Экономические реформы кабинета министров Лиз Трасс и их влияние на экономику Великобритании
Кудряшов А.А.1, Королев А.А.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628443
Аннотация:
В работе представлен фундаментальный анализ экономико-политических преобразований, произошедших в Великобритании в результате разрыва экономических и дипломатических связей с Российской Федерацией. Представленный анализ основан на данных финансовых показателей экономической системы страны. Инициированные премьер-министром Лиз Трасс реформы были ответом на обострение мировой геополитической обстановки, вызванной \\\\\\\"Украинским кризисом\\\\\\\", который стал драйвером для ухудшения уже имеющихся экономических проблем. В результате проведеного анализа были выявлены последствия реформ. К ним относится \\\\\\\"шок\\\\\\\" на фондовых рынках Соединенного Королевства и нестабильность в экономике страны, повлекшее снижение популярности правящей партии и отставку Лиз Трасс.
Ключевые слова: торговая война, ВВП, ВНП, экономическая реформа, инфляция, инвестиции, государственные расходы, долг центрального правительства
JEL-классификация: F02, F13, F21, F51, F62
Введение
В 21 веке сложно не заметить высокую степень аффилированности между внутренней и внешней экономикой страны и её политикой. Государство, обладающее стабильной внутренней экономикой и развитыми торговыми связями с другими странами, имеет больший «вес» на мировой арене, чем государство со слабой внутренней экономикой и неразвитыми торговыми связями, в которых из-за слабой внутренней экономики чаще всего можно наблюдать торговый дефицит. Значимость для государства своего «неформального» статуса на мировой геополитической арене связана с возможностями начать экономическое давление на страну, имеющую дифференцированные политико-экономические взгляды с ней. Экономическое давление представляет из себя манипуляции с количеством экспортируемых и импортируемых товаров между государствами посредством введения санкций и изменения уровня пошлин на экспортируемые/импортируемые товары, оказывая этими действиями влияние на товарооборот между предполагаемыми экономическими оппонентами. Уровень же «неформального» статуса страны на мировом геополитическом уровне определяется прежде всего экономическими возможностями и связями страны. Данные аспекты позволяют стране, принявшей решение осуществить экономическое давление на другую страну, заручиться поддержкой других стран, имеющих с ней тесные экономические связи. В результате на страну оказывает влияние не одна страна «экономический агрессор», а несколько стран, что при отсутствии стран-союзников ставит предполагаемое государство в непростое положение. В таких случаях у страны есть два пути решения данной проблемы – продолжить экономическое противостояние (примерами могут являться Северная Корея и Иран) или выполнить условия государств, оказывающих на неё экономическое давление. Ярким примером этого является торговая война США с Канадой в 1982 году. Данное торговое противостояние было вызвано демпинговыми ценами на экспортируемую из Канады древесину, что позволило ей начать частичную экспансию внутренних рынков США. Соединённые Штаты Америки потребовали от правительства Канады повысить пошлины на экспортируемую древесину для снижения торгового дефицита. Правительство Канады выполнило «политический ультиматум», добровольно введя пошлины на экспорт из своей страны древесины в размере 15% для ослабления экономической экспансии рынков США. [1] [2]
Как можно видеть из выше сказанного, экономика является важнейшем звеном в государстве, поскольку в состоянии оказывать колоссальное влияние на политику страны или даже нескольких стран. Именно поэтому все крупные страны мира делают всё возможное для усиления своей экономики. Одним из основных способов благотворно повлиять на развитие своей внутренней экономики является проведение грамотной экономической политики. Обычно в 21 веке экономические реформы оказывают незначительное влияние на экономику страны, проводившей их. Это обусловлено крайне осторожным подходом к изменению экономических принципов в стране, что связано с опасениями спровоцировать дисбаланс в экономике, который может повлечь за собой экономическую рецессию. При неблагоприятном развитии событий это может перерасти в полноценный экономический кризис со всеми вытекающими последствиями (увеличение уровня стагфляции, снижением реальных показателей ВВП и ВНП и т.п.). [3] [4]
