Исследование некоторых аспектов реализации социальной политики в отношении инвалидов на региональном уровне

Гурина М.А.1, Сокольская Т.И.1, Шурупова А.С.1, Щетинина И.С.2, Владимирова С.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Гурина М.А., Сокольская Т.И., Шурупова А.С., Щетинина И.С., Владимирова С.В. Исследование некоторых аспектов реализации социальной политики в отношении инвалидов на региональном уровне // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 3. – С. 397-412. – doi: 10.18334/et.10.3.117531.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52263936

Аннотация:
В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты реализации социальной политики в отношении инвалидов на региональном уровне, исследуется состояние сферы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями и предлагаются пути совершенствования деятельности органов власти в этой области. Систематизированы и проанализированы официальные статистические данные основных показателей сферы социального обслуживания инвалидов Липецкой области. Авторами дается оценка результатов деятельности региональных органов власти по реализации программ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями, содействию трудоустройству незанятых инвалидов. Предлагаются меры по совершенствованию реализации социальной политики в отношении инвалидов регионе, в том числе меры, социальной интеграции инвалидов путем создания информационно-коммуникационного портала.

Ключевые слова: социальная политика, сфера социального обслуживания инвалидов, лица с ограниченными возможностями здоровья, государственная поддержка инвалидов

JEL-классификация: J28, J21, J49



Введение

Усиление актуальности вопроса реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов в последние годы обусловлено несколькими аспектами. Продолжается процесс выполнения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной страной в 2012 год. Также одной из приоритетных задач, которые определены в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является решение проблем инвалидности, улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, интеграции их в общество.

В последние годы были предприняты значительные шаги по совершенствованию как законодательных норм, так и организационных механизмов регулирования социальной поддержки инвалидов [4] (Kuraeva, Mirzabalaeva, 2021). Государственная программа «Доступная среда» стала ключевым средством преобразования системы социальной поддержки инвалидов в нашей стране во всех сферах общественной жизни этой категории граждан.

В ряде наших публикаций мы неоднократно обращались к исследованию проблем, тенденций и перспектив трудоустройства инвалидов на современном этапе развития экономики нашей страны, в том числе и на региональном уровне. Проведенные исследования и социологические опросы свидетельствуют о существенных сдвигах в развитии социальной политики нашего государства, совершенствовании механизмов региональной поддержки лиц с ограниченными возможностями [2,3] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2020). Вместе с тем, ряд проблем остается не до конца решенными и требуют дальнейшего углубленного изучения.

Объектом нашего исследования стали показатели, характеризующие состояние развития сферы социальной поддержки и трудоустройства инвалидов и качество реализации социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Предметом нашего исследования - мероприятия и механизм реализации социальной политики в отношении инвалидов на региональном уровне (на материалах Липецкой области).

Цель исследования – проанализировать состояние сферы социальной поддержки инвалидов в регионе и предложить мероприятия по совершенствованию реализации некоторых направлений социальной политики органами власти в регионе.

В настоящее время необходим комплекс мер по ускорению формирования полноценной информационной среды, благоприятной для обеспечения социальных взаимодействий, культурного потребления, занятости инвалидов, которые позволили бы создать условия для полноценной жизни граждан с ограниченными возможностями. Это обуславливает практическую значимость проводимого исследования.

Анализ состояния управления сферой социального обслуживания и содействия занятости инвалидов в Липецкой области

По мнению экспертного сообщества, современная государственная социальная политика в отношении инвалидов в России, направленная на социальную реабилитацию и абилитацию инвалидов, интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в экономическую, социальную и культурную жизнь общества, обеспечение доступности окружающей среды для инвалидов, в полной мере соответствует международным стандартам [7] (Taraban, 2022).

В настоящее время в регионах Российской Федерации, в том числе, Липецкой области, органы власти активно участвуют в осуществлении мероприятий государственных программ в сфере социального обслуживания в целом и формирования благоприятных условий для лиц с ограниченными возможностями.

Одним из основных направлений деятельности управления социальной политики Липецкой области является социальная поддержка людей с ограниченными возможностями. По состоянию на 2022 год в Липецкой области среди постоянных жителей Липецкой области инвалидность имеют 85 339 человек, что составляет 7.49% от всего населения (рис. 1).

Рис. 1. Динамика численности инвалидов, проживающих в Липецкой области и лиц, впервые признанных инвалидами 2019-2022 гг., (чел.)

Источник: составлено авторами

При этом инвалидов 1-й группы 10 710, инвалидов 2-й группы 38 853, инвалидов 3-й группы 35 776, детей-инвалидов 5 469 (рис. 2).

