Социальный туризм в России: современная практика и потенциал развития
Гварлиани Т.Е.1, Януров Н.А.1
1 Сочинский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162106
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы актуализации развития социального туризма в стране. На основе исследования потенциала развития туризма в России и на региональном уровне было выявлено, что еще слабо задействована область социального туризма. Международный опыт показывает, что практика социального туризма во многих странах имеет социальный эффект и общественное значение для сглаживания неравенства между различными группами населения. Авторы считают, что решение данной проблемы в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» будет способствовать развитию внутреннего туризма, при акценте на продолжении реализации социальной направленности и решением проблем в данной сфере. Кешбэк на туры, туристские ваучеры, формирование новых моделей социального туризма рассматриваются в статье как основные направления социального туризма в России. Данная статья предназначена для студентов, аспирантов, исследователей, преподавателей, интересующихся сферой туризма и развитием социального туризма
Ключевые слова: государственная поддержка, социальный туризм, туристские ваучеры, работники бюджетной сферы, национальные проекты
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Актуальность темы. В России политика по развитию туристских территорий включает в себя множество мероприятий, начиная от строительства объектов туристской инфраструктуры и заканчивая выделением помощи гражданам, направленной на туристские путешествия. Последнее из указанных направлений деятельности можно охарактеризовать как «социальный туризм» - это финансирование затрат граждан на туристские поездки за счёт средств бюджета, выделяемые в виде субсидий.
В СССР политика по социальному туризму обеспечивала до 80% от всего оборота туристской отрасли. Осуществлялось это посредством профсоюзов, которые распределяли льготные путёвки, компенсируя не менее 70% от их стоимости [11] (Чуваткин, Горбатова, 2020) . За рубежом политика социального туризма реализуется различными путями, что объясняется в том числе и отсутствием единой трактовки понятия «социальный туризм». Так, в Бельгии существует организация «Центр Каникулярного Участия» финансируемая правительством, которая помогает малоимущим в виде туристских услуг на льготной основе. Такая модель социального туризма называется моделью участия. Существуют также следующие модели: модель включения, модель адаптации и модель стимулирования. Модель включения предполагает создание льготных условий для туризма не только малоимущим группам населения, но вообще всем гражданам. Такая политика реализуется, например, во Франции, где работникам выдаются отпускные ваучеры. Модель адаптации подразумевает создание специальных туристских продуктов для удовлетворения потребностей в туристских услугах среди малоимущих и людей с ограниченными возможностями, что реализуется в Англии, где существуют специальные каникулярные программы для детей-инвалидов и детей из неблагополучных семей. Модель же стимулирования нацелена на стимулирование спроса, она нашла применение Испании, где в туристском плане поддержка оказывается в основном пожилым гражданам [5, 11, 12] (Горбатова, 2022, Чуваткин, Горбатова, 2020, 2021) . Использование имеющегося иностранного опыта на территории России может положительно повлиять на тенденции развития нашей туристской отрасли.
Литературный обзор. Согласно Манильской декларации по мировому туризму 1980 года, «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых». Трактовок понятия «социальный туризм» множество, но все они акцентируют внимание на аспекте сглаживания неравенства между различными группами населения, а именно на предоставлении нематериальных благ гражданам, которые в силу недостатка собственных доходов не могут себе позволить путешествия. Это научное направление отмечено в работах Горбатова А. А., Чуваткина П. П., [6, с.1213-1224, 11, с.313-318, 12, с.271-280], Карпова Ю.И., Волкова Т.А., Комаров Д.А., Максимов Д.В. [10, с.32-41], Пустовойтенко С. И. [14, C.74-87].
Научная проблема. Сегодня в России наблюдается большая дифференциация в доходах граждан. Средний класс не сформировался на должном уровне и назрела проблема по сглаживанию неравенства между различными группами населения. Нам видится, что развитие социального туризма в полной мере будет способствовать ее решению.
Цель исследования. На основе анализа состояния и потенциала туристских территорий предложить инструментарий развития внутреннего туризма с учетом социальной направленности.
Научная новизна. Предложены такие экономические инструменты как кешбэк на туры, туристские ваучеры для формирование новых моделей социального туризма, что даст социальный эффект и общественное значение для сглаживания неравенства между различными группами населения.
Авторская гипотеза. Экономический инструментарий реализации социального туризма, способствует формированию среднего класса и социальной стабильности в обществе.
