Оценка демографической безопасности и ее влияние на потенциал экономического роста субъектов Российской Федерации
Булетова Н.Е.1, Арепьева Е.Е.2, Шаркевич И.В.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
2 Волгоградский государственный университет
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Волгоградский филиал
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015154
Аннотация:
Решение проблемы диспропорций в пространственном распределении трудовых ресурсов страны и потенциале социально-экономического развития отдельных ее территорий зависит от ряда факторов, к которым относится демографический наравне с инновационным технологическим развитием отраслей, состоянием финансового рынка и т.п. Одновременное влияние уровня социально-экономического развития региона на тенденции в естественном и миграционном приросте населения свидетельствует о взаимном влиянии демографических и экономических процессов, для оценки и управления которыми предлагается авторский подход к оценке уровня демографической безопасности субъектов РФ с учетом воспроизводства населения, здоровья и брачно-семейных отношений, а также баланса между расходами и доходами населения регионов страны.
Разработанный авторами подход к оценке достигнутого и прогнозируемого уровня демографической безопасности территории был апробирован и использован для внедрения оригинальной типологии субъектов РФ по уровню демографической безопасности. Применение методики оценки уровня демографической безопасности территории и отнесения ее к одному из типов по интегральному индексу уровня демографической безопасности актуально в мониторинге и стратегическом планировании социально-экономического развития субъектов РФ с возможностью делать выводы о наблюдаемых тенденциях по шкале от положительной до негативной оценки и использовать для составления национального рейтинга субъектов РФ по уровню демографической безопасности.
Ключевые слова: демографическая безопасность, интегральный индекс, миграционный прирост, демографические типы регионов
JEL-классификация: J11, J18, R11, R12, R13, R58
Введение
Влияние демографического фактора на потенциал экономического развития страны напрямую определяет, как будет достигаться достижение потенциального валового регионального продукта и решение проблем рынка труда с точки зрения обеспечения экономической деятельности главным фактором – трудом. Одновременное влияние демографических и миграционных факторов могут находиться в разных пропорциях и тенденциях, так как в условиях высокого уровня урбанизации населения государства.
В научных исследованиях проблеме оценки демографической безопасности и применения полученных результатов для целей национальной безопасности уделяется большое внимание, как на уровне оценки последствий глобальных демографических изменений для безопасности (исследование Голдстоура Дж. в работе [11, С.356-373]).
Рассматривая демографический фактор как ключевой для развития российской экономики, отечественные авторы представляют результаты формирования системы показателей для определения демографической безопасности, например, в работе Еремина В.В., Побываева С.А., Сильвестрова С. речь идет о коэффициентах корреляции, нормированных значения частных показателей демографической безопасности [3, С.105-107], другие авторы - Сенков В.А., Домничев Д.Ю., связывают демографическую сферу с негативными факторами, угрозами экономической безопасности [8, С. 1066-1071]. Авторы научной статьи Леонтьева А.Г., Игнатова И.В. исследуют демографические изменения и их влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в контексте региональной экономики [5, С.1437-1442].
Однако в вопросе приращения методологии измерения и оценки уровня демографической безопасности с возможностью градации и интерпретации полученных типов экономических систем, для которых достижение необходимого уровня демографической безопасности является одной из составляющих национальной и экономической безопасности, недостаточно оригинальных исследований полного цикла, позволяющих дополнить существующую систему показателей и критериев диагностики.
Цель исследования состоит в обосновании методологического подхода к оценке уровня демографической безопасности территории для последующей типологизации субъектов РФ и обоснованию дифференцированного подхода к определению и реализации потенциала экономического роста.
Научная новизна работы заключается в реализации оригинального подхода к измерению уровня демографической безопасности для обоснования типологии субъектов РФ по результатам проведения оценки, включая использование индексной модели оценки и включения субиндексов и прогнозирования уровня демографической безопасности с последующей типологизацией регионов на основе определения степени однородности по значениям общего индекса уровня демографической безопасности (I∑).
Гипотеза, представляемая авторами в начале исследования, состоит в утверждении, что градация субъектов РФ по уровню демографической безопасности представляет замкнутый цикл причинно-следственных связей в оценке достигнутого уровня как эффективного социально-экономического и во влиянии на реализацию потенциала экономического роста региона.