Рис. 2. Численность инвалидов по группам инвалидности в Липецкой области в 2022г., (чел.)

Источник: составлено авторами

Перспективы работы с инвалидами региональные власти свя­зывают с участием в реализации подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно- демографической политики Липецкой области» на условиях софинансирования из регионального и муниципального бюджетов.

Так, на реализацию подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Липецкой области» из областного бюджета в 2021 году направлено средств областного бюджета – 26,3 млн. рублей (99,72%) (рис. 3).

Рис. 3. Финансирование подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Липецкой области» из областного бюджета в Липецкой области в 2020-2021 гг., млн руб.

Источник: составлено авторами

На реализацию подпрограммы «Доступная среда» было направлено 28,9 млн руб. (93,18% от плана) из средств областного бюджета и 0,2 млн руб. – из средств местных бюджетов (рис. 4).

Рис. 4. Источники финансирования подпрограммы «Доступная среда» в Липецкой области в 2021 гг., %

Источник: составлено авторами

В 2021 году в рамках одной из подпрограмм региональными органами власти реализовывались мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов (центров реабилитации, социальной помощи, центры занятости и др.) и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Одной из серьезных проблем в рассматриваемой сфере остается проблема посещения детьми-инвалидами дошкольных и общеобразовательных учреждений, поскольку оно существенно ниже, чем среди сверстников, не имеющих инвалидности. Анализ работы органов власти, отвечающих за реализацию социальной политики, показал, что около 11 млн руб. было направлено на создание специальных условий для обучения и обеспечения доступности образования детей-инвалидов в школах региона.

За рассматриваемый период в регионе осуществлялись мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов, детей-инвалидов и других маломобильных групп населения. Например, были приобретены средства реабилитации для осуществлении трудовой деятельности или при получении высшего или среднего профессионального образования, - смартфоны и программное обеспечение для установки на смартфоны, обеспечивающим речевой выход и GPS-навигацию, ноутбуки и т.п. В 2021 году 20 специалистов смогли повысить квалификацию в области переводчика жестового языка и в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих).

Основное внимание властей региона уделяется реабилитации и социальной адаптации инвалидов. При поддержке областной субсидии в 2021 г. граждане с инвалидностью в Липецкой области смогли получить возможность занятий инклюзивного танца (108 человек), досуговых и спортивных мероприятий по рыбной ловле (791 человек) и т.п.

Кроме того, в регионе впервые в 2021 году были реализованы социальные проекты, направленные на реабилитацию детей с гематологическими и онкологическими заболеваниями, ментальной инвалидностью (31 и 70 детей соответственно), оказание услуг сопровождаемого проживания (3620 услуг).

Значительное место по расходам составляют мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Липецкой области, - 2,9 млн руб. из средств областного бюджета, (99,86 % от плана года). Денежные средства направлены на приобретение реабилитационного оборудования.

Одним из серьезных достижений социального проектирования в области поддержки инвалидов Липецкой области, выступает созданный и успешно функционирующий коллектив инклюзивного танца «Параллели», известный как в регионе, так и за его пределами. В рамках социального проекта в коллективе инклюзивного танца занимались 108 человек, из них 83 инвалида (в том числе 63 ребенка-инвалида) с нарушением слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалиды-колясочники), дети-инвалиды с расстройствами аутистического спектра.

Особую значимость для решения задач в рассматриваемой сфере имеет деятельность Липецкой региональной общественной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы – «Инвалиды войны». В течение 2021 года за счет средств областной субсидии 85 инвалидам войны и военной службы предоставлены 3306 реабилитационных услуги.

Исследования показали, что доля инвалидов, в отношении которых осуществляются мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов в Липецкой области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), составила в 2021 г. 65% (90,02% от плана). При этом доля специалистов в Липецкой области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов в Липецкой области – 5,6% (18,7 % от плана).

В 2021 г. 64 инвалида получили услуги в рамках сопровождаемого проживания. Значение показателя достигнуто за счет одиноко проживающих инвалидов с психическими заболеваниями (рис. 5).

Рис. 5. Численность инвалидов Липецкой области, получивших услуги в рамках сопровождаемого проживания в 2020-2021 гг., чел.

Источник: составлено авторами

В 2021 году в рамках реализации «дорожной карты» «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Липецкой области (2015 - 2030 годы)», выполнены мероприятия, направленные на повышение уровня доступности для инвалидов и маломобильных граждан областных объектов социальной сферы и оказываемых на них услуг [1] (2487 транспортных услуг).

