Технологический суверенитет Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций

Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69154050

Аннотация:
Статья посвящена оценке технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Автором проведен комплексный анализ влияния прямых иностранных инвестиций на технологический суверенитет Российской Федерации. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, автором уточнено определение технологического суверенитета, получили развитие ряд положений концепции технологического суверенитета, разработаны рекомендации по достижению технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Сделан вывод, что в процессе достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации необходимо учитывать качество привлекаемых прямых иностранных инвестиций, их географическую, региональную и отраслевую структуры. Оптимизация инвестиционного и технологического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами предполагает обязательное встраивание положений о технологическом суверенитете в инвестиционно-технологическую стратегию Российской Федерации, соблюдение баланса между обеспечением технологического суверенитета и повышением эффективности отечественной экономики за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии технологического суверенитета Российской Федерации

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, Российская Федерация, санкции, технологический суверенитет, экономика

JEL-классификация: O31 O32 O 33



Введение

Ключевым фактором и катализатором четвертой промышленной революции выступает научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами и, как следствие. стремление конкурирующих государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях действия санкционных ограничений важность достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации (РФ) резко возрастает.

Разработке теоретических основ и выявлению проблем формирования и развития технологического суверенитета посвящены исследования А.А. Афанасьева [1], О.Ю. Болдырева [2], П. Гранта [3], Г. Дизена [4], С.Ю. Кашкина [5], М.Н. Петрова [6] и др. Вопросы технологического потенциала и технологического суверенитета РФ подробным образом исследуются в научных трудах Р.И. Акмаевой [7], С.Ю. Глазьева [8] [9] [10], Ю.А. Ляндау [11] и др. Проблемы привлечения и влияния прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на экономику РФ анализируются в работах А.В. Алексеева, Л.К. Казанцевой [12], О.В. Гордячковой [13] и др. Вместе с тем, в имеющихся источниках мало изученным остается вопрос формирования, обеспечения и оценки технологического суверенитета РФ в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций.

Цель исследования состоит в обосновании научно-практических рекомендаций в области технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций.

Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по улучшению системы достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций.

Авторская гипотеза предполагает, что достижение и обеспечение технологического суверенитета РФ возможно путем формирования технологических платформ с инвесторами из «дружественных» государств под национальным контролем.

Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции технологического развития. Методами, использованные в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- проанализировано влияние санкций на приток, географическую, региональную и отраслевую структуры прямых иностранных инвестиций в российской экономике;

- выявлена степень достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации во взаимосвязи с прямыми иностранными инвестициями;

- предложены рекомендации по совершенствованию системы технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовая документация, научные исследования отечественных и зарубежных ученых и экспертов, статистические данные Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Центрального Банка, Агентства стратегических инициатив и Росстата.

Результаты и обсуждения

2022-ой год можно считать переломным в экономике РФ. Ужесточение санкций привело к разрыву производственно-логистических цепочек, ухудшению бизнес-среды и уходу иностранных инвесторов из РФ. Подобные процессы и трансформации подтолкнули к усилению внимания и активизации действий по формированию и обеспечению технологического суверенитета российского государства. Не случайно в настоящее время вопрос достижения и обеспечения технологического суверенитета выходит на первое место в повестке дня Российской Федерации.

Трактовки понятия «технологического суверенитета» в научной литературе и на практике характеризуются вариативностью. В таблице представлен краткий перечень определений технологического суверенитета с авторскими комментариями их достоинств (+) и недостатков (-).

Таблица

Дефиниции технологического суверенитета

Автор
Дефиниция
Авторский комментарий
Дизен Г. [4, 45]
особый институт, обеспечивающий национальной экономике долгосрочные, устойчивые конкурентные преимущества за счет выпуска высокотехнологичных товаров, работ, услуг широким кругом отраслей
+
достижение страной долгосрочных конкурентных преимуществ связано с выпуском высокотехнологичной продукции (перекличка с теорией международной конкуренции М. Портера)
-
не учтено, что формирование технологического суверенитета может создаваться не только за счет выпуска технологичных благ
немецкое научно-исследовательское общество содействия прикладным исследованиям имени Фраунгофера [14]
способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости
возможно не только самостоятельное создание критически важных технологий, но и их получение извне
не уточнены способы получения технологий от других государств
Грант П. [3, 240]
способность и свобода выбора для создания или приобретения, а также применения, развития и использования в коммерческих целях технологий, необходимых для промышленных инноваций
конкретизированы этапы жизненного цикла технологий
не указаны пути и методы достижения технологического суверенитета
-
носит абстрактный характер – нет связи технологического суверенитета с национальными приоритетами государства
Афанасьев А.А. [1, 2378]
достигнутый уровень реальной независимости страны в областях науки, техники и технологий, чем обеспечивается беспрепятственная реализация национальных интересов в техносфере с учетом существующих и перспективных угроз
учет существующих и потенциальных угроз технологического суверенитета
понятие «реальная независимость» абстрактно
-
понятие «беспрепятственная реализация национальных интересов» носит абстрактный характер, непонятно, чем она измеряется
Концепция технологического развития РФ на период до 2030 г. [15]
наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственных национальных целей развития и реализовывать национальные интересы
технологический суверенитет связан с национальными интересами и целями государства
акцент в достижении технологического суверенитета сделан лишь на собственных линиях разработки
Источник: составлено автором на основании [1, 3, 4, 14, 15]

