Scientific and technological modernization of the Tropical African countries thought the inflows of foreign direct investments
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80108958
Abstract:
The author studies problems of increasing the level of African countries’ scientific and technological development though higher inflows of foreign direct investment into local manufacturing. It is also important to remove the obstacles to the inflows of managerial technology into economy of African countries. It is promising for African countries to source new computer technology and use it for digitalization of economy. The author concludes it is important to promote the inflow of foreign direct investments into Tropical Africa, since it will not only result in shipments of modern industrial machinery and equipment, but also promote the integration of African countries in the global value chains established by the multinational enterprises. Thus, the quality of African exports will improve though increasing the share of innovative high-tech goods with high value added.
Keywords: multinational enterprise, modernization of economy, research and development, foreign direct investment, African country, export of goods
JEL-classification: P33, E22, F21
Введение
Долгосрочные стратегии экономического развития стран Африки ещё в самом начале XXI века поставили на повестку дня задачи необходимой более активной и полной мобилизации как имеющихся внутренних, так и внешних валютных ресурсов, и их более эффективного сочетания в целях обеспечения «национального и многонационального роста и развития» стран Африканского континента. Под многонациональным развитием в данном контексте понималось оттягивание наименее развитых стран к уровню стран среднего уровня развития, а стран среднего уровня – в свою очередь к показателям экономического роста наиболее развитых стран региона – по сути важных драйверов устойчивого развития на Африканском континенте как в целом, так и в странах Африки южнее Сахары (АЮС) в частности.
Курс иностранных инвесторов – в первую очередь вкладывающих прямые иностранные инвестиции (ПИИ), в особенности международных промышленных и финансовых компаний – многонациональных предприятий (МНП), на обеспечение научно-технического обновления стран Африки, в частности прогрессивную модернизацию реального сектора их экономики и целенаправленную техническую и финансовую поддержку, а нередко определенное стимулирование развития национального частного предпринимательства в принимающих странах реализуется за счёт увеличения объемов иностранных прямых промышленных, а также портфельных инвестиций в местные африканские, а также в смешанные по капиталу предприятия и компании (на базе соглашений о разделе произведенной продукции).
Ведущий научный сотрудник Центра изучения проблем переходной экономики Института Африки РАН, доктор экономических наук, профессор Владимир Викторович Павлов ушел из жизни в марте 2023 г. Он характеризуется коллегами как талантливый ученый, крупный эксперт по проблематике инвестиционного регулирования в странах Африки, автор множества креативных концепций и научных идей. В его трудах разрабатывалась проблематика поступления ПИИ в страны Африки, в том числе указанные вопросы исследовались им в посвященной инвестиционным кодексам монографии [7] (Pavlov, 2017), а также в соавторстве с А.Л. Сапунцовым более подробно в отраслевом и региональном представлении в работах [8–13] (Pavlov, Sapuntsov, 2018; Pavlov, Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, Pavlov, 2019; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, Pavlov, 2021; Pavlov, Sapuntsov, 2022). В продолжение совместного научного творчества с В.В. Павловым, представленная статья написана с использованием его неопубликованных при жизни рукописей.
Приток ПИИ в страны АЮС
По прошествии истекших двадцати лет стало, по нашему мнению, во многом очевидным, что сложившаяся ныне в африканских странах реальная ситуация требует прежде всего усиления регулярного притока иностранных инвестиций и размещения иностранного капитала (как в производственной частнопредпринимательской – ПИИ, так и в его ссудной формах) в реальный сектор экономики принимающих стран. Более того, как представляются, страны континента исчерпали свои возможные ресурсы для обеспечения обновления и прогрессивной модернизации своей научно-технической базы и финансирования текущих производственных процессов и, видимо, в ближайшей перспективе будут не в состоянии за счет собственных регулярных доходов бюджета центрального правительства и каких-либо других внутренних источников накопления (включая доходы от государственных предприятий, собственности и имущества в случае их масштабной приватизации) обеспечить прогрессивную структурную трансформацию экономики и осуществлять финансирование процессов её жизненно необходимого научно-технического обновления в условиях Четвертой промышленной революции [6] (Morozenskaya, 2018).
