Практика интеграции инвалидов с ментальными нарушениями в трудовую среду

Кураева Л.Н.1, Мирзабалаева Ф.И.2,3
1 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Практика интеграции инвалидов с ментальными нарушениями в трудовую среду // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 179-194. – doi: 10.18334/et.9.1.114068.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125283
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Разработка комплекса мер и механизмов по улучшению интеграции инвалидов в рынок труда в краткосрочной и долгосрочной перспективах является актуальной и востребованной задачей на национальном и региональном уровнях. В современных условиях профессиональная реабилитация играет все большую роль в комплексной реабилитации инвалидов, а трудоустройство является важным показателем эффективности данного процесса. Статья посвящена исследованию широкого круга проблем социализации и интеграции инвалидов с ментальными нарушениями в сферу занятости. Целью работы является обобщение имеющегося опыта по содействию трудоустройству инвалидов с ментальными нарушениями, являющихся наиболее сложной категорией для адаптации к социально-трудовой среде. В качестве важнейших тенденций авторами отмечены: в российской практике разработаны программы сопровождаемого трудоустройства инвалидов, реализуемые рядом общественных фондов и некоммерческих организаций, заслуживающие большей популяризации и практического внедрения; низкая доля занятых инвалидов с ментальными нарушениями свидетельствует о недостаточной эффективности системы их профессионально-трудовой интеграции и требует более активных мер со стороны всех субъектов социального партнёрства по вовлечению данной категории инвалидов в трудовую среду. Результаты исследования могут способствовать разработке комплексных мер, направленных на вовлечение в трудовую среду инвалидов с ментальными нарушениями.

Ключевые слова: инвалиды, содействие в трудоустройстве, инклюзивный рынок труда, ментальные нарушения, интеграция в трудовую среду

JEL-классификация: J14, J18, J21, J24, J28



ВВЕДЕНИЕ

Подписание и ратификация Конвенции о правах инвалидов является свидетельством согласия страны с основополагающими принципами, на которых строится государственная политика в отношении инвалидов, готовности к соблюдению международных стандартов политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов [9].

В соответствии с требованиями Конвенции государства-участники обязуются устанавливать действенные правовые механизмы предоставления инвалидам возможности реализовывать весь комплекс общегражданских прав наравне со всеми, в том числе право на труд и занятость на инклюзивном рынке труда.

Комитетом по правам инвалидов Организации Объединенных Наций на основании Первоначального доклада Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации» [15] были оценены усилия Российской Федерации по обеспечению осуществления прав инвалидов, в том числе в сфере труда и занятости, закрепленных в Конвенции.

При этом в Заключительных замечаниях по Первоначальному докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов, принятых 19 сессией Комитета по правам инвалидов от 9 апреля 2018 года, было обращено внимание на недостаточность информации о программах трудоустройства для инвалидов, в частности лиц с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами [8].

Проблемы реализации прав инвалидов на труд и занятость в научных исследованиях

Российские исследователи одну из ключевых позиций в обеспечении занятости инвалидов и реализации их права на труд отводят правовому регулированию труда данной категории населения [4] (Grigoreva, Lebedev, 2016). По мнению Абакумовой Е.Б., «уровень экономической активности инвалидов определяется даже не столько имеющимся трудовым потенциалом инвалидов, сколько проводимой государством политикой в сфере занятости этой категории граждан» [1] (Abakumova, 2020). В последние годы, согласно точке зрения группы исследователей, в России в основном сформирована законодательная и нормативная правовая основа, обеспечивающая правозащитный подход к инвалидности и инвалидам, учет прав и свободу обращений при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных услуг [19] (Rocheva, Chernyakina, Raduto, 1994).

Включение инвалидов в трудовую деятельность, по мнению экспертов, является основным показателем результативности их профессиональной реабилитации и интеграции в общество, при этом имеет не только значимый социальный, но и экономический эффект. Уязвимое положение инвалидов на рынке труда складывается под влиянием множества факторов, действующих как со стороны спроса на труд, так и со стороны его предложения [6] (Demyanova, Lukyanova, 2017).

