Вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций из Китая в экономику России в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
Болаев А.В.1, Бондаренко В.А.2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
2 Ростовский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 29
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903424
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций из Китая в экономику России в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» во временном периоде 2013-2021 гг. С этой целью авторами анализируется роль Китая в мировых потоках исходящих ПИИ и в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ, рассматривается динамика притока ПИИ и накопления ПИИ из Китая в экономике России, определяется роль России в китайских исходящих ПИИ и в накопленных ПИИ зарубежом, проводится оценка роли Китая в притоке ПИИ в Россию. В статье показана высокая степень взаимосвязи обеих стран во внешней торговле и, с учетом контекста реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» отмечается значительный потенциал увеличения объемов ПИИ из Китая в Россию и потенциальная важность КНР как источника инвестиций и технологий для российской экономики.
Ключевые слова: Один пояс и один путь, Пояс и путь, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, Россия, Китай
JEL-классификация: F15, F21, F63
Введение
Как известно, Китайская Народная Республика является одним из мировых лидеров по таким показателям, как численность населения, объем ВВП, объем внешней торговли, объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) входящих, а также в последние годы и исходящих, совокупные расходы на НИОКР, стоимость экспорта высокотехнологичной продукции, количество патентных заявок и полученных патентов. [1, с. 182]
Россия и Китай имеют общую границу протяженностью более 4 тыс. км, что само по себе позволяет предполагать активное экономическое сотрудничество двух стран. При этом известно, что с 2013 г. в качестве основной концепции развития внешнеэкономических связей Китая продвигается выдвинутая государственным председателем КНР Си Цзиньпином стратегическая инициатива «Один пояс и один путь», одной из важнейших целей которой является снижение барьеров для международной инвестиционной деятельности. [2] В этой связи вопросы реализации указанной инициативы «Пояса и пути» (это одно из общепринятых названий рассматриваемой стратегической инициативы) вызывают закономерный интерес большого количества ученых, среди которых можно указать таких авторов, как Абрамкина М.С. [3] (Abramkina, 2018), Ван Б. [4] (Wang Binyi, 2019), Ван Д. [5] (Wang Dehong, 2022), Гарлик Д. [6] ( Jeremy Garlick, 2020), Глянц М.Г. и Росс Р.Дж. [7] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Дакворт Э. [8] ( Elaine Duckworth, 2022), Ма Цз. [9] (Ma Jiantang, 2019), Мантаева Э.И. [10] (Mantaeva, Bolaev, 2024), Цзян Ч. [11] (Jiang Zhigang, 2014) и других. Практически всеми авторами признается крайне важное значение стратегической инициативы «Один пояс и один путь», объединившей в своих рамках экономического взаимодействия кроме Китая уже более 150 стан и территорий мира, для развития мировой экономики.
Поскольку целью этой статьи является изучение привлечения китайских ПИИ в экономику России в контексте реализации инициативы «Пояса и пути», нам необходимо отметить, что указанной теме также посвящено значительное количество исследований. В частности, изучением зарубежных инвестиций Китая в Россию занимались такие ученые, как Александрова М.В. [12] (Aleksandrova, 2017), Бао Х. [13] (Bao, 2019), Ван Ц. [14] (Wang Q., 2022), Залесская О.В. [15] (Zalesskaya, 2022), Ревенко Н.С. [16] (Revenko, 2023) , Ло И. [17] (Luo, 2019), Сизых Е.Ю. [18] (Sizykh,2019), Цзоу С. [10] (Zou, 2021) и другие. В целом указанными авторами отмечается, что российско-китайское инвестиционное сотрудничество обладает значительным потенциалом.
В рамках указанной выше цели этого исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть роль Китая в мировых потоках исходящих ПИИ и мировых объемах накопленных исходящих ПИИ, рассмотреть динамику притока ПИИ и накопления ПИИ из Китая в экономике России, определить роль России в китайских исходящих ПИИ и в накопленных ПИИ зарубежом и оценить роль Китая в притоке ПИИ в Россию во временном периоде 2013-2021 г. Указанный временной период был определен начиная с 2013 г. – года объявления о начале реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь», в свою очередь 2021 г. – последний год, за который авторам были доступны подробные статистические данные по прямым иностранным инвестициям как российских, так и китайских официальных источников.
В качестве научной новизны этого исследования можно отметить использование комплексного подхода при сравнении статистических данных по ПИИ, а также и внешней торговле России и Китая из российских, китайских и международных источников, значительном временном периоде (2013-2021 гг.), который попал в поле зрения авторов, использовании контекста фактора реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь».