Главное, на наш взгляд, однако, в другом. В рамках нынешней экономической стратегии государств с высоким уровнем подушевого валового национального дохода и международных промышленных монополий в Африке по сути на повестку дня ставится как никогда ранее немаловажная практическая цель, которая раскрывается в достижении следующих задач:
1. За счёт притока в регион иностранных частнопредпринимательских производственных инвестиций (в том числе на базе заключения и регулярной пролонгации долгосрочных концессионных инвестиционных соглашений и договоров о создании совместных предприятий на базе раздела произведенной ими продукции) ускорить постепенный отход от сохранения традиционных производственных отношений (производственной базы) в экономике в целом и стимулировать за счет внешних источников (внешнее проектное инвестиционное финансирование, передача новых научно-технических процессов, права на использование патентов, ноу-хау, применение современных технологий и др.) постепенный отход от сохранения в неизменном состоянии традиционных производственных отношений и связей в реальном секторе экономике, которые ныне способствуют не только простой консервации, но и дальнейшему ускоренному углублению хозяйственной отсталости, причем зачастую в её самых архаичных формах.
2. Преодоление крайней отсталости национальной производственной базы стран Африки, равно как отраслей её твердой инфраструктуры (особенно, как представляется, в сфере энергетического хозяйства и транспорта) выступает императивом для более продуктивного освоения природных богатств континента, включая промышленную разработку достоверных разведанных месторождений бокситов, железной руды, нефти (в том числе на морском шельфе Атлантического, так и ныне Индийского океанов), платины, золота, алмазов, других сырьевых товаров стратегического и военного назначения и другой продукции индустриальными государствами и международными монополиями.
3. Более активное (прямое) участие иностранных государств и международного частного производственного и финансового капиталов в структурной перестройке реального сектора экономики африканских стран и обновлении его научно-технической и прежде всего действующей технологической базы обеспечивает конкретным иностранным инвесторам (как международным частным компаниям, так и определенным государствам, в частности ныне Китаю, США, Франции) реальную возможность контролировать подобную перестройку, а, главное, жестко ориентировать её основные направления, в том числе направить использование конкретных технологий и технологических процессов, прежде всего в нужное и наиболее выгодное для них русло.
4. Прямое воздействие международного промышленного и финансового капиталов на процесс научно-технического обновления в Африке с технологической стороны и одновременно с позиций его текущего финансового обеспечения позволяет региональным промышленным компаниям и МНП, равно как и определенным индустриально развитым государствам сохранять и использовать в собственных стратегических интересах определенные рычаги влияния (особенно в долгосрочной перспективе) на векторы формирования производственных отношений в принимающих африканских странах, а, главное, по своему усмотрению определять и при необходимости в своих интересах корректировать возможные направления модернизации и дальнейшего развития там частного национального предпринимательства и менеджмента (в том числе в сфере IT-технологий и электронной торговли). Делается это во многом для того, чтобы заложить необходимые первичные основы для установления первичных прямых связей (финансовых, торговых, технологических, профессиональных, включая подготовку и переподготовку кадров) и их последующей глубокой диверсификации между национальным африканским частным предпринимательством с одной стороны и конкретным государством – инвестором, в частности МНП, многонациональными промышленными компаниями и иностранными предприятиями, частными промышленными предпринимателями данного конкретного иностранного государства, с другой.
Данный стратегический курс международного капитала в целом по своей сути отвечает задачам Четвертой промышленной революции в современном мире и одновременно способствует обеспечению долгосрочной социально-политической стабилизации в принимающих африканских странах в контексте достижения заявленных целей инклюзивного экономического роста, поскольку более активная модернизация экономики и ускорение процессов научно-технического обновления, особенно в Субсахарской Африке, сглаживает острейшие противоречия в экономике и социальной сфере принимающих иностранный капитал стран, связанные непосредственно с деятельностью в стране особенно МНП и международного промышленного и финансового капиталов, до некоторой степени если не маскирует, то безусловно делает менее острым и заметным реальное положение в стране региона иностранного частного капитала, во многих случаях усиливающего свою главенствующую роль в национальной экономике и внешнеэкономической деятельности принимающей африканской страны и укрепляющего свои реальные позиции в реальном секторе экономики и современном африканском обществе [3] (Drobot, 2024). Тем не менее крайняя узость частного национального африканского предпринимательства капиталистического типа, в частности регулярно оперирующего на местном финансовом рынке, прежде всего на местных фондовых биржах, автоматически ведет к тому, что даже незначительная по объему продажа части пакета акций действующих в стране иностранных предприятий и компаний местным африканским миноритарным акционерам и инвесторам обеспечивает в последующем формирование заметной по местным масштабам группы напрямую зависимых от иностранных предприятий и компаний – акционерных обществ местных частных предпринимателей, которые так или иначе становятся сторонниками иностранных компаний и в любом случае активно поддерживают их инвестиционную, производственную, торгово-сбытовую деятельность в стране, в том числе внешнеторговые трансакции.