Методология исследования основывалась на традиционных статистических показателях динамики, методах группировки, анализа временных рядов и прогнозирование, индексный метод (включая определение субиндексов), метод линейного масштабирования наряду с приемами и методами формальной логики, моделирования и детерминированного анализа, коэффициентного и графического анализа.
Определение трендов в развитии демографической ситуации в России и регионах
Опираясь на традиционные статистические показатели, описывающие демографическое состояние анализируемой территории, представим результаты анализа показателей численности населения, естественного и миграционного прироста на уровне РФ (в среднем по 85 регионам РФ за 2011-2022гг.) и на уровне отдельного субъекта РФ (на примере Волгоградской области). Важным условием эффективного и стабильного развития страны является благоприятная демографическая ситуации. В России на протяжении последних десятилетий наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация, особенностями которой являются: сокращение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность, продолжающееся старение населения и др. Общая тенденция в изменении перечисленных показателей за период, когда прослеживается тенденция повышения значения миграционного прироста для обеспечения удержания численности населения страны от катастрофического спада в силу естественной убыли, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика численности населения (ЧН), естественного (ЕП) и миграционного прироста (МП) в среднем по РФ за 2011-2022 гг.
Источник: составлено авторами по данным [7].
В середине 2010-х годов в России, а именно в 2013-2015 годы, наблюдался естественный прирост. Начиная с 2016 года, естественный прирост сменился на естественную убыль, которая характеризуется значительным превышением числа умерших над числом родившихся. Миграционные потоки не менее важны, чем естественный прирост, для изучения численности населения и демографической ситуации страны в целом. Начиная с 2018 года миграционный приток не компенсирует естественную убыль, что является еще одной причиной снижения численности населения страны.
Не все демографические показатели имеют отрицательную тенденцию. В России наблюдается устойчивая тенденция роста продолжительности жизни населения. Несмотря на положительный характер данного показателя, он может являться одной из причин старения населения, что тоже является демографической проблемой. Для решения демографических проблем в России реализуется национальный проект «Демография», в котором перечислены ключевые показатели, среди которых: смертность населения старше трудоспособного возраста, суммарный коэффициент рождаемости и др. В паспорте нацпроекта были указаны пороговые значения данных показателей.
Указанные в паспорте ключевые показатели и ряд других показателей фактически задают уровень демографической безопасности, которая обеспечивает защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз как страны в целом, так и различных регионов в частности.
Численность населения по России в период 2011-2018 гг. увеличилась на 0,16% в среднем за года. При расчетах среднего прироста населения в этот период был исключен 2015 г. в связи с тем, что численность населения РФ в этот год возросла не за счет естественного и миграционного прироста, а за счет вхождения в состав РФ Республики Крым. Изменение численности населения РФ в ковидный и постковидный период 2019-2022 гг. характеризуется отрицательной тенденцией. В среднем за год население в РФ сокращалось на 0,22%. Численность населения в 2022 году была оценена без учета вхождения в состав РФ новых 4 субъектов. С учетом новых субъектов прирост населения составил 0,5%. Таким образом, темп прироста были отрицательными в среднем по 85 регионам за РФ. Основную часть роста численности населения составил миграционный прирост, который в период 2011-2021 гг. увеличивался ежегодно в среднем на 3044 чел. в расчете на один регион России. Миграционный прирост уменьшился до 728 человек или снизился на 86% в 2022 г. по сравнению с 2021 г. Такое резкое уменьшение притока мигрантов можно связать с началом в этом году специальной военной операции.
На рис.2 представлен результат анализа аналогичных показателей, характеризующих демографическую ситуацию, на уровне субъекта РФ на примере Волгоградской области.
Рисунок 2. Динамика численности населения (ЧН), естественного (ЕП) и миграционного прироста (МП) Волгоградской области (ВО) за 2011-2022 гг.
Источник: составлено авторами по данным [7].
