К вопросу о влиянии экономических санкций на привлечение китайских прямых иностранных инвестиций в Россию в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
Болаев А.В.1, Мантаева Э.И.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Болаев А.В., Мантаева Э.И. К вопросу о влиянии экономических санкций на привлечение китайских прямых иностранных инвестиций в Россию в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 8. – С. 2181-2200. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121642.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=72103227
Аннотация:
В статье изучается влияние односторонних антироссийских экономических санкций стран коллективного Запада на привлечение китайских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Проводится анализ связи динамики привлечения ПИИ в российскую экономику в целом и ПИИ из Китая с основными этапами введения антироссийских санкций. Рассматриваются основные политические факторы, оказывающие влияние на привлечение ПИИ в Россию в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
Ключевые слова: Россия, санкции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, «Один пояс и один путь», «Один пояс, один путь», «Пояс и путь»
JEL-классификация: O31, O32, F52, H56
Введение. В последнее десятилетие односторонние антироссийские санкции стран коллективного Запада, направленные в том числе на снижение роли России в мировых потоках, входящих ПИИ, стали важным вызовом для развития внешнеэкономических связей нашей страны и ее экономической безопасности. Под их влиянием существенно изменилась в сторону увеличения роли Китая региональная структура российской внешней торговли [4, с. 418-419], значительно снизились внешнеэкономические связи со странами Евросоюза и коллективного Запада в целом, беспрецедентное санкционное давление привело к появлению рисков стратегического характера в российской экономике [15].
В то же время в контексте российско-китайских отношений необходимо отметить, что во внешнеэкономических отношениях КНР и в ее политике в целом все большую роль играет, продвигаемая руководством Китая стратегическая инициатива «Один пояс и один путь», в которой принимают участие уже более 150 стран и территорий мира. Инициатива «Пояса и пути», как часто сокращенно называется стратегическая инициатива «Один пояс и один путь», реализуется с 2013 г. и уже стала важнейшим фактором развития внешнеэкономических связей КНР со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Океании, а также и Восточной Европы, при этом одной из важнейших задач реализации стратегической инициативы является снижение барьеров для международных потоков инвестиций, что представляется важной задачей для практически всех стран и территорий мира, включая и Российскую Федерацию.
Проблема влияния санкций стран коллективного Запада на экономическую безопасность Российской Федерации привлекает внимание множества исследователей, среди которых можно отметить таких авторов, как Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. [10], А.А. Кайгородцева [14], Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. [17], В.И. Мунтиян [21]. Вопросы влияния экономических санкций на экономическое развитие других стран изучали такие исследователи, как Звонова Е.А. (на примере Республики Куба) [13], Искакова З. (развитие банковской отрасли Республики Казахстан в контексте антироссийских санкций) [40], Резаинежад И. (исследование внешнеэкономической политики Исламской Республики Иран, а также и Российской Федерации, в условиях санкций) [44], Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Савеличев М.В. (на примере КНДР) [25], М.В. Франц (на примере Исламской Республики Иран) [27]. В этих трудах показано, что примеры таких стран, как Исламская Республика Иран, Республика Куба и КНДР, позволяют судить о значительном потенциале негативного влияния санкций на экономическое развитие, особенно в случае их введения на основе Устава ООН.
Вопросы реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» также привлекают внимание значительного количества исследователей как в самом Китае, так и в России, и в других странах мира. Среди китайских ученых можно отметить таких авторов, как Ван Биньи [6], Ван Дэхун [7], Ван Лу [8], Дэн Цзюган [11], Цзян Чжиган [28], среди российских авторов – таких исследователей, как Бондаренко В.А. [5], Михайленко А.Н. [20], Пакулин В.С. [22], Степанов Н.С. [26], среди авторов из других стран – таких ученых, как Гарлик Д. [41], Глянц М.Г. и Росс Р. Дж. [19], Дакворт Э. [39], Костецкая-Томашевская Л. [42], Круковская М. [43].
