Основы институционального подхода к регулированию деятельности иностранных инвесторов в странах Африки

Сапунцов А.Л.1
1 Институт Африки Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42471376
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В работе проводится анализ методов формирования экономических институтов по регулированию приёма прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В состав этих институтов входят агентства по привлечению ПИИ (с учётом плюрализма в иерархической принадлежности к органам государственной власти и подчиненности) и инвестиционные кодексы, за счёт которых страны Африки стремятся сделать релевантные источники права и инструкции более доступными для многонациональных предприятий (МНП). Несмотря на определённый прогресс в улучшении инвестиционного климата, африканские страны всё ещё испытывают ряд сложностей в диверсификации поступлений ПИИ за счёт их вложения в общественно-значимые отрасли экономики, в том числе в сферу услуг. По результатам проведённого исследования автором обоснована продуктивность применения институтов цифровой экономики для более прогрессивной имплементации положений инвестиционных кодексов стран Африки, что представляется реализовать на основе применения регтеха и суптеха, позволяющих экспертам МНП повысить свои когнитивные способности при креативном исследовании перспективных инвестиционных предложений и предлагаемых с ними соответствующих стимулов

Ключевые слова: Африка, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), экономические институты, многонациональные предприятия (МНП), инвестиционный кодекс, агентство по привлечению инвестиций (АПИ), Ост-Индская компания (ОИК), регтех, суптех

JEL-классификация: F21, F23, N27, N17

Источники:

1. Клейнер Г.Б. Институты: определение, признаки и направления исследования // Управление. – 2016. – № 3. – С. 5-11. – doi: 10.12737/21290.
Павлов В.В. Инвестиционные кодексы стран Африки: методология анализа и практическое применение. / справочно-аналитическое издание. - М.: Институт Африки РАН, 2017. – 392 с.
3. Фитуни Л.Л. «Санкционное таргетирование»: инструмент внешней политики, нечестной конкуренции или глобального социального инжиниринга? // Вестник МГИМО-Университета. – 2019. – № 3. – С. 17-41. – doi: 10.24833/2071-8160-2019-3-66-17-41.
4. Фогель Д.В. Развитие институциональной среды ЮАР и сопредельных государств с целью стимулирования притока прямых иностранных инвестиций // Вестник университета. – 2017. – № 12. – С. 165-171. – doi: 10.26425/1816-4277-2017-12-165-171.
5. Фурсов К.А. Британская Ост-Индская компания: история институциональной мутации // Вопросы теоретической экономики. – 2018. – № 3. – С. 113-131. – doi: 10.24411/2587-7666-2018-00022.
6. Хейфец Б.А. Глобализация не кончается, она становится другой // Контуры глобальных трансформаций. – 2018. – № 1. – С. 14-33. – doi: 10.23932/2542-0240-2018-11-1-14-33.
7. Acquah A.M., Ibrahim M. Foreign Direct Investment, Economic Growth and Financial Sector Development in Africa // Journal of Sustainable Finance & Investment. – 2019. – С. 1-20. – doi: 10.1080/20430795.2019.1683504.
8. Agbloyor E.K. Foreign Direct Investment, Political Business Cycles and Welfare in Africa // Journal of International Development. – 2019. – № 31. – С. 345–373. – doi: 10.1002/jid.3408.
Agreement on Trade-Related Investment Measures. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/18-trims_e.htm ( дата обращения: 26.06.2019 ).
10. Anyanwu J. Promoting of Investment in Africa // African Development Review. – 2006. – № 1. – С. 42-71.
Bungenberg M., Reinisch A. From Bilateral Arbitral Tribunals and Investment Courts to a Multilateral Investment Court. Options Regarding the Institutionalization of Investor-State Dispute Settlement. / Second ed. - Berlin: Springer, 2020. – 222 с.
Choukroune L. Human Rights in International Investment Disputes: Global Litigation as International Law Re-Unifier. / Judging the State in International Trade and Investment Law. Sovereignty Modern, the Law and the Economics / Leïla Choukroune Ed. - Singapore: Springer, 2016. – 179-215 с.
13. Collier P. The Trade Policy Review of Uganda // The World Economy. – 1997. – № 20. – С. 649-664.
14. Cumming D., Johan S. Is it the Law or the Lawyers? Investment Covenants around the World // European Financial Management. – 2006. – № 12. – С. 535-574.
15. Ehizuelen M.M.O., Abdi H.O. Sustaining China-Africa Relations: Slotting Africa into China’s One Belt, One Road Initiative Makes Economic Sense // Asian Journal of Comparative Politics. – 2018. – № 3. – С. 285–310. – doi: 10.1177/2057891117727901.
16. Garcia A. BRICS investment agreements in Africa: more of the same? // Studies in Political Economy. – 2017. – № 98. – С. 24-47. – doi: 10.1080/07078552.2017.1297018.
17. Getachew Y.S., Beamish P.W. Foreign Subsidiary Exit from Africa: The Effects of Investment Purpose Diversity and Orientation // Global Strategy Journal. – 2017. – № 7. – С. 58-82. – doi: 10.1002/gsj.1142.
Gjuzi J. Stabilization Clauses in International Investment Law. A Sustainable Development Approach. - Cham: Springer, 2018. – 545 с.
Groenfeldt T. Understanding MiFID II’s 30,000 Pages of Regulation Requires RegTech. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/tomgroenfeldt/2018/04/04/understanding-mifid-iis-30000-pages-of-regulation-requires-regtech/#6f21f60f5291 ( дата обращения: 26.06.2019 ).
20. Han X. The China–South Africa Bilateral Investment Treaty: National Rule of Law versus International Rule of Law // South African Journal of International Affairs. – 2017. – № 24. – С. 269-290. – doi: 10.1080/10220461.2017.1406401.
Investment Policy Framework for Sustainable Development. / UNCTAD. - N.Y.; Geneva: U.N., 2015. – 157 с.
22. Júlio P., Pinheiro–Alves R., Tavares J. Foreign Direct Investment and Institutional Reform: Evidence and an Application to Portugal // Portuguese Economic Journal. – 2013. – С. 215-250. – doi: 10.1007/s10258-013-0093-z.
23. Lin L., Mihov A., Sanz L., Stoyanova D. Property Rights Institutions, Foreign Investment, and the Valuation of Multinational Firms // Journal of Financial Economics. – 2019. – № 134. – С. 214-235. – doi: 10.1016/j.jfineco.2019.03.001.
24. Munemo J. Business Regulations and Private Domestic Investment in Africa // Journal of African Business. – 2012. – № 13. – С. 157-164. – doi: 10.1080/15228916.2012.693447.
Nowak C. Legal Arrangements for the Promotion and Protection of Foreign Investments within the Framework of the EU Association Policy and European Neighbourhood Policy. / International Investment Law and EU Law. - Berlin: Springer, 2011. – 105-138 с.
26. Obwona M.B. Determinants of FDI and their Impact on Economic Growth in Uganda // African Development Review. – 2001. – № 13. – С. 46-81.
27. Onyeiwu S., Shrestha H. Determinants of Foreign Direct Investment in Africa // Journal of Developing Societies. – 2004. – № 20. – С. 89-106. – doi: 10.1177/0169796X04048305.
28. Qumba M.F. Safeguarding Foreign Direct Investment in South Africa: Does the Protection of Investment Act Live up to its Name? // South African Journal of International Affairs. – 2018. – № 25. – С. 341-364. – doi: 10.1080/10220461.2018.1523024.
Scharaw B. The Protection of Foreign Investments in Mongolia. Treaties, Domestic Law, and Contracts on Investments in International Comparison and Arbitral Practice. - Cham: Springer, 2018. – 358 с.
Thomashauses A. Investment Strategies in Africa. / Permanent Sovereignty over Natural Resources. - Cham: Springer, 2015. – 155–172 с.
UNCTAD Investment Policy Hub [Site]. [Электронный ресурс]. URL: https://investmentpolicy.unctad.org/ ( дата обращения: 30.10.2019 ).
World Investment Report 2019. / Special Economic Zones / UNCTAD. - N.Y.; Geneva: U.N., 2019. – 222 с.
33. Zulfikar A., Chandrawulan A. Impact of Foreign Direct Investment on the Effectiveness of Economic Development // International Journal of Scientific & Technology Research. – 2019. – № 8. – С. 65-74.

Страница обновлена: 13.09.2025 в 13:25:06

 

 

The fundamentals of the institutional approach to the regulation of foreign investors in Africa

Sapuntsov A.L.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Abstract:
The methods of forming economic institutions for regulating the inflow of foreign direct investments (FDI) are studies in the article. Such institutions consist of investment promotion agencies (considering the pluralism of their position in hierarchy of state bodies and subordination) and investment codes. African nations use these codes to make relevant sources of law and instructions more available to multinational enterprises (MNE). Despite of some progress achieved by African states in improving their investment climate, there are still various unresolved difficulties in diversifying the inflow of FDI through their realization in nationally prioritized business activities, such as services. It is productive to apply the institutions of digital economy for progressive implementation of African investment codes. Utilization of RegTech and SupTech looks promising, therefore, analysts employed by MNEs will enhance cognitive abilities for better creative exploration of perspective investment opportunities and relevant incentives in Africa

Keywords: Africa, foreign direct investments (FDI), investment code, multinational enterprise (MNE), East India Company (EIC), RegTech, SupTech, business institutions

JEL-classification: F21, F23, N27, N17