Методология. Теоретической базой исследования являются современные концепции и научные разработки российских и зарубежных ученых. Методологической основой выступают системный подход, экономико-статистический анализ, сравнение и аналогия.
Исследовательская часть.
Одним из важнейших вопросов в планировании и регулировании туристской деятельности является стимулирование спроса на туристские продукты среди граждан.
Увеличение количества туристских поездок приводит к огромному количеству преимуществ, получаемых всеми хозяйствующими субъектами, начиная от домохозяйств и заканчивая органами публичной власти. Именно по обозначенной причине в России реализуется Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», в рамках которого предусмотрены отдельные федеральные проекты, направленные на всестороннее комплексное развитие туристских территорий [9] ( Зайцева, 2022). В России наблюдается положительная динамика по внутреннему турпотоку, которая отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Число туристских поездок по России в 2014-2022 гг.
Составлено автором на основе данных официальной статистики [24]
Однако, несмотря на меры, направленные на стимулирование спроса на туристские услуги, показатели-индикаторы Национального проекта имеют не столь радужную динамику: ключевой целью Национального проекта является достижение 140 млн. внутренних туристских поездок в год, а учитывая текущую тенденцию, это значение, вероятно, не будет достигнуто. Прочими целями Национального проекта являются достижение количества занятых в туристской отрасли до 4,7 млн. чел., а экспорт туристских услуг запланирован на уровне 22,3 млрд. долл. Если по количеству внутренних туристских поездок динамика хоть и не столь интенсивная, но положительная, то среднесписочная численность работников туристской индустрии планомерно уменьшается год от года (рис. 2), а объём экспорта туристских услуг так и не восстановился со времён начала пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений, чему также мешает и текущая геополитическая обстановка (рис. 3).
Рисунок 2 – Среднесписочная численность работников туристской индустрии России (тыс. чел.) в 2014-2022 гг.
Составлено автором на основе данных официальной статистики [24]
Сложившаяся ситуация отражает неэффективность политики развития туризма в России, одним из способов решения которой видится развитие и расширение социального туризма.
Рисунок 3 – Экспорт туристских услуг (млн. долл.) России в 2014-2022 гг.
Составлено автором на основе данных официальной статистики [24]
Проведение политики социального туризма имеет несколько эффектов, касающихся как социальной, так и экономической точек зрения:
1) Политика по социальному туризму позволит гражданам получить блага, которыми они ранее были обделены. Это потенциально может увеличить уровень благосостояния граждан и уровень их счастья, что потенциально также должно снизить социальную напряжённость в обществе;
2) Финансирование туристских поездок отдельных категорий граждан приведёт к стимулированию общего спроса на туристские продукты, что поспособствует интенсификации развития отрасли за счёт роста капитала как от непосредственно доходов от туристской деятельности, так и за счёт роста инвестиций;
3) Рост туристской отрасли как часть общего экономического роста приведёт к росту национальной экономики в целом. Немаловажным является и синергетический эффект от туристской деятельности, который по некоторым оценкам приносит в смежных отраслях дополнительно до 5 рублей на каждый рубль дохода от непосредственно туристской индустрии;
4) Развитие отрасли приведёт к созданию новых рабочих мест что поспособствует снижению безработицы, а как итог – к снижению социальной напряжённости;
5) Развитие туристской инфраструктуры в России потенциально должно привести к уменьшению выездного туризма в пользу внутреннего, а также к увеличению въездного;
6) Увеличение доходов в отрасли приведёт также и к росту налоговых отчислений, что благотворно скажется на бюджетной обеспеченности всех уровней бюджетной системы, что позволит государству и органам местного самоуправления эффективнее исполнять свои функции;
7) Политика социального туризма также может быть рассмотрена как часть политики устойчивого туризма, или в более широком смысле – устойчивой экономики [14] (Пустовойтенко, 2022).
Как можно видеть из приведённого списка, положительные эффекты от проведения политики социального туризма могут быть весьма значительными. Другой вопрос, насколько целесообразно расширение данной политики именно у нас в стране. В России имеется опыт реализации программы туристического кешбэка на туры, оплачиваемые посредством карты национальной платёжной системы «МИР». В данной программы только в 2020 г. приняли участие 300 тыс. чел., которым государство вернуло 1,2 млрд. руб. на, третьем этапе реализации данной программы кэшбэк получили уже 1,5 млн. туристов [5] (Горбатова, 2022), а экономический эффект для экономики регионов-реципиентов пятикратно превосходит расходы государства [16] (Селецкий, 2022).
