Государственное регулирование инвестиционного климата в странах Африки как фактор привлечения современных технологий
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Регулирование условий приема прямых иностранных инвестиций занимает важное место в экономической политики стран Африки, так как позволяет стимулировать виды экономической деятельности, отвечающих интересам достижения инклюзивного экономического роста, в том числе за счет обеспечения хозяйственной деятельности в специально обозначенных зонах ускоренного развития. Важное место в регулировании деятельности многонациональных предприятий в странах Африки занимают инвестиционные кодексы, которые зачастую гармонично дополняются другими источниками права, включая отраслевые кодексы, законы об иностранных инвестициях и прочие документы, а также утвержденными органами государственной власти экономического блока программы по предоставлению иностранным инвесторам льгот и гарантий защиты их собственности, а также возможности свободного распоряжения полученной прибылью и, в случае необходимости, проведения дезинвестиций. Автор приходит к выводу о необходимости стимулирования экономической деятельности многонациональных предприятий в странах Африки, в результате чего будут поступать новые технологии и проводится модернизация экономики.
Ключевые слова: государственная экономическая политика, инвестиционный кодекс, многонациональные предприятия (МНП), новые технологии, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), страны Африки, экономическое положение
JEL-классификация: P33, P40, P45
Введение
Африканские страны – реципиенты иностранных частнопредпринимательских производственных и финансовых инвестиций целенаправленно активизируют свои меры по законодательному оформлению регулирования и стимулирования притока иностранного инвестиционного капитала в их экономику. В этой связи речь идет о привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и современных технологий, в первую очередь капиталовложений многонациональных предприятий (МНП) развитых стран Запада, вовлеченных в регулярную инвестиционную деятельность в странах Африканского континента. Данные меры по законодательному обеспечению и содействию притока иностранных инвестиций в страну, прежде всего капитала крупных частных инвесторов стран Запада и Востока, а также многонациональных компаний, базируются прежде всего на новых инвестиционных кодексах африканских стран, законах об инвестициях, а также специальных законах об иностранных инвестициях и ныне ряде других законов и специальных подзаконных актов.
Тем не менее действующие инвестиционные кодексы остаются важнейшим и, видимо, наиболее эффективным на практике инструментом регулирования иностранных капиталовложений в африканские страны, периода всего притока производственных инвестиций МНП и современных технологий. Инвестиционные кодексы, имеющие силу официальных государственных законов, содержат ныне специальные, зачастую детально разработанные положения, нацеленные в конечном итоге на обеспечение непосредственной поддержки иностранного частного капитала, обновления процессов промышленного производства, модернизации реального сектора экономики и внедрения современных технологий, адаптированных к реалиям африканской экономики, местного промышленного и сельскохозяйственного производства в первую очередь.
Доктор экономических наук, профессор Владимир Викторович Павлов, работавший на должности ведущего научного сотрудника Центра изучения проблем переходной экономики Института Африки РАН, ушел из жизни в марте 2023 г. Этот признанный ученый, крупный специалист по проблематике инвестиционного регулирования в странах Африки, автор множества фундаментальных научных идей и новаторских экономических концепций. Выгодно выделяется его пионерный научный подход к анализу и практическому применению инвестиционных кодексов в странах Африки, изложенный в монографии [10] (Pavlov, 2017), а также более подробно (в функциональном и региональном представлении) в соавторстве с А.Л. Сапунцовым [11–16] (Pavlov, Sapuntsov, 2018; Pavlov, Sapuntsov, 2019; Sapuntsov, Pavlov, 2019; Pavlov, Sapuntsov, 2020; Sapuntsov, Pavlov, 2021; Pavlov, Sapuntsov, 2022). Предлагаемая статья подготовлена в продолжение совместного научного творчества с В.В. Павловым и включает в себя материалы его рукописей, не опубликованные при жизни.
Государственное содействие притоку ПИИ в страны Африки
Политика африканских государств по привлечению в страну иностранных частных производственных инвестиций и современных технологий как фактор обеспечения процессов научно-технического обновления и прогрессивной модернизации экономики стран – реципиентов определяет палитру инвестиционной привлекательности национальной экономики [1] (Abramova, Fituni, 2023). В современных условиях государственная политика африканских стран по привлечению в национальную экономику иностранных капиталовложений стала включать как минимум, четыре основных (базовых) составляющих её элементов, в числе которых:
1. Совершенствование действующей системы инвестиционного регулирования фискально-налогового контроля в принимающих африканских странах.
2. Стимулирование и расширение практики создания совместных предприятий и компаний (с долевым участием иностранного капитала) на базе привлечения иностранных концессионных инвестиций и заключения договоров (соглашений) о разделе произведенной продукции.
3. Учреждение свободных производственных, промышленных, инвестиционных и экспортных зон и других территорий, аналогичных по сути данным зонам и обеспечивающих максимально льготные преференциальные условия для реализации в них иностранных инвестиций (различного вида и функционального назначения) и налогообложения действующих в них предприятий и компаний.
4. Поддержка мероприятий развитых стран Запада по стимулированию и гарантированию зарубежных инвестиций их валютных резидентов (юридических и физических лиц) в экономику африканских стран.