Вопросы привлечения ПИИ в экономику России в условиях санкций освещались в работах таких исследователей, как Горбунова О.А. [9], Зайцев Ю. К. [12], Кудряшов А.Л. [16], Лыткин С.О. [18], тем не менее вопрос влияния антироссийских санкций стран коллективного Запада на привлечение в Россию китайских ПИИ в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и поддержания экономической безопасности России в научной литературе освещен пока недостаточно, что делает крайне актуальной цель этого исследования – изучение вопроса влияния антироссийских санкций на привлечение в Россию китайских ПИИ в контексте реализации инициативы «Пояса и пути».
Для достижения указанной выше цели исследования авторами были поставлены следующие задачи:
- проанализировать связь динамики привлечения ПИИ в российскую экономику в целом, и ПИИ из Китая с основными этапами введения антироссийских санкций со стороны стран коллективного Запада;
- рассмотреть основные политические факторы, оказывающие влияние на привлечение ПИИ в российскую экономику в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и обеспечения экономической безопасности России;
- представить перечень некоторых мер, осуществление которых было бы способно положительно повлиять на увеличение объемов, поступающих в экономику России китайских ПИИ с приоритетом развития экспортно-ориентированных и высокотехнологичных отраслей.
Основным временным периодом исследования приняты 2013-2023 гг., соответствующие началу реализации инициативы «Пояса и пути». В качестве основных источников статистических данных при проведении этого исследования выступили сведения из статистических сборников по ПИИ Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «World Investment Report», публикации Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) и Государственного статистического бюро КНР, а также портала «Глобальный инвестиционный трекер Китая» аналитического центра «Американский институт предпринимательства».
Научная новизна этого исследования представлена прежде всего широким охватом временных рамок исследования вплоть до последних лет (2013-2023 гг.) и комплексным использованием статистических сведений о китайских ПИИ и инвестиционных проектах, реализуемых в России в рамках инициативы «Пояса и пути», из различных источников (ООН, ЦБ РФ, правительство КНР).
Практическое значение этого исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть полезны для использования соответствующими российскими органами государственной власти на федеральном и региональном уровне при их работе по привлечению китайских ПИИ в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и поддержании экономической безопасности России.
Результаты и обсуждение. Статистические данные и сведения из таких источников, как сборники по международным инвестициям Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), публикации Центрального банк Российской Федерации и Государственного статистического бюро Китая, а также аналитического центра «Американский институт предпринимательства (на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая») позволили авторам составить таблицы 1-3.
Таблица 1. Динамика привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию,
и их доля в мировых потоках, входящих ПИИ (2013-2023 гг.)
Годы
|
Годовые
объемы ПИИ, поступающих в Россию, млн долл. США
|
Темп
прироста годовых объемов ПИИ в Россию, %
|
Годовые
мировые объемы входящих ПИИ, млн долл. США
|
Темп
прироста годовых мировых объемов, входящих ПИИ, %
|
Доля
ПИИ в Россию в годовых мировых объемах, входящих ПИИ, %
|
2013
|
53397
|
76,88
|
1462874
|
0,06
|
3,65
|
2014
|
29152
|
-45,41
|
1405327
|
-3,93
|
2,07
|
2015
|
11858
|
-59,32
|
2052246
|
46,03
|
0,58
|
2016
|
37176
|
213,51
|
2017956
|
-1,67
|
1,84
|
2017
|
25954
|
-30,19
|
1644467
|
-18,51
|
1,58
|
2018
|
13228
|
-49,03
|
1
376 139
|
-16,32
|
0,96