В результате анализа динамики показателей Волгоградской области была выявлена тенденция к стабильному снижению численности населения региона: в среднем ежегодно численность населения сокращалась на 0,4%. Основной причиной сокращения численности населения выступает его естественная убыль. Количество родившихся в среднем ежегодно сокращалось на 4,5%, а число умерших – на 0,5% за 2021-2022 гг. Приведенный анализ динамики выявил постоянную тенденцию к снижению показателя естественного прироста в Волгоградской области: за рассматриваемый период значение естественного прироста сокращалось в среднем на 6560 чел. ежегодно, до распространения коронавирусной инфекции (до 2018 г. включительно). С начала заболеваемости в 2019 г. до 2022 г. в среднем значение естественного прироста снижалось на 18800 чел. ежегодно. Одновременно наблюдается отрицательный миграционный прирост населения Волгоградской области в период 2011-2019 гг., как и в 2022 г.: в среднем показатель миграционной убыли составил 5800 чел. ежегодно. В ковидный период 2020-2021 гг. миграционный прирост населения в данном регионе характеризуется положительной тенденцией и составил 3,68 тыс. чел. в 2020 году и 2,31 тыс. чел. в 2021 году, что можно объяснить временным фактором закрытия многих предприятий в других регионах-центрах притяжения трудовой миграции, когда жители Волгоградской области вынуждены были вернуться и довольно длительно проживать на территории региона. В пандемийный и постпандемийный период 2019–2022гг. среднее значение естественной убыли населения в год по Волгоградской области составило 12 тыс. чел., которое выше, чем в среднем по России в два раза. Данные темпы прироста свидетельствуют о том, что регион хуже перенес COVID-19, чем в среднем по регионам РФ.
Одним из ключевых демографических показателей, характеризующих качество жизни населения, является его ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Динамика ожидаемой продолжительности жизни по Волгоградской области представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении по РФ и Волгоградской области (ВО) за 2011-2022 гг.
Источник: составлено авторами по данным [7].
Анализ ожидаемой продолжительности жизни по Волгоградской области в среднем за 2011-2022 гг. (за исключением 2 пандемийных периодов 2020 – 2021 гг.) превышает таковые значения по России на 0,66 лет.
Определение уровня демографической безопасности территории
Демографическая безопасность является важнейшим фактором, который влияет на устойчивое развитие регионов. Исследования, связанные с демографической безопасностью, рассматривались в работах Короленко А. В. [4], Сюповой М.С., Бондаренко Н.А. [10] и других авторов (Баркова В.В. и соавторы [1], Городнов А.В. [2], Локосов В.В. [6] Соболева С.В. и соавторы [9]. В данных исследованиях используются различные методы оценки уровня демографической безопасности региона и страны в целом [4]. В основу разработки авторами индексной модели оценки уровня демографической безопасности (УДБ) территории было положено линейное масштабирование исходных ключевых демографических показателей (см. графа А таблицы 1), состав которых был сформирован в результате анализа работ, посвященных методикам оценки УДБ.
Таблица 1. Состояние демографической ситуации и уровня демографической безопасности в Волгоградской области в 2015 и 2022 гг.
Наименование показателя Xij
|
Пороговое значение
|
Xij
|
Темп прироста
|
Субиндекс УДБ Iij
|
Темп прироста
| |||||||
2015
|
2022
|
2015
|
2022
| |||||||||
A
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
| |||||
1. Сфера воспроизводства
населения (ВН)
| ||||||||||||
Общий
коэффициент смертности, ‰
|
Не более 10
|
13,8
|
13,7
|
-0,72%
|
I11
|
0,54
|
0,55
|
1,85%
| ||||
Суммарный
коэффициент рождаемости, ‰
|
Не менее 2,1
|
1,589
|
1,139
|
-28,32%
|
I12
|
-0,40
|
-1,49
|
-272,50%
| ||||
Чистый
коэффициент воспроизводства, ед.
|
Не менее 1
|
0,752
|
0,547
|
-27,26%
|
I13
|
-0,43
|
-1,50
|
-248,84%
| ||||
Коэффициент
демографической нагрузки, ‰
|
Не более 600
|
745
|
726
|
-2,55%
|
I14
|
0,49
|
0,64
|
30,61%
| ||||
Индекс УДБ сферы ВН I1=IVN=∑δ1j∙I1j
|
0,06
|
-0,51
|
-950%
| |||||||||
2.
