Государственная политика содействия развитию инфраструктурного обеспечения малого инновационного предпринимательства

Анненкова А.А., Поздняков А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (55), Июль 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16545105
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Обозначены элементы действующей инфраструктуры поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства. Предложены меры содействия развитию объектов данной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Ключевые слова: государственная политика, инфраструктура, малое инновационное предпринимательство, приоритетные направления развития



В последние годы вопрос инновационного переустройства экономики России стал ключевым как для государственных институтов и общественных организаций, так и для коммерческих структур.

Тенденции и результаты

Государство активно участвует в создании инновационной инфраструктуры и модернизации уже существующих инновационных площадок, в финансировании НИОКР, в разработке долгосрочных стратегических планов инновационного развития.

Вместе с тем общий объем вложений в инновационную сферу из бюджетных источников, по данным Росстата, достигает в России лишь 1,3% от ВВП, тогда как в экономически развитых странах данный показатель составляет не менее 2,5% от ВВП. Но даже те средства, которые вкладываются в инновационный сектор, не приносят ожидаемого эффекта [1].

В инновационном секторе российской экономики наблюдаются негативные тенденции. Так, лишь за 2008 г. более чем на 30% снизилась доля предприятий, выпускающих инновационную продукцию, не отвечает нормам международных стандартов инновационная инфраструктура, наблюдается весьма слабый интерес частного бизнеса к инвестициям в сферу науки и инноваций, не урегулированы вопросы распоряжения результатами научно-технологической деятельности и их охраны.

Особая роль в модернизационных процессах отводится малому инновационному предпринимательству.

Приводимое в официальной статистике число инновационных МП (малых предприятий) не соответствует реальному их числу. В действительности в данной сфере работает не более 10% их номинального количества, поскольку многие МП, создававшиеся для внедрения инноваций, в действительности получают подавляющий объем прибыли от других видов деятельности. В период экономических реформ число МП в научно-технической сфере неуклонно снижается. Так, если в 1995 г. их насчитывалось 48,8 тыс., то к 2005 г. – лишь 31,0 тыс. [2].

Одной из причин подобной ситуации является неразвитость инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

В настоящее время в России заложена основа инфраструктуры поддержки инновационного МП. В нее входят:

• российские специализированные государственные и ведомственные фонды;

• международные и зарубежные грантовые программы;

• международные и зарубежные коммерческие программы и институты;

• технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-внедренческие центры, научно-образовательные центры, центры трансфертных технологий, внедренческие зоны.

Расставляем приоритеты

Сформулирована концепция национальной инновационной стратtгии, обозначающая приоритетные направления государственного софинансирования, меры по созданию интеллектуальной и информационной инфраструктуры для инновационного проектирования; создание условий для развития инновационного менеджмента; обновление законодательной базы инновационной сферы; реструктуризация научной сферы с выделением инновационного сектора.

С 2005 г. по настоящее время был открыт 41 бизнес-инкубатор (что в масштабах России следует признать малозначительным), создано 43 венчурных фонда с объемом капитала около 2 млрд долларов (ежегодно ими выделяется на поддержку проектов малых предприятий чуть более 5% от совокупного объема венчурного капитала фондов). В рамках поддержки старт-апов создано 23 региональных фонда гарантий [1].

Новые государственные приоритеты в области поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. предсталены в табл.1 [3].

Таблица 1

Приоритетные направления федеральной программы поддержки МСП(в части развития объектов инфраструктуры)

Однако в целом объём инновационной продукции в России пока составляет 3% от общего объема промышленной продукции.

В целях содействия повышению активности малого инновационного предпринимательства целесообразно рекомендовать:

На макроуровне:

1. Разработать механизмы формирования фондов венчурных инвестиций и правила входа инвесторов в малые инновационные предприятия, учитывающие особенности венчурного бизнеса.

2. Разработать критерии отнесения к малому инновационному предпринимательству, закрепить его правовой статус.

3. Принять решения, предусматривающие для бюджетных организаций науки и образовательных учреждений право предоставлять создаваемым ими хозяйствующим субъектам, бизнес-инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях.

4. Предоставить бюджетным организациям науки и образовательным учреждениям право вносить в уставный капитал создаваемых ими хозяйствующих субъектов не только права интеллектуальной собственности, но и материальные активы, находящиеся в их собственности.

5. Разработать меры налоговой поддержки для малых инновационных предприятий, включая введение налоговых каникул (освобождение от налога на имущество в части нематериальных активов на срок до достижения 6eзубыточности).

6. Разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых инновационных предприятий крупными промышленными предприятиями, государственными и муниципальными заказчиками.

7. Создать нормативно-правовую базу для расширения практики паритетного (50% центр / 50% регион) финансирования региональных научных и инновационных проектов.

На мезоуровне:

1. Разработать региональные целевые программы, направленные на создание системы инновационного развития, обеспечивающие развитие малого, среднего и крупного бизнеса и насыщение рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукцией.

2. При реализации кластерной политики учитывать приоритетные направления развития инновационной сферы, в том числе энергосберегающие и информационные технологии.

3. Осуществить меры по созданию благоприятных условий для формирования муниципальных инновационных кластеров, создания новых и развития существующих малых инновационных предприятий.

4. Сформировать реестр малых инновационных предприятий региона и предусмотреть перечень возможных льгот, государственных гарантий для данной категории хозяйствующих субъектов.

5. Создать профильные тематические информационные ресурсы:

• региональный портал, объединяющий инновационные проекты и разработки, информационные ресурсы региональной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства и иные ресурсы по данной тематике;

• тематические сайты по различным аспектам инновационного предпринимательства, в том числе направленные на развитие территориальных инновационных кластеров, продвижение продукции инновационных предприятий.

На муниципальном уровне:

1. Сформировать механизмы, которые могут эффективно использовать 20% квоту малых предприятий в государственных закупках, в частности малых инновационных предприятий, определяемую Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ.

2. Разработать и согласовать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии, программы развития инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение.

3. Осуществить дополнительные меры по поддержке и развитию субъектов инновационной инфраструктуры:

• выделение помещений, средств на софинансирование расходов бизнес-инкубатора на ремонт помещений, оснащение необходимым оборудованием и техникой;

• оказание содействия созданию сети бизнес-инкубаторов на муниципальном уровне через подготовку кадров, организационно-методическое обеспечение.

Таким образом, стратегическая цель государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса должна заключаться в поддержке производительного и инновационного предпринимательства.

В качестве приоритетного направления при формировании системы поддержки малого инновационного предпринимательства основные усилия следует направлять на развитие специализированной инфраструктуры. Причём она должна формироваться с опережением и включать в себя систему разнопрофильных институтов. Инфраструктуру целесообразно создавать при участии как государства, так и предпринимателей.

Вывод

Поддержка малого инновационного предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях со стороны органов управления требует активного содействия с учетом региональных и местных особенностей развития экономики и разработки долгосрочных программ стимулирования роста малых инновационных предприятий. Создание целостной системы поддержки малого инновационного предпринимательства на основе долгосрочной программы развития этого сектора экономики позволит эффективно развиваться и увеличивать число данных предприятий в общей структуре народного хозяйства России.


Источники:

1. Граник И. Президент определил, как финансировать инновации [Текст] // Коммерсант, 2010. – № 135.
2. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде [Текст]. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.
3. Малый бизнес: от инерции к инновации (по материалам доклада Министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной на встрече с Президентом РФ Д.А. Медведевым 13 мая 2008 г.) [Электронный ресурс] // www.economy.gov.ru.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:39