в итоге выбирает самое подходящее, объективное решение;
- руководитель вместе с персоналом ведет обсуждение возникшей проблемы и выбирает мнение большинства;
- руководитель проводит обсуждение проблемы с определенной группой трудового коллектива, которая, в свою очередь, вырабатывает конечное решение [24].
Для проведения данного исследования нами были выбраны две спортивные организации г. Краснодара, которые имеют довольно значительные различия в целях и задачах, стратегических планах, методах управления персоналом и видах деятельности. Эти различия можно объяснить их организационно-правовыми формами организации, исходя их которых и формируются основные приоритеты в деятельности.
Руководители современных спортивных организаций четко понимают цели организации, но не всегда ясно представляют, что работники имеют свои собственные цели, далеко не всегда совпадающие с целями организации. А искусство руководителя и заключается в умении согласовывать личные цели работников, их потребности и интересы с целями и интересами организации. Руководитель постоянно находится в системе отношений с руководимым им коллективом, вышестоящим руководством и смежными руководителями.
Стили управления в сфере физической культуры и спорта представляют собой конкретные способы целенаправленного воздействия руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников и осуществления контроля за их деятельностью [13] (Drogobytskiy, 2011).
Наиболее важное значение с точки зрения практики спортивного менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда.
В декабре 2019 г. нами был проведен анализ системы управления персоналом коммерческой спортивной организации ООО «Adidas» для выявления используемого стиля управления.
Рассмотрев систему управления в спортивной организации ООО «Adidas» можно утверждать, что стиль руководства в данной организации является демократическим, т.е. характеризуется коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей.
Нами было проведено анкетирование среди сотрудников одного из филиалов организации в г. Краснодаре. В опросе приняли участие 20 сотрудников, работающих в спортивной организации ООО «Adidas» г. Краснодар, что составило 17,9% от общего количества работников.
Целью опроса персонала являлся анализ стиля руководства спортивной организации ООО «Adidas», влияния укомплектованности кадров на эффективность организации, степени удовлетворенности сотрудников заработной платой, графиком работы и т. п.
Что касается возраста респондентов, то из представленных нами категорий были отмечены только три, где возраст опрашиваемых сотрудников не превышает 30 лет. Основной категорией является персонал в возрасте 21–25 лет (75%), небольшая часть приходится на сотрудников до 20 лет (15%), и наименьшую часть опрошенных составили сотрудники в возрасте 26–30 лет (10%).
На вопрос «Какой стиль руководства применяется в спортивной организации ООО «Adidas»?» большинство респондентов 75% (15 человек) ответили верно: демократический стиль. Это говорит о том, что сотрудники имеют представление о стилях руководства, стремятся к развитию и карьерному росту, а руководитель правильно, соблюдая некоторые критерии коллегиального стиля управления, руководит своими подчиненными.
Следующий этап анализа был проведен в МБОУ ДОД ДЮСШ № 6 г. Краснодара в январе 2020 г.
Деятельность МБОУ ДОД ДЮСШ № 6 как спортивной организации направлена на физическое воспитание и привлечение к здоровому образу жизни детей и подростков города и края.
Руководитель данной организации выбрал демократичный стиль управления, руководствуясь перечнем положительных моментов данного стиля управления.
Для проведения более полного анализа нами было проведено анкетирование сотрудников МАОУ ДО СШ № 6, в котором принимали участие 23 человека, в том числе из руководящего состава.
Для исследования был отобран персонал по демографическим признакам, где на сотрудников мужского пола приходится 47% от общей численности персонала, в то время как на женщин – 53%.
По возрастной категории на сотрудников в возрасте от 25 до 35 лет приходится 47% от общей численности персонала и 28% – на сотрудников от 35 до 50 лет.
При рассмотрении по уровню образования 62% от общей численности персонала имеют высшее образование, а 16% – еще и второе высшее образование или ученую степень кандидата наук.
В рамках данного исследования было предложено сотрудникам ответить на вопросы анкеты, демонстрирующие удовлетворенность сотрудников своей работой.
После проведения данного исследования можно отметить ряд положительных моментов:
- созданные благоприятные условия для трудового процесса и социальная обеспеченность сотрудников;
- развитие профессиональных способностей сотрудников;
- предоставленная возможность и самостоятельность в принятии решений в выполнении заданий и интенсивности трудового процесса;
- созданный руководством организации благоприятный психологический климат, отсутствие конфликтных ситуаций и коммуникабельные отношения между всеми сотрудниками.
При анализе ответов на вопросы сотрудников исследуемой организации можно сделать несколько обобщений.
Во-первых, директор МБОУ ДОД ДЮСШ № 6 всегда прислушивается к своим сотрудникам, учитывает их пожелания и принимает во внимание жалобы. Коллективные решения – самые эффективные и верные, так как сотрудники могут открыть любую ситуацию с новой стороны.
