Проблемы реализации занятости инвалидов: мнение экспертов

Тарабан О.В.1, Седых О.Г.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск

Статья в журнале

Экономика труда
Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Тарабан О.В., Седых О.Г. Проблемы реализации занятости инвалидов: мнение экспертов // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 321-332. – doi: 10.18334/et.9.2.114194.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159521

Аннотация:
В статье показана проблема реализации трудового потенциала инвалидов, проанализирован комплекс факторов, обуславливающих проблему их трудоустройства. Рассмотрены основные направления социальной защиты инвалидов в сфере труда и занятости, гарантированные международным и отечественным законодательством. Приведен анализ статистических данных, иллюстрирующих численность изучаемой категории граждан. Представлены результаты качественного социологического исследования проблем реализации социально-трудовых прав инвалидов, их социальной защищенности в области труда и занятости. Эксперты государственных органов по труду и занятости и общественных организаций инвалидов высказали свое мнение о причинах низкой занятости инвалидов и оценили эффективность мер государственной поддержки занятости данной категории граждан.. Выявлены перспективы предпринимательства и самозанятости инвалидов, их сопутствующие и препятствующие факторы. Показаны результаты SWOT-анализа проблемы содействия предпринимательской деятельности как альтернативно формы занятости инвалидов, сформулированы ряд предложений по развитию предпринимательской активности среди лиц с ОВЗ.

Ключевые слова: инвалид, занятость, труд, социально-трудовые гарантии, экспертный опрос

JEL-классификация: J21, J24, J14



Введение

Проблема реализации трудового потенциала инвалидов и интеграции данной категории граждан на рынок труда, а также эффективность мер социальной защиты инвалидов в сфере труда и занятости не теряет своей актуальности уже много десятилетий, а нынешний затяжной мировой экономический кризис значительно осложняет ее решение.

В России точка зрения на эту проблему менялась с течением времени. Так, в советскую эпоху социальная политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер, а проблема трудоустройства решалась в рамках специальных предприятий и учреждений для инвалидов [13, 2] (Romanov, Yarskaya-Smirnova, 2010; Belkova, 2012). Затем подход к пониманию и решению проблемы трудоустройства инвалидов стал рассматриваться в русле мировой практики как способ интеграции в социум и удовлетворения потребностей данной категории граждан [16, 18, 21] (Khakumura, 2019; Birkenbach, 1993; Oliver, Barnes, 2012), защиты прав граждан на труд [19, 22] (Conlin, 2000), а также с позиции оценки отношения общества к ограничениям жизнедеятельности инвалида через состояние социальной инфраструктуры [20] (Dixon, Kruse, Van Horn, 2003).

Отечественные ученые активно исследуют проблему трудоустройства инвалидов как в региональном аспекте, так и по отраслям экономики. Исследователями также отмечается, что особенно остро проблема трудоустройства стоит перед выпускниками учебных заведений в связи с отсутствием опыта работы [5] (Zimina, Nefedeva, Volchenko, 2018).

Проблема трудоустройства инвалидов обусловлена комплексом факторов, как объективных, связанных с инфраструктурой, так и субъективных, выражающихся в распространенности стереотипов о низкой профессиональной квалификации инвалидов, неумении выстраивать взаимоотношения в коллективе, что в конечном итоге приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда [11, 15, 17] (Nefedeva, Sedyh, 2018; Trofimov, Trofimova, 2018; Chuksina, Komissarov, 2015).

Минимальные социальные гарантии в сфере труда и занятости для инвалидов устанавливаются международным и российским законодательством. [1] Основным источником, регулирующим трудовую деятельность инвалидов непосредственно на рабочем месте и закрепляющим особые режимы рабочего времени и времени отдыха инвалидов; условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР); ограничения по сверхурочной и ночной работе, в выходные и праздничные дни; права инвалидов при сокращении численности и штата работников, является Трудовой кодекс РФ. [2]

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» [3] устанавливает инвалидам специальные гарантии трудовой занятости, направленные на повышение их конкурентоспособности на рынке труда за счет определения квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в т. ч. специальных) для трудоустройства инвалидов; создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР, абилитации инвалидов; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организация обучения инвалидов новым профессиям.

