Региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов

Кураева Л.Н.1, Мирзабалаева Ф.И.1,2
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 6 (Июнь 2021)

Цитировать:
Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 6. – С. 1423-1438. – doi: 10.18334/epp.11.6.112199.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46332119
Цитирований: 8 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Статья посвящена сравнительному анализу региональной специфики квотирования рабочих мест для инвалидов, обоснованию основных направлений совершенствования трудоустройства данной категории соискателей государственной службы занятости населения (ГСЗН). Авторами обобщен региональный опыт реализации мер, направленных на расширение возможностей трудоустройства этой категории инвалидов, обоснована необходимость дальнейшего развития системы квотирования, а также распространения наиболее успешных региональных практик по содействию занятости инвалидов на инклюзивном рынке труда. Целью работы является анализ успешного опыта органов службы занятости населения субъектов РФ по содействию трудоустройству инвалидов. Объект исследования - деятельность органов государственной власти субъектов РФ по содействию занятости инвалидов через квотирование рабочих мест. Предмет исследования - региональные практики квотирования рабочих мест, способствующие трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты региональных органов власти по вопросам содействия занятости и трудоустройства инвалидов, данные отчетности Роструда, а также статистические данные Росстата, характеризующие труд и занятость инвалидов. Результаты исследования могут способствовать разработке оперативных комплексных мер, направленных на поддержку занятости инвалидов, их адаптации и закреплению рабочем месте.

Ключевые слова: инвалиды, квотирование рабочих мест, содействие в трудоустройстве, инклюзивный рынок труда

JEL-классификация: J14, J21, J24, J28

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

После ратификации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов [8] государством проводится работа по снятию барьеров к активной жизни граждан с инвалидностью, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству.

Государственной программой РФ «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 [2], в качестве целевого показателя определено увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей их численности до 41% к 2025 году.

В октябре 2020 года Правительство РФ утвердило План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021–2024 гг. [14], в соответствии с которым предполагается: проводить мониторинг исполнения работодателями требований по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой; развивать и применять дистанционные формы взаимодействия органов службы занятости с инвалидами; содействовать занятости инвалидов через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России» и др. меры.

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» инвалиды относятся к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в отношении которых государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» [16], инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов (ИПРА) и т.д.

Среди основных причин невысокого уровня занятости инвалидов в научных публикациях [11, 15] (Nenakhova, 2018; Starobina, Kuzmina, Gordievskaya, Klimon, 2015) исследователи выделяют следующее:

- несоответствие выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов и их физическим возможностям;

- социальное предубеждение о более низкой производительности инвалидов, приводящее к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;

- физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;

- недостаточная мотивация работодателей к приему на работу инвалидов, к созданию специализированных адаптированных рабочих мест для инвалидов с учетом основных ограничений функций жизнедеятельности;

- более низкий образовательный уровень и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов по требующимся работодателям специальностям;

- низкая мотивация инвалидов к занятию трудовой деятельностью, пессимистическая жизненная позиция.

По мнению экспертов, причинами сложности в трудоустройстве инвалидов на инклюзивном рынке труда являются не только физические ограничения, затрудняющие доступ к месту работы и выполнению некоторых трудовых функций, но и собственные психологические комплексы людей с инвалидностью. Ситуация усложняется и тем, что работодатели, не имея адекватного представления о профессионально-трудовых возможностях инвалидов, предпочитают принимать на работу граждан без каких-либо ограничений трудоспособности, так как при приеме на работу инвалидов зачастую приходится адаптировать рабочий процесс под их возможности, создавая специальные условия труда, что связано со значительными финансовыми затратами [3] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019).