Во многих странах континента принимаются активные целенаправленные меры в соответствии с действующими инвестиционными кодексами, чтобы сформировать и законодательным образом оформить более благоприятный климат для инвестиций иностранного частного капитала [9] (Morozenskaya, 2019). В их числе: Кот-д’Ивуар, Габон, Гана, Республика Конго, Либерия, Мавритания, Марокко, Сенегал, Того, Намибия, Малави, а также ЮАР. Благоприятный инвестиционный климат в стране для осуществления в нее иностранных частнопредпринимательских производственных и финансовых инвестиций предполагает в своей основе в первую очередь обеспечение иностранным инвесторам – валютным нерезидентам (юридическим и физическим лицам) получения высоких и устойчивых прибылей – нетто (после уплаты ими всех налогов и сборов, действующих в принимающей стране), как правило до 15–18% годовых в ведущих отраслях промышленного производства, энергетическом секторе, горнодобывающей промышленности.
Регулирование через инвестиционный кодекс в Африке
В числе других первостепенных приоритетных задач создания в стране на базе инвестиционных кодексов максимально благоприятного для операционной и инвестиционной деятельности иностранных частных инвесторов инвестиционного климата фигурируют:
1. Предоставление иностранным частным инвесторам официальных государственных гарантий принимающей страны по защите их движимого и недвижимого имущества, фактически осуществленных инвестиций и любой другой собственности, принадлежащей инвесторам – валютным нерезидентам от экспроприации либо национализации (кроме специально оговоренных в инвестиционных кодексах случаев осуществления национализации иностранной собственности при выплате её владельцам – валютным нерезидентам адекватной денежной компенсации в иностранной твердой валюте с правом перевода этих средств из принимающей страны в иностранные банки за границей).
2. Либерализация порядка экстернализации доходов и прибылей, полученных иностранными частными инвесторами в принимающей стране, осуществления валютных трансакций (различного целевого назначения) иностранных инвесторов по конвертации принадлежащих им средств в иностранную твердую валюту и их последующий перевод и размещение в иностранных банках за границей.
3. Совершенствование и рационализация действующего финансового, фискального и прежде всего налогового законодательства принимающих африканских стран. В этой связи речь идет, в частности, о разработке и применении по отношению к иностранным компаниям и предприятиям, созданным в стране на базе одобренных и аккредитованных инвестиционных проектов, предложенных к реализации в принимающей стране иностранными частными инвесторами, льготного преференциального инвестиционного и прежде всего фискально-налогового режимов. Речь идет о законодательно оформленном целевом снижении действующих ставок основных используемых в странах региона базовых налогов и сборов, в числе которых: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на компании – акционерные общества и другие официальные налоги и сборы, а также ставок таможенных пошлин и сборов (в первую очередь по импорту в страну иностранными предпринимателями и инвесторами промышленного оборудования, новых технологий, а также некоторых видов капитальных товаров и изделий длительного пользования).
Инвестиционное регулирование в отдельных странах Африки
В качестве иллюстрации приведём лишь некоторые примеры целенаправленной активизации африканскими странами используемых ими мер по стимулированию притока инвестиций и привлечению новых технологий и технологических процессов в реальном секторе их экономики.
В Кот-д’Ивуаре для обновления научно-технологических и производственных процессов государство предоставляет иностранным частным инвесторам целый комплекс диверсифицированных фискально-налоговых льгот и преференций и при этом отменило взимание импортных таможенных пошлин по широкому кругу операций иностранных компаний и предприятий по ввозу в страну современного оборудования и технологий для их последующего активного внедрения в производственные процессы в стране, в том числе в смешанных по капиталу компаниях и совместных предприятиях, действующих на базе долгосрочных концессионных соглашений иностранных инвесторов с местными африканскими предпринимателями о разделе произведенной продукции.
В Сенегале в соответствии с действующим инвестиционным кодексом все инвесторы (юридические и физические лица), независимо от их фактической национальности и происхождения ныне получают специальные (адресные) гарантии на реализацию инновационных инвестиций в страну и одновременно им гарантируются безусловные права собственности на фактически осуществленные капиталовложения и обеспечивается право собственности на их движимое и недвижимое имущество в стране, включая права собственности на приобретенные ими в стране земельные участки и наделы (в первую очередь территории, предназначенные для фактического размещения на них предприятий и промышленных производств) [19] (Majumder, Roy, 2023). Иностранным инвесторам обеспечивается право владения концессиями и созданными на их основе совместными предприятиями и компаниями (действующими на базе долгосрочных договоров о разделе произведенной продукции), им также предоставляется право и соответствующая возможность долевого участия в капитале и инвестиционной, и операционной (производственной) деятельности смешанных по капиталу местных предприятий государственного сектора (либо контролируемых государством, либо с его мажоритарным долевым участием в уставном или подписном акционерном капиталах).
