Развитие социально-экономического потенциала туризма в Узбекистане в условиях пандемии COVID-19: перспективы на будущее через призму настоящего
Абриев З.С.1
1 Ташкентский государственный экономический университет, Узбекистан, Ташкент
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Апрель 2022)
Цитировать:
Абриев З.С. Развитие социально-экономического потенциала туризма в Узбекистане в условиях пандемии COVID-19: перспективы на будущее через призму настоящего // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 1361-1376. – doi: 10.18334/epp.12.4.114360.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48399301
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена анализу современного состояния развития и эффективного использования туристического потенциала Узбекистана. Акцентировано внимание на состоянии развития сферы туризма в период до пандемии коронавируса Covid-19 и в последние два года. Проведен анализ вклада туристической отрасли в ВВП страны и других показателей ее развития. Освещены негативные эффекты от пандемии, оказывающие влияние на туристическую отрасль и ее потенциал, а также даны выводы и рекомендации по эффективному использованию туристического потенциала
Ключевые слова: туризм, туристический потенциал, кризис, пандемия, коронавирус, безопасность, цифровизация, экономический рост, экономическое развитие
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблем развития и эффективного использования туристического потенциала с точки зрения применения к нему инновационных подходов актуально в любой стране и в разное время, особенно в кризисные периоды. Узбекистан в этом не является исключением, тем более что в стабильных условиях развития сфера туризма, как это общеизвестно, является наиболее активно развивающейся и кардинально меняющейся в мире. Соответственно этому, использование туристического потенциала также может быть эффективным с применением к нему новых подходов в условиях кризисных явлений в экономике.
В мировой экономике до пандемии туризм являлся одним из крупнейших секторов, приносящих высокие доходы. Его называли феноменом двадцатого столетия, и спустя годы двадцать первого столетия туризм вносит существенный вклад в развитие на региональном, национальном и глобальном уровне, формируя доходы от экспорта и развития инфраструктуры.
Однако при этом туристический сектор – это один из наиболее подверженных различным кризисам сегментов экономики, что подтвердилось с приходом пандемии коронавируса COVID-19. Мировая и отечественная практика различного рода кризисных явлений показывает, что сила влияния любого кризиса пропорционально ощущается на всех отраслях экономики стран, но не в случае с туризмом, когда с приходом пандемии негативный эффект от него наиболее сильно ударил по туристической сфере. Подводя итоги 2020 года, Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) признает, что мировой туризм оказался отброшен на 30 лет назад, к уровню 1990 года [1] .
Восстановление отрасли туризма и туристического обмена после пандемии коронавируса Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеев обозначил как одно из важных направлений [2]. На пятнадцатом саммите Организации экономического сотрудничества, проходящем 28 ноября 2021 г. в рамках видеосаммита в г. Ашхабаде, президентом инициировано предложение о разработке и принятии Региональной программы по развитию безопасного туризма в постпандемический период (в 2022 году, в городе Бухара). В Программе особое внимание будет уделено развитию паломнического туризма и других туристических продуктов, расширению географии авиаперевозок, совершенствованию туристической инфраструктуры [2].
Безусловно, после поэтапного снятия ограничений туристическая отрасль начнет восстанавливаться. Поэтому важно понимать, какие инструменты стимулирования ее развития и туристического потенциала доступны сейчас и после пандемии. Это нужно для того, чтобы разработать системный подход к управлению эффектами пандемии для дальнейшего развития туризма и ее туристического потенциала. Важно понимать, какие инструменты управления туристскими потоками и стимулирования безопасной активности граждан доступны участникам отрасли. В этой связи задача дальнейшего развития измененной в результате пандемии туристической отрасли и возможности эффективного реагирования на вызовы является приоритетной, решение которой требует новых подходов.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ литературных источников и позиций авторов позволил синтезировать различные точки зрения влияния эффектов от кризиса на отрасль туризма и ее потенциал. В кризисных ситуациях туризм является достаточно уязвимым видом экономической деятельности, тогда как спрос на туристские продукты и услуги сокращается, но полностью не угасает [3] (Keller, 2013). В любом случае, как отмечает И.В. Логунцова [4] (Loguntsova, 2020), «такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны».
