Научно-техническая модернизация экономики стран Тропической Африки на основе привлечения прямых иностранных инвестиций

Сапунцов А.Л.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе рассмотрены проблемы повышения уровня научно-технического развития стран Тропической Африки, в том числе привлечения новых технологий в сферу материального производства. Более того, важной проблемой выступает поступление в страны Африки к Югу от Сахары технологий управления предприятиями промышленности и сферы услуг – в первую очередь таких как новые методы менеджмента и передовые компьютерные системы, способные обеспечить ускоренную цифровизацию экономики субрегиона. В работе сделан вывод о значимости поступления прямых иностранных инвестиций в страны Тропической Африки, что заключается не столько в способности зарубежных партнеров поставить передовые машины и оборудования, сколько в обеспечении преференциальных условий для встраивания рассматриваемых стран в глобальные цепочки создания стоимости, организации трансфертной торговли в рамках многонациональных предприятий и качественного изменения структуры африканского экспорта за счет повышения в нем доли инновационной, наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Ключевые слова: многонациональные предприятия (МНП), модернизация экономики, научно-технический прогресс, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), страны Африки, экспорт товаров

JEL-классификация: P33, E22, F21



Введение

Долгосрочные стратегии экономического развития стран Африки ещё в самом начале XXI века поставили на повестку дня задачи необходимой более активной и полной мобилизации как имеющихся внутренних, так и внешних валютных ресурсов, и их более эффективного сочетания в целях обеспечения «национального и многонационального роста и развития» стран Африканского континента. Под многонациональным развитием в данном контексте понималось оттягивание наименее развитых стран к уровню стран среднего уровня развития, а стран среднего уровня – в свою очередь к показателям экономического роста наиболее развитых стран региона – по сути важных драйверов устойчивого развития на Африканском континенте как в целом, так и в странах Африки южнее Сахары (АЮС) в частности.

Курс иностранных инвесторов – в первую очередь вкладывающих прямые иностранные инвестиции (ПИИ), в особенности международных промышленных и финансовых компаний – многонациональных предприятий (МНП), на обеспечение научно-технического обновления стран Африки, в частности прогрессивную модернизацию реального сектора их экономики и целенаправленную техническую и финансовую поддержку, а нередко определенное стимулирование развития национального частного предпринимательства в принимающих странах реализуется за счёт увеличения объемов иностранных прямых промышленных, а также портфельных инвестиций в местные африканские, а также в смешанные по капиталу предприятия и компании (на базе соглашений о разделе произведенной продукции).

Ведущий научный сотрудник Центра изучения проблем переходной экономики Института Африки РАН, доктор экономических наук, профессор Владимир Викторович Павлов ушел из жизни в марте 2023 г. Он характеризуется коллегами как талантливый ученый, крупный эксперт по проблематике инвестиционного регулирования в странах Африки, автор множества креативных концепций и научных идей. В его трудах разрабатывалась проблематика поступления ПИИ в страны Африки, в том числе указанные вопросы исследовались им в посвященной инвестиционным кодексам монографии [7] (Pavlov, 2017), а также в соавторстве с А.Л. Сапунцовым более подробно в отраслевом и региональном представлении в работах [8–13] (Pavlov, Sapuntsov, 2018; Pavlov, Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, Pavlov, 2019; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, Pavlov, 2021; Pavlov, Sapuntsov, 2022). В продолжение совместного научного творчества с В.В. Павловым, представленная статья написана с использованием его неопубликованных при жизни рукописей.

Приток ПИИ в страны АЮС

По прошествии истекших двадцати лет стало, по нашему мнению, во многом очевидным, что сложившаяся ныне в африканских странах реальная ситуация требует прежде всего усиления регулярного притока иностранных инвестиций и размещения иностранного капитала (как в производственной частнопредпринимательской – ПИИ, так и в его ссудной формах) в реальный сектор экономики принимающих стран. Более того, как представляются, страны континента исчерпали свои возможные ресурсы для обеспечения обновления и прогрессивной модернизации своей научно-технической базы и финансирования текущих производственных процессов и, видимо, в ближайшей перспективе будут не в состоянии за счет собственных регулярных доходов бюджета центрального правительства и каких-либо других внутренних источников накопления (включая доходы от государственных предприятий, собственности и имущества в случае их масштабной приватизации) обеспечить прогрессивную структурную трансформацию экономики и осуществлять финансирование процессов её жизненно необходимого научно-технического обновления в условиях Четвертой промышленной революции [6] (Morozenskaya, 2018).