Источниками статистических данных для этого исследования послужили прежде всего такие российские источники, как данные Центрального Банка России, статистический сборник «Торговля в России» (за различные годы), статистический сборник «Россия в цифрах» (2015 г.). Китайские источники были представлены статистическим сборником правительства Китая «Китайский статистический ежегодник» (за различные годы, на китайском языке). Также использовались данные ООН, а именно статистический сборник по инвестициям «Отчет по мировым инвестициям» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Результаты и обсуждение
На основании имеющейся у авторов вышеуказанных статистических материалов были составлены Таблица 1, Таблица 2 и Таблица 3.
Таблица 1. Роль Китая в мировом потоке исходящих ПИИ и в притоке ПИИ в Россию (2013-2021 гг.)
2013
г.
|
2014
г.
|
2015
г.
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
| |
Годовой объем ПИИ, исходящих из КНР, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
107,844
|
123,120
|
145,667
|
196,149
|
158,288
|
143,037
|
136,908
|
153,710
|
178,819
|
Годовой объем ПИИ КНР в Россию, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
1,022
|
0,634
|
2,961
|
1,293
|
1,548
|
0,725
|
-0,379
|
0,570
|
-1,072
|
Доля России в годовом объеме исходящих ПИИ КНР, % (данные
правительства КНР)
|
0,95
|
0,51
|
2,03
|
0,66
|
0,98
|
0,51
|
-0,28
|
0,37
|
-0,60
|
Годовой объем ПИИ в Россию, млрд долл. США (данные ЦБ РФ)
|
69,219
|
22,031
|
6,853
|
32,539
|
28,557
|
8,785
|
31,975
|
9,479
|
40,450
|
Доля ПИИ из КНР в годовом объеме ПИИ в РФ, % (данные
правительства КНР и ЦБ РФ)
|
1,48
|
2,88
|
43,21
|
3,97
|
5,42
|
8,25
|
-1,19
|
6,02
|
-2,65
|
Годовой объем ПИИ, из КНР в Россию, млрд долл. США (данные ЦБ
РФ)
|
0,597
|
1,271
|
0,645
|
0,345
|
0,140
|
-0,013
|
0,136
|
0,053
|
0,011
|
Доля ПИИ из КНР в годовом объеме ПИИ в РФ, %, (данные ЦБ РФ)
|
0,86
|
5,77
|
9,42
|
1,06
|
0,49
|
-0,15
|
0,42
|
0,56
|
0,03
|
Годовой объем ПИИ, исходящих из КНР, млрд долл. США (данные
ЮНКТАД)
|
107,844
|
123,120
|
127,560
|
183,100
|
158,288
|
143,037
|
136,908
|
153,710
|
178,819
|
Годовой объем ПИИ в Россию, млрд долл. США (данные ЮНКТАД)
|
53,397
|
29,152
|
11,858
|
37,668
|
25,954
|
13,228
|
32,076
|
10,410
|
38,639
|
Годовой мировой объем входящих ПИИ (данные ЮНКТАД)
|
1443,230
|
1323,863
|
1774,001
|
1746,423
|
1644,872
|
1375,437
|
1707,830
|
961,983
|
1478,137
|
Годовой мировой объем исходящих ПИИ (данные ЮНКТАД)
|
1399,483
|
1253,159
|
1594,317
|
1452,463
|
1593,102
|
1014,750
|
1400,770
|
731,854
|
1729,076
|
Доля КНР в мировом годовом объеме исходящих, % (данные ЮНКТАД)
|
7,71
|
9,82
|
8,00
|
12,61
|
9,94
|
14,10
|
9,77
|
21,00
|
10,34
|
Доля РФ в мировом годовом объем входящих ПИИ, % (данные ЮНКТАД)
|
3,70
|
2,20
|
0,67
|
2,16
|
1,58
|
0,96
|
1,88
|
1,08
|
2,61
|
Доля ПИИ из КНР в годовом объеме ПИИ в РФ, %, (данные Правительства
КНР и ЮНКТАД)
|
1,91
|
2,17
|
24,97
|
3,43
|
5,97
|
5,48
|
-1,18
|
5,48
|
-2,78
|
Анализ полученных данных в Таблице 1 показывает, что в рассматриваемый нами период времени (2013-2021 гг.) в целом отмечался общий тренд на рост стоимостных объемов китайских исходящих ПИИ, однако максимальные показатели (196,149 млрд или 183,1 млрд долл. США по статистике правительства КНР или по данным ЮНКТАД соответственно, при этом важно отметить, что данные этих источников, судя по имеющимся статистически материалам, совпадают начиная с 2017 г. включительно) были зафиксированы в 2016 г. Соответственно, в 2017-2019 гг. наблюдалось падение объемов китайских исходящих ПИИ. Основной причиной отмечавшейся ситуации является публикация в августе 2017 г. Госсоветом КНР (высшим государственным исполнительным органом Китая) «Руководства по направлению зарубежными инвестициями» [28] (принятому к уже действующему с начала 2000-х гг. «Каталогу отраслевых направлений для иностранных инвестиций по конкретным странам» Министерства коммерции КНР [29]), в котором среди прочего были ограничены китайские инвестиции зарубеж