ПИИ – ресурс для модернизации экономики стран АЮС
В процессах модернизации реального сектора экономики принимающих африканских стран международный промышленный и финансовый капитал также стал уделять все больше внимания профессиональной подготовке руководящего состава местных предприятий и компаний, особенно смешанных по капиталу, функционирующих на базе долгосрочных концессионных соглашений о разделе производственной продукции [4, 15] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021; Fituni, 2023). Расширяется деятельность иностранных инвесторов по оказанию непосредственно местным африканским предпринимателям, прежде всего средним и крупным по капиталу, различного рода консультационных услуг и услуг по повышению квалификации и переподготовке кадров с целью формирования на местах надежных для них профессиональных партнеров, особенно в совместных и смешанных по капиталу предприятиях и компаниях, учрежденных на базе долгосрочных концессионных соглашений о разделе произведенной продукции.
Расширение сфер регулярного взаимодействия международных промышленных монополий и МНП с африканским частным капиталом позволяет иностранному капиталу более активно использовать имеющиеся ресурсы, хозяйственный и финансовый потенциал местного частного предпринимательства, а, главное, в долгосрочном аспекте – обеспечить себе стабильность и в определенной мере неприкосновенность реализованных в принимающую страну производственных (промышленных) и финансовых инвестиций, в первую очередь гарантировать защиту своих капиталовложений от национализации либо возможной экспроприации в соответствии с законодательством (конституцией) принимающей африканской страны. Немаловажно, что ныне иностранный частный капитал, в первую очередь МНП, наряду с традиционным размещением своих капиталовложений в отрасли горнодобывающей промышленности стали намного более активно, чем когда-либо прежде инвестировать новые средства в местные обрабатывающие (перерабатывающие) производства и в обрабатывающую промышленность стран региона в целом, в том числе в целях её научно-технического обновления, и в конечном итоге так или иначе обеспечивая её прогрессивную модернизацию.
В Нигерии во владении иностранного частного капитала, в первую очередь МНП, уже находится до 60–70% совокупного акционерного капитала местных предприятий и акционерных компаний, действующих в отраслях обрабатывающей промышленности [17] (Meniago, Lartey, 2021). В Кении до 80–85% совокупной фактурной стоимости выпускаемой товарной (коммерческой) промышленной продукции ныне приходится непосредственно на предприятия и производства, либо принадлежащие, либо прежде всего подконтрольные (контролируемые) иностранным частным инвестиционным капиталом и международными компаниями. Иностранный частный капитал, в первую очередь МНП и международный промышленный и финансовый капитал, ныне по сути, если не взяли под свой полный контроль, то стали контролировать текущее производство, сбыт и конечную реализацию произведенной товарной продукции в крупном местном промышленном производстве; они по сути держат под контролем в своих руках до половины и более текущего объема выпуска указанного производства и объема его реализации на внешние рынки (прежде всего на внерегиональные, в экономически развитых странах ЕС и США) [20] (UNCTAD, 2020). В странах АЮС под контролем иностранных частных инвесторов и акционеров ныне находятся внешняя торговля, банковский сектор, местный финансовый рынок и другое.