В туризме заложена одна из «точек» выхода из кризиса и дальнейшего экономического роста для многих стран. Такая феноменальная способность туристской отрасли, по мнению Забаевой М.Н. [5] (Zabaeva, 2011), «заключается в значительном опережении темпов ее роста (в фазе роста) темпов роста экономики, и существенном отставании темповснижения в туристском производстве (в фазе кризиса) от темпов спада в экономике. Это означает, что своевременное внедрение антикризисных моделей ведения туристского производства будет способствовать сохранению конкурентных позиций, завоеванных регионами в условиях экономического роста, и силы позитивного влияния туризма на региональную экономику».
Мы придерживаемся мнения ученых из Российской Федерации Мизинцевой М.Ф., Гербина Т.В. и Чугрина М.А. [6] (Mizintseva et al., 2020) о том, что в данный момент крайне сложно оценить влияние COVID-19 на международный туризм, учитывая беспрецедентный и быстроразвивающийся кризис. Приведенные же оценки его влияния следует трактовать с осторожностью, так как нынешний кризис нельзя сравнивать ни с эпидемией атипичной пневмонии, ни с экономическим кризисом, произошедшим в 2008–2009 годах.
В Узбекистане научно-практические аспекты становления и развития потенциала туризма рассмотрены многими авторами. Однако как основа его развития в условиях влияния различного рода кризисов изучены слабо, особенно в регионах. Как отмечено Очиловой Х.Ф. [7] (Ochilova, Zhaloliddinova, Nurmatova, 2021), «каждый последующий кризис создает возможности для развития новых видов услуг в туристической отрасли. Например, после финансового кризиса в 2008 года продажи турпакетов резко упали, но начали развиваться такие сервисы, как Airbnb, BlaBlaCar, позволяющие потребителям путешествовать и создавать себе туры экономно».
Пандемия коронавируса для сферы туризма является катализатором, который может не только негативно повлиять и затормозить дальнейшее развитие его некоторых видов, но и организовать новые, привести к изменению потребительских концепций и привычек людей в путешествиях. Такой период простоя дает возможности для развития внутреннего туризма. Сегодня успешно развиваются новые для Узбекистана виды туризма, в числе которых паломнический, экологический, познавательный, этнографический, гастрономический, спортивный, лечебно-оздоровительный, сельский, деловой и др.
Для организации активного отдыха граждан республики, например, реализуется проект «Пеший туристский маршрут» (городская ходьба, терренкур, трекинг и хайкинг), направленный на снижение уровня заболеваемости, в том числе сердечных заболеваний. В рамках систематизации и расширения видов медицинских услуг, оказываемых гражданам зарубежных стран, реализуется программа развития медицинского туризма «Uzbekistan – hope and healing land» («Узбекистан – земля надежды и исцеления»).
По нашему мнению, в нынешних условиях полная реализация туристского потенциала в крупных городах и сельских территориях невозможна без формирования и внедрения различных новых подходов в сфере туризма, способных удовлетворить в качественном и количественном отношении туристские потребности, исходя из установленных для туристов и обслуживающих их хозяйствующих субъектов карантинных условий.
Цель исследования заключается в анализе современного состояния развития и эффективного использования туристического потенциала Узбекистана с акцентированием внимания на освещении негативных эффектов от пандемии Covid-19. Ограничения, связанные с пандемией, можно рассматривать как фактор, временно сдерживающий развитие отрасли туризма, и как вынужденный перерыв, позволяющий оценить сложившиеся условия для использования его потенциала и выбрать дальнейшие направления для эффективного развития.
На этапах исследования, приведенного в статье, ориентировались на научные методы касательно изучения и обобщения данных с учетом временного периода, охватывающих процессы в развитии сферы туризма и туристического потенциала, которые протекали ранее, сегодня и будут осуществляться в будущем. Их использование позволяет выявить и предложить новые направления решения имеющихся и возникающих противоречий с учетом изменений и эффектов, происходящих в туристической отрасли республики из-за пандемии.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
1. Отрасль туризма Узбекистана: развитие до пандемии и нынешняя ситуация. Туризм в республике признан одной из главных отраслей экономики, которая за последние годы до пандемии стала одной из «точек роста» национальной экономики. По статистике Всемирной туристской организации по итогам 2019 года Узбекистан оказался в пятерке стран с самой быстрорастущей индустрией туризма [8].
