Фонд содействия инновациям как инструмент обеспечения экономической безопасности в условиях внешнего давления

Ремесленников А.Ю.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74169634

Аннотация:
Санкционное давление со стороны недружественных стран приводит к необходимости вносить корректировки в механизм обеспечения экономической безопасности. В данной статье проводится исследование деятельности Фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере, как одного из инструментов обеспечения экономической безопасности. В рамках работы авторы определяют взаимосвязи между действующими федеральными проектами и конкурсными программами, которые осуществляет Фонд, и анализируют соответствие данных программ существующим потребностям и угрозам возникшим в экономике РФ. В заключении на основании проведенного анализа деятельности Фонда формируются выводы относительно изменений, произошедших в деятельности Фонда, отражающие реакцию на возникшие вызовы для экономической безопасности страны в связи с увеличением санкционного давления

Ключевые слова: цифровая трансформация, технологический суверенитет, Фонд содействия инновациям, малые инновационные предприятия, федеральные проекты, экономическая безопасность, политика импортозамещение, санкционное давление

JEL-классификация: O31, O32, O33, F52, H56



Введение. Актуальность исследования связана с фактором технологического суверенитета, который необходим для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Постоянно растущее санкционное давление и ограничения на импорт комплектующих, видеокарт и других видов оборудования приводят к необходимости разработки отечественной технологической продукции и наращивания темпов реализации политики импортозамещения в приоритетных секторах экономики [15].

Цель исследования заключается в изучении деятельности Фонда содействия инновациям и определения его влияния на реализацию политики импортозамещения РФ в области поддержки создания научно-технологической отечественной продукции.

В задачи исследования входит:

– изучить тенденции в развитии промышленного сектора РФ;

– определить проблемы и угрозы в реальном секторе экономики;

– рассмотреть деятельность Фонда содействия инновациям;

– определить взаимосвязь существующих программ поддержки с действующими угрозами;

– сформировать рекомендации по исследуемой проблематики.

Новизна исследования формируется исходя из существующих подходов к изучению вопросов о реализации научно-технологической безопасности. Большинство авторов анализируют общую оценку состояния безопасности определённой сферы, используя индексные методы, предложенные В. К. Сенчаговым и С.Н. Митяковым, но не рассматривают в отдельности деятельность инструментов, то есть институтов инновационного развития, которые отвечают за достижение ключевых показателей безопасности. В рамках работы, авторами проводится точечный анализ деятельности Фонда содействия инновациям, что в свою очередь станет основной для разработки методики оценки эффективности институтов инновационного развития и разработки нового подхода к формированию механизма обеспечения экономической безопасности.

В рамках исследования применяются следующие методы: метод классификации для группировки конкурсных программ на подгруппы в соответствии с их направлениями и федеральными программами, метод анализа для изучения бюджетов и сумм, выделенных на нивелирование возникших угроз.

Информационной базой исследования являются открытые источники: правительственные порталы с информацией о федеральных проектах, нормативные акты и официальная информация Фонда содействия инновациям.

Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования в качестве основы для разработки методики оценки эффективности институтов инновационного развития и разработки нового подхода к формированию механизма обеспечения экономической безопасности.

Основная часть. За последние 5 лет для России растет актуальность реализации политики импортозамещения, в связи с возрастающим давлением и санкциями, которые были введены против Российской Федерации, некоторые отрасли пострадали в большой степени (информация представлена в таблице 1), а именно машиностроение. Основными причинами которых выделяют следующие [10]: дефицит запчастей; усложнение поставок; остановка части производства; уход OEM (original equipment manufacturer) с российского рынка.

Таблица 1. Изменение объемов производства в феврале 2023 г.

относительно февраля 2022 г.


Отрасль
Изменение в %
1
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
- 49,8
2
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (в том числе станкостроение, выпуск металлургического, горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственной техники и т.п.)
- 13,0
3
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
- 22,0
Источник: cоставлено автором по материалам [2].

В соответствии с официальными данными Росстата наибольший ущерб в порядке возрастания был нанесен следующим отраслям:

– производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, снижение составило 49,8% относительно 2022 года;

– производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях. Снижение составило 22%, относительно 2022 года;

– производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (в том числе станкостроение, выпуск металлургического, горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственной техники и т.п.). Снижение составило 13% относительно 2022 года.

