Привлечение иностранных технологий как фактор формирования экспортоориентированной продукции
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (42), Июнь 2010
Цитировать:
Джабиев А.П. Привлечение иностранных технологий как фактор формирования экспортоориентированной продукции // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 21-27.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112905
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрено современное состояние экспорта высокотехнологичной продукции России. Проанализированы причины научно-технологического отставания от передовых держав. Высказывается мысль о том, что в ближайшей перспективе возможности существенного наращивания российского экспорта высокотехнологичной продукции представляются достаточно ограниченными вследствие разразившегося финансово-экономического кризиса. В этой связи предлагается существенное снижение таможенных пошлин на зарубежное технологическое оборудование, которое не производится в нашей стране, а также привлечение зарубежных фирм, которые не в состоянии самостоятельно реализовывать свои разработки из-за отсутствия финансовых средств.
Ключевые слова: инновационная деятельность, экспорт, экспортоориентированное производство, таможенно-тарифное регулирование, внешнеэкономическая политика, высокотехнологичная продукция, научно-технический потенциал, иностранные технологии, иностранное оборудование
Формирование в России рыночного хозяйства открытого типа и изменение ее геополитического положения вследствие распада СССР создали принципиально новые условия для развития и совершенствования внешнеэкономической политики страны. Кардинальным образом изменились характер ее экономических связей с зарубежными странами. Предприятия начали приспосабливаться к функционированию на основе спроса и предложения, что открывало возможности для эффективного роста экономики. Однако эти возможности удалось реализовать лишь в незначительной степени вследствие разразившегося глобального финансово-экономического кризиса.
Что было…
Очевидным становится тот факт, что проводившиеся экономические реформы мало затрагивали проблемы развития научно-промышленного потенциала. О том, что России не удалось пока уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития, красноречиво свидетельствует нынешняя товарная структура отечественного экспорта, основу которого составляет продукция ТЭКа.
К примеру, в 2007 г. на них приходилось около 77% от общей стоимости, в то время как на продукцию обрабатывающей промышленности – 23%, в том числе на машины и оборудование — менее 6 %, высокотехнологичные товары – всего 1,5%. Доля России с ее мощной научной базой на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3% – 0,5%, в то время как доля США – 36%, Японии – 30%, Германии – 17%. Доля предприятий, занятых инновационной деятельностью в российской промышленности (9,4% в 2007 году), в несколько раз ниже, чем в развитых странах, причем результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции России в экспорте не превышает 4%-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи – 38,4 %, Венгрии – 25,2%.
Основную массу поставок на внешний рынок, как правило, составляет продукция предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), прежде всего ракетно-космической отрасли, атомной промышленности.
По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, ибо инновации становятся обязательным условием, ключевым звеном развития всех секторов промышленности и сферы услуг.
В российском экспорте практически отсутствует одна из крупнейших и, главное, быстрорастущих статей мировой торговли — офисное и телекоммуникационное оборудование.
Что надо…
Примечательно, что в ближайшей перспективе возможности существенного наращивания российского экспорта высокотехнологичной продукции представляются достаточно ограниченными. Это обуславливается, с одной стороны, не преодоленными до сих пор последствиями деградации наукоемких секторов отечественной экономики и резкого сокращения государственных заказов на разработку новой техники в 1990-х годах, а с другой – недостаточной адаптированностью многих отечественных предприятий к условиям жесткой конкуренции на мировых рынках.
Следовательно, без последовательного устранения негативных явлений в социально-экономическом развитии страны невозможны ее выход на траекторию устойчивого и эффективного роста экономики, завоевание достойного места в мировом сообществе.
Преодоление прогрессирующего отставания в научно-технической области, переход на инновационный путь развития, ведущий к формированию основанной на знаниях новой экономики, имеют ключевое значение для успешного решения стратегических проблем, стоящих перед нашей страной.
Поэтому одной из главных задач России в первой половине XXI должна стать диверсификация отечественного экспорта за счет продукции обрабатывающих отраслей, в первую очередь высокотехнологичных. Только на такой основе могут быть реализованы те основные направления по развитию внешнеэкономической политики, которые сформулированы руководством страны в различных программных документах, разработанных за последние три года.
В частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечено, что «цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе – создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства».
В этой связи стоящие перед Россией масштабные и сложные задачи по формированию развитой конкурентоспособной экономики определяют необходимость именно коренного обновления материально-технической базы практически во всех секторах национального хозяйства, создания новых высокотехнологичных отраслей и производств. Наряду с этим предстоит внедрить и освоить на всех уровнях хозяйственной деятельности современные методы менеджмента и маркетинга с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Что будет, если…
Привлечение зарубежных технологий и оборудования может существенно облегчить и ускорить технологические и структурные преобразования в отечественной экономике, способствовать развитию импортозамещающих и экспортоориентированных производств.