Множественность категоризации понятия «технологический суверенитет» в науке и в международной практике предопределяет необходимость конструирования более точной и корректной дефиниции. С учетом вышесказанного и существующих реалий времени в виде санкционных ограничений предлагается уточнить суть понятия «технологический суверенитет» как способность макроэкономической системы обеспечивать потребности своих хозяйствующих субъектов в технологиях, созданных отечественными производителями или совместно на паритетных началах с экономическими субъектами из «дружественных» государств, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках инновационные товары и услуги. В процессе теоретического погружения в понятие «технологический суверенитет» явственно прослеживается взаимосвязь таких концептов как технологический суверенитет, технологическая безопасность, импортозамещение, технологическая зависимость, импортонезависимость и других, что требует более глубокого их осмысления.

В текущих условиях дефрагментации мировой экономической и финансовой систем, стремительно нарастающего соперничества между государствами на мировой арене, введением все новых и новых пакетов санкций по отношению к Российской Федерации возникают и усиливаются внешние угрозы технологической безопасности страны. Однако реализация стратегии технологического суверенитета не должна приводить к изоляции, а, напротив, требует развивать сотрудничество с партнерами из дружественных государств, выстраивать эффективные международные кооперационные связи, создавать научно-технологические и производственные платформы с партнерами из дружественных государств, но непременно под национальным контролем. В этой связи актуализацию приобретает тенденция на френдшоринг – формирование взаимосвязанных сетей и цепочек поставщиков и кооперантов в рамках дружественных и сотрудничающих по политическим соображениям стран [16].

В последнее время, начиная с 2022 г. проанализировать динамику прямых иностранных инвестиций, поступающих в РФ, затруднительно в силу того, что Центральный банк РФ перестал публиковать соответствующие статистические данные [17]. Вследствие этого многие тезисы и выводы нами были сформулированы на основе данных открытых источников информации, отчетов и докладов государственных органов и организаций.

Санкционное давление негативно сказалось на степени инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и инновационности экономики РФ. Приведем для иллюстрации несколько рейтингов РФ по ключевым позициям. Так, несмотря на усилия властей по привлечению и удержанию уже работающих в стране иностранных инвесторов, к середине 2023 г. Россия попала во вторую пятерку самых высоко рисковых стран для инвесторов [18]. По данным 2023 г. в глобальном инновационном рейтинге Россия опустилась с 47-го на 51-ое место среди 132 стран [19]. Ухудшение позиций РФ в инвестиционно-технологической сфере сказывается на объеме поступающих в страну прямых иностранных инвестиций.

Последние годы ознаменовались существенным снижением притока прямых иностранных инвестиций, особенно из «недружественных государств» [20]. По данным ЦБ РФ, с начала специальной военной операции по состоянию на март 2023 г. объем прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию снизился на одну треть – с 610 млрд. долл. США в конце 2021 г. до 402 млрд. долл. США [17]. Согласно статистическим данным Доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), приток иностранных инвестиций в Россию сократился с 39 млрд. долл. США в 2021 г. до 19 млрд. долл. США в 2022 г. [21].

По данным 2022 г., опираясь на материалы ЦБ РФ, накопленные прямые иностранные инвестиции в РФ, приходятся на Кипр (29,9%), Бермуды (10,2%), Британию (8,8%), Нидерланды (6%), Ирландию (5,6%), Люксембург (5%), Германию (4,2%) и др. Налицо тот факт, что большая часть прямых иностранных инвестиций в РФ поступают из офшоров, т.е. существенную долю ПИИ (до 80%) можно считать российского происхождения [22]. Это дополнительно подтверждает непривлекательность инвестиционного климата РФ не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных предпринимателей.