Таким образом, сильнее всего пострадало машиностроение, причинами этого стал уход иностранных компаний, закрытие производств, и сложности их открытия в дальнейшем в связи с недостатком чипов, комплектующих и общей тенденцией роста цен на данные виды товаров [12].

Промышленность – это не единственный сектор, пострадавший в связи введением санкций и ограничением импорта, последствия затронули и сферу ИКТ и электроники [9]. Если для сферы ИКТ санкции стали дополнительным толчком, который привел к активному замещению зарубежных аналогов и переходу на использование отечественных производителей программного обеспечения, то для сектора электроники ситуация хуже – это связано с высоким уровнем зависимости от зарубежных производителей электронных компонентов, таких как Intel и AMD [7]. Это привело к необходимости перестроить цепочки поставок через Китай, но проблема импортозамещения осталась актуальной, так как производители полупроводников из Китая используют американское оборудование, что в свою очередь является высоким риском, и не может обеспечить условия для стабильного развития в связи с возможностью прекращения поставок.

Важным аспектом обеспечения технологического суверенитета является и развитие высоких технологий, что также стало актуальным в связи с уходом зарубежных компаний в области ИКТ [11]. В 2019 году одним из основных приоритетов России было выбрано развитие искусственного интеллекта, в рамках реализации данной задачи был подготовлен и передан в реализацию федеральный проект «Искусственный интеллект» [13]. Основной задачей являлось вхождение России в число мировых лидеров, что должно стать залогом «технологической независимости и конкурентоспособности страны».

Результаты международного исследования «Глобальный индекс ИИ 2023» показали, что Россия занимает 12-е место среди 54 стран по показателям, характеризующим потенциал и реализацию ИИ. В то же время, США, Китай, Япония и Европейский союз опережают Россию по инвестициям в ИИ, числу научных публикаций и патентов, количеству специалистов и стартапов в этой области [10].

Чтобы сократить этот разрыв, России необходимо ускорить внедрение ИИ-технологий в госкомпании, которые являются ключевыми игроками на рынке и обладают большими ресурсами для инноваций. Как показывает мировой опыт, ИИ способен повышать производительность труда, снижать издержки, улучшать качество продукции и услуг, оптимизировать управление и принятие решений, а также увеличивать конкурентные преимущества компаний [8].

На основании вышеописанного выделим, что перед экономикой РФ существуют следующие вызовы, которые могут нанести ущерб обеспечению стабильного развития в связи ограничениями на ввоз импортной продукции из недружественных стран [14]:

– высокий уровень зависимости в поставках промышленного оборудования;

– кризис полупроводников и недостаток производителей электронной продукции;

– технологическое отставание и низкие темпы внедрения искусственного интеллекта в крупных предприятиях (как следствие низкий уровень автоматизации бизнес-процессов);

Создание и улучшение инструментов нивелирования данных вызовов являются приоритетными направления развития Российской экономики.

Фонд содействия инновациям: инструмент обеспечения экономической безопасности. Ниже представлен обзор конкурсных программ Фонда содействия инновациям в период 2021–2023 годах. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) – некоммерческая организация, ключевая цель которой – финансовая поддержка молодых ученых и малых предприятий, занимающихся научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации. В виде финансовой поддержки Фонд выделяет гранты –денежные средства, предоставляемые на безвозмездной основе для реализации конкретных задач и работ в научно-технической сфере, распределяемые на конкурсной основе, и имеющие целевой характер расходования. Термин «грант» законодательно закреплен в Федеральном законе № 123 «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. [14].

В таблице 2 авторами сопоставлены Федеральные проекты и соответствующие программы поддержки, осуществляемые Фондом содействия инновациям [1-6].