Туристический потенциал страны огромен, в ней богатое историческое наследие гармонично соседствует с современной архитектурой и высокотехнологичным развитием. Преимущество сферы туризма Узбекистана как туристического направления обусловлено природным и культурным наследием, историческими и антропогенными активами, насчитывающими 7,4 тысячи объектов культурного наследия. Из этого количества 209 являются объектами, включенными в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе четырех городов-музеев («Ичан калъа в городе Хиве», «Исторический центр города Бухары», «Исторический центр города Шахрисабза» и «Город Самарканд»)). На территории страны расположено 8 заповедников, 2 природных и 1 национальный парк, 6 памятников природы, 11 заказников, более 50 водоохранных зон, которые являются привлекательными туристическими объектами. Имеются также около 350 культурно-развлекательных объектов (музеи, театры, парки культуры и отдыха), а также много других объектов туризма. Все это должны увидеть туристы из разных стран, посетив Узбекистан.
Значимость туристической отрасли и ее потенциала в нашей стране подтверждают результаты анализа следующих статистических данных. Отрасль туризма в ВВП Узбекистана в абсолютных показателях увеличилась с 1210,8 млрд сум (2008 г.) до 14102,6 млрд сумм (2019 г.) (рис. 1). Между тем только в 2019 г. вклад этой отрасли в ВВП республики составил 2,7%.
Рисунок 1. Валовый внутренний продукт Узбекистана за 2008–2020 годы и вклад в него отрасли туризма за 2008–2020 г.
Источник: составлено по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан.
Развитие туристической отрасли в 2017–2019 гг. (трехлетний допандемийный период) показывает положительную динамику роста ее основных показателей. Так, экспорт услуг этой отрасли увеличился с 546,9 млн долл. США (2017 г.) до 1313 млн долл. США (2019 г.), или 2,4 раза (таблица). Также увеличилось количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан, что подтверждают следующие цифры. Если в 2017 г. число таких туристов составляло 2,7 млн человек, то к концу 2019 г. их число возросло до 6,7 млн человек. Однако с приходом коронавируса число желающих посетить Узбекистан резко снизилось, почти на 78% меньше показателя 2019 г.
Число гостиниц и аналогичных средств размещения туристов за 2017–2019 гг. возросло в 1,5 раза, а количество номеров в них – в 1,4 раза. Число туроператоров в республике увеличилось с 561 до 1482.
Сегодня развитие экономики в целом и ее отраслей, в том числе и туризма, определено в принимаемых в республике стратегических и программно-управленческих документах. В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017–2021 годы [9] определены меры по ускоренному развитию индустрии туризма, повышению ее роли и вклада в экономику, диверсификация и улучшение качества туристических услуг, расширение туристической инфраструктуры.
Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан на 2019–2025 годы (далее – Концепция) [10] закрепляет видение и основные приоритеты государства по дальнейшему развитию конкурентоспособной туристской отрасли. Целью реализации Концепции является преобразование туризма в стратегическую отрасль национальной экономики и достижение целевых показателей за счет ее диверсификации и улучшения качества туристских услуг, совершенствования туристской инфраструктуры, в том числе посредством привлечения иностранных инвестиций и проведения эффективной рекламно-маркетинговой работы.
За счет развития необходимой инфраструктуры и успешного продвижения республиканского туристского потенциала на мировых рынках на 2021–2025 годы поставлена цель увеличить долю туризма в ВВП страны до 5%, а также привлечь по итогам 2025 года более 9 млн туристов, в том числе 2 млн человек из дальнего зарубежья.
Таблица
Динамика достигнутых и целевых показателей развития туристической отрасли Узбекистана
Показатель
|
Фактические
показатели
|
Целевые
показатели
| |||||
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2023 г.
|
2025 г.
| |
Экспорт туристских
услуг, млн долл. США
|
546,9 |
1041,0 |
1313,0 |
370,0 |
1399,1 |
1739,4 |
2232,8 |
Количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан, тыс.
чел.
|
2690,0 |
5346,8 |
6748,0 |
1504,1 |
6743,3 |
7865,4 |
9089,3 |
Количество внутренних туристов, тыс. поездок
|
10560 |
14000 |
15640 |
18000 |
18806 |
21867 |
25010 |
Количество туроператоров, ед.
|
561 |
983 |
1482 |
1158 |
1262 |
1458 |
1676 |
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения, ед.
|
816 |
914 |
1188 |
1226 |
2394 |
2715 |
2994 |
Количество номеров в средствах
размещения, тыс. ед
|
18,6 |
20,2 |
26,1 |
29,2 |
48,7 |
55,2 |
60,9 |
Велика роль туризма в создании новых рабочих мест в республике. В 2019 году индустрия туризма создала значительный объем рабочих мест, в которых только в организациях, созданных в форме юридического лица, трудилось 230,5 тыс. человек. В туристических агентствах и других услугах по бронированию путешествий туристам работало 3192 человека. На рисунке 2 приведена структура занятых в организациях по видам предоставляемых услуг в туризме.