Санкции со стороны западных государств и ответные меры со стороны российского государства привели к трансформации географической структуры поступающих в РФ прямых иностранных инвестиций, замещению инвестиций из «недружественных» государств в пользу инвестиций из «дружественных» стран. В 2022 г. объем прямых иностранных инвестиций из государств Центральной Азии в экономику Российской Федерации увеличился в 4 раза по сравнению с предыдущим годом и составил свыше 4 млрд. долл. США [23]. В РФ также стали активно приходить инвесторы из Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. С одной стороны, дружественность намерений партнеров из этих государств позволяет выстраивать эффективные взаимовыгодные отношения с ними, с другой – уровень технологичности и инновационности данных «дружественных» государств незначительный, что сказывается на синергетическом результате.

На основе анализа трансформаций в географической структуре входящих ПИИ в экономику РФ и политических метаморфоз можно сделать вывод, что в настоящее время и в перспективе приоритетными и основными инвесторами в РФ являются партнеры из «дружественных» стран, являющиеся одновременно и ключевыми внешнеторговыми партнерами РФ. Таким образом, прослеживается очевидная корреляция внешнеторговых связей и сотрудничества по инвестиционным каналам.

Китайские компании входят в число наиболее многочисленных реальных инвесторов в российскую экономику. С начала 2022 г. прямые иностранные инвестиции из КНР в Российскую Федерацию увеличились на 4% и на 58% с начала 2021 г. [24]. Повышение интенсивности внешнеторговых и инвестиционно-технологических связей КНР и РФ привело к разработке российско-китайского инвестиционного индекса привлекательности российских регионов для предпринимателей из КНР. Важными инвесторами для России выступают также государства СНГ (ЕАЭС) и БРИКС.

Интересная трансформация коснулась региональных предпочтений иностранных инвесторов. Изменение списка ключевых иностранных инвесторов в РФ привело к смене наиболее привлекательных для них регионов. В частности, по состоянию на первый квартал 2024 г. наиболее востребованными для Китая выступают Амурская область, Москва, Еврейская автономная область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московская область, Татарстан, Магаданская и Сахалинская области, Приморский край и Новосибирская область [24]. Отталкиваясь от списка наиболее привлекательных регионов для КНР, в качестве ключевых мотивов инвестирования можно выделить фактор географической близости, наличие природных ресурсов и степень развитости трансграничной инфраструктуры.

В регионах, начиная с 2021 года, активно внедряются региональные инвестиционные стандарты для привлечения инвесторов и облегчения ведения теми предпринимательской деятельности [25]. Усилия региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности находят отражение в национальном рейтинге инвестиционного климата в регионах России. По данным 2023 года, первое место традиционно занимает Москва, на втором месте – Татарстан, третье место разделяют Московская, Нижегородская и Тюменская области [26].

С точки зрения воздействия на технологический суверенитет страны имеет значение анализ отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций. Отраслевая структура распределения ПИИ в РФ не в полной мере рациональная – свыше четверти всех прямых иностранных инвестиций приходится на добывающую промышленность [17]. Среди высокотехнологичных сфер можно выделить лишь автомобилестроение, однако тренды 2022-23 гг. в данной сфере скорее негативные, так как большинство иностранных производителей либо ушли из страны (Nissan, Toyota и др.), либо заморозили свои производства (Hyundai, BMW и др.). Уход зарубежных компаний из высокотехнологичного сегмента РФ и сложности с восстановлением производства на оставленных предприятиях свидетельствует о технологической зависимости экономики РФ от иностранных инвестиций и низком уровне технологического суверенитета.

В настоящее время до сих пор не разработана универсальная методика оценки технологического суверенитета регионов [28]. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из элементов разработанной нами дефиниции технологического суверенитета и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение технологического суверенитета, в числе которых и прямые иностранные инвестиции.

В первом приближении для определения уровня технологического суверенитета РФ будем использовать имеющиеся на сегодняшний день статистические показатели и рейтинговые оценки. По нашим оценкам, с учетом падения притока ПИИ в РФ, ухода западных иностранных инвесторов можно говорить о снижении технологического суверенитета РФ. Приведем ряд подтверждающих данный тезис цифр. Уровень инновационной активности РФ в 2022 году незначительный и составлял всего 11%, незначительно превысив показатели 2019-2020 гг. Самые высокие параметры наблюдаются в производстве летательных и космических аппаратов (51,5%), компьютеров (48,4%), машин и оборудования (38,7%), автотранспортных средств (34,6%) и др. Как можно отметить, уровень инновационной активности в отраслях согласуется с уровнем локализации. Многие промышленные компании (в частности, российские автомобильные компании кроме «АвтоВАЗА») не смогли заметно повысить локализацию своей продукции. Уровень обеспеченности в станкостроении РФ составляет всего 24%, в фармацевтике – 35% [29]. Еще более ухудшающий портрет дает оценка технологического суверенитета в региональном разрезе. Позиции регионов РФ по степени достижения технологического суверенитета за исключением регионов невысоки. Так, согласно национальному рейтингу научно-технологического развития регионов РФ за 2022 год, из наиболее успешных в этом плане можно выделить Москву, Республику Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область [30]. Заметим, что это практически те же регионы, которые занимают высокие позиции и в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Все вышесказанное свидетельствует о невысоком уровне технологического суверенитета РФ и должно предполагать дифференцированный подход в регионах.

Обеспечение технологического суверенитета РФ не входит в разрез с привлечением прямых иностранных инвестиций. Для повышения технологического суверенитета РФ необходимо увеличивать степень локализации отечественных производителей, оптимизировать географическую и отраслевую структуры ПИИ, привлекать инвесторов из более технологичных государств. Параллельно необходимо совершенствовать инвестиционно-технологическую стратегию РФ, проводить более активную политику по усилению инвестиционной активности, в том числе и со стороны иностранных инвесторов, с учетом технологического суверенитета.

Оптимизация инвестиционного и технологического сотрудничества РФ с зарубежными странами предполагает имплементацию положений о технологическом суверенитете и технологической безопасности в инвестиционную и технологическую стратегию РФ, соблюдение баланса между обеспечением технологического суверенитета и повышением эффективности национальной экономики за счет привлечения прямых иностранных инвестиций.

Заключение

На основании результатов анализа технологического суверенитета РФ в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций можно постулировать ряд выводов и предложений.

Дефрагментация мировой экономической системы, политическая напряженность и конкуренция за научно-технологическое лидерство на мировой арене усилили интерес государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. В рамках парадигмы технологического суверенитета в силу отсутствия единообразного подхода в науке и в кейсах зарубежного опыта к этому понятию нами предлагается уточнение и углубление определения технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из структурных элементов разработанной нами дефиниции «технологического суверенитета» и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение и обеспечение технологического суверенитета. Одним из предложенных детерминантов технологического суверенитета в данном исследовании предлагаются прямые иностранные инвестиции, которые можно рассматривать как важный инструмент для усиления локализации отечественного производства.

Санкционный режим привел к существенному спаду прямых иностранных инвестиций, уходу и сворачиванию бизнеса иностранными компаниями в РФ, что повлияло на технологический суверенитет РФ, трансформировал географический портрет стран-инвесторов в российскую экономику. В качестве рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета РФ в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций нами предлагается:

1) В стратегиях социально-экономического и научно-технологического развития и всех нормативных документах РФ использовать единую трактовку технологического суверенитета (сейчас наблюдаются разночтения подходов и определений в законодательной документации);

2) Актуальным остается вопрос разработки единообразной методики оценки технологического суверенитета РФ в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций и взаимодействия с зарубежными инвесторами; оптимальные параметры технологического суверенитета государства должны отражать как этап достижения, так и обеспечения страной технологического суверенитета и дифференцироваться по отраслям и субъектам федерации;

3) В отраслях РФ необходим дифференцированный подход при разработке стратегии достижения и обеспечения технологического суверенитета в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Например, для электроники наилучшей будет релокация в производственные цепочки «дружественных» государств, для авиастроения – мобилизация и увеличение НИОКР.


Источники:

1. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2377-2394.
2. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты. / монография. - М.: Проспект, 2018.
3. Grant P. Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz. - Prometheus, 1983. – 239-270 p.
4. Diesen G. Great power Politics in the Fourth Industrial Revolution: The Geoeconomics of Technological Sovereignty - I.B. Tauris, 2021
5. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Международная интеграция и технологический суверенитет: правовые решения (зарубежный опыт). / монография. - М.: КноРус, 2023.
6. Петров М.Н. Теоретические основы развития инновационного и проектного менеджмента в период четвертой промышленной революции. / монография. - М.: РУСАЙНС, 2022.
7. Бабкин А.В. Цифровизация экономических систем: теория и практика. / монография. - Санкт-Петербург: ПОЛИТХ-ПРЕСС, 2020.
8. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологических и мирохозяйственных укладах. / монография. - М.: Книжный мир, 2019.
9. Глазьев С.Ю. За горизонтом конца истории. / монография. - М.: Проспект, 2024.
10. Глазьев С.Ю., Митяев Д.А., Толкачев С.А. Циклические закономерности развития технологических и мирохозяйственных укладов. / монография. - М.: КноРус, 2023.
11. Ляндау Ю.В., Никулин Л.Ф. Шестой технологический уклад: парадигмальное развитие менеджмента. / монография. - М.: КноРус, 2016.
12. Алексеев А. В., Казанцева Л. К. Инвестиционный процесс и структурная трансформация российской экономики. / монография. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020.
13. Гордячкова О.В. Иностранные инвестиции: анализ и управление их привлечением на региональном уровне. / монография. - М.: Креативная экономика, 2019.
14. Edler J., Blind K., Frietsch R. Echnology sovereignty. From demand to concept. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology (дата обращения: 19.07.2024).
15. Концепция технологического развития страны до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 №1315-р. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/406931204/ (дата обращения: 19.07.2024).
16. Давыденко Е.В. Технологический суверенитет Северо-Западного федерального округа Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций // Креативная экономика. – 2024. – № 7. – c. 1703-1718 .
17. Центральный банк Российской Федерации: Статистика внешнего сектора. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 19.07.2024).
18. Какие страны самые рисковые для инвестиций в 2023 году. 13.10.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://frankmedia.ru/142826 (дата обращения: 19.06.2024).
19. Global Innovation Index 2023: Innovation in the face of uncertainty: World Intellectual Property Organization. [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main (дата обращения: 20.07.2024).
20. Плюс-минус прямые иностранные инвестиции. Коммерсантъ 17.07.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6109611 (дата обращения: 15.07.2024).
21. World Investment Report 2023. New York: United Nations Publications, UNCTAD, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2023_en.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
22. Попова Е.М., Никитина Т.В. Прямые немецкие инвестиции в экономику России: региональный срез // Теоретическая и прикладная экономика. – 2022. – № 1. – c. 68-89.
23. Бодряшкин Я. Объем зарубежных инвестиций в Россию упал ниже нуля 06.07.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/07/06/20818940.shtml (дата обращения: 19.07.2024).
24. Эксперты назвали самые привлекательные для инвесторов КНР регионы России. РБК Новости 01.03.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/03/2024/65e0272d9a7947da (дата обращения: 19.07.2024).
25. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.09.2021 №591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации». («Региональный инвестиционный стандарт»)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402770915/?ysclid=ly71dpjlk125035597 (дата обращения: 15.07.2024).
26. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России в контексте перехода к устойчивому развитию XI ежегодный аналитический отчет - М., 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ra-national.ru/wp-content/uploads/2023/11/analitika_final.pdf (дата обращения: 02.07.2024).
27. Агентство стратегических инициатив: национальный инвестиционный рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/government_officials/rating (дата обращения: 02.07.2024).
28. Медведева Н.В. Подходы к оценке достижения технологического суверенитета // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 91-104.
29. Егоренко С. Н. Регионы России. Социально-экономические показатели. / Стат. сб. / Росстат. - М., 2023.
30. Национальный рейтинг научно-технологического развития регионов за 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2023/12/%D0%9F% (дата обращения: 02.07.2024).

Страница обновлена: 16.09.2025 в 09:58:26

 

 

Russia's technological sovereignty in the context of attracting foreign direct investments

Davydenko E.V.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 8 (August 2024)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the assessment of Russia's technological sovereignty in the context of attracting foreign direct investments. The author conducted a comprehensive analysis of the impact of foreign direct investments on Russia's technological sovereignty. The author clarified the definition of technological sovereignty, developed a number of provisions of the concept of technological sovereignty, and suggested recommendations for achieving technological sovereignty of the Russian Federation in the context of attracting foreign direct investments. It is concluded that in the process of achieving and ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation it is necessary to take into account the quality of attracted FDIs, as well as their geographical, regional and sectoral structure. Optimization of investment and technological cooperation between the Russian Federation and foreign countries implies mandatory incorporation of provisions on technological sovereignty into the investment and technological strategy of the Russian Federation, maintaining a balance between ensuring technological sovereignty and increasing the efficiency of the domestic economy by attracting foreign direct investments. The results of the study can be used to model the strategy of technological sovereignty of the Russian Federation.

Keywords: foreign direct investment, Russian Federation, sanctions, technological sovereignty, economy

JEL-classification: O31 O32 O 33