Таблица 2. Программы поддержки Фонда содействия инновациям

на период 2021-2023 год


Федеральный проект
Наименование конкурса
Период (мес.)
Сумма поддержки (руб.)
1
Федеральный проект «Взлет – от стартапа до IPO»
Старт-1
12
4 000 000
Старт-взлет
12
3 000 000
Старт-2
12
8 000 000
Бизнес-старт
12
12 000 000
Бизнес-старт Импортозамещение
12
12 000 000
Развитие-НТИ
12-24
30 000 000
Коммерциализация-Импортозамещение
12
30 000 000
2
Федеральный проект «Искусственный интеллект»
Старт-ИИ-1
12
4 000 000
Старт-ИИ-2
12
8 000 000
Код-ИИ
12
10 000 000
Коммерциализация-ИИ
12
30 000 000
Развитие-ИИ
12-24
20 000 000
Антикризис-ИИ
12
30 000 000
Внедрение-ИИ
12-24
50 000 000
3
Федеральный проект «Цифровые технологии»
Старт-ЦТ-1
12
4 000 000
Старт-ЦТ-2
12
8 000 000
Код-ЦТ
12
10 000 000
Развитие-ЦТ
12-24
20 000 000
Коммерциализация-ЦТ
12
20 000 000
Цифровизация-ЦТ
12
20 000 000
Экспорт-ЦТ
12
20 000 000
4
Федеральный проект «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции»
Техно-старт-1
12
20 000 000
Техно-старт-2
12
25 000 000
Развитие-Электроника
12-24
50 000 000
Источник: cоставлено автором по материалам [18].

Анализ показал, что программы Фонда содействия инновациям направлены на решение разного рода задач:

1. Программы категории “Старт-1” решают задачу создания новых предприятий, так как участниками могут быть физические лица и в случае успешного прохождения конкурсного отбора обязуются открыть новое юридическое лицо, которое и станет грантополучателем. Категории программ (ЦТ, ИИ, Техно-старт, Взлет) зависят от Федерального проекта в рамках которого проводится конкурс и указывают отраслевую специализацию.

2. Программы категории “Развитие” решают задачу создания новых продуктов, отличительной чертой является участие компании с подтвержденном опытом реализации продукции, и выручка компаний должна быть не меньше суммы запрашиваемого гранта. Основными критериями оценки результата является: выручка по новым продуктам, созданным за счет средств гранта.

3. Программы категории “Коммерциализация, Антикризис” решают задачу тиражирования ранее созданных решений, отличительной чертой является наличие зарегистрированной интеллектуальной собственности на продукцию, а также статьи расходов, в рамках которых финансируется не разработка, а покупка оборудования и расширение производственных мощностей”.

4. Программы категории “Внедрение, Цифровизация” решают задачу кооперации малого и крупного бизнеса, в рамках данных программ финансируется закупка решений заказчиками и их расходы, связанные с развертыванием и доработкой инновационной продукции.

Важно отметить, что программы, связанные с решением отраслевых проблем в области импортозамещения машиностроения и электроники, являются менее развитыми, всего удалось выделить пять конкурсных программ:

1. Коммерциализация импортозамещение;

2. Бизнес-старт импортозамещение;

3.Развитие-Электроника;

4. Техно-старт (1, 2).

Для оценки соответствия деятельности Фонда решению актуальных вызовов, выеденных в начале работы, рассмотрим распределение бюджетных средств в рамках отдельных конкурсных программ за плановый период 2021-2023 гг.

В таблицах 3-5 представлены данные, отражающие распределение бюджетных средств на программы, сгруппированные на основании критерия соответствия конкретному Федеральному проекту в период с 2021 года по август 2023 года.

Таблица 3. Структура расходов Фонда на программы в рамках реализации федеральных проектов за 2021 год


Федеральный проект
Бюджет (руб.)
% от общего бюджета
1
Федеральный проект «Взлет – от стартапа до IPO»
8 076 000 000
79,7
2
Федеральный проект «Искусственный интеллект»
1 525 000 000
15,1
3
Федеральный проект «Цифровые технологии»
0
0
4
Федеральный проект «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции»
526 000 000
5,2
Всего
10 127 000 000
100
Источник: cоставлено автором по материалам [18].

В нашем исследовании – 2021 год является базисным, относительного общего годового бюджета 79,7% расходов пришлось на программы в рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO», данная программа не имеет точечной специализации и направлена на реализацию основных целей по созданию малых инновационных предприятий (МИП), способствующих развитию перспективных отраслей экономики. На программы, связанные с прикладными исследованиями в области электроники было потрачено 5,2% общего бюджета. За данный период было профинансировано 856 грантополучателей.