Несмотря на выше перечисленные факторы, обладающие высокой степенью аутентичности, некоторые государства идут на риск (иногда открыто бравируя) и проводят радикальные экономические реформы в своих странах с целью кардинальной акселерации аугментации экономических возможностей своей страны посредством искусственного роста реальных показателей ВВП и ВНП, снижения уровня аддикции от экономик других стран и т.д. Однако, отказ от тривиальных способов развития экономики, подразумевающий уход от радикальной акселерации экономических возможностей страны и полномасштабной аброгации существующих экономических устоев в стране, способен оказать крайне негативное влияние на экономику государства, проводящего экономическую реформу, основанную на данном экономическом преобразовании [5] [6]. Одним из самых ярчайших примеров подобных экономических преобразований в 2022 году является экономическая реформа, проведённая в Великобритании по инициативе главы её казначейства Кваси Квартенга при патернализме премьер-министра страны Лиз Трасс. Данная экономическая реформа получила название «Мини-бюджет» или, как выразилась про него Лиз Трасс, «стратегия роста», о котором было объявлено 23 сентября 2022 года.
Актуальность выбора данной проблематики обусловлена разрывом в 2022 году экономико-политических связей России и стран, входящих в ЕС и блок «НАТО». В связи с этим проведение фундаментального анализа экономик стран-представителей данных политических союзов позволит раскрыть влияние эскалации мировой геополитической обстановки в 2022-2023 годах на экономику «недружественных стран».
Стоит отметить, что драйвером для начала, упомянутых ранее экономико-политических преобразований считается катастрофическая аугментация эскалации мировой геополитической обстановки в 2022 году, вызванная «Украинским кризисом» [7] [8] [9]. Проблема геополитического кризиса, связанного с Украиной, была обусловлена конфронтацией интересов стран, входящих в Североатлантический Альянс и Европейский Союз с интересами Российской Федерации. Эскалация конфликта произошла в 2022 году в связи с отказом стран, входящих в блок «НАТО», от «расширения на восток» [10] своей военной инфраструктуры, что спровоцировало фактически разрыв дипломатических и экономических отношений Российской Федерации с представленными странами. Соединённые Штаты Америки партикулярно на инвариантной основе занимают доминирующее положение в Североатлантическом Альянсе. Великобритания, как один из самых верных союзников США, и другие страны, входящие в организацию Североатлантического договора, приняли решение о разрыве экономико-политических отношений с Россией [11] [12]. Примером последствий такого решения стала аугментация волатильности цен на газ в Соединенном Королевстве и в ЕС. Например, в сентябре цены на газ в Европе превышали 3000 долларов за тысячу кубических метров. Для сравнения, в сентябре предыдущего года цена варьировалась на отметке 600 долларов за тысячу кубических метров газа. Как следствие, начало сырьевого кризиса в Великобритании и ЕС, спровоцированного разрывом правительством Великобритании и другими лидерами Евросоюза торговых связей с Россией, стало катастрофическое увеличение темпов инфляции в 2022 году, достигшей рекорда в Соединенном Королевстве. Инфляция (ИПЦ) на 14 сентября 2022 года составила 9,9% против 3,2% в 2021 году. Катастрофическая аугментация темпов инфляции в стране свидетельствовала о достаточно негативном состоянии всей экономики Соединённого Королевства. Для решения данных экономико-политических проблем Лиз Трасс приняла решение о проведении в стране кардинальной экономической и политической реформы.