Авторы данной статьи разделяют мнение специалистов Вологодского научного центра РАН относительно направлений повышения конкурентоспособности граждан с инвалидностью на рынке труда: предоставление альтернативных возможностей работодателям для реализации требований по квотированию и созданию специализированных рабочих мест; принятие дополнительных мер экономического стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов; проведение аттестации рабочих мест для инвалидов, разработка оценки условий труда работающих инвалидов и расчета стоимости создания различных типов рабочих мест для инвалидов; создание реестра безработных инвалидов в региональном срезе; ведение мониторинга потребностей инвалидов в трудоустройстве в разрезе групп инвалидности, уровня образования и т.д. [17] (Shabunova, Fakhradova, 2016).

Ранее авторы статьи публиковали свои исследования в данной области, рассматривая как проблемы трудоустройства отдельных категорий инвалидов, так и региональный аспект [1, 9, 10] (Antonova, Kuraeva, Bondarchuk, 2020; Kuraeva, 2018; Mirzabalaeva, 2012). В связи с тем, что органам службы занятости субъектов РФ поставлена задача по повышению вовлеченности инвалидов в профессиональную деятельность, в рамках данной статьи проведен анализ региональной специфики квотирования рабочих мест для инвалидов и обобщен региональный опыт реализации мер, направленных на расширение возможностей трудоустройства инвалидов на инклюзивном рынке труда.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

В настоящее время во всех субъектах РФ действуют нормативные правовые акты (законы субъектов РФ / постановления Правительства субъектов РФ – далее НПА), устанавливающие региональную квоту (в рамках федерального законодательства) и порядок реализации механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.

На основе проведенного анализа НПА субъектов РФ можно отметить следующие особенности в исследуемой области. С целью расширения возможностей трудоустройства инвалидов в 2017–2020 гг. в нормативные правовые акты субъектов РФ внесены изменения в части увеличения размеров квот и совершенствования механизма исполнения работодателями обязанности по квотированию.

Так, в подавляющем большинстве регионов для трудоустройства инвалидов в организациях малого и среднего бизнеса дополнительно установлена квота приема на работу инвалидов для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек. В 2017 году ввели такую норму в республиках Карачаево-Черкесской и Ингушетия, Красноярском и Алтайском краях, а также в Амурской области. В 2018 году – в Алтайском крае, Ленинградской, Костромской и Томской областях. Внесенные изменения позволили существенно увеличить количество рабочих мест для инвалидов.

Так, изменения в Закон «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» относительно установления квоты в размере 3% для организаций с численностью работников от 35 до 100 человек вступили в силу с 20.07.2018 года [4]. Введение новой нормы позволило увеличить общее количество квотируемых рабочих мест более чем на 1,9 тыс., а численность трудоустроенных инвалидов в счет квоты на 1,2 тыс. человек.

На сегодняшний день только в 6 субъектах РФ квота для приема на работу инвалидов не устанавливается для работодателей с численностью коллектива менее 100 человек. Это города Москва и Санкт-Петербург, Архангельская, Кировская, Свердловская и Курганская области.

В ряде субъектов РФ в период с 2017 по 2020 год в целях увеличения числа рабочих мест, доступных для трудоустройства инвалидов, размер квоты был пересмотрен в сторону увеличения (табл. 1).

Таблица 1

Увеличение размера квот в субъектах РФ в 2017–2020 гг.

Субъекты
РФ
Для работодателей с численностью работников
свыше 100 человек
от 35 до 100 человек
Центральный федеральный округ
Костромская область

введена (с 01.2018)
Орловская область

на 1% (с 10.2017)
Тамбовская область
на 1% (с 02.2019)

Ярославская область
на 1% (с 09.2017)
на 1% (с 09.2017)
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия
на 1% (с 03. 2018)

Ленинградская область

введена (с 07.2018)
Новгородская область
на 1% (с 04.2020)

Южный федеральный округ
Краснодарский край
на 1% (с 06.2017)
на 1% (с 06.2017)
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Ингушетия

введена (с 04.2017)
Кабардино-Балкарская Республика
на 1% (с 04.2018)
на 1% (с 04.2018)
Карачаево-Черкесская
Республика

