Оценка и основные подходы к содействию занятости инвалидов на российском рынке труда
Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е.1, Антонова Г. В., Анфалова А.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е., Антонова Г. В., Анфалова А.В. Оценка и основные подходы к содействию занятости инвалидов на российском рынке труда // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 11. – doi: 10.18334/et.11.11.121937.
Аннотация:
Авторы статьи исследовали эволюцию подходов российских специалистов к оценке особенностей развития инклюзивного рынка труда в Российской Федерации и повышения уровня конкурентоспособности инвалидов в связи с сложившимся дефицитом кадров на российском рынке труда; обосновали необходимость расширения методов содействия занятости инвалидов в целях повышения уровня их трудоустройства; проанализировали основные показатели участия в рабочей силе, занятости и безработицы рассматриваемой категории граждан. Авторами сделан акцент на исследовании региональных особенностях трудоустройства инвалидов, основных стереотипах в отношении занятости инвалидов со стороны работодателей, обоснован тезис о необходимости активного выявления резервов потенциала инвалидов.
Результаты исследования могут быть интересны организациям, ответственными за реализацию мероприятий по содействию занятости инвалидов и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами интеграции инвалидов в сферу занятости.
Ключевые слова: инвалид, инклюзивный рынок труда, обследование рабочей силы, трудоустройство на открытом рынке труда, интеграция в сферу занятости
JEL-классификация: J21, J23, J24
ВВЕДЕНИЕ
Социальная уязвимость людей с инвалидностью связана не только с барьерами внешней среды, но и наличием различных препятствий к трудовой деятельности, недостатком рабочих мест, предубеждениями работодателей, отсутствием трудовой мотивации. Это негативным образом влияет на их конкурентоспособность на рынке труда, мешает нормальному вхождению в сферу труда, адаптацию в коллективе.
Цель исследования состоит в выявлении современных трендов и потенциала занятости инвалидов на основе статистического анализа инклюзивного рынка труда. Гипотеза исследования заключается в предположении, что потенциал инвалидов недостаточно реализуется на современном рынке труда и остро стоит вопрос вовлечения данной группы населения в трудовую сферу.
Новизна исследования - проанализирована текущая ситуация на рынке труда, выявлены основные тенденции (как на национальном рынке труда, так и в региональном срезе), обоснованы подходы к содействию занятости и трудоустройству инвалидов на современном этапе. В процессе исследования были использованы статистические данные Росстата (результаты выборочного обследования (ОРС)), отчетных материалов Минтруда России, Роструда, Пенсионного Фонда России, официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО РЫНКА ТРУДА ИНВАЛИДОВ
В условиях усиливающихся профессионально-квалификационных диспропорций на российском рынке труда специалисты все чаще обращаются к проблемам, связанных с включением незанятых в экономику граждан трудоспособного возраста, в том числе и социально уязвимых категорий. По мнению директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Д.Куликова «среди экономически неактивного населения есть значительное количество людей, которые хотят работать, но не могут реализовать это желание по разным причинам. Кроме того, само желание может зависеть от институтов рынка труда и государственной политики. Использование этого ресурса, вероятно, требует стимулирующей политики государства на рынке труда и изменения его институтов в сторону большей гибкости и разнообразия трудовых отношений» [1].
По мнению исследователя Бурлакова В.В., используя недостаточно включенный в рынок труда кадровый резерв нетрудоустроенных инвалидов, организации могут извлечь выгоду за счет использования их профессиональных навыков [2]. Этот тезис перекликается с мнением других исследователей, которые делают выводы о том, что «…занятость инвалидов может рассматриваться как своеобразный резерв трудового потенциала населения в условиях старения и сокращения численности населения трудоспособного возраста…» [3].
По данным исследований МГУ им. Ломоносова «в ближайшие десятилетия в России будет действовать тренд на демографическое старение населения. Согласно обновленному прогнозу Росстата, доля пожилых к 2046 году вырастет почти до 27% (с нынешних 24%), или до 37,3 млн человек, писал РБК. Вместе с тем доля населения трудоспособного возраста почти не изменится и составит 57,5% в 2046 году вместо 57% в 2023-м — во многом благодаря пенсионной реформе, которая сдвигает границы трудоспособного возраста» [4].