Исследователи ВНИИ труда Минтруда РФ причинами сложности в трудоустройстве инвалидов на инклюзивном рынке труда называют не только серьезные нарушения функций их организма, затрудняющие физический доступ к месту работы и выполнение некоторых трудовых функций, но и собственные психологические комплексы людей с инвалидностью [2] (Antonova, Kuraeva, Bondarchuk, 2020).

Ситуация усугубляется тем, что работодатели, не имея адекватных представлений о профессионально-трудовых возможностях инвалидов, предпочитают принимать на работу граждан без каких-либо ограничений трудоспособности, так как при приеме на работу инвалидов зачастую приходится адаптировать рабочий процесс под их возможности, создавая специальные условия труда, что предполагает значительные финансовые затраты [5] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019). При этом отмечается недостаточная мотивация работодателей к приему на работу инвалидов, к созданию специализированных адаптированных рабочих мест для инвалидов с учетом основных ограничений функций жизнедеятельности [12] (Nenakhova, 2018).

В исследовании Филиной Ф.В. среди задач, решение которых будет способствовать трудовой интеграции инвалидов, выделяется именно повышение эффективности действия рыночных инструментов корректировки поведения работодателей в отношении обеспечения занятости инвалидов [22] (Filina, Timokhin, 2018).

Эксперты отмечают, что инвалиды традиционно являются одной из самых уязвимых категорий на рынке труда, которые в силу специфики рабочей силы и низкой конкурентоспособности остаются невостребованными. По сравнению с другими социальными группами, неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации равного права на труд [20] (Timoshenko, 2014). Данную точку зрения поддерживают многие исследователи, отмечая, что в России инвалидность является серьезным препятствием для интеграции в рынок труда [6] (Demyanova, Lukyanova, 2017).

При этом все большее число экономистов рассматривают инвалидов как людей с недооцененным трудовым потенциалом, который возможно и нужно применить в экономике страны. Все большую популярность приобретает подход ускорения интеграции инвалидов в социально-трудовую среду, отраженный в статье группой авторов: «…решению проблемы обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами должны содействовать меры активной государственной социальной политики и политики в области занятости, направленные на максимальную мобилизацию внутренних резервов предложения на рынке труда. К ним следует отнести в том числе увеличение доли занятых среди инвалидов…» [11] (Nekipelov, Ivanter, Glazev, 2013). При этом приоритетной группой в качестве одного из источников восполнения рабочей силы рассматриваются инвалиды, находящиеся в трудоспособном возрасте и желающие приступить к трудовой деятельности [23] (Firsova, 2016).

Включение инвалидов в трудовую деятельность является перспективным направлением повышения их качества жизни, создания общества равных возможностей и снижения экономических потерь, связанных с инвалидностью. По оценке исследователей, в том числе Вологодского научного центра РАН, налоговые поступления в случае высокой доли занятых среди инвалидов способны покрывать расходы государства на социальные выплаты, а также могут являться источником достойных компенсаций для нетрудоустроенных инвалидов [10] (Natsun, Shabunova, 2018).

Однако в ряде публикаций делается вывод, что несмотря на то, что инвалиды представляют неохваченный сегмент рынка труда, работодатели часто не рассматривают их в качестве потенциально возможных сотрудников из-за того, что они просто инвалиды. Такие предубеждения по отношению к этой группе могут свидетельствовать о дискриминации по признаку инвалидности на рынке труда [7] (Demyanova, Lukyanova, 2016).

Зарубежные исследователи также отмечают большой нереализованный потенциал людей с ограниченными возможностями (до 24,8 миллионов потенциальных работников в США), среди которых есть и те, кто хочет работать, но сталкиваются с множеством структурных и поведенческих барьеров на пути к оплачиваемой работе. Более широкое использование удаленной работы и гибких технологий, по мнению исследователей, может снизить некоторые барьеры, затрудняющие участие людей с ограниченными возможностями на рынке труда: гибкий график работы; программы оздоровительных льгот, выходящие за рамки программ помощи сотрудникам (EAP) или пособий по психическому здоровью, и др. Это не только решит проблему нехватки рабочей силы в краткосрочной перспективе, по мнению экспертов, но и будет способствовать более инклюзивному рынку труда [28].