Главное, на наш взгляд, однако, в другом. В рамках нынешней экономической стратегии государств с высоким уровнем подушевого валового национального дохода и международных промышленных монополий в Африке по сути на повестку дня ставится как никогда ранее немаловажная практическая цель, которая раскрывается в достижении следующих задач:

1. За счёт притока в регион иностранных частнопредпринимательских производственных инвестиций (в том числе на базе заключения и регулярной пролонгации долгосрочных концессионных инвестиционных соглашений и договоров о создании совместных предприятий на базе раздела произведенной ими продукции) ускорить постепенный отход от сохранения традиционных производственных отношений (производственной базы) в экономике в целом и стимулировать за счет внешних источников (внешнее проектное инвестиционное финансирование, передача новых научно-технических процессов, права на использование патентов, ноу-хау, применение современных технологий и др.) постепенный отход от сохранения в неизменном состоянии традиционных производственных отношений и связей в реальном секторе экономике, которые ныне способствуют не только простой консервации, но и дальнейшему ускоренному углублению хозяйственной отсталости, причем зачастую в её самых архаичных формах.

2. Преодоление крайней отсталости национальной производственной базы стран Африки, равно как отраслей её твердой инфраструктуры (особенно, как представляется, в сфере энергетического хозяйства и транспорта) выступает императивом для более продуктивного освоения природных богатств континента, включая промышленную разработку достоверных разведанных месторождений бокситов, железной руды, нефти (в том числе на морском шельфе Атлантического, так и ныне Индийского океанов), платины, золота, алмазов, других сырьевых товаров стратегического и военного назначения и другой продукции индустриальными государствами и международными монополиями.

3. Более активное (прямое) участие иностранных государств и международного частного производственного и финансового капиталов в структурной перестройке реального сектора экономики африканских стран и обновлении его научно-технической и прежде всего действующей технологической базы обеспечивает конкретным иностранным инвесторам (как международным частным компаниям, так и определенным государствам, в частности ныне Китаю, США, Франции) реальную возможность контролировать подобную перестройку, а, главное, жестко ориентировать её основные направления, в том числе направить использование конкретных технологий и технологических процессов, прежде всего в нужное и наиболее выгодное для них русло.

4. Прямое воздействие международного промышленного и финансового капиталов на процесс научно-технического обновления в Африке с технологической стороны и одновременно с позиций его текущего финансового обеспечения позволяет региональным промышленным компаниям и МНП, равно как и определенным индустриально развитым государствам сохранять и использовать в собственных стратегических интересах определенные рычаги влияния (особенно в долгосрочной перспективе) на векторы формирования производственных отношений в принимающих африканских странах, а, главное, по своему усмотрению определять и при необходимости в своих интересах корректировать возможные направления модернизации и дальнейшего развития там частного национального предпринимательства и менеджмента (в том числе в сфере IT-технологий и электронной торговли). Делается это во многом для того, чтобы заложить необходимые первичные основы для установления первичных прямых связей (финансовых, торговых, технологических, профессиональных, включая подготовку и переподготовку кадров) и их последующей глубокой диверсификации между национальным африканским частным предпринимательством с одной стороны и конкретным государством – инвестором, в частности МНП, многонациональными промышленными компаниями и иностранными предприятиями, частными промышленными предпринимателями данного конкретного иностранного государства, с другой.