Расширение и дифференциация методов по содействию занятости инвалидов в России способствовали бы не только формированию инклюзивного рынка труда, но и в целом их интеграции в общественную жизнь, реализации их трудового потенциала. Исследователь Арбуз А.В. подтверждает данный тезис, указывая на то, что основные тенденции в сфере содействия трудоустройства этой категории граждан имеют определенные резервы в части включения их в трудовое пространство. При этом приоритетной группой в качестве одного из источников покрытия дефицита кадров, рассматриваются инвалиды в трудоспособном возрасте, имеющие намерения выйти на работу [5].
Усилия по интеграции инвалидов в рынок труда имеют решающее значение для создания более сбалансированного, инклюзивного общества. Это предполагает не только предоставление возможностей трудоустройства, но и обеспечение доступности инфраструктуры, разумного приспособления и благоприятной среды, позволяющей людям с инвалидностью преуспевать на рабочем месте. Повышение уровня занятости данной категории граждан, является одной из сложных государственных задач в связи с необходимостью выполнения норм Конвенции о правах инвалидов, а также покрытия дефицита кадров в России через канал «демографического дивиденда» [6].
По мнению Нехановой Ю.С., проводимые исследования свидетельствует о том, что лица с инвалидностью, особенно молодого возраста, не стремятся к трудоустройству, надеясь на помощь родственников, органов опеки. Данный фактор целесообразно учитывать при разработке программ в области содействия занятости слабозащищенных категорий на региональном уровне [7].
В утвержденной в 2024 году Правительством Российской Федерации «Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 г.» выделены следующие проблемы в сфере содействия занятости инвалидов:
- физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда; недостаточное количество вакансий на условиях гибкой, дистанционной занятости;
- недостаточное стимулирование работодателей по трудоустройству и созданию специальных рабочих мест для инвалидов;
несоответствие выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов и их физическим возможностям и др. [8].
На наш взгляд, данный перечень можно дополнить и другими существующими на настоящий момент проблемами:
- повышающимися требованиями к организации рабочего места в части его соответствия требованиям ИПРА;
- завышенными требованиями работодателей к квалификации соискателя-инвалида, низким уровнем оплаты труда (сопоставимым с получаемыми пенсиями и пособиями).
Работодатели отдают свои предпочтения при трудоустройстве трудоспособных работников, не имеющих проблем в трудоспособности и не мотивированы в приеме на работу людей с инвалидностью, так как на рынке труда всегда существует большой объем резюме [9]. Эксперты отмечают, что необходимо повышать осведомленность работодателей о навыках инвалидов, предоставить информацию о том, как создать специальные рабочие места [10]. Работодатели, предоставляя равные возможности трудоустройства, создавая инклюзивную рабочую среду могут извлечь выгоду из трудового потенциала работников с инвалидностью [11].
Эффективные меры поддержки предприятий и организаций в части содействия трудоустройства инвалидов, должны стать одними из основных направлений государственной социальной политики на ближайшую перспективу. Основная проблема состоит не в разработке новых организационно-правовых «новациях», а в совершенствовании механизма реализации уже апробированных мер содействия занятости рассматриваемой категории граждан на федеральном и региональном уровнях.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ ИНВАЛИДОВ
В 2023 году на российском рынке труда происходили серьезные изменения, связанные с усиливающейся конкуренцией между сферами деятельности за квалифицированные кадры, ростом заработных плат, ускорением процессов найма на фоне увеличения сроков подбора и т.п. Важно отметить, что по мнению экспертов, проблемы с наймом персонала испытывают до 80% российских организаций [12]. Отток работников происходил из сферы услуг, сельского хозяйства и торговли в обрабатывающие производства и строительство [13]. Согласно данным компании «HeadHunter», «кандидаты с ограниченными возможностями здоровья наиболее востребованы в качестве операторов call-центров, курьеров, менеджеров по продажам, водителей, продавцов, упаковщиков, учителей, программистов и кладовщиков. Количество таких предложений превысило 90,7 тысячи вакансий» [14].
Статистические данные на рисунке 1 свидетельствуют, что с 2017 года отмечаются в целом положительные тренды в динамике уровня участия инвалидов в составе рабочей силы.