Федеральный закон «О занятости населения в РФ» закрепляет общие и специальные нормы содействия занятости инвалидам. [4] Закон предоставляет право зарегистрироваться в качестве безработного, обеспечивает создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций для труда инвалидов, установление квоты для приема на работу инвалидов, а также организацию профессионального обучения инвалидов, содействие инвалидам в создании индивидуального предпринимательства и др.

Основной целью проведенного авторами социологического исследования было выявить актуальные проблемы в сфере занятости лиц, имеющих инвалидность, определить их конкурентоспособность на рынке труда, оценить эффективность реализации мер социально-трудовых гарантий, предусмотренных законодательством.

Гипотеза исследования предполагает, что неразвитость инфраструктуры выступает препятствием для интеграции на рынок труда только для некоторых категорий инвалидов с высокой степенью выраженности стойких нарушений функций организма. В большей мере низкий уровень занятости обусловлен распространенностью иждивенческих настроений в среде инвалидов, незаинтересованностью работодателей в создании рабочих мест для инвалидов и недостаточной эффективностью государственных мер, таких как установление квот и создание специализированных предприятий.

В последнее время появилось много работ, рассматривающих социальное предпринимательство во взаимосвязи с трудоустройством инвалидов. В нормативных документах нет определения термина «социальное предпринимательство», но встречается понятие «сфера социального предпринимательства», которое понимается как обеспечение занятости определенных категорий граждан, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства. [5] Отсутствие в российском законодательстве четкого определения категории «социальное предпринимательство» приводит к тому, что оно определяется исследователями самостоятельно в соотношении с понятиями: благотворительность, социально-полезная деятельность, социальное предприятие, социально ответственный бизнес и др. [1, 4, 14] (Bakhmatova, 2018; Zakharchenko, 2012; Starshinova, Galeeva, 2019). В большинстве работ инвалиды рассматриваются как наемные работники, а возможности и угрозы, преимущества и трудности ведения предпринимательской деятельности самим инвалидом не анализируются. В рамках проведенного авторами исследования мы предприняли попытку оценить проблемы предпринимательской деятельности как альтернативной формы занятости инвалидов для формулирования основных направлений деятельности в данной области.

Результаты исследования

По данным Росстата [6], численность инвалидов в трудоспособном возрасте за последние пять остается практически на неизменном уровне и на начало 2021 г. составляет 3651 тыс. чел. Всего работающих инвалидов старше 18 лет, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ, 1517 тыс. чел.

По данным выборочного обследования рабочей силы доля занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность, за последние годы увеличивается, но темпы роста незначительны. Так, за последние семь лет рост составил 3,5%. Устойчивой тенденции снижения уровня безработицы среди данной категории не наблюдается (табл. 1)

Таблица 1

Показатели занятости и безработицы по всему населению в трудоспособном возрасте и среди лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность (в процентах)


2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Доля занятых в общей численности лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность
16,2
15,9
17,2
17,0
18,7
19,5
19,7
Доля занятых в общей численности населения в трудоспособном возрасте
76,0
75,9
76,6
77,5
78,2
78,3
77,0
Уровень безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность
22,0
22,3
21,6
23,7
21,3
19,2
21,4
Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте
5,4
5,8
5,8
5,4
5,0
4,9
6,1

Источник: Положение инвалидов. Труд и занятость инвалидов. Показатели занятости и безработицы лиц в трудоспособном возрасте, имеющих инвалидность. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 15.01.2022).

Нами был проведен экспертный опрос представителей государственных органов по труду и занятости и общественных организаций инвалидов (N=12). Опрашивались руководители и ведущие специалисты Центра занятости населения г. Иркутска и Министерства по труду и занятости населения Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Иркутского отделения ВОИ и других общественных организаций инвалидов.

По мнению экспертов, уровень здоровья часто затрудняет полноценное выполнение трудовых обязанностей и потому выступает одним из основных факторов неконкурентоспособности инвалидов. Помимо этого, эксперты отметили низкую мотивацию к труду по причине низкой заработной платы, напряженности рабочего дня и проблем транспортной доступности места работы, а также низкий профессиональный уровень и психологические сложности адаптации в коллективе как факторы неконкурентоспособности.

Если рассматривать неконкурентоспособность на рынке труда разных категорий инвалидов, то эксперты выразили сходное мнение, что наиболее неконкурентоспособны те, у кого проблемы с доступной средой: лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепые и др., характеризуя данную категорию инвалидов как почти нетрудоспособную из-за необходимости создавать особые условия для осуществления трудовой деятельности.