Данная экономическая реформа вызвала не однозначную реакцию со стороны заинтересованных лиц. В частности, президент США Джон Байден так выразился про данную стратегию в приложении «Twitter» 20 сентября, уже зная об основных принципах данной экономической реформы, «I am sick and tired of trickle-down economics. It has never worked. We are building an economy from the bottom up and middle out. » (перевод: Я устал от просачивающейся экономики. Это никогда не работало. Мы строим экономику снизу-вверх и посередине.). Однако правительство Великобритании не придало значения этим словам. Но американский лидер и другие критики данной экономической реформы оказались правы, и данная экономически стратегия стала «провальной», чему свидетельствует отказ Великобритании от продолжения внедрения стратегии. Так, 17 октября 2022 года новый казначей Джереми Хант (занявший 14 октября место Квази Квартенга) объявил об отмене раннее объявленных экономических планов Лиз Трасс.
Здесь возникает ряд вопросов: с какой целью вводилась данная экономическая реформа, какое влияние она должна была оказать на экономику Великобритании и какое оказала? Для исключения апокрифичности в суждениях и нахождения аутентичных ответов на поставленные вопросы необходимо выполнить следующий перечень задач:
1. провести анализ основных принципов, на которых базировалась данная экономическая стратегия.
2. Рассмотреть причины данной реформы.
3. Проанализировать результаты экономико-политических преобразований Лиз Трасс для экономики Великобритании.
Научная новизна данного исследования заключается в анализе страны-представителя государств, вводящих экономические и политические рестрикции в отношении Российской Федерации и попытки руководства представленной страны минимизировать вред от поддерживаемых ими санкций.
Квинтэссенция экономико-политических преобразований кабинета министров Лиз Трасс
Как было сказано раннее, данная стратегия была официально представлена министерством финансов Великобритании 23 сентября 2022 года, в частности, министром финансов Великобритании Квази Квартенгом в своём выступлении. Основными принципами данного экономического преобразование являются следующие аспекты:
Изменения экономической политики Великобритании в отношении базисной ставки подоходного налога и его максимальной ставки. Так, новая экономическая реформа предполагает снижение базовой ставки подоходного налога (с 20% до 19%) в апреле 2023 года, на один год раньше, чем это планировалось ранее. Это по заявлению «кабинета» Лиз Трасс, позволит тридцати одному миллиону граждан сэкономить 170 фунтов в год на одного человека. Что касается максимальной ставки подоходного налога, то здесь произошла отмена дополнительной ставки (45%) для лиц с доходами, превышающими 150 тысяч фунтов стерлингов. Подразумевается, что граждане, входящие в данную категорию, должны платить единую повышенную ставку – 40%.
Изменение корпоративного налога. Новое правительство Великобритании приняло решение об отмене запланированного ранее повышения корпоративного налога с 19 до 25%. По мнению Квази Квартенга это позволит сохранить ставку налога на самом минимальном уровне по сравнению со странами G20 и мотивирует компании осуществлять «реинвестирование», создавая новые рабочие места, осуществлять инновационную деятельность и повышать уровень зарплат и дивидендов компаний.
Влияние реформы на пособия в Великобритании. Новая экономическая реформа предполагает решение дефицита рабочей силы в стране. Предполагается сокращение пособий числу граждан, работающих меньше 15 часов в неделю, если они не прикладывают усилия для увеличения своего дохода. Данная часть реформы должна была затронуть примерно 120 тысяч граждан страны.
Влияние реформы на счета за электричество. Новая экономическая реформа подразумевала «заморозку счетов» за электричество, когда счёт за электроэнергию не должает превышать 2500 фунтов стерлингов с 1 октября 2022 года. По заявлению правительства Великобритании, это должно было повлиять на снижение темпов инфляции в стране на пять процентных пунктов.
Влияние экономической реформы на «банковские бонусы». Реформа предполагает отмену правил, регламентирующих размер финансовых бонусов, которые получают представители банковской сферы.