Данный стратегический курс международного капитала в целом по своей сути отвечает задачам Четвертой промышленной революции в современном мире и одновременно способствует обеспечению долгосрочной социально-политической стабилизации в принимающих африканских странах в контексте достижения заявленных целей инклюзивного экономического роста, поскольку более активная модернизация экономики и ускорение процессов научно-технического обновления, особенно в Субсахарской Африке, сглаживает острейшие противоречия в экономике и социальной сфере принимающих иностранный капитал стран, связанные непосредственно с деятельностью в стране особенно МНП и международного промышленного и финансового капиталов, до некоторой степени если не маскирует, то безусловно делает менее острым и заметным реальное положение в стране региона иностранного частного капитала, во многих случаях усиливающего свою главенствующую роль в национальной экономике и внешнеэкономической деятельности принимающей африканской страны и укрепляющего свои реальные позиции в реальном секторе экономики и современном африканском обществе [3] (Drobot, 2024). Тем не менее крайняя узость частного национального африканского предпринимательства капиталистического типа, в частности регулярно оперирующего на местном финансовом рынке, прежде всего на местных фондовых биржах, автоматически ведет к тому, что даже незначительная по объему продажа части пакета акций действующих в стране иностранных предприятий и компаний местным африканским миноритарным акционерам и инвесторам обеспечивает в последующем формирование заметной по местным масштабам группы напрямую зависимых от иностранных предприятий и компаний – акционерных обществ местных частных предпринимателей, которые так или иначе становятся сторонниками иностранных компаний и в любом случае активно поддерживают их инвестиционную, производственную, торгово-сбытовую деятельность в стране, в том числе внешнеторговые трансакции.

ПИИ – ресурс для модернизации экономики стран АЮС

В процессах модернизации реального сектора экономики принимающих африканских стран международный промышленный и финансовый капитал также стал уделять все больше внимания профессиональной подготовке руководящего состава местных предприятий и компаний, особенно смешанных по капиталу, функционирующих на базе долгосрочных концессионных соглашений о разделе производственной продукции [4, 15] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021; Fituni, 2023). Расширяется деятельность иностранных инвесторов по оказанию непосредственно местным африканским предпринимателям, прежде всего средним и крупным по капиталу, различного рода консультационных услуг и услуг по повышению квалификации и переподготовке кадров с целью формирования на местах надежных для них профессиональных партнеров, особенно в совместных и смешанных по капиталу предприятиях и компаниях, учрежденных на базе долгосрочных концессионных соглашений о разделе произведенной продукции.

Расширение сфер регулярного взаимодействия международных промышленных монополий и МНП с африканским частным капиталом позволяет иностранному капиталу более активно использовать имеющиеся ресурсы, хозяйственный и финансовый потенциал местного частного предпринимательства, а, главное, в долгосрочном аспекте – обеспечить себе стабильность и в определенной мере неприкосновенность реализованных в принимающую страну производственных (промышленных) и финансовых инвестиций, в первую очередь гарантировать защиту своих капиталовложений от национализации либо возможной экспроприации в соответствии с законодательством (конституцией) принимающей африканской страны. Немаловажно, что ныне иностранный частный капитал, в первую очередь МНП, наряду с традиционным размещением своих капиталовложений в отрасли горнодобывающей промышленности стали намного более активно, чем когда-либо прежде инвестировать новые средства в местные обрабатывающие (перерабатывающие) производства и в обрабатывающую промышленность стран региона в целом, в том числе в целях её научно-технического обновления, и в конечном итоге так или иначе обеспечивая её прогрессивную модернизацию.