Таблица 4. Структура расходов Фонда на программы в рамках реализации федеральных проектов за 2022 год


Федеральный проект
Бюджет (руб.)
Доля от общего бюджета
Прирост бюджета относительно 2021
Прирост доли бюджета относительно 2021
1
Федеральный проект «Взлет – от стартапа до IPO»
9 044 000 000
49,8
+968 000 000
-29,9
2
Федеральный проект «Искусственный интеллект»
4 276 700 000
23,5
+2 751 700 000
+8,4
3
Федеральный проект «Цифровые технологии»
4 861 700 000
26,7
+4 861 700 000
+26,7
4
Федеральный проект «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции»
0
0
- 526 000 000
-5,2
Всего
18 142 400 000
100


Источник: cоставлено автором по материалам [18].

В рамках анализа мы видим, что произошло перераспределение бюджетов между различными программами, появилось увеличение бюджетов в узкопрофильных специальностях, а именно «Цифровые технологии» и «Искусственный интеллект» при общей тенденции увеличения бюджета, при этом не было снижения бюджетов для программ общего профиля в категории Федеральный проект «Взлет – от стартапа до IPO»

2022 год можно назвать годом цифровой трансформации, так как он связан с началом процесса выхода зарубежных решений с рынка Российской Федерации, что привело к необходимости импортозамещения и перехода на отечественные аналоги. В рамках реализации данных целей Фондом был увеличен объем финансирования по направлениям “Цифровые технологии” и “Искусственный интеллект” – основной задачей являлось создать пласт технологичных компаний, которые смогли бы заместить ушедшие решения от ведущих производителей, таких как Cisco, SAP, Oracle, IBM, Hewlett-Packard, Citrix, Avaya, Hitachi, Veeam. Для реализации данных целей Правительством было предоставлено Фонду дополнительное финансирование в размере 2 млрд руб. из резервного фонда [18]. Это позволило профинансировать 1384 проектов, из которых 305 в направлении Искусственный интеллект и 381 в направлении Цифровые технологии. Федеральные проекты связаны с реализацией шести государственных программ: «Информационное общество», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Развитие образования», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Экономическое развитие и инновационная экономика» [5].

В 2022 году дополнительно программа Коммерциализация была переориентирована из базовых направлений поддержки в узкоспециализированную программу, направленную на развитие проектов в области Импортозамещения, и получила название «Коммерциализация-Импортозамещение», это означает, что в рамках программы Федеральный проект «Взлет – от стартапа до IPO» произошло узкопрофильное перераспределение бюджетов.

Таблица 5. Структура расходов Фонда на программы в рамках реализации

федеральных проектов за 2023 год


Федеральный проект
Бюджет (руб.)
Доля от общего бюджета
Прирост бюджета относительно 2022
Прирост доли бюджета относительно 2022
1
Федеральный проект «Взлет – от стартапа до IPO»
3 273 200 000
52,8%
-5 770 800 000
-+3%
2
Федеральный проект «Искусственный интеллект»
1 155 000 000
18,4%
-3 121 700 000
-5,1%
3
Федеральный проект «Цифровые технологии»
279 000 000
1,8%
-4 582 700 000
-24,9%
4
Федеральный проект «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции»
1 583 000 000
27%
+1 583 000 000
+25%
Всего
6 290 200 000
100
-11 852 200 000

Источник: cоставлено автором по материалам [17; 18].

Результат анализа показал, что в 2023 году произошло кратное снижение бюджета по всем направлениям, что связано со сроком окончания реализации Федеральных проектов: Цифровые технологии и Искусственный интеллект, которые были разработаны до 2024 года. Тем не менее отметим, что направление поддержки в области «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции» увеличились до 27%, их бюджет составил 1 583 000 000 рублей.