Категорию инвалидов по общему заболеванию эксперты определили как абсолютно конкурентоспособную на рынке труда. Данные выводы экспертов подтверждаются и статистическими данными. На начало 2021 г. среди работающих инвалидов, состоящих на учете в Пенсионном фонде (1517 тыс. чел.), доля занятых с 3-й группой инвалидности составляет 66,2% (1004 тыс. чел.), со 2-й группой – 31,1% (472 тыс. чел.), с 1-й группой – 2,7% (41 тыс. чел.) [7].

Большинство экспертов отметили незаинтересованность работодателей в предоставлении рабочего места инвалиду, потому что это влечет дополнительные издержки для работодателя. Это серьезное препятствие в решении исследуемой проблемы, так как создание особых условий труда не компенсируется льготами налогообложения и потому экономически невыгодно бизнесу [6, 12] (Zyazin, 2011; Ovanesyan, Cherkharova, 2011).

Следует отметить, что многие эксперты выделили склонность к социальному иждивенчеству среди инвалидов как фактор низкой занятости. Так, по мнению экспертов, многие неработающие инвалиды не хотят трудоустраиваться, боясь снижения группы инвалидности, а также потерь льгот, предусмотренных для них. Такое мнение высказали не только представители государственных органов, но и представители общественных организаций, отметив, что если человек желает работать, то всегда найдет работу вне зависимости от того, есть инвалидность или нет.

По мнению экспертов, такая мера поддержки занятости инвалидов, как квотирование рабочих мест, работает недостаточно эффективно. С одной стороны, создается достаточно квотируемых рабочих мест, но работодатели предъявляют завышенные требования к кандидатам-инвалидам и стараются их уволить. Кроме этого, трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места затруднено отсутствием ответственности работодателей за невыполнение квоты, так как предусмотренные ранее административные штрафы упразднены.

Эксперты считают, что создание специализированных предприятий для работы инвалидов сможет компенсировать неработающий в должной мере закон о квотировании рабочих мест. Среди преимуществ данного подхода к трудоустройству эксперты называли отсутствие сложностей адаптации в трудовом коллективе, более комфортный морально-психологический климат.

В то же время, анализируя ситуацию со специализированными предприятиями в нашем регионе, эксперты оценили их работу как недостаточно эффективную, так как сотрудники в основном выполняют работу на дому из-за отсутствия достаточного числа заказов для предприятий.

По мнению экспертов из ВОИ (Всероссийское общество инвалидов, отделение по Иркутской области), для эффективной работы данных предприятий необходим государственный заказ, так как они не могут конкурировать наравне с коммерческими организациями. Связано это с тем, что предприятие для работы инвалидов гораздо более материально и организационно затратный объект с точки зрения открытия и функционирования. Помимо этого важно, чтобы продукт деятельности такого предприятия был не только доступен для инвалидов, но и востребован на потребительском рынке.

Эксперты от общественных организаций особенно подчеркнули, что необходимо отказываться от практики создания предприятий для низкооплачиваемого, непрофессионального труда.

Таким образом, на сегодняшний момент эффективность таких мер поддержки занятости инвалидов, как квотируемые рабочие места и специализированные предприятия, недостаточна для решения проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение

Основываясь на мнениях экспертов, можно сделать вывод, что неразвитость инфраструктуры доступной среды является серьезным препятствием только для определенных категорий инвалидов, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, серьезные нарушения зрения и слуха. Незаинтересованность работодателей в создании рабочих мест для инвалидов и превалирование иждивенческих настроений в среде инвалидов над проактивной жизненной позицией во многом обуславливают низкую занятость данной категории граждан. Одним из способов решения проблемы может быть развитие новых форм занятости и самозанятости, предпринимательской деятельности инвалидов [7, 8] (Egorova, 2002; Kefeli, Gorina, 2018).

Самозанятость и предпринимательская деятельность в силу объективных и субъективных причин подходит не для всех категорий инвалидов. Представляется важным методом многофакторного SWOT-анализа оценить проблемы предпринимательской деятельности как альтернативной формы занятости инвалидов для формулирования направлений деятельности в данной области. С помощью данного метода возможно охарактеризовать вероятные последствия рациональных решений практически в любой сфере. На основе анализа проведенного исследования, причин и проблем в сфере занятости лиц, имеющих инвалидность, были систематизированы основные факторы в матрице SWOT-анализа (табл. 2).