Инвестиционный кодекс, а также закон об инвестициях четко определяют наиболее благоприятствуемые национальным государством отрасли и сферы экономики для размещения в страну иностранных капиталов, прежде всего в форме прямых промышленных инвестиций, а также концессионных инвестиций, а в ряде случаев также портфельных инвестиций, которые связаны, в частности, с миноритарным размещением средств иностранными частными инвесторами в акции и другие долговые и долевые ценные бумаги местных африканских акционерных компаний и предприятий [5] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021b). Причем, как представляется, подобного типа иностранные портфельные инвестиции в большинстве стран Африки, в числе которых Сенегал, Республика Гвинея, Республика Конго, Гана, Нигерия могут ныне эффективно осуществляться, видимо, при вложении средств иностранными инвесторами в акции, другие долевые ценные бумаги, а также облигации многонациональных африканских компаний и предприятий, прежде всего коллективных, активно занимающихся трансграничным бизнесом и торговлей как в рамках африканского континента, так и за его пределами, в странах с высоким уровнем подушевого валового национального дохода [8] (Kuznetsov, 2024). При этом иностранным инвесторам с государством в принимающих странах гарантируется безусловное право на вывоз за границу ранее инвестированного в страну капитала (реализацию дезинвестиций), равно как и право на экстернализацию и последующий свободный вывоз из страны ранее полученных ими инвестиционных прибылей – нетто от реализации проекта и эксплуатационной деятельности в стране инвестиционного объекта.
Отраслевая структура приема ПИИ в страны Африки
В соответствии с законами об иностранных инвестициях, инвестиционными кодексами, а также ныне активно применяемыми в странах региона (Республика Гвинея, Республика Конго, Сенегал) специализированными отраслевыми инвестиционными кодексами (важнейшими из их общего числа стали нефтяные кодексы, горные кодексы и некоторые другие специализированные отраслевые кодексы) устанавливают дополнительные фискально-налоговые меры по целевому стимулированию (в том числе адресному) устойчивого притока иностранных частных инвестиций в определенные государством и подлежащие первоочередному научно-техническому обновлению и модернизации приоритетные для развития конкретной страны отрасли национальной экономики, прежде всего её реального сектора. Что касается непосредственно стран Тропической Африки, то в числе приоритетных отраслей их национальной экономики, которые стали объектом преференциального, а зачастую максимально выгодного для иностранных частных промышленных инвесторов (реализующих ПИИ в экономику принимающей страны) вложения инвестиционных ресурсов, ныне стали: энергетическое хозяйство (в том числе внедрение и размещение источников возобновляемой электроэнергии), химическая промышленность (в частности производство на местах калийных и других удобрений), промышленная разработка месторождений бокситов, железной руды, бурого угля, сырой нефти (в том числе в ряде случаев добываемой на морском шельфе с более современными технологиями).
Помимо этих базовых отраслей горнодобывающей промышленности и реального сектора экономики стран – реципиентов иностранного частнопредпринимательского производственного капитала активно стимулируются иностранные капиталовложения (прежде всего в форме прямых инвестиций) в обрабатывающие отрасли промышленности, а также, отметим в сферу услуг (например, в Нигерии, где сектор услуг устойчиво занимает с 2015 г. по сути явно лидирующие позиции в формировании ВВП данной страны) [22] (World Economic Outlook, 2024). В числе таких сфер вложения иностранного капитала, которые обеспечивают инвесторам особые инвестиционные льготы и преференции (особенно фискально-налоговые) при реализации аккредитованных инвестиционных проектов и в которых им представляются дополнительные фискально-налоговые стимулы при введении инвестиционных объектов в постоянную производственную эксплуатацию и осуществлении ими своей текущей производственной деятельности в стране.
В числе важнейших ныне такие фигурируют: промышленная переработка зерна (в том числе импортного) и ряда других пищевых злаковых культур, являющихся основой продовольственного потребления основной части населения этих стран, а также сахарного тростника, хлопка, овощей, разведение и товарное производство некоторых других видов сельскохозяйственных культур (как в сфере растениеводства, так и ныне животноводства), включая возделывание ряда технических сельскохозяйственных культур [6] (Kalinichenko, 2019). По сути во многом новыми объектами целенаправленного стимулирования иностранного частного инвестирования, в том числе финансового (включая реализацию портфельных инвестиций) с 2015 г. стали сфера услуг (в её широком толковании) и индустрия туризма, включая компании, обслуживающие специализированные туристические потоки различного по своей сути функционального назначения [7] (Kalinichenko, Novikova, 2019).
Гарантии для иностранных инвесторов в странах Африки
Инвестиционные кодексы Республики Конго, ЮАР, Малави, Намибии официально предоставляют иностранным частным инвесторам, в первую очередь промышленным, особые гарантии, обеспечивающие им по сути полную защиту от экспроприации в стране их собственности, имущества (движимого и недвижимого), а, главное, защиту от национализации реализованных ими капиталовложений в экономику принимающей страны, и их ликвидных финансовых активов, в частности облигаций (займов центрального правительства) и других государственных долговых ценных бумаг, в том числе принимающих африканских стран. В этих странах какая-либо национализация иностранной собственности ныне возможна лишь в случаях особой государственной необходимости, которые специально четко оговорены в действующем в стране законодательстве.
В Республике Гвинея, в Республике Конго, Малави, Либерии и некоторых других принимающих странах континента государство в лице правительства, признавая первостепенную важность увеличения регулярного притока в страну иностранных частнопредпринимательских производственных инвестиций для обеспечения её устойчивого развития, предоставило иностранным частным инвесторам безусловное право свободно распоряжаться полученной ими в стране инвестиционной прибылью – нетто, осуществлять её экстернализацию, в частности её конвертацию в иностранную твердую валюту по действующему в стране межбанковскому валютному курсу и последующий перевод этих средств в твердой валюте на свои счета в иностранных банках заграницей (прежде всего в родительских странах иностранных частных инвесторов).