Однако с 2020 г. гостиницы, рестораны, туроператоры и другие организации, занятые в обслуживании туристов, приостановили деятельность на неопределенный срок. В связи с резким падением экономической активности в период пандемии работники трудоемкой индустрии туризма столкнулись с колоссальным сокращением рабочего времени, потенциальной потерей работы и обостряющимися проблемами на пути к труду.
Рисунок 2. Структура занятых в организациях (юридических лицах) по видам предоставляемых услуг в туризме, в среднем за 2019–2020 годы, %
Источник: составлено по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан.
2. Реанимационные меры для туристической отрасли и ее развитие в 2020–2021 годах. Для борьбы с эффектами кризиса, вызванного пандемией, приняты комплексные меры по восстановлению всей экономики республики, а также специальные меры, направленные на поддержку непосредственно туристической отрасли. Поддержка оказывается и туристическому бизнесу, что повлекло за собой сохранение рабочих мест и источников доходов населения. Это является важным для туристической отрасли, и особенно для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. По данным Министерства туризма и спорта Республики Узбекистан, только за девять месяцев 2021 г. на поддержку туристического бизнеса из госбюджета выделено 6,5 млрд сум [11].
Для смягчения последствий коронавируса туристическая сфера получила ряд льгот и преференций, в числе которых: снижение на 50% от установленных ставок ставки налога на прибыль туроператоров, турагентов и средств размещения; освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество юридических лиц туроператоров, турагентов и средств размещения; социальный налог установлен по сниженной ставке в размере 1%; приостановлено начисление и уплата сбора для туроператоров, турагентов, а также средств размещения; частичное возмещение процентных расходов туристических организаций по ранее выданным кредитам коммерческих банков на строительство объектов размещения, а также затрат на реновацию, реконструкцию и усиление материально-технической базы для модернизации гостиниц.
Предусмотрено субсидирование средств размещения в размере 10% стоимости услуг по размещению (гостиничных услуг) с 1 июня 2020 года по 31 декабря 2021 года [12]. В целом 1750 субъектов сферы туризма получили льготы по налогу на имущество, земельному и социальному налогам на сумму около 60 млрд сум.
Действенность принятых мер уже показала свою эффективность. Так, отрасль туризма в республике в период 2020–2021 гг. стала наращивать снова свой статус, обеспечив привлечение зарубежных и внутренних туристов. По данным Министерства туризма и спорта РУз, за 9 месяцев 2021 г. страну посетили 1,2 млн иностранных туристов, а экспорт туристических услуг составил 273 млн долларов [13].
Сегодня наблюдается рост объема реализации туристических и гостиничных услуг, увеличивается их ассортимент и качество, в которых безопасности туристов определено основное место. В республике открылось дополнительно 105 новых гостиниц, 1001 семейный гостевой дом, 90 туристических предприятий. Вместе с тем из-за коронавируса в 2020 г. 294 туроператора лишились своей работы [13].
Эксперты предполагают, что, исходя из условий, с которыми приходится сталкиваться гостиницам и другим средствам размещения при вселении туристов в пандемию, их технологичность повысится, вырастет спрос на инновации, автоматизацию и бесконтактные технологии. Например, по данным HotelTechReport, коронавирус ускорит цифровое преобразование в сфере гостеприимства на 10–15 лет [14]. Например, электронная регистрация и бесконтактный доступ в номер позволят туристам избежать лишних контактов с сотрудниками отелей и контактов с ключами, т.е. повысится уровень безопасности и скорость обслуживания.
3. Акцент на устойчивом развитии внутреннего туризма. Сегодня текущие условия, вызванные коронавирусом, дают шанс национальной туристической отрасли ознакомить население с потенциалом своей страны. Такой шанс в Узбекистане население использует очень активно. На это показывают следующие цифры. Если за период в 2019 г. по сравнению с 2017 г. количество внутренних поездок увеличилось на 5080 ед., то только в период пандемии за один 2020 год совершено 2360 таких внутренних туристических поездок.
