Технологический суверенитет Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций

Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69154050

Аннотация:
Статья посвящена оценке технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Автором проведен комплексный анализ влияния прямых иностранных инвестиций на технологический суверенитет Российской Федерации. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, автором уточнено определение технологического суверенитета, получили развитие ряд положений концепции технологического суверенитета, разработаны рекомендации по достижению технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Сделан вывод, что в процессе достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации необходимо учитывать качество привлекаемых прямых иностранных инвестиций, их географическую, региональную и отраслевую структуры. Оптимизация инвестиционного и технологического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами предполагает обязательное встраивание положений о технологическом суверенитете в инвестиционно-технологическую стратегию Российской Федерации, соблюдение баланса между обеспечением технологического суверенитета и повышением эффективности отечественной экономики за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии технологического суверенитета Российской Федерации

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, Российская Федерация, санкции, технологический суверенитет, экономика

JEL-классификация: O31 O32 O 33



Введение

Ключевым фактором и катализатором четвертой промышленной революции выступает научно-технологическая конкуренция между макроэкономическими системами и, как следствие. стремление конкурирующих государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях действия санкционных ограничений важность достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации (РФ) резко возрастает.

Разработке теоретических основ и выявлению проблем формирования и развития технологического суверенитета посвящены исследования А.А. Афанасьева [1], О.Ю. Болдырева [2], П. Гранта [3], Г. Дизена [4], С.Ю. Кашкина [5], М.Н. Петрова [6] и др. Вопросы технологического потенциала и технологического суверенитета РФ подробным образом исследуются в научных трудах Р.И. Акмаевой [7], С.Ю. Глазьева [8] [9] [10], Ю.А. Ляндау [11] и др. Проблемы привлечения и влияния прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на экономику РФ анализируются в работах А.В. Алексеева, Л.К. Казанцевой [12], О.В. Гордячковой [13] и др. Вместе с тем, в имеющихся источниках мало изученным остается вопрос формирования, обеспечения и оценки технологического суверенитета РФ в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций.

Цель исследования состоит в обосновании научно-практических рекомендаций в области технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций.

Научная новизна исследования заключается в дополнении и совершенствовании понятийного аппарата технологического суверенитета, разработке рекомендаций по улучшению системы достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций.

Авторская гипотеза предполагает, что достижение и обеспечение технологического суверенитета РФ возможно путем формирования технологических платформ с инвесторами из «дружественных» государств под национальным контролем.

Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции технологического развития. Методами, использованные в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, сравнение.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- проанализировано влияние санкций на приток, географическую, региональную и отраслевую структуры прямых иностранных инвестиций в российской экономике;

- выявлена степень достижения и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации во взаимосвязи с прямыми иностранными инвестициями;

- предложены рекомендации по совершенствованию системы технологического суверенитета Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовая документация, научные исследования отечественных и зарубежных ученых и экспертов, статистические данные Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Центрального Банка, Агентства стратегических инициатив и Росстата.

Результаты и обсуждения

2022-ой год можно считать переломным в экономике РФ. Ужесточение санкций привело к разрыву производственно-логистических цепочек, ухудшению бизнес-среды и уходу иностранных инвесторов из РФ. Подобные процессы и трансформации подтолкнули к усилению внимания и активизации действий по формированию и обеспечению технологического суверенитета российского государства. Не случайно в настоящее время вопрос достижения и обеспечения технологического суверенитета выходит на первое место в повестке дня Российской Федерации.

Трактовки понятия «технологического суверенитета» в научной литературе и на практике характеризуются вариативностью. В таблице представлен краткий перечень определений технологического суверенитета с авторскими комментариями их достоинств (+) и недостатков (-).