прежде всего в такие отрасли, как сфера недвижимости, гостиничный бизнес, сфера развлечений, а поощрялись прежде всего инвестиции в проекты, направленные на углубление сотрудничества со странами и территориями мира, участвующими в стратегической инициативе «Один пояс и один путь». Важно отметить, что доля российского направления в китайском прямом инвестировании зарубежом в целом в рассматриваемый период снижалась, с максимальным показателем около 2% в 2015 г. и не более 1% в другие годы, в том числе принимая отрицательные значения (соответствует в целом чистому оттоку ПИИ) в 2019 и 2021 гг. по китайским статистическим данным, что в том числе в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) значительно (в разы) меньше и доли России в мировых объемах притока ПИИ, которые, к примеру, в 2013 г. составили 3,70%, и несмотря на то, что в целом снижались, все-таки значительно превышали показатели роли России в китайских исходящих ПИИ.
Данные из Таблицы 1 показывают, что динамика притока китайских ПИИ в российскую экономику в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) крайне неравномерна, при этом довольно сильно отличаются показатели притока ПИИ из Китая в Россию в статистических данных правительства КНР и Центрального Банка РФ (что может быть связано с особенностями организации подобных международных сделок и вопросами определения прямого инвестирования для целей статистики). По российским статистическим данным в указанный период максимальный объем китайских ПИИ поступил в Россию в 2014 г. (1,271 млрд долл. США, что может быть связано с участием китайских инвесторов, прежде всего Китайской государственной нефтегазовой корпорации, в проекте по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» [30]), после чего приток китайских ПИИ в Россию в целом постоянно снижался, в том числе до отрицательных значений в 2018 г. В свою очередь, статистика правительства Китая показывает значительно большие объемы притока ПИИ из КНР в Россию, с максимальными показателями в 2015 г. (2,961 млрд долл. США, скорее всего по временному диапазону это совпадает с закрытием вышеупомянутой сделки по приобретению пакетов акций проекта «Ямал СПГ» Китайской государственной нефтегазовой корпорацией (приобретено 20% акций проекта), а также меньшего пакета (9,9%) акций проекта китайским Фондом Шелкового пути [31] и приобретением Китайской нефтяной и химической корпорацией пакета в 10% акций крупнейшей российской нефтехимической компании «Сибур» [32]), а также относительно высокими показателями притока ПИИ из КНР в 2016 г. (приобретение китайским Фондом Шелкового пути пакета в 10% акций компании «Сибур» [33]) и 2017 гг. (приобретение пакета в 20% акций одного из важнейших проектов корпорации «Роснефть» - АО «ВЧНГ» («Верхнечонскнефтегаз») - Пекинской газовой группой компаний [34]). Можно отметить, что в 2019 и 2021 гг. китайская статистика показывала относительно значительный отток ПИИ КНР из России, российская статистика показывала в целом небольшой отток китайских ПИИ в 2018 г.
Интересно, что по статистическим данным ЦБ РФ в 2015 г. отмечалась максимальная доля китайских ПИИ в структуре притока ПИИ в российскую экономику (9,42%), на втором месте – результаты 2014 г. (5,77%, в эти годы ввиду начала принятия странами коллективного Запада односторонних антироссийских санкций отмечалось снижение притока ПИИ в Россию в целом), при этом можно отметить, что по данным ЮНКТАД Китай в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) уже стал одним из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ. К примеру, в 2014 и 2015 гг. на Китай приходилось 9,82% и 8% от мирового объема исходящих ПИИ, а максимальный рассматриваемый показатель (21%) был зафиксирован в 2020 г., когда произошло падение объемов мировых потоков ПИИ вследствие влияния коронавирусной пандемии и борьбы с ней до минимального в последние годы показателя в 731,854 млрд долл. США.
Таблица 2. Роль Китая в накопленных в России входящих ПИИ (2005, 2008, 2012, 2013, 2019, 2021 гг.).