Одной из наиболее выделяющихся особенностей социального туризма в России является явная ориентация на санаторно-оздоровительный туризм, что осуществляется посредством льготных путёвок. Такую политику можно охарактеризовать как социально-значимый туризм или инклюзивный туризм, которая направлена на повышение доступности туризма для людей с ограничениями здоровья [10] (Карпова, Волкова, Комаров, Максимов, 2023). На федеральном уровне воспользоваться ими имеют право следующие категории инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы и многие другие [1]. Политика инклюзивного туризма видится как один из наиболее эффективных и добродетельных способов развития туристского комплекса, в том числе посредством повышения производительности труда и конкурентоспособности предприятий отрасли, а также сгладить неравенство и повысить устойчивость экономики [3] (Альмухамедова, Ханина, Якименко, 2023).
В 2021 г. количество путёвок, выданных льготным категориям граждан, составило 186,6 тыс. шт., на которые было потрачено 6,2 млрд. руб., в 2022 г. количество граждан, получивших такие путёвки, уменьшилось до 184,8 тыс. чел., а объём выплат за год увеличился до 6,6 млрд руб. [19]. Для того, чтобы говорить о явно установившемся тренде, временной ряд должен быть более продолжительный. Имеющиеся данные отражают снижение количества граждан, воспользовавшихся правом на льготные путёвки, что вполне закономерно, так как многие льготные группы граждан увязаны с конкретными историческими событиями, участников которых год от года становится всё меньше ввиду естественных причин, а на стоимостную составляющую оказали влияние инфляционные процессы.
На уровне отдельных субъектов может предусматриваться выделение дополнительных категорий льготников, например, в предпенсионном возрасте и неработающим пенсионерам, почётным донорам и пострадавшим в результате терактов. В Ямало-Ненецком автономном округе неработающим пенсионерам, которые не входят в число льготников, возмещают расходы на лечение в санатории раз в три года. Ямальцам оплачивают фактические траты, но не больше 70% от предельной стоимости путевки (около 2 тыс. руб. в сутки) [26].
В Краснодарском крае меры государственной поддержки в этом плане не столь значительны: в рамках государственной программы «Дети Кубани» выдаются путёвки на амбулаторное и стационарное лечение в санаториях детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также добившимся успехов в общественной деятельности (достижения в учёбе, победы в олимпиадах и конкурсах) [2].
Как можно заметить, политика социального туризма в России реализуется двумя методами: широким и точечным. Под широким имеется ввиду политика, охватывающая все слои населения и каждого отдельного гражданина, а именно программа туристического кешбэка. Под точечным – субсидирование поездок отдельных категорий граждан, которые, как считается, являются наиболее нуждающимися.
В этой системе можно выделить проблему, которая видится в достаточной степени значимой. Проведение программы туристического кешбэка хоть и охватывает всё население России, тем не менее является недоступной льготой для граждан, чей уровень доходов относится к низкому. Так, стоимость полёта туда и обратно в самолёте первого класса превышает среднестатистический месячный доход граждан, а в совокупности затраты на отдых среднестатистическому гражданину обойдётся в половину от его доходов [8] (Ефимов А.А., Рудникова Н.П., 2021). Такие люди по большей части не могут позволить себе путешествия в принципе, а туристический кешбэк будут получать граждане, которые и так располагают доходом, достаточным для путешествий, а дополнительный спрос будет формироваться за счёт маленькой прожилки, находящейся между указанными группами населения, не говоря уже о том, что данная практика, вероятно, является одним из драйверов инфляции на средства размещения, что отмечается также на уровне Правительства РФ [21]. По нашему мнению, это является одной из ключевых причин, по которой данная программа была приостановлена и не реализовывалась в 2023-2024 гг., однако мы также считаем, что программу туристического кешбэка необходимо продолжать в рамках социального туризма.