Таблица

Дефиниции технологического суверенитета

Автор
Дефиниция
Авторский комментарий
Дизен Г. [4, 45]
особый институт, обеспечивающий национальной экономике долгосрочные, устойчивые конкурентные преимущества за счет выпуска высокотехнологичных товаров, работ, услуг широким кругом отраслей
+
достижение страной долгосрочных конкурентных преимуществ связано с выпуском высокотехнологичной продукции (перекличка с теорией международной конкуренции М. Портера)
-
не учтено, что формирование технологического суверенитета может создаваться не только за счет выпуска технологичных благ
немецкое научно-исследовательское общество содействия прикладным исследованиям имени Фраунгофера [14]
способность государства или федерации государств располагать технологиями, которые они считают критически важными для своего благосостояния и конкурентоспособности, а также как возможность разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости
возможно не только самостоятельное создание критически важных технологий, но и их получение извне
не уточнены способы получения технологий от других государств
Грант П. [3, 240]
способность и свобода выбора для создания или приобретения, а также применения, развития и использования в коммерческих целях технологий, необходимых для промышленных инноваций
конкретизированы этапы жизненного цикла технологий
не указаны пути и методы достижения технологического суверенитета
-
носит абстрактный характер – нет связи технологического суверенитета с национальными приоритетами государства
Афанасьев А.А. [1, 2378]
достигнутый уровень реальной независимости страны в областях науки, техники и технологий, чем обеспечивается беспрепятственная реализация национальных интересов в техносфере с учетом существующих и перспективных угроз
учет существующих и потенциальных угроз технологического суверенитета
понятие «реальная независимость» абстрактно
-
понятие «беспрепятственная реализация национальных интересов» носит абстрактный характер, непонятно, чем она измеряется
Концепция технологического развития РФ на период до 2030 г. [15]
наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственных национальных целей развития и реализовывать национальные интересы
технологический суверенитет связан с национальными интересами и целями государства
акцент в достижении технологического суверенитета сделан лишь на собственных линиях разработки
Источник: составлено автором на основании [1, 3, 4, 14, 15]

Множественность категоризации понятия «технологический суверенитет» в науке и в международной практике предопределяет необходимость конструирования более точной и корректной дефиниции. С учетом вышесказанного и существующих реалий времени в виде санкционных ограничений предлагается уточнить суть понятия «технологический суверенитет» как способность макроэкономической системы обеспечивать потребности своих хозяйствующих субъектов в технологиях, созданных отечественными производителями или совместно на паритетных началах с экономическими субъектами из «дружественных» государств, предлагать конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынках инновационные товары и услуги. В процессе теоретического погружения в понятие «технологический суверенитет» явственно прослеживается взаимосвязь таких концептов как технологический суверенитет, технологическая безопасность, импортозамещение, технологическая зависимость, импортонезависимость и других, что требует более глубокого их осмысления.

В текущих условиях дефрагментации мировой экономической и финансовой систем, стремительно нарастающего соперничества между государствами на мировой арене, введением все новых и новых пакетов санкций по отношению к Российской Федерации возникают и усиливаются внешние угрозы технологической безопасности страны. Однако реализация стратегии технологического суверенитета не должна приводить к изоляции, а, напротив, требует развивать сотрудничество с партнерами из дружественных государств, выстраивать эффективные международные кооперационные связи, создавать научно-технологические и производственные платформы с партнерами из дружественных государств, но непременно под национальным контролем. В этой связи актуализацию приобретает тенденция на френдшоринг – формирование взаимосвязанных сетей и цепочек поставщиков и кооперантов в рамках дружественных и сотрудничающих по политическим соображениям стран [16].

В последнее время, начиная с 2022 г. проанализировать динамику прямых иностранных инвестиций, поступающих в РФ, затруднительно в силу того, что Центральный банк РФ перестал публиковать соответствующие статистические данные [17]. Вследствие этого многие тезисы и выводы нами были сформулированы на основе данных открытых источников информации, отчетов и докладов государственных органов и организаций.

Санкционное давление негативно сказалось на степени инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и инновационности экономики РФ. Приведем для иллюстрации несколько рейтингов РФ по ключевым позициям. Так, несмотря на усилия властей по привлечению и удержанию уже работающих в стране иностранных инвесторов, к середине 2023 г. Россия попала во вторую пятерку самых высоко рисковых стран для инвесторов [18]. По данным 2023 г. в глобальном инновационном рейтинге Россия опустилась с 47-го на 51-ое место среди 132 стран [19]. Ухудшение позиций РФ в инвестиционно-технологической сфере сказывается на объеме поступающих в страну прямых иностранных инвестиций.

Последние годы ознаменовались существенным снижением притока прямых иностранных инвестиций, особенно из «недружественных государств» [20]. По данным ЦБ РФ, с начала специальной военной операции по состоянию на март 2023 г. объем прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию снизился на одну треть – с 610 млрд. долл. США в конце 2021 г. до 402 млрд. долл. США [17]. Согласно статистическим данным Доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), приток иностранных инвестиций в Россию сократился с 39 млрд. долл. США в 2021 г. до 19 млрд. долл. США в 2022 г. [21].