2005
г.
|
2008
г.
|
2012
г.
|
2013
г.
|
2019
г.
|
2021
г.
| |
Объем накопленных ПИИ из Китая, млрд долл. США (данные правительства
КНР)
|
57,206
|
183,971
|
531,941
|
660,478
|
2198,881
|
2785,150
|
Объем накопленных ПИИ из Китая, млрд долл. США (данные ЮНКТАД)
|
46,311
|
147,949
|
509,001
|
613,585
|
2099,400
|
2581,800
|
Объем накопленных ПИИ в Россию, млрд долл. США (данные ЮНКТАД)
|
132,491
|
213,734
|
508,890
|
575,658
|
463,860
|
521,876
|
Объем накопленных ПИИ из Китая в Россию, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
0,466
|
1,838
|
4,888
|
7,582
|
12,804
|
10,644
|
Объем мировых накопленных входящих ПИИ, млрд долл. США
|
10129,739
|
14909,289
|
22812,680
|
25464,173
|
36470,162
|
45448,812
|
Объем мировых накопленных исходящих ПИИ, млрд долл. США
|
10671,889
|
16205,663
|
23592,739
|
26312,635
|
34571,124
|
41798,485
|
Доля Китая в мировом объеме накопленных исходящих ПИИ, %
|
0,43
|
0,91
|
2,16
|
2,33
|
6,07
|
6,18
|
Доля России в мировом объеме накопленных входящих ПИИ, %
|
1,31
|
1,43
|
2,23
|
2,26
|
1,27
|
1,15
|
Доля Китая в объеме накопленных входящих ПИИ в России, %
|
0,81
|
1,00
|
0,92
|
1,15
|
0,58
|
0,38
|
Анализ данных из Таблицы 2 показывает, что Китай, несмотря на относительно недавнее становление одним из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ, уже является одной из ведущих стран по объемам накопленных исходящих ПИИ – на него в конце 2021 г. приходилось 2,785 трлн долл. США накопленных исходящих ПИИ, что соответствовало 6,18% мирового объема накопленных исходящих ПИИ. Среди этого объема около 10,644 млрд долл. США представляли накопленные в экономике России китайские ПИИ (по статистическим данным правительства КНР), что соответствовало около 0,38% от накопленных китайских исходящих ПИИ, при этом в целом в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) доля России в накопленных исходящих ПИИ КНР снижалась (соответствующие показатели на конец 2013 г. 1,15% и на конец 2021 г. 0,38%), причинами чего можно назвать в целом снижение притока китайских ПИИ в Россию в 2018-2021 гг. (вплоть до чистого оттока ПИИ) и продолжающееся повышение объемов накопленных в других странах и территориях мира исходящих ПИИ КНР. Также можно отметить, что данные, представленные в Таблице 2, показывают снижение в рассматриваемый период доли России в мировых объемах накопленных входящих ПИИ (соответствующие показатели 2,26% на конец 2013 г. и 1,15% на конец 2021 г.).
Таблица 3 Степень взаимосвязи России и Китая как торговых партнеров (2013-2021 гг.)
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Объем
внешней торговли товарами Китая, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
4158,993
|
4301,527
|
3953,033
|
3685,557
|
4107,164
|
4622,415
|
4577,891
|
4655,913
|
6050,166
|
Объем
товарного экспорта Китая, млрд долл. США (данные правительства КНР)
|
2209,004
|
2342,293
|
2273,468
|
2097,631
|
2263,371
|
2486,682
|
2499,482
|
2589,952
|
3363,023
|
Объем
товарного импорта Китая, млрд долл. США (данные правительства КНР)
|
1949,989
|
1959,235
|
1679,565
|
1587,926
|
1843,793
|
2135,734
|
2078,409
|
2065,962
|
2687,143
|
Объем
внешней торговли товарами России и Китая, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
89,259
|
95,27
|
68,016
|
69,616
|
84,221
|
107,107
|
110,94
|
108,189
|
147,16
|
Объем
товарного экспорта Китая в Россию, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
49,591
|
53,677
|
34,757
|
37,356
|
42,831
|
47,965
|
49,748
|
50,504
|
67,551
|
Объем
товарного импорта Китая из России, млрд долл. США (данные
правительства КНР)
|
39,668
|
41,594
|
33,259
|
32,26
|
41,39
|
59,142
|
61,192
|
57,685
|
79,609
|
Доля
России во внешней торговле товарами Китая (данные правительства КНР)
|
2,15
|
2,21
|
1,72
|
1,89
|
2,05
|
2,32
|
2,42
|
2,32
|
2,43
|
Доля
России в товарном экспорте Китая (данные правительства КНР)
|
2,24
|
2,29
|
1,53
|
1,78
|
1,89
|
1,93
|
1,99
|
1,95
|
2,01
|
Доля
России в товарном импорте Китая (данные правительства КНР)
|
2,03
|
2,12
|
1,98
|
2,03
|
2,24
|
2,77
|
2,94
|
2,79
|
2,96
|
Объем
внешней торговли товарами России, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
729,724
|
687,314
|
460,113
|
410,345
|
511,967
|
606,701
|
587,272
|
495,693
|
686,659
|
Объем