введена (с 11.2017)
Приволжский федеральный округ
Республика Марий Эл
на 1% (с 08.2017)
на 1% (с 08.2017)
Удмуртская Республика
на 1% (с 01.2018)
на 1% (с 07.2017)
Чувашская Республика
на 1% (с 07.2018)
на 0,5% (с 07.2018)
Ульяновская область

на 1% (с 12.2018)
Сибирский федеральный округ
Республика Бурятия
на 1% (с 01.2018)
на 1% (с 01.2018)
Алтайский край

введена (с 07.2018)
Красноярский край

введена (с 08.2017)
Томская область

введена (с 01.2018)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)

на 1% (с 06.2017)
Хабаровский край

введена (с 01.2018)
Амурская область

введена (с 10.2017)
Источник: составлено авторами на основе анализа НПА субъектов РФ.

Квота для работодателей с численностью работников свыше 100 человек увеличена на 1% в республиках Карелия, Кабардино-Балкарской, Марий Эл, Удмуртской, Чувашской и Бурятия, Краснодарском крае, в Тамбовской, Ярославской и Новгородской областях.

Размер квоты для работодателей в сфере малого и среднего бизнеса повышен на 1% в республиках Поволжья – Марий Эл, Удмуртская, Чувашская, а также в республиках Бурятия и Саха (Якутия), в Кабардино-Балкарской Республике, Краснодарском крае, в Орловской, Ярославской и Ульяновской областях.

Подводя итог, можно отметить, что в настоящее время для организаций с численностью работников от 35 до 100 человек почти в половине субъектов России для трудоустройства инвалидов установлена максимальная (в соответствии с федеральным законодательством) квота – 3%. Для работодателей с численностью коллектива более 100 человек всего четверть субъектов России ввели квоту в максимальном размере – 4%, при этом минимальная квота – 2% установлена в трети российских регионов.

В ряде регионов (Республика Коми, Тюменская, Омская области и др.) квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специальных рабочих мест устанавливаются на срок не более одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Кроме того, для расширения возможностей работодателей по выполнению обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов в нормативно-правовые акты субъектов РФ внесены нормы, предусматривающие исполнение квоты альтернативными способами.

В случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в ряде субъектов РФ работодателям предоставляется право в счет установленных им квот:

- финансировать выделение или создание рабочих мест в другой организации (Республика Мордовия, Ярославская, Тюменская, Томская области, Ханты-Мансийский авт. округ);

- финансировать создание рабочих мест или арендовать рабочее место у общественных объединений инвалидов (образованных ими организаций) (республики Коми, Удмуртская, Башкортостан, Белгородская, Орловская, Тульская, Архангельская Мурманская, Псковская, Амурская области);

- арендовать рабочие места в других организациях (республики Хакасия, Коми, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Пермский, Алтайский и Приморский края, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Новгородская, Кировская, Оренбургская Иркутская, Омская и Томская области, г. Санкт-Петербург);

- размещать производственный заказ по договорам об оказании услуг (о выполнении работ) на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов при условии, что его объем позволит обеспечить в течение периода действия квоты для приема на работу инвалидов занятость инвалидов численностью не менее установленной квотой для приема на работу инвалидов (республики Башкортостан и Мордовия, Липецкая, Орловская, Рязанская Архангельская, Мурманская, Оренбургская области);

- создавать по договоренности между несколькими работодателями за счет своих средств совместные специальные цеха, участки в счет установленной квоты (республики Коми, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Белгородская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Архангельская, Мурманская области, г. Санкт-Петербург).

В тех субъектах РФ, где законодательно установлены альтернативные варианты исполнения обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов, разработаны Порядки взаимодействия между работодателями по выполнению одними работодателями установленной им квоты через аренду/создание/финансирование соответствующих рабочих мест у других работодателей.

Так, в Мурманской области выполнение квоты, помимо трудоустройства инвалида на рабочее место, предполагает альтернативные формы за счет аренды рабочих мест у другого работодателя или размещения производственных заказов в организациях, где работают инвалиды [5]. В целях реализации таких форм выполнения обязанности квотирования нормативным правовым актом Мурманской области утвержден Порядок взаимодействия между работодателями по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов [12]. В помощь работодателям разработаны и опубликованы на интернет-портале службы занятости населения Мурманской области методические рекомендации для работодателей по реализации альтернативных форм исполнения установленной им квоты по приему на работу инвалидов, а также проводится мониторинг потребности работодателей в использовании альтернативных форм выполнения квоты.