Влияние экономической реформы Лиз Трасс на Гербовый сбор. Предполагается увеличение стоимости недвижимости, не подвергающейся гербовым сбором. Так, стоимость приобретаемой недвижимости, не облагающейся данным налогом, выросла со 125 тысяч до 250 тысяч фунтов стерлингов. Стоимость недвижимости же, приобретаемой в первый раз, которая не облагается налоговым сбором, повысилась с 300 тысяч до 425 тысяч фунтов стерлингов.
Влияние экономической реформы на IR35. Согласно реформе, предполагается отмена изменений правил работы вне штата с 6 апреля 2023 года. Система IR35 предназначена для исключения прецедентов, предполагающих своеобразную «маскировку» подрядчика, работающего в штате, выдавая себя за контрактного работника с целью уменьшения налоговых обязательств. Так, если раньше компании были обязаны осуществлять контроль за всеми своими сотрудниками, то согласно новой экономической реформе подразумевается снятие данной обязанности с компании и возложение её на самих сотрудников вместе с уплатой налогов со всеми вытекающими последствиями.
Как можно видеть, правительство Лиз Трасс и Квази Квартенга планировали провести масштабное снижение налогов, сделав акцент в своих реформах на повышение доходов населения страны. Они планировали мобилизовать человеческий ресурс посредством сокращения выплат, вынудив их начать работать в компаниях (которым они так же сократили налоги).
Причины эконмических и политических преобразований кабинета министров Лиз Трасс
Данные меры были вызваны введением Великобританией пакетов санкций по отношению к Российской Федерации, повлекшее резкий рост инфляции. Так, резкий рост инфляции в Великобритании в 2022 году, составил 7,9 %. (для сравнения в 2021 года инфляции в стране составляла 2,5%, а в 2020 году 1%) (см. рис.1.).
Рисунок 1. Инфляция, потребительские цены (в % за год), изменение динамики прямых иностранных инвестиций в экономику, чистый приток (% от ВВП), государственные расходы на конечное потребление (% от ВВП) и ВВП, ППС (постоянный 2017 международный доллар (трлн.)) – Великобритания
Figure 1. Inflation, consumer prices (%YoY), changes in the dynamics of foreign direct investment in the economy, net inflows (% of GDP), government expenditures on final consumption (% of GDP) and GDP, PPPs (constant 2017 international dollar (trillion)) - UK
Источник: составлено авторами на основе [13] [14] [15] [16]
Также новые экономические реформы должны были благотворно повлиять на национальные компании Великобритании, у которых в условиях кризиса, вызванного введением санкций в отношении Российской Федерации, могло начаться снижение чистой прибыли и снижение их уровня инвестиционной привлекательности.
Основными же целями данной политики, как полагают аналитики, было решение следующих экономических проблем.
Проблема нестабильности ВВП. Официально появление данной экономической проблемы связывают с финансовым кризисом 2007-2009 годов. После упомянутого финансового кризиса увеличение производительности в Великобритании (и как следствие экономический рост) оказалось достаточно низким. Так же произошло увеличение волатильности ВВП страны (см. рис.1.).
Как можно видеть ВВП Великобритании стабильно увеличивался до 2007 года, однако после начавшегося в 2007 «ипотечного кризиса» увеличивал свою волатильность и на протяжении последующих лет, показывая неоднозначные результаты. Данный фактор фактически держит экономику Великобритании в «подвешенном состоянии», поскольку он является свидетельством её стагнации, которая в любой момент может перерасти в рецессию.
Стоит отметить, что волатильность ВВП Великобритании заметили и международные инвестиционные структуры. Как можно видеть (см. рис.1.), чистые инвестиции в экономику Великобритании резко начали сокращаться (после кризиса 2008-2009 год). Данный факт напрямую связан с усилением волатильности ВВП Великобритании, вызванной началом введения санкций против Российской Федерации с 2014 года.
Также отдельного внимания заслуживает высокая степень аффилированности между прямыми инвестициями в страну (см. рис. 1.), и государственным долгом Великобритании (см. рис. 2) и расходами правительства Великобритании (см. рис. 1.).