В Нигерии во владении иностранного частного капитала, в первую очередь МНП, уже находится до 60–70% совокупного акционерного капитала местных предприятий и акционерных компаний, действующих в отраслях обрабатывающей промышленности [17] (Meniago, Lartey, 2021). В Кении до 80–85% совокупной фактурной стоимости выпускаемой товарной (коммерческой) промышленной продукции ныне приходится непосредственно на предприятия и производства, либо принадлежащие, либо прежде всего подконтрольные (контролируемые) иностранным частным инвестиционным капиталом и международными компаниями. Иностранный частный капитал, в первую очередь МНП и международный промышленный и финансовый капитал, ныне по сути, если не взяли под свой полный контроль, то стали контролировать текущее производство, сбыт и конечную реализацию произведенной товарной продукции в крупном местном промышленном производстве; они по сути держат под контролем в своих руках до половины и более текущего объема выпуска указанного производства и объема его реализации на внешние рынки (прежде всего на внерегиональные, в экономически развитых странах ЕС и США) [20] (UNCTAD, 2020). В странах АЮС под контролем иностранных частных инвесторов и акционеров ныне находятся внешняя торговля, банковский сектор, местный финансовый рынок и другое.

Продолжающиеся структурные и качественные сдвиги в хозяйстве стран с высоким уровнем подушевого валового национального дохода, обусловленные в немалой степени Четвертой промышленной революцией и имевшие быть в ее время, в свою очередь только тогда, как никогда ранее привели к тому, что активно действующий в Африке иностранный частнопредпринимательский производственный капитал и прежде всего МНП стали с чисто экономической и финансовой точки зрения несравненно более заинтересованными в реальном научно-технологическом обновлении местных африканских технологических производств, их определенном хозяйственном экономическом «подтягивании» к новым стандартам местного производства и потребления; более того, они оказались непосредственно вовлеченными в данный процесс, связанный с внедрением новых технологий, передачей патентов, изобретений, ноу-хау и др., и одновременно путем определенной поддержки стали стимулировать процесс становления и укрепления местного частного национального африканского предпринимательства в определенных отраслях и секторах хозяйства принимающих стран в конкретные временные периоды.

Сформировавшаяся в первые постколониальные годы стратегия промышленно развитых стран в регионе, прежде всего бывших метрополий, но, видимо не только их, не на обеспечение безусловного сохранения, но на прямое целенаправленное усиление реальной экономической зависимости стран континента от ведущих капиталистических держав, в первую очередь от притока в их экономику иностранных частных инвестиций и технологий, будет уже в ближайшие годы реализовываться в условиях Четвертой промышленной революции уже не путем дальнейшей консервации крайне отсталой аграрно-сырьевой структуры их хозяйств (в том числе монокультурной) и сопутствующей ей глубокой (интегральной) экономической стагнации переходной экономики, как прежде [5] (Kalinichenko, Morozenskaya, 2024). На повестку дня, как представляется, поставлена задача перестройки и адаптации обеспечения определенного ускорения средних темпов роста экономики африканских стран секторской (отраслевой) структуры их экономики, в частности путем активизации научно-технологического обновления производственных процессов в реальном секторе экономики и конечном итоге осуществления определенной прогрессивной модернизации производительных сил и процессов местного промышленного производства.

Роль МНП в научно-техническом обновлении стран Африки

Содействие и финансовое обеспечение процессов научно-технического обновления и модернизации экономики стран Тропической Африки со стороны международного промышленного и финансового капитала, в первую очередь МНП, будет способствовать облегчению процесса инвестирования иностранного капитала на его основных этапах, в частности иностранного частнопредпринимательского производственного капитала, содействовать разрешению ряда различных насущных торговых и снабженческих проблем местных производителей. С политической точки зрения модернизация экономики и стимулирование более активного развития национального африканского частнокапиталистического промышленного предпринимательства со стороны иностранного частного капитала уменьшают изолированность и анклавный характер производственной и инвестиционной деятельности филиалов и отделений международных монополий в принимающих африканских странах, облегчают пути адаптации к реальной интеграции иностранных и смешанных по капиталу предприятий в хозяйство стран базирования. В контексте продолжающейся политической эволюции в странах континента подобная стратегия международного промышленного и финансового капитала в Африке, по нашим оценкам, в конечном итоге нацелена на создание экономических предпосылок к формированию адекватной политической базы для ускорения процессов становления в странах континента «зависимого капитализма» [2] (Drobot, 2021). Другими словами, чисто утилитарная ценность финансового и технологического содействия со стороны иностранного частного капитала и международных монополий ускорению процессов научно-технического обновления в странах Субсахарской Африке состоит, как представляется, в обеспечении дальнейшего укрепления позиций международных компаний и иностранного частнопредпринимательского капитала в принимающих странах.