товарного экспорта России, млрд долл. США (данные правительства
России)
|
453,344
|
433,366
|
298,42
|
247,687
|
309,09
|
394,675
|
370,24
|
288,605
|
427,587
|
Объем
товарного импорта России, млрд долл. США (данные правительства
России)
|
276,38
|
253,948
|
161,693
|
162,658
|
202,877
|
212,026
|
217,032
|
207,088
|
259,072
|
Объем
внешней торговли товарами России и Китая, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
88,798
|
88,389
|
63,549
|
66,034
|
86,972
|
108,244
|
111,488
|
104,199
|
141,925
|
Объем
товарного экспорта России в Китай, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
35,625
|
37,505
|
28,601
|
28,012
|
38,917
|
56,019
|
57,315
|
49,249
|
69,098
|
Объем
товарного импорта России из Китая, млрд долл. США (данные
правительства России)
|
53,173
|
50,884
|
34,948
|
38,022
|
48,055
|
52,225
|
54,173
|
54,95
|
72,827
|
Доля
Китая во внешней торговле товарами России, % (данные
правительства России)
|
12,17
|
12,86
|
13,81
|
16,09
|
16,99
|
17,84
|
18,98
|
21,02
|
20,67
|
Доля
Китая в товарном экспорте России, % (данные правительства
России)
|
7,86
|
8,65
|
9,58
|
11,31
|
12,59
|
14,19
|
15,48
|
17,06
|
16,16
|
Доля
Китая в товарном импорте России, % (данные правительства
России)
|
19,24
|
20,04
|
21,61
|
23,38
|
23,69
|
24,63
|
24,96
|
26,53
|
28,11
|
Доля
Китая в товарном экспорте России, указанная в официальной статистике, % (для
сравнения, данные правительства России)
|
Н/Д
|
7,5
|
8,3
|
9,8
|
10,9
|
12,5
|
13,5
|
14,6
|
14
|
Доля
Китая в товарном импорте России, указанная в официальной статистике, % (для
сравнения, данные правительства России)
|
Н/Д
|
17,7
|
19,1
|
20,9
|
21,1
|
21,9
|
22,1
|
23,7
|
25,1
|
Данные, представленные в Таблице 3, позволяют нам лучше понимать степень взаимосвязи России и Китая во внешней торговле товрами обеих стран в указанный период. Как видно, в соответствии с китайскими статистическими данными в 2021 г. объем внешней торговли товарами КНР превысил 6 трлн долл. США, из них 2,43% составляла внешняя торговля товарами с Россией, при этом в китайском товарном экспорте в указанном году Россия занимала 2,01%, в товарном импорте – 2,96% (в последние годы на фоне односторонних антироссийских санкций коллективного Запада указанные показатели стали еще выше). Для России в указанный период времени роль Китая как торгового партнера была значительно выше. По данным из Таблицы 3, рассчитанных на основании российских статистических источников, доля Китая в российском товарном экспорте в 2013-2021 г. составляла 7,86-17,06% в различные годы, в товарном импорте – 19,24-28,11% в различные годы, во внешней торговле товарами в целом – 12,17-21,02% в различные годы (с общей тенденцией роста от 2013 г. к 2021 г.).
В целом указанная степень взаимосвязи обеих стран во внешней торговле показывает, что роль Китая в притоке ПИИ в Россию не соответствует степени взаимной важности обоих государств друг для друга во внешней торговле. Конечно, можно отметить, что в общем случае с точки зрения занятости населения и сбора налогов правительству Китая выгоднее, к примеру, производство товаров на территории КНР и дальнейший экспорт в Россию готовой продукции, нежели перенос всей либо части производственной цепочки из Китая в Россию, однако при некоторых условиях организация производства китайских компаний на российской территории вполне может быть более выгодным решением и для правительства КНР. В частности, при госзакупках может быть востребована только продукция, произведенная на территории России (или в странах Евразийского экономического союза), что вполне может способствовать организации в России производств (и не только сборочных) китайских компаний, либо использование российской составляющей в продукции позволит значительно увеличить прибыли китайских производителей (что, однако, скорее всего зависит от конкурентной ситуации на самом российском рынке и конкурентоспособности китайской продукции в целом и продукции отдельных китайских компаний). Как известно, одним из путей привлечения ПИИ в экономику страны является предоставление налоговых льгот и иных преференций (вплоть до различных форм фактической и официальной господдержки), а также, что очень важно, действенных гарантий правовой среды (или «правил игры») и безопасности инвестиций.
В контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» важно отметить, что правительство Китая официально выражает готовность поддерживать проекты китайских инвесторов, осуществляемые в рамках реализации инициативы «Пояса и пути», при этом страны и территории – участницы глобальной инициативы, как правило, являются дружественными по отношению к китайскому правительству государствами и, как правило, официально не присоединяются к односторонним антироссийским санкциям стран коллективного Запада. Можно отметить, что в 2021 г. на страны и территории – участницы стратегической инициативы (список участников на конец 2023 г.) приходилось около 36,55% от мирового объема исходящих ПИИ, что делает международный инвестиционный потенциал участников глобальной инициативы достаточно значительным, особенно в текущих российских условиях. [51, с. 1639] В этой связи, конечно, можно отметить, что при привлечении ПИИ важно учитывать и технологическую составляющую инвестиционных проектов, в этой связи привлечение ПИИ из стран, обладающих современными технологиями видится более желательным [52], что вновь показывает потенциальную важность Китая как значимого источника ПИИ для России – известно, что КНР является одним из мировых лидеров по объему расходов на НИОКР, мировым лидером по экспорту высокотехнологичной продукции и патентной активности [1, с. 182], производя как востребованную на мировом рынке бытовую технику, так и эксплуатируя собственную космическую многомодульную орбитальную станцию.
Заключение
Проведенное исследование вопросов привлечения ПИИ из Китая в экономику России в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» позволило авторам прийти к следующим выводам:
- в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) в целом отмечался общий тренд на повышение стоимостных объемов китайских исходящих ПИИ;
- доля российского направления в китайском прямом инвестировании зарубежом в целом в рассматриваемый период снижалась, с максимальным показателем около 2% в 2015 г. и не более 1% в другие годы, в том числе принимая отрицательные значения (наблюдался чистый отток китайских ПИИ из России);
- динамика притока китайских ПИИ в российскую экономику в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) крайне неравномерна;
- по российским статистическим данным в указанный период максимальный объем китайских ПИИ поступил в Россию в 2014 г. (1,271 млрд долл. США), после чего приток китайских ПИИ в Россию в целом постоянно снижался, в том числе до отрицательных значений в 2018 г.;
- статистика правительства Китая показывает значительно большие объемы (по сравнению с российской статистикой) притока ПИИ из КНР в Россию, с максимальными показателями в 2015 г. (2,961 млрд долл. США) и относительно высокими показателями притока ПИИ из КНР в 2016 и 2017 гг., при этом в 2019 и 2021 гг. китайская статистика показывала относительно значительный чистый отток ПИИ КНР из России;
- по статистическим данным ЦБ РФ в 2015 г. отмечалась максимальная доля китайских ПИИ в структуре притока ПИИ в российскую экономику (9,42%), на втором месте – результаты 2014 г. (5,77%);
- по данным ЮНКТАД Китай в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) стал одним из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ, к примеру, в 2014 и 2015 гг. на Китай приходилось 9,82% и 8% от мирового объема исходящих ПИИ, а максимальный рассматриваемый показатель (21%) был зафиксирован в 2020 г.;
- Китай, несмотря на относительно недавнее становление в качестве одного из мировых лидеров по объемам исходящих ПИИ, уже является одной из ведущих стран по объемам накопленных исходящих ПИИ (6,18% мирового объема накопленных исходящих ПИИ на конец 2021 г.);
- около 10,644 млрд долл. США представляли накопленные в России китайские ПИИ (по статистическим данным правительства КНР на конец 2021 г.), что соответствовало около 0,38% от накопленных китайских исходящих ПИИ, при этом в целом в рассматриваемый период (2013-2021 гг.) доля России в накопленных исходящих ПИИ КНР снижалась (соответствующие показатели на конец 2013 г. 1,15% и на конец 2021 г. 0,38%);
- в рассматриваемый период времени (2013-2021 гг.) отмечалось снижение доли России в мировых объемах накопленных входящих ПИИ (соответствующие показатели 2,26% на конец 2013 г. и 1,15% на конец 2021 г.);
- в соответствии с китайскими статистическими данными в 2021 г. внешняя торговля товарами Китая с Россией составляла 2,43% от китайской внешней торговли товарами, при этом в китайском товарном экспорте в указанном году Россия занимала 2,01%, в товарном импорте – 2,96%;
- доля Китая в российском товарном экспорте в 2013-2021 г. составляла 7,86-17,06% в различные годы, в товарном импорте – 19,24-28,11% в различные годы, во внешней торговле товарами в целом – 12,17-21,02% в различные годы (с общей тенденцией роста от 2013 г. к 2021 г.);