Для расширения возможностей работодателей по выполнению квоты в Алтайском крае установлен механизм трудоустройства инвалидов по договорам совместной деятельности в других организациях. Данным механизмом в 2019 году воспользовались 69 работодателей, при этом обеспечив занятость 377 граждан с инвалидностью.

Как показывает практика, наиболее востребованным альтернативным вариантом выполнения квоты является финансирование или аренда рабочих мест в организациях, использующих труд инвалидов и, следовательно, имеющих специально оборудованные рабочие места. Это представляется одним из наиболее эффективных способов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя. В приоритетном порядке договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями. В этом случае люди с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора. По данным СЗН субъектов РФ, данный вариант особо востребован среди работодателей, которым сложно выделить специальные рабочие места в связи со спецификой своей деятельности.

В 2018 году в Закон г. Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» внесена еще одна новация относительно способа выполнения обязанности работодателя по квотированию. Наряду с заключением соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации и созданием совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями работодателям Санкт-Петербурга предлагается воспользоваться заключением договора с частными агентствами занятости, которые вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) о направлении временных работников частных агентств занятости (ЧАЗ) из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны [7]. По мнению авторов, такой способ трудоустройства инвалидов представляется действенным с точки зрения обеспечения занятости инвалидов с различными по тяжести формами ограничения возможностей здоровья (например, ментальными, под сопровождением других лиц).

Важно отметить, что в целях обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства в нормативные правовые акты значительной части субъектов РФ введена норма, отсутствующая в федеральном законодательстве, устраняющая неоднозначность и уточняющая выполнение обязанности работодателя по квотированию. В соответствии с данной нормой обязанности работодателя по квотированию рабочих мест считаются выполненными не с момента выделения или создания рабочих мест в счет квоты, а с момента приема на них инвалидов. Иное противоречило бы целям федерального законодательства и не обеспечивало бы инвалидам гарантий трудоустройства, защиту от безработицы и обеспечение им равных возможностей с другими гражданами.

Так в законе Мурманской области «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области» уточнено, что «обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента создания и (или) выделения рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов, и (или) размещения им производственного заказа или заказа на выполнение работы, предоставление услуги и (или) трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на соответствующие рабочие места, арендованные у других работодателей» [5].

Принятие норм, устанавливающих, что обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, во многом способствовало решению проблемы невыполнения квоты.

Как показал проведенный анализ, в субъектах РФ в последние годы в целях создания условий для повышения занятости инвалидов проведена значительная институциональная работа по совершенствованию, корректировке и уточнению реализации механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. Однако, как показывает практика, только одними изменениями в законодательной сфере, в том числе расширяющими возможности работодателей по выполнению обязанности по квотированию, решить проблему с трудоустройством инвалидов не удается.

Одними из наиболее распространенных причин, затрудняющих трудоустройство инвалидов, являются формальный характер предоставления вакансий, непривлекательность рабочих мест, создаваемых работодателями для инвалидов (зачастую им предлагаются низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места); несоответствие выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов, а также несоответствие условий труда на предлагаемых инвалидам вакансиях имеющимся у них ограничениям по состоянию здоровья. В итоге получается, что значительное количество квотируемых мест остается незанятыми, а инвалиды – нетрудоустроенными.

По данным ведомственной статистики Роструда, в 2019 году в целом по России выделено в счет квоты 446,9 тысяч рабочих мест для инвалидов (в 2018 году – 442,7 тысяч), из них 76,7% – в организациях с численностью работников более 100 человек, соответственно, 23,3% – в организациях с численностью работников от 35 до 100 человек. При этом коэффициент замещения квотированных рабочих мест составил 70%, вакантными оказались почти 116 тысяч рабочих мест. В числе квотированных рабочих мест почти 32 тысячи специальных рабочих для инвалидов, и только 59,2% из них заняты инвалидами (рис. 1).