В Либерии для иностранных частных инвесторов, предприятий и компаний создан по сути максимально благоприятный инвестиционный климат как для новой инвестиционной деятельности, так и для текущей операционной (производственной) деятельности созданных в результате реализации в стране аккредитованных инвестиционных проектов и программ новых предприятий, производств, акционерных компаний и любых других производственных инвестиционных объектов. Иностранным частным инвесторам официально разрешен свободный 100-процентный перевод за границу полученных в стране дивидендов и инвестиционных прибылей – нетто, обеспечена неограниченная свобода осуществления валютных операций и трансфертов, им предоставлены всеобъемлющие гарантии от национализации в стране любой их собственности и имущества (за исключением некоторых специально оговоренных в инвестиционном кодексе и законе об иностранных инвестициях случаев, касающихся активов, имеющих для страны важное государственное стратегическое значение) [23] (World Investment Report, 2024).
В Кении МНП, иностранным частным инвесторам, как промышленным, так и финансовым, официально гарантируются свободная репатриация в свою родительскую страну ранее инвестированных в Кению капиталов (осуществление дезинвестиций) и перевод полученных ими в Кении инвестиционных прибылей – нетто на их счета в иностранных банках заграницей. Государство вообще не имеет права национализировать принадлежащую нерезидентам собственность (движимое и недвижимое имущество) без выплаты им соответствующей адекватной денежной компенсации.
Ряд стран, в частности ЮАР, в 2017–2018 гг. стали предоставлять иностранным частным инвесторам особые дополнительные адресные гарантии как по защите от национализации ранее реализованных капиталовложений, так и для осуществления новых инвестиций в реальный сектор экономики страны, в частности в местное промышленное производство, базирующееся на формировании постоянных долгосрочных кооперационных связей в промышленном производстве с другими странах Юга Африки, в первую очередь членами валютной зоны ранда ЮАР [23] (World Investment Report, 2024).
Фискальные методы стимулирования поступлений ПИИ
Среди ключевых инструментов государственной экономической политики, активно используемых для инвестиционного стимулирования устойчивого притока иностранных частных промышленных капиталовложений (в частности в форме прямых инвестиций) в контексте обеспечения и поддержания процессов научно-технического обновления реального сектора экономики африканских стран все более существенную роль ныне стали играть фискально-налоговые льготы и преференции, предоставляемые в принимающих странах иностранным инвесторам. Более того, среди различного рода инвестиционных стимулов, обычно предоставляемых принимающими странами иностранным частным промышленным инвесторам и акционерам (в том числе в смешанных по капиталу предприятиях и компаниях, а также в совместных предприятиях, учреждаемых на базе договоров о разделе производственной продукции и долгосрочных концессионных соглашений) они играют все более заметную роль. В этой связи лишь отметим, что в результате осуществления подобный практики инвестиционного стимулирования иностранной частнопредпринимательской производственной деятельности активно применяемые в принимающих африканских странах так называемые базовые льготные ставки налогообложения действующих (введенных в постоянную производственную эксплуатацию) приоритетных иностранных инвестиционных объектов (прежде всего предприятий и компаний, контролируемых в стране иностранными частными предпринимателями – их акционерами) обычно лишь на 1–5 процентных пункта превышают базовые ставки максимально льготного преференциального уровня налогообложения, в том числе адресного, производственных предприятий и компаний частного сектора в развитых странах ЕС и ряде ведущих восходящих стран Азии.
Между тем, как представляется, максимальный выигрыш от подобных мер фискально-налогового стимулирования принимающих африканских стран получали и в перспективе будут получать наиболее крупные инвесторы, в числе которых фигурируют МНП, их филиалы, ведущие предприятия и компании из развитых стран, в том числе из азиатских. Суть дела здесь в том, что в соответствии с законами об иностранных инвестициях и прежде всего с предписаниями действующих инвестиционных кодексов значительного числа принимающих африканских стран абсолютный размер фискально-налоговых льгот и преференций иностранным частным инвесторам автоматически повышается по мере увеличения объема фактически реализованных ими первоначальных инвестиций в иностранной твердой валюте в принимающую страну. Подобная устойчивая взаимосвязь между фактическим размером предоставляемых льгот и объемом реализованных иностранных инвестиций в страну прослеживается в действующих системах инвестиционного регулирования и контроля, если не во всех, то в значительном числе стран Северной, Западной и Центральной Африки (Мавритания, Тунис, Того, Конго, Гвинея и др.) [17] (Fituni, 2020). Существующий в этой группе стран региона порядок фискально-налогового стимулирования роста объема иностранных капиталовложений стал использоваться также в ряде стран других африканских субрегионов, например, в Восточной Африке (Уганда, Кения).