Сфера здоровья населения (ЗН)
| ||||||||||||
Ожидаемая
продолжительность жизни при рождении, года
|
Не менее 73
|
71,98
|
73,20
|
1,69%
|
I21
|
-0,14
|
0,04
|
128,57%
| ||||
Младенческая
смертность, (число умерших детей до года на 1000 родившихся)
|
Не более 5
|
6,6
|
4,4
|
-33,33%
|
I22
|
0,85
|
1,06
|
24,71%
| ||||
Коэффициент
умерших в трудоспособном возрасте (на 1000 чел. трудоспособного возраста)
|
Не более 4,7
|
5,16
|
4,6
|
-10,85%
|
I23
|
0,89
|
1,02
|
14,61%
| ||||
Материнская
смертность (на 100000 родившихся живыми)
|
Не более 7,3
|
10,2
|
11,4
|
11,76%
|
I24
|
0,94
|
0,95
|
1,06%
| ||||
Индекс УДБ сферы ЗН I2
=IZN=∑δ2j∙I2j
|
|
0,82
|
0,95
|
15,85%
| ||||||||
3. Сфера семейно-брачных
отношений (СБО)
| ||||||||||||
Коэффициент брачности, ‰
|
Не менее 4,7
|
7,0
|
6,1
|
-12,86%
|
I31
|
0,34
|
0,23
|
-32,35%
| ||||
Коэффициент разводимости, ‰
|
Не более 2,1
|
4,1
|
4,5
|
9,76%
|
I32
|
0,51
|
0,57
|
11,76%
| ||||
Число абортов на 100 родов
|
Не более 20
|
63,0
|
45,0
|
-28,57%
|
I33
|
0,44
|
0,52
|
18,18%
| ||||
Доля внебрачных рождений в общей численности новорожденных, %
|
Не более
4 |
23,0
|
24,5
|
6,52%
|
I34
|
0,70
|
0,62
|
-11,43%
| ||||
Индекс УДБ сферы СБО I3 =ISBO=∑δ3j∙I3j
|
|
0,51
|
0,48
|
-5,88%
| ||||||||
4. Сфера расходов и
доходов населения (РДН)
| ||||||||||||
Отношение
среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума, раз
|
Не менее 3,5
|
2,487
|
2,600
|
4,54%
|
I41
|
-1,32
|
-0,37
|
71,97%
| ||||
Коэффициент
бедности, %
|
Не более 7
|
14,2
|
9,6
|
-32,39%
|
I42
|
0,76
|
0,89
|
17,11%
| ||||
Коэффициент
фондов, раз
|
Не более 8-10
|
10,5
|
9,5
|
-9,52%
|
I43
|
0,84
|
0,95
|
13,10%
| ||||
Доля
потребительских расходов к общей сумме расходов населения, %
|
Не более 70
|
80,5
|
83,8
|
4,10%
|
I44
|
0,57
|
0,52
|
-8,77%
| ||||
Индекс УДБ сферы РДН I4=IRDN=∑δ4j∙I4j
|
0,24
|
0,49
|
104,17%
| |||||||||
Общий индекс УДБ I∑ =γ1∙I1+γ2∙I2+γ3∙I3+γ4∙I4
|
0,37
|
0,16
|
-56,76%
| |||||||||
Особенностью предлагаемой в работе модели является использование пороговых значений демографических показателей при их преобразовании в субиндексы с помощью формул (5) и (6). Представим содержание предлагаемой модели оценки:
1) в работе был разработан общий индекс уровня демографической безопасности, который определяется по следующей формуле:
I∑=∑γi·Ii (1)
где Ii – индекс УДБ, характеризующий i-ую сферу демографической ситуации, γi – вес данного индекса и i = 1,…,4 (см. таблицу 1).
2) вес γi определяется по методике аналогичной в работе [4]:
(2)
где αi – относительный размах индекса Ii и n=4 – число сфер демографической ситуации.
3) относительный размах αi индекса Ii рассчитывается с помощью следующей формулы:
(3)
где Ii max – максимальное и Ii min – минимальное значение индекса Ii из его значений для 85 регионов РФ в соответствующем году.
4) для расчета индекса УДБ Ii i-ой сферы демографической ситуации использовалась формула:
Ii = ∑δij·Iij (4)
где Iij – j-ый субиндекс, формирующий значение индекса Ii с весом δij (см. формулы (7) и (8)) и рассчитывается по формуле (5) и (6).
Таким образом, индексы УДБ Ii рассчитывались в работе через сумму взвешенных субиндексов Iij, количественно характеризующих одну из 4 сфер демографической ситуации. В зависимости от направленности влияния каждого из 16 исходных демографических показателей Xij из таблицы 1 на уровень демографической безопасности, используют различные способы расчета их стандартизированных значений согласно формулам (5) и (6). В случае, когда рост показателя улучшает демографическую ситуацию в регионе, Iij определяется по формуле:
(5)
где Xij – фактическое значение демографического показателя;
Xmax – его максимальное и Xпорог – пороговое значение.