Продолжающиеся структурные и качественные сдвиги в хозяйстве стран с высоким уровнем подушевого валового национального дохода, обусловленные в немалой степени Четвертой промышленной революцией и имевшие быть в ее время, в свою очередь только тогда, как никогда ранее привели к тому, что активно действующий в Африке иностранный частнопредпринимательский производственный капитал и прежде всего МНП стали с чисто экономической и финансовой точки зрения несравненно более заинтересованными в реальном научно-технологическом обновлении местных африканских технологических производств, их определенном хозяйственном экономическом «подтягивании» к новым стандартам местного производства и потребления; более того, они оказались непосредственно вовлеченными в данный процесс, связанный с внедрением новых технологий, передачей патентов, изобретений, ноу-хау и др., и одновременно путем определенной поддержки стали стимулировать процесс становления и укрепления местного частного национального африканского предпринимательства в определенных отраслях и секторах хозяйства принимающих стран в конкретные временные периоды.
Сформировавшаяся в первые постколониальные годы стратегия промышленно развитых стран в регионе, прежде всего бывших метрополий, но, видимо не только их, не на обеспечение безусловного сохранения, но на прямое целенаправленное усиление реальной экономической зависимости стран континента от ведущих капиталистических держав, в первую очередь от притока в их экономику иностранных частных инвестиций и технологий, будет уже в ближайшие годы реализовываться в условиях Четвертой промышленной революции уже не путем дальнейшей консервации крайне отсталой аграрно-сырьевой структуры их хозяйств (в том числе монокультурной) и сопутствующей ей глубокой (интегральной) экономической стагнации переходной экономики, как прежде [5] (Kalinichenko, Morozenskaya, 2024). На повестку дня, как представляется, поставлена задача перестройки и адаптации обеспечения определенного ускорения средних темпов роста экономики африканских стран секторской (отраслевой) структуры их экономики, в частности путем активизации научно-технологического обновления производственных процессов в реальном секторе экономики и конечном итоге осуществления определенной прогрессивной модернизации производительных сил и процессов местного промышленного производства.
Роль МНП в научно-техническом обновлении стран Африки
Содействие и финансовое обеспечение процессов научно-технического обновления и модернизации экономики стран Тропической Африки со стороны международного промышленного и финансового капитала, в первую очередь МНП, будет способствовать облегчению процесса инвестирования иностранного капитала на его основных этапах, в частности иностранного частнопредпринимательского производственного капитала, содействовать разрешению ряда различных насущных торговых и снабженческих проблем местных производителей. С политической точки зрения модернизация экономики и стимулирование более активного развития национального африканского частнокапиталистического промышленного предпринимательства со стороны иностранного частного капитала уменьшают изолированность и анклавный характер производственной и инвестиционной деятельности филиалов и отделений международных монополий в принимающих африканских странах, облегчают пути адаптации к реальной интеграции иностранных и смешанных по капиталу предприятий в хозяйство стран базирования. В контексте продолжающейся политической эволюции в странах континента подобная стратегия международного промышленного и финансового капитала в Африке, по нашим оценкам, в конечном итоге нацелена на создание экономических предпосылок к формированию адекватной политической базы для ускорения процессов становления в странах континента «зависимого капитализма» [2] (Drobot, 2021). Другими словами, чисто утилитарная ценность финансового и технологического содействия со стороны иностранного частного капитала и международных монополий ускорению процессов научно-технического обновления в странах Субсахарской Африке состоит, как представляется, в обеспечении дальнейшего укрепления позиций международных компаний и иностранного частнопредпринимательского капитала в принимающих странах.
В этой связи лишь отметим, что немаловажным элементом нынешней стратегии международного капитала в Африке стала подготовка за счет средств иностранных компаний и смешанных по капиталу предприятий квалифицированных африканских профессиональных кадров рабочих, служащих, управляющих, а также местных инвесторов, крупных и средних местных промышленников, предпринимателей и акционеров, а в ряде случаев – и высших государственных чиновников-управленцев. Подобная деятельность также непосредственно содействует, а в некоторых случаях существенно облегчает формирование в Тропической Африке заметного слоя национального частнокапиталистического предпринимательства, в том числе активного сегмента частных предпринимателей и квалифицированных инвесторов, обладающих достаточным собственным капиталом и ориентированных на сотрудничество с иностранными компаниями. Уже ныне во многих случаях высшая местная африканская бюрократическая буржуазия стала одним из основных, если не главным приобретателем значительной части обыкновенных акций и других долевых ценных бумаг действующих в принимающих странах иностранных компаний и предприятий, в частности головные конторы МНП, филиалы, отделения и другие дочерние предприятия которых размещены и осуществляют свою регулярную производственную, коммерческую и другую торгово-сбытовую деятельность непосредственно в странах региона.