|
2019
|
32
076
|
142,49
|
1
729 239
|
25,66
|
1,85
|
2020
|
10
410
|
-67,55
|
984
578
|
-43,06
|
1,06
|
2021
|
38
639
|
271,17
|
1
621 808
|
64,72
|
2,38
|
2022
|
-15
205
|
-139,35
|
1
355 749
|
-16,41
|
-1,12
|
2023
|
8
364
|
-155,01
|
1
331 813
|
-1,77
|
0,63
|
Анализ данных, представленных в таблице 1 показывает, что в период 2013-2023 гг. роль России в годовых мировых объемах, входящих ПИИ значительно снизилась, что во многом связано с влиянием односторонних антироссийских санкций стран коллективного Запада. Как видно из таблицы 1, в 2013 г. на долю России приходилось около 3,65% от годовых мировых объемов, входящих ПИИ, однако с 2014 г. (в этот год были приняты первые существенные односторонние антироссийские санкции США, Евросоюза и других западных стран [44, с. 1881]) наблюдалось существенное падение (более чем на 45%) годовых объемов притока ПИИ в российскую экономику. В 2015 г. падение притока ПИИ в Россию продолжилось, однако в 2016-2021 гг. в целом, судя по абсолютным показателям притока ПИИ российская экономика и ее зарубежные инвесторы смогли адаптироваться к санкционному режиму стран коллективного Запада, введенному с 2014 г. В свою очередь, падение притока ПИИ в российскую экономику в 2020 г. скорее всего связано с глобальной пандемией коронавирусной инфекции.
С 2022 г. Россия в силу известных событий столкнулась с очередным и еще более жестким санкционным режимом со стороны США, стран Евросоюза и их союзников [23, с. 1947], что по представленным в таблице 1 данным статистики ООН сопровождалось оттоком ПИИ из России. Тем не менее, данные за 2023 г. демонстрируют тренд на восстановление некоторого объема притока ПИИ в российскую экономику, и могут свидетельствовать об определенных процессах адаптации экономики России, в том числе и к влиянию западных санкций на привлечение ПИИ.
Таблица 2. Инвестиции Китая, осуществленные в российскую экономику в контексте стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (2013-2023 гг.)
Годы
|
Объем китайских инвестиций в Россию (данные портала «Глобаль-ный
инвестици-онный трекер Китая» (далее ГИТК)), млн долл. США
|
Доля от общего объема зарубежных китайских инвестиций,
осуществлен-ных в экономику России в рамках реализации инициативы «Пояса и
пути» (данные ГИТК) за период 2013-2023 гг., %
|
Объем ПИИ в Россию из КНР (данные правитель-ства КНР), млн долл.
США
|
Объем ПИИ в Россию из КНР (данные ЦБ РФ), млн долл. США
|
Объем ПИИ, входя-щих в Россию (данные ООН), млн долл. США
|
Отношение объема китайских инвестиций в Россию, осуществлен-ных
в рамках инициативы «Пояса и пути» (данные ГИТК) к годовому объему входящих
ПИИ в Россию (данные ООН), %
|
Доля китайс-ких ПИИ в Россию (данные правительства КНР) в
годовом объеме входящих ПИИ в российскую экономику (данные ООН), %
|
Доля китайс-ких ПИИ в Россию (данные ЦБ РФ) в годовом объеме
входящих ПИИ в российскую экономику (данные ООН), %
|
2013
|
5310
|
24,38
|
1022
|
597
|
53397
|
9,94
|
1,91
|
1,12
|
2014
|
3380
|
15,52
|
634
|
1271
|
29152
|
11,59
|
2,17
|
4,36
|
2015
|
4110
|
18,87
|
2961
|
645
|
11858
|
34,66
|
24,97
|
5,44
|
2016
|
2370
|
10,88
|
1293
|
345
|
37176
|
6,38
|
3,48
|
0,93
|
2017
|
600
|
2,75
|
1548
|
140
|
25954
|
2,31
|
5,96
|
0,54
|
2018
|
630
|
2,89
|
725
|
-13
|
13228
|
4,76
|
5,48
|
-0,10
|
2019
|
4480
|
20,57
|
-379
|
136
|
32 076
|
13,97
|
-1,18
|
0,42
|
2020
|
540
|
2,48
|
570
|
53
|
10 410
|
5,19
|
5,48
|
0,51
|
2021
|
360
|
1,65
|
-1072
|
11
|
38 639
|
0,93
|
-2,77
|
0,03
|
2022
|
0
|
0,00
|
Нет данных (Н/д) (возможно
-744 *)
|
Н/д
|
-15 205
|
0,00
|
Н/д (4,89% в
нетто-оттоке*)
|
Н/д
|
2023
|
0
|
0,00
|
Н/д
|
Н/д
|
8 364
|
0,00
|
Н/д
|
Н/д
|
Всего
|
21780
|
100,00
|
7 302
|
3 185
|
245 049
|
8,89
|
2,98
|
1,30
|
Источник: составлено авторами по материалам [24; 29; 30; 32; 34; 37; 38; 46, с. 196-199; 48, с. 210-213; 49, с. 156-159; 50; 51].
В контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и исходя из данных из таблицы 2, можно отметить, что снижение притока ПИИ из Китая в Россию в период 2013-2023 гг. в целом соответствовало общей динамике притока ПИИ в российскую экономику. Тем не менее, судя по изменению годовых объемов притока китайских ПИИ в российскую экономику по статистическим данным правительства КНР, сложно утверждать о наличии прямой связи между динамикой объемов китайских входящих ПИИ в Россию и влиянием антироссийских санкций стран коллективного Запада по крайней мере до 2022-2023 гг.
Судя по статистическим данным китайского правительства, максимальные годовые объемы, входящих ПИИ из Китая в Россию, были зафиксированы в 2015-2017 гг., некоторое снижение годового притока китайских ПИИ в российскую экономику началось с 2018 г. и отрицательные значения приток ПИИ из Китая в Россию принял по результатам 2019 и 2021 гг.
Более того, по расчетам авторов этого исследования, нетто-отток китайских ПИИ из России в 2022 г. составил около 744 млн долл. США (авторская оценка на основании косвенных данных китайской статистики), что меньше аналогичного абсолютного показателя за 2021 г., равного 1,072 млрд долл. США, то есть объемы оттока китайских ПИИ из России за год, предшествующий началу введения наиболее масштабных антироссийских санкций (2022 г.), по всей видимости, превысили соответствующий показатель за 2022 г.
В целом динамика изменения объемов, входящих ПИИ из Китая в экономику России вполне позволяет предполагать, что кроме влияния односторонних антироссийских санкций стран коллективного Запада на снижение притока ПИИ из Китая в Россию существуют и другие значительные факторы, вынудившие инвесторов из Китая снижать капиталовложения в экономику нашей страны примерно с 2018 г. Данные ЦБ РФ по притоку китайских прямых иностранных инвестиций в Россию в рассматриваемый период в целом отличаются от данных правительства КНР более чем в два раза, однако также показывают максимальные объемы притока китайских ПИИ в российскую экономику в 2013-2016 гг., что в принципе не противоречит утверждениям об отрицательном влиянии односторонних антироссийских санкции стран коллективного Запада на приток прямых иностранных инвестиций в Россию. Данные аналитического центра «Американский институт предпринимательства», представленные на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая», также свидетельствуют о пике объемов притока китайских ПИИ в Россию в 2013-2016 гг. и 2019 г. и их резком снижении с 2020 г.