По данным 2022 г., опираясь на материалы ЦБ РФ, накопленные прямые иностранные инвестиции в РФ, приходятся на Кипр (29,9%), Бермуды (10,2%), Британию (8,8%), Нидерланды (6%), Ирландию (5,6%), Люксембург (5%), Германию (4,2%) и др. Налицо тот факт, что большая часть прямых иностранных инвестиций в РФ поступают из офшоров, т.е. существенную долю ПИИ (до 80%) можно считать российского происхождения [22]. Это дополнительно подтверждает непривлекательность инвестиционного климата РФ не только для иностранных инвесторов, но и для отечественных предпринимателей.

Санкции со стороны западных государств и ответные меры со стороны российского государства привели к трансформации географической структуры поступающих в РФ прямых иностранных инвестиций, замещению инвестиций из «недружественных» государств в пользу инвестиций из «дружественных» стран. В 2022 г. объем прямых иностранных инвестиций из государств Центральной Азии в экономику Российской Федерации увеличился в 4 раза по сравнению с предыдущим годом и составил свыше 4 млрд. долл. США [23]. В РФ также стали активно приходить инвесторы из Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. С одной стороны, дружественность намерений партнеров из этих государств позволяет выстраивать эффективные взаимовыгодные отношения с ними, с другой – уровень технологичности и инновационности данных «дружественных» государств незначительный, что сказывается на синергетическом результате.

На основе анализа трансформаций в географической структуре входящих ПИИ в экономику РФ и политических метаморфоз можно сделать вывод, что в настоящее время и в перспективе приоритетными и основными инвесторами в РФ являются партнеры из «дружественных» стран, являющиеся одновременно и ключевыми внешнеторговыми партнерами РФ. Таким образом, прослеживается очевидная корреляция внешнеторговых связей и сотрудничества по инвестиционным каналам.

Китайские компании входят в число наиболее многочисленных реальных инвесторов в российскую экономику. С начала 2022 г. прямые иностранные инвестиции из КНР в Российскую Федерацию увеличились на 4% и на 58% с начала 2021 г. [24]. Повышение интенсивности внешнеторговых и инвестиционно-технологических связей КНР и РФ привело к разработке российско-китайского инвестиционного индекса привлекательности российских регионов для предпринимателей из КНР. Важными инвесторами для России выступают также государства СНГ (ЕАЭС) и БРИКС.

Интересная трансформация коснулась региональных предпочтений иностранных инвесторов. Изменение списка ключевых иностранных инвесторов в РФ привело к смене наиболее привлекательных для них регионов. В частности, по состоянию на первый квартал 2024 г. наиболее востребованными для Китая выступают Амурская область, Москва, Еврейская автономная область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московская область, Татарстан, Магаданская и Сахалинская области, Приморский край и Новосибирская область [24]. Отталкиваясь от списка наиболее привлекательных регионов для КНР, в качестве ключевых мотивов инвестирования можно выделить фактор географической близости, наличие природных ресурсов и степень развитости трансграничной инфраструктуры.

В регионах, начиная с 2021 года, активно внедряются региональные инвестиционные стандарты для привлечения инвесторов и облегчения ведения теми предпринимательской деятельности [25]. Усилия региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности находят отражение в национальном рейтинге инвестиционного климата в регионах России. По данным 2023 года, первое место традиционно занимает Москва, на втором месте – Татарстан, третье место разделяют Московская, Нижегородская и Тюменская области [26].

С точки зрения воздействия на технологический суверенитет страны имеет значение анализ отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций. Отраслевая структура распределения ПИИ в РФ не в полной мере рациональная – свыше четверти всех прямых иностранных инвестиций приходится на добывающую промышленность [17]. Среди высокотехнологичных сфер можно выделить лишь автомобилестроение, однако тренды 2022-23 гг. в данной сфере скорее негативные, так как большинство иностранных производителей либо ушли из страны (Nissan, Toyota и др.), либо заморозили свои производства (Hyundai, BMW и др.). Уход зарубежных компаний из высокотехнологичного сегмента РФ и сложности с восстановлением производства на оставленных предприятиях свидетельствует о технологической зависимости экономики РФ от иностранных инвестиций и низком уровне технологического суверенитета.

В настоящее время до сих пор не разработана универсальная методика оценки технологического суверенитета регионов [28]. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из элементов разработанной нами дефиниции технологического суверенитета и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение технологического суверенитета, в числе которых и прямые иностранные инвестиции.