Активно обсуждается за рубежом проблема субсидированной занятости для работодателей, которые трудоустраивают инвалидов, но и тут, по мнению исследователей, есть определенные риски: система субсидирования заработной платы может в качестве побочного эффекта подтвердить пессимистическое мнение о том, что работники, занятые на субсидируемой работе, являются «работниками второго сорта», что может иметь серьезные последствия для человека не только при приеме на работу, но и для продвижения внутри фирмы [25] (Gustafson, Peralta, Danermark, 2013).

Еще один важный аспект затрагивают в работах иностранные специалисты – старение населения и рост потребности в рабочих руках. Проблемы интеграции в рынок труда предлагается решать через бюро по трудоустройству, которые должны активно использовать финансовые выплаты, налоговые и другие льготы для работодателей, которые трудоустраивают инвалидов [26] (Jodkowska, 2013).

Существуют также барьеры, проистекающие из неправильных представлений делового сектора – многие работодатели по-прежнему воспринимают людей с ограниченными возможностями менее продуктивными, чем люди без инвалидности, и не осознают, что затраты на адаптацию к рабочему месту зачастую минимальны. Люди с психическими расстройствами особенно страдают от такого негативного отношения, часто заставляя их не раскрывать свою ситуацию, что не позволяет им запрашивать изменения на рабочем месте, что затем может привести к прогулам и презентациям (работа во время болезни). В совокупности эти трудности препятствуют многим инвалидам выходить на рынок труда или оставаться на нем и, особенно в условиях сложного рынка труда, часто воздерживаться от получения профессионального или высшего образования [27].

В научных публикациях все чаще исследуются меры социальной поддержки и перспективы развития занятости инвалидов, при этом подробно изучаются проблемы, с которыми граждане с ограничениями жизнедеятельности сталкиваются при профессиональной интеграции в общество. Особое внимание уделяется основным причинам объективного и субъективного характера, затрудняющим трудоустройство различных категорий инвалидов. Подробно исследуются факторы, влияющие на успешность их трудоустройства, трудовой адаптации и закрепляемости на рабочем месте.

Но, как подчеркивается в статье Фадина Н.А., в условиях рыночной экономики подавляющему большинству инвалидов довольно сложно самостоятельно реализовать имеющийся у них трудовой потенциал, а при необходимости – приобрести новые профессиональные навыки, компетенции, социализироваться и стать экономически активной частью общества [21] (Fadin, 2019).

На основе аналитических обобщений в ряде публикаций делается вывод о недостаточной эффективности функционирования существующей системы содействия занятости инвалидов, реализации их прав в трудовой сфере, при этом уточняется, что многое зависит от понимания проблемы предпринимателями и активности государственных органов, обеспечивающих трудоустройство инвалидов.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Наиболее уязвимой категорией инвалидов, которые больше других испытывают трудности при интеграции в трудовые и общественные процессы, являются инвалиды с ментальными нарушениями. Конкурентоспособность инвалидов с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами на рынке труда в большинстве случаев ниже не только по сравнению со здоровыми работниками, но и с работниками, имеющими другие ограничения здоровья.

Инвалидам с ментальными нарушениями необходима помощь специалистов при выборе вида трудовой деятельности, в ходе формирования соответствующих профессионально-трудовых навыков, при адаптации на рабочем месте, при налаживании контактов с другими членами трудового коллектива.

В России программы по содействию людям с ментальной инвалидностью встраивания в рынок труда разрабатываются и реализуются социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО), общественными фондами и организациями при поддержке государственных структур, бизнеса и других заинтересованных участников.

Для такой категории инвалидов разработаны, в том числе с учетом передового международного опыта (Европейская ассоциация по сопровождаемому трудоустройству, технологии работы компаний Samhall и Misa, Швеция и др.), специальные программы по вовлечению их в производственную деятельность на основе сопровождаемого (поддерживаемого) трудоустройства, которые показали уже свою эффективность.