Для каждого показателя Xij его Xijmin и Xijmax значение определялось для 85 регионов РФ в соответствующем году. Если значение показателя Xij будет равно пороговому Xпорог, то индексы Iij=0 и Ii =0.
Само пороговое значение Xпорог в индексном исчислении согласно формулам (1), (5) и (6) будет равно Iiпорог=0 и Iijпорог=0.
Условно в работе принято, если значения индексов Iij и Ii находятся в интервале 0,00-0.10 (т.е. не превышают 10% от их номинального максимального значения – 1), то будет классифицироваться как критическая ситуация в УДБ. Если значения индексов Iij и Ii меньше нуля или Iiпорог=0 и Iijпорог=0, то это означает кризисные явления в области демографической ситуации.
В результате обзора работ по демографической безопасности было выбрано 16 показателей Xij и их пороговые значения (см. таблицу 1). Подстрочный индекс i обозначает одну из 4 сфер демографической ситуации и j порядковый номер показателя Xij и соответствующего ему субиндекса Iij в i-ой сфере. Если показатель, имеет противоположную направленность (рост показателя приводит к возникновению демографических угроз), то его стандартизированное значение рассчитывается по формуле:
(6)
В данной работе, в отличие от других авторов, которые используют формулу линейного масштабирования, вместо значения Xmin было использовано значение Xпорог. Относительный размах ωij индекса Iij рассчитывается по следующей формуле:
(7)
Вес δij субиндекса Iij определяется выражением:
(8)
где m – число показателей, характеризующих i-ую сферу демографической ситуации.
В работе был проведен анализ источников, посвященных исследованиям в области демографической безопасности, который позволил сформировать n=4 сферы демографической ситуации, каждая из которых характеризуется m=4 субиндексами. Основные результаты применения в Волгоградской области представлены в таблице 1:
- в сфере воспроизводства населения (ВН) субиндексы I11 и I14 в 2022 г. по сравнению с 2015 г. увеличились на 1,85% и 30,61% соответственно, что позволяет сделать вывод о положительных изменениях в УДБ по данным показателям. Субиндексы УДБ I12 и I13 за тот же период уменьшились на 272,50% и 248,84% соответственно, что свидетельствует о негативных тенденциях по динамике данных показателей; в этой сфере в Волгоградской области сложилась кризисная ситуация, которая на 91,4% опаснее, чем в среднем по России;
- в сфере здоровья населения (ЗН) все четыре рассматриваемых субиндекса I2j возросли. Это позволяет сделать вывод положительной тенденции в данной сфере. Индекс УДБ I2 =IZN сферы ЗН в 2022 г. составил 0,95 и по сравнению с 2015 г. увеличился на 15,85%; данный индекс в анализируемом региона выше среднего значения по РФ на 3,58%;
- в сфере семейно-брачных отношений (СБО) субиндексы I31 и I34 снизились в 2022 г. на 32,35% и 11,43%, имеются отрицательные тенденции в функционировании института заключения официальных браков и положительные тенденции с числом внебрачных рождений. Субиндексы I32 и I33 увеличились по сравнению с 2015 г. на 11,76% и 18,18% соответственно, и обозначают положительные изменения данных показателей; по региону в данной сфере значение индекса УДБ в 2022 году находилось ниже среднего значения по РФ на 14,27%;
- в сфере расходов и доходов населения (РДН) субиндекс I44 в 2022 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 8,77%. Субиндексы I42 и I43 возросли (на 17,11% и 13,10% соответственно) и практически приближаются к 1, что свидетельствует о позитивных количественных изменениях по этим направлениям демографической безопасности. Значение субиндекса I41, находится в кризисной области, и его изменение характеризуется положительной тенденцией по повышению УДБ;
- общий индекс УДБ I∑ в 2022 г. составил 0,16 и по сравнению с 2015 г. снизился на 56,76%, и находится ниже среднего уровня по РФ на 40,9%. Таким образом, значения индексов УДБ в сферах ВН и СБО по Волгоградской области значительно ниже соответствующих значений в среднем по Российской Федерации.