Международные соглашения о налогообложении
Многие страны континента в 2000–2023 гг. заключили новые либо возобновили действующие соглашения с развитыми государствами, прежде всего участницами ЕС, о предотвращении режима двойного налогообложения прибылей – нетто компаний – инвесторов. В соответствии с ключевыми положениями подобных базовых долгосрочных (или в ряде случаев бессрочных) соглашений действующие в странах континента иностранные компании и предприятия – инвесторы, в том числе отделения МНП и компании, занимающиеся трансграничным бизнесом, обязаны уплачивать все установленные для них налоги, действующие сборы только однократно и только непосредственно, дословно, «у источника получения своего официального дохода от своей регулярной текущей производственной либо торгово-сбытовой деятельности» [4] (Drobot, Makarov, Sapuntsov, 2021a). Другими словами, все налоги и сборы на компании и корпорации стран с высоким уровнем подушевого валового национального дохода должны уплачиваться ими в установленном порядке единовременным платежом в налоговые инспекции исключительно на национальной территории принимающей их африканской страны. Используемый достаточно широкий перечень инвестиционных льгот (инвестиционных стимулов) для иностранных инвесторов, относительно низкие ставки базовых налогов и сборов на доходы валютных нерезидентов (юридических и физических лиц), распространение практики предотвращения применения режима двойного налогообложения доходов действующих в странах региона частных иностранных предприятий и компаний, абстрактно говоря, призваны содействовать устойчивому притоку и росту объема иностранных частнопредпринимательских производственных инвестиций в принимающие африканские страны.
Между тем, по нашим оценкам, действующая система льготного преференциального налогообложения в принимающих африканских странах, как правило, на деле наиболее выгодна МНП, поскольку в результате принятия соглашений о предотвращении режима двойного налогообложения прибылей (доходов) компании на них начисляются и соответственно взимаются налоги в принимающих странах по существенно более низким ставкам налогообложения, чем в странах базирования их головных контор и штаб-квартир, равно как и в большинстве стран с высоким уровнем подушевого валового национального дохода, а также ведущих азиатских государствах с многоукладной экономикой. К этому стоит добавить также, что МНП и их филиалы (отделения), действующие в африканских странах, зачастую получают также дополнительные льготы и преференции (так называемые целевые адресные «инвестиционные стимулы») при расчете общей суммы их налогооблагаемой базы в принимающей африканской стране.
Действующие в странах региона относительно более низкие по сравнению с их родительскими странами ставки налогообложения иностранных компаний и предприятий, предоставляемый им диверсифицированный набор льгот и преференций различного характера и целевого назначения, другие разнообразные инвестиционные стимулы, предоставляемые принимающими странами иностранным частнопредпринимательским производственным инвесторам, зачастую представляют собой по сути своего рода «плату», некий особый сбор за привлечение и обеспечение устойчивого притока частного инвестиционного промышленного (производственного) капитала из развитых и восходящих стран в наименее развитые в современном мире страны, наряду с созданием наиболее благоприятных законодательно оформленных юридически-правовых условий для инвестиционной и текущей производственной деятельности иностранных частных инвесторов в принимающей стране. Между тем, как представляется, налоги и их эффективные ставки, как и некоторые другие специальные фискально-налоговые стимулы ныне уже не являются решающим фактором, определяющим поведение и долгосрочную инвестиционную стратегию иностранных частных промышленных инвесторов в конкретной принимающей африканской стране. Возможные текущие финансовые потери иностранных инвесторов, связанные, в частности, с ростом действующих налоговых ставок и увеличением их налогооблагаемой базы в принимающей африканской стране, обычно не становятся реально сдерживающей преградой для реализации иностранных инвестиций в экономику принимающей африканской страны, а, главное, для устойчивого расширения масштабов своей текущей производственной деятельности и последующей её эффективной диверсификации.
Факторы африканского инвестиционного климата
Главными факторами в инвестиционном климате принимающей африканской страны, непосредственно воздействующими на инвестиционные решения иностранных частных инвесторов по размещению своих капиталов в конкретную африканскую страну и расширению своей текущей производственной деятельности в данной принимающей стране, становятся, как представляется, в первую очередь текущая социально-политическая обстановка (зачастую именуемая как «политический климат»), а также уровень (норма) и, отметим, масса полученной прибыли (валового дохода). Инвесторы частнопредпринимательского производственного (промышленного) каптала обычно напрямую не увязывают свои конкретные инвестиционные решения в зависимости от базового уровня и основных трендов в движении действующих ставок налогообложения регулярной инвестиционной и своей текущей производственной деятельности в принимающей стране (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль компаний и предприятий – акционерных обществ и других регулярных налогов и сборов, равно как и ставок действующих импортных таможенных пошлин и комиссий, а также их динамики).
Главное, однако, в другом. Частные инвесторы и МНП ныне, видимо, не боятся увеличения действующих ставок налогообложения своей производственной и коммерческой деятельности в определенной принимающей стране, если у них возникает реальная возможность так или иначе закрепиться на местных рынках страны, обладающей достоверными запасами стратегического сырья, пригодными для крупномасштабной промышленной разработки (как, например, в Гвинее), а также имеющей политически стабильный режим. Более того, иностранные промышленные инвесторы нередко отказываются вносить в принимающую страну новый дополнительной инвестиционный капитал в иностранной твердой валюте и реинвестировать в её экономику ранее полученные прибыли (зафиксированный свой инвестиционный доход) от своей регулярной (основной) производственной деятельности в случае существенного обострения текущей социально-политической обстановки в принимающей стране, а, главное, вносить в реальный сектор её экономики какие-либо новые технологии и более современные технологические процессы, в том числе в добычу и первичную обработку в принимающей стране минерального сырья, углеводородов, в частности сырой нефти, а также в сферу производства электроэнергии (генерирующие сети) и сопутствующей ей передаточные (трансмиссионные) сети и производства.