Также для России характерна ситуация, когда граждане зачастую предпочитают во время путешествий останавливаться не в гостиницах и прочих коллективных средствах размещения, а снимать квартиры или отдельные комнаты у частных лиц. Этому имеется несколько объяснений: во-первых, традиционно невысокий уровень качества в российских гостиницах, высокая стоимость и соотношения цена/качество сильно сказывается на спросе на услуги гостиниц, и, во-вторых, отсутствие привычных для комфортного проживания вещей в гостиницах, но наличие их в квартирах (например, стиральные машины и кухонные плиты редко встречаются в отдельных номерах). Можно также выделить и совсем незначительные моменты, например, невозможность передать ключи от номера постороннему человеку, или же банальное разнообразие в выборе, которого среди квартир значительно больше. Существуют исследования, которые демонстрируют незначительное отставание спроса на квартиры относительно аналогичного спроса на гостиницы (68% граждан готовы проживать на съёмных квартирах во время путешествий против 87%, готовых на проживание в отелях [18] (Халова, Кравцова, 2022), а во время пандемии COVID-19 спрос на аренду квартир вырос в 2 раза, что объясняется ограничением работы средств размещения [7] (Деньга, Карлова, 2022)).
Иными словами, мы имеем ситуацию, при которой отправиться в путешествия имеют возможности представители наиболее богатых и наиболее обделённых групп населения (пожилые люди, инвалиды, дети, пережившие катастрофу (радиоактивное облучение или война), при этом средний класс (формирование которого в России проходит не столь стремительными темпами, как хотелось бы [17] (Скобелева, Прохорова, 2022)) является обделённым туристскими благами. Стоит понимать, что представители среднего класса являются основой экономики, благодаря им создаётся наиболее значимая доля валового продукта. От уровня их благосостояния во многом зависит эффективность деятельности предприятий и организаций, где они работают, что в свою очередь сказывается на эффективности всей экономики. По обозначенной причине в России необходимо расширять политику социального туризма с ориентацией на средний класс, что также продиктовано и международной практикой.
Понятие среднего класса довольно размыто. В настоящее время в России не существует устоявшейся методики определении принадлежности граждан к тому или иному классу, а принятые за рубежом дают не вполне адекватную картину. Одной из них является методика всемирного банка, она предполагает отнесение к среднему классу всех граждан, чей доход (или подушевой, если мы говорим о семье) составляет полтора прожиточных минимума. В России таковых насчитывается около двух третей от всего населения [17] (Скобелева, Прохорова, 2022). Методика Сбербанка предполагает отнесение граждан к среднему классу по самоидентификации (среди респондентов доля тех, кто считает себя представителем среднего класса составила 55%) [27]. По методике оценке ВШЭ, которая учитывает 3 основных критерия (благосостояние, социально-профессиональный статус и самоидентификация), к среднему классу относится 9,3% от населения страны, если брать в учёт соответствие двум из трёх критериев, к среднему классу можно будет отнести уже 31,7% [28].
Описанная выше ситуация красноречиво демонстрирует недостаточное формирование в России среднего класса. На это влияет в том числе и высокий уровень неравенства в нашей стране: на протяжении 30 лет коэффициент Джини, отражающий степень распределения доходов между группами граждан, составлял около 40%, в то время как во многих Европейских странах он находился на уровне 30%. Справедливым будет отметить тенденцию на снижение этого показателя, однако же он по-прежнему сохраняет значительно более высокое значение, нежели многие другие развитые государства [13] (Пугачев, 2024).
Рисунок 4 – Динамика числа работников бюджетной сферы России и уровня их заработной платы в 2017-2022 гг.
Составлено автором на основе данных официальной статистики [23]
В России среднесписочное число работников бюджетной сферы в 2022 г. составило 13,5 млн. чел. (рис. 4). Столь значительное число граждан находятся на государственном обеспечении, и, соответственно, государство несёт ответственность за обеспечение им достойного уровня жизни и комфортных условий для работы.
Вместе с тем из динамики средней начисленной заработной платы прослеживается тенденция на увеличение заработной платы работников социальной сферы относительно зарплаты частников [15] (Сафонов, Долженкова, 2022). Однако же такая положительная динамика охватывает не все виды деятельности. Так, например, средняя заработная плата работников культурной сферы в 2022 г. составила 75% от средней по экономике [4] (Музычук, 2023), а заработные платы врачей и преподавателей, превосходящие зарплаты прочих бюджетников, вносят большие коррективы в общую картину (рис. 5). Без учёта обозначенных категорий работников, средняя заработная плата работников социальной сферы в 2020 г. составила 41 440 руб., что значительно ниже средней заработной платы по экономике в целом (51 083 руб.).