Характеристика действий Фонда содействия инновациям. Действия Фонда прямо отражают реакцию на новый вызов, возникший в связи с увеличением количества недружественных стран, и ограничением на поставку электронной продукции, что привело к необходимости переориентирования логистических цепочек множества компаний в связи с уходом Acer, AMD, Apple, ASUS, Bosch, Canon, Caterpillar, Dell, Epson, Ericsson, Hitachi, HP, IBM, Intel, Logitech, LG Electronics, Nokia, Panasonic, Ricoh, Siemens, Sony, TSMC, в также к необходимости локализации производства электронной продукции на территории Российской Федерации. В 2023 году несмотря на нисходящую тенденцию суммы выделенных бюджетных средств, Фондом была запушена новая программа в рамках реализации Федерального проекта «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции» Развитие-Электроника, цель которой поддержка малых предприятий, реализующих проекты по созданию новой и замещению ранее используемой импортной электронной продукции, в том числе связанной с производством материалов, технологического оборудования и программного обеспечения. Важно отметить, что ранее поддержка в данном направлении находилось на минимальном уровне, в 2023 году упор был сделан на следующие технологические направления [16; 18]: микроэлектроника; СВЧ-электроника; фотоника и оптоэлектроника; силовая электроника; пассивная электроника и электротехника; материалы и технологии для производства изделий электроники; средства автоматизированного проектирования и специализированное программное обеспечение; технологическое оборудование для производства изделий микроэлектроники, в том числе компоненты для такого оборудования; электронная компонентная база на новых физических принципах; комплектующие для оборудования по производству электронных модулей и радиоэлектронной аппаратуры; электронные модули и радиоэлектронная аппаратура

Тем не менее стоит отметить, что в связи с окончанием федеральных проектов по цифровым технологиям и искусственному интеллекту необходимо сформировать новое направление поддержки, связанное с развитием проектов в области станкостроения и экономики данных, так как анализ показал, что внутри Фонда не предусмотрен перечень программ прямо отражающую поддержку станкостроения, а также, что предоставление поддержки происходит с задержкой, так как первая программа в данной области была объявлена только в 2024 году, хотя необходимость появилась еще в 2021 году [19].

Также данное направление должно быть сформировано с учетом развития федерального проекта «Развитие производства средств производства», который обновят до 2030 года, помимо этого общий тренд поддержки проектов Фондом показывает, что основное направление связано с поддержкой предприятий общего типа и минимальное внимание уделяется проектам в сфере электроники, что на взгляд авторов не соответствует действующим вызовам и угрозам.

Заключение

Фонд содействия инновациям является одним из важнейших инструментов по обеспечению экономической безопасности, позволяющим оперативно реагировать на возникающие перед экономикой РФ вызовы. Фонд ориентирован на создание новых и поддержку действующих инновационных предприятий способных обеспечить импортозамещение не только программного обеспечения, но и электронной, промышленной и другой продукции в зависимости от зафиксированных приоритетов в Федеральных проектах. Для формирования оценки необходимо учитывать, что компании, которые финансирует Фонд смогут показать результат только через некоторый промежуток времени (в среднем 2-5 лет). Данный срок связан с проведением НИОКР и созданием новой продукции, срок производства которой является длительным и рискованным. Для оценки результативности Фонда имеет смысл учитывать дополнительные показатели: количество созданных предприятий в направленьях приоритетных областей, прирост выручки грантополучателей по разработанной продукции на рубль выделенных бюджетных средств, предоставленных Фондом содействия инновациям, прирост среднесписочной численности сотрудников компании грантополучателя, общая сумма уплаченных налогов компанией грантополучателем, количество зарегистрированной и внедренной в эксплуатацию интеллектуальной собственности грантополучателям по приоритетным отраслям.

В 2024 году Правительство смотрит в сторону переработки инструментов поддержки технологичных и инновационных компаний и создания новых инструментов, таких как льготное кредитное финансирование взамен существующим инструментам грантовой поддержки, об этом также свидетельствует постепенное снижение бюджета Фонда содействия инновациям.

На наш взгляд, при формировании нового подхода к созданию механизма обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать не только приоритеты и распределение бюджетных средств на соответствующие программы, а также разработать систему внутренних показателей для каждого существующего института инновационного развития, чтобы оценить не только качество реализации федеральных проектов, но и деятельность отдельно взятых институтов развития. Грантовая поддержка является неотъемлемой частью развития научно-технического сектора, но она не может являться основной и требуется расширение доступных мер государственной поддержки, в том числе за счет развития инструментов кредитного финансирования.