Поддерживаемое трудоустройство – это программа сопровождения, предназначенная для людей с ментальной инвалидностью, которая не только способствует их включению и успешной работе в условиях открытого рынка, но и помогает человеку с инвалидностью адаптироваться и закрепиться на рабочем месте [14] (Novikov, 2008).

Рисунок 1. Этапы программы по поддерживаемому трудоустройству инвалидов с ментальными расстройствами

Источник: составлено авторами на основе [14, с. 15] (Novikov, 2008, р. 15).

Так, российской организацией общества инвалидов РООИ «Перспектива», являющейся одной из основоположниц инклюзивного и ответственного отношения к трудоустройству людей с инвалидностью в стране, с 2014 года реализуется программа поддерживаемого трудоустройства, направленная на оказание поддержки людям с нарушением развития и интеллекта путем их трудоустройства и социализации, а также формирования позитивного общественного мнения и отношения к ним и их возможностям [18]. Для людей с инвалидностью, ищущих работу, подбираются вакансии, проводятся консультации по поиску работы, а также мероприятия по повышению мотивации и подготовке соискателей к трудоустройству. Сотрудники организации оказывают соискателю поддержку на всех этапах программы. Координатор присутствует на собеседовании, сопровождает на работе, помогая адаптироваться на рабочем месте, освоить профессиональные навыки и наладить контакт с коллективом.

Проекты по трудоустройству людей с инвалидностью финансируются Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Комитетом общественных связей Москвы, Советом бизнеса по делам инвалидов, бизнес-компаниями «Ситибанк», «МТС», Сбербанком и др.

По инициативе РООИ «Перспектива» с 2013 года ежегодно проводится Национальная неделя людей с ментальной инвалидностью при участии общественных организаций инвалидов разных регионов России. Главная цель Национальной недели ментальной инвалидности – привлечь внимание общественности, специалистов и органов власти к проблемам, правам и возможностям людей с ментальной инвалидностью. Также РООИ «Перспектива» организует круглые столы и форумы в целях продвижения идеи инклюзивного трудоустройства инвалидов среди крупного бизнеса, НКО и государственных служб занятости.

Важен вклад РООИ «Перспектива» в развитие партнерских отношений и совместной деятельности с благотворительными фондами, другими некоммерческим организациями в субъектах Федерации по совершенствованию алгоритма и реализации сопровождаемого трудоустройства людей с ментальной инвалидностью.

Программы сопровождаемого трудоустройства инвалидов успешно реализуются в целом ряде общественных фондов и некоммерческих организаций. Так, одним из приоритетных направлений деятельности Межрегионального общественного благотворительного фонда «Качество жизни» является профессиональная реабилитация и содействие трудоустройству людей с инвалидностью на открытом рынке труда. Фонд проводит комплексную работу по содействию занятости людей с ограниченными возможностями здоровья [3], включая:

- кадровый подбор людей с инвалидностью на востребованные вакансии рынка труда;

- адаптацию данной категории граждан к конкретной трудовой деятельности и интеграции в новый рабочий коллектив;

- сопровождение инвалидов при устройстве на работу;

- привлечение работодателей к предоставлению рабочих мест людям с инвалидностью;

- методическую и практическую помощь социально ответственным предпринимателям, желающим трудоустраивать на своих предприятиях людей с инвалидностью;

- изучение и оценку возможности работы инвалидов в условиях смешанного коллектива, их мотивации, развития профессиональных навыков;

- тиражирование системы сопровождаемого (поддерживаемого) трудоустройства на предприятия разных экономических отраслей.

Сотрудниками Фонда разработана отраслевая модель поэтапного трудоустройства инвалидов, которая апробирована на базе интеграционного предприятия «Форте принт».

По инициативе Фонда при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы с 2016 года реализуется программа социально-трудовой интеграции молодых инвалидов «Первый опыт» (рис. 2).