Рисунок 2. Долг центрального правительства Великобритании (% от ВВП)
Figure 2. UK Central Government Debt (% of GDP)
Источник: составлено авторами на основе [17]
Так, например, в 2011 и 2012 годах наблюдался резкий спад прямых иностранных инвестиций в экономику Великобритании. Это вынудило правительство Великобритании сохранить общие государственные расходы на конечное потребление на уровне кризиса 2007-2008 годов и последующий посткризисный период (2009-2010 года). Это в совокупности с неоправившейся экономикой после экономического шока 2008 года привело к резкой акселерации аугментации долга центрального правительства Великобритании в 2011 и 2012 годах. Данные действия негативно сказались на росте показателей ВВП Великобритании.
Стоит отметить, что снижение прямых инвестиций в экономку Великобритании во временной период с 2018 по 2021 года, так же оказало негативное влияние на долг центрального правительства Великобритании, спровоцировав сильнейшую регрессию показателей ВВП в 2020 году. Однако, правительству Великобритании удалось стабилизировать ситуацию, закончив данный экономический цикл в 2021 году ростом ВВП, но долг центрального правительства Великобритании остался на прежнем уровне, что создало реальную угрозу начала нового, более разрушительного для экономики Великобритании, экономического цикла. Драйверами для такого цикла вполне могли стать санкции, вводимые страной в отношении Российской Федерации с 22 февраля 2022 года (упомянутые экономико-политические ограничения уже оказали на экономику Соединенного Королевства негативное воздействие, катастрофически увеличив инфляцию в стране в 2022 году).
Из этого можно сделать вывод, что при условии новых «пакетов санкций», которые Великобритания вводит в отношении Российской Федерации с февраля 2022 года, экономике Великобритании предстоит столкнуться с рядом факторов, оказывающих негативное воздействие на её экономику. Данный фактор можно считать основополагающим для принятия решения Лиз Трасс начать экономическую реформу.
Здесь стоит отметить, что при однозначной негативной позиции Лиз Трасс, касающейся отмены экономических ограничений, введённых в отношении Российской Федерации, над экономикой Великобритании нависла угроза экономической катастрофы, сопоставимой по масштабам с финансовыми кризисами 2007-2008 годов. Для решения данной проблемы новый премьер министр Великобритании и начал свою политику с целью проведения мобилизации экономических ресурсов страны. Это обосновывает ортодоксальность поведения кабинета Лиз Трасс. Даная экономико-политическая реформа должна была сократить расходы государства на трансфертные платежи, уменьшить объёмы теневой экономики страны за счёт отмены изменения правил работы вне штата и повысить экономические возможности национальных предприятий за счёт снижения «налогового гнёта» на них и их мажоритарных акционеров и привлечение новых инвестиций в экономику страны. Так, данная реформа должна была усилить экономику Великобритании и не допустить акселерации рецессии.
Результаты экономико-политических реформ Лиз Трасс для экономики Великобритании
Аугментация расходов национального банка Англии. Новая экономическая политика, представленная Квази Квартенгом общественности, спровоцировала повышение приемлемой доходности по госбумагам Великобритании. Повышение требований по доходности государственных бумаг вызвало опасение многих инвесторов, что существенное сокращение налоговых поступлений и дотации расходов домохозяйств на энергетику приведут к увеличению объема заимствований. Представленный фактор спровоцировал усиление давления на страховые компании и пенсионные фонды. Для стабилизации ситуации банк Англии был вынужден запустить программу по их покупке на сумму, составляющую 65 миллиардов фунтов стерлингов. Данные действия смогли относительно стабилизировать ситуацию.
После объявления Квази Квартенгом квинтэссенции новой экономической политики требуемая доходность по госбумагам выросла с 3,5 до 4,3%, но после вмешательства банка Англии снизилась до 4,05%. Однако, на фоне представленного падения, цены на продукты увеличились на 10,6%, поставив печальный рекорд по сравнению с прошлым месяцем (тогда ценны увеличились на 9,3%).