В Липецкой области в системе многофункциональных центров региона оказываются около 400 видов государственных и муниципальных услуг гражданам. Двадцать три здания центров доступны для инвалидов и маломобильных граждан, двенадцать сотрудников центров владеют русским жестовым языком. Специалисты оказывают услуги сурдоперевода как очно, так и посредством видеосвязи, в результате чего все многофункциональные центры обеспечены возможностью оказывать услуги с использованием русского жестового языка. Доля инвалидов, получающих социальные услуги на дому, от общей численности инвалидов в регионе в 2021 году составила 5,8%.

В 2021 Липецкой области осуществляла работу Единая диспетчерская служба. Данная служба осуществляет прием заявок по единому бесплатному номеру по следующим вопросам: ЖКХ, COVID-19, вызов врача на дом, недостатки в работе медицинских учреждений, волонтерская помощь, социальная защита и занятость. В штате ЕДС имеется переводчик русского жестового языка, осуществляющий прием обращений от людей с нарушением слуха.

Для привлечения внимания общественности к необходимости создания доступной среды для инвалидов в 2021 году проведена общественно-просветительская кампания «Доступная среда - ответственность каждого».

Таким образом, региональными органами власти проводился широкий комплекс мероприятий, направленных на создание особых условий для инвалидов, позволяющих им участвовать в жизни общества и ощущать себя полноценными его членами.

Результаты деятельности региональных органов власти по содействию

трудоустройству незанятых инвалидов

Трудоустройство людей с инвалидностью является приоритетным направлением государственной политики в социальных вопросах и одной из актуальных тем современной повестки. Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что одной из самых острых проблем является проблема трудоустройства граждан, которые являются социально уязвимы и нуждаются в помощи государственных органов [1] (Bogomolova, 2018).

Среди барьеров, обусловливающих низкую трудовую занятость, можно назвать необходимость оборудования специализированных рабочих мест, отсутствие доступной среды для свободного передвижения, отсутствие возможности получения образования [6] (Курачев, 2015).

Как правило, рабочие места, предоставляемые работодателями для трудоустройства инвалидов, предназначены для неквалифицированного труда, с невысокой оплатой [5] (Kuraeva, 2022). Работодатели часто считают трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья большой проблемой, требующей существенных затрат. В связи с этим государством принимаются дополнительные меры для включения этих категорий граждан в трудовую деятельность.

В целях повышения занятости и конкурентоспособности инвалидов молодого возраста реализуется подпрограмма 2 «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области» государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области». Механизм реализации подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с бюджетным законодательством. Средства областного бюджета направляются на частичное возмещение расходов работодателей, предоставивших постоянные рабочие места инвалидам молодого возраста, в том числе выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, на выплату заработной платы трудоустроенным инвалидам и закрепленным за ними наставникам.

Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Липецкой области составляет 27,9%. В 2021 году по вопросу трудоустройства в службу занятости обратилось 668 человек, относящихся к категории – инвалиды, а в 2022 году - 568 человек; из них 44,8% трудоустроены (рис. 6).

Рис.6. Трудоустройство инвалидов Липецкой области в 2022 г., %

Источник: составлено авторами

На содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области из областного бюджета направлено 1,4 млн руб.

Одним из механизмов для трудоустройства инвалидов является квотирование рабочих мест для данной категории граждан [4] (Kuraeva, Mirzabalaeva, 2021). Согласно Закону от 14 сентября 2000 года №104-ОЗ «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», в регионе квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, численность работников которых составляет более 35 человек, в размере 3 % к их среднесписочной численности. Квота рабочих мест в регионе установлена 1176 работодателям в количестве 4128 рабочих мест, при этом работает в данных организациях 4309 инвалидов.

Анализ показал, что на территории Липецкой области реализуются различные меры поддержки занятости инвалидов, охватывающие как информационное и образовательное содействие трудоустройства, так реализацию механизма квотирования рабочих мест.

Меры по совершенствованию реализации некоторых направлений

социальной политики в отношении инвалидов на региональном уровне

Исследование состояния сферы социальной поддержки и содействия занятости инвалидов в Липецкой области показывает значительные результаты как финансового, так и организационно-методического обеспечения решаемых задач. Однако несмотря на положительную динамику результатов деятельности региональных органов власти по управлению сферой социального обслуживания инвалидов Липецкой области в последние годы, остается ряд проблем, которые необходимо решить с целью дальнейшего развития данной сферы.