Надпись: Мероприятия программы социально-трудовой интеграции молодых инвалидов «Первый опыт» направлены на решение следующих задач:

Рисунок 2. Задачи программы социально-трудовой интеграции молодых инвалидов «Первый опыт»

Источник: составлено авторами на основе материалов Фонда «Качество жизни». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.qualityoflife.ru/ru/programms/pervyj-opyt-0

В рамках программы для соискателей с инвалидностью, в том числе с ментальными нарушениями, предусмотрена организация производственных практик. Такой формат профессиональной подготовки позволяет работодателю оценить реальные возможности конкретного кандидата, а кандидату – подготовиться по профессии, адаптироваться к рабочему процессу и в коллективе. Например, в 2018 году в рамках данной программы были организованы стажировки на 19 предприятиях г. Москвы для 96 молодых людей с инвалидностью, из которых по окончании 63% были трудоустроены.

С 2020 года при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы начала действовать еще одна программа Фонда – «Стратегия развития Москвы в моих профессиональных планах» [16]. Данная программа, являясь продолжением «Первого опыта», предусматривает участие инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах города. Их подготовка осуществляется в двух направлениях: прохождение в специально оборудованной ресурсной зоне социально-трудовой реабилитации, ориентированной на формирование мотивации к трудовой деятельности; включение участников, проявивших способность и стремление к самостоятельной трудовой деятельности, на общих основаниях в процесс профессиональной подготовки на предприятиях города.

Программа «Стратегия развития Москвы в моих профессиональных планах» направлена на профессиональную ориентацию и подготовку людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 45 лет к дальнейшему трудоустройству на свободном рынке труда. Каждый участник проходит подготовку в реальных условиях производства на предприятиях по четырем востребованным специальностям. По результатам трудовых стажировок с учетом индивидуальных возможностей инвалида специалисты по трудовому сопровождению оказывают содействие инвалидам в трудоустройстве.

Практики по содействию занятости инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями, успешно реализуются общественными и социально ориентированными некоммерческими организациями в российских регионах: «Благое дело» в Свердловской области, ГАООРДИ и Центр «Мастер ОК», «Простые вещи» в Санкт-Петербурге, ОООИ «Новые возможности», ХМАО, Москве, Нижнем Новгороде и другими, специально ориентированными на технологии поддерживаемого трудоустройства, в том числе через технологию обучения в специализированных и интеграционных мастерских, и трудоустройства инвалидов с ментальными нарушениями на открытом рынке.

В Санкт-Петербурге с 2014 года действует Центр «Работа-i», созданный с целью объединения усилий бизнеса и НКО для решения проблемы сопровождаемого трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями, в том числе с ментальными нарушениями. Специалисты Центра применяют в своей деятельности технологии комплексного подхода, так называемые технологии жизненного цикла трудоустройства, в основе которых сопровождаемое (поддерживаемое) трудоустройство [24]. Социальные и профессиональные наставники помогают молодым людям, имеющим ограничения здоровья, в процессе трудоустройства и адаптации на рабочем месте решать задачи по профессиональному развитию и восприятию своего места в компании. Для наиболее успешного завершения процесса адаптации и закрепления на рабочем месте куратор Центра осуществляет взаимодействие между социальным наставником и профессиональным наставником, назначенным работодателем. Вместе с партнерами Центр создает также и временные стартовые рабочие места (стажировки, практики) и выводит кандидатов из числа инвалидов на постоянную работу на открытом рынке труда. В Центре разработаны 4 подхода к организации рабочих мест для людей с инвалидностью (рис. 3).

Надпись: Подходы к организации рабочих мест для инвалидов

Рисунок 3. Подходы к организации рабочих мест для людей с инвалидностью Центра «Работа-i»

Источник: составлено авторами на основе практики Центра «Работа-i» https://rabota-i.org/

Поддержка со стороны сопровождающей НКО в зависимости от конкретного вида трудоустройства и личностных качеств инвалида составляет до 9 месяцев.