Рисунок 5 – Сопоставление уровня заработных плат работников социальной сферы и в целом по экономике
Составлено автором на основе данных официальной статистики [15]
Не стоит забывать и о том, что в целом заработная плата бюджетников значительно ниже средней по экономике. В 2020 г. средняя зарплата бюджетников составляла 47 079 руб., в то время как аналогичный показатель по всей экономике был равен 51 083 руб. а процентный разрыв за рассматриваемый период был минимальным – зарплата бюджетников оказалась ниже на 8 п.п. В дальнейшем, в 2021 г. и 2022 г. разрыв увеличился до 12 п.п. и 18 п.п. хронологически (рис. 6).
Рисунок 6 – Сопоставление уровня заработных плат работников бюджетной сферы и в целом по экономике
Составлено автором на основе данных официальной статистики и исследований других авторов [15, 23]
Вместе с тем нельзя сказать, что работники бюджетной сферы обладают теми условиями, которые декларируются государством. С 2012 г. зарплаты бюджетников выросли более чем в 2 раза, а заработные платы педагогов и врачей растут с опережающими темпами, что было одной из целей майских указов Президента. Однако эксперты Счётной палаты определили, что достижение необходимого целевого показателя было осуществлено за счёт сокращения персонала и увеличением нагрузки на оставшихся работников. Так, нагрузка на социальных работников выросла на две трети [25].
Работники бюджетной сферы, как правило, исполняют особо важные социальные функции: обучение и воспитание детей, подготовка профессиональных кадров для рынка труда, лечение граждан, помощь обделённым и т.д. При этом в соотношение между ответственностью и вознаграждением за труд у таких работников наблюдается явный дисбаланс в сторону ответственности. Это обуславливает необходимость в увеличении поощрении их за труд, для чего ввиду описанной ситуации на туристском рынке кажется целесообразным помощь таким работникам в виде оплаты туристских поездок в их пользу. Такая практика имеет широкое применение во всём мире, отдельные страны уделяют значительное внимание не только незащищённым слоям населения, но также государственным и муниципальным служащим и прочим работникам бюджетной сферы [11] (Чуваткин, Горбатова, 2020).
Механизм предоставления этих туров может быть различным:
1) бюджетная организация может самостоятельно закупать билеты до дестинации и бронировать номера за своих работников или предоставлять им специальные ваучеры на туристские поездки, что, например, широко применяется во Франции [12] (Чуваткин, Горбатова, 2021);
2) средства могут быть переданы работникам напрямую с требованием предоставить подтверждение о том, что они были потрачены по целевому назначению.
В первом случае невозможно исключить варианты сговора руководителей бюджетных организаций и туристских организаций, у которых будут закупаться услуги, что усиливает риск коррупции. По этой причине более предпочтительным кажется именно второй вариант. Такие выплаты стоит осуществлять в качестве меры поощрения среди особо проявивших себя работников. При этом необходимо, чтобы система отбора достойного работника была максимально прозрачной и обоснованной, чтобы минимизировать конфликты среди работников.
Обоснование стоимости поездки должны осуществлять сами бюджетные организации и согласовывать их с главными распорядителями бюджетных средств, что соответствовало бы требованию бюджетного кодекса. Средства, выделяемые на указанные цели, должны быть частью фонда заработной планы и не должны составлять выше 2,5% от совокупного его объёма, что необходимо для предотвращения завышения запланированного финансирования. Этого же объёма финансирования должно быть достаточно для обеспечения третье части всех работников данными выплатами.
Сохранение данных выплат на одном уровне в течении года, во-первых, будет поощрять работников воспользоваться ими вне основного туристского сезона, так как позволит снизить транспортные расходы и расходы на проживание. Во-вторых, благодаря этому в гостиницах будет поддерживаться стабильно более высокий уровень заселённости, что также будет поощрять развитие концепции круглогодичного курорта на многих туристских направлениях.
По информации Краснодарстата, на Кубани в бюджетной сфере работает 451,4 тыс. чел., чья средняя зарплата составляет 35 361 руб. (на 2021 г.). Учитывая общероссийские данные, при пропорциональном увеличении уровня зарплаты бюджетников в Краснодарском крае в 2022 г. она должна была составить 38942 руб. [22].