Например, использование ведомственной отчетности и статистических данных производится только в терминах результативности органов регионального управления данной сферой. Далее, анализ реализации программ по созданию доступной среды остается показательной статистикой. Мы не получаем информации о том, например, насколько эффективны или неэффективны пандусы для самих инвалидов. Остается насущной проблема интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество.

По нашим исследованиям, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень интеграции инвалидов в общество, в общей численности инвалидов в Липецкой области, составила на данный момент 61 % (рис. 7).

Рис. 7. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Липецкой области в 2021 г., %

Источник: составлено авторами

Доступность инфраструктурных объектов, по мнению маломобильных групп населения Липецкой области, все еще остается на низком уровне, так же, как и интеграция инвалидов в общество. Кроме того, по-прежнему можно констатировать и малочисленность штата социальных работников с преобладанием платных услуг в рассматриваемой сфере.

Для успешного решения обозначенных проблем необходимы меры, направленные на обеспечение создание единого информационного поля для всех структур, занимающихся проблемами социальной защиты инвалидов.

Согласно данным «Карты доступности объектов» на сайте «Доступная среда Липецкой области» для инвалидов, особенно затрудняется доступ к большинству административных зданий и образовательным учреждениям высшего образования региона.

Не решена в полном объеме проблема психологической помощи и поддержки инвалидов. Немаловажным является тот факт, что после комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в стационарных центрах социального обслуживания гражданин возвращается в привычную среду обитания, однако все абилитационные мероприятия, направленные на психологическую поддержку инвалида, более уже не применяются. Необходимо внедрить технологию, позволяющую преодолеть барьерные ограничения, связанные с процессом реабилитации инвалидов в условиях большого числа потребителей услуг и ограниченным количеством кадрового состава, трудностями при транспортировке данной категории граждан по объективным причинам.

Для этого предлагается создать информационно-коммуникационный портал поддержки процесса реабилитации инвалидов Липецкой области «Жизнь без границ». Организатором проекта и ответственным исполнителем при этом может выступать одно из структурных подразделений администрации области.

Цель проекта будет заключаться во внедрении мероприятий по социальной реабилитации инвалидов в дистанционной форме и увеличении охвата инвалидов до 20% к середине 2023 году путем создания информационно-коммуникационного портала поддержки процесса реабилитации инвалидов «Жизнь без границ» на территории Липецкой области.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

− сформировать нормативно-правовую и организационно-методическую базу по разработке и внедрению информационно-коммуникационного портала поддержки процесса реабилитации инвалидов Липецкой области «Жизнь без границ»;

− создать кадровые условия для реализации портала;

− подготовить материально-техническую базу для реализации портала;

− организовать информационное сопровождение проекта.

Информационно-коммуникационного портал «Жизнь без границ» должен быть разделен по основным категориям – блокам.

1. Информационно-справочный портал для инвалидов будет направлен на повышение доступности граждан к системе социального обслуживания. С помощью него граждане с ограниченными возможностями смогут в наиболее комфортной форме получить информацию о действующих учреждениях социального обслуживания, о перечне социальных услуг данных учреждений и об особенностях получения и прохождения социального обслуживания.

На данный момент информация представлена в разрозненном виде на отдельных сайтах: официальном сайте Управления социальной политики региона и на сайтах подведомственных учреждений. Необходимо систематизировать информацию на одном ресурсе и упростить под особенности пользователей с различными ограничениями здоровья.

Необходимо также внедрить технологию для граждан с ограничением по зрению и иными нарушениями здоровья в соответствии с ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».

2. Портал коммуникации участников реабилитационного процесса будет состоять из личного кабинета, в котором будут публиковаться основные достижения в виде пройденных курсов, тренингов, семинаров. Все данные будут конфиденциальны. На портале регулярно будут проводиться тренинги по основным направлениям реабилитации инвалидов.

План работы информационно-коммуникационного портала выражается в регулярности обновления первого блока портала и проведения мероприятий второго блока. Портал необходимо регулярно оформлять по части информационно-справочного раздела: в связи с поступлением активной информации в виде поправок в законодательстве, изменения в работе учреждений и т.д. Второй раздел содержит в себе много полезной информации и тренингов для граждан с ограниченными возможностями, который необходимо загружать на систематической основе. Проведение вебинаров и дистанционных тренингов требует установление одного дня в неделю. В зависимости от тематики проблемы и вида вебинара время может варьироваться от часа до двух с учетом особенностей по утомляемости данной категории граждан.