Падение курса национальной валюты Великобритании. Фондовые рынки отреагировали на реформу Лиз Трасс достаточно однозначно. Если фунт стерлингов на середину сентября 2022 года стоил 1,16 долларов, то на конец месяца его рыночная стоимость составила 1,03 доллара. Ранее такой курс можно было наблюдать лишь накануне девальвации доллара 1 марта 1985, тогда курс фунта стерлингов составил 1,08 долларов.
Снижение популярности правящей партии. Перечисленные ранее пункты оказали бесспорно негативное влияние на популярность правительства Великобритании. Рейтинг Лиз Трасс начал снижаться с катастрофической скоростью, третьего октября он упал ниже показателей экс-премьера Великобритании Бориса Джонсона перед отставкой. На октябрь 2022 года три четверти граждан Великобритании (из них семьдесят один процент активно поддерживающих Лиз Трасс на выборах), считают, что действующее правительство потеряло контроль над экономикой страны. В целом, восемьдесят процентов населения уверенны, что Лиз Трасс не сможет справиться с кризисом Великобритании.
Заключение
В заключение можно сказать, что данная экономико-политическая реформа, оказала негативное влияние на экономику Великобритании в связи с крайне непродуманными её возможными последствиями на экономику страны. Она была построена больше на политических амбициях на тот момент действующего правительства Великобритании, вызванных желанием быстро решить экономические проблемы, появившиеся из-за контроверзы на геополитическом уровне. В результате правительство Великобритании пошло на реализацию плана, фактически являющегося «экономической авантюрой». Главная суть рассматриваемой политики заключалась в мобилизации всех экономических ресурсов страны с целью стабилизации экономики, оказавшейся под ударами из-за поддержки правительством Великобритании вводимых рядом западных стран «пакетов санкций» в отношении Российской Федерации. Также реформа была направленна на снижение налоговых сборов, в надежде на привлечение новых инвестиций в страну, которые должны были восполнить закономерно снизившиеся доходы бюджета государства, вызванные наложением правительством Великобритании экономических ограничений на Российскую Федерацию. Однако, данная экономико-политическая реформа Лиз Трасс нанесла слишком катастрофический удар по экономике Великобритании уже в краткосрочном периоде, чем вызвала начало сильного её дисбаланса и снижение лояльности населения к действующему правительству. Заслуживает внимания тот факт, что рассматриваемые экономико-политические преобразования, утвержденные кабинетом министров Лиз Трасс, в долгосрочной перспективе могли бы оказать положительное влияние на экономику страны, однако Лиз Трасс допустила ряд ошибок, представленных далее:
– Кардинальные перемены в краткосрочный срок. Действующее правительство Соединённого Королевства начало серьёзные преобразования в экономике страны в краткосрочном промежутке времени, что спровоцировало нестабильность, которая была вызвана серьёзной аброгацией многих аспектов действующего законодательства.
– Слабая координация между финансовыми институтами Великобритании и её правительством. Начав полномасштабные экономические преобразования, правительство Великобритании фактически не скоординировало действия с финансовыми институтами своей страны, осуществляющими регулирующею функцию в финансовой сфере, что привело к несогласованным действиям во временной период проведения экономических реформ. Данный фактор стал причиной катастрофического падения национальной валюты, увеличения волатильности на фондовых рынках страны и всех вытекающих из этого последствий.
– Политический фактор. Лиз Трасс, начиная запланированные реформы, не предала серьёзного значения реакции населения страны. Но квинтэссенция данных реформ показалась подавляющему количеству граждан страны неприемлемой, поскольку правящая партия планировала пойти на уступки крупным компаниям и ужесточить законодательную сферу, касающуюся среднего и низшего класса населения (в связи с этим Лиз Трасс, партикулярно получила прозвище «Робин гуд наоборот»).