Для решения данной проблемы органами службы занятости субъектов РФ проводится большая работа, направленная на повышение привлекательности вакансий, пересмотр выделенных мест или их адаптацию в соответствии с профессионально-квалификационным составом безработных инвалидов, а также с рекомендациями о противопоказанных и доступных условиях и видах труда инвалидов.

Рисунок 1. Коэффициент замещения квотированных и

специальных рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Источник: составлено авторами по данным Роструда.

В целях повышения эффективности содействия трудоустройству инвалидов на основе институционального развития механизма квотирования рабочих мест в субъектах РФ органами службы занятости реализуется активное взаимодействие с работодателями, в том числе по выделению в рамках квоты вакансий, соответствующих профессиям и специальностям, имеющимся у инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве.

Интересные подходы в этом направлении реализуются в Архангельской области, где СЗН проводилась информационно-разъяснительная работа в части информирования о требованиях по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов, установленных законодательством РФ и законодательством Архангельской области, включая возможность исполнения квоты альтернативными способами, а также о проведении проверок соблюдения Закона о занятости в части предоставления гарантий для инвалидов. Использованы такие формы работы, как консультирование, направление в организации информационных писем, проведение заседаний клубов работодателей и иных мероприятий с участием работодателей.

Одним из действенных механизмов заполнения рабочих мест, выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов, является перепрофилирование квотированных рабочих мест.

В Сахалинской области реализуются мероприятия по выделению, заполнению, а в случае невозможности заполнения имеющихся квотированных рабочих мест из-за отсутствия подходящих специалистов – перепрофилированию выделенных в счет квоты рабочих мест под конкретных граждан с инвалидностью, состоящих на учете в СЗН. Органы службы занятости регулярно проводят семинары, совещания с работодателями, индивидуальные встречи с руководителями организаций по вопросам заполнения вакантных квотированных рабочих мест, а также перепрофилирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которые в течение длительного времени остаются вакантными. В результате проводимой работы наблюдается положительная динамика по замещению квотируемых рабочих мест инвалидами.

Также показали свою эффективность практики по развитию социального партнерства с работодателями. В Брянской области в целях обеспечения приема на работу инвалидов в соответствии с уровнем их профессиональной квалификации, в том числе в организации бюджетной сферы и компании с государственным участием, усиливается взаимодействие с работодателями посредством использования механизма социального партнерства. В соответствии с решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с 2018 года организована работа с работодателями на предмет замены (корректировки) вакансий, заявленных в счет квоты для приема на работу инвалидов, с целью адаптации их для трудоустройства инвалидов, состоящих на учете в центрах занятости. В результате проведенной работы более 45 работодателей заменили или внесли корректировку более чем в 130 вакансий в части изменения условий, характера труда, режима рабочего времени.

Эффективные формы работы по организации взаимодействия органов службы занятости с социальными партнерами, общественными организациями в части вопросов занятости инвалидов, в том числе с Союзом «Торгово-промышленная палата Воронежской области», профсоюзами и работодателями, разработаны в Воронежской области. Информация об исполнении работодателями областного Закона о квотировании ежеквартально размещалась в свободном доступе на информационном Портале Воронежской области в сети Интернет. В результате в 2019 году в три раза сократилось количество работодателей, не выполняющих законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Вопросы занятости инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе рассматриваются на заседаниях координационных советов по делам инвалидов в муниципальных образованиях автономного округа, территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социальных трудовых отношений муниципальных образований с приглашением работодателей. По итогам указанных заседаний руководителям организаций выдается поручение рассмотреть возможность перепрофилирования рабочих мест для инвалидов, остающихся длительное время не заполненными, с учетом индивидуальных возможностей и рекомендаций, указанных в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов.