Таблица 2

SWOT-анализ проблемы содействия предпринимательской деятельности как альтернативной формы занятости инвалидов

S (сильные стороны)
О (возможности)
1. Высокая мотивация к реализации собственного проекта.
2. Заинтересованность инвалидов заняться предпринимательством.
3. Понимание инвалидами взятой на себя ответственности.
4. Возможность самореализации и саморазвития, свободы и независимости.
5. Возможность получать доход.
6. Возможность добиться социального признания, повысить свой статус в обществе
1. Наличие собственных сбережений для старта предпринимательской инициативы.
2. Самопрезентация себя работодателю.
3. Наличие инфраструктурной поддержки предпринимательства.
4. Информационная поддержка и обучающие мероприятия.
5. Повышение уровня информационной открытости системы социальной защиты населения.
6. Содействие самозанятости и предпринимательской инициативе со стороны государства через предоставление особых преимуществ, приоритетов и прочих социальных гарантий для инвалидов и лиц с ОВЗ.
7. Создание специализированных предприятий для инвалидов с особым (льготным) режимом налогообложения.
8. Повышение величины субсидии на открытие своего дела, предоставляемой службой занятости.
9. Снижение налогообложения для предпринимателей-инвалидов, так как налоговая нагрузка является серьезным сдерживающим барьером на пути к предпринимательству.
10. Устанавливать приоритеты в получении субсидий от органов государственной власти при реализации ими социальных проектов.
11. Выделение грантов на целевое развитие бизнеса
W (слабые стороны)
T (угрозы)
1. Недостаток практических навыков реализации социальных проектов.
2. Конкурентоспособность созданного продукта.
3. Низкая интеграция инвалидов в общество в силу сложившейся социальной инфраструктуры.
4. Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда.
5. Ограниченная возможность выполнять трудовые функции.
6. Влияние психологического фактора в адаптации в коллективе.
7. Незначительно востребована государственная услуга по содействию в предпринимательстве и самозанятости лиц с ОВЗ.
8. Отсутствие у предпринимателей с ограниченными возможностями предпринимательской инициативы, общая пассивность.
9. Недостаток квалифицированных и активных трудовых ресурсов в малых городах и сельской местности
1. Высокий уровень социального иждивенчества.
2. Отсутствие стартового капитала.
3. Требования обустройства рабочего места согласно требованиям законодательства, что вызывает нежелание работодателей нести повышенные издержки.
4. Незаинтересованность работодателей в предоставлении рабочего места инвалиду.
5. Несоответствие рабочего места ограниченным возможностям здоровья лиц с ОВЗ.
6. Физическая недоступность многих учреждений и организаций, отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте.
7. Большая часть неработающих инвалидов реально не желает трудиться из-за боязни снижения группы инвалидности, а также потери льгот.
8. Жесткие экономические условия, не позволяющие удержаться длительное время в сфере индивидуального предпринимательства
Источник: составлено авторами.

В результате проведенного исследования можно сформулировать ряд предложений по развитию предпринимательской деятельности среди инвалидов и лиц с ОВЗ:

1. Ввести инвалидам как субъектам малого предпринимательства льготы по налогообложению, уплате ряда государственных пошлин и сборов.

2. Организовывать обучение и регулярное консультационное сопровождение инвалидов, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, по вопросам налогообложения и иным юридическим вопросам.

3. Устанавливать инвалидам приоритеты в получении субсидий от органов государственной власти при реализации ими социальных проектов.

4. Стимулировать развитие предпринимательства людей с инвалидностью путем выделения грантов на целевое развитие бизнеса.

Склонность инвалидов к социальному иждивенчеству во многом вызвана несовершенством законодательства и принятием «рамочных» законов, а также тем фактом, что «российский социум по-прежнему остается во многом деформируемым обществом социально пассивных людей» [10] (Manucharyan, 2014).

Безработица, низкий уровень и качество жизни социально уязвимого населения, а также несовершенная система государственных льгот и пособий являются теми слабыми сторонами проблемы социального иждивенчества, которые необходимо, бесспорно, нейтрализовать через воспитание в обществе ценностей, способствующих стремлению «иждивенцев» к независимости и усилению трудовой мотивации граждан.