В этой связи лишь отметим, что немаловажным элементом нынешней стратегии международного капитала в Африке стала подготовка за счет средств иностранных компаний и смешанных по капиталу предприятий квалифицированных африканских профессиональных кадров рабочих, служащих, управляющих, а также местных инвесторов, крупных и средних местных промышленников, предпринимателей и акционеров, а в ряде случаев – и высших государственных чиновников-управленцев. Подобная деятельность также непосредственно содействует, а в некоторых случаях существенно облегчает формирование в Тропической Африке заметного слоя национального частнокапиталистического предпринимательства, в том числе активного сегмента частных предпринимателей и квалифицированных инвесторов, обладающих достаточным собственным капиталом и ориентированных на сотрудничество с иностранными компаниями. Уже ныне во многих случаях высшая местная африканская бюрократическая буржуазия стала одним из основных, если не главным приобретателем значительной части обыкновенных акций и других долевых ценных бумаг действующих в принимающих странах иностранных компаний и предприятий, в частности головные конторы МНП, филиалы, отделения и другие дочерние предприятия которых размещены и осуществляют свою регулярную производственную, коммерческую и другую торгово-сбытовую деятельность непосредственно в странах региона.

Во многом закономерно, что местные африканские предприятия и компании, равно как и частные инвесторы стремятся в максимально возможном объеме использовать технологии, патенты, ноу-хау и экономический потенциал иностранного частнопредпринимательского производственного капитала и его инвестиционные возможности (в различных формах иностранного частного инвестирования в экономику принимающих стран), равно как и его управленческий, организационный и научно-технический опыт (в частности адаптированную к местным условиям технологическую практику) в целях обеспечения определенного ускорения процессов научно-технического обновления и модернизации реального сектора национальной экономики. В конечном итоге в рамках данной политики национального африканского частного предпринимательства активно стимулируется развитие стран региона, ориентированное на располагающие высоким уровнем подушевого валового национального дохода государства как Запада, так ныне, подчеркнём, Востока, которые в 2019–2022 гг. превратились в основных доноров и инвесторов в экономику значительного числа африканских стран, прежде всего наиболее развитых на континенте [14] (Fituni, 2022). В числе важнейших стран – иностранных доноров и инвесторов в экономику африканских стран ныне фигурируют Китай, Индия, Израиль, Франция и некоторые другие. Одновременно частный иностранный промышленный и финансовый капитал стремится воздействовать на основные направления и обеспечить стимулы для формирования национального африканского частного предпринимательства современного типа, в том числе для повышения его профессионального уровня, в частности совершенствования его управленческих функций.

Инновации в африканской стратегии модернизации экономики

Конечной приоритетной целью такой регуляторной политики становится поддержка развития национальной африканской экономики, в частности её научно-технического обновления и последующей модернизации на основе внесенного капитала и новых инвестиционных вложений МНП и смешанных по капиталу местных частных предприятий и компаний. Хотя при этом так или иначе неизбежно происходит повышение роли местных частных предпринимателей в развитии экономики, прежде всего её реального сектора, в принимающих африканских странах; однако на деле действенные рычаги контроля за процессом ее научно-технического обновления и прогрессивной модернизации, включая практическое внедрение современных технологий и технологических процессов в странах континента, будут, как представляется, сосредоточены в любом случае в руках иностранных частных предпринимателей, доноров и прежде всего частных иностранных промышленных инвесторов и в целом – иностранного частнопредпринимательского производственного капитала, уже ныне всецело контролирующего любые нововведения в производстве и управлении в первую очередь и внедрение инноваций в технологические процессы и технологии в странах Тропической Африки, и делающего упор на экзогенные факторы развития этой группы стран со всеми вытекающими отсюда последствиями в контексте достижения этими африканскими странами регионального экономического суверенитета, а, главное, реализации ими заявленных целей устойчивого долгосрочного экономического развития в ближайшие 5–10 лет. Указанные суждения подтверждаются статистическими данными [21] (UNCTAD, 2024).