Таким образом, информационное просвещение инвалидов об особенностях социального обслуживания в регионе и внедрение мероприятий по социальной реабилитации в дистанционной форме с помощью внедрения представленной технологии способствует развитию системы социального обслуживания инвалидов в плане доступности получения информации и в виде развития абилитации инвалидов на систематической основе в дистанционной форме с помощью использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». С помощью создания информационно-коммуникационного портала поддержки процесса реабилитации инвалидов «Жизнь без границ» на территории Липецкой области увеличится количество граждан, посвященных в вопросы социального обслуживания в целом, и появится возможность для проведения мероприятий по абилитации в наиболее комфортных условиях для инвалидов – на дому.

Заключение

Исследование вопроса реализации некоторых аспектов социальной политики в отношении инвалидов на региональном уровне показало, что сегодня в Липецкой области проводится множество мероприятий, направленных на создание особых условий для инвалидов, позволяющих им участвовать в жизни общества.

За последние годы взаимодействия с органами власти и общественными организациями были достигнуты улучшенные показатели в рамках предоставления социальных услуг инвалидам: увеличилось финансирование, расширился перечень предоставляемых услуг для инвалидов. Ведется активная работа по реализации государственных программ «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики», «Развитие физической культуры и спорта в Липецкой области», проекта «Социальное такси».

Продолжается работа по поиску и внедрению новых форм и технологий социального обслуживания инвалидов, качественному росту объема предоставляемых дополнительных социальных услуг. Реализуются меры поддержки занятости инвалидов: содействие поиску подходящей работы в рамках предоставления государственных услуг органами службы занятости населения; содействие трудоустройству инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда»; содействие трудоустройству незанятых инвалидов в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Проведенный анализ состояния управления сферой социального обслуживания инвалидов в Липецкой области и программ в этой сфере показал, что вместе с тем существует ряд проблем, которые требуют поиска различных способов их разрешения, в том числе посредством тесного взаимодействия как между различными уровнями власти, так и на основе привлечения общественности, предприятий региона.

Для преодоления барьерных ограничений, связанных с процессом реабилитации инвалидов в условиях большого числа потребителей услуг и ограниченным количеством кадрового состава, трудностями при транспортировке данной категории граждан по объективным причинам, предлагается создать информационно-коммуникационный портал поддержки процесса реабилитации инвалидов Липецкой области «Жизнь без границ».

Предложенные направления и мероприятия позволят региональным органам власти обеспечить условия для создания наиболее комфортных условий жизни инвалидам региона, что повлияет в свою очередь на уровень социального благополучия в регионе и создаст фундамент для дальнейшего развития социальной поддержки населения.

[1] Липецкая область. Администрация Липецкой области. Дорожная карта «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Липецкой области (2015 - 2030 годы)»: Распоряжение администрации Липецкой области от 30.10.2015 № 519-р// Консультант Плюс: [сайт]. - URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.02.2023).


Источники:

1. Богомолова Ю.И. Инвалиды на российском рынке труда: масштабы, проблемы, перспективы // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 725-734. – doi: 10.18334/et.5.3.39421.
2. Гурина М.А. Реализация стратегии «customized employment» и различных моделей трудоустройства инвалидов в условиях ограничений // Механизмы стабилизации социально-экономической системы в условиях ограничений: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20 октября 2022 года, г. Липецк) / Под общей ред. А.Д. Моисеева, М.А. Гуриной. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕС. 2022. – c. 200.
3. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. Бережливые технологии в работе многофункциональных центров как инструмент повышения качества предоставления государственных услуг: опыт Липецкого региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2020. – № 4. – c. 354-365.
4. Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1423-1438. – doi: 10.18334/epp.11.6.112199.
5. Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И., Антонова Г.В. Актуальные индикаторы профессионально-квалификационных диспропорций на рынке труда инвалидов // Экономика труда. – 2014. – № 12. – c. 1997-2014.
6. Курачев Д.Г. Трудовая занятость инвалидов // Труд и социальные отношения. – 2015. – № 3. – c. 105–116.
7. Тарабан О.В., Седых О.Г. Проблемы реализации занятости инвалидов: мнение экспертов // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 321-332. – doi: 10.18334/et.9.2.114194.
8. Щепетнова О. Ю. Проблемы социальной защиты инвалидов в современном обществе // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – c. 146.
9. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.01.2023).
10. Государственная программа Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области»: постановление администрации Липецкой области от 18.12.2013 № 598. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.01.2023).
11. Дорожная карта «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Липецкой области (2015 - 2030 годы)»: Распоряжение администрации Липецкой области от 30.10.2015 № 519-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons (дата обращения: 20.01.2023).

Страница обновлена: 16.01.2024 в 11:38:56