Как показывает практика, современное международное сотрудничество в области торговли, науки и техники, инвестиций служит важным каналом получения и освоения передовых технологий производства и управления, не производимых в стране оборудования и комплектующих изделий. Именно благодаря привлечению зарубежных технологий в середине 1990-х годов в отдельных странах создавалось от 40 до 66% ВВП.
Например, весьма высоких результатов в области привлечения высоких технологий и оборудования добились новые индустриальные страны (НИС) – Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур. Путем широкого привлечения зарубежных технологий и оборудования эти страны осуществили перевод экономики на инновационную модель развития, создали практически на пустом месте современные высокотехнологичные производства, стали крупными поставщиками на мировые рынки промышленных изделий и услуг. Освоение современных технологий позволило «восточноазиатским тиграм» существенно ускорить свое экономическое развитие.
Что касается России, то реализация курса на инновационное развитие потребует кардинального обновления морально устаревших основных фондов. Для этого предстоит внести существенные коррективы в отечественную импортную политику относительно увеличения объемов закупок прогрессивных технологий и инвестиционного оборудования.
Решение назревших проблем
Необходимым условием осуществления давно назревших перемен представляется усиление регулирующей и координирующей роли государства при тесном взаимодействии с отечественным предпринимательскими структурами и общественными организациями. Разумеется, непосредственное ведение внешнеэкономических операций, в том числе приобретение необходимых технологий и оборудования, должно и впредь оставаться в руках бизнес-единиц, руководствующихся своими интересами и потребностями. Что касается государства, то оно должно снизить таможенные пошлины на ввозимое прогрессивное технологическое оборудование и комплектующие изделия, которые не производятся в стране.
В этой связи таможенно-тарифное регулирование как один из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности становится важнейшим и неотъемлемым инструментом перехода российской экономики на инновационную модель развития. Данный инструмент при его эффективном применении способен содействовать повышению глобальной конкурентоспособности в отраслях обрабатывающей промышленности, технологической модернизации отечественных предприятий.
Для этого государство должно создать благоприятные условия отечественным предпринимателям по привлечению передовых иностранных технологий и оборудования. Кроме того, государство может стимулировать такое приоритетное направление, как развитие производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний в виде переноса глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию (импорт производств вместо импорта товаров).
Сегодня крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Россию технологического оборудования ввиду высокой степени износа основных фондов на большинстве российских предприятий, ибо заимствование и использование зарубежных технологий и опыта может существенно облегчить и ускорить технологические и структурные преобразования в отечественной экономике.
Это обусловлено тем, что многие виды оборудования в России не производятся, и в ближайшей и среднесрочной перспективе их производство не планируется, но крайне необходимы для технического переоснащения отечественных предприятий до современного технологического уровня.
Налицо необходимость значительного снижения ставок ввозных таможенных пошлин или полной отмены таможенных пошлин на технологическое оборудование для модернизации основных производственных фондов, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых изделий. Перевооружение отечественной обрабатывающей промышленности современным технологическим оборудованием окажет содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и дальнейшему развитию ключевых отраслей экономики России.
Указанные меры являются исключением из принципа эскалации таможенного тарифа, суть которого в том, что чем выше степень переработки ввозимого товара, тем больше размер ставки таможенной пошлины. Эти меры направлены на обновление производственных фондов, стимулирование развития производства на территории Российской Федерации, в том числе экспорто-ориентированной продукции.
Кроме того, импорт прогрессивных технологий и оборудования может способствовать широкому привлечению зарубежных фирм, которые не в состоянии самостоятельно реализовывать свои разработки из-за отсутствия финансовых средств. Новые разработки этих фирм необходимо приобщить к новой технологии практически сразу – в момент ее появления. Для России непосредственное сотрудничество с инновационными компаниями и технопарками может стать привлекательным путем участия в международном технологическом обмене.
Выводы
Проведение рациональной политики привлечения иностранных технологий и оборудования способно дать положительный экономический эффект. Прежде всего, это будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции, диверсификации структуры экспорта, уменьшению импорта дорогостоящей готовой продукции.
Источники:
2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 // http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml.
3. Миндели Л.Э., Хромов Г.С. Научно-технический потенциал России. Часть II. – М.: ЦИСН, 2003.
4. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 г. (концептуальные подходы, направления, прогнозные оценки и условия реализации) // http://www.ras.ru/scientificactivity/scienceresults/prognosis.aspx.
5. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: сценарий до 2025 г. / Под общ. ред. С.А. Ситаряна. – М.: Наука, 2005.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:54:13