Фактическое внедрение и использование любых современных технологий, равно как и обновление действующих технологических процессов остается в руках и в любом случае под прямым контролем МНП стран Запада и аффилированных с ними прочих многонациональных компаний, действующих в странах континента, в том числе подобного типа компаний и предприятий с миноритарным долевым участием местного африканского капитала (как государственного, так и частного). Закономерно, что в подобных условиях любое суверенное развитие частного национального африканского капитала неизбежно нарушается, если не становится объективно невозможным формирование основ независимого современного производства, а также свободный сбыт произведенной продукции, как на региональные, так и внерегиональные (экстраафриканские) рынки, которые приобретают явно зависимый характер. Немаловажно, что технологически обновленные и модернизированные предприятия и компании обычно в первую очередь становятся частью (участником) консолидированной производственной системы и интегрированной торгово-сбытовой международной сети МНП и форм приложения иностранного частнопредпринимательского производственного (промышленного), финансового и торгового капиталов.

Качественная трансформация африканского экспорта

В этой связи лишь в качестве иллюстрации отметим, что многие известные МНП по долгосрочным соглашениям с африканскими странами консолидируют на своих складах произведенную в этих странах готовую продукцию (как промышленную, так и сельскохозяйственную растениеводческую и животноводческую продукцию, включая выращенную в регионе аквакультуру) и затем самостоятельно уже от своего собственного имени и под своим брендом, по соответствующим более высоким рыночным ценам реализуют эту данную продукцию прежде всего на внерегиональные рынки, особенно в индустриально развитые страны – её регулярные импортеры (в частности, в ведущие страны ЕС). В перечне товарной номенклатуры подобного типа «африканской экспортной продукции» в 2000–2023 гг. фигурировали, как известно, сахар, алмазы, бокситы, сырая нефть, железная руда, арахис, какао-бобы, срезанные цветы, а также, отметим, выращенные в местных африканских водоемах «королевские креветки» и другие продукты аквакультуры [18, 19] (UNCTADStat, 2024; World Economic Outlook, 2024). В результате местные африканские предприниматели, в том числе ныне во многих случаях валютные резиденты – лица неафриканских национальностей (речь идет о выходцах из стран Азии, Европы, в том числе из России и некоторых республик бывшего СССР) становятся в финансовом и торгово-сбытовом отношении напрямую тесно связанными с МНП. Закономерно, что они становятся непосредственными проводниками влияния иностранного капитала в принимающих его странах, поддерживают укрепление его позиций как в производственной сфере (включая её научно-техническое обновление и модернизацию), так и в торгово-сбытовом бизнесе, особенно во внешней торговле, в первую очередь в экспорте товаров и услуг на внешние нерегиональные (экстраафриканские) рынки (ЕС, США, Канада, Австралия, а также, отметим Китай, Индия, Израиль, арабские государства Ближнего и Среднего Востока).

В рамках реализуемых африканскими странами своих обновленных экономических стратегий и осуществления мер текущей государственной экономической политики зачастую под лозунгами «дальнейшей африканизации» национальной экономики, в частности промышленности и энергетического хозяйства в контексте достижения заявленных «целей устойчивого экономического развития» в течение ближайших 5–10 лет, на деле проводится курс на сохранение, если не на целенаправленное укрепление реального контроля иностранного частного капитала над ведущими предприятиями и компаниями в отраслях горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, местном промышленном производстве (особенно в местных сборочных производствах и предприятиях), в первую очередь в предприятиях и компаниях, прошедших процесс научно-технического обновления либо подвергнувшихся существенной производственной модернизации. Немаловажно, что среди объектов безусловного реального прямого контроля иностранного частного капитала ныне стали фигурировать сельскохозяйственные предприятия и предприятия, функционирующие в сфере аквакультуры [16] (Aluko et al, 2021). Подобные специализированные непромышленные местные производства и предприятия в регионе стали представлять первостепенный интерес для частных иностранных инвесторов из Китая, Индии, Израиля, некоторых других азиатских стран и постепенно переходят под их безусловный полный контроль как в сферах организации производственных процессов, научно-технического обновления и дальнейшей модернизации производства (в том числе в секторе плантационного сельского хозяйства, в отраслях рыболовства и современной аквакультуры и др.), так и в системе сбыта произведенной продукции на внешние нерегиональные рынки по экспортным торговым контрактам с оплатой поставляемой продукции в иностранной твердой валюте.