Исходя из приведённых данных, для реализации программы по осуществлению выплат на туристские поездки необходимо выделить дополнительно 5,27 млрд. руб., что составляет 1,11% от доходов консолидированного бюджета Краснодарского края [20]. При этом возможностью путешествовать воспользуются дополнительно примерно треть от числа всех работников бюджетной сферы Краснодарского края, что составляет 150 тыс. чел.
В целом по России на момент 2022 г. количество бюджетников составляло 13,5 млн. чел., а их средняя заработная плата была на уровне 55 245 руб. [23], поэтому введение данных выплат в масштабах всей страны потребует 223,7 млрд. руб. или 0,007% от консолидированного бюджета РФ, число потенциальных туристов должно вырасти на 4,5 млн. чел. При введение таких выплат произойдёт рост доходов туристской индустрии на 270 млрд. руб. ежегодно (рис. 7) без учёта мультипликативного эффекта, а количество туристов при прочих равных условиях достигнет значения 95,675 млн. чел. к 2030 г., что больше консервативного сценария (91,175 млн. чел.), но всё ещё далеко до цели национального проекта в 140 млн. чел.
Рисунок 7 – Прогноз вклада туристской отрасли в ВВП России
в 2025-2030 гг.
Составлено автором на основе данных официальной статистики [24]
Осуществление туристских выплат работникам бюджетной сферы возымеет множество положительных последствий. Рост доходов туристской индустрии приведёт к увеличению собираемых налогов. Из 270 млрд. руб. в бюджетную систему поступит ориентировочно 50 млрд. руб. в виде НПО, НДФЛ, НДС, а также по налогам по специальным налоговым режимам. Говоря об НДФЛ также следует учитывать, что рост количества туристов потребует и увеличение числа работников обслуживающего персонала отелей и гостиниц. Так, если в 2022 г. среднесписочная численность таких работников составляла 1 137,2 тыс. чел., то при увеличении числа туристов на 25 млн. чел. к 2030 г. (с 70 млн. в 2022 г.), для сохранения текущего стандарта обслуживания потребуется 1 543 тыс. рабочих рук в отрасли, что не только приведёт к росту налоговых доходов, но и обеспечит социальную стабильность, а также послужит одним из драйверов развития туристской отрасли
При сохранении прежней тенденции на строительство новых гостиниц и прочих средств размещения, которых по прогнозу должно быть 42860 ед. к 2030 г., увеличение числа туристов должно привести к росту коэффициента использования номерного фонда. Если при консервативном сценарии значение данного коэффициента будет находиться на уровне 0,30-0,32 в 2024-2030 гг., то при введение туристских выплат при прочих равных условиях значения показатели по данному коэффициенту повысятся до 0,34-0,35.
Введение туристских выплат как меры социальной поддержки не только целесообразно с социально-экономической точки зрения, но также по своей сути имеет достаточно простое администрирование и отслеживание процесса исполнения данного мероприятия и эффекта, полученного от его реализации. Подводя итог можно сказать, что осуществление данной политики на практике являлось бы в достаточной мере эффективной, а затраты на её проведение не будут значительными.
С экономической и социальной точек зрения внедрение данных выплат выглядит целесообразно, внедрение данной практики можно попробовать осуществить в каком-либо отдельно взятом муниципальном образовании или в отдельной бюджетной организации в качестве эксперимента. По результатам проведённого эксперимента можно будет сделать вывод о целесообразности введения в повсеместную практику данного мероприятия, или же отказ от него.
Заключение
В свете реализации государственных и региональных программ развития внутреннего туризма и обозначенной проблемы развитие политики социального туризма посредством туристских ваучеров или прямыми денежными выплатами для работников бюджетной сферы в России кажется одним из драйверов развития туристской отрасли. Проведение данной политики может быть эффективно как в экономическом плане, так как послужит росту отрасли и туристских территорий, так и в социальном, поскольку снизит уровень расслоения населения и поддержки семей, в том числе многодетных, работников занятых в бюджетной сфере и облегчит доступ к нематериальным благам (в конкретно нашем случае – к туризму) у тех, кто этим благом ограничен.
Источники:
2. Постановление главы администрации Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl (дата обращения: 05.08.2024).
3. Альмухамедова О.А., Ханина А.В., Якименко М.В. Особенности развития инклюзивного туризма в мире: анализ мирового опыта формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 801-814. – doi: 10.18334/epp.13.3.117194.