Во многом закономерно, что местные африканские предприятия и компании, равно как и частные инвесторы стремятся в максимально возможном объеме использовать технологии, патенты, ноу-хау и экономический потенциал иностранного частнопредпринимательского производственного капитала и его инвестиционные возможности (в различных формах иностранного частного инвестирования в экономику принимающих стран), равно как и его управленческий, организационный и научно-технический опыт (в частности адаптированную к местным условиям технологическую практику) в целях обеспечения определенного ускорения процессов научно-технического обновления и модернизации реального сектора национальной экономики. В конечном итоге в рамках данной политики национального африканского частного предпринимательства активно стимулируется развитие стран региона, ориентированное на располагающие высоким уровнем подушевого валового национального дохода государства как Запада, так ныне, подчеркнём, Востока, которые в 2019–2022 гг. превратились в основных доноров и инвесторов в экономику значительного числа африканских стран, прежде всего наиболее развитых на континенте [14] (Fituni, 2022). В числе важнейших стран – иностранных доноров и инвесторов в экономику африканских стран ныне фигурируют Китай, Индия, Израиль, Франция и некоторые другие. Одновременно частный иностранный промышленный и финансовый капитал стремится воздействовать на основные направления и обеспечить стимулы для формирования национального африканского частного предпринимательства современного типа, в том числе для повышения его профессионального уровня, в частности совершенствования его управленческих функций.
Инновации в африканской стратегии модернизации экономики
Конечной приоритетной целью такой регуляторной политики становится поддержка развития национальной африканской экономики, в частности её научно-технического обновления и последующей модернизации на основе внесенного капитала и новых инвестиционных вложений МНП и смешанных по капиталу местных частных предприятий и компаний. Хотя при этом так или иначе неизбежно происходит повышение роли местных частных предпринимателей в развитии экономики, прежде всего её реального сектора, в принимающих африканских странах; однако на деле действенные рычаги контроля за процессом ее научно-технического обновления и прогрессивной модернизации, включая практическое внедрение современных технологий и технологических процессов в странах континента, будут, как представляется, сосредоточены в любом случае в руках иностранных частных предпринимателей, доноров и прежде всего частных иностранных промышленных инвесторов и в целом – иностранного частнопредпринимательского производственного капитала, уже ныне всецело контролирующего любые нововведения в производстве и управлении в первую очередь и внедрение инноваций в технологические процессы и технологии в странах Тропической Африки, и делающего упор на экзогенные факторы развития этой группы стран со всеми вытекающими отсюда последствиями в контексте достижения этими африканскими странами регионального экономического суверенитета, а, главное, реализации ими заявленных целей устойчивого долгосрочного экономического развития в ближайшие 5–10 лет. Указанные суждения подтверждаются статистическими данными [21] (UNCTAD, 2024).
Фактическое внедрение и использование любых современных технологий, равно как и обновление действующих технологических процессов остается в руках и в любом случае под прямым контролем МНП стран Запада и аффилированных с ними прочих многонациональных компаний, действующих в странах континента, в том числе подобного типа компаний и предприятий с миноритарным долевым участием местного африканского капитала (как государственного, так и частного). Закономерно, что в подобных условиях любое суверенное развитие частного национального африканского капитала неизбежно нарушается, если не становится объективно невозможным формирование основ независимого современного производства, а также свободный сбыт произведенной продукции, как на региональные, так и внерегиональные (экстраафриканские) рынки, которые приобретают явно зависимый характер. Немаловажно, что технологически обновленные и модернизированные предприятия и компании обычно в первую очередь становятся частью (участником) консолидированной производственной системы и интегрированной торгово-сбытовой международной сети МНП и форм приложения иностранного частнопредпринимательского производственного (промышленного), финансового и торгового капиталов.