- в целом указанная степень взаимосвязи обеих стран во внешней торговле показывает, что роль Китая в притоке ПИИ в Россию не соответствует степени взаимной важности обоих государств друг для друга во внешней торговле;
- в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» важно отметить, что правительство Китая официально выражает готовность поддерживать проекты китайских инвесторов, осуществляемые в рамках реализации инициативы «Пояса и пути»;
- страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь», как правило, являются дружественными по отношению к китайскому правительству государствами и, как правило, официально не присоединяются к односторонним антироссийским санкциям стран коллективного Запада;
- в 2021 г. на страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (список участников на конец 2023 г.) приходилось около 36,55% от мирового объема исходящих ПИИ, что делает международный инвестиционный потенциал участников глобальной инициативы достаточно значительным;
- при привлечении ПИИ важно учитывать и технологическую составляющую инвестиционных проектов, в этой связи привлечение ПИИ из стран, обладающих современными технологиями видится более желательным, что вновь показывает потенциальную важность Китая как значимого источника ПИИ для России – известно, что КНР является одним из мировых лидеров по объему расходов на НИОКР, мировым лидером по экспорту высокотехнологичной продукции и патентной активности.
Среди проблемных вопросов, которые попали в поле зрения авторов при проведении этого исследования, можно отметить такой вопрос, как сложность оценки объемов инвестиций компаний из КНР в российскую экономику, осуществляемых через третьи страны. Изучение этой проблемы, несомненно, нуждается в дальнейшем отдельном исследовании.
Источники:
2. Болаев А.В. Китайская концепция «Один пояс и один путь»: возможности и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций для России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 5. – c. 81–86.
3. Абрамкина М.С. Политические риски китайского проекта «Один пояс, один путь» // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 437–444. – doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
4. Ван Биньи Мяньсян «И Дай И Лу» дэ Чжунго Ганкоу Чжуаньсин Шэнцзи Яньцзю [Изучение трансформации и модернизации китайских портов, задействованных в реализации инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2019. – 182 c.
5. Ван Дэхун «И Дай И Лу» Шанъе Мошиюй Фэнсянь Гуаньли [«Один пояс и один путь»: Бизнес-модель и управление рисками]. - Пекин, 2022. – 348 c.
6. Garlick J. The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative // Journal of Current Chinese Affairs. – 2020. – № 49(2). – doi: 10.1177/1868102620968848.
7. Глянц Майкл Г., Росс Роберт Дж. Один пояс и один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. - Москва: Издательство «Международные отношения», 2021. – 264 c.
8. Elaine Duckworth Latin American and Caribbean Participation in China’s Belt and Road Initiative // Cornell International Affairs Review. – 2022. – № 16 (1). – p. 115–161.
9. Ма Цзяньтан «И Дай И Лу» Гоцзи Хэцзо Цзичжи Яньцзю [Исследование механизма международного сотрудничества инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2019. – 202 c.
10. Мантаева Э.И., Болаев А.В. Рост значимости Китая как импортера товаров из стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 195-216. – doi: 10.18334/eo.14.1.120776.
11. Цзян Чжиган «И Дай И Лу» Цзяньшэ Чжун дэ Цзиньжун Чжичши Чжудао Цзоюн [Ведущая роль финансовой поддержки в строительстве «Пояса и пути»] // Гоцзи Цзинцзи Хэцзо [Международное экономическое сотрудничество]. – 2014. – № 9. – c. 59–63.
12. Александрова М.В. Китайские инвестиции в России: отраслевой срез // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2017. – № 22. – c. 219–242. – doi: 10.24411/9785–0324–2017–00015.
13. Бао Х. Современное состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиции из Китая в Россию // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 3. – c. 12–15.
14. Ван Ц. Изменение направлений иностранных инвестиций в Россию с 2010 г // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – c. 8–10.
15. Залесская О.В. Китайские инвестиции в Россию как фактор трансграничного российско-китайского сотрудничества // Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2022. – № 2 (112). – c. 23. – doi: 10.18254/S207987840019946-9.
16. Ревенко Н.С. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество: состояние и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 6. – c. 30–43. – doi: 10.24412/2072–8042–2023–6-30–43.