Таблица 3. Динамика внешней торговли товарами России и Китая (по данным правительства КНР, 2013-2023 гг., млн долл. США)
Годы
|
Объем внешней торговли товарами Китая
|
Объем товарного экспорта Китая
|
Объем товарного импорта Китая
|
Объем внешней торговли товарами России и Китая
|
Объем товарного экспорта Китая в Россию
|
Объем товарного импорта Китая из России
|
Доля России во внешней торговле товарами Китая, %
|
Доля России в товарном экспорте Китая, %
|
Доля России в товарном импорте Китая, %
|
2013
|
4158993
|
2209004
|
1949989
|
89259
|
49591
|
39668
|
2,15
|
2,24
|
2,03
|
2014
|
4301527
|
2342293
|
1959235
|
95270
|
53677
|
41594
|
2,21
|
2,29
|
2,12
|
2015
|
3953033
|
2273468
|
1679565
|
68016
|
34757
|
33259
|
1,72
|
1,53
|
1,98
|
2016
|
3685557
|
2097631
|
1587926
|
69616
|
37356
|
32260
|
1,89
|
1,78
|
2,03
|
2017
|
4107164
|
2263371
|
1843793
|
84221
|
42831
|
41390
|
2,05
|
1,89
|
2,24
|
2018
|
4622415
|
2486682
|
2135734
|
107107
|
47965
|
59142
|
2,32
|
1,93
|
2,77
|
2019
|
4577891
|
2499482
|
2078409
|
110940
|
49748
|
61192
|
2,42
|
1,99
|
2,94
|
2020
|
4655913
|
2589952
|
2065962
|
108189
|
50504
|
57685
|
2,32
|
1,95
|
2,79
|
2021
|
6050166
|
3363023
|
2687143
|
147160
|
67551
|
79609
|
2,43
|
2,01
|
2,96
|
2022
|
6270114
|
3560539
|
2709574
|
190300
|
76100
|
114100
|
3,04
|
2,14
|
4,21
|
2023
|
5936830
|
3380020
|
2556800
|
240100
|
110970
|
129130
|
4,04
|
3,28
|
5,05
|
Крайне важными для этого исследования являются данные, представленные в таблице 3. Как известно, роль Китая во внешней торговле России в последние годы значительно возросла [4, с. 418-419], что также сопровождалось и увеличением доли России в китайской внешней торговле, особенно в китайском товарном импорте (более 5% в 2023 г.). В период с 2013 г. (года запуска стратегической инициативы «Один пояс и один путь») и до последних лет, за которые авторам были доступны статистические данные (2022-2023 гг.), доля России в китайской внешней торговле товарами выросла почти в два раза, при этом особенно резкий рост отмечался именно в 2022-2023 гг. По всей видимости, столь значительный рост российского товарного импорта в Китае во многом связан с определенными выгодными ценовыми предложениями на российское сырье, прежде всего сырую нефть, а также нефтепродукты и сжиженный природный газ (а также, возможно, и природный газ, поставляемый по трубопроводам). Тем не менее, указанный рост объемов российского товарного импорта в Китай, также, как и увеличение объемов китайского экспорта в Россию, является важным свидетельством значительнейшего потенциала российско-китайского сотрудничества, который в том числе может быть реализован в форме привлечения китайских ПИИ в российскую экономику. В этом случае стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» также может стать важным фактором успешной реализации крупных российских инвестиционных проектов с китайским участием, прежде всего в экспортно-ориентированных (в том числе в контексте увеличения экспорта в Китай и укрепления позиций на китайском рынке) и высокотехнологичных отраслях и в транспортно-логистическом секторе. Несомненно, при привлечении китайских ПИИ в проекты на российской территории необходимо учитывать принципы экономической безопасности России, в том числе основываясь на отраслевом и территориальном принципах стимулирования (или ограничения) привлечения иностранного капитала [3, с. 128-129].