Более того, реализуемые некоторыми африканскими странами стратегии долгосрочного экономического развития уже не провозглашают своей приоритетной целью, как это было повсеместно в конце 1990-х годов, установление полного реального контроля национальных африканских местных частных предпринимателей над реальным сектором экономики при одновременной целенаправленной государственной поддержке (периоде всего фискально-налоговыми методами) инвестиционной и производственной деятельности национальных мелких и средних предприятий и компаний, стимулировании их производственной, инвестиционной и торгово-сбытовой деятельности, а также развития сферы услуг в приоритетных зонах ускоренного развития, включая инвестиционные коридоры развития, в том числе трансграничные.

Ныне страны региона, в частности значительное число стран Тропической Африки (в их числе Кот-д’Ивуар, Гана, Гвинея и др.) стремятся четко и во многих случаях, как можно быстрее по срокам разделить (дословно по их официальным документам и провести четкий «водораздел») сферы контроля за реальным сектором экономики (особенно местным промышленным производством, энергетическим хозяйством и отраслями горнодобывающей промышленности, включая добычу сырой нефти, бокситов, железной руды, золота, алмазов и др.) между оперирующими в них местными частными национальными компаниями и предприятиями (в том числе с долевым участием в их капитале либо африканского государства, либо иностранных частных акционеров и инвесторов) с одной стороны, и иностранными предприятиями и компаниями различных форм собственности, с другой стороны. В числе последних: филиалы и отделения МНП, предприятия, принадлежащие либо подконтрольные иностранным частным акционерам и инвесторам, среди которых фигурируют как валютные резиденты, так и валютные нерезиденты – выходцы из числа так называемых «новых для Африки партнеров и инвесторов» (Китай, Индия, Израиль, Малайзия, Таиланд и др.) [1] (Drobot, 2022). В этой связи лишь отметим, что в ходе прогрессивного научно-технического обновления и модернизации реального сектора национальной экономики африканские государства в свете реализации приоритетных задач своих долгосрочных государственных экономических стратегий (различного типа и функционального назначения) в целом так или иначе полностью отходят от методов осуществления экспроприации, национализации в стране иностранной собственности (в частности в отраслях твердой инфраструктуры, энергетического хозяйства, а также ныне в индустрии туризма и сфере услуг) либо установления полного государственного контроля над иностранными предприятиями и компаниями (в том числе не только над местными промышленными производствами, но и сельскохозяйственными предприятиями различной производственной специализации, например, как это было обеспечено в Сенегале).

Заключение

Реализуемая ныне несравненно более гибкая государственная регуляторная политика африканских стран в данной сфере во все более значительном числе случаев стала, очевидно, делать если не главный, то безусловно существенный акцент на дальнейшее привлечение в страну иностранных частных концессионных инвестиций, создание совместных предприятий на основе договоров (соглашений) о разделе произведенной продукции. В конечном итоге, как представляется, делается ставка на первоочередное создание в стране концессий (различной специализации и различных форм собственности соответственно). Подобного типа концессии в принимающих африканских странах в большинстве случаев не являются и в соответствии с действующими во многих из них инвестиционными кодексами (в частности в странах Западной и Центральной Африки) по закону уже не могут являться собственностью африканского государства либо полностью контролироваться им.