Качественная трансформация африканского экспорта
В этой связи лишь в качестве иллюстрации отметим, что многие известные МНП по долгосрочным соглашениям с африканскими странами консолидируют на своих складах произведенную в этих странах готовую продукцию (как промышленную, так и сельскохозяйственную растениеводческую и животноводческую продукцию, включая выращенную в регионе аквакультуру) и затем самостоятельно уже от своего собственного имени и под своим брендом, по соответствующим более высоким рыночным ценам реализуют эту данную продукцию прежде всего на внерегиональные рынки, особенно в индустриально развитые страны – её регулярные импортеры (в частности, в ведущие страны ЕС). В перечне товарной номенклатуры подобного типа «африканской экспортной продукции» в 2000–2023 гг. фигурировали, как известно, сахар, алмазы, бокситы, сырая нефть, железная руда, арахис, какао-бобы, срезанные цветы, а также, отметим, выращенные в местных африканских водоемах «королевские креветки» и другие продукты аквакультуры [18, 19] (UNCTADStat, 2024; World Economic Outlook, 2024). В результате местные африканские предприниматели, в том числе ныне во многих случаях валютные резиденты – лица неафриканских национальностей (речь идет о выходцах из стран Азии, Европы, в том числе из России и некоторых республик бывшего СССР) становятся в финансовом и торгово-сбытовом отношении напрямую тесно связанными с МНП. Закономерно, что они становятся непосредственными проводниками влияния иностранного капитала в принимающих его странах, поддерживают укрепление его позиций как в производственной сфере (включая её научно-техническое обновление и модернизацию), так и в торгово-сбытовом бизнесе, особенно во внешней торговле, в первую очередь в экспорте товаров и услуг на внешние нерегиональные (экстраафриканские) рынки (ЕС, США, Канада, Австралия, а также, отметим Китай, Индия, Израиль, арабские государства Ближнего и Среднего Востока).
В рамках реализуемых африканскими странами своих обновленных экономических стратегий и осуществления мер текущей государственной экономической политики зачастую под лозунгами «дальнейшей африканизации» национальной экономики, в частности промышленности и энергетического хозяйства в контексте достижения заявленных «целей устойчивого экономического развития» в течение ближайших 5–10 лет, на деле проводится курс на сохранение, если не на целенаправленное укрепление реального контроля иностранного частного капитала над ведущими предприятиями и компаниями в отраслях горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, местном промышленном производстве (особенно в местных сборочных производствах и предприятиях), в первую очередь в предприятиях и компаниях, прошедших процесс научно-технического обновления либо подвергнувшихся существенной производственной модернизации. Немаловажно, что среди объектов безусловного реального прямого контроля иностранного частного капитала ныне стали фигурировать сельскохозяйственные предприятия и предприятия, функционирующие в сфере аквакультуры [16] (Aluko et al, 2021). Подобные специализированные непромышленные местные производства и предприятия в регионе стали представлять первостепенный интерес для частных иностранных инвесторов из Китая, Индии, Израиля, некоторых других азиатских стран и постепенно переходят под их безусловный полный контроль как в сферах организации производственных процессов, научно-технического обновления и дальнейшей модернизации производства (в том числе в секторе плантационного сельского хозяйства, в отраслях рыболовства и современной аквакультуры и др.), так и в системе сбыта произведенной продукции на внешние нерегиональные рынки по экспортным торговым контрактам с оплатой поставляемой продукции в иностранной твердой валюте.
Более того, реализуемые некоторыми африканскими странами стратегии долгосрочного экономического развития уже не провозглашают своей приоритетной целью, как это было повсеместно в конце 1990-х годов, установление полного реального контроля национальных африканских местных частных предпринимателей над реальным сектором экономики при одновременной целенаправленной государственной поддержке (периоде всего фискально-налоговыми методами) инвестиционной и производственной деятельности национальных мелких и средних предприятий и компаний, стимулировании их производственной, инвестиционной и торгово-сбытовой деятельности, а также развития сферы услуг в приоритетных зонах ускоренного развития, включая инвестиционные коридоры развития, в том числе трансграничные.