Государство стимулирует развитие внутреннего туризма, предоставляя туроператорам и турагентам субсидии в размере 15% на авиа- и железнодорожные билеты и 10% на жилье для организации туров по всему Узбекистану для местных путешествующих туристов. Для этого из госбюджета выделено почти 5 млрд сум.
Смена ориентира на внутренний туризм, который касается в целом республики или одной ее области, в нынешних условиях пандемии сопровождается разработкой новых предложений, маршрутов, в том числе комплексных и авторских туров. Особая роль в развитии внутреннего туризма отводится созданию на территории областей республики туристских зон и горных туристских кластеров в рамках реализации Программы развития внутреннего туризма «Ўзбекистон бўйлаб саеҳат қил!» [15]. Особое внимание обращено на обоснованность и экономическую целесообразность их размещения на территории той или иной области республики, обеспеченность инженерными коммуникациями, реализации проектов по строительству объектов туристской сферы с определением источников их финансирования и налоговых льгот, предоставляемых инвесторам.
По нашему мнению, сегодня на пике актуальности находится задача расширения реестра населенных пунктов со статусом «Туристическая деревня», «Туристическая махалля» и «Туристический аул», что приводит к развитию туризма среди населения. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 13.08.2019 г. № УП-5781 территории, обладающие статусом «туристских», в приоритетном порядке попадут под действие госпрограмм. В рамках таких госпрограмм проводятся работы по улучшению их инфраструктуры [16]. Кишлаки (села) и махали республики смогут получить статус туристских, если местные жители создадут не менее 20 гостевых домов и будут оказывать туристам как минимум пять услуг, кроме питания и проживания (например, ремесленные мастер-классы, катание на лошадях или верблюдах).
Для развития таких гостевых домов действует упрощенный порядок сертификации гостевых домов, и коммерческим банкам рекомендовано выдавать льготные кредиты для их открытия. В апреле 2020 года создана Ассоциация владельцев гостевых домов и хостелов Узбекистана, которая налаживает сотрудничество для увеличения потока молодых туристов с Международной федерацией молодежных хостелов и Международной сетью бронирования [17] (Abriev, 2020).
Конечно, «импортозамещение» туристических услуг внутренним туризмом возможно там, где есть соответствующие условия и инфраструктура. Многое зависит от таких факторов, как реакции со стороны предложения туристических услуг; соотношение цены и качества сервиса; динамики доходов населения по итогам пандемии; готовность самих потребителей переключиться на национальные внутренние туристические направления. Последние из этих процессов также будут сопровождаться ростом спроса на относительно бюджетные варианты отдыха.
4. Новые атрибуты для туристов, связанные с пандемией. Государства мира, столкнувшиеся с ковидным синдромом в туризме, почувствовали на себе все его последствия, так как эта сфера уже никогда не будет прежней. Вместе с тем пандемия выступила своего рода триггером важных структурных изменений, определяющих условия работы туристической отрасли и развития ее потенциала после поэтапного снятия ограничений.
В туризме Узбекистана уже сегодня появились новые атрибуты, введенные из-за пандемии. В числе таких необходимых новшеств обеспечение безопасности туристов, которое подразумевает под собой внедрение новых стандартов гигиены и чистоты, рост спроса на туристические страховки с учетом индивидуальных потребностей, справки о вакцинации и др.
На безопасное путешествие туристов в Узбекистане обращено большое внимание. В опубликованном на французском портале Insurly [18] рейтинге безопасности для туристов на 2020 г. из 180 государств Узбекистан занял 46-е место в мире и 1-е место среди стран СНГ. Система составления такого рейтинга включает в себя вероятность стихийных бедствий, уровень здравоохранения, ситуацию с преступностью, включая терроризм, и транспортные риски. Этот и аналогичные рейтинги, касающиеся вопросов безопасности, всерьез воспринимаются иностранными гражданами – потенциальными туристами, что естественным образом оказывает значительное влияние на туристические потоки въездного туризма, не говоря уже о внутреннем туризме.
В республике внедряется в практику новая система санитарно-эпидемиологической безопасности для туристов на основе мировых стандартов. Это проект «Узбекистан. Безопасное путешествие гарантировано», в соответствии с которым сертификация объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, туристических услуг на основе новых санитарно-гигиенических требований в республике станет обязательной для всех государственных пограничных пунктов, объектов материального культурного наследия, музеев, театров и др.