В результате в большинстве случаев в странах Тропической Африки (как и в других странах континента) важнейшим условием и реальным фактором обеспечения реального научно-технологического обновления и прогрессивной модернизации базовых производственных процессов в принимающей стране, в первую очередь в отраслях горнодобывающей промышленности, энергетике и сфере добычи сырой нефти, в том числе на морском шельфе, в современных условиях объективно становятся: во-первых, относительно стабильный политический климат и, во-вторых, четко выраженная ориентация этой страны на целенаправленную поддержку и стимулирование инвестиционной и текущей производственной деятельности в стране иностранного частнопредпринимательского производственного капитала и ведущих МНП, оперирующих как в сфере добывающей, так и ныне в сфере обрабатывающей промышленности и других отраслях местного промышленного производства в принимающих странах.
В этой связи лишь отметим, что на деле речь идёт о тех отраслях производства и секторах экономики принимающих стран, которые уже ныне либо в значительной мере подконтрольны, либо по сути полностью контролируются иностранным капиталом и МНП (как стран Запада, так и Китая) [20] (Müller et al). В качестве примера реальной ситуации с проведением научно-технического обновления в сфере горнодобывающей промышленности в странах Тропической Африки можно привести деятельность транснационального капитала в базовых отраслях горнодобывающей промышленности Гвинеи, где до сих пор отмечается крайне активное использование в текущем производстве «сегрегированной модели» детского труда. Четко выраженная ориентация долгосрочной политики страны, идущей по пути капиталистического развития, на всестороннее развитие и расширение сотрудничества (в том числе военного и военно-технического) с США, Китаем и другими развитыми державами, а, главное, на создание в стране максимально благоприятного инвестиционного климата для регулярной деятельности МНП (в первую очередь в сфере энергетики, транспорта, а также ныне в сфере информационно-коммуникационных технологий и современных средств связи и телекоммуникаций): между тем становится ныне все более очевидным, что чем больше различных инвестиционных льгот и дифференцированных преференций, в том числе адресных, принимающие страны предоставляют иностранным частным производственным инвесторам, в частности зарубежным компаниям и особенно МНП, тем все более отчетливой становится тенденция к устойчивому вывозу из страны-реципиента иностранных капиталовложений полученных ими в ней прибылей-нетто и размещению этих средств в иностранных банках за границей, прежде всего функционирующих на международных рынках частного ссудного капитала, прежде всего евровалютном.
Вопросы использования полученной прибыли – модернизация
Другими словами, иностранные инвесторы в странах континента вовсе не стремятся реинвестировать полученную прибыль на цели расширения местного производства в принимающей стране, потратить эти средства на научно-техническое обновление и прогрессивную модернизацию действующего производства, в частности на приобретение на иностранную твердую валюту новых технологий и технологических процессов для непосредственного внедрения в своем текущем производстве в принимающей стране. Хотя диверсифицируются и нередко усложняются формы так называемого «прямого грабежа» принимающих стран континента международным промышленным и финансовым капиталом, тем не менее явно усиливается ещё одна немаловажная тенденция в использовании им инвестиционной прибыли-нетто, полученной в принимающей стране. Суть дела в том, что с ростом нормы прибыли на инвестиционные вложения (от 8–9% в год и более), а, главное, по мере увеличения совокупной массы полученного иностранными компаниями в принимающей стране совокупного регулярного инвестиционного (производственного) дохода, иностранные корпорации, компании и предприятия стали постоянно выплачивать своим акционерам (в том числе местным, африканским) за счёт нераспределенной прибыли более высокие дивиденды, причем не только по простым акциям, но нередко и по некоторым привилегированным акциям [21] (UNCTADStat, 2024).
На деле международные монополии, как в регионе в целом, так и в странах Тропической Африки не только не расширяют реинвестирование полученных прибылей на цели модернизации действующих производственных процессов и целенаправленное обновление использующихся технологий, в том числе, подчеркнём, в сфере добычи стратегически важного для международных монополий и промышленных МНП металлургического (металлического) сырья (бокситы, железная руда и др.), но и нередко сокращают реальные объёмы новых текущих производственных инвестиций, включая капиталовложения в местный энергетический сектор (особенно в действующие генерирующие и трансмиссионные передаточные энергетические сети). И только тогда, как никогда ранее, наблюдается сохраняющееся дальнейшее сокращение масштабов реинвестирования прибылей на фоне постоянного роста выплачиваемых своим акционерам и так уже весьма высоких по своим действующим (реальным) ставкам дивидендов так или иначе ведёт к тому, что из Африки (как континента – реципиента ПИИ в целом) ныне постоянно вывозится не менее 80% полученных иностранными инвесторами, прежде всего МНП и крупными международными монополиями, в принимающих странах региона прибылей.