В первом приближении для определения уровня технологического суверенитета РФ будем использовать имеющиеся на сегодняшний день статистические показатели и рейтинговые оценки. По нашим оценкам, с учетом падения притока ПИИ в РФ, ухода западных иностранных инвесторов можно говорить о снижении технологического суверенитета РФ. Приведем ряд подтверждающих данный тезис цифр. Уровень инновационной активности РФ в 2022 году незначительный и составлял всего 11%, незначительно превысив показатели 2019-2020 гг. Самые высокие параметры наблюдаются в производстве летательных и космических аппаратов (51,5%), компьютеров (48,4%), машин и оборудования (38,7%), автотранспортных средств (34,6%) и др. Как можно отметить, уровень инновационной активности в отраслях согласуется с уровнем локализации. Многие промышленные компании (в частности, российские автомобильные компании кроме «АвтоВАЗА») не смогли заметно повысить локализацию своей продукции. Уровень обеспеченности в станкостроении РФ составляет всего 24%, в фармацевтике – 35% [29]. Еще более ухудшающий портрет дает оценка технологического суверенитета в региональном разрезе. Позиции регионов РФ по степени достижения технологического суверенитета за исключением регионов невысоки. Так, согласно национальному рейтингу научно-технологического развития регионов РФ за 2022 год, из наиболее успешных в этом плане можно выделить Москву, Республику Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область [30]. Заметим, что это практически те же регионы, которые занимают высокие позиции и в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Все вышесказанное свидетельствует о невысоком уровне технологического суверенитета РФ и должно предполагать дифференцированный подход в регионах.

Обеспечение технологического суверенитета РФ не входит в разрез с привлечением прямых иностранных инвестиций. Для повышения технологического суверенитета РФ необходимо увеличивать степень локализации отечественных производителей, оптимизировать географическую и отраслевую структуры ПИИ, привлекать инвесторов из более технологичных государств. Параллельно необходимо совершенствовать инвестиционно-технологическую стратегию РФ, проводить более активную политику по усилению инвестиционной активности, в том числе и со стороны иностранных инвесторов, с учетом технологического суверенитета.

Оптимизация инвестиционного и технологического сотрудничества РФ с зарубежными странами предполагает имплементацию положений о технологическом суверенитете и технологической безопасности в инвестиционную и технологическую стратегию РФ, соблюдение баланса между обеспечением технологического суверенитета и повышением эффективности национальной экономики за счет привлечения прямых иностранных инвестиций.

Заключение

На основании результатов анализа технологического суверенитета РФ в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций можно постулировать ряд выводов и предложений.

Дефрагментация мировой экономической системы, политическая напряженность и конкуренция за научно-технологическое лидерство на мировой арене усилили интерес государств к достижению и обеспечению технологического суверенитета. В рамках парадигмы технологического суверенитета в силу отсутствия единообразного подхода в науке и в кейсах зарубежного опыта к этому понятию нами предлагается уточнение и углубление определения технологического суверенитета, а именно соединение способности и возможности государства самому или в кооперации с другими государствами производить критически важные технологии и предложении инновационных благ на мировом рынке. Для оценки технологического суверенитета можно исходить из структурных элементов разработанной нами дефиниции «технологического суверенитета» и помимо них также учитывать многообразные факторы, влияющие на достижение и обеспечение технологического суверенитета. Одним из предложенных детерминантов технологического суверенитета в данном исследовании предлагаются прямые иностранные инвестиции, которые можно рассматривать как важный инструмент для усиления локализации отечественного производства.

Санкционный режим привел к существенному спаду прямых иностранных инвестиций, уходу и сворачиванию бизнеса иностранными компаниями в РФ, что повлияло на технологический суверенитет РФ, трансформировал географический портрет стран-инвесторов в российскую экономику. В качестве рекомендаций по достижению и обеспечению технологического суверенитета РФ в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций нами предлагается:

1) В стратегиях социально-экономического и научно-технологического развития и всех нормативных документах РФ использовать единую трактовку технологического суверенитета (сейчас наблюдаются разночтения подходов и определений в законодательной документации);

2) Актуальным остается вопрос разработки единообразной методики оценки технологического суверенитета РФ в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций и взаимодействия с зарубежными инвесторами; оптимальные параметры технологического суверенитета государства должны отражать как этап достижения, так и обеспечения страной технологического суверенитета и дифференцироваться по отраслям и субъектам федерации;

3) В отраслях РФ необходим дифференцированный подход при разработке стратегии достижения и обеспечения технологического суверенитета в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Например, для электроники наилучшей будет релокация в производственные цепочки «дружественных» государств, для авиастроения – мобилизация и увеличение НИОКР.