Прогнозирование уровня демографической безопасности на национальном и региональном уровне
Для цели прогнозирования авторами использовались трендовые модели с учетом всех данных за 2011-2022 гг., по которым прослеживается обратная линейная зависимость общего индекса УДБ по времени (рис.4).
Рисунок 4. Динамика индекса уровня демографической безопасности I∑ и его прогноз по Волгоградской области и по РФ
Источник: рассчитано авторами по данным [7].
В результате сделанного прогноза, УДБ по Волгоградской области может уменьшиться на ∆I∑=0,121 (или снизится на 76,3%) в 2025 году по сравнению с 2022 г. Прогнозное уменьшение значения УДБ в целом РФ за тот же период составит ∆I∑=0,072 ед. (или снизится на 26,89%).
Таким образом, динамика УДБ по России в целом и по Волгоградской области в частности характеризуется негативной тенденцией. Особенностью Волгоградской области в этом контексте является то, что согласно построенным уравнениям тренда, скорость уменьшения общего индекса УДБ I∑ в данной области происходит в 1,47 раза быстрее, чем в целом по России, и значение данного индекса может оказаться в области критических значений уже в 2024 г. (I∑=0,08<0,10).
Для выявления возможных закономерностей в изменении демографической ситуации по совокупности регионов РФ в работе была построена типологическая группировка по такому количественному признаку как общий индекс УДБ I∑ для 2015 и 2022 гг. по данным Росстата (см. таблицу 2). Интервальные группы или демографические типы по общему индексу I∑ определялись следующим образом:
- регионы ранжировались по убыванию группировочного признака I∑. В первый Тип 1 включались регионы с наибольшими значениями I∑ по сравнению с другими до тех пор, пока коэффициент вариации V для этой группы регионов не превышал V 10%. Таким образом формировалась группа регионов с высокой степени однородности по значениям индекса I∑.
- по такому же методу были сформированы остальные типы регионов по мере убывания значений данного индекса;
- последней Тип составят регионы, у которых значения индекса I∑ находятся в интервале I∑порог=0,00 до I∑=0.10 (т.е. не превышают 10% от их номинального максимального значения.
Таблица 2 – Типологическая группировка регионов России по интегральному индексу уровня демографической безопасности за 2015 и 2022 гг.
Период
|
Показатель
|
Тип 1
|
Тип 2
|
Тип 3
|
Тип 4
|
Тип 5
|
Тип 6
|
Тип 7
|
2015 г.
|
Интервал I∑
|
0,601 – 0,812
|
0,392 – 0,561
|
0,265 – 0,391
|
-
|
0,179 – 0,189
|
-
|
-
|
Частота f
|
8
|
40
|
35
|
-
|
2
|
-
|
-
| |
Частость d, %
|
9,3%
|
47,1%
|
41,2%
|
-
|
2,4%
|
-
|
-
| |
Середина интервала <I∑>
|
0,707
|
0,476
|
0,328
|
-
|
0,184
|
-
|
-
| |
Медиана I∑
|
0,400 (ранг 42 –
43 из 85 регионов РФ)
| |||||||
Среднее по РФ I∑
|
0,448 (ранг 24 из 85
регионов РФ)
| |||||||
Доля регионов федерального
округа (ФО) в типе, % (состав группы)
| ||||||||
ЦФО
|
5,6
|
50,0
|
44,4
|
-
|
-
|
-
|
-
| |
СЗФО
|
9,1
|
45,5
|
36,4
|
-
|
9,1
|
-
|
-
| |
ЮФО
|
0,0
|
62,5
|
37,5
|
-
|
-
|
-
|
-
| |
СКФО
|
42,9
|
57,1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
| |
ПФО
|
7,1
|
57,1
|
35,7
|
-
|
-
|
-
|
-
| |
УФО
|
33,3
|
50,0
|
16,7
|
-
|
-
|
-
|
-
| |
СФО
|
0,0
|
30,0
|
70,0
|
-
|
-
|
-
|
-
| |
ДВФО
|
0,0
|
27,3
|
63,6
|
-
|
9,1
|
-
|
-
| |
2022 г.