Немаловажно, что зачастую чрезмерные инвестиционные льготы, в том числе специальные и адресные, предоставляемые определенным МНП (как правило, действующим в отраслях горнодобывающей промышленности, в нефтяном секторе и сфере энергетики) обычно не возмещаются адекватным приростом новых инвестиций в текущее производство в принимающих странах, модернизацией производственных процессов, более активным внедрением современных технологий [18] (Fituni, 2022). Причем это касается прежде всего тех отраслей экономики, где наиболее активно ведут свою регулярную производственную деятельность в стране МНП и международные монополии и которые обычно имеют важное стратегическое значение как непосредственно для технологического обновления реального сектора экономики, так и для обеспечения реального ускорения комплексного развития хозяйства принимающей страны, имея в виду расширение межотраслевого перелива капиталов, внедрение современных электронных технологий и телекоммуникаций, более глубокое вовлечение страны в действующие в Африке интеграционные объединения, союзы и группировки. В результате существенно затрудняется если не полная ликвидация (устранение), то хотя бы некоторое сглаживание глубоких (и в тенденции – растущих) диспропорций в консолидированной структуре внутренних и внешних капиталовложений и, соответственно, в последующем в структуре промышленного производства и потребления в стране, в частности в первую очередь платежеспособного денежного спроса населения.
На первый взгляд, парадоксально, но тем не менее остается фактом, что МНП и международные монополии, в том числе китайские компании и фирмы (строительные предприятия, риелторы, девелоперы и промышленные компании) на деле, как представляется, вообще не заинтересованы (ни в чисто финансовом отношении, ни в технологическом плане) в прогрессивной модернизации действующих предприятий и местных производств, не говоря уже о реализации ими конкретных мер и целенаправленных шагов по диверсификации и совершенствованию отраслевой структуры хозяйства принимающей страны, её адаптации к вызовам современного промышленного развития. Суть дела в том, что весь процесс воспроизводства в рамках действующих в принимающих африканских странах иностранных предприятий и компаний, прежде всего, филиалов и отделений МНП и международных монополий, в том числе китайских компаний и фирм, осуществляется до сих пор если не полностью, то в первую очередь в рамках конкретной корпорации и по внутрифирменным ценам [2] (Drobot, 2024a). Известно, что ведущие МНП, действующие в отраслях горнодобывающей промышленности, нефтяном секторе, в сфере энергетики даже любые полуфабрикаты, сырье, комплектующие и другое, не говоря о современных технологиях, необходимых для реального обновления используемых технологических процессов, получают исключительно по внутрикорпоративным каналам (и соответственного внутрифирменным ценам). У иностранных частных производственных инвесторов зачастую отсутствуют реальные мотивации и стимулы к модернизации и технологическому обновлению действующих в принимающих африканских странах производств, внедрению новых технологических процессов. Фактическая норма прибыли иностранных промышленных корпораций и компаний в странах Африки намного превышает соответствующие нынешние отраслевые показатели основных стран Западной Европы, входящих в ОЭСР.
Уровни инвестиционного регулирования в странах Африки
Африканские страны-реципиенты иностранных производственных инвестиций ныне пытаются при формировании качественно новых для многоуровневых систем инвестиционного регулировании, в частности при обновлении действующих либо принятии новых инвестиционных кодексов для определения категории, его инвестиционного статуса и предоставления компании – иностранному инвестору конкретных льгот и преференций, в том числе адресных, полностью учитывать её фактический вклад в обновление действующих в стране производственных процессов, модернизацию предприятий, привлечение новых более современных технологий и их фактическое внедрение в местное производство. Наряду с этим ныне ими учитывается такие аспекты иностранной инвестиционной и текущей производственной деятельности в стране, в том числе МНП и международных монополий, как производство продукции, необходимой для массового внутреннего потребления в стране, в которой нуждается принимающая страна, обучение местных национальных кадров, в том числе среднетехнического персонала, прямая передача технологий и ноу-хау местному частному национальному предпринимательству и др.
Однако на деле активное использование африканским государством фискально-налоговых и таможенных методов стимулирования притока иностранных прямых инвестиций, в том числе в специальные экономические зоны и районы, реализация мер государственной экономической политики по прямой поддержке инвестиционной и текущей производственной деятельности в стране иностранных корпораций (иностранного промышленного и финансового капитала) неизбежно ведет к тому, что базовый традиционный сектор хозяйства принимающих стран (аграрный сектор, сфера услуг, сектор энергетического хозяйства в его широком толковании и др.) остается изолированным от сфер производственной деятельности иностранных предприятий и компаний в стране, не может рассчитывать на технологическое обновление и прогрессивную модернизацию за счет каких-либо внешних иностранных источников. В лучшем случае к иностранным структурам в экономике и соответствующим им формам и методам ведения частнопредпринимательского производственной деятельности примыкает крайне узкий по своей численности слой (так называемый «верхний эшелон») национального африканского частного предпринимательства.
Речь в этой связи идет об африканских предприятиях, компаниях и самозанятых частных предпринимателях, непосредственно связанных в своей текущей производственной и торгово-сбытовой деятельности с МНП и международными монополиями и получающих от них более современные технологии и дополнительные капиталы, необходимые для существенного обновления их текущих производственных (технологических) процессов. Однако в большинстве случаев данная весьма ограниченная по своей численности группа африканских частных предпринимателей обычно осуществляет деятельность, в основном связанную с текущим обслуживанием производственных и инвестиционных трансакций иностранных компаний в принимающей африканской стране; африканские предприниматели зачастую крайне заинтересованы и стремятся ко все более активной кооперации с иностранными компаниями, чем к расширению масштабов своей самостоятельной производственной деятельности (особенно в сфере энергетического хозяйства, отраслях твердой инфраструктуры, строительном бизнесе и др.) [3] (Drobot, 2024b). Остальная базовая часть африканского национального частного предпринимательства остается полностью изолированной от действующих в стране иностранных предприятий и компаний и вообще не может рассчитывать на привлечение от них более современных технологий, жизненно необходимых для существенного обновления используемых ими базовых технологий и технологических процессов.