В условиях пандемии произошла полная цифровая перезагрузка туристической сферы за счет углубленного развития новых технологий. Сегодня появилась возможность сопровождать туриста через интернет вплоть до обмена им впечатлениями. Большинство туристов при выборе направлений своих путешествий зачастую полагаются на онлайн-платформы для планирования и бронирования своих поездок. Важную роль в адаптации к новым условиям играет создание и анализ пользовательского пути на веб-сайте, запуск диджитал-рекламы, размещение услуг на сайтах-агрегаторах.
В мировой практике широко нашло применение замены традиционных услуг онлайн-форматом (онлайн-экскурсии, выставки и мастер-классы). Рост использования социальных сетей и блогов о путешествиях усилил тенденцию. Это уменьшило влияние институциональных и традиционных каналов коммуникации на выбор дестинации. Кроме того, представляет экономичную возможность для менее известных туристских направлений в создании сильного туристического бренда и имиджа среди потребителей. Созданная специальная платформа «Silk Road Project» обеспечивает продвижение туристического потенциала стран Шелкового пути и перспективных региональных турпродуктов и маршрутов.
В целях создания удобств иностранным туристам, прибывающим в Узбекистан, кардинально упрощены визовые и регистрационные процедуры. Полностью переведена в электронный формат E-mehmon и упрощен порядок временной регистрации иностранных граждан на территории страны. Система предоставляет средствам размещения, лечебным учреждениям, туристическим компаниям, гостевым домам право регистрации иностранных граждан. Самостоятельно путешествующие по стране могут сделать через интернет и мобильные приложения.
Электронную визу в упрощенном порядке имеют возможность оформлять граждане около 80 стран. Для некоторых категорий иностранных граждан введены пять новых типов виз: «Соотечественница», «Студент», «Академическая», «Лечебная» и «Паломническая». По данным Министерства туризма и спорта Республики Узбекистан, в 2019 году, если средний рост числа иностранных туристов составлял 26%, то темпы роста среди стран, где был введен безвизовый режим, достигли 58% [19].
В туристической отрасли Узбекистана соединения 5G и Wi-Fi становятся необходимыми услугами и применяются практически гостиничными сетями и другими поставщиками туристических услуг. Следует заметить, что цифровизации туристического сектора меняет бизнес-модель поставщиков и ожидания клиентов. Практика показывает, что появление новых игроков, например в сфере размещения (AirBnB, Homeaway), транспорта (BlablaCar, Uber), общественного питания (EatWith) и услуг гида (ToursByLocals), произвело революцию в туристическом секторе.
Заключение
1. Многие страны пришли к такому мнению, что туристическая отрасль не выйдет из кризиса COVID-19, не испытав повторных шоков. Эта отрасль известна своей способностью противостоять экономическим спадам и кризисам. На это указывали многие эпидемии, через которые приходилось пройти странам мира. В восстановлении в целом экономики государств сфера туризма может сыграть одну из ключевых ролей.
2. Узбекистан обладает огромным туристическим потенциалом. Благоприятными факторами для дальнейшего его развития является богатый природный потенциал, наличие объектов культурно-исторического наследия, развитость гостиничного и курортного бизнеса, высокий уровень безопасности туристов, стабильная политическая ситуация и другие.
3. Вместе с тем, несмотря на изобилие привлекательных природных и культурных ценностей, существуют недостатки по другим важным параметрам, составляющим туристический потенциал, в числе таких некоторые проблемы в инфраструктуре транспорта и туристических услуг, от решения которых зависит количество посещений и расходов туристов.
4. Улучшение инфраструктуры и обеспечение нормативно-правовых процедур в туристических зонах и кластерах, созданных в республике также сегодня является одной из основных задач дальнейшего развития туристического потенциала. Инициативы для активизации привлечения международных туристов в туристические кластеры могут включать в себя: улучшение авиационного сектора и авиасообщения по низким тарифам; развитие хабов с функцией транзитных остановок в кластерах; гармонизация визовых режимов; развитие государственно-частного партнерства и др.
5. Задача развития туристического потенциала в Узбекистане эффективнее, чем было до пандемии, может быть достигнута с условием тесной взаимосвязи с Целями в области устойчивого развития страны. Это позволит создать более экологичную, инклюзивную и устойчивую туристическую отрасль с эффективно развивающимся туристическим потенциалом.