Рисунок 1 – Уровень участия в составе рабочей силы, уровень занятости и уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше, имеющего инвалидность, %
Источник: Составлено авторами на основе [15]
При расчете показателей за 2023 год использовалась численность населения в соответствии с данными ВПН-2020 [16], также с учетом переписи. Были пересчитаны данные за 2022 год, в результате чего указанные показатели-индикаторы положения инвалидов на рынке труда за указанный год оказались выше, чем рассчитанные ранее.
Данные Обследования рабочей силы Росстата по показателям за 2022 и 2023 годы в разрезе групп инвалидов по гендеру показал, что более активными на рынке труда являются преимущественно мужчины. Для них в период с 2017 года характерны более высокие показатели и уровня участия в составе рабочей силе и уровня занятости. Аналогичные показатели для женщин с инвалидностью существенно ниже. Так, уровень участия в составе рабочей силы женщин-инвалидов (8,4% - 2023 г.) и уровень их занятости (7,1% - 2023 г.) почти вдвое ниже аналогичных показателей для мужчин (14,4% и 12,0%, соответственно).
Как показал проведенный анализ, уровень безработицы среди мужчин-инвалидов оказался существенно выше, чем у женщин (за анализируемый период начиная с 2017 года). Соответствующие гендерные пропорции по перечисленным выше показателям отмечаются и по всему занятому населению (по мужчинам и женщинам).
Распределение анализируемых показателей занятости и безработицы инвалидов (в зависимости от назначенной группы инвалидности) ожидаемо «высветило» более высокую активность на рынке труда инвалидов, имеющих третью группу инвалидности, то есть с наименее серьёзными нарушениями функций организма (временно утратившими полную работоспособность) (рисунки 2-4). Важно подчеркнуть, что данную группу инвалидности устанавливают гражданам, нетрудоспособным по своей предыдущей профессии, но способным работать по другой или предыдущей с учетом предоставляемых специальных условий трудовой деятельности.
Рисунок 2 – Уровень участия в составе рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше, имеющего инвалидность, по группам инвалидности
Источник: Составлено авторами на основе [15]
Как видно из проанализированных данных, в 2023 году произошел «скачок» (более, чем в два раза) уровня участия в составе рабочей силы инвалидов с наиболее тяжелой (первой группы инвалидности) – с 3,0% до 7,1%. Этот показатель почти «догнал» уровень инвалидов второй группы, он был также высоким и до пересчета данных с учетом данных по переписи населения. Однако в 2023 году ситуация по трудовой активности инвалидов первой группы вернулась к изначальным показателям, т.е. были зафиксированы более низкие значения.
По мнению представителей общественных организаций инвалидов, мероприятия по содействию занятости для рассматриваемой категории граждан, проводимые на региональном и федеральном уровнях, способствовали подъему позитивных изменений в сфере их трудоустройства [17]. Так, динамика уровня занятости инвалидов первой группы сохраняет положительный «курс» с 2017 года, а аномально высокий прирост показателя в 2022 году возможно связан с проблемами пересчета собираемых статистических данных Росстатом.
Рисунок 3 – Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше, имеющего инвалидность, по группам инвалидности
Источник: Составлено авторами на основе [15]
Схожая ситуация сложилась с динамикой уровня занятости и уровня безработицы инвалидов первой группы (рисунки 3 и 4). Так с 2021 по 2022 год показатель занятости для инвалидов с наиболее тяжелыми формами заболеваний по инвалидности резко вырос (почти в три раза) и практически сравнялся с уровнем занятости инвалидов второй группы. Российские исследователи считают, что данная тенденция связана с общим кадровым дефицитом на открытом рынке труда, который заставляет работодателей трудоустраивать на работу инвалидов различных категорий инвалидов и модифицировать свою кадровую концепцию [18].
Рисунок. 4 – Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше, имеющего инвалидность, по группам инвалидности
Источник: Составлено авторами на основе [15]
Уровень безработицы у работающих инвалидов первой группы в 2023 году снизился в три раза по сравнению с показателем 2022 года и оказался даже ниже, чем у инвалидов второй и третьей групп (при одновременно высоком уровне их участия в составе рабочей силы). По итогам 2023 года безработица у занятых инвалидов первой группы вновь увеличилась почти вдвое. Данный вывод также указывает на проводимые досчеты (обновление) предоставляемых официальных данных органами статистики (рисунок 4).
В Российской Федерации возрастная структура занятых инвалидов (15 лет и старше) имеет свое специфическое «постоянство» и имеет существенные различия от соответствующей возрастной структуры всего населения, которая в свою очередь зависит в значительной степени от демографического «мейнстрима».