|
Интервал
|
0,768 – 0,848
|
0,447 – 0,595
|
0,283 – 0,384
|
0,202 – 0,275
|
0,136 – 0,200
|
0,102 – 0,132
|
0,030 – 0,098
|
Частота f
|
2
|
7
|
15
|
26
|
19
|
5
|
11
| |
Частость d, %
|
2,4%
|
8,2%
|
17,6%
|
30,6%
|
22,4%
|
5,9%
|
12,9%
| |
Середина интервала <I∑>
|
0,808
|
0,521
|
0,333
|
0,239
|
0,168
|
0,117
|
0,064
| |
Медиана I∑
|
0,222 (ранг 42 –
43 из 85 регионов РФ)
| |||||||
Среднее по Росси I∑
|
0,269 (ранг 29 из 85
регионов РФ)
| |||||||
Доля числа регионов
федерального округа (ФО) в типе, % (состав группы)
| ||||||||
ФО
|
Тип 1
|
Тип 2
|
Тип 3
|
Тип 4
|
Тип 5
|
Тип 6
|
Тип 7
| |
ЦФО
|
-
|
5,6
|
5,6
|
11,1
|
27,8
|
11,1
|
38,9
| |
СЗФО
|
-
|
9,1
|
18,2
|
27,3
|
18,2
|
9,1
|
18,2
| |
ЮФО
|
-
|
0,0
|
37,5
|
12,5
|
50,0
|
-
|
-
| |
СКФО
|
14,3
|
28,6
|
28,6
|
28,6
|
-
|
-
|
-
| |
ПФО
|
-
|
0,0
|
7,1
|
35,7
|
35,7
|
7,1
|
14,3
| |
УФО
|
16,7
|
16,7
|
16,7
|
33,3
|
16,7
|
-
|
-
| |
СФО
|
-
|
10,0
|
10,0
|
50,0
|
20,0
|
10,0
|
0,0
| |
ДВФО
|
-
|
9,1
|
36,4
|
54,5
|
-
|
-
|
-
|
В результате применения данного метода определения границ интервалов по вариации значений I∑ было образовано 7 демографических типов и определены статистические показатели, характеризующие каждый такой тип (см. таблицу 2). Регионы РФ в 2015 г. распределились по Типам 1-3 и 5. Медиана и средняя величина общего индекса УДБ I∑ по регионам РФ находились в интервале значений, соответствующих Типу 2, в состав которого вошло 47,1% регионов от их общего числа по РФ. Большая часть регионов оказалось в Типе 2 и 3, количество которых в данных типах – 88,2% от их общего числа. В результате коэффициент вариации I∑ по всем регионам РФ в 2015 г. оказался меньше 33,3% – V2015 = 25,2%. Такое значение V2015 позволяет сделать вывод о территориальной однородности уровня демографической безопасности в границах РФ.
В данном году в Тип 1 вошло больше всего регионов из СКФО, число которых составило 42,9% от числа всех субъектов этого ФО. ЦФО в Типе 1 был представлен одним субъектом – г. Москва (I∑ = 0,601 или 60,1% от максимально-номинального УДБ I∑(max)=1). Наибольшее число регионов в Типе 2 составили субъекты ЦФО –42,9% от всех субъектов данного ФО.
Волгоградская область находилась в составе Типа 3 со значением I∑ = 0,372 меньше общероссийского на 17 % (ранг в среднем по РФ – 23, ранг Волгоградской области - 54 по убыванию I∑). Данная область в ЮФО имела большие значения I∑ только по сравнению с г. Севастополем (0,358) и Республикой Крым (0,294) в 2015 году.
В Типе 5 с наименьшими значениями I∑ оказалось всего 2 субъекта – Псковская (0,189) и Еврейская автономная область (0,179). Существенные негативные тенденции в составе и структуре типологической группировке регионов по уровню демографической безопасности произошли в 2022 г., вызванные, по-видимому, наложением трех негативных демографических факторов: демографические волны, пандемия и антироссийские санкции.
По значениям I∑ в 2022 г. регионы РФ были распределены по 7 типам по сравнению с 5 типами в 2015 г. Произошло значительное перераспределение регионов с большими значениями I∑ к меньшим. Такие негативные тенденции привели к заметным структурным сдвигам в распределении регионов по данному показателю. В результате общероссийское значение I∑(РФ) оказалось в интервале значений Типа 4 для 2022 г., который не был реализован в 2015 г.