6. Актуальным направлением в нынешних условиях является обеспечение экологической устойчивости объектов, составляющих туристический потенциал Узбекистана. Это возможно обеспечить, если при разработке и реализации различных туристических программ и проектов станут внедряться соответствующие меры и практики устойчивого развития для защиты природных туристических объектов.
7. Решающее значение в экономике республики в условиях пандемии имеет активизация развития внутреннего туризма. Внутренние туристы выходного дня распространены в Узбекистане. Такие жители, уезжающие на выходные и праздничные дни в пределах страны, могут помочь сгладить сезонную кривую в туристической сфере, тем самым создавая круглогодичный бизнес для туристических объектов и связанного с ними малого бизнеса. В этой связи следует изучить практики зарубежных стран в развитии внутреннего туризма и стимулирующие механизмы к таким путешествиям и по возможности адаптировать этот опыт к национальным интересам для привлечения местного населения.
8. Цифровые и коммуникационные технологии находятся в центре наиболее прибыльных видов деятельности в цепочке создания стоимости в сфере туризма. Поэтому необходимо поддерживать разработку и внедрение инновационных решений для предоставления туристических услуг, улучшения маркетинга и продвижения дестинаций, а также разработки образовательных инструментов и цифрового туристического контента.
Тенденция цифровизации в туризме, особенно в условиях пандемии, предполагает постепенную переориентацию всех участников рынка на сферу онлайн. В этом плане необходимо создание предпосылок для повышения прибыльности индустрии туризма. Перспективным направлением представляется разработка и продвижение цифровых продуктов как для традиционных, так и для новых туристских направлений.
Источники:
2. Выступление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на пятнадцатом саммите Организации экономического сотрудничества. 28 ноября 2021 г., г. Ашхабад
3. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. – 2013. – № 3. – c. 17-20.
4. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 80. – c. 49-65. – doi: 10.24411/2070-1381-2020-10063 .
5. Забаева М.Н. Эффективное использование регионального туристского потенциала: теория, методология и практика. / автореф. дис. … д-ра эконом. наук. - Н. Новгород, 2011. – 23 c.
6. Мизинцева М.Ф. и др. Пандемия COVID-19. Биология и экономика. / Специальный выпуск: информационно-аналитический сборник. - М.: Издательство Перо, 2020. – 110 c.
7. Очилова Ф.М., Жалолиддинова Х., Нурматова С. Туризм в Узбекистане после COVID-19 // Научно-электронный журнал «Экономические и инновационные технологии». – 2021. – № 1. – c. 333-341.
8. Узбекистан вошел в список самых быстрорастущих стран по туризму. Gazeta.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/04/tourism (дата обращения: 14.12.2021).
9. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 07.02.2017 г., N УП-4947
10. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» от 05.01.2019 г., N УП-5611
11. Развитие туризма в Узбекистане в 2021 г. Profi.travel. [Электронный ресурс]. URL: https://profi.travel/news/53287/details (дата обращения: 10.12.2021).
12. Указ Президента Республики Узбекистан «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» от 28.05.2020г., N УП – 6002
13. Узбекистан за девять месяцев этого года посетили более миллиона иностранных туристов. Eadaily.com. [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/11/08/ uzbekistan-za-devyat-mesyacev-etogo-goda-posetili-bolee-milliona-inostrannyh-turistov (дата обращения: 05.12.2021).
14. Coronavirus: Survival of the Fittest for Hotels. Hoteltechreport.com. [Электронный ресурс]. URL: https://hoteltechreport.com/news/ coronavirus (дата обращения: 12.12.2021).
15. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития внутреннего туризма» от 07.02.2018 г., N ПП – 3514
16. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» от 13.08.2019 г., N УП-5781
17. Абриев З. Региональный туризм: выводы и возможности развития после коронавирусной пандемии // Финансово-правовые и инновационные аспекты инвестирования экономики региона: в сборнике материалов Международной научно-практической конференции. М., 2020. – c. 794.
18. Узбекистан возглавил рейтинг безопасности для туристов среди стран СНГ на 2020 год. Akchabar.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akchabar.kg/kg/news/uzbekistan-vozglavil-rejting-bezopasnosti-dlya-turistov -sredi-stran-sng/ (дата обращения: 14.12.2021).
19. Узбекистан – туристическая страна. Turi-uzbekistana.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://turi-uzbekistana.ru/news/tirusticheskaya-strana-Uzbekistan (дата обращения: 28.12.2021).
Страница обновлена: 22.07.2024 в 08:44:42