17. Ло И. Инвестиции китайских компаний в российскую арктическую зону: возможности и проблемы // Московский экономический журнал. – 2019. – № 3. – c. 16. – doi: 10.24411/2413–046X-2019–13016.
18. Сизых Е.Ю. Прямые инвестиции Китая в экономике России: динамика, структура, факторы влияния // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 2. – c. 45.
19. Цзоу С. Китайские инвестиции в Россию: состояние дел и перспективы // Современная научная мысль. – 2021. – № 5. – c. 199–205. – doi: 10.24412/2308–264X 2021–5-199–205.
20. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2014 [Китайский статистический ежегодник 2014]. - Пекин, 2014.
21. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2016 [Китайский статистический ежегодник 2016]. - Пекин, 2016.
22. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2018 [Китайский статистический ежегодник 2018]. - Пекин, 2018.
23. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2020 [Китайский статистический ежегодник 2020]. - Пекин, 2020.
24. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2023 [Китайский статистический ежегодник 2023]. - Пекин.
25. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию по странам-партнерам (участие в капитале, реинвестирование доходов и долговые инструменты). Сайт Центрального банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 01.05.2024).
26. UNCTAD World Investment Report 2016. Investor Nationality: Policy Challenges. - Geneva – UN, 2016.
27. UNCTAD World Investment Report 2022 International tax reforms and sustainable investment. - Geneva – UN, 2022.
28. Цзинвай тоуцзы фансян дэ чжидао ицзянь [Руководство по направлениям зарубежных инвестиций]. Сайт Государственного совета КНР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2017-08/18/content_5218665.htm (дата обращения: 01.05.2024).
29. Дуйвай тоуцзы гобе чанье даосян мулу [Каталог отраслевых направлений для иностранных инвестиций по конкретным странам]. Сайт Министерства коммерции КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/aarticle/bi/200407/20040700252005.html (дата обращения: 01.05.2024).
30. НОВАТЭК продал китайской CNPC 20% в газовом проекте на Ямале. Сайт сетевого издания «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/01/2014/570415e69a794761c0ce59d3 (дата обращения: 01.05.2024).
31. НОВАТЭК продал китайцам долю в «Ямал СПГ» за €1 млрд. Сайт сетевого издания «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56e81de89a7947af97c05942 (дата обращения: 01.05.2024).
32. Российский ТЭК обзавелся новыми китайскими партнерами по бизнесу. Сайт сетевого издания «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/17/12/2015/5672beab9a79475701feffd3 (дата обращения: 01.05.2024).
33. «Сибур» станет немного шелковым. Сайт сетевого издания «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/12/15/58511ef89a794715f4ba088b (дата обращения: 01.05.2024).
34. Beijing Gas купила долю акций «дочки» «Роснефти» за $1,1 млрд. Сайт сетевого издания «РБК». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59550b079a7947f28b7e3a42 (дата обращения: 01.05.2024).
35. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2006 [Китайский статистический ежегодник 2006]. - Пекин, 2006.
36. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2009 [Китайский статистический ежегодник 2009]. - Пекин, 2009.
37. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2013 [Китайский статистический ежегодник 2013]. - Пекин, 2013.
38. UNCTAD World Investment Report 2006. FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development. - Geneva – UN, 2006.
39. UNCTAD World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development. - Geneva – UN, 2009.
40. UNCTAD World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. - Geneva – UN, 2013.
41. UNCTAD World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan. - Geneva – UN, 2014.
42. UNCTAD World Investment Report 2020: International Production Beyond the Pandemic. - Geneva – UN, 2020.
43. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2017 [Китайский статистический ежегодник 2017]. - Пекин, 2017.
44. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2019 [Китайский статистический ежегодник 2019]. - Пекин, 2019.
45. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2021 [Китайский статистический ежегодник 2021]. - Пекин, 2021.
46. Чжунго Тунцзи Няньцзянь 2022 [Китайский статистический ежегодник 2022]. - Пекин, 2022.
47. Россия в цифрах. 2015. / Крат. стат. сб./Росстат. - М., 2015. – 543 c.
48. Торговля в России. 2017. / Стат. сб./ Росстат. - M., 2017. – 233 c.
49. Торговля в России. 2019. / Стат. сб./ Росстат. - M., 2019. – 228 c.
50. Торговля в России. 2023. / Стат. сб./ Росстат. - M., 2023. – 230 c.
51. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы повышения роли стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1631-1652. – doi: 10.18334/epp.14.4.120829.
52. Болаев А.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор внедрения зарубежных технологий в стране-реципиенте в условиях экономической глобализации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 4(64). – c. 18.
Страница обновлена: 13.11.2024 в 17:09:51