Трансконтинентальные мосты vs континентальность: случай России и Канады

Ломакина А.И.1
1 Институт географии РАН

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)

Цитировать:
Ломакина А.И. Трансконтинентальные мосты vs континентальность: случай России и Канады // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 4. – С. 555-565. – doi: 10.18334/eo.8.4.39629.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36489670
Цитирований: 3 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье на примере России и Канады рассматривается роль трансконтинентальных мостов как факторов снижения континентальности, главным следствием которого выступают повышенные транспортные издержки. Отвечая на вопрос исследования о том, смогут ли сухопутные трансъевразийские мосты составить конкуренцию морским перевозкам, можно уверенно сказать, что не смогут. Это обусловлено как их техническими, так и экономическими характеристиками. Даже при условии сохранения ныне действующего сквозного тарифа и дальнейшем росте грузопотока контейнеров TEU к 2020 году до 0,5 млн., этот объем не превысит 10% от количества контейнеров, перевозимых морским транспортом. Другой вопрос исследования касался возможностей сухопутных мостов для смягчения недостатков внутриконтинентального положения. Пример трансканадской железнодорожной магистрали, также, как и Транссиба и центрального маршрута Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) свидетельствует о том, что за счет относительно дешевых тарифов они позволяют улучшит транспортно-географическое положение внутриматериковых регионов. Однако они не могут окончательно преодолеть континентальность глубинных регионов и конкурировать наравне с регионами, выходящими к морю или внутренним водным путям пригодным для морского судоходства (морской путь реки Св. Лаврентия и Великих озер, Янцзы, Сицзян). Экономический эффект, схожий с тем, который получают приморские регионы от выгод дешевых транспортных путей возможен в приграничных сибирских регионах из-за субсидирования сухопутных перевозок китайскими властями. В то же время развитие транспортной трансграничной инфраструктуры, связывающей смежные внутриконтинентальные регионы, способствует интенсификации торгово-экономических связей между ними. Так, в Канаде получили развитие связи по линии провинция-штат, а в перспективе такой внутриконтинентальный пояс торгово-экономической активности может возникнуть и в рамках северного хода ЭПШП.

Ключевые слова: Канада, Россия, трансконтинентальные мосты, континентальность, транспортные издержки

JEL-классификация: F15, F10, N72

Источники:

Безруков Л.А. Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном развитии. / Новосибирск: Академическое изд-во «Гео»., 2008. – 369 с.
Трейвиш А.И. «Сжатие» пространства: трактовки и модели. / Сжатие социально-экономического пространства: новое в теории регионального развития и практика его государственного регулирования. / Под ред. С.С. Артоболевского и Л.М. Синцерова. - М.: Эслан, 2010. – 49-59 с.
3. Степанов И. Братство дорожного кольца // Эксперт Сибирь. – 2018. – № 22-23 (514). – url: http://expert.ru/siberia/2018/22/bratstvo-dorozhnogo-koltsa/ .
4. Благирева Е.Н. Новый шелковый путь. Повышение конкурентоспособности российских регионов // Вестник Академии. – 2015. – № 4. – С. 196-200.
5. Безруков Л.А. Транссиб и Шелковый путь: глобальная инфраструктура и региональное развитие // Эко. – 2016. – № 7. – С. 21-36.
6. Пономарева Н. Н. Транссиб как ведущий евро-азиатский международный транспортный коридор на территории России // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 4. – С. 57-65.
Дергачев В. Китайская стратегическая инициатива «Один пояс — один путь». Институт геополитики профессора Дергачева. [Электронный ресурс]. URL: http://dergachev.ru/geop_events/220517-01.html#.W2GXrS1ePVo ( дата обращения: 15.11.2018 ).
8. Баженова Е.С. Социально-экономическое развитие Синьцзяна — форпоста западных районов КНР // Общество и государство в Китае. – 2017. – № 22. – С. 457-470.
9. Фролова И. Ю. Экономическая политика КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в контексте интересов стран Центральной Азии // Проблемы национальной стратегии. – 2014. – № 4. – С. 65-85.
Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. - СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. – 74 с.
11. Ломакина А.И. Производственный и экспортный потенциал ресурсных отраслей Канады во внутриконтинентальных условиях // География и природные ресурсы. – 2015. – № 4. – С. 171–177.
12. Ломакина А.И. Социально-экономические аспекты приморского положения канадской провинции Квебек // Известия Академии наук. Серия географическая. – 2013. – № 3. – С. 14-25.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:29:44