Заключение
Между тем уже ныне существенное усиление в экономике принимающих стран Африки позиций иностранного промышленного и финансового капитала, в частности прежде всего МНП и международных монополий, в свою очередь еще больше увеличивает реальные издержки зависимых от иностранных инвестиций стратегий развития, ставящих во главу угла первоочередное обеспечение интересов МНП и крупных иностранных инвесторов в принимающей стране. Из-за значительного расширения всего спектра финансово-налоговых и таможенных льгот иностранным инвесторам, предоставления им значительных дополнительных инвестиционных преференций и стимулов, в том числе адресных, неизбежно сокращаются регулярные налоговые поступления в бюджет центрального правительства, в том числе по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль иностранных торгово-промышленных компаний.
В отдельные годы поступления по налогу не прибыль иностранных компаний и предприятий в принимающей стране сокращались почти на 40% от среднего уровня за предшествующий период (Египет). В подобных условиях неизбежно свертываются заявленные государственные социальные программы, сокращаются программы поддержки государством производителей сельскохозяйственной продукции, в том числе экспортной, существенно уменьшается бюджетные ассигнования, предназначенные для обеспечения структурной перестройки многоукладного хозяйства, поддержки развития экспорториентированных отраслей, реализации специальных целевых программ по удовлетворению социальных нужд беднейших слоев местного населения.
Источники:
2. Дробот Е.В. Проблемы мобилизации финансовых ресурсов для экономического развития стран Африки // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 123-158. – doi: 10.18334/eo.14.1.120351.
3. Дробот Е.В. Разработка стратегии и направлений политики в сфере мобилизации внутренних финансовых ресурсов для экономического развития стран Африки // Экономические отношения. – 2024. – № 2. – c. 425-452. – doi: 10.18334/eo.14.2.120787.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Распространение коронавируса в Африке: региональные паттерны и экономические последствия // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 13-38. – doi: 10.18334/eo.11.1.111816.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сапунцов А.Л. Трансформация отраслевой структуры инновационного бизнеса в Африке и вызовы пандемии коронавируса // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 351-378. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111858.
6. Калиниченко Л.Н. Африканский рынок минеральных удобрений. / В сбирнике статей: Сельское хозяйство в странах Африки южнее Сахары: достижения, проблемы, перспективы. - М.: Институт Африки РАН, 2019. – 203-214 c.
7. Калиниченко Л.Н., Новикова З.С. Туризм в Африке // Азия и Африка сегодня. – 2019. – № 5. – c. 53-59. – doi: 10.31857/S032150750004751-8.
8. Кузнецов А.В. Африканский транснациональный бизнес // Вестник Российской академии наук. – 2024. – № 6. – c. 516-526. – doi: 10.31857/S0869587324060029.
9. Морозенская Е. В. Новый регионализм в Африке: форма приспособления к глобализации или попытка противодействия современному неоколониализму? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2019. – № 4. – c. 209-227. – doi: 10.23932/2542-0240-2019-12-4-209-227.
10. Павлов В.В. Инвестиционные кодексы стран Африки: методология анализа и практическое применение. / Монография. - М.: Институт Африки РАН, 2017. – 348 c.
11. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Многонациональные предприятия в инвестиционной стратегии Гвинеи // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2147-2168. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
12. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Предпосылки к имплементации моделей инвестиционного сотрудничества России со странами Африки // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 567-588. – doi: 10.18334/eo.8.4.39527.
13. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Приоритетные направления долгосрочной инвестиционной политики российских предприятий в Африке // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2545-2556. – doi: 10.18334/eo.9.4.41455.
14. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
15. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Диверсификация внешнеэкономических связей России со странами Африки в сфере контрактной внешней торговли и инвестиций // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 2079-2094. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
16. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 761-774. – doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
17. Фитуни Л. Л. Коронавирус и конец истории // Ученые записки Института Африки РАН. – 2020. – № 2(51). – c. 5-13. – doi: 10.31132/2412-5717-2020-51-2-5-13.
18. Фитуни Л.Л. Текст и смыслы: введение в герменевтику нового миропорядка // Ученые записки Института Африки РАН. – 2022. – № 2. – c. 5-16. – doi: 10.31132/2412-5717-2022-59-2-5-16.
19. Majumder T., Roy S.S. FDI and Growth: A Re-look at Evidence on Developing Economies // Arthaniti: Journal of Economic Theory and Practice. – 2023. – doi: 10.1177/09767479231163654.
20. Müller M., Schulze M., Schöneich S. The energy transition and green mineral value chains: Challenges and opportunities for Africa and Latin America // South African Journal of International Affairs. – 2023. – № 2. – p. 169-175. – doi: 10.1080/10220461.2023.2230957.
21. UNCTADStat. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 01.12.2024).
22. World Economic Outlook Database. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2024/October (дата обращения: 01.12.2024).
23. World Investment Report. Investment facilitation and digital government. - N.Y.; Geneva: UNCTAD, 2024. – 164 p.
Страница обновлена: 24.12.2024 в 23:38:43