В качестве дополнительных фактов, свидетельствующих в пользу возможности реализации значительного потенциала российско-китайского сотрудничества при реализации совместных инвестиционных проектов, в том числе в условиях санкций стран коллективного Запада, можно отметить и довольно активную работу китайских компаний в других странах, развивающихся в условиях международных санкций, в том числе принятых Советом безопасности ООН. В частности, в КНР функционируют крупные корпорации, ориентированные на торговое и инвестиционное сотрудничество со странами, находящимися под санкциями ООН, прежде всего с Исламской Республикой Иран [2, с. 96-97]. Несомненно, учитывая подобный опыт при основных принципах экономической безопасности (к примеру, важности наличия у национальной экономики способности «к постоянному обновлению и совершенствованию» [1, с. 5]) может быть полезен и при реализации в России проектов с участием китайских инвесторов, прежде всего в экспортно-ориентированных и высокотехнологичных отраслях. При этом при потенциальном (и вполне прогнозируемом) избегании со стороны большей части китайских корпораций угрозы попадания под вторичные санкции стран коллективного Запада, с учетом крайне высокого уровня российско-китайских политических отношений вполне возможно обсуждение создания в Китае специальных инвестиционных компаний и фондов для участия именно в российских проектах.
Заключение
Изучение вопроса влияния односторонних антироссийских экономических санкций стран коллективного Запада на привлечение китайских ПИИ в Россию в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» позволило авторам сделать следующие выводы:
- в период 2013-2023 гг. роль России в годовых мировых объемах, входящих ПИИ значительно снизилась, что прежде всего связано с влиянием односторонних антироссийских санкций стран коллективного Запада, если в 2013 г. на долю России приходилось около 3,65% от годовых мировых объемов, входящих ПИИ, то в 2023 г. аналогичный показатель составил около 0,63%;
- с 2022 г. Россия столкнулась с жестким санкционным режимом со стороны США, стран Евросоюза и их союзников и беспрецедентным оттоком ПИИ, тем не менее статистические данные ООН за 2023 г. демонстрируют тренд на восстановление некоторого объема притока ПИИ в российскую экономику и могут свидетельствовать об определенных процессах адаптации экономики России к санкциям, в том числе, и к их влиянию на привлечение ПИИ;
- в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» можно отметить, что снижение притока ПИИ из Китая в Россию в период 2013-2023гг. в целом соответствовало общей динамике падения объемов привлечения ПИИ в российскую экономику;
- динамика годовых объемов притока китайских ПИИ в российскую экономику по статистическим данным правительства КНР не позволяет утверждать о наличии прямой связи между динамикой поступающих в Россию китайских ПИИ и влиянием антироссийских санкций стран коллективного Запада по крайней мере до 2022-2023 гг.;
- по данным статистики китайского правительства, максимальные объемы, входящих ПИИ из Китая в Россию, отмечались в 2015-2017 гг., некоторое снижение притока китайских ПИИ в российскую экономику началось с 2018 г. и нетто-отток китайских ПИИ в России отмечался уже в 2019 и 2021 гг.;
- в целом динамика изменения объемов, входящих ПИИ из Китая в экономику России вполне позволяет предполагать, что кроме влияния односторонних антироссийских санкций стран коллективного Запада на снижение притока ПИИ из Китая в Россию существуют и другие значительные факторы, вынуждающие инвесторов из Китая снижать капиталовложения в российскую экономику примерно с 2018 г.;
- данные Центрального банка РФ по притоку китайских ПИИ в Россию в период 2013-2021 гг. в целом отличаются от данных правительства КНР более чем в два раза, однако также показывают максимальные объемы притока китайских ПИИ в российскую экономику в 2013-2016 гг., что в принципе не противоречит утверждениям об отрицательном влиянии односторонних антироссийских санкции стран коллективного Запада на приток ПИИ в Россию;
- данные аналитического центра «Американский институт предпринимательства», представленные на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая», также свидетельствуют о пике объемов притока китайских ПИИ в Россию в 2013-2016 гг. и 2019 г. и их резком снижении с 2020 г.;
- роль Китая во внешней торговле России в последние годы значительно возросла, что также сопровождалось и увеличением доли России в китайской внешней торговле, особенно в китайском товарном импорте (более 5% в 2023 г.), в целом в период с 2013 г. до 2022-2023 гг. доля России в китайской внешней торговле товарами выросла почти в два раза, при этом особенно резкий рост отмечался именно в 2022-2023 гг.