В ряде стран региона концессии, учрежденные (созданные) на основе иностранных частнопредпринимательских производственных концессионных инвестиций и договоров о создании совместных предприятий и компаний на базе соглашений о разделе произведенной продукции, ныне могут лишь временно (в пределах срока так называемого переходного транзитного периода для открытой концессии) управляться местными африканскими служащими и менеджерами. В целом в результате осуществления научно-технического обновления и модернизации реального сектора экономики принимающих стран зависимость экономики и её устойчивого развития от притока иностранного частного капитала усиливаются, при этом частный национальный капитал современного сектора, чтобы выстоять и сохранить свои позиции в конкурентной борьбе на местном и субрегиональном рынках вынужден вступать в долгосрочные союзы и новые соглашения с иностранными частными предпринимателями и инвесторами, которые в принимающих странах становятся «старшими» либо «управляющими, контролирующими» партнерами и соинвесторами по отношению к местным африканским частным предпринимателям и инвесторам, в том числе в первую очередь к наиболее крупным по объему собственного капитала и реализуемых ими новых производственных инвестиций.


Источники:

1. Дробот Е.В. Перспетивы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 1. – c. 65-88. – doi: 10.18334/asia.6.1.114447.
2. Дробот Е.В. Проблемы и перспективы реализации концепции корпоративной социальной ответственности в Африке // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 827-854. – doi: 10.18334/eo.11.4.112135.
3. Дробот Е.В. Проблемы мобилизации финансовых ресурсов для экономического развития стран Африки // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 123-158. – doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Распространение коронавируса в Африке: региональные паттерны и экономические последствия // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 13-38. – doi: 10.18334/eo.11.1.111816.
5. Калиниченко Л.Н., Морозенская Е.В. Роль сферы услуг в социально-экономическом развитии Африки // Азия и Африка сегодня. – 2024. – № 2. – c. 68-71. – doi: 10.31857/S032150750030061-9.
6. Морозенская Е.В. Государственное регулирование экономики в Африке. - М.: Институт Африки РАН, 2018. – 214 c.
7. Павлов В.В. Инвестиционные кодексы стран Африки: методология анализа и практическое применение. - М.: Институт Африки РАН, 2017. – 348 c.
8. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Многонациональные предприятия в инвестиционной стратегии Гвинеи // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2147-2168. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
9. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестиционного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 567-588. – doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
10. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Приоритетные направления долгосрочной инвестиционной политики российских предприятий в Африке // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2545-2556. – doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
11. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
12. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Диверсификация внешнеэкономических связей России со странами Африки в сфере контрактной внешней торговли и инвестиций // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 2079-2094. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
13. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 761-774. – doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
14. Фитуни Л.Л. Африканский фланг Большого Индо-Тихоокеанского Ареала: стратегическая значимость и сопутствующие вызовы // Азия и Африка сегодня. – 2022. – № 11. – c. 5-12. – doi: 10.31857/S032150750022930-5.
15. Фитуни Л.Л. Роль «африканских» саммитов лета 2023 г. в построении нового миропорядка // Ученые записки Института Африки РАН. – 2023. – № 3(64). – c. 5-13. – doi: 10.31132/2412-5717-2023-64-3-5-13.
16. Aluko O.A., Ibrahim M., Atagbuzia M.O. On the causal nexus between FDI and globalization: Evidence from Africa // Journal of International Trade and Economic Development. – 2021. – № 2. – p. 203-223. – doi: 10.1080/09638199.2020.1823460.
17. Meniago C., Lartey E.K.K. Does FDI Affect Productivity and Growth in Sub-Saharan Africa? // Journal of African Business. – 2021. – № 2. – p. 274-292. – doi: 10.1080/15228916.2020.1745011.
18. UNCTADStat. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 25.11.2024).
19. World Economic Outlook Database. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2024/October (дата обращения: 25.11.2024).
20. World Investment Report. International Production Beyond the Pandemic. - N.Y.; Geneva: UNCTAD, 2020. – 247 p.
21. World Investment Report. Investment facilitation and digital government. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/publication/world-investment-report-2024.

Страница обновлена: 17.12.2024 в 00:03:17