В Хабаровском крае, учитывая, что некоторая доля рабочих мест длительное время остается не заполненной, усилено взаимодействие с работодателями по вопросу перепрофилирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с имеющимся уровнем квалификации и рекомендациями ИПРА инвалида. На интерактивном портале СЗН для работодателей обеспечена возможность ознакомиться с информацией о профессионально-квалификационном составе инвалидов, состоящих на регистрационном учете в службе занятости края, подобрать кандидата для трудоустройства и обратиться в службу занятости края для проведения гарантированного собеседования.

В Орловской области Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов содержит нормы, которые предполагают непрерывное взаимодействие центров занятости населения с работодателями по совмещению заявляемых профессий или специальностей и индивидуальных возможностей ищущих работу инвалидов [6]. В целях эффективного выполнения установленной квоты специалистами центров занятости населения рекомендуется работодателям формировать заявки о свободных квотируемых рабочих местах с учетом профессионально-квалификационной структуры и ограничений жизнедеятельности инвалидов, стремящихся трудоустроиться.

Важным механизмом повышения качества квотируемых рабочих мест, обеспечения эффективной занятости инвалидов является формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда. В Алтайском крае одним из обязательных критериев отнесения работодателей к категориям «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель» является создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. В реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края внесены 374 работодателя. Выполнение организациями квоты входит в число критериев для вынесения решения о возможности оказания мер государственной поддержки за счет средств краевого бюджета, поощрения наградами Губернатора Алтайского края.

В целях стимулирования работодателей бюджетной и внебюджетной сферы к приему инвалидов сверх квоты в Челябинской области в перечень номинаций ежегодного областного конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года» включена номинация «Трудоустройство инвалидов». В 2018–2019 гг. на дополнительные рабочие места сверх квоты в областных и муниципальных бюджетных организациях трудоустроено 1800 инвалидов.

Свою эффективность в целях обеспечения приема инвалидов на работу в соответствии с уровнем их профессиональной квалификации показали практики выезда к работодателям, маркетинговые визиты с целью ознакомления с рабочими местами, которые выделяются в счет квоты (Омская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.). В Омской области Порядком представления работодателями информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях [13] закреплены положения, устанавливающие:

- запрет на проявление дискриминации по признаку инвалидности при предоставлении работодателями информации о вакансиях;

- право центров занятости посещать работодателей, предоставивших сведения о вакансиях, с целью определения возможности трудоустройства на них инвалидов с учетом видов заболеваний и степеней ограничений жизнедеятельности.

В ряде регионов СЗН оказывают содействие работодателям в поиске партнеров для заключения договоров аренды рабочих мест и соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, а также осуществляют сопровождение при их реализации.

Более детально стоит рассмотреть практику взаимодействия СЗН с работодателями в регионах с высокими показателями замещения квотируемых рабочих мест для инвалидов.

Заслуживают внимания проекты, направленные на повышение занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в Белгородской области, где отмечается высокий уровень занятости квотируемых для инвалидов рабочих мест – почти 90%. В Белгородской области вопросы занятости инвалидов решаются на основе единого механизма взаимодействия органов власти области по трудоустройству инвалидов, который предполагает взаимодействие всех заинтересованных участников (Управление по труду и занятости населения, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области», региональное отделение Пенсионного фонда РФ, управление профессионального образования и науки области, общероссийские общественные организации инвалидов, муниципальные комиссии по делам инвалидов). Главам муниципальных образований установлены целевые показатели по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. В рамках реализации проекта «Расширяя возможности», направленного на интеграцию в рынок труда граждан с ограниченными возможностями здоровья, при главах муниципальных районов и городских округов области созданы комиссии и рабочие группы по вопросам трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработки рекомендаций и положений по выполнению организациями законодательства о квотировании рабочих мест. На заседания комиссий приглашаются и заслушиваются работодатели, не исполняющие закон о квотировании. Также в Белгородской области реализуется проект «Законопослушный работодатель», целью которого является внедрение системы комплексной профилактики правонарушений в области квотирования рабочих мест для инвалидов. В рамках проекта предусмотрены организация дистанционных проверок работодателей, развитие института предостережений, практики самоконтроля с применением чек-листов. Реализация данного проекта способствует изменению качества квотируемых мест, увеличению количества работодателей, исполняющих законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов. В результате в 2018 году в 1,5 раза увеличено количество трудоустроенных инвалидов в рамках квотирования, активно использовались альтернативные формы квотирования, в результате создано 38 рабочих мест на предприятиях общества инвалидов за счет хозяйствующих субъектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя, отметим, что в целях обеспечения занятости инвалидов, повышения качества рабочих мест для них эффективным направлением в деятельности органов службы занятости являются практики по активному взаимодействию с работодателями по использованию альтернативных способов выполнения норм квотирования, адаптации и перепрофилированию выделяемых рабочих мест, а также по формированию у работодателей понимания социальной значимости механизма квотирования и социально ответственного поведения на рынке труда.