Во-вторых, директор при контроле за трудовой деятельностью сотрудников кроме указаний использует просьбы, уговоры, реже – четкие приказы.
В-третьих, он ценит самостоятельность и креативность своих подчиненных, а также ответственность и исполнительность. При приеме на работу отдает предпочтение инициативным и творческим кандидатам на должность.
В-четвертых, руководитель дает возможность реализации каждого сотрудника: он возлагает надежды на то, что подчиненный сознательно будет следовать предписанным правилам и эффективно выполнять свою работу, не чувствуя себя ущемленным и подавленным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что демократический стиль управления – это некая золотая середина между авторитарным стилем и стилем либеральным.
На наш взгляд, оптимальным вариантом для эффективного функционирования организации в условиях конкурентной рыночной среды будет являться именно такой комбинированный из нескольких стиль управления, где будет присутствовать всеми известный метод «кнута и пряника», который с большей вероятностью может устояться в обществе, а именно в организациях, нуждающихся в эффективном управлении.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что несмотря на существующие классические методы и стили управления, апробированные практикой управленческой деятельности, невозможно выбрать один универсальный. И так же невозможно определить необходимый для руководителей всех организаций стандартный и типичный подход к выбору стиля руководства. Как раз в умении руководителя организации, в его профессионализме и заключается умение использовать различные методы руководства и стили управления в зависимости от трудовой обстановки. Очень важно отметить, что сегодняшний руководитель организации должен обладать не только необходимой квалификацией по направлению деятельности организации, но и такими знаниями и навыками, которые будут качественно применены на практике при работе с подчиненными и в конечном счете отразятся на эффективности работы организации в целом и степени достижения поставленных целей.
Источники:
2. Ащеулов А.В., Тютюнников А.С., Черникова В.Е. Особенности управления персоналом в фитнес-индустрии // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 4. – с. 1195-1202.
3. Винер Н. Человек управляющий: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление: Пер. с англ. М., 1984.
5. Глухенькая Н.М. Сац Е.А., Глухенький А.Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя, //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-2. С. 068-070.
6. Гоулман, Д. С чего начинается лидер // С чего начинается лидер: Сб. М., 2015.
7. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального лидерства / Пер. с англ. - 5-изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. 301 с.
8. Гришин И.А. Интеграционный менеджмент в развитии конкурентоспособности организаций // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. №2 (19). С.122-125.
9. Грошев, И.В. Менеджмент организационной культуры / И.В. Грошев, В.М. Юрьев. – Воронеж: МПСИ, Модэкк, 2010. 744 с.
10. Гурней Б. Введение в науку управления: Пер. с франц. М.,
11. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Система и руководство. Тео¬рия систем и руководство системами: Пер. с англ. М., 1971.
12. Драго Р. Административная наука: Пер. с франц. М., 1982.
13. Дрогобыцкий И.Н. Организационный менеджмент: природа, команда и лидер // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13 (132). С. 152-166.
14. Друкер, П. Эффективный руководитель. - М.: И.Д. Вильямс, 2010. 224 с.
15. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография / О.В. Евтихов. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. 288 с.
16. Иванцевич Дж.М. (США), Лобанов АА. (Россия). Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
17. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе. Служба кадров. №10 2012.
18. Каримова Г.В. Руководитель и лидер, сходства и различия// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 8. С. 47-50.
19. Кондратьев Э.В. Профиль менеджера: предпосылки становления и основные детерминанты // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Обществ. науки. 2011. №24. С. 12-17.
20. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М., 2016.
21. Луговая В.Н., Ермоленко А.А. Диагностика способности руководителя-лидера к эффективному взаимодействию. //Проблемы экономики (Харьков). 2013. № 3. С. 214-220.
22. Нефф Т.Дж., Ситрин Дж.М. Уроки лидеров. - М.: АСТ, 2013. - 251 с.
23. Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. - М.: Владос, 2013. - 159 с.
24. Управление персоналом в спортивной организации: учебное пособие к семинарским, практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов очной и заочной форм обучения направления 49.03.01 Физическая культура / А.В. Ащеулов, А.С. Тютюнников, В.Е. Xерникова, К.В. Туманян; ФГБОУ ВО «КГУФКСТ». — Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2020. — 92 с.
25. Чендлер С. Менеджер в бархатных перчатках. От беспощадного лидерства к эффективному управлению- СПб.: Вершина, 2008-184 с
26. Шавалеева Ю.Ш. Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников // Лидерство и менеджмент. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 43-53.
27. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. -- СПб: Питер, 2003-222с.
28. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М. 2014.
29. Эллиот, Дж. Стив Джобс. Уроки лидерства / Дж. Эллиот. - М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2016. - 240 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 17:56:21