Зарубежный опыт государственного регулирования и интеграции инвалидов в сферу занятости

Мирзабалаева Ф.И.1,2, Пашкова С.Е.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е. Зарубежный опыт государственного регулирования и интеграции инвалидов в сферу занятости // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 10. – С. 1691-1712. – doi: 10.18334/et.11.10.121892.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74116305

Аннотация:
В данной статье проанализированы проблемы интеграции инвалидов в открытый рынок труда; международный опыт по созданию условий для содействия занятости инвалидов; рассмотрены механизмы квотирования рабочих мест для инвалидов; проанализированы используемые стратегии развития инклюзивного рынка труда и перспективы расширения занятости инвалидов на основе цифровизации рабочих мест; обобщены основные направления интеграции инвалидов в сферу занятости, используемые в международной практике. Авторы сделали акцент на недопустимости социальной изоляции инвалидов и необходимости развития достойной трудовой среды для людей с инвалидностью. На основе анализа современной практики государственного регулирования социально-трудовых отношений на рынке труда сформулированы основные направления интеграции инвалидов в сферу занятости. Результаты исследования могут быть интересны организациям, ответственными за реализацию мероприятий по содействию занятости инвалидов, а также специалистам в области социальной работы и широкого круга читателей, интересующихся проблемами интеграции инвалидов в сферу занятости.

Ключевые слова: инвалиды, рынок труда, интеграция в сферу занятости, дискриминация инвалидов, инклюзивный рынок труда, государственное регулирование рынка труда

JEL-классификация: J21, J23, J24



ВВЕДЕНИЕ

Продвижением прав инвалидов объединяет различные подразделения и специализированные учреждения ООН: по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); Всемирный банк. Международные организации на протяжении последнего десятилетия взаимодействуют с правительствами над надлежащим выполнением подписанных соглашений на национальном уровне в полном объеме в части содействия занятости инвалидов, в том числе поддерживают практические инициативы (финансирование проектов доступности среды для инвалидов, программ инклюзивного образования, профессионального обучения и других мероприятий, расширяющих возможности для их трудоустройства).

Эксперты МОТ утверждают, что большинство граждан с инвалидностью хотят работать, но сталкиваются с многочисленными барьерами на пути к трудоустройству, сохранению занятости и построению карьеры. Для людей с инвалидностью пути к формальному трудоустройству, особенно в развивающихся странах, зачастую затруднены. Для улучшения ситуации необходимо использовать «подход с двух сторон: с одной – преодоление конкретных барьеров и дискриминации, а с другой – включение инвалидов в рынок труда, предоставление соответствующей социальной защиты, поддержки и охраны труда» [1]. К основным препятствиям на пути к трудоустройству, инклюзивному для инвалидов, относятся укоренившиеся негативные представления о низкой производительности труда рассматриваемой категории граждан [2].

Решение вышеперечисленных проблем требует действенных мер со стороны правительственных и региональных органов власти через формирование целевых программ, проектов, которые обеспечивают поддержку инвалидов на рынке труда, их сопровождение, производственную адаптацию и обучение.

Международные организации (ООН, ВОЗ, МОТ, Всемирный банк и другие) разработали принципы и рекомендации по продвижению прав людей с инвалидностью, их эффективной трудовой интеграции в рынок труда. Эти принципы часто фокусируются на таких областях, как доступная инфраструктура, инклюзивное образование, возможности трудоустройства и социальная защита. Реализуя данные принципы, страны работают над созданием среды, в которой инвалиды могут в полной мере участвовать в жизни общества, иметь доступ к открытому рынку труда, профессиональному образованию, поддерживать материальное благополучие [3].

Внимание к положению и соблюдению прав людей с инвалидностью обусловлено увеличением их абсолютной и относительной численности, что является мировой и российской тенденцией. По оценкам экспертов МОТ, действующие Конституции в 22 странах напрямую гарантируют право на труд или запрещают дискриминацию в сфере занятости в отношении людей с инвалидностью [4]. Эти усилия направлены на то, чтобы обеспечить равные возможности и содействовать развитию инклюзивного общества, где каждый имеет право на работу и развитие своих способностей. Повышение в последние годы доступности услуг для инвалидов, в том числе рабочих мест, способствовало увеличению их экономической активности.