В составе инвалидов, которые имеют регистрацию по безработице за период 2021-2023 гг. была выделена следующая негативная тенденция — это существенный рост структурной доли инвалидов в возрасте 35-49 лет (соответственно, рост за три года - 4,0 п.п.) (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура безработных инвалидов по возрастным группам в 2019-2023 гг., в %
Источник: Составлено авторами на основе [15]
Зафиксировано и продолжающееся увеличение до 8,8% в составе безработных инвалидов - доли молодежи 25-29 лет (при доле этой же возрастной группы в составе занятых лишь 3,7%). Это обусловлено тем, что данная группа инвалидов, выходящие на рынок труда, сталкиваются с барьерами, характерных для молодежи: отсутствие опыта работы и созданных работодателем специальных условий труда, недооценивает свои знания и возможности. Зачастую работодатели отказывают в приеме на работу инвалидам молодого возраста из-за экономической незаинтересованности в использовании их труда, так как трудоустройство молодежи влечет за собой дополнительные расходы в части организации рабочего места.
Как показал проведенный анализ, средняя «долговременность» поиска работы инвалидами в 2023 году составила 8,3 месяца и сократилась по сравнению с 2015 годом на 1,6 месяца, а с доковидным периодом (2019 г.) – на 0,7 месяцев. В структуре безработных инвалидов отмечалось и снижение доли ищущих работу более 1-го года с 45,9% в 2015 г. до 31,9% в 2023 г. (рисунок 6). При этом увеличилась совокупная доля безработных инвалидов, у которых трудоустройство через службы занятости занимает от 1 месяца до полугода: с 32,4% в 2015 году до 41,7 в 2023 году. Для сравнения в 2023 году средняя продолжительность поиска работы для всех безработных, стоящих на учете в службах занятости, составила около 6 месяцев, а доля желающих трудоустроиться более года - 16,4%.
Рисунок 6 – Структура безработных в возрасте 15 лет и старше, имеющих инвалидность, по продолжительности поиска работы (месяцев) в 2017–2023 гг., в %
Источник: Составлено авторами на основе [15]
В условиях «разновесности» на рынке труда спроса и предложения при крайне низких показателях безработицы, все больше работодателей проявляют лояльность в части приема на работу работников-инвалидов. При этом «продвижение» на рынке труда новых форм занятости (дистанционной занятости, неполной, платформенной занятости и др.) создают дополнительные условия для мотивированности инвалидов к социальной и профессиональной интеграции в трудовое пространство.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ РЕЗЕРВОВ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Как уже отмечалось выше, важной составляющей резерва рабочей силы на рынке труда рассматриваются инвалиды, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и имеющие соответствующие стимулирующие установки к началу или восстановлению профессиональной деятельности.
Так, численность инвалидов в трудоспособном возрасте в прошедшем году составила 4,2 млн человек (или 40,9% от их общей численности), из них большинство составляют мужчины-инвалиды – 60%. По данным СФР [1] (в рамках проводимого Мониторинга занятости инвалидов [19]) численность работающих инвалидов трудоспособного возраста составила 1,2 млн человек, уровень их занятости – 27,5%., что выше показателя за 2022 г. (25,7%). [20] В составе занятых инвалидов «доминируют» работники-инвалиды более зрелых возрастов – старше 45 лет, а также предпенсионеры (более 60%).
Несмотря на то, что число работавших инвалидов трудоспособного возраста с 2017 года увеличивалось, на фоне значительного роста численности инвалидов в трудоспособном возрасте в результате увеличения «границ» пенсионного возраста, доля работавших среди них «варьировалась» очень незначительно (диапазон 25,5 – 26,7%). В 2020-2021 гг. удельный вес работавших инвалидов опустился в основном в результате прекращения трудовой деятельности из-за повышенных рисков ухудшения здоровья по инвалидным заболеваниям, а также углубления неблагоприятных тенденций в сфере экономики. По данным Мониторинга поэтапное восстановление экономической активности на рынке труда способствовало «неощутимому» увеличению доли работавших инвалидов в 2023 году по отношению к уровням 2021 – 2022 гг. Несколько иная ситуация наблюдается с занятостью инвалидов трудоспособного возраста по данным Росстата (ОРС) за 2022 – 2023 гг.