Ныне страны региона, в частности значительное число стран Тропической Африки (в их числе Кот-д’Ивуар, Гана, Гвинея и др.) стремятся четко и во многих случаях, как можно быстрее по срокам разделить (дословно по их официальным документам и провести четкий «водораздел») сферы контроля за реальным сектором экономики (особенно местным промышленным производством, энергетическим хозяйством и отраслями горнодобывающей промышленности, включая добычу сырой нефти, бокситов, железной руды, золота, алмазов и др.) между оперирующими в них местными частными национальными компаниями и предприятиями (в том числе с долевым участием в их капитале либо африканского государства, либо иностранных частных акционеров и инвесторов) с одной стороны, и иностранными предприятиями и компаниями различных форм собственности, с другой стороны. В числе последних: филиалы и отделения МНП, предприятия, принадлежащие либо подконтрольные иностранным частным акционерам и инвесторам, среди которых фигурируют как валютные резиденты, так и валютные нерезиденты – выходцы из числа так называемых «новых для Африки партнеров и инвесторов» (Китай, Индия, Израиль, Малайзия, Таиланд и др.) [1] (Drobot, 2022). В этой связи лишь отметим, что в ходе прогрессивного научно-технического обновления и модернизации реального сектора национальной экономики африканские государства в свете реализации приоритетных задач своих долгосрочных государственных экономических стратегий (различного типа и функционального назначения) в целом так или иначе полностью отходят от методов осуществления экспроприации, национализации в стране иностранной собственности (в частности в отраслях твердой инфраструктуры, энергетического хозяйства, а также ныне в индустрии туризма и сфере услуг) либо установления полного государственного контроля над иностранными предприятиями и компаниями (в том числе не только над местными промышленными производствами, но и сельскохозяйственными предприятиями различной производственной специализации, например, как это было обеспечено в Сенегале).
Заключение
Реализуемая ныне несравненно более гибкая государственная регуляторная политика африканских стран в данной сфере во все более значительном числе случаев стала, очевидно, делать если не главный, то безусловно существенный акцент на дальнейшее привлечение в страну иностранных частных концессионных инвестиций, создание совместных предприятий на основе договоров (соглашений) о разделе произведенной продукции. В конечном итоге, как представляется, делается ставка на первоочередное создание в стране концессий (различной специализации и различных форм собственности соответственно). Подобного типа концессии в принимающих африканских странах в большинстве случаев не являются и в соответствии с действующими во многих из них инвестиционными кодексами (в частности в странах Западной и Центральной Африки) по закону уже не могут являться собственностью африканского государства либо полностью контролироваться им.
В ряде стран региона концессии, учрежденные (созданные) на основе иностранных частнопредпринимательских производственных концессионных инвестиций и договоров о создании совместных предприятий и компаний на базе соглашений о разделе произведенной продукции, ныне могут лишь временно (в пределах срока так называемого переходного транзитного периода для открытой концессии) управляться местными африканскими служащими и менеджерами. В целом в результате осуществления научно-технического обновления и модернизации реального сектора экономики принимающих стран зависимость экономики и её устойчивого развития от притока иностранного частного капитала усиливаются, при этом частный национальный капитал современного сектора, чтобы выстоять и сохранить свои позиции в конкурентной борьбе на местном и субрегиональном рынках вынужден вступать в долгосрочные союзы и новые соглашения с иностранными частными предпринимателями и инвесторами, которые в принимающих странах становятся «старшими» либо «управляющими, контролирующими» партнерами и соинвесторами по отношению к местным африканским частным предпринимателям и инвесторам, в том числе в первую очередь к наиболее крупным по объему собственного капитала и реализуемых ими новых производственных инвестиций.
References:
World Investment Report. International Production Beyond the Pandemic (2020). N.Y.; Geneva: UNCTAD.
Aluko O.A., Ibrahim M., Atagbuzia M.O. (2021). On the causal nexus between FDI and globalization: Evidence from Africa The Journal of International Trade & Economic Development. 30 (2). 203-223. doi: 10.1080/09638199.2020.1823460.
Drobot E.V. (2021). Problemy i perspektivy realizatsii kontseptsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Afrike [Challenges and prospects of implementing the concept of corporate social responsibility in Africa]. Journal of International Economic Affairs. 11 (4). 827-854. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.4.112135.