Еще одну проблему, которую удалось выявить в процессе исследования – это широкий перечень программ внутри отдельных федеральных проектов, которые имеют отдельные положения и критерии оценки проектов для участников, что делает процесс предоставления поддержки менее прозрачным, также это негативно влияет на время реакции и предоставления необходимой поддержки для компаний в приоритетных отраслях в связи с долгой процедурой формирования и согласования конкурсов, одним из примеров является потребность в развитии промышленного сектора и электроники, которая стала актуальной в 2022 году. Программы поддержки электроники появились только в 2023 году, а развитие станкостроение Фондом было запущено только в 2024 году [19].

Данная проблема является актуальной для многих институтов развития, так как они являются обособленными единицами со своими правилами, отчетностью и сотрудниками, что делает весь механизм менее динамичным, решение озвученной проблемы может быть достигнуто за счет создания общего реестра технологичных компаний и перевод мер государственной поддержки в формат “единого окна”, где ежегодно будут публиковаться приоритеты в развитии отраслей экономики, доступные меры поддержки и собираться данные о компаниях и их проверка на соответствия критериям. Но для создания такого реестра прежде всего необходимо: определить эффективность отдельных мер государственной поддержки за счет точечного анализа институтов инновационного развития и сформировать общие критерии для получателей мер государственной поддержки, которые буду учитывать уровень готовности продукции (УГТ) и параметры соответствия приоритетным отраслям экономики, которые могут обновляться на ежегодной основе. Также отдельной задачей является необходимость бесшовной интеграции компаний в единый реестр.


Источники:

1. Законопроект № 448554-8 О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/448554-8 (дата обращения: 27.01.2024).
2. Федеральный проект Взлет — от стартапа до IPO. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 27.01.2024).
3. Федеральный проект Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 27.01.2024).
4. Федеральный проект Искусственный интеллект. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/directions/fed_proekt_iskusstvennyy_intellekt/ (дата обращения: 27.01.2024).
5. Федеральный проект «Искусственный интеллект» Основной инструмент реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910110003 (дата обращения: 27.01.2024).
6. Федеральный проект Цифровые технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/878/?utm_referrer=https%3 (дата обращения: 27.01.2024).
7. Бардасова Э.В. Выявление и минимизация негативных последствий кризиса на рынке микросхем для сферы услуг // Human Progress. – 2022. – № 4. – c. 4.
8. Владимирова О.Н. Инструменты формирования и регулирования организационно-экономического механизма региональных инновационных систем // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3(35). – c. 299-301.
9. Гильц Н. Е., Черкашина А. С. Современное состояние и тенденции развития промышленности в России // Менеджмент и маркетинг: теория и практика: сборник научных статей / ответственный редактор: Е.А. Ильина. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2018. – c. 68-74.
10. Глобальный инновационный индекс 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2023 (дата обращения: 27.10.2023).
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
12. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО "Первое экономическое издательство", 2024. – 230 c.
13. Лев М.Ю., Болонин А.И., Туруев И.Б., Лещенко Ю.Г. Концепция искусственного интеллекта в деятельности центральных банков: институциональные возможности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 781-808. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120831.
14. Ремесленников А.Ю., Владимирова О.Н. Институты инновационного развития как элемент механизма обеспечения экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 649-668. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117699.
15. Сафиуллин М. Р., Ельшин Л.А. Санкционное давление на экономику России: пути преодоления издержек и выгоды конфронтации в рамках импортозамещения // Финансы: теория и практика. – 2023. – № 27(1). – c. 150-161. – doi: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161.
16. Теодорович Н.Н., Кручинина С.А., Праслова Д.Г. Современные тенденции развития электроники. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-elektroniki (дата обращения: 27.01.2024).
17. Федеральная служба государственной статистики: Динамика промышленного производства в феврале 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/202192 (дата обращения: 27.01.2024).
18. Фонд содействия инновациям. Конкурс Развитие-Электроника. [Электронный ресурс]. URL: https://fasie.ru/press/fund/razvitie-electronics/ (дата обращения: 27.01.2024).
19. Фонд содействия инновациям. Конкурс Развитие-Станкостроение. [Электронный ресурс]. URL: https://fasie.ru/press/fund/razvitie-st/ (дата обращения: 28.08.2024).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:00:02