- вышеуказанный рост российского товарного импорта в Китае, также, как и рост китайского экспорта в Россию, является важным свидетельством значительнейшего потенциала российско-китайского сотрудничества, который в том числе может быть реализован в форме привлечения китайских ПИИ в российскую экономику, в этом случае стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» также может стать важным фактором успешной реализации крупных российских инвестиционных проектов с китайским участием, прежде всего в экспортно-ориентированных, высокотехнологичных отраслях и в транспортно-логистическом секторе;
- при привлечении китайских ПИИ в проекты на российской территории необходимо учитывать интересы экономической безопасности России, в том числе основываясь на отраслевом и территориальном принципах стимулирования (или ограничения) привлечения иностранного капитала;
- при прогнозируемом избегании китайскими корпорациями угрозы попадания под вторичные санкции стран коллективного Запада и с учетом крайне высокого уровня российско-китайских политических отношений вполне возможно обсуждение создания в Китае специальных инвестиционных компаний и фондов для участия именно в российских проектах.
Среди вопросов, которые нуждаются в дополнительных исследованиях, авторы отмечают проблему существенной разницы в статистических данных официальных органов России (ЦБ РФ) и Китая (Государственное статистическое бюро КНР) по объемам китайских ПИИ в российскую экономику. Указанный вопрос, несомненно, нуждается в дальнейшем изучении.
Источники:
2. Абылгазиев И.И., Васецова Е.С. Отношения Китая и Ирана в условиях меняющегося миропорядка // Век глобализации. – 2020. – № 1. – c. 93-101.
3. Болаев А.В., Мантаева Э.И. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор технологического развития страны: опыт Китая и перспективы для России. / монография. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2023. – 176 c.
4. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций из Китая в экономику России в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 409-428. – doi: 10.18334/vinec.14.2.121129.
5. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы повышения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 177-194. – doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
6. Ван Биньи Изучение трансформации и модернизации китайских портов, задействованных в реализации инициативы Один пояс и один путь. - Пекин, 2019. – 182 c.
7. Ван Дэхун Один пояс и один путь: Бизнес-модель и управление рисками. - Пекин, 2022. – 348 c.
8. Ван Лу Исследование международного сотрудничества, государственных культурных особенностей и зарубежных кредитных рисков инициативы Один пояс и один путь. - Пекин, 2022. – 196 c.
9. Горбунова О.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в условиях действия санкций // Российское предпринимательство. – 2018. – № 8. – c. 2185-2200. – doi: 10.18334/rp.19.8.39261.
10. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
11. Дэн Цзюган Хух-Хото и Один пояс и один путь. - Хух-Хото, 2019. – 200 c.
12. Зайцев Ю. К. Воздействие санкционного режима на прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2018. – № 4. – c. 760-772. – doi: 10.22363/2313-2329-2018-26-4-760-772.
13. Звонова Е.А. Эволюция экономической политики Республики Куба в условиях международных санкций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – № 7. – c. 1378–1392.
14. Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 479-496. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117685.
15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономика в условиях санкций и частичной экономической мобилизации через призму экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 8. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121598.
16. Кудряшов А. Л. Прямые иностранные инвестиции в финансовую систему России в условиях санкционного давления // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 1. – c. 61.
17. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка экономической безопасности торговых отношений США со странами ЕАЭС в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4523-4546. – doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
18. Лыткин С.О. Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1841-1854. – doi: 10.18334/epp.12.6.114815.
19. Майкл Г. Глянц, Роберт Дж. Росс Один пояс и один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. - Издательство «Международные отношения». - Москва, 2021. – 264 c.
20. Михайленко А.Н. Сопряжение евразийской интеграции и китайского проекта Один пояс - один путь // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2018. – № 1(23). – c. 35-46.
21. Мунтиян В. И. Обеспечение социально-экономической безопасности государства в условиях санкционной войны // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы Третьего Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности, Тюмень, 20–21 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.Л. Скипин. - Тюмень: ТюмГУ-Press. Тюмень, 2022. – c. 193-202.