Источники:

1. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2377-2394.
2. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты. / монография. - М.: Проспект, 2018.
3. Grant P. Technological sovereignty: forgotten factor in the hi-tech razzamatazz. - Prometheus, 1983. – 239-270 p.
4. Diesen G. Great power Politics in the Fourth Industrial Revolution: The Geoeconomics of Technological Sovereignty - I.B. Tauris, 2021
5. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Международная интеграция и технологический суверенитет: правовые решения (зарубежный опыт). / монография. - М.: КноРус, 2023.
6. Петров М.Н. Теоретические основы развития инновационного и проектного менеджмента в период четвертой промышленной революции. / монография. - М.: РУСАЙНС, 2022.
7. Бабкин А.В. Цифровизация экономических систем: теория и практика. / монография. - Санкт-Петербург: ПОЛИТХ-ПРЕСС, 2020.
8. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологических и мирохозяйственных укладах. / монография. - М.: Книжный мир, 2019.
9. Глазьев С.Ю. За горизонтом конца истории. / монография. - М.: Проспект, 2024.
10. Глазьев С.Ю., Митяев Д.А., Толкачев С.А. Циклические закономерности развития технологических и мирохозяйственных укладов. / монография. - М.: КноРус, 2023.
11. Ляндау Ю.В., Никулин Л.Ф. Шестой технологический уклад: парадигмальное развитие менеджмента. / монография. - М.: КноРус, 2016.
12. Алексеев А. В., Казанцева Л. К. Инвестиционный процесс и структурная трансформация российской экономики. / монография. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020.
13. Гордячкова О.В. Иностранные инвестиции: анализ и управление их привлечением на региональном уровне. / монография. - М.: Креативная экономика, 2019.
14. Edler J., Blind K., Frietsch R. Echnology sovereignty. From demand to concept. Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology (дата обращения: 19.07.2024).
15. Концепция технологического развития страны до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 №1315-р. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/406931204/ (дата обращения: 19.07.2024).
16. Давыденко Е.В. Технологический суверенитет Северо-Западного федерального округа Российской Федерации в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций // Креативная экономика. – 2024. – № 7. – c. 1703-1718 .
17. Центральный банк Российской Федерации: Статистика внешнего сектора. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 19.07.2024).
18. Какие страны самые рисковые для инвестиций в 2023 году. 13.10.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://frankmedia.ru/142826 (дата обращения: 19.06.2024).
19. Global Innovation Index 2023: Innovation in the face of uncertainty: World Intellectual Property Organization. [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023-en-main (дата обращения: 20.07.2024).
20. Плюс-минус прямые иностранные инвестиции. Коммерсантъ 17.07.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6109611 (дата обращения: 15.07.2024).
21. World Investment Report 2023. New York: United Nations Publications, UNCTAD, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2023_en.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
22. Попова Е.М., Никитина Т.В. Прямые немецкие инвестиции в экономику России: региональный срез // Теоретическая и прикладная экономика. – 2022. – № 1. – c. 68-89.
23. Бодряшкин Я. Объем зарубежных инвестиций в Россию упал ниже нуля 06.07.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/07/06/20818940.shtml (дата обращения: 19.07.2024).
24. Эксперты назвали самые привлекательные для инвесторов КНР регионы России. РБК Новости 01.03.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/03/2024/65e0272d9a7947da (дата обращения: 19.07.2024).
25. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.09.2021 №591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации». («Региональный инвестиционный стандарт»)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402770915/?ysclid=ly71dpjlk125035597 (дата обращения: 15.07.2024).
26. Оценка инвестиционной привлекательности регионов России в контексте перехода к устойчивому развитию XI ежегодный аналитический отчет - М., 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ra-national.ru/wp-content/uploads/2023/11/analitika_final.pdf (дата обращения: 02.07.2024).
27. Агентство стратегических инициатив: национальный инвестиционный рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/government_officials/rating (дата обращения: 02.07.2024).
28. Медведева Н.В. Подходы к оценке достижения технологического суверенитета // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 91-104.
29. Егоренко С. Н. Регионы России. Социально-экономические показатели. / Стат. сб. / Росстат. - М., 2023.
30. Национальный рейтинг научно-технологического развития регионов за 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2023/12/%D0%9F% (дата обращения: 02.07.2024).

Страница обновлена: 02.12.2024 в 15:19:55