[1] Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 20.12.2021)

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения 20.12.2021).

[3] Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения 20.12.2021).

[4] Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации». // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения 20.12.2021).

[5] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Гарант. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения 20.12.2021).

[6]Положение инвалидов. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Распределение инвалидов по полу и возрасту. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 15.01.2022)

[7] Положение инвалидов. Труд и занятость инвалидов. Сведения о работающих инвалидах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации. Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 15.01.2022).


Источники:

1. Бахматова Т.Г. Социальное предпринимательство в России: институционализация и динамика развития // Baikal Research Journal. – 2018. – № 2. – c. 9. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).9.
2. Белькова Н.М. Трудовая занятость инвалидов: история и проблемы в современных условиях // Уровень жизни населения регионов России. – 2012. – № 4(170). – c. 97-101.
3. Дмитриевская Н.А. Человеческий капитал инвалидов в малом предпринимательстве // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. – № 3. – c. 101-107.
4. Захарченко О.А. Социальное предпринимательство – новый инструмент трудоустройства людей с ограниченными возможностями // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2012. – № 2(61). – c. 216-219.
5. Зимина Е.В., Нефедьева Е.И., Волченко Л.Ю. Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ) // Baikal Research Journal. – 2018. – № 2. – c. 8. – doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8.
6. Зязин В.Н. Оценка текущих дополнительных расходов предприятия, возникающих при трудоустройстве инвалидов // Уровень жизни населения регионов России. – 2011. – № 3(157). – c. 109-114.
7. Егорова С.В. Предпринимательская деятельность как проактивная жизненная стратегия инвалидов. / автореферат на соискание ученой степени канд.социол.наук. - Самара, 2002.
8. Кефели В.Б., Горина Т.И. Стремление к предпринимательской деятельности как активная жизненная позиция инвалидов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 10(54). – c. 36-40. – doi: 10.24158/spp.2018.10.5 .
9. Малюга А.А. Проблемы вовлечения людей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – c. 21.
10. Манучарян А.К. Социальная пассивность в современном российском социуме: институциональные факторы воспроизводства. / диссертация,.. кандидата социологических наук : 22.00.04. - Майкоп, 2014. – 155 c.
11. Нефедьева Е.И., Седых О.Г. Социальная защита инвалидов в сфере труда и занятости: социологический аспект // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 3. – c. 52-62. – doi: 10.20410/2073-7815-2018-29-3-52-62 .
12. Ованесян С.С., Черхарова Н.И. Влияние величин налоговых ставок на мотивацию налогоплательщиков // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 5. – c. 3.
13. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя // Социологические исследования. – 2010. – № 9. – c. 50-57.
14. Старшинова А.В., Галеева К.В. Трудовая занятость людей с инвалидностью в сфере социального предпринимательства // Отечественный журнал социальной работы. – 2019. – № 1(76). – c. 89-98.
15. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. К вопросу о дискриминации на российском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – № 3. – c. 419-425. – doi: 10.17150/2500- 2759.2018.28(3).419-425.
16. Хакумура Н. Расширение трудоустройства и усилия по повышению долгосрочной занятости инвалидов в Японии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – № 6(154). – c. 314-32. – doi: 10.14515/monitoring.201 9.6.16.
17. Чуксина В.В., Комиссаров Н.Н. Дискриминация по признаку инвалидности в трудовых отношениях // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – № 1. – c. 126-134. – doi: 10.17150/1993-3541.2015.25(1).126-134.
18. Birkenbach J. Physical Disability and Social Policy. - Toronto: University of Toronto Press, 1993.
19. Conlin M. The New Workforce: A tight labor market gives the disabled the chance to make permanent inroads // Business Week. – 2000.
20. Dixon K.A., Kruse D., Van Horn C. E. Americans’ Attitudes About Work, Employers and Government. Work Trends. Restricted Access: A Survey of Employers About People with Disabilities and Lowering Barriers to Work. Heldrich.rutgers.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://heldrich.rutgers.edu/sites/default/files/2020-10/Restricted_Access.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
21. Oliver M., Barnes C. The new politics of disablement. - Houndmills, Basingstoke New York NY: Palgrave Macmillan, 2012. – 240 p.
22. O’Reilly A. The right to decent work of persons with disabilities. International Labor Office; Revised Edition. - 2008

Страница обновлена: 24.05.2022 в 23:56:18