В рамках взаимодействия службы занятости населения и работодателей целесообразно рекомендовать:

- заключение соглашений о пересмотре (адаптации) или замене длительно незаполняемых вакансий, выделяемых в рамках квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- внедрение разъяснительно-методического сопровождения работодателей по использованию альтернативных способов исполнения обязанности по квотированию;

- создание реестра социально ответственных работодателей;

- проведение конкурсов, используя современные форматы, с целью поощрения социально ответственных работодателей, а также для выявления и распространения лучшего опыта по эффективному трудоустройству инвалидов.

В целях совершенствования деятельности по содействию трудоустройству инвалидов рекомендуется изучать и адаптировать для использования СЗН практики социально ориентированных некоммерческих организаций, направленных на содействие трудоустройству и профессиональную адаптацию инвалидов, а также на формирование у них мотивации к трудовой деятельности. Целесообразно рассмотреть возможность организации совместных встреч (круглых столов) представителей работодателей, работников служб занятости со специалистами СО НКО, общественных организаций инвалидов для обсуждения актуальных проблем трудоустройства, а также текущих и перспективных возможностей для инвалидов на рынке труда.


Источники:

1. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1007-1022. – doi: 10.18334/et.7.11.111100.
2. Государственная программа РФ «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72216666/.
3. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 465-482. – doi: 10.18334/et.6.1.40450.
4. Закон Алтайского края от 6 июля 2006 г. № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/7313976/ (дата обращения: 29.04.2021).
5. Закон Мурманской области от 29 декабря 2004 г. № 573-01-ЗМО «О социальной защите и мерах социальной поддержки инвалидов в Мурманской области». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/16998338/ (дата обращения: 28.05.2021).
6. Закон Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/28500726/ .
7. Закон Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/7992442/ (дата обращения: 28.05.2021).
8. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 25.04.2021).
9. Кураева Л.Н. Практика реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве // В сборнике: Костинские чтения: Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. 2018. – c. 445-450.
10. Мирзабалаева Ф.И. Проблемы трудоустройства инвалидов на региональном рынке труда // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2012. – № 5. – c. 62.
11. Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. – 2018. – № 3. – c. 96-108. – doi: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-07.
12. Постановление Правительства Мурманской области от 05.09.2016 № 442-ПП «О порядке взаимодействия между работодателями по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/44651224/paragraph/1/doclist/25895/showentries/0/highlight/% (дата обращения: 28.05.2021).
13. Приказ Главного управления труда и занятости Омской области от 27 августа 2015 года № 37-п «О Порядке представления работодателями информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/15597163/paragraph/1059:11 (дата обращения: 28.05.2021).
14. Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2020 г. № 2655-р «Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021–2024 гг.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74665446/ (дата обращения: 30.04.2021).
15. Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2015. – № 2. – c. 40–47.
16. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 30.04.2021).
17. Шабунова А.А., Фахрадова Л.Н. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 6. – c. 126-142. – doi: 10.15838/esc/2016.6.48.7.

Страница обновлена: 02.02.2024 в 11:38:47