22. Пакулин В.С. Процессы сопряжения китайского проекта Один пояс - один путь и ЕАЭС в рамках концепции Большого евразийского партнерства // Вестник Томского государственного университета. История. – 2022. – № 76. – c. 47-55.
23. Потемкин А.С. Санкции против России: экономические последствия, стратегии адаптации и перспективы международных отношений // Экономическая безопасность. – 2024. – № 7. – c. 1947-1970. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121468.
24. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию по странам-партнерам (участие в капитале, реинвестирование доходов и долговые инструменты). Сайт Центрального банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 01.08.2024).
25. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Савеличев М.В. Теория санкций и опыт преодоления санкционного режима (на примере КНДР) // Экономические отношения. – 2024. – № 3. – doi: 10.18334/eo.14.3.121298.
26. Степанов Н.С. Один пояс - один путь: шансы и риски сопряжения с ЕАЭС Китайская инициатива // Мир перемен. – 2020. – № 3. – c. 170-178.
27. Франц М.В. Есть ли жизнь в условиях санкций? Опыт Ирана // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 9(215). – c. 59–70.
28. Цзян Чжиган Ведущая роль финансовой поддержки в строительстве «Пояса и пути // Международное экономическое сотрудничество. – 2014. – № 9. – c. 59-63.
29. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2014.
30. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2016.
31. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2017.
32. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2018.
33. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2019.
34. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2020.
35. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2021.
36. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2022.
37. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник. - Пекин, 2023.
38. China Global Investment Tracker. Aei.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения: 31.07.2024).
39. Elaine Duckworth Latin American and Caribbean Participation in China's Belt and Road Initiative // Cornell International Affairs Review. – 2022. – № 1. – p. 115-161.
40. Iskakova Z., Gusmanova Zh., Kurmanalina A. Loan portfolio management of commercial banks of the Republic of Kazakhstan in conditions of increasing cross-border impact of sanctions on the economy // Экономическая серия Вестника ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. – 2023. – № 1. – p. 275-284.
41. Jeremy Garlick The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative // Journal of Current Chinese Affairs. – 2020. – № 49(2). – doi: 10.1177/1868102620968848.
42. Kostecka-Tomaszewska L. Economic security of China: the implications of the Belt and Road Initiative // Optimum: Economic Studies. – 2018. – № 94. – p. 166-182.
43. Krukowska M. China’s “one belt, one road” strategy and its implications for the global world order // International Business and Global Economy. – 2016. – № 35/1. – p. 157-168. – doi: 10.4467/23539496IB.16.012.5593.
44. Rezaeinejad I. Analytical Study of the International Economic Policies of Iran and Russia: A Move to Bilateral Cooperation under Sanctions // Review of Business and Economics Studies. – 2022. – № 4. – p. 36-44. – doi: 10.26794/2308-944X-2022-10-4-36-44.
45. UNCTAD World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. - Geneva - UN, 2012.
46. UNCTAD World Investment Report 2016. Investor Nationality: Policy Challenges. - Geneva – UN, 2016.
47. UNCTAD World Investment Report 2018: Investment and New Industrial Policies. - Geneva - UN, 2018.
48. UNCTAD World Investment Report 2022 International tax reforms and sustainable investment. - Geneva – UN, 2022.
49. UNCTAD World Investment Report 2024: Investment facilitation and digital government. - Geneva - UN, 2024.
50. 中华人民共和国2022年国民经济和社会发展统计公报. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.cn/sj/zxfb/202302/t20230228_1919011.html (дата обращения: 15.08.2024).
51. 中华人民共和国2023年国民经济和社会发展统计公报. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/lianbo/bumen/202402/content_6934935.htm (дата обращения: 15.08.2024).
Страница обновлена: 09.10.2024 в 10:52:25