Значение I∑(РФ) в 2022 г. уменьшилось на 40% по сравнению с 2015 г. В результате коэффициент вариации I∑ по всем регионам РФ в 2022 г. оказался равным V2022=55,3% и превысил его значение в 2,2 раза по сравнению с 2015 г. Такое значение V2022 позволяет сделать вывод о значительном росте территориальной неоднородности уровня демографической безопасности в границах РФ в 2022 году.
Тип 7 может быть охарактеризован как «критический» по уровню обеспечения демографической безопасности – I∑порог=0,0 ≤ I∑ ≤ 0,1∙I∑(max)=1. Если в данный тип попало 2 региона в 2015 г., то в 2022 г. в его состав вошли 11 регионов. Если в данный тип были включены по 2 региона из СЗФО и ПФО, то остальные 7 субъектов были из состава ЦФО, составляющие 38,9% от числа всех субъектов данного федерального округа.
Особое внимание обращает на себя отрицательная тенденция в снижении уровня демографической безопасности для Псковской области, который характеризовался значениями I∑ =0,189 (ранг 84) и I∑ = 0,030 (ранг 85) в 2015 и 2022 гг., соответственно. Снижение общего уровня демографической безопасности произошло на 84,2% для этой области за данный период. Можно предположить, что в период 2023 – 2024 гг. общий индекс I∑ для Псковской области может оказаться в области I∑ ≤ I∑порог=0,0, т.е. стать отрицательным, как некоторые субиндексы Iij и индексы Ii, характеризующие сферы демографической ситуации, которые были рассчитаны в данной работе. В результате необходимо будет вводить кризисный Тип 8 для регионов, для которых общий индекс уровня демографической безопасности I∑ ≤ I∑порог=0,0.
Заключение
В результате проведенной оценки и определения прогнозных значений уровня демографической безопасности по территориям РФ можно утверждать, что наиболее критическими и представляющим основную угрозу демографической безопасности РФ и ее регионов являются показатели:
- сфера воспроизводства населения является базовой для демографической безопасности в целом и всех ее остальных составных частей – здоровья, семейно-брачных отношений, расходов и доходов населения;
- основными показателями, формирующими негативную динамику индекса демографической безопасности РФ, являются суммарный коэффициент рождаемости, чистый коэффициент воспроизводства, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, коэффициент брачности, отношение среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума;
- учитывая тенденцию сокращения рождаемости при повышении уровня образования и урбанизации населения авторы считают необходимым дополнить заявленные и реализуемые национальные цели развития РФ проектом «Семейная зарплата» для молодых малодетных и социально-перспективных семей, благодаря чему можно не допустить снижения уровня благосостояния таких семей при рождении дополнительного ребенка, например, на случай временно неработающей матери.
Источники:
2. Городнов А.В. Оценка принимаемых мер по демографическим проблемам на Дальнем востоке в условиях частичной мобилизации // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1419-1438. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.118658.
3. Еремин В.В., Побываев С.А.. Сильвестров С.Н. О показателях оценки обеспечения демографической безопасности России // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 4. – c. 104-114. – doi: 10.47711/0868-6351-199-104-114.
4. Короленко А.В. Методика построения интегральных индексов как инструмент демографического районирования регионов России // Вопросы территориального развития. – 2017. – № 4. – c. 7.
5. Леонтьева А.Г., Игнатова И.В. Влияние демографических изменений на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Тюменской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1435-1450. – doi: 10.18334/epp.13.5.117622.
6. Локосов В.В. Демографическое развитие России: динамика и социально-экономические риски // Вестник Российской академии наук. – 2020. – № 3. – c. 251-258. – doi: 10.31857/S086958732003010X.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения: 20.04.2024).
8. Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Оценка угроз экономической безопасности в демографической сфере Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 1065-1084. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118254.
9. Соболева С. В., Смирнова Н. Е., Чудаева О. В. Демографическая безопасность регионов Сибирского федерального округа: оценка рисков // Вестник НГУЭУ. – 2016. – № 1. – c. 10–21.
10. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А. Исследование различных аспектов оценки демографической безопасности на территориальном уровне // Вестник ТОГУ. – 2017. – № 4. – c. 267-276.
11. Goldstone J. Demography and Security: Security Implications of Global Population Changes, 2007-2050. / Chapter 14 in Security and Development in Global Politics: A Critical Comparison, edited by Joanna Spear and Paul D. Williams. - Georgetown University Press, 2012.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:50