Рисунок 7 – Уровень занятости и безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, в %
Источник: Составлено авторами на основе [15]
Как видно из представленных данных рисунка 8 в результате реализации выработанных на федеральном и региональном уровнях мер в части поддержки занятости инвалидов и увеличению объема предоставляемых государственных услуг, наблюдалась положительная динамика показателей занятости и безработицы среди инвалидов трудоспособного возраста по отношению к уровню 2017 г. Среди тенденций отдельно необходимо выделить следующие:
- «неуклонное» увеличение показателей уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста с 17,0% в 2017 г. до 19,8% в 2023 г. (данные Росстата). Разрыв с уровнем занятости всего населения в трудоспособном возрасте (79,8%) сократился с 4,8 раз до 4,0 раз, однако существенно ниже последнего;
- снижение показателей уровня безработицы с 23,7% в 2017 г. до 18,7% в 2023 г. (данные Росстата). При этом уровень безработицы в 2023 году существенно «перекрывает» аналогичные показатели для всего населения в трудоспособном возрасте – в 5,8 раза (18,7% и 3,2%, соответственно).
Рисунок 8 – Доля занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, по полу, %
Источник: Составлено авторами на основе [15]
Состав инвалидов трудоспособного возраста обозначен в основном лицами с инвалидностью второй (39,8%) и третьей (45,2%) группы, сохраняющими возможность трудиться при наличии подходящих условий. Однако их вовлеченность в трудовую деятельность остается на невысоком уровне. Это особенно наглядно в отношении инвалидов трудоспособного возраста с третьей группой, т.е. с наименее выраженными нарушениями здоровья – доля работающих (или уровень их занятости) составила в 2023 году 39,4%.
Стоит отметить рост с 2017 по 2023 г. доли занятых среди лиц с наиболее тяжелыми нарушениями здоровья (I группа инвалидности) с 4,8% до 8,0% (данные Мониторинга). Среди субъектов Российской Федерации максимальными значениями трудоустройства (36%) характеризуется г. Санкт-Петербург, где уровень занятости инвалидов составляет 36,4%. Это еще раз указывает на лидерство данного субъекта Российской Федерации на протяжении последних пяти лет в решении вопросов содействия трудоустройству инвалидов, что связано с реализуемыми новациями в данной области, например, предоставление субсидий, грантов на создание рабочих мест, суммы которых одни из наиболее высоких в стране.
Таблица 1 – Перечень регионов (Топ-10) с наибольшей и наименьшей долей трудоустроенных инвалидов в 2023 году
Наименование субъекта Российской Федерации
|
Численность инвалидов в трудоспособном возрасте
|
Численность трудоустроенных инвалидов
|
Доля трудоустроенных инвалидов
|
Уровень занятости
|
Всего
по Российской Федерации
|
4
203 580
|
1
153 701
|
27%
|
27,5%
|
Топ-10 субъектов Российской Федерации
с наибольшей долей трудоустроенных инвалидов
| ||||
г.
Санкт-Петербург
|
117 736
|
42 831
|
36%
|
36,4%
|
Белгородская
область
|
54 797
|
19 173
|
35%
|
35,0%
|
Ленинградская
область
|
35 992
|
12 506
|
35%
|
34,8%
|
Тульская область
|
49 850
|
17 299
|
35%
|
34,7%
|
Московская
область
|
150 275
|
51 928
|
35%
|
34,6%
|
Курская область
|
48 398
|
16 657
|
34%
|
34,4%
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ
|
8 312
|
2 851
|
34%
|
34,3%
|
Ростовская
область
|
152 489
|
49 991
|
33%
|
32,8%
|
Чукотский
автономный округ
|
1 133
|
369
|
33%
|
32,6%
|
Калужская область
|
26 569
|
8 594
|
32%
|
32,4%
|
Топ-10 субъектов Российской Федерации
с наименьшей долей трудоустроенных инвалидов
| ||||
Еврейская
автономная область
|
4 743
|
940
|
20%
|
19,8%
|
Республика
Хакасия
|
11 875
|
2 383
|
20%
|
20,1%
|
Республика
Бурятия
|
33 066
|
6 700
|
20%
|
20,3%
|
Республика
Карелия
|
18 091
|
3 681
|
20%
|
20,4%
|
Астраханская
область
|
20 150
|
4 151
|
21%
|
20,6%
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
29 403
|
6 267
|
21%
|
21,3%
|
Ивановская
область
|
25 722
|
5 488
|
21%
|
21,3%
|
Забайкальский
край
|
31 921
|
6 927
|
22%
|
21,7%
|
Республика Тыва
|
14 293
|
3 124
|
22%
|
21,9%
|
Чувашская
Республика
|
30
123
|
6
737
|
22%
|
22,4%
|
В региональном разрезе максимально зафиксированные показатели по соотношению численности работающих в 2023 году к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте отмечены в СЗФО, ЦФО и ЮФО. В перечисленных федеральных округах удельный вес работающих инвалидов превышал среднероссийский показатель на 1,5-2,5 процентных пункта. Более подробная информация приведена в таблице 1.