В случае, если правительство Соединённого Королевства акцентировало бы внимание на данных факторах, то экономические реформы кабинета министров Лиз Трасс могли бы оказать благотворное влияние на экономику станы.
Стоит отметить, что финансовую структуру Великобритании спас лишь достаточно быстрый отказ от проводимых экономических реформ, что позволило экономике государства относительно безболезненно стабилизировать начавшуюся рецессию в стране. Однако, по оценке аналитиков, данная экономико-политическая реформа нанесла экономике Великобритании ущерб, составляющий 70 миллиардов долларов, при этом усугубив экономические проблемы, которые пыталась решить Лиз Трасс.
Как можно видеть из исследования, несмотря на заявления ряда западных и прозападных лидеров, касающихся «разрушительного действия» санкций на Российскую экономику, финансовые системы стран Североатлантического Альянса и ЕС также оказались под серьёзным ударом. Примером могут служить изменения динамики финансовых показателей Великобритании, являющейся одной из самых значимых стран Североатлантического договора.
Источники:
2. Экономическая теория. Макроэкономика 1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций. / Г. П. Журавлева, Д. Г. Александров, В. В. Громыко [и др.]. 3-е издание. - Москва : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2011. – 920 c.
3. 1, 2 Мегаэкономика. Экономика трансформаций. / Г. П. Журавлева, Д. Г. Александров, В. В. Громыко [и др.]. 3-е издание. - Москва : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2011. – 920 c.
4. Элдер Александр Как играть и выигрывать на бирже. - Москва: Альпина Паблишер, 2021. – 472 c.
5. Швагер Джек Д. Технический анализ. Полный курс. Инвестиции. Бизнес литература. - Москва: Альпина Паблишер, 2022. – 808 c.
6. Алексеев А. В. Основные приоритеты государственной экономической политики при создании новой экономики // Журнал институциональных исследований. – 2010. – № 1. – c. 67-83.
7. Shikher N. D. Geopolitical rivalry between Russia and NATO in the context of the crisis in Russian-Ukrainian relations // Modern Science and Innovations. – 2022. – № 1(37). – p. 179-188. – doi: 10.37493/2307-910X.2022.1.19.
8. Евстафьев Д. Кризис вокруг Украины как фокусная точка глобальных трансформаций // Свободная мысль. – 2022. – № 5(1695). – c. 45-60.
9. Шабловский, В. С. Отношения России и НАТО в контексте кризиса на Украине // Постсоветские исследования. – 2019. – № 2. – c. 1032-1041.
10. Теплухин В. В. Расширение НАТО на восток после 1991 года // Filo Ariadne. – 2018. – № 2. – c. 66-80.
11. Стефанова Н. А., Королев А. А. Проблема вмешательства иностранного капитала в Российскую экономику // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 1. – c. 74-79. – doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.
12. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Санкции и контрмеры в российской экономике (региональный аспект) // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2022. – № 4. – c. 7-27. – doi: 10.24412/2071-6435-2022-4-7-27.
13. Инфляция, потребительские цены (в% за год) - Великобритания. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG?locations=GB (дата обращения: 24.06.2023).
14. Прямые иностранные инвестиции, чистый приток (% ВВП) - Великобритания. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.KLT.DINV.WD.GD.ZS?locations=GB (дата обращения: 24.05.2023).
15. Расходы на конечное потребление общего правительства (% ВВП) - Великобритания. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NE.CON.GOVT.ZS?locations=GB (дата обращения: 24.05.2023).
16. Рост ВВП (в % за год) - Великобритания. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=GB (дата обращения: 24.05.2023).
17. Долг центрального правительства, всего (% ВВП) - Великобритания. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/GC.DOD.TOTL.GD.ZS?locations=GB (дата обращения: 24.05.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:17