Drobot E.V. (2022). Perspetivy integratsii stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli s Evraziyskim ekonomicheskim soyuzom [Prospects for the integration of the countries of the African Continental Free Trade Area and the Eurasian Economic Union]. Journal of Central Asia Economy. 6 (1). 65-88. (in Russian). doi: 10.18334/asia.6.1.114447.
Drobot E.V. (2024). Problemy mobilizatsii finansovyh resursov dlya ekonomicheskogo razvitiya stran Afriki [Problems of financial resource mobilization for the economic development of African countries]. Journal of International Economic Affairs. 14 (1). 123-158. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
Drobot E.V., Makarov I.N., Sapuntsov A.L. (2021). Rasprostranenie koronavirusa v Afrike: regionalnye patterny i ekonomicheskie posledstviya [The spread of coronavirus in Africa: regional patterns and economic consequences]. Journal of International Economic Affairs. 11 (1). 13-38. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.1.111816.
Fituni L.L. (2022). Afrikanskiy flang Bolshogo Indo-Tikhookeanskogo Areala: strategicheskaya znachimost i soputstvuyushchie vyzovy [The African flank of the Great Indo-Pacific Areal: strategic significance and associated challenges]. Asia and Africa today. (11). 5-12. (in Russian). doi: 10.31857/S032150750022930-5.
Fituni L.L. (2023). Rol «afrikanskikh» sammitov leta 2023 g. v postroenii novogo miroporyadka [The role of the “african” summits of summer 2023 in building of a new world order]. Works and Scholarly Notes of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. (3(64)). 5-13. (in Russian). doi: 10.31132/2412-5717-2023-64-3-5-13.
Kalinichenko L.N., Morozenskaya E.V. (2024). Rol sfery uslug v sotsialno-ekonomicheskom razvitii Afriki [The role of the service sector in Africa’s socio-economic development]. Asia and Africa today. (2). 68-71. (in Russian). doi: 10.31857/S032150750030061-9.
Meniago C., Lartey E.K.K. (2021). Does FDI Affect Productivity and Growth in Sub-Saharan Africa? Journal of African Business. 22 (2). 274-292. doi: 10.1080/15228916.2020.1745011.
Morozenskaya E.V. (2018). Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki v Afrike [State regulation of the economy in Africa] M.: Institut Afriki RAN. (in Russian).
Pavlov V.V. (2017). Investitsionnye kodeksy stran Afriki: metodologiya analiza i prakticheskoe primenenie [Investment codes of African countries: methodology of analysis and practical application] M.: Institut Afriki RAN. (in Russian).
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2018). Predposylki k implementatsii modeley investitsionnogo sotrudnichestva Rossii so stranami Afriki [Prerequisites for the implementation of investment-based models in business relations between Russia and Africa]. Journal of International Economic Affairs. 8 (4). 567-588. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2019). Prioritetnye napravleniya dolgosrochnoy investitsionnoy politiki rossiyskikh predpriyatiy v Afrike [Priority directions of long-term investment policy of Russian enterprises in Africa]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2545-2556. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020). Rasshirenie uchastiya stran Afriki v mezhdunarodnoy promyshlennoy kooperatsii [Participation of African countries in the international industrial cooperation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3109-3120. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2022). Mnogonatsionalnye predpriyatiya v investitsionnoy strategii Gvinei [Multinational enterprises in Guinea's investment strategy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2147-2168. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2019). Tekhnologicheskie faktory mezhstranovoy konkurentsii na afrikanskom investitsionnom rynke [Technological factors of intercountry competition in the African investment market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 761-774. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
Sapuntsov A.L., Pavlov V.V. (2021). Diversifikatsiya vneshneekonomicheskikh svyazey Rossii so stranami Afriki v sfere kontraktnoy vneshney torgovli i investitsiy [Diversification of Russia's foreign economic relations with African countries in contract foreign trade and investment]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 2079-2094. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
UNCTADStat. Retrieved November 25, 2024, from https://unctadstat.unctad.org
World Economic Outlook DatabaseImf.org. Retrieved November 25, 2024, from https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2024/October
World Investment Report. Investment facilitation and digital governmentUnctad. Retrieved from https://unctad.org/publication/world-investment-report-2024
Страница обновлена: 25.04.2025 в 13:19:11