В рейтинг субъектов с максимальной долей работавших инвалидов (превышение среднероссийского показателя более чем на 7 п.п.) вошли - Санкт-Петербург (36,4%), Белгородская область (35,0%), Ленинградская область и Тульская (по 34,7%), Московская (34,6%), Курская область (34,4%).Наиболее низкий удельный вес работавших инвалидов (19-21%) отмечен в Еврейской автономной области, республиках Хакасия, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкарской Республике, Астраханской и других.
По данным Мониторинга, возрастная структура работающих инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте «сдвинута» в пользу старших возрастных групп. Удельный вес лиц с инвалидностью в возрасте старше 45 лет составляет более 60%, в том числе предпенсионного возраста (мужчины 60-63 лет, женщины 55-58 лет) – более 17%, а доля молодежи (в возрасте от 18 до 35 лет) составляет менее 20%.
Важно еще раз подчеркнуть, что включение в трудовую деятельность инвалидов - безусловно перспективное направление, которое соответствует мировым тенденциям. И это не только удовлетворения растущей потребности экономики в квалифицированных кадрах в условиях нарастающего дефицита кадров, но и повышение качества их жизни, социализации, включения в активное трудовое пространство.
Можно сделать вывод о том, что при разработке мер, направленных на системное решение вопросов эффективного трудоустройства инвалидов, необходимо учитывать, что инвалиды делятся на специфичные, различные по характеристикам группы лиц, соответственно, потребности их различны. В этой связи необходимо разработать перечень соответствующих услуг, ориентированных на различные категории инвалидов, оценить возможности их интеграции в рынок труда и определить виды содействия успешному вовлечению их в трудовую сферу. На наш взгляд, возможны различные подходы при содействии им в трудоустройстве (рисунок 9):
Рисунок 9 – Подходы к разработке механизмов содействия занятости инвалидов
Источник: Составлено авторами
На современном этапе в регионах страны препятствиями в трудоустройстве и адаптации инвалидов выступают: слабое развитие механизмов стимулирования к созданию специализированных рабочих мест; недостаточная доступность адаптированного профессионального образования; ограниченность рабочих мест с высокой заработной платой и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На настоящем этапе в стране проводится взвешенная политика в части содействия занятости инвалидов, особенно молодых инвалидов, за счет расширения реализации специальных мероприятий по трудоустройству, квотированию, сопровождению, обучению, содействие предпринимательству и др.
Как показал проведенный анализ, в ряде регионов к настоящему времени сформирован комплекс мер по стимулированию работодателей в части приема на работу рассматриваемой категории граждан. Реализуемые меры предусматривают: возмещаются затраты по созданию специальных рабочих мест для инвалидов; оплате труда трудоустроенных инвалидов; оплата труда наставников; оплата стажировок.
Наибольшую эффективность показывают индивидуализированные программы сопровождаемого трудоустройства, которые предполагают поиск подходящих для соискателей с инвалидностей рабочих мест на рынке труда при реализации комплекса мероприятий, повышающих их конкурентоспособность, закрепление и адаптацию на рабочем месте.
В качестве приоритетных для трудоустройства могут быть определены следующие группы инвалидов — это выпускники учреждений профессионального образования; инвалиды, впервые поставленные на учет в учреждениях МСЭ; а также квалифицированные специалисты, уже имевшие опыт работы.
Целесообразность выделения в одну из приоритетных групп выпускников профессиональных образовательных учреждений, как правило, молодых людей без опыта работы, обусловлена актуальностью их социализации, достижения ими материальной независимости и возможности самообеспечения, что является крайне важной социальной задачей.
Другой приоритетной для трудоустройства группой инвалидов являются граждане, впервые поставленные на учет в учреждениях МСЭ и нуждающиеся в профессиональной реабилитации с учетом ограничений возможностей здоровья. Чаще всего они имеют недавний опыт работы и социализированы в обществе, что повышает их шансы на успешное трудоустройство после оказания им определенных мер поддержки со стороны службы занятости.
Третьей целевой группой инвалидов, имеющей довольно реальные шансы быть трудоустроенными в относительно короткие сроки, являются квалифицированные специалисты. Предполагается, что они могут работать по имеющейся профессии/специальности с учетом показанных им условий труда.
Выделенные группы инвалидов имеют относительно высокие шансы найти подходящую работу при условии оказания им индивидуально ориентированного эффективного набора услуг, повышающих их конкурентоспособность и содействующих успешному трудоустройству. Для специализации адресных мер содействия в эффективном трудоустройстве применительно к выделенным группам инвалидов целесообразно оценить степень их мотивации к трудовой деятельности и востребованности на рынке труда (потенциал трудоустройства) с учетом имеющихся ограничений трудовой деятельности. В основу должен быть заложен принцип вариативности мероприятий по содействию их трудоустройству.
[1] СФР (Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) — один из государственных внебюджетных фондов.
Источники:
2. Бурлаков В.В., Курбала Л.Ю. Рабочие места для людей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы развития в условиях цифровизации экономики // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 1. – c. 45-55. – doi: 10.28995/2073-6304-2022-1-45-55.
3. Кучмаева О.В. Занятость инвалидов в регионах России: состояние, дифференциация, факторы // Статистика и Экономика. – 2020. – № 5. – c. 27-37. – doi: 10.21686/2500-3925-2020-5-27-37.
4. Деготькова И. Что мешает компаниям нанимать больше людей с инвалидностью. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/content/229950/2023-11-07/2023-w45/1009/chto-meshaet-kompaniyam-nanimat-bolshe-lyudey-invalidnostyu (дата обращения: 13.09.2024).
5. Арбуз А.В. Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 143-156. – doi: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).143-156.
6. Казбекова З.Г. Повышение занятости инвалидов как резерв увеличения демографического дивиденда в России // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 100. – c. 89-99. – doi: 10.24412/2070-1381-2023-100-89-99.
7. Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. – 2018. – № 3. – c. 96-108. – doi: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-07.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2024 г. N 2401-р «Об утверждении Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 г. и плана мероприятий по реализации Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 г.». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409520665/?ysclid=m35q24d14i292792161 (дата обращения: 19.09.2024).
9. Малеева Т., Васин С. Инвалиды в России – узел старых и новых проблем // Pro et Contra. – 2001. – № 3. – c. 80-114.
10. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 465-482. – doi: 10.18334/et.6.1.40450.
11. Демьянова А.В. Занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья: роль статуса инвалида. / Диссертация соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2019. – 169 c.
12. Мониторинг предприятий: информационно-аналитический комментарий. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/46496/1023.pdf (дата обращения: 29.06.2024).
13. Носырева И.Г., Белобородова Н.А. Стратегическое управление персоналом в условиях трудодефицитной конъюнктуры на рынке труда // Экономика труда. – 2023. – № 11. – c. 1719-1738. – doi: 10.18334/et.10.11.119826.
14. В РФ число вакансий для инвалидов выросло в 2024 году почти в два раза. Анализ данных, тренды и прогнозы от hh.ru. Angarsk.hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052761202 (дата обращения: 19.07.2024).
15. Положение инвалидов. Официальный сайт Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
16. Всероссийская перепись населения 2020 года. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom10_Rabochaya_sila.
17. Реабилитация – XXI век: традиции и инновации. / Материалы III Национального Конгресса с международным участием. - Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2020. – 348 c.
18. Зайцева Т.В., Халуторных О.Н. Трудоустройство инвалидов в РФ, или что делать с равными правами человека на труд? // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 71. – c. 117-140.
19. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404891633/ (дата обращения: 19.08.2024).
20. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 июня 2021 г. № 425 «О мониторинге занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401384391/ (дата обращения: 09.08.2024).
Страница обновлена: 09.11.2024 в 19:47:27