Актуальность исследования определили цель исследования - обобщение международного опыта интеграции инвалидов в рынок труда, а также определение направлений адаптации положительного опыта на российском рынке труда. Гипотеза исследования состоит в предположении о развитии новых подходов к интеграции инвалидов в трудовую занятость в зарубежной практике, которые можно адаптировать на российском рынке труда. Новизна исследования заключается в обобщении и обосновании развития вопросов интеграции инвалидов в трудовую сферу в международной практике, которые позволили повысить занятость инвалидов и сократить дискриминационные неравенства на рынке труда. Информационной базой послужили аналитические материалы, размещенные на официальных сайтах общественных и научных организаций и др.; материалы периодической печати, в т.ч. интернет-изданий; научные публикации: статьи в реферируемых научных журналах, тезисы докладов и выступлений на российских и международных научных и научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах. В ходе выполнения работы использованы статистические методы анализа и выявления тенденций изменения показателей занятости инвалидов; методы контентного анализа и сравнительного анализа научной, методической и интернет-источников, сравнительно-правового анализа правовых актов международных организаций (ООН, МОТ, Всемирного банка); общенаучные методы анализа и синтеза, аналогии и обобщения и др.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В ДОКУМЕНТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Конвенция о правах инвалидов является международным договором Организации Объединенных Наций по правам человека, которая воплощает и закрепляет ключевые принципы защиты прав инвалидов [5]. Данный международный документ является знаковым достижением в инклюзивном законотворчестве для правозащитного сообщества. Конвенция не устанавливает новых прав для инвалидов, а, скорее, «разъясняет обязательства и юридические обязанности государств уважать и обеспечивать равное пользование всеми правами инвалидов» [6]. Подписание и ратификация Конвенции о правах инвалидов [7] является свидетельством согласия нашей страны выполнять нормы юридически обязательного международного документа, гарантирующего защиту прав людей с инвалидностью.

В Конвенции о правах инвалидов зафиксировано понятие, что инвалидность – это «результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и поведенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция гласит, что «все люди равны перед законом и перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту и равные преимущества закона» (статья 5). Для государств-участников, которые подписали вышеуказанный документ, его статус является обязательным в международном праве [8]. Российская Федерация, как страна участница Конвенции, обязуется совершенствовать правовое регулирование в части предотвращения дискриминации инвалидов во всех сферах, в том числе право на труд и занятость на рынке труда [7].

ЮНЕСКО в 2020 году приняла план действий, включающий «исследования и сбор материалов на основе фактических данных, разработку политики и стратегий по включению лиц с ограниченными возможностями, создание благоприятной среды и повышение осведомленности, разработку соответствующих инструментов для обучения и наращивания потенциала» [9].

ООН согласовала Резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая включают задачи, направленные на создание позитивных действий со стороны органов власти для обеспечения того, чтобы каждый инвалид мог осуществлять свои права [10]. В данном документе подчеркивается, что для осуществления деятельности в рассматриваемом направлении и проведения обзора достигнутого прогресса необходимы качественные, доступные, актуальные и достоверные данные статистических и мониторинговых исследований.

В подготовленном «Докладе об инвалидности и развитии – 2024: ускорение реализации целей в области устойчивого развития ООН» отмечено, что лишь каждый третий инвалид трудоспособного возраста имеет работу (по сравнению с 56% лиц без инвалидности). Уровень безработицы в мире среди инвалидов составляет 10%, что выше, чем 8 п.п. у работников без инвалидности. Молодые люди с ограниченными возможностями в два раза чаще, чем молодые люди без инвалидности, не имеют ни работы, ни образования, ни профессиональной подготовки. Инвалиды сталкиваются с более низкой заработной платой и чрезмерной представленностью в неформальной экономике и самозанятости [11].

В докладах МОТ подчеркивается, что инвалиды сталкиваются с ограниченными возможностями в сфере труда: концентрация на низкооплачиваемых и неквалифицированных работах; отсутствие представительств на различных управленческих уровнях; ограниченность мобильного доступа к рабочим местам, транспорту; низкая коллективная адаптация [12].

Стандарты МОТ в области социального обеспечения, занятости включают ряд конвенций и рекомендаций. Так, в Рекомендации МОТ № 202 о национальных минимальных уровнях социальной защиты приводятся основные базовые стандарты для государств в отношении установления и соблюдения национальных минимальных уровней социальной защиты [13]. Обосновывая соответствующие преимущества инклюзивных, специально оборудованных рабочих мест для рассматриваемой категории граждан, МОТ делает акцент на:

- доступе к талантам, которые все чаще, по мнению экспертов, например, Санчес-Байон А., Хэнкока Б., Шарингера Б., Калианнан М., становятся основой менеджмента и могут стать ключом к развитию компании [14, 15,16];

- росте инноваций, исходя из различного опыта инвалидов, которые могут предложить новые подходы для решения проблем;

- на повышенной мотивации и вовлеченности [17].

Среди доминант в управлении занятостью инвалидов, определенных международными организациями, на первое место выходит их эффективная интеграция в рынок труда, что включает в себя: реализацию равных прав на достойный труд; формирование доступной среды; комплексную социальную защиту и поддержку и др.

В рамках реализации рекомендаций международных организаций и положений Конвенции в Евросоюзе принята новая «Европейская Стратегия в области инвалидности на 2010-2030 годы (Стратегия в области инвалидности)», которая является не только частью «Европейского плана действий по социальным правам», но и ключевым инструментом для содействия реализации как на уровне ЕС, так и на национальных уровнях соблюдения норм Конвенции о правах инвалидов (UNCRPD) [18]. Стратегия содержит «7 флагманских инициатив»: внедрение «Платформы ЕС по вопросам инвалидности» (2021 г.); запуск «Европейского пакета мер по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями»; создание ресурсного центра «Доступный ЕС» (2022 г.); внедрение «Европейской карты инвалидности» (2023 г.) [1]; формирование «Рамки передового опыта в области социальных услуг для инвалидов» (2024 г.) и др.