С целью масштабирования технологии жизненного цикла трудоустройства инвалидов Центра «Работа-i» в настоящее время осуществляется инфраструктурный проект под названием «Все получится!», получивший поддержку Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Данный проект направлен на развитие в различных регионах России некоммерческих организаций и социальных проектов по сопровождаемому трудоустройству и социальной адаптации инвалидов. Надо отметить, что Совет работодателей проекта «Все получится!» нацелен на поддержку инклюзии людей с инвалидностью без опыта работы [17].

Проект «Все получится!» предоставляет НКО и государственным службам, работодателям и корпоративным волонтерам эффективную технологию для развития доступного и инклюзивного рынка труда для инвалидов на основе существующих наработок и адаптации передовой европейской практики. Технология была апробирована в 2019–2020 гг. в партнерстве с НКО в 5 регионах: Орловской, Вологодской областях, Краснодарском крае, ХМАО и Санкт-Петербурге. В 2020–2021 гг. к проекту добавятся НКО еще 10 российских регионов.

C 2019 года Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» как стратегический и экспертный партнер проекта «Все получится!» оказывает помощь в финансировании проекта, а также по масштабному продвижению идеи и миссии проекта. Участники экспертного совета «Все получится!» оценивают эффективность и применимость технологии сопровождаемого трудоустройства, дают рекомендации по развитию технологии и проекта, оценивают прозрачность и эффективность технологии, дают независимую обратную связь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, отметим, что в последние годы в российских регионах программы сопровождаемого (поддерживаемого) трудоустройства людей с инвалидностью, и в частности с ментальной инвалидностью, стали развиваться более активно, начинаются проекты по масштабированию имеющегося опыта. Такие программы разрабатываются и реализуются социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО), общественными фондами и организациями при поддержке государственных структур, бизнеса и других заинтересованных участников, и, несомненно, заслуживают большей популяризации и практического внедрения.

Условием достижения целей трудоустройства инвалидов является привлечение общественного внимания к реализации идеи равных прав и возможностей инвалидов. По мнению экспертного сообщества, наличие препятствий для равного участия инвалидов в трудовой деятельности, недостаточная гибкость форм трудоустройства, неприспособленность рабочих мест являются одними из ключевых позиций дискриминирующего положения людей с инвалидностью в Российской Федерации [19] (Rocheva, Chernyakina, Raduto, 1994).

Результаты социологических исследований показывают, что у работодателей все менее актуальными становятся устойчивые стереотипы о сниженных возможностях инвалидов. Под влиянием глобализации отношение к инвалидам в обществе постепенно меняется на позитивное, а рост социальной ответственности общества перед инвалидами постепенно меняет в лучшую сторону и отношение к ним работодателей.

Однако проблема трудоустройства граждан с инвалидностью, особенно с ментальными нарушениями, остается актуальной и требует к себе особого внимания как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества в целом. Низкая доля занятых инвалидов по сравнению с общей занятостью населения в России свидетельствует о недостаточной эффективности системы их профессионально-трудовой интеграции. Авторы разделяют позицию д.э.н. Низовой Л.М. в том, что интересы общества и самих инвалидов требуют более активного проведения политики, направленной на повышение человеческого потенциала людей с инвалидностью, создание условий для максимально эффективного использования их труда в рамках обычных и гибких форм занятости [13] (Nizova, Sorokina, 2018).


Источники:

1. Абакумова Е. Б. Концептуально-правовые основы государственной защиты прав инвалидов на труд и предпринимательскую деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 3. – c. 44-49. – doi: 10.14529/law200306.
2. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1007-1022. – doi: 10.18334/et.7.11.111100.
3. Благотворительный фонд «Качество жизни». [Электронный ресурс]. URL: https://www.qualityoflife.ru/ru/category/programmy-i-proekty/sotsialnye-programmy (дата обращения: 27.12.2021).
4. Григорьева А. Г., Лебедев М.О. Некоторые аспекты государственной политики в сфере занятости и трудоустройства инвалидов // Естественно-гуманитарные исследования. – 2016. – № 2(12). – c. 70-73.
5. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 465-482.
6. Демьянова А. В., Лукьянова А. Л. Низкий уровень занятости инвалидов в России - результат дискриминации? // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 3. – c. 385-411.
7. Демьянова А. В., Лукьянова А. Л. Влияние статуса инвалида на предложение труда в России // Прикладная эконометрика. – 2016. – № 4(44). – c. 50-74.
8. Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов, принятые 19 сессией Комитета по правам инвалидов от 9 апреля 2018 года (CRPD/C/RUS/CO/I). [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/CRPD/C/RUS/CO/1 (дата обращения: 06.01.2022).
9. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и подписана от имени российской стороны в Нью-Йорке 24 сентября 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 06.01.2022).
10. Нацун Л.Н., Шабунова А.А. К вопросу об экономической цене инвалидности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 2. – c. 160-174. – doi: 10.15838/esc.2018.2.56.11.
11. Некипелов А. Д., Ивантер В. В., Глазьев С. Ю. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. / автор. доклад. - М., 2013. – 93 c.
12. Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. – 2018. – № 3. – c. 96-108. – doi: 10.26653/1561-7785-2018-21-3-07.
13. Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Социальные измерения занятости и безработицы инвалидов // Эко. – 2018. – № 2. – c. 62-71.
14. Новиков М.Л. Поддерживаемое трудоустройство в европейских странах. - М.: РООИ «Перспектива», 2008. – 82 c.
15. Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации». Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/74 (дата обращения: 06.01.2022).
16. Программа Фонда «Качество жизни» - «Стратегия развития Москвы в моих профессиональных планах». [Электронный ресурс]. URL: https://www.qualityoflife.ru/ru/content/strategiya-razvitiya-m (дата обращения: 06.01.2022).
17. Проект «Все получится!». [Электронный ресурс]. URL: https://vsepoluchitsya.org/ (дата обращения: 25.12.2021).
18. РООИ «Перспектива. [Электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-inva.ru/chto-my-delaem/trudoustrojstvo/ (дата обращения: 27.12.2021).
19. Рочева Я. С., Чернякина Т. С., Радуто В. И. Искриминация людей с инвалидностью в оценках специалистов Всероссийских общественных организаций (по материалам социологического исследования) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 1994. – № 2. – c. 29-37.
20. Тимошенко М. П. Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. – 2014. – № 1. – c. 313-321.
21. Фадин Н.И. Человеческий капитал инвалида: Трудовая реабилитация и методы её оценки // Экономические науки. – 2019. – № 176. – c. 98-113. – doi: 10.14451/1.176.98.
22. Филина Ф.В., Тимохин Д.В. Институциональные и экономические условия развития инклюзивной модели обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ в России: история и современность // Труд и социальные отношения. – 2018. – № 6. – c. 123-135.
23. Фирсова Ю. А. Дополнительные меры содействия занятости инвалидов трудоспособного возраста // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2016. – № 2. – c. 112-115.
24. Центр «Работа-i». [Электронный ресурс]. URL: https://rabota-i.org/ (дата обращения: 21.12.2021).
25. Gustafson J., Peralta P.J., Danermark B. The employer’s perspective: employment of people with disabilities in wage subsidized employments // Scandinavian Journal of Disability Research. – 2013. – № 16.
26. Jodkowska L. Inclusion and Integration of the Disabled into the Labor Market Against the Background of the New Regulations in Germany // Equilibrium. Quarterly Journal of Economics and Economic Policy. – 2013. – № 8(3). – p. 79-101. – doi: 10.12775/EQUIL.2013.021.
27. Labour market inclusion of people with disabilities. International Labour Organization (ILO) Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) Paper presented at the 1st Meeting of the G20 Employment Working Group 20 - 22 February 2018 Buenos Aires, Argentina. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---inst/documents/publication/wcms_646041.pdf (дата обращения: 06.01.2022).
28. William M. Rodgers III, Lowell Ricketts The Current Labor Market for Workers with a Disability. November 23, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stlouisfed.org/on-the-economy/2021/november/current-labor-market-workers-disability (дата обращения: 06.01.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:58