4. Музычук В.Ю. Занятость и оплата труда в сфере культуры: итоги бюджетной реформы и реализации «майских указов» // Уровень жизни населения регионов России. 2023. №4. – 2023. – № 4. – c. 501-514.
5. Горбатова А.А. Тенденции и закономерности развития социально ориентированного туризма в России // Еги. – 2022. – № 40 (2). – c. 79-84.
6. Горбатова А. А., Чуваткин П. П. Социально-экономические последствия социального туризма // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем: Сборник аннотаций докладов IV Международной научной конференции памяти академика А.И. Татаркина, Челябинск, 25–26 ноября 2020 года / Под редакцией В.И. Бархатова, Д.А. Плетнева, О.В. Брижак, Г.П. Журавлевой. – Челябинск: Челябинский государственный университет. Челябинск, 2020. – c. 1213-1224.
7. Деньга В.И., Карлова А.И. Внутренний туризм России: основные виды и особенности // Геополитика и экогеодинамика регионов. – 2022. – № 1. – c. 108-114.
8. Ефимов А.А., Рудникова Н.П. Наиболее распространенные проблемы туризма в Российской Федерации на период 2021 // Вестник науки и образования. – 2021. – № 16-2(119). – c. 38-43.
9. Зайцева Н.А. Реализация Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства: первые итоги, проблемы и перспективы // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2022. – № 3-4. – c. 105-115.
10. Карпова Ю.И., Волкова Т.А., Комаров Д.А., Максимов Д.В. Социальный туризм в Российской Федерации // Успехи современного естествознания. – 2023. – № 7. – c. 32-41.
11. Чуваткин П. П., Горбатова А. А. Институциональные основы социального туризма в России и за рубежом // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – c. 313-318.
12. Чуваткин П.П., Горбатова А.А. Анализ международного опыта институционального опыта обеспечения социального туризма // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 2(43). – c. 271-281.
13. Пугачев А.А. Проявления экономического неравенства граждан в России: анализ результатов социологического опроса // Теоретическая и прикладная экономика. – 2022. – № 4. – c. 35-51.
14. Пустовойтенко С. И. Развитие социального туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – № 2. – c. 74-87.
15. Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В. Оплата труда в бюджетной сфере: состояние и тенденции развития // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 1 (46). – c. 64-71.
16. Селецкий Б.Э. Кешбэк-сервисы как элемент политики государственной поддержки и стимулирования туристской деятельности // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2022. – № 4. – c. 9-19.
17. Скобелева Е.И., Прохорова М.В. Теоретико-методологические подходы к выделению социальной базы среднего класса // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2022. – № 3. – c. 20-33.
18. Халова А.Д., Кравцова Т.С. Особенности маркетинга при реализации жилых помещений под сдачу в краткосрочную аренду // E-Scio. – 2022. – № 5 (68). – c. 276-283.
19. Годовые отчеты социального фонда Российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/fss (дата обращения: 11.08.2024).
20. Открытый бюджет Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: https://openbudget23region.ru (дата обращения: 10.08.2024).
21. Правительство видит риск роста цен на отели и санатории из-за туристического кэшбэка. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4968398 (дата обращения: 10.08.2024).
22. Федеральная служба государственной статистики Краснодарского края. Рынок труда и занятость населения. [Электронный ресурс]. URL: https://23.rosstat.gov.ru/employment_kk (дата обращения: 05.08.2024).
23. Федеральная служба государственной статистики. Труд и занятость в России. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13210 (дата обращения: 05.08.2024).
24. Федеральная служба государственной статистики. Туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 10.05.2024).
25. Зарплаты бюджетников растут, но это никого не радует. Ведомости– 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/21/851900-zarplati-byudzhetnikov (дата обращения: 03.08.2024).
26. Бесплатный санаторий. Кто может отдыхать за счет государства. Какие документы нужны и в каких здравницах доступно лечение по ОМС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/life/news/649a14d89a794723b87f96fb#7f96fb-contents-p1 (дата обращения: 03.08.2024).
27. Индекс Иванова: рост благосостояния и уверенность в курсе рубля. [Электронный ресурс]. URL: https://sber.pro/publication/indeks-ivanova-rost-blagosostoianiia-i (дата обращения: 03.08.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:27:28