Принятие данной Стратегии связано с тем, что инвалиды продолжают сталкиваться с неблагоприятными условиями трудоустройства, адаптации на рынке труда, что приводит в итоге к длительной безработице, снижению их уровня жизни по сравнению с люди без инвалидности. На это указывается и в отчете ОЭСР «Инвалидность, труд и инклюзивность: учет во всех политиках и практиках», который содержит развернутый анализ по выявлению сложившихся тенденций в положении инвалидов на открытом рынке труда [19].

В ближайшей перспективе вовлечение людей с инвалидностью в цифровую экономику имеет решающее значение для обеспечения их полного участия и использования возможностей в трудовой сфере [20]. Одним из способов расширения трудовых прав людей с инвалидностью с помощью цифровизации – является технологически поддерживаемая рабочая среда. Такая среда может включать: предоставление вспомогательных технологий и инструментов, помогающих инвалидам выполнять свою работу. Технологии могут создавать виртуальные и гибкие рабочие пространства, которые позволяют данной категории граждан работать дистанционно (из дома или в других местах, которые доступны для них).

Еще одна область, где цифровые технологии могут оказать реальное влияние — это создание цифровых рабочих мест, а инструменты на основе искусственного интеллекта могут использоваться в процессе найма, чтобы ограничить предвзятость в отношении людей с инвалидностью. Наряду с этим, цифровые технологии играют важную роль и в улучшении доступа к образованию для молодых инвалидов. С развитием онлайн- и дистанционного обучения данная категория граждан не ограничены присутствием в учебных заведениях и могут получать образование через Интернет [21].

Международными организациями признано, что среди доминант в управлении сферой занятости инвалидов на первое место выходит реализация права на достойный труд, формирование соответствующей производственной среды и обучения. Основные стратегии, предлагаемые экспертами, которые могут помочь улучшить условия их труда, отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные стратегии улучшения условий труда инвалидов

Источник: Составлено авторами на основе аналитического материала European Bank for Reconstruction and Development’s (EBRD) [22].

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ

В законодательстве большинства стран есть прямые правовые нормы по запрету дискриминации людей с инвалидностью во всех видах деятельности, связанных с трудоустройством и занятостью (найм, оплата труда, увольнение и продвижение по службе). Ряд стран включают вопросы занятости инвалидов в разработку государственных стратегий и программ параллельно с инициативами, ориентированными конкретно на данную категорию граждан.

Швеция, например, включила меры по содействию занятости и обучению людей с инвалидностью в общую политику регулирования национального рынка труда [23]. Ряд стран приняли специальные нормативные документы для преодоления барьеров, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью при доступе к обучению, самозанятости, предпринимательству, возможностям трудоустройства. В США инвалиды могут воспользоваться программой «Билет на работу», чтобы получить услугу по трудоустройству от Сети служб занятости по штату своего проживания [24]. Испания и Финляндия разработали соответствующие законы, направленные на то, чтобы пособия по инвалидности не служили препятствием для поиска работы и были сохранены при трудоустройстве, в том числе и в качестве самозанятого лица.

Важно отметить, что одной из форм трудоустройства инвалидов за рубежом, предполагающих пролонгированную поддержку, является - «поддерживаемое трудоустройство» (или модель «поддерживаемая занятость»). Отличительной характеристикой данной модели является гибкость используемых схем взаимодействия между различными ведомствами, фондами, службами занятости, кадровыми агентствами, благотворителями и другими структурами при содействии трудоустройству, обучении, адаптации инвалидов с тяжелыми формами заболеваний.

Основные меры, используемые в международной практике на государственном уровне по содействию занятости инвалидом отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные государственные меры содействия занятости инвалидов, используемые в международной практике

Источник: Составлено авторами

Как уже отмечалось выше, на основе норм утвержденной «Европейской Стратегии в области инвалидности на 2010—2030 годы» во всех странах Еврозоны были дополнительно разработаны соответствующие национальные нормативные документы с области содействия занятости инвалидов. Так, в Румынии принята Национальная стратегия «Общество без барьеров для людей с ограниченными возможностями», которая направлена на включение инвалидов в открытый рынок труда. В рамках Стратегии осуществляется: реализация программ для инвалидов по адаптированному обучению для повышения мотивации и подготовке их к работе; программ ознакомления с организацией предпринимательской деятельности; программ поддерживаемого трудоустройства и др.

В Испании принят «Закон о правах инвалидов и их социальной интеграции», который также ориентирован на доступ людей с инвалидностью к открытому рынку труда. В этом законе регламентированы нормы по: предотвращению или компенсации неблагоприятных условий труда для инвалидов; поощрению служб занятости к оказанию поддержки в их трудоустройстве; организации контроля за выделением квотируемых рабочих мест в государственных и частных организациях и др. [25]. В Италии (Ломбардия) реализуются комплексные мероприятия по содействию занятости инвалидов на основе принятого законодательства, продвигающая политику их социальной интеграции и трудоустройства [26]. Конкретные программы разрабатываются на уровне провинций (метрополических городов), а органы власти области Ломбардия обеспечивают финансирование, а также координируют реализацию принятых решений в части содействия занятости инвалидов [27].

Разрабатываемые программы направлены на поощрение и поддержку:

- зависимых, автономных и предпринимательских компаний для людей с ограниченными возможностями;

- интеграции и социальной инклюзивности через создание скоординированной системы действий органов власти и адаптации инвалидов на рабочем месте;

- скоординированной деятельности сети служб по трудоустройству, а также служб социальной помощи, образования и обучения, действующих в провинциях.

Для достижения этих целей власти области Ломбардия обеспечивают реализацию:

- инициатив по обучению, стажировке, ориентации, переходу на работу после переобучения, а также переподготовки, в том числе через пути восстановления образования в сочетании с системой образования;

- моделей поддержки работодателей при выполнении требований законодательства в сфере социальной поддержки инвалидов;

- условий по формированию региональных фондов занятости людей с инвалидностью, целью которых является финансирование инициатив по трудоустройству и закреплению на рабочих местах инвалидов [28].

На основе проведенного анализа, можно выделить основные направления по созданию условий для содействия занятости инвалидов, реализуемые в международной практике.

Совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. В зарубежных странах работодатели выполняют свои обязательства по квотированию рабочих мест для инвалида различными способами: трудоустройство работника-инвалида на оборудованное рабочее место или путем субподряда в защищенной мастерской, на специализированных предприятиях.

Во многих странах (Италия, Франция, Германия, Испания) компании обязаны нанимать работников-инвалидов с разными степенями ограниченности в здоровье в рамках квотирования. В случае несоблюдения условий квотирования предусмотрены различные санкции: ассоциации, защищающие интересы работников-инвалидов, могут подать гражданский иск о несоблюдении положений законодательства; работодатели исключаются из процедур государственных закупок; компании выплачивают штрафы и др. В странах Еврозоны несоблюдение условий и порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, считается серьезным административным правонарушением и может повлечь за собой взимание штрафов в размере от 600 до 10 000 евро в зависимости от размера компании.

В Таблице 1 приведены примеры выполнения условий по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов по отдельным странам ЕС, а также контроля за соблюдением обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.

Таблица 1 – Механизмы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в отдельных странах Еврозоны

Страны
Реализуемый механизм квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и система штрафных санкций
Франция
В соответствии с французским законодательством работодатели обязаны нанимать инвалидов в количестве не менее 6% от общей численности работающего персонала (для компаний - 20 и более сотрудников). В случае несоблюдения норм законодательства, предусмотрены различные санкции: судебные иски о несоблюдении положений законодательства в части выполнения норм квотирования; компании исключаются из процедур государственных закупок; наложение штрафов и др.
Германия
В Германии работодатели, имеющие не менее 20 сотрудников, обязаны заполнить не менее 5% должностей - лицами с тяжелой формой инвалидности или лицами с равным статусом. В соответствии с законодательством работодатель должен выплатить компенсационный сбор за каждое обязательное квотируемое рабочее место, которое не заполнено. Размер сбора (штрафа) варьируется в зависимости от невыполнения условий выделения квотируемых рабочих мест (с 2024 года сумма, подлежащая выплате, составила от 140 до 720 евро в случае нарушения условий квотирования рабочих мест для инвалидов). Федеральное агентство по трудоустройству Германии («Bundesagentur für Arbeit») оказывает поддержку работодателям в найме инвалидов с тяжелой формой инвалидности посредством предоставления субсидий на заработную плату (на временной основе).
Испания
В Испании компании обязаны в соответствии с нормами национального законодательства гарантировать, что не менее 2% работников являются инвалидами (для компаний с численностью 50 и более сотрудников). В случае несоблюдения условий квотирования - применяются штрафные санкции, которые варьируются от 751 евро до 7500 евро.
Италия
Законодательством Италии регламентированы условия по найму инвалидов в зависимости от размера компании (один работник с ограниченными возможностями для компаний с 15 сотрудниками; два для компаний с 35более сотрудников; и семь процентов - для компаний, имеющих в штате 50 сотрудников). В случае несоблюдения норм по квотированию рабочих мест предусмотрен административный штраф (153,20 евро) за каждый рабочий день задержки найма работника-инвалида.
Составлено авторами на основе [29]

В европейских странах существует три типа моделей квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов: необязательная квота без санкций; обязательная квота без санкций; обязательная квота с санкциями [30].

По мнению экспертов, несмотря на широкое распространение система квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов имеет определенные недостатки и не всегда дает эффективные результаты, что обусловлено следующими причинами [31]:

1. система квотирования не всегда создает оптимальные условия для найма инвалидов соответствующей квалификации;

2. система квотирования может привести к «зарегулированности» процессов найма инвалидов, ограничивая возможности работодателей выбирать лучших кандидатов на конкретные должности на основе навыков и опыта;

3. компании могут сосредоточиться на соблюдении законодательных норм квотирования, а не на развитии подлинно инклюзивной культуры, что приводит к поверхностному соблюдению квотирования, а не к значимым изменениям [32].

В целом на эффективность применяемых моделей квотирования рабочих мест для инвалидов влияют многие факторы: общая ситуация на рынке труда; уровень финансирования мероприятий по содействию занятости; уровень контроля за выделением рабочих мест для инвалидов в рамках квотирования рабочих мест; объемы предоставляемых услуг по профессиональной реабилитации; мотивация работодателей к трудоустройству работников-инвалидов и др. [33].

Содействие предпринимательству и самозанятости среди инвалидов. Существует несколько примеров механизмов, реализуемых на государственном уровне в развитых странах, предусматривающих включение людей с ограниченными возможностями в трудовую сферу, в том числе посредством содействия развития предпринимательских навыков. Например, Национальный план действий по занятости (2022) Болгарии предусматривает меры по развитию самозанятости людей с ограниченными возможностями через региональные программы создания бизнеса, реализуемых Агентством по делам людей с ограниченными возможностями [34]. В Испании принятая «Стратегия поддержки инвалидов в 2022-2030 гг.» включает меры по продвижению и поддержке новых бизнес-возможностей для инвалидов, а также предпринимательства и самозанятости [35].

Основными приоритетами для государственной поддержки развития предпринимательских инициатив у людей с ограниченными возможностями являются:

- формирование предпринимательских навыков;

- предоставление консультантов по организации бизнеса с целью нивелирования негативных тенденций ведения бизнеса в перспективе;

- предоставление финансовой (грантовой) поддержки;

- проведение мониторинговых исследований в части определения воздействия реализации программ (проектов) развития предпринимательства на общую занятость инвалидов на рынке труда и др.

Развитие социальных специализированных предприятий для инвалидов, развитие социальной занятости. В большинстве стран наряду с политикой по расширению возможностей для занятости инвалидов на открытом рынке труда, реализуются и меры по поддержке и развитию особых форм занятости инвалидов, таких как закрытые мастерские, специализированные предприятия для граждан с тяжелыми формами инвалидности, а также социальные предприятия и организации [36].

Предприятия и организации социальной экономики – это предприятия, кооперативы, трастовые фонды развития, кредитные союзы и микрокредитные ассоциации, которые имеют четкие социальные цели и характеризуются демократической, некоммерческой и инклюзивной деятельностью. Они предоставляют широкий спектр социальных товаров и услуг, включая: социальную защиту; образование; здравоохранение; банковское дело; страхование; ремесла и обучение. В Европе эти организации обеспечивают 10% всех рабочих мест для инвалидов. Однако росту этого сектора препятствуют недостаточная осведомленность о его роли, недостаточная поддержка со стороны государства и ограниченность финансовых ресурсов [37].

Во многих европейских странах существует та или иная форма защищенной системы занятости. К странам, где социальные предприятия интегрируют большую долю инвалидов, относятся Италия, Германия и Испания. Социальные предприятия обладают большим потенциалом для увеличения возможностей их трудоустройства. Во Франции и Люксембурге занятость людей с инвалидностью выросла в последние годы благодаря развитию программ защищенной (поддерживаемой) занятости [38].

Примеры передовой практики по поддержке социальных предприятий со стороны государственных и региональных органов власти, общественных организаций включают следующие проекты:

1. Проект «Accessability in Ireland», в рамках которого предусмотрено предоставление пакета услуг: обучение; консультации по поддерживаемым правительством грантам по трудоустройству инвалидов; консультации по мерам стимулирования найма инвалидов сверх установленных квот и др.

2. Проект «Fundación ONCE» в Испании предусматривает реализацию подпроектов по различным направлениям: содействие полной трудовой интеграции людей с ограниченными возможностями в открытый рынок труда; повышение профессиональной квалификации, профессиональных компетенций и профессиональных навыков с целью повышения уровня конкурентоспособности инвалидов; содействие продвижению инициатив, направленных на развитие предпринимательских талантов людей с ограниченными возможностями (конкурса «Desafío Emprende» и «Emprende Talent Awards»). Реализуемые мероприятия направлены: на повышение самостоятельности инвалидов; повышение их мотивации к работе; развитие необходимых навыков в рамках поддерживаемого режима трудоустройства [39].

Поддерживаемая социальная занятость различается по странам и включает следующие ключевые меры:

1. реализация инклюзивных программ профессионального обучения, развития навыков;

2. предоставление услуг по трудоустройству и наставничеству для поддержки людей с инвалидностью в поиске и сохранении работы;

3. организация специально оборудованных рабочих мест, обеспечивающих эффективное выполнение работниками с инвалидностью своих трудовых обязанностей;

4. продвижение инклюзивной практики найма и повышение осведомленности о преимуществах приема на работу инвалидов с различной степенью инвалидности;

5. поддержка инициатив самозанятости и предпринимательства для людей с инвалидностью посредством выделение достаточной финансовой помощи, разработка программ обучения и организация сопровождаемого наставничества.

Содействие инвалидам в повышении квалификации, профессиональной подготовке. Профессиональная поддержка и повышение квалификации с ориентацией на работу (как для поиска, так и для выполнения работы) имеют важное значение для интеграции инвалидов в трудовое пространство [40].

Создание механизмов для стимулирования работодателей с целью повышения уровня занятости инвалидов. Разрабатываемые на протяжении последнего десятилетия механизмы стимулирования работодателей в странах ЕС, направлены не только на увеличение объемов занятости людей с инвалидностью, но и на создание инклюзивного трудового пространства. В большинстве случаев законодательно определенные стимулирующие меры, имеют форму финансовой выгоды для компенсации предполагаемого или фактического увеличения финансовых затрат работодателей, которые могут возникнуть при приеме на работу людей с инвалидностью.

В Германии со стороны государства разработаны меры по компенсации для организаций (государственный и частный сектора) для покрытия перспективных затрат, связанных с низкой производительностью труда инвалидов. Как правило, сумма выплачиваемых средств зависит от уровня предполагаемых финансовых потерь организаций, необходимости оплаты курсов по повышению квалификации, а также мероприятий по адаптации и оплаты труда наставников. В ряде случаев возможна поддержка до 70% заработной платы инвалидов, но выплаты предоставляются на срок не более 24 месяцев. Люди с особо тяжелыми формами инвалидности – например, инвалиды, пришедшие из закрытых мастерских, могут получать поддержку в течение 60 месяцев [41].

Работодатели могут оказать поддержку инвалидам в трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице, реализуя следующие стратегии:

1. внедрить разумные приспособления для инвалидов на рабочем месте, чтобы гарантировать им равный доступ к возможностям трудоустройства и выполнения обязанностей через предоставление вспомогательных технологий, изменение графиков работы или дополнительное оборудование на рабочем месте;

2. поддерживать сотрудников-инвалидов в части предоставляя возможности прохождения обучения и переквалификации, которые помогут им приобрести новые навыки и продвинуться по карьерной лестнице. это может включать новые специализированные программы обучения на рабочем месте, программы наставничества, кураторства, доступ к дистанционным ресурсам профессионального развития;

3. создавать благоприятную и инклюзивную рабочую среду, в которой инвалиды могут реализовать свои навыки м профессиональные умения. это может включать: продвижение инициатив разнообразия и инклюзивности; предложение вспомогательных услуг, таких как консультирование или ресурсы по психическому здоровью;

4. поощрять открытое общение с сотрудниками-инвалидами, чтобы понять их потребности и предпочтения в осуществлении своих обязанностей на рабочем месте. это может помочь выявить потенциальные препятствия на пути к успеху, разработать индивидуальные решения для поддержки карьерного роста сотрудника-инвалида.

Важное место среди мер по содействию занятости инвалидов занимают меры по адаптации, сопровождению и наставничеству для инвалидов. Процесс адаптации инвалида к рабочему месту может сопровождаться материальной поддержкой (предоставлением различных вспомогательных средств и сопровождающих, приспособлением рабочего места под потребности инвалида) или нематериальной (корректировка рабочего времени и организация удаленной работы) и варьироваться от разовой поддержки до комплексной и периодической организации помощи инвалиду).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство стран достигли цели в области интеграции инвалидов в трудовое пространство в соответствии с реализацией положений Конвенции о правах инвалидов и других документов международных организаций. В последние годы ускорился процесс принятия антидискриминационных законов, законов о квотах, которые обязывают работодателей резервировать определенную долю рабочих мест для людей с инвалидностью. Многие страны разработали и укрепили национальные механизмы продвижения, защиты и мониторинга мероприятий в части обеспечения права на труд и содействия занятости инвалидов (принятие стратегий; разработка систем мониторинговых и социологических исследований; информационных компаний; создание межведомственных органов и советов и др.).

В большинстве стран реализация мер содействия занятости инвалидов базируется на основе: внесения поправок в законодательные и иные нормативно-правовые документы; гармонизации правил обеспечения доступа к инфраструктурной среде (транспорту, информации и связи, работе и др.); создание согласительных комиссий на региональном, местном уровне в части поддержки различных проектов и инициатив в сфере трудоустройства инвалидов.

В целом, содействие интеграции людей с инвалидностью в открытый рынок труда требует многогранного подхода, устраняющего барьеры на индивидуальном, организационном и системном уровнях. На индивидуальном уровне важно предоставлять комплексную поддержку, чтобы люди с инвалидностью могли продемонстрировать свои навыки. При этом, на системном уровне существует необходимость в реализации государственных мер, способствующих обеспечению равных возможностей, антидискриминационных мер и стимулов для работодателей в части найма рассматриваемой категории граждан.

Как показал проведенный анализ зарубежных практик, основной целью национальных и региональных программ (проектов) поддержки занятости и содействия трудоустройству инвалидов (в том числе и инвалидов с тяжелыми ментальными расстройствами), является формирование комплексного стимулирующего механизма для работодателей. Стимулирующие инструменты в основном включают: субсидии на заработную плату, компенсации расходов по обучению; скидки по взносам в систему социального обеспечения; предоставление кредитов, грантов и др.

Целевые ориентиры в зарубежных странах по трудоустройству инвалидов – это, прежде всего, создание более инклюзивного и доступного рынка труда путем реализации превентивных мер, диверсификации схем рынка труда и улучшения доступа к возможностям трудоустройства. Кроме того, решающими аспектами этой политики являются повышение осведомленности и развитие новых возможностей в части «защищенности» на рабочем месте работников, имеющих инвалидность различной тяжести.

Использование зарубежных технологий в части содействия занятости инвалидов в отечественной практике, позволит осуществить перевод услуг по трудоустройству, адаптации и обучению инвалидов в «проактивный» формат.

[1] Национальные карты инвалидности предоставляют держателям преимущественный доступ к мероприятиям в сфере досуга, культуры, спорта и транспорта. С 2016 по 2018 год Европейская комиссия реализовала пилотный проект Европейской карты инвалидности. Восемь государств-членов, Бельгия, Кипр, Эстония, Финляндия, Италия, Мальта, Румыния и Словения, ввели Европейскую карту инвалидности в качестве пробного запуска.


Источники:

1. Inclusion of people with disabilities in vocational training: a practical guide. / International Labor Office, Gender, Equality and Diversity. - Geneva: ILO, 2013.
2. Heymann J., Stein M.A., de Elvira Moreno M.R. Disability, Employment, and Inclusion Worldwide. / In book: Disability and Equity at Work. - Oxford: Oxford University Press, 2014. – 1-22 p.
3. Diversity, Equity and Inclusion. Undp. [Электронный ресурс]. URL: https://www.undp.org/careers/diversity-equity-inclusion (дата обращения: 12.09.2024).
4. Inclusion of people with disabilities in national employment policies. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/publications/inclusion-people-disabilities-national-employment-policies (дата обращения: 10.09.2024).
5. Конвенция о правах инвалидов. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 01.07.2024).
6. Reina M.V. How the International Disability Caucus Worked during Negotiations for a UN Human Rights Convention on Disability. Global Action on Aging. [Электронный ресурс]. URL: https://globalag.igc.org/agingwatch/events/CSD/2008/maria.htm (дата обращения: 15.07.2024).
7. Федеральный закон № 46-ФЗ от 3 мая 2012 года «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения: 06.07.2024).
8. Implementation of the Right of Disabled People to Independent Living. - London: Joint Committee on Human Rights, 2012.
9. Access for People with Disabilities – UNESCO. - 2020
10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. №70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://sdgs.un.org/ru/2030agenda (дата обращения: 01.08.2024).
11. Disability and Development Report 2024: Accelerating the realization of the Sustainable Development Goals by, for and with persons with disabilities. UN Department of Economic and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://reliefweb.int/report/world/disability-and-development-report-2024-accelerating-realization-sustainable-development-goals-and-persons-disabilities (дата обращения: 01.08.2024).
12. Metts R.L. Disability issues, trends, and recommendations for the World Bank. - Washington: World Bank, 2000.
13. Social security for all. Building social protection floors and comprehensive social security systems. The strategy of the International Labour Organization. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/publications/social-security-all-building-social-protection-floors-and-comprehensive (дата обращения: 15.07.2024).
14. Sánchez-Bayón A. et al. Business and labour culture changes in digital paradigm: rise and fall of human resources and the emergence of talent development // EconStor Open Access Articles and Book Chapters. – 2020. – p. 225-243
15. Hancock B., Schaninger B. HR says talent is crucial for performance-and the pandemic proves it // McKinsey & Company. – 2020. – p. 1-7.
16. Kaliannan M., Darmalinggam D., Dorasamy M., Abraham M. Inclusive talent development as a key talent management approach: A systematic literature review // Human Resource Management Review. – 2023. – № 1. – p. 100926. – doi: 10.1016/j.hrmr.2022.100926.
17. The win-win of disability inclusion. International Labour Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/infostories/stories/employment/the-win-win-of-disability-inclusion#the-win-win-of-disability-inclusion (дата обращения: 06.08.2024).
18. Communication from the commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions Union of Equality: Strategy for the Rights of Persons with Disabilities 2021-2030. European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/disabilities/wp-content/uploads/sites/15/2021/04/European-Strategy-2021-2030_EN.pdf (дата обращения: 11.08.2024).
19. Disability, Work and Inclusion: Mainstreaming in All Policies and Practices. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/employment/disability-work-and-inclusion_1eaa5e9c-en (дата обращения: 16.08.2024).
20. Haiqing Yu, Gerard Goggin, Karen Fisher & Bingqin Li Introduction: disability participation in the digital economy, Information // Communication & Society. – 2019. – № 4. – p. 467-473. – doi: 10.1080/1369118X.2018.1550525.
21. The role of digital technology in empowering people with disabilities. The Tech for Good Institute’s. [Электронный ресурс]. URL: https://techforgoodinstitute-org.translate.goog/blog/expert-opinion/the-role-of-digital-technology-in-empowering-people-with-disabilities/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 06.09.2024).
22. Economic inclusion for people with disabilities: Challenges and responses. European Bank for Reconstruction and Development’s (EBRD). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ebrd.com/what-we-do/projects-and-sectors/economic-inclusion/disabilities-older.html (дата обращения: 15.07.2024).
23. O’Reilly A. The right to decent work for people with disabilities. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/media/323516/download#:~:text=States%20Parties%20recognize%20the%20right,accessible%20to%20persons%20with%20disabilities (дата обращения: 07.06.2024)).
24. Jordan M., Condon C., Hoff D. «Going To Work»: A Guide to Social Security Benefits and Employment for Tenants with Disabilities // GLADNET Collection Paper 369. - 2007
25. The Revised Text Of The General Law Of Rights Of Persons With Disabilities And Their Social Inclusion. Royal Legislative Decree. [Электронный ресурс]. URL: https://www.global-regulation.com/translation/spain/1466413/r (дата обращения: 15.08.2024).
26. Il declino (demografico) dell'Italia è totale. Ilfoglio.it. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilfoglio.it/dati-e-statistiche/2019/07/03/news/il-declino-demografico-dell-italia-e-totale-263611/ (дата обращения: 15.08.2024).
27. Disability, Work and Inclusion in Italy: Better Assessment for Better Support, OECD Publishing. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/dc86aff8-en.pdf?expires=1726739709&id=id&accname=guest&checksum=851314802E6EF4BB237A745B6BBC88A7 (дата обращения: 06.08.2024).
28. Il vero deficit? La fuga di talenti italiani e la scarsità di cervelli stranieri. Econopoly.ilsole24ore.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econopoly.ilsole24ore.com/2019/08/09/fuga-cervelli/?refresh_ce=1 (дата обращения: 19.08.2024).
29. Workers with disabilities: comparing current legislation in EU and non-EU countries. Innangard-global.translate.goog. [Электронный ресурс]. URL: https://innangard-global.translate.goog/workers-with-disabilities-comparing-current-legislation-in-eu-and-non-eu-countries-141.html?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc&_x_tr_hist=true (дата обращения: 08.06.2024).
30. Beyer St., Meek A. The opportunities and barriers of different employment models for persons with disabilities. Easpd.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://easpd.eu/fileadmin/user_upload/Publications/s.beyer_report_-_opport_and_barriers_of_diff_employment_models_final.pdf (дата обращения: 13.07.2024).
31. Buchanan J., Haydn Hammersley European human rights report. The Right to Work: The employment situation of persons with disabilities in Europe. European Disability Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.edf-feph.org/content/uploads/2023/05/hr7_2023_press-accessible.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
32. Yasui S. GLADNET Collection. [Электронный ресурс]. URL: https://hdl.handle.net/1813/76346 (дата обращения: 24.09.2024).
33. Dahl E., van der Wel K.A. Policies of Reducing the Burden of Occupational Hazards and Disability Pensions // Handbook of disability, work and health. – Handbook Series in Occupational Health Sciences. - 2019. – p. 85-104
34. Republic of Bulgaria, “National Action Plans for Employment”. Ministry of Labour and Social Policy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlsp.government.bg/natsionalni-planove-za-deystvie-po-zaetostta (дата обращения: 03.09.2024).
35. Estrategia española sobre discapacidad 2022-2030, Ministry of Social Rights and 2030 Agenda. Spain. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mdsocialesa2030.gob.es/derechossociales/discapacidad/docs/estrategia-espanola-discapacidad-2022-2030-def.pdf (дата обращения: 07.09.2024).
36. United States Office of Disability Employment Policy. Dol.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dol.gov/odep/archives/fact/supportd.htm.
37. Creating an Inclusive Society: Mainstreaming Disability Based on the Social Economy Example. European Standing Conference of Co-operatives, Mutual Societies, Associations and Foundations (CEP-CMAF). [Электронный ресурс]. URL: https://hdl.handle.net/1813/76688 (дата обращения: 14.06.2024).
38. Shima I., Zólyomi E., Zaidi A. The Labour Market Situation of People with Disabilities in EU25 // Policy Brief 2.1/2008. - Vienna: European Centre, 2008.
39. La Fundación ONCE para la Cooperación e Inclusión Social de Personas con Discapacidad. Fundaciononce. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fundaciononce.es/es/quienes-somos/presentacion (дата обращения: 16.06.2024).
40. Peer Review on «Work-capacity assessment and employment of persons with disabilities». European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=19518&langId=en (дата обращения: 23.08.2024).
41. German quota system and forms of financial support for the employment of people with disabilities. Bagwfbm.eu. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bagwfbm.eu (дата обращения: 12.06.2024).
42. I centri per l’impiego sono un disastro. Ilpost.it. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilpost.it/2018/10/17/centri-per-l-impiego/.

Страница